Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 112526


Наименование:


Курсовик Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 07.05.18. Сдан: 2018. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Педагогический факультет
Кафедра теории и методики
начального и дошкольного образования


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению подготовки (специальности)
«Педагогическое образование»
Профиль: «Дошкольное образование»


Тема: «Воспитание эмоциональной отзывчивости как фактор позитивной социализации дошкольников»


Выполнила:
студентка 4 курса
педагогического факультета


Орехово-Зуево
2018
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема воспитания эмоциональной отзывчивости у детей в отечественной педагогике………………………………………………..
1.2. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника…………………………………………………………….

Краткие выводы к главе I……………………………………………….

Глава II. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Технологии воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников……………………………………………………………...
2.2. Содружество семьи и ДОО в воспитании эмоциональной отзывчивости у дошкольника………………………………………………………………


Введение
Дошкольное детство- это время, когда преобладает чувственное познание окружающей действительности, происходит процесс социализации, устанавливаются связи дошкольника с миром бытия: окружающих его людей, природы, предметным миром. Именно в дошкольном возрасте необходимо научить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроению. Но, несмотря на то, что у дошкольников совсем маленький опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача воспитателя - развить эмоциональное восприятие малыша. Очень часто мы видим, как многие не хотят видеть переживания и боль людей, не могут проявить свою доброжелательность и сочувствие.
К тому же, мы изо дня в день сталкиваемся с обстоятельствами, когда наши дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным. Из этого следует, что нарушаются нравственные нормы. А это значит, что мы - взрослые не сумели своевременно развить у детей самые элементарные качества личности - доброжелательность, великодушие, бескорыстность, эмоциональную отзывчивость. Это не тайна, что многие взрослые, перво-наперво родители, не всегда правильно и верно в той или иной форме выражают свое отношение к своим поступкам и поступкам своих малышей. Эмоциональная отзывчивость - важная способность, данная человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает. Дошкольники не всегда могут правильно выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в достаточно резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. На сегодняшний день проблема эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста достаточно актуальна, и тесно связана с процессом воспитания у дошкольника эмоций, эмоциональной культуры.
Следовательно, развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми, и главным образом, с родителями, помогающие ребенку познавать окружающий мир. Кроме безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого естественного участия во всех своих начинаниях, общего решения любой проблемы, будь то освоение столовых приборов или конструирования домика из кубиков. В любых совместных действиях для малыша и проявляются новые формы общения со взрослыми. Соответственно развития личности у ребенка повышаются умения к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими представлениями стоят реальные способы управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни. Как уже говорилось ранее, взрослые (родители и педагоги) должны стараться установить тесные эмоциональные контакты с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для уяснения детских эмоций воспитателям и родителям надлежит знать их происхождение и, конечно, стремиться помочь малышу глубже понять те или иные факты действительности и выработать верное отношение к ним. Определение формирования эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства взрослых и сверстников описано у А.Валлона. Автор обращает внимание на то, что ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через экспансивную сферу. Поэтому его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. Исследователь полагает, что на втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии», которая подготавливает его к «ситуации альтруизма». На стадии альтруизма (это происходит в 4-5 лет) ребенок учится соотносить себя и другого, осмыслять переживания других людей, предугадывать последствия своего поведения. Следовательно, по мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.
Важно отметить, что рассмотренная в данной работе тема актуальна на сегодняшний день. Задача воспитания эмоциональной отзывчивости как фактора позитивной социализации дошкольников предполагает глубокую систематическую работу окружающих ребенка взрослых.
Цель исследования:
• на основе теоретического изучения раскрыть содержание, методы и средства создания эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
• раскрыть условия формирования социальных мотивов поведения ребенка.
Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание эмоциональной отзывчивости дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
• изучить проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей в отечественной педагогике
• изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
• изучить воспитание эмоций и чувств дошкольника;
• изучить развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста;
• изучить роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка;
• изучить значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Развитие благоприятной эмоциональной сферы детей дошкольного возраста будет достигнуто, если:
1) совместная деятельность воспитателей, детей и родителей будет направлена на формирование эмоциональной сферы.
2) задачи формирования эмоциональной сферы будут соответствовать возрастным особенностям детей.
3) будут разработаны методы и средства формирования эмоциональной сферы детей.
Методы исследования
• теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
• эмпирические (опытно-экспериментальная работа, беседа, наблюдение).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 для детей раннего возраста г.о. Орехово-Зуево, Московской области.
Значимость исследованиязаключаетсяв том,чтов дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, ребенку трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, важно не упустить момент и научить их понимать и полноценно выражать свои чувства. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы, приложений.


Глава I. Теоретические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников
1.1. Проблема воспитания эмоциональной отзывчивости у детей в отечественной педагогике.
Проблему эмоционального воспитания рассматривали известные педагоги и психологи, такие как: Л.С. Выготский, А.Д. Кошелева, С.В. Ильина, В.С. Мухина, Р.С. Немова, и др. Эмоциональная отзывчивость дошкольников современными учёными понимается как:
- умение проявлять своё отношение на события, явления;
- способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
- проявлять эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
Мы подходим к раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивости через определение сущности понятий эмоции, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная сфера, эмоциональное развитие. Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) проявляются в виде подсознательных реакций субъективного характера на происходящие события. Для психического развития ребенка неотъемлемым является умение и желание делиться переживаниями. Эмоциональная отзывчивость, согласно определению, представленному в психологическом словаре под редакцией В.П. Зимченко, Б.Г. Мещерякова - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. В этом же словаре раскрывается понятие «эмоциональная сфера ребенка», под которой понимается одна из базовых предпосылок общего психического развития, ядро становления личности ребенка, один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное воспитание детей –это одно из самых важных направлений педагогической деятельности воспитателя. Эмоции, по выражению Л.С. Выготского, являются «важным звеном» психологической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка. Воспитание толерантности, сочувствия, отзывчивости, гуманности – это неотъемлемая часть нравственного воспитания. Малыш, понимающий чувства другого, умеет и адекватно, и активно откликаться на переживания окружающих его людей, и всегда стремится оказать свою помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, никогда не будет проявлять враждебность и агрессивность. Эмоциональная отзывчивость – это основа полноценного развития личности. Она определяется как способность сопереживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая ребенка на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизни. Т.С. Бабаджан указывает на то, что эмоциональная отзывчивость особенно поддается развитию в самом раннем детстве. В этот возрастной период, в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью объединяются с эмоциональным состоянием дошкольника. На границе раннего и дошкольного возрастов оно сохраняется длительно и оставляет более заметный след в психике малыша (Г.М. Лямина, Г.В. Пантюхина, А.М. Фонарев и др.). А.В. Запорожец, Я.З. Неверович отмечают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, которая включает сопереживание и сочувствие. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова преподносят отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, которая проявляется в отношениях и общении между людьми. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и всегда проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и отношений в коллективе. Степенью -сформированности эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, по мнению многих исследователей, является следующее: ребенок показывает свой интерес к эмоциональному состоянию сверстников; эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им; тонко реагирует на настроение другого: идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание; проявляет заботу по отношению к младшим детям, животным; осуществляет эмоционально-утешительные действия. А.Д. Кошелева отмечает, что большая роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семейному воспитанию. Автор утверждает, что только в условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, - выбирая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разнообразным. Анна Дмитриевна определила, что у ребенка из многодетной и дружной семьи, где родственников и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но важное место в них занимает человек и отношение к нему. Опыт, который приобретается в семье, - иногда может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А.Д.Кошелевой, складывается обычно тогда, когда родители озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие музыкальных способностей, и при этом совсем не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимых дошкольнику. В конечном счёте эмоциональный опыт может быть неоднородным и иногда противоречивым (родители не согласны друг с другом в том, как воспитывать ребенка). Итак, обобщает А.Д. Кошелева, взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду будет условием воспитания и развития у малыша эмоциональной отзывчивости. По мнению Л.Мерфи, В.И.Слободчикова, А.В. Шувалова, проявления эмоциональной отзывчивости прежде всего зависят от уровня близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый ребенок или чужой), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии исследователи связывают с развитием и возрастными изменениями таких индивидуальных свойств, как темперамент, сила эмоциональной возбудимости, и также влиянием тех социальных групп, в которые попадает дошкольник. Л.Мерфи, В.И.Слободчикова, А.В. Шувалова- подчеркивают, что современное общество помогает развитию квазиэмпатийного поведения, потому что содержит противоречие индивидуальных и социальных ценностей, которое дошкольник воспринимает путём взаимоотношения взрослых и детей из окружающей его среды, с помощью социальных и моральных стереотипов. Мир взрослых не дает дошкольнику ощущений безопасности, подавляет его социальные потребности и стимулирует к агрессивному поведению. Направленность к эмпатийному поведению искажается. Дошкольник скрывает свою агрессивную устремлённость (нападая на кого-то из сверстников, делает вид, что защищает его). Предполагаемая тревожность иногда может искажать проявления эмпатийного поведения, так как ребёнок приписывает другим свой дискомфорт.
Обстоятельство, что процесс развития и воспитания проявляется успешнее, если воспитатель делает его эмоциональным, развивали многие русские учёные и педагоги. «Через чувства должно вселять во младую душу первые приятные знания и представления и сохранять их в ней», - писал русский просветитель второй половины XVIII века Н.И. Новиков, «...ибо нет ни единой из потребностей наших, удовлетворение которой не имело бы в себе приятности» [ ].
О необходимости эмоционального пособничества в процессе воспитания детей писал великий русский мыслитель В.Г. Белинский (1811 – 1848): «Ничто так ужасно не действует на юную душу, как холодность и важность, с которыми принимается горячее излияние ее чувства, … там, где ожидает она сочувствия» [ ]. Оценивая детские книжные издания, В.Г. Белинский подчеркивает о необходимости воздействия этих книг на чувства детей, а не на рассудок, ибо чувство предшествуют познанию: «старайтесь, чтобы дети меньше понимали, но больше чувствовали» [Там же]. Таким образом, В.Г. Белинский развивал идеи западных мыслителей и педагогов о ценности чувственного компонента в становлении личности ребенка.
Значение эмоций для развития и воспитания человека подчеркивал в своих трудах великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824 – 1870): «...Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее, в направлении их должно видеть свою главную задачу» [ ]. Проанализировав различные педагогические системы и обнаружив в них отсутствие всякой попытки анализа чувствований и страстей, он разработал учение о чувствованиях, многие положения которого актуальны и сегодня. К.Д. Ушинский указывает на важность использования эмоциональных переживаний в педагогическом процессе в следующем своем высказывании: «Глубокие и обширные философские и психологические истины доступны только воспитателю, но не воспитаннику, и потому воспитатель должен руководствоваться ими, но не в убеждении воспитанника в их логической силе искать для того средств. Одним из действенных средств к тому являются наслаждения и страдания, которые педагог может возбуждать в душе дошкольника и там, где они не возбуждаются сами собою как последствия поступка» [Там же]. Фундаментом воспитания, по мнению К.Д. Ушинского является воспитание семейное, конкретизирующее цели и задачи общественного воспитания. Путь к подъему отечественного образования он видит в обращении к народности как особенной для каждого народа идее воспитания.
Создавая теорию «свободного воспитания», Л.Н. Толстой (1828-1910) утверждал, что развитие детей является процессом самопроизвольного раскрытия их качеств при осторожной помощи педагога, который не имеет права «принудительно» влиять на формирование взглядов воспитанников. Л.Н. Толстой делает акцент на эмоциональном благополучии детей в процессе воспитания. Он указывает, что при традиционном принудительном подходе к обучению ребёнок испытывает чувство «усталости, страха и скуки» [ ]. В своей статье «Общие замечания для учителей» (1872) Л.Н. Толстой так определял ведущее качество личности учителя: это любовь. Если педагог имеет любовь к своему воспитаннику, он будет лучше того педагога, который прочитал много книг, но не имеет любви к своим ученикам.
Ранние представители психолого-педагогической науки XIX в. находились под сильным влиянием теории Ч. Дарвина, рассматривающей человеческие эмоции как продукты естественного отбора, служившие целям адаптации человека к окружающему его миру. В целом XIX век характеризуется серьезными изменениями в системе образования, связанными с резкими изменениями в жизни общества, стремительным развитием промышленности, революционными научными открытиями.
Огромный вклад в разработку новизны психолого-педагогических методов исследования и воспитания детей внесли труды В.М. Бехтерева (1857-1927). Благодаря его разработкам, в науке сформировался взгляд на ценность детского возраста в развитии личности ребенка. В.М. Бехтерев был одним из самых первых педагогов, который обратил внимание на проблемы воспитания детей младшего возраста. Исследуя приобретённый жизненный опыт ребенка, его практическую деятельность в качестве основы развития ребенка, В.М. Бехтерев особое внимание уделял роли чувственного, сенсорного развития.
В рамках -развития и обучения детей- проблему эмоционального воспитания исследовал Л.С. Выготский (1869 1934). По его убеждению, эмоциональные реакции выступают в роли организатора поведения человека, в них реализуется активность человеческого организма. Ведь даже в самых первичных реакциях Л.С. Выготский находит эмоциональный компонент. Изучая механизмы формирования высших психических функций, Л.С. Выготский связывает механизм воспитания чувств с процессом формирования остальных реакций. В своей работе «Воспитание чувств» он отмечает, что, связывая различные раздражители, нужно формировать новые связи между эмоциональными реакциями и элементами среды. Раскрывая значение эмоций в обучении детей, Л.С. Выготский обращает внимание на тот факт, эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Значит, эмоциональные реакции обязаны составить основу воспитательного процесса [ ].
Следует- обратить внимание на тот факт, что в трудах Л.С. Выготского впервые формирование эмоций рассматриваются не только как средство воспитания личности, но и в качестве самоценного личностного образования. Рассуждая о воспитании одаренности и талантливости детей, он уделяет внимание тому, что в обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, все принимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. «Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать», – пишет он – «Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференциального исчисления. И там и здесь человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы» [ ].
Л.С. Выготский обращает внимание педагогов на опасность воспитания крайней формы эмоциональности – «чрезмерной и ложно раздутой чувствительности», которую автор отличает от чувства. Л.С. Выготский объясняет свою точку зрения тем, что эмоция «могущественна» и важна для действия, а сентимент «бесплоден и ничтожен». В результате целью эмоционального воспитания, по Л.С. Выготскому, является овладение эмоциями, т.е. включение их в общую сеть поведения, когда бы они тесно связались со всеми другими реакциями и не врывались в их течение нарушающим и расстраивающим образом. Не следует думать, что Л.С. Выготский настаивает на подавлении чувств. Он, связывая эмоции с остальными формами поведения, говорит о целесообразности их направленности. Примером разумного использования чувства являются интеллектуальные чувства: страх, испуг, любопытство, интерес, удивление и т.д., возникающие в непосредственной связи с интеллектуальной деятельностью и руководят ею.
1.2. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника
Дошкольники в разных играх всегда представляют ситуации, события, явления, вызывающие интерес и останавливающие на себе их внимание. Малыш опирается на действия, поступки и взаимоотношения окружающих его людей, когда изображает их в игре.не всегда игра дошкольника бывает точной копией того, что он наблюдает.
Закономерно, что отношение дошкольника к окружающей действительности складывается под влиянием оценок взрослых и их эмоционально-выразительного отношения к событиям, явлениям, людям, животным. Отношение взрослого, его пример во многом определяют развитие потребностей ребенка, его ценностных ориентаций, его стремлений и желаний, а также умения откликаться на состояние окружающих сверстников и взрослых, сопереживать им. Это и определяет содержание его внутреннего мира и темы игровой деятельности.
Несомненно, что игра влияет на чувства дошкольников. Она обладает притягательной способностью завораживать ребёнка, вызывать его волнение, азарт и восторг. По-настоящему игра осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой эмоциональной форме. - Для приобретения знаний и умений с огромным успехом используют дидактические игры, для формирования физической нормы– подвижные игры, а для развития коммуникативных эмоций и социальных качеств личности - игры с правилами, сюжетно-ролевые игры. Поэтому неумение детей играть часто означает задержку в развитии коммуникативных качеств дошкольника, его социального сознания.
Среди многих приёмов и методов коррекции эмоциональных трудностей именно игра занимает большое место. Ведь игра является ведущей деятельностью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т.п. происходят, именно, в игре.
Если ребёнок эмоционально неблагополучный, то он испытывает большие затруднения в любой игре. Дошкольник проявляет, например, негативное отношение к игрушкам, которых обижает, мучает или наказывает. Игры таких детей всегда имеют характер однообразных и повторяющихся процессов. В некоторых случаях можно наблюдать необъяснимую привязанность к одной категории игрушек и к определенным действиям с ними, несмотря на нормальное познавательное развитие дошкольников. Перечисленные особенности с нарушениями в развитии эмоциональной сферы требуют специального воспитательного подхода, специальной педагогической коррекции. Иначе эти нарушения могут привести к недостаткам познавательного развития, задержке формирования социальных качеств и личности дошкольника в целом.
Указанная тесная связь между эмоциональным развитием дошкольников и развитием игры свидетельствует о том, что психолого-педагогические методы, осуществляемые в процессе игры должны нормализовать эмоциональную сферу, снять эмоциональные преграды и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.
С учетом специфики эмоционального поведения рекомендуется применять разные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с правилами и, конечно, руководить игрой таким образом, чтобы негативные качества личности дошкольника или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
Проблема в том, что многие дети дошкольного возраста не умеют играть. Одна из причин кроется в том, что с этими детьми никто не играет -в семье, многие родители предпочитают другие виды деятельности (чаще всего этот разные виды развития интеллекта, которым ребенок обучается в ущерб игре). Вторая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были лишены общества своих сверстников и не научились общению с ними. Такие дети играют обычно в одиночестве. Темами их игр редко становятся человеческие взаимоотношения.
При низком уровне игры дети лишь манипулируют предметами. Эти предметные действия в основном и являются объектом положительного эмоционального отношения дошкольника. Поэтому некоторые дети выбирают одни и те же знакомые игры (в «детский сад», «дочки-матери» и пр.) и играют в них по шаблону.
Каждая кукла - это новый персонаж в игре, с которым у дошкольника связаны разнообразные эмоции. Необходимо заботиться о том, чтобы малыш не только выполнял какие-то обязанности, но и глубоко переживал свою роль в игре.
Также обязательно развивать эмоциональное отношение дошкольника к содержанию игры в целом. Важно, чтобы дети не просто знали содержание той или иной игры, но и относились к содержанию определенным образом, тогда у них возникнет потребность овладеть соответствующей ролью.
Не менее важным в игре является определение задач, которые являются основой для эмоционально-нравственного воспитания. Эти задачи нацеливают внимание дошкольника на положение персонажа в игре, на его настроение, учат выражать ему сочувствие и оказывать содействие. Постановкой новых игровых задач воспитатель поддерживает сотрудничество ребёнка с другими детьми. Ролевое поведение воспитателя является опорой, на которой держится деловое взаимодействие ребенка со сверстниками.
Дошкольник получает от успешной игры особое удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение дошкольников, их бурную радость, желание повторения игры, обрастающей все новыми обстоятельствами. Эмоциональный подъем в игре помогает ребёнку преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как равных партнеров.
Сюжетно-ролевые игры оказывают большое влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не обозначены. В этих случаях ребенок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего приобретённого опыта.
Дети с небольшим, односторонним коммуникативным опытом или дошкольники более младшего возраста часто оказываются незащищёнными в условиях сюжетно-ролевой игры, так как совсем не представляют, как необходимо поступать при тех или иных случаях, какими качествами должен обладать тот или иной герой. Например, говоря маленькому ребенку и показывая на сверстника, исполняющего роль зайчика: «Вот зайчик, посмотри, какой он мягкий, какие у него длинные ушки, серенькая шкурка» - и малыш, до этого ещё не обращавший внимания на сверстника, глядит на него с любовью, гладит «ушки», «шёрстку». Нередко при этом у дошкольника появляется стойкое эмоциональное проявление симпатии, которое сохраняется не только в ролевых отношениях, но и в повседневной жизни.
Определённая роль в игре может изменить характер самого ребенка. Например, если озлобленному мальчику сказать: «Ты большой, сильный медведь, ты можешь быстро бегать, не боишься лисы, ты хочешь защищать маленьких зверят от всех опасностей!» - и малыш, который пытался всех обидеть и гордился этим, начинает защищать цыплёнка и гладить его. Он уже не обижает этого малыша, как раньше, а становится ему защитником даже после игры. Из этого примера видно, что роль помогла дошкольнику коренным образом изменить свое негативное поведение и свое отношение к сверстнику.
При перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, необходимо обратиться к играм-драматизациям на темы сказок. В них добро и зло расчерчены, даны яркие оценки поступкам персонажей, отмечены положительные и отрицательные герои. Поэтому при условии, что игра на тему сказки помогает дошкольнику легче войти в роль, создать образ, допустить условность. Ведь создание воображаемой ситуации обязательно требует связи с жизненной ситуацией и исходными представлениями дошкольника об окружающей жизни.
Для этих игр можно, например, использовать народные сказки. Сказку «Жихарка», сказку «Теремок». Если в первой сказке черты главных героев даны четко и однозначно (баба-яга - отрицательный персонаж, а жихарка - положительный), то во второй сказке характеристика уже знакомых положительных и отрицательных персонажей, которые взаимодействуют в воображаемой ситуации, несколько иная. Характер персонажей этой сказки сложнее и богаче, чем в предыдущей, поэтому ребенок, опираясь на свой опыт, получает и новый, обогащенный, игровой и эмоциональный опыт в воспроизведении сюжета сказки.
Во время рассказывания сказки можно увидеть, как у дошкольников возрастает неподдельный интерес к сказочным героям и их жизни. Волнение, смех, тревога показывают о переживаниях событий, об эмоциональном отношении к возникающим коллизиям, ожидании благополучного конца.
Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, является игра с правилами. Ее специфика состоит в том, что отношения определяются в ней уже не ролями, а правилами и нормами. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Необходимо отметить, что контакты, возникшие под влиянием игры с правилами, не исчезают с окончанием действий.
При проведении подвижных сюжетных игр с правилами можно создать условия, при которых с очевидностью выступают такие качества ребенка, как решительность или сомнение, находчивость, смекалка и др.; в этих условиях дошкольники приучаются действовать дружно, слаженно.
Игры с правилами предполагают особые формы общения, отличительные от форм общения в сюжетно-ролевых играх. Всегда в сюжетно-ролевых играх каждая роль имеет противоположную по смыслу и действиям форму (мать - дети, врач - пациент, машинист - пассажир и пр.), а в играх с правилами наряду с таким типом отношений (противоположные команды) возникает и другой, очень важный тип отношений - отношения равных внутри команды.
Мы увидели, что игра с правилами предполагает выход за границы ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у дошкольников игру коллективной направленности, служит основой для развития настоящих человеческих эмоций. Это очень важно потому, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься детьми в дальнейшую реальную жизнь. Игры с правилами помогают снятию у дошкольника имеющиеся трудности эмоционального развития.
Для получения устойчивого эффекта от игр очень важно участие родителей в этих играх. Совместные игры способствуют образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся более теплыми и содержательными. Важное значение имеет замена ролей, когда родитель берёт на себя роль ребенка, а малыш - роль родителя. Такая замена помогает им лучше понять и принять друг друга.
Краткие выводы к главе I.
Таким образом, идея ценности эмоций в формировании личности была научно обоснована, сформулированы цель и средства педагогического воздействия в области эмоционального развития детей. Мы увидели, что эмоциональное развитие дошкольников – это важнейшая составляющая их общего развития. Она определяет успешность общения со сверстниками, адекватность реакций на жизненные события и многое другое. За кажущейся простотой детской эмоциональности скрывается достаточно сложный процесс распознавания и передачи эмоций, требующий от детей определенного уровня развития и знаний. - Доктрина знаменитых исследователей в данной области таких как: Л.С. Выготский, А.Д. Кошелева, С.В. Ильина, В.С. Мухина, Р.С. Немова, и др. подтверждает, что эмоциональная отзывчивость – это основа полноценного развития личности. Она определяется как способность сопереживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая ребенка на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизни.
Эмоциональное развитие дошкольников в игре тоже наглядно характеризует изменения во внешних проявлениях чувств. С помощью игровых действий дошкольники овладевают умением подавлять резкие и бурные эмоциональные настроения. В игре совершенствуется язык чувств – дети усваивают недоступные ранее жесты, мимику, позы, интонации, тонкие взгляды и движения. Еще одной важной особенностью эмоционального развития дошкольников в игре является подчинение всех эмоциональных проявлений определенным поступкам. Все эмоции приобретают четко выраженную мотивацию. В дошкольном возрасте происходит активное формирование детского самолюбия и самоутверждения. -Следовательно, развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми, и главным образом, с родителями, помогающие ребенку познавать окружающий мир.

Глава-II. Развитие эмоциональной мотивационной сферы детей дошкольного возраста
2.1. Технологии воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников
Проблема воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников в настоящее время стоит достаточно остро. Часто приходится видеть, как многие из нас не хотят замечать переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Поэтому сегодня как никогда перед воспитателями стоит важная задача – воспитание чувства общности и взаимоподдержки, развитие отзывчивости и эмпатии. Все это является производным эмоциональной сферы развития.
Всегда эмоции в жизни человека, а дошкольников особенно, играют важную роль. Богатство эмоциональных состояний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей и способностей, достоинств и недостатков.
Доказано, что если воспитатель расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то дошкольник сохраняет положительную эмоциональную реакцию, готовность действовать и преодолевать затруднения даже в случае неудачи. Нежное отношение к дошкольнику, признание его прав, проявление внимания являются фундаментом эмоционального благосостояния и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности дошкольника, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к своим сверстникам. Именно общительность и доброжелательность педагога выступает как условие развития эмоциональной сферы и положительных коммуникативных качеств у малыша. И противоположно, невнимательное отношение педагога значительно препятствует нормальному формированию чувств и эмоций, сокращает социальную активность: дошкольник замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, либо готовым выплеснуть свою злость на сверстников. Поэтому основным фоном при общении педагога с дошкольником должны стать только положительные эмоции, выражающиеся в улыбке, ласковом взгляде, позитивном тактильном контакте – поглаживание, объятие и т.п.
Эмоции и чувства формируются также в процессе общения ребенка со сверстниками, а потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, совместных занятиях, при выполнении трудовых поручений и т.д. Но, чтобы взаимоотношения детей имели позитивный характер, конечно, необходима помощь воспитателя. Надо стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности, сформировать правильное к ним отношение, научить понимать и различать эмоциональное состояние друг друга, формировать способность эмоциональной саморегуляции в различных жизненных обстоятельствах. Поэтому, несомненно, обязательное проведение специальной непосредственно образовательной деятельности, на которой с помощью сюжетно-ролевых и подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, чтения сказок и последующих бесед расширяется круг осознаваемых эмоций на фоне сближения и эмоционального объединения, приобретается позитивное отношение к взрослым и сверстникам, возникает эмпатия, развивается отзывчивость. При развитии эмоциональной сферы на НОД очень важно использовать наглядные пособия: фотоальбомов, выставку рисунков, графические изображения при работе с которыми фиксируется внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций. Полезен метод подражания - воспроизведение наблюдаемых состояний, фиксация ощущений и их вербализация, т.е. последующее словесное описание.
В данном подходе к проблеме хочется поделиться собственным опытом по развитию технологии эмоциональной отзывчивости дошкольников.
Знакомить воспитанников с проявлением эмоциональных воздействий и их особенностями я начинаю со среднего дошкольного возраста. В этот возрастной период мы обсуждаем с детьми их настроение, какое оно бывает, от чего может зависеть, как меняется, то есть как его различить по выражению лица. Как его можно выразить - символом, интонацией, движением, мимикой. Таким образом, в организуемом цикле НОД, дошкольники учатся различать настроение и выражать разными приёмами своё самочувствие.
В старших группах осуществляется более расширенное изучение эмоциональных состояний, углубляется их спектр. В этом возрасте мы обсуждаем -на что похожа радость, грусть, обида и страх. Воспитанники стараются определить, придумать как они выглядят, какие могут быть на вкус, какие движения можно выполнять, какие звуки могут издавать, на какие предметы похожи и т.п. Например, на вопрос: «На что похожа злость?» Ребята - начинают придумывать образы, и, почти всегда, связывают данное состояние с чем-то плохим, острым, жгучим или горьким на вкус – «соль», «лекарство», «горчица» и т.п. В этом возрастном периоде малыши начинают воспроизводить свои переживания, фантазировать о чувствах, искать причины проявления обсуждаемых эмоций, учатся приёмам преодоления негативных состояний. Воплотить поставленные задачи помогает психологический тренинг «Цветик-семицветик», которое проводится в начале НОД. Воспитанникам раздаются лепестки разного цвета, которые обозначают определенное настроение. Перед началом тренинга дается установка: «Посмотрите, в природном уголке начинает расти цветок. Давайте посмотрим, каким он вырастет. Это будет зависеть от вашего настроения». Малыши выбирают лепесток, например, синего цвета и соединяют его с серединой цветка, начинается обсуждение причины выбора. Воспитанники - представляют: какое может быть настроение у того, кто выбрал лепесток. Если оно эмоционально негативное, то применяется следующая техника: «Я очень добрый» или «Мы тебя любим». В центре круга, образованного ребятами, встаёт ребёнок, выбравший лепесток темного или яркого, агрессивного цвета. Все вместе малыши с выражением произносят, обращаясь по имени к данному ребенку: «Серёжа, мы тебя любим».
Далее при организации коллективных игр, в ходе которых создается атмосфера положительных эмоциональных переживаний, дошкольники консолидируют накопленные знания. Формируются ситуации, когда каждому малышу нужно проявить доброту, жалость и милосердие к главному герою. Например, оказавшись в волшебной стране, где все предметы оживают и разговаривают, воспитанники знакомятся с ее обитателем – разноцветной радугой, которая может смеяться, плакать и сердиться так же, как ребёнок. Радуга очень любит солнышко, но когда оно прячется за тучку, у него портиться настроение. Чтобы радуга не огорчалась ребятам нужно придумать добрые, ласковые слова и нежно прикасаться к ней, поглаживая. Конечно, не всем удается с первого раза проявить отзывчивость, показать свои добрые чувства, но, наблюдая за сверстниками, закомплексованные, малоактивные и застенчивые в проявлении эмоций воспитанники, стараются повторять слова и движения. И это тоже положительное достижение.
Не остаются без внимания и дети подготовительных к школе групп. В этом возрасте НОД - направлена на формирование опыта коллективной деятельности, умение быть коммуникативным, объединяться с другими детьми, проявлять к ним своё дружелюбие. В этом помогает квест-игра. Например, мы вместе совершаем путешествия в Сказочный лес, где живут забавные человечки Гномы. Они учат ребят приветствовать друг друга – наклоном головы, рукопожатием или дружескими обнимашками. Или путешествуем на корабле в поисках клада, найти его помогает дружба. Совершаем полет на космической ракете. И здесь тоже от дошкольников требуется чувство товарищества, опыт взаимопомощи, когда ребятам понятен девиз «Один за всех и все за одного». Перед началом каждого путешествия применяется игровой тренинг на сплочение команды, воспитание дружелюбного отношения к сверстникам. Например, игра «Ковер самолет», когда большому количеству воспитанников необходимо разместиться на небольшом коврике. Главное условие – на маленьком коврике должны поместиться все дети, если кто-то останется за пределами ковра – он упадёт. Ребята стараются – обнимаются и тесно прижимаются - друг к другу, чтобы все были вместе и никто не остался один.
Таким образом, в результате организуемой НОД воспитанники расширяют возможности представления эмоциональных состояний, лучше начинают понимать друг друга, находят позитивные пути общения, солидарны сопереживать и оказать помощь. Они понимают, что окружающие сверстники – это не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ними люди. А самой высокой оценкой деятельности я считаю проявление радостных эмоций, когда мы встречаемся с детьми для проведения развлечений. У ребят в глазах неподдельный восторг, готовность к сотрудничеству, желание быть открытыми для всего радостного и доброго.

2.2. Содружество семьи и ДОО в воспитании эмоциональной отзывчивости у дошкольника.
Значимая роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия отводится семье. В каждой семье вырабатывается присущий только ей эмоционально- нравственный уклад: убеждения и взгляды, оценки и ценностные отношение к окружающим людям и к их деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени устанавливает степень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития дошкольника. Навык ребёнка может быть очень разнообразным. Как правило, он полный и разносторонний у малыша из большой и многодетной семьи, где родителей и детей связывают мудрые отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях широта утверждаемых ценностей достаточно объёмен, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему. Эмоциональный опыт может быть серьёзно ограничен у малыша из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Скудная реальная практика участия в жизни сверстников, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным моментом, сужающим рамки эмоционального опыта. Достигнутый в условиях семьи опыт может быть не только недостаточным, но и односторонним. Такой - односторонний опыт вырабатывается обычно в той атмосфере, когда члены семьи озабочены развитием в малыше отдельных качеств личности, кажущихся исключительно значимыми, например, развитием интеллектуальных способностей (математических, лингвистических и т. д.), и при этом не обращается немного существенного внимания другим качествам, необходимым дошкольнику как будущему гражданину. Наконец, эмоциональный опыт малыша может быть не односторонним и весьма противоречивым. Такое положение, почти всегда, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого подобия воспитания может дать семья, в которой мать воспитывает в малыше чуткость и отзывчивость, а отец не одобряет подобные качества и считает их пережитком и «культивирует» в малыше лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных. Здесь очень важно подчеркнуть, что в вопросе воспитания у дошкольников доброты и отзывчивости к другим людям, между педагогами и родителями может и не быть того обоюдного понимания и единодушия, как, например, при формировании у детей навыков, умений, при обучении их различного рода знаниям.
Так, не тайна, что многие родители не считают эти качества важными и значимыми в ряду других качеств и характера дошкольника. Кроме того, встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время—время инновационных достижений и прогресса — многие нравственные нормы поведения изжили себя и не являются для дошкольников незаменимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя стукнули, а ты что, не можешь сдачи дать?» — спрашивают в этих случаях у ребёнка. Противоположности доброте, чуткости, пониманию у дошкольников часто формируется умение не думая,- применять силу, решать возникающие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительно относиться к другим людям. Не будем здесь останавливаться на том, какой горькой расплатой оборачивается такая мораль «сильных» с течением времени против самих же родителей. - Нередко большая работа педагога не приводит к желательному эффекту потому, что нравственно-ценностные ориентиры членов семьи, в которой воспитывается дошкольник, оказываются устойчиво противостоящими ценностным ориентирам педагога и детского сада. Впрочем, если допустить, что подобного расхождения в понимании моральных ценностей между семьей и детским садом нет, но при этом родители не включаются активно, чтобы вместе с воспитателем учить ребенка доброте, отзывчивости, чуткости к другим, подобные свойства характера вряд ли сформируются сами собой, вряд ли станут внутренними побудительными силами. Труд души дошкольника должен быть организован близкими взрослыми с большой скрупулёзностью, он должен интересовать их и отлаживаться ими. Чтобы получить - видимые результаты в развитии внутреннего мира дошкольников своей возрастной группы, воспитателю необходимо как можно полнее представить индивидуальный эмоциональный опыт каждого ребенка, и самое главное, приобретаемый им в семье; вести систематическую деятельность по развитию и углублению эмоционального опыта дошкольника с помощью родителей (доказать им социальную значимость определенных личностных качеств, привлекать к совместной деятельности с детьми и т. д.). Несомненно, родителям нужно показать, что определяющую роль в развитии гражданской и личностной подготовленности их малыша играет взаимосвязь с родителями к выполнению своего гражданского долга, своих прав и обязанностей. А. С. Макаренко много раз подчеркивал, что родители должны жить «настоящей полной человеческой, гражданской жизнью», и в этом смысле их жизнь, их отношение к делу, к семейным и бытовым обязанностям, к другим людям являются важнейшим воспитывающим фактором. Спрашивая, где работают родители того или иного малыша, в чём состоит их работа и с каким настроением они провожают в детский сад и встречают своего малыша, педагог получает самую общую информацию о социально-нравственном статусе семьи и о её эмоциональной обстановке. С этим вопросом тесно связан и вопрос эмоционального микроклимата семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и самое главное - родителей. Если взаимоотношения положительные, то воспитателя может интересовать только степень участия ребёнка в общих делах, проблемах, заботах семьи. При отрицательных взаимоотношениях важно доказать, какой большой вред наносит разлад родителей (конфликты, ссоры) настроению ребёнка, его работоспособности, коммуникативным отношениям со сверстниками. Необходимо определить характер реальной воспитывающей позиции родителей, которая складывается из их понимания и отношения к целому ряду вопросов. Эта позиция, почти всегда, соответствует ценностным ориентирам личности самих родителей. Педагогу обязательно нужно понять, в каких рамках находятся интересующие его качества личности родителей. В какой мере важности находится способность к сопереживанию, сочувствию и эмоциональному отклику. Ещё выяснить являются ли для родителей значимыми и важными эти ценности. Какое место занимают ценностные ориентиры такого рода среди членов семьи. В понимании этого вопроса педагогу следует идти от истоков раскрытия ценностных ориентиров более общего и глобального порядка (идеалы, цели, ценностные сферы деятельности) к ценностным ориентациям более частного и конкретного характера (предпочитаемые пути достижения, методы и приемы воплощения целей, поставленных задач и пр.).
Необходимую помощь в развитии эмоций может оказать понимание педагогом представлений родителей об идеальных качествах, которые они хотели бы почувствовать у своего малыша в скором будущем (его можно связать с предстоящим переходом дошкольника из детского сада в школу и, что наиболее важно, в новый детский коллектив). Большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с познавательным и интеллектуальным развитием: усидчивость, внимание, самостоятельность, любознательность, активность, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, помощь слабым, сочувствие. Не менее важно педагогу выяснить сокровенные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном малыше. Отследить их можно в непринуждённой беседе, заключающей в себе два интересующих вопроса: «Что вам особенно нравится, что радует вас в ребёнке?» и «Что огорчает, беспокоит в нём?» Ответы доказывают, что родители принимают (хотя и сугубо интуитивно) необходимость воспитания у ребёнка не какого-то одного, изолированного качества, а систему качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных и т. д. Бывает, однако, и так, что переживания родителей связаны с качествами исключительно коммуникативного порядка. Например, родителей радует любознательность, способность ребёнка быстро понимать и усваивать материал, умение схватить самое необходимое. Огорчает и тревожит их, обычно, рассеянное внимание ребёнка, замедленное мышление, нежелание учиться и т. д. В то же время сугубо человеческие качества — доброта, взаимопомощь, отзывчивость — не являются, по мнению родителей, надлежащего внимания. В этом случае проводится разъяснительная работа педагога об опасности одностороннего развития и воспитания малыша, о возможных отрицательных последствиях такого воспитания. Очень важное значение в обеспечении успешного партнёрства с родителями имеет системный интерес педагога к тому практическому (в развёрнутом смысле) опыту ребёнка, который приобретается им в семье. Педагогу необходимо выяснить, отмечают ли родители некоторую избирательность ребёнка в отношении к НОД, к разным видам детской деятельности и насколько эта избирательность выражена: любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить один или в коллективе детей(клеить, вырезать), создавать из конструктора постройки; фантазировать при пересказе рассказов и сказок; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же уничтожает и выбрасывает их. Направляя внимание родителей на эмоционально-нравственные задачи воспитания, очень важно не только преподнести информацию, но и помочь родителям найти для ребёнка в семье постоянное, действительно значимое для всех членов семьи дело (занятие, поручение, дежурство), которое являлось бы настоящей практикой заботы о другом человеке: бабушке, больном отце, младшей сестре.
«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека,— писал В. А. Сухомлинский.— Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться». сноска Так же важно педагогу знать, привлекается ли ребёнок к участию в различных делах семьи: уборке квартиры, мытье посуды, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо всегда обращать внимание родителей на то, что, хваля ребенка даже за небольшую помощь, оценивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, раскрывают социально необходимые качества личности. Очень важно разъяснять родителям роль их собственного участия в совместной с ребёнком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один малыш): это участие бесценно не только для формирования у ребёнка определенных умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных поручений и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: заботы к ближнему, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, пожелания. Значимым моментом для родителей может явиться эмоциональное поведение ребёнка в ответ на удачное или, наоборот, неудачное действие по ходу деятельности. Следует не только объяснять необходимость воспитания у ребёнка правильного отношения к удаче — неуспеху, но и вооружать родителей приёмами и методами руководства по формированию такого отношения.
Особое место в партнёрских отношениях педагога с родителями должны занимать взаимоотношения ребёнка со сверстниками. Разъясняя характер поступков или привлекая внимание к отрицательным проявлениям в отношениях со сверстниками, педагогу важно, сначала, опереться на наличие у ребенка целого ряда достоинств и положительных черт; затем, несомненно рекомендовать родителям способы и приемы, которые могут оказать воспитывающее влияние: в организации деятельности, в характере ее оценки, в постановке задач перед ребёнком. - Проводя любую деятельность с родителями, а особенно беседуя с ними по поводу плохих поступков, педагог должен показать чуткое и внимательное отношение к родителям: вести беседы наедине, в отсутствии других взрослых и ребёнка, тактично и корректно раскрывать перед ними негативные стороны поведения и недостатки ребёнка, а также роль их собственного участия в его воспитании. Дошкольники должны постоянно чувствовать, что самых близких его людей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений.
Устойчивое внимание родителей и педагога к личностным качествам и свойствам дошкольников, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений, кэмоциональных проявлений укрепляет в сознании малышей социальную значимость и важность этой особой сферы — сферы эмоционального отношения к другим людям.
Таким образом, систематическая деятельность по эмоциональному воспитанию дошкольников должна осуществляться с учётом возрастных особенностей, психики малышей и основных закономерностей усвоения ими житейского опыта. Существенными звеньями в этой деятельности должны стать: развитие социальной ориентации дошкольников, обеспечение опыта решения ими социально-нравственных задач и настоящая практика детской деятельности для других людей. Каждое звено вносит свой определённый вклад в формирование личности дошкольника, в совокупности образуя одну из существенных особенностей искусства и мастерства воспитания подрастающего поколения.
Только при условии глубокого понимания социального значения и последствий воспитания у дошкольников эмоциональной отзывчивости к другим людям, учёта особенностей организации деятельности детей и руководства ею при помощи целого ряда средств и приёмов воздействия на ребёнка, эффективно решать эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания. «Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого». Только в тесном единстве родителей и педагога можно построить эмоциональную сферу дошкольников....





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.