Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 112630


Наименование:


методичка Социология духовной жизни

Информация:

Тип работы: методичка. Предмет: Социология. Добавлен: 14.05.18. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»


Институт психологии, социологии и социальных отношений
Социологический факультет
Кафедра прикладной социологии


СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


для студентов социологического факультета
Специальность 040200, квалификация специалиста
Курс 4,семестр 7


Москва
2009 г.


Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной социологии, протокол заседания кафедры № 2 от 10.09.2008 г., утвержден на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений, протокол заседания ученого совета № 2 от 25.09.2008 г.
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ.


Автор- составитель:
доцент кафедры прикладной социологии, кандидат исторических наук, Ткаченко А.В.


Заведующий кафедрой:
доктор социологических наук, профессор Ананишнев В. М.



Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ»

Программа курса «Социология духовной жизни» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Социология», утвержденного в 2000 г. Общее количество часов – 100.
Курс общей социологии предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социология».

Цель курса - формирование у студентов четвертого курса очной и заочной форм обучения целостной картины духовного мира. Построение этой картины предполагается на основе теоретических материалов и фактологии духовной жизни разных обществ, а также через ознакомление студентов с методами социологических исследований духовной жизни личности.

Задачи курса - предоставить студентам современные знания по статике и динамике духовной жизни субъекта в социальной системе: «индивид-группа (сообщество)-этнос-общество». Освоение курса дает студентам возможность исследования духовной жизни на профессиональном уровне.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Студент, изучивший содержание курса, должен иметь прочные знания о структуре и тенденциях развития духовной жизни человека, группы, класса и нации, общества в целом, иметь представления о социологических процедурах, применяемых при исследовании духовной жизни.

По окончании курса студент должен:
• знать основные понятия и принципы социологии духовной жизни;
• иметь прочные знания о структуре и тенденциях развития духовной жизни человека, группы, класса и нации, общества в целом;
• иметь представления о социологических процедурах, применяемых при исследовании духовной жизни.

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ I. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Тема 1. Объект и предмет социологии духовной жизни.
Понятие «духовная жизнь» и соотношение его с терминами «материальная жизнь» и «социальная жизнь».
Категория «духовность» в системе категорий социологии. Компоненты духовной жизни. Философский, социологический и психологический уровни анализа духовной жизни.
Социология духовной жизни как специальная социологическая теория, объясняющая духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность как всего общества в совокупности, так и отдельной группы или индивида, направленную на саморегуляцию совместной жизнедеятельности людей.

Тема 2. Теоретические источники развития социологического подхода к духовной жизни.
Объяснение «духа» в античной (Аристотель, Платон, Демокрит), немецкой классической (Гегель) философии и материалистами 17-18 вв. (Гоббс, Локк).
Теологическое объяснение «души» человека.
О. Конт о духовной связи взаимодействующих групп.
Вклад Дильтея в «философию жизни», в формирование понятий «понимание» и «герменевтика».
Экзистенциалистский подход к человеку и его сознанию.
Культурно-исторический тип Н. Данилевского.
Э. Дюркгейм о «духовности».
Концепции жизненных смыслов и культурных ценностей в неофрейдизме (Э. Фромм, В. Франкл).
Гносеологический подход к духовной жизни в отечественной литературе, его эвристические пределы. Развитие социологического подхода в 60-х гг. в отечественной науке.

Тема 3. Феномен духовной жизни.
Ментальность, ее природа и место в структуре сознания.
Экономическая, политическая, интеллектуально-духовная и физическая силы в структуре социальной жизни. Варианты их взаимодействия в исторических типах социальности. Интеллектуально-духовная сила и ее производные как компоненты духовной жизни.
Роль ценностно-нормативной системы координат в идейно-нравственной жизни.
Функции парадигм в научной жизни. Художественные стили (парадигмы), их историческая эволюция.

Тема 4. Духовная жизнь традиционного общества.
Исторические структуры сознания: архаическая, магическая, мифическая, ментальная и интегральная.
Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриальных обществ. Духовная структура основных религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства, индуизма и иудаизма): общие принципы и специфика.
Сакральное и профанное в духовной жизни, напряженность между обыденным и трансцендентным.
Принципы духовной рациональности (М. Вебер). Ценности религиозного спасения.
Западная и восточная цивилизации: единство и специфика духовной жизни обществ.
Наука и искусство в доиндустриальный период как регуляторы духовной жизни общества: основные научные и художественные парадигмы. Литература в доиндустриальный период: преобладающие сюжеты. Движение от мифа к светской литературе. Принципы герменевтики и их применение при интерпретации литературных сюжетов прошлого.

Тема 5. Духовная жизнь индустриального общества.
Различие и специфика религиозной и светской духовности, изменение их соотношения в процессе промышленного развития стран Запада и Востока.
Дифференциация сфер духовной жизни: развитие форм общественного сознания: науки, философии, права и морали, искусства и религии. Общественное сознание и общественное мнение.
Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной сфере.
Система образования современного общества: проблемы реформирования российской системы.
Духовная жизнь в годы перестройки в СССР (1985-1990 гг.), «религиозный Ренессанс», свобода слова: достижения и проблемы.

Тема 6. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества.
Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы и их воздействие на общественное и массовое сознание. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека.
Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности.
PR и потребности общества – духовные и материальные.
Методы анализа деятельности СМИ: формула Лассуэла. Анализ источников информации.

РАЗДЕЛ II. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ГРУППЫ, ИНДИВИДА

Тема 7. Церковь и светское государство: взаимоотношения в духовной сфере.
Светское государство и религиозные конфессии: разграничение социальных функций. Закон о свободе совести.
Культурообразующие религии (христианство, ислам, буддизм и иудаизм) и их статус в России.
Сравнительный анализ ценностных ориентаций верующих различных конфессий (на примере России).
Специфика религиозной картины мира верующего в христианстве.
Духовная практика дзен-буддизма, йоги и суфизма как фактор саморегуляции социального поведения человека на Востоке.
Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в мире. Глобализация и будущее мировых религий.

Тема 8. Субкультуры в обществе и процедуры их анализа.
Понятие субкультура; основные функции: дезинтеграция общественной жизни, самоутверждение ее носителей, адаптация к среде, выработка специфических значений и символов.
Этос научного сообщества (схема Мертона).
Типы субкультур. Архаичные и авангардные субкультуры, альтернативные и криминальные группы. Тюремная лирика.

Тема 9. Духовная жизнь молодежи: система показателей
Молодежь как социально-демографическая группа, проблема выделения и описания.
Молодежная субкультура: индикаторы и показатели ее состояния и развития. Количественные индикаторы состояния духовной жизни и культуры молодежи: затраты времени и денежных средств на удовлетворение духовных потребностей, уровень образованности и т.д.
Трудности социализации молодежи в годы становления «криминального» капитализма в России.
Духовные искания российской молодежи: интересы, основные ценности и нормы ее социального поведения. Перспективы развития духовной жизни молодежи в аспектах политики, идеологии, художественных вкусов и стилей поведения.

Тема 10. Современные тенденции в духовной жизни личности.
Переориентация духовной жизни от социоцентрического характера к человекоцентрическому: достижения и проблемы. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности современной России.
Образы человека в европейской культуре как детерминанты стиля социализации личности.
Типология личности по координатам: коллективизм–индивидуализм, открытость переменам и закрытость (традиционность) по данным исследований Парижского института социальных изменений (1991-92 гг.).

Тема 11. Картина мира верующего: социальные функции.
Религия – понятие, структура, социальные и личностные функции.
Христианство и светское общество (сравнительный анализ основных ценностей).
Ислам и общественное устройство.
Духовная структура личности и ее потребности по буддизму.
Роль конфуцианства в организации социальной и духовной жизни Китая и Кореи.
Разум и откровение – историческое противостояние в борьбе за духовность человека.

Тема 12. Интеллектуальная собственность: понятие, механизмы зашиты.
Понятие собственности. Специфика частной собственности. Процессы социализации собственности в различных странах. Природа обладания. Установка на обладание и ее социальные и культурные последствия.
Отличие интеллектуальной деятельности от других видов труда.
Понятие интеллектуального продукта. Интеллектуальная собственность – ее природа.
Российское законодательство о праве на интеллектуальную собственность.


Литература
Основная
Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. М.2000
Александер Франц, Селестник Шелтон. Человек и его душа. М.,1995
Алексеев В.П., Панин А.В. Диалектический материализм. М. 1987
Американская социологическая мысль. Тексты. /Под ред. В.И.Добренькова. Изд-во МГУ,1994
Вебер М. Избранные произведения. М.,1990
Гайденко П.П., Давыдов Ю. История и рациональность. М.,1991
Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.!987
Данилевский Н.Я. Россия и Еропа.М.,1991
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М.,2000. Т.1, гл. 5; т.3, гл. 6.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,1991, ч.1.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов в 2 частях. М.,1994. Ч.1
Кэхо Дж. Подсознание может все. Минск,2001
Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону. 1998
Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. М.,1991
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Спб, 2000
НицшеФ., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М.,1989
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.,1995
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.// Культурология. ХХ век. М.,1995
Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. М.,1992
Тойнби А.Дж. Постижение истории.М.,1991. Введение, ч.6.
Фромм Э. Душа человека. М.,1998
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981. Лекции 22-29.

Дополнительная
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991,т.т.1,2.
Глобальная информация и безопасность России. М.,2001
Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М.,1991
Гудков Л, Дубин Б. Литература как социальный институт. М.,1994
Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М.,1984
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Ирвинг В. Жизнь Магомета. М.,1991
Кардаш С. Измененное состояние сознания. М.,1998
Культурная политика России: история и современность./отв.ред. К.Э. Разлогова, И.А.Бутенко. М.1996
Кун Т.Структура научных революций. М.1975
Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998
Льюис Джон. Наука, вера, скептицизм. М., 1966
Минюшев Ф.И. Евразийская культура и ее роль в новой архитектуре Европы.// Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.,1995
Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991
Социальная и духовная безопасность России. Под общей редакцией В.И.Добренькова, Г.Н.Бутырина, Н.Н. Ефимова.Изд. МГУ, 1995
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.М.,1994
Наука России на пороге ХХIвека: проблемы организации и управления. Под ред. Лебедева С.А.
М.,2000
Наука и ее место в культуре. Отв. ред. А.Н.Кочергин. Новосибирск, 1990
Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций. М.1998.ч.1
Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М.,1991
Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М.,1995
Рикер П. Конфликт интерпретаций. М.,1995
Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.,1991
Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование. Приглашение к размышлению. М., 1995
Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М.,1990
Социокультурное исследование. Под ред.Минюшева Ф.И. М. 1995
Теофраст. Парадоксы души. Составитель Лабюер Ж. Симферополь, 1998
Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.,1980


Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень.1992
Фейенберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.,1992
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.,1995


ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения – очная
Лекции – 30 часа
Семинары – 12 часа
Самостоятельная работа – 58 часов
Зачет – 7 семестр
Всего – 100 часов


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ»


п/п Наименование тем и разделов Всего
(часов)

Аудиторные занятия
(час)
в том числе Самостоятельная работа
Лекции Семинары
I Духовная жизнь общества
1 Объект и предмет социологии духовной жизни 10 4 2 4
2 Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни 8 2 2 4
3 Феномен духовной жизни 12 4 2 6
4 Духовная жизнь традиционного общества 6 2 4
5 Духовная жизнь индустриального общества 6 2 4
6 Роль СМИ в духовной жизни информационного общества 10 4 6
II Духовная жизнь организации, группы, индивида
7 Церковь и светское государство: взаимоотношения в духовной сфере 8 2 2 4
8 Субкультуры в обществе и процедуры их анализа 8 2 6
9 Духовная жизнь молодежи: система показателей 8 2 2 4
10 Современные тенденции в духовной жизни личности 8 2 6
11 Картина мира верующего: социальные функции 8 2 2 4
12 Интеллектуальная собственность: понятие, механизмы защиты 8 2 6
ИТОГО: 100 30 12 58


Форма обучения – заочная
Лекции – 12 часа
Самостоятельная работа – 88 часов
Зачет – 7 семестр
Всего – 100 часов


п/п Наименование тем и разделов ВСЕГО
(часов)

Самостоятельная работа
Лекции
I Духовная жизнь общества
1 Объект и предмет социологии духовной жизни 2 2
2 Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни 10 2 8
3 Феномен духовной жизни 10 2 8
4 Духовная жизнь традиционного общества 8 8
5 Духовная жизнь индустриального общества 8 8
6 Роль СМИ в духовной жизни информационного общества 8 8
II Духовная жизнь организации, группы, индивида
7 Церковь и светское государство: взаимоотношения в духовной сфере 10 2 8
8 Субкультуры в обществе и процедуры их анализа 8 8
9 Духовная жизнь молодежи: система показателей 10 2 8
10 Современные тенденции в духовной жизни личности 8 8
11 Картина мира верующего: социальные функции 10 2 8
12 Интеллектуальная собственность: понятие, механизмы защиты 8 8
ИТОГО: 100 12 88


Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ

1. Светское и религиозное понимание духовности.
2. Духовная жизнь: система показателей и индикаторов.
3. Субъекты духовной жизни: современная классификация.
4. Историческая эволюция понятий «духовное» и «материальное».
5. Современные духовные искания российской интеллигенции.
6. Духовность в понимании евразийцев.
7. Национальная идея России – поиски и находки.
8. Моральная социализация: схема Колберга.
9. Научные знания и антинаучные представления россиян (результаты исследований современной массовой культуры).
10. Духовная жизнь индустриального общества основные отношения.
11. Духовная жизнь доиндустриального общества и религия как его социокультурная основа.
12. Религиозный фанатизм: социальные источники его формирования.
13. Любовь как источник веры (схема Э. Фромма)
14. Надежды и разочарования молодежи 90-х гг.
15. Роль «шестидесятников» в процессе реформирования России.
16. Единство духовных ориентиров – истины, добра и красоты (концепции Н. Бердяева и др.)
17. Критерии социологической оценки духовной жизни общества.
18. Художественная культура как единство «социального» и «культурного».
19. Глобальные воздействия на духовность россиян.
20. Культурообразующие религиозные конфессии России.
21. Фанатизм и подвижничество в религии. В чем отличие?

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Социология духовной жизни»

1. Предмет социологии духовной жизни.
2. Понятие «духовная жизнь» и ее показатели.
3. Трактат Аристотеля «О душе»: основные положения.
4. О духовной связи взаимодействующих групп (О. Конт).
5. Российская «соборность» – историческая эволюция представлений.
6. Евразийское понимание духовности.
7. Духовная эволюция россиян в годы перестройки.
8. Этос научного сообщества (схема Р. Мертона).
9. Этапы моральной социализации личности.
10. Субкультура российской молодежи: понятие, основные показатели.
11. Культура и субкультура – единство и противоречия.
12. Э. Дюркгейм о нравственности.
13. Духовная картина мира человека: структура и показатели.
14. Мировоззрение: социальные и экзистенциальные функции.
15. Менталитет и его исторические виды.
16. Массовое сознание и массовая культура – единство и различие.
17. Исторические формы сознания.
18. Представления экзистенциализма о природе человека: место и роль духовности в ее развитии.
19. Роль СМИ в духовной жизни современного общества.
20. Православная соборность и коллективизм – историческая связь.
21. Теократическое и светское государства.
22. Культурообразующие религии России.
23. Духовные ценности западного и восточного обществ.
24. Механизмы защиты интеллектуальной собственности.
25. Духовная жизнь в доиндустриальный период развития общества.
26. Изменения в духовной жизни общества в индустриальный период развития.
27. Информационное общество и процессы глобализации в духовной жизни людей.
28. Социологические процедуры исследования духовной жизни субъекта.
29. Архаичные и авангардные субкультуры.
30. Социологический анализ субкультур общества.

Лекции

Лекция 1.Объект и предмет социологии духовной жизни.
Лекция 2.Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни.
Лекция 3.Феномен духовной жизни.
Лекция 4.Духовная жизнь традиционного общества.
Лекция 5.Духовная жизнь индустриального общества.
Лекция 6.Роль СМИ в духовной жизни информационного общества.
Лекция 7.Церковь и светское государство: взаимоотношения в духовной сфере.
Лекция 8.Субкультуры в обществе и процедуры их анализа.
Лекция 9.Духовная жизнь молодежи: система показателей.
Лекция 10.Современные тенденции в духовной жизни личности.
Лекция 11.Картина мира верующего: социальные функции.
Лекция 12.Интеллектуальная собственность: понятие, механизмы защиты.

Тематика семинарских занятий

Семинар 1.
Тема 1. Объект и предмет социологии духовной жизни
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Понятие «духовная жизнь».
2. Категория «духовность» в системе категорий социологии.
3. Социология духовной жизни как специальная социологическая теория.

Задания для самостоятельной работы:
1. Что такое «духовность»?
2. Чем отличается научно-социологическое понимание духовности от религиозного?
3. Какие функции выполняет духовность человека в процессе его жизнедеятельности? Можно ли дать научное объяснение понятию «душа человека»?
4. Попробуйте раскрыть структуру духовной жизни субъекта.

Литература:
1. Книга и чтение в зеркале социологии. / Сост. В.Я.Стельмах и др. М., 1990.
2. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Спб., 2000.
3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. ХХ век. М., 1995.
4. Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
5. Флои Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

Дополнительная литература:
1. Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
2. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
5. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.


Семинар 2.
Тема 2.Теоретические источники развития социологического подхода к анализу духовной жизни

Вопросы к семинарским занятиям:
1. Объяснение «духа» в античной, немецкой классической философии.
2. Теологическое объяснение «души» человека.
3. О. Конт о духовной связи взаимодействующих групп.
4. Э. Дюркгейм о «духовности».
5. Концепции жизненных смыслов и культурных ценностей в неофрейдизме.

Задания для самостоятельной работы:
1. Сформулируйте основные идеи Аристотеля, изложенные им в трактате «О душе».
2. Какую позицию занимал Платон в вопросе о духовности человека?
3. Почему Гегеля характеризуют как «объективного идеалиста»?
4. Как понимал духовность Дильтей в своей «философии жизни»?
5. Что Вы знаете о понимании духовности в православии?

Литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1973.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
5. Кэхо Дж. Подсознание может все. Мн., 2001.
6. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
7. Фромм Э. Душа человека. М., 1998.

Дополнительная литература:
1. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
2. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.
3. Рахаев В.А. Регулирование сферы культуры в условиях перехода к рыночным отношениям. Л., 1991.
4. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
5. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
6. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
7. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

Семинар 3.
Тема 3.Феномен духовной жизни
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Ментальность, ее природа и место в структуре сознания.
2. Экономическая, политическая, интеллектуально-духовная и физическая силы в структуре социальной жизни.
3. Роль ценностно-нормативной системы координат в идейно-нравственной жизни.

Задания для самостоятельной работы:
1. Что называется «менталитетом»?
2. Приведите в единую систему понятия «архетип культуры», подсознание, массовое сознание, ментальность, формы общественного сознания.
3. Идентичны ли понятия «духовная жизнь» и «интеллектуальная жизнь»?
4. Что значит «научная парадигма», включаются ли в нее этические принципы научного сообщества?
5. Подумайте, что такое «художественный стиль» и включаются ли в него нравственные принципы творца?

Литература:
1. Гудков Л, Дубин Б. Литература как социальный институт. М., 1994.
2. Мораль: сознание и поведение. / Отв. ред. Н.А. Головко. М., 1994.
3. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2004.
4. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 47-548.
5. Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество. М., 1992.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
7. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
8. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.

Дополнительная литература:
1. Глобальная информация и безопасность России. М., 2001.
2. Кардаш С. Измененное состояние сознания. М., 1998.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998.
4. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990.
5. Социальная и духовная безопасность России. / Под ред. В.И. Добренькова, Г.Н. Бутырина, Н.Н. Ефимова. М., 1995.
6. Фейенберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.


Семинар 4.
Тема 7. Церковь и светское государство: взаимоотношения в духовной сфере
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриальных обществ.
2. Принципы духовной рациональности.
3. Наука и искусство в доиндустриальный период как регуляторы духовной жизни общества.

Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение светского государства. Каковы его отличия от теократического государства?
2. Чем регулируются взаимоотношения государства и Церкви в России? Охарактеризуйте роль Церкви в формировании культурного облика русской нации.
3. Какие религии в России являются культурообразующими?
4. Какие религии, по Веберу, формируют установку на господство над «внешним»?

Литература:
1. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
2. Гвардини Р. О Церкви. М., 1995.
3. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991.
4. Кубланов М.М. Новый Завет: Поиски и находки. М., 1968.
5. Культурная политика России: история и современность. / Отв.ред. К.Э. Разлогова, И.А.Бутенко. М., 1996.
6. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1991.
7. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991.
8. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. М., 1992.

Дополнительная литература:
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.,1994.
2. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
3. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2002.
4. Творческий процесс и художественное восприятие. // Отв. ред. В.Ф. Егоров. Л., 1978.
Семинар 5
Тема 9 .Духовная жизнь молодежи: система показателей

Вопросы к семинарским занятиям:
1. К какому социокультурному типу Вы бы отнесли себя в системе типов личности, установленной Парижским институтом социальных изменений? Обоснуйте свой выбор.
2. Дайте свою личную оценку состояния духовности молодых людей.
3. Как Вы думаете, правы ли те, кто утверждает, что в России идет процесс потери духовности людей? Если «да», то присуще ли это явление всему человечеству? Или только России? Или западному обществу?

Задания для самостоятельной работы:
1. Можете ли Вы охарактеризовать состояние духовности субкультуры российской молодежи?
2. Что такое «моральная социализация»? Назовите ее этапы.
3. Как Вы думаете, зависит ли установка на тот или иной «жизненный успех» от состояния духовности индивида?
4. Каковы современные отношения молодого россиянина к тем или иным показателям жизненного успеха?

Литература:
1. Минюшев Ф.И. О перспективах духовной жизни молодых россиян. // Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1997.
2. Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997.
3. Молодежь. Общество. Реформы. М., 1994.
4. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков. М., 2001.
5. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1998.

Дополнительная литература:
1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. М., 2000.
2. Льюис К. Расторжение брака. // Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.
3. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград, 1994.
4. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М., 1986.
5. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
6. Томалинцев В.Н. Поиск на грани творчества и экстремизма. СПб., 2001.


Рекомендуемая литература:


Семинар 6
Тема 11. Картина мира верующего: социальные функции

Вопросы к семинарским занятиям:
1. Что такое «обладание» и его современный модус?
2. Характерологическое и экзистенциальное обладание ( Э. Фромм) – что это такое?
3. Что значит «социализация собственности» и каковы современные тенденции в экономически развитых странах?
4. Чем отличается интеллектуальная деятельность от прочих видов труда?
5. Можете ли Вы оценить степень эффективности правовой защиты интеллектуальной собственности в российских условиях?

Задания для самостоятельной работы:
1. Какое различие существует между верованием и знанием? Можно ли их совместить в духовности индивида?
2. Чем фанатизм отличается от убежденности? Что значит «культурообразующая религия»?
3. Какие религии имеют право регистрации в России?
4. Чем иудаизм отличается от ислама и христианства?

Литература:
1. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
3. Шмеман А. Исторический путь Православия. М., 1993.

Дополнительная литература:
1. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1994.
2. Наука и ее место в культуре. / Отв. ред. А.Н. Кочергин. Новосибирск, 1990.
3. Разлогов К. Коммерция и творчество. М., 1992.


Примеры тестов для самоконтроля

1. Какой признак не характерен для традиционного типа культуры?
а) коллективизм
б) механическая солидарность
в) религиозность
г) аномия
2. Какая заповедь не входит в число 10 Божьих заповедей, признанных в иудаизме и христианстве?
а) Не желай дома ближнего твоего
б) Да не будет у тебя других богов
в) Не лжесвидетельствуй
г) Почитай народ твой
3. В отличие от элитарной массовая культура:
а) менее востребована
б) менее коммерциализирована
в) более стандартизирована
г) распространена локально
4. О социальной роли жертвоприношений много писал современный французский мыслитель:
а) Р. Жерар
б) А. Токвиль
в) А. Сен-Симон
г) Р. Арон
5. Кто из учёных не рассматривал духовную жизнь общества с точки зрения психоанализа?
а) К. Юнг
б) К. Хорни
в) Д. Юм
г) Э. Фромм
6. О мифологии много писал социолог:
а) О. Конт
б) М. Ковалевский
в) В. Парето
г) К. Леви-Стросс
7. Среди создателей цивилизационного подхода к изучению духовной жизни обществ были:
а) Т. Парсонс, О. Шпенглер и А. Тойнби
б) Н. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби
в) Н. Данилевский, М. Вебер и А. Тойнби
г) М. Вебер, О. Шпенглер и Ж.-П. Сартр
8. Материальной, а не духовной культуре отдавал приоритет:
а) Н. Бердяев
б) А. Тойнби
в) К. Маркс
г) М. Вебер
9. Кто полагал, что наука не заменит в будущем религию:
а) О. Конт
б) Г. Спенсер
в) З. Фрейд
г) В. Шмидт
10. К понятию «духовная культура» меньше всего относится:
а) образование
б) живопись
в) быт
г) музыка
11. Кто писал о влиянии на духовную жизнь общественного разделения труда?
а) В. Парето
б) Э. Дюркгейм
в) Э. Тайлор
г) Ш.-Л. Монтескье
12. Для культуры индустриального общества менее всего характерен:
а) секуляризм
б) индивидуализм
в) рационализм
г) провиденциализм
13. По О. Конту, духовные богатства общества накапливаются через:
а) религию
б) речь
в) идеологию
г) философию
14. С позиции структурализма духовную жизнь общества не рассматривал:
а) М. Фуко
б) К. Леви-Стросс
в) Р. Барт
г) З. Фрейд
15. Понятием «духовное производство» обозначается:
а) осуществление через духовную деятельность творческих возможностей человека
б) производство предметов, необходимых для успешного развития науки и искусства
в) результат перехода традиционного общества на индустриальную стадию своего развития
г) процесс освоения человеком духовных норм социального поведения
16. Историк Л.Н. Гумилёв понимал под групповой пассионарностью:
а) пассивное сопротивление действительности
б) внутреннее стремление к деятельности для достижения высокой цели
в) поведение, влекущее общество назад по линии регресса
г) подавление частной инициативы ради создания общественной дисциплины
17. Как называют совокупность культурных установок, противостоящих ценностям доминирующей культуры?
а) субкультура
б) неокультура
в) контркультура
г) посткультура
18. Кто использовал этнографический материал для описания духовной жизни примитивных народов?
а) Б. Малиновский
б) Т. Гоббс
в) К. Маркс
г) З. Бжезинский
19. Какой мыслитель скептически относился к социальному прогрессу?
а) Ж.-Ж. Руссо
б) К. Маркс
в) Г. Спенсер
г) О. Конт
20. Что социологи понимают под социальными отношениями, направленными на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, и ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях?
а) культура
б) информация
в) идеология
г) духовность
21. К образцам социального поведения не относятся:
а) обряды
б) традиции
в) обычаи
г) интересы
22. Каких субкультур не бывает:
а) национальных
б) конфессиональных
в) ролевых
г) профессиональных
23. Что относится к коммуникативной функции культуры?
а) передача социального опыта путём общения
б) регулирование поведения людей
в) установление и поддержание системы ценностей
г) познание и самопознание человека
24. Секуляризация духовной жизни – это:
а) её искажение
б) её обмирщение
в) её преобразование
г) её осмысление
25. По мнению Э. Дюркгейма, в обществах с коллективным сознанием особенно распространено…
а) кооперативное право
б) семейное право
в) репрессивное право
г) девиантное право
26. Кто из древних греков полагал, что общепринятые нормы культуры обременяют человека?
а) Платон
б) Диоген
в) Аристотель
г) Архимед
27. Что не относится к историческим структурам сознания?
а) мифическая структура
б) ментальная структура
в) магическая структура
г) рыночная структура
28. Какой социолог выделил принципы духовной рациональности?
а) П. Сорокин
б) М. Вебер
в) О. Конт
г) К. Маркс
29. Какая философская школа Китая выдвинула идею воспитания «благородного мужа»?
а) конфуцианство
б) легизм
в) даосизм
г) моизм
30. Что не относится к количественным и качественным индикаторам состояния духовной жизни молодёжи?
а) затраты времени на удовлетворение духовных потребностей
б) денежные затраты на удовлетворение духовных потребностей
в) мотивы для выбора духовных потребностей
г) уровень образования, достаточный для приобщения к определённым духовным потребностям
?
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПИСЬМЕННОГО ОПРОСА В СОЦИОЛОГИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ОПРОС ПЕРВЫЙ.
ПРОБЛЕМА АЛКОГОЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Уважаемый респондент!

Мы, группа студентов …………. факультета, приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым нами с целью изучения проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде. Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме. Анкета проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением квадратик, который находится рядом с тем вариантом ответа, который соответствует Вашему мнению. Кроме того, Вы можете предложить ответы непредусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1.Употребляете ли вы алкоголь?
да
нет

2.Вы начали употреблять алкоголь?
из за семейных проблем
из интереса
за компанию
Что то другое?

3.Как часто вы употребляете алкоголь?
? нечасто
только по большим праздникам
всякий раз когда появится повод
всякий раз когда появится желание
Что то другое?

4.С какой целью вы употребляете алкоголь?



5.Чувствуете ли вы особую тягу к алкоголю?
да
нет
затрудняюсь ответить

6.Часто ли ваши неудачи заставляют вас прибегать к ?бутылке??
часто
нечасто
никогда
затрудняюсь ответить

7.Как вы думаете широкий доступ дешевых алкогольных напитков влияет на рост потребления алкоголя в среде студентов?
да влияет
нет не влияет
затрудняюсь ответить

8.Есть ли по вашему мнению положительные стороны употребления алкоголя?
да
нет

9.Если на вопрос 8 вы ответили Да,то какие?


10.По вашему мнению имеет ли смысл борьба с употреблением алкоголя среди студентов?


11.Вы пробовали наркотические препараты?
да
нет

12.Какие виды наркотиков вы пробовали?
лёгкие наркотики
серьёзные наркотики

13.Что послужило поводом попробовать наркотическое средство?
компания
желание ощутить новые ощущения
Что ещё?

14.В настоящее время вы употребляете наркотики?
да
бросил
пробовал только один раз

15.Как часто вы их употребляете?


16.Если на вопрос 14 вы ответили ?бросил? то что послужило поводом?
друзья
родители
собственное сознание
Что то другое?

17.Что могло бы заставить вас бросить употреблять наркотические средства?


18.Как по вашему мнению алкоголь и наркотики влияют на успеваемость студентов?


19.Как вы думаете борьба с наркоманией имеет смысл?


В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.
20.Ваш возраст? 21.Ваш пол?
мужской
женский


ОПРОС ВТОРОЙ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ


Анкета экологоориентированного социологического опроса



Уважаемые читатели!

Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды предлагает вашему вниманию анкету, заполнив которую, вы можете оценить проводимую в городе работу по улучшению экологической ситуации и высказать свое мнение по многим вопросам. Эта информация будет очень полезна для дальнейшей деятельности по оздоровлению экологии и в целом жизни столицы и устранения различных негативных факторов, поэтому Мингоркомприроды просит вас принять активное участие в анкетировании. (Выбранные ответы можно подчеркнуть или обвести их номера).



1. Как вы оцениваете экологическое состояние города?

1. Как удовлетворительное

2. Не хуже, чем в других промышленных центрах республики

3. Неудовлетворительное



2. Испытываете ли вы тревогу по поводу состояния окружающей среды?

1. Испытываю достаточно сильную тревогу

2. Меня это мало беспокоит


3. Чем вы более всего обеспокоены?

1. Качеством питьевой воды

2. Радиационным и химическим загрязнением продуктов питания

3. Замусоренностью территории города

4. Состоянием почв

5. Неудовлетворительным состоянием зон отдыха, зеленых насаждений

6. Загрязнением атмосферного воздуха

7. Состоянием водоемов города


4. Какой из нижеперечисленных экологических факторов является основной причиной экологического дискомфорта в районе вашего дома? (выберите один или два ответа)

1. Шум

2. Пыль

3. Вывоз мусора с дворовых территорий

4. Радиационное загрязнение

5. Неприятные запахи

6. Качество питьевой воды

7. Организация мест для выгула собак

8. Качество продуктов (содержание нитратов, нитритов, радионуклидов)

9. Санитарное состояние дворовой территории, подъездов

10. Благоустройство дворов, мест отдыха

11. Наличие тараканов, крыс, муравьев

12. Степень озеленения города

13. Загазованность вредными веществами

14. Состояние очистных сооружений сточных вод

15. Качество сточных вод

16. Качество атмосферного воздуха



5. Получаете ли вы оперативную информацию о состоянии окружающей среды?

1. Информация поступает достаточно регулярно

2. Поступает время от времени

3. Оперативной информации практически не получаю


6. Из каких источников вы получаете информацию о состоянии окружающей среды?

1. Из средств массовой информации (сообщения по радио, газетные публикации и т.п.)

2. Из собственных наблюдений

3. Из личного общения, под влиянием различного рода слухов

4. Из решений, постановлений местных органов власти

5. От различных общественных, неформальных организаций

6. Другие каналы



7. Знаете ли вы, что индекс загрязнения атмосферы г.Минска ниже среднего среди промышленных городов Беларуси?

1. Знаю

2. Не знаю


8. Доверяете ли вы официальным данным об уровнях загрязнения атмосферного воздуха и питьевой воды?

1. Обычно доверяю

2. Иногда доверяю, иногда нет

3. Обычно не доверяю

4. Затрудняюсь ответить



9. Какой, на ваш взгляд, должна быть ответственность за экологические нарушения, включая сокрытие информации?

1. Штраф

2. Увольнение с работы

3. Другие виды административного наказания (понижение в должности, выговор и др.)

4. Привлечение к уголовной ответственности

5. Что еще, напишите



10. Испытываете ли вы беспокойство по поводу состояния собственного здоровья, здоровья детей и близких в связи со сложившейся ситуацией в городе?

1. Испытываю сильное беспокойство

2. Беспокоюсь время от времени

3. Меня это мало беспокоит

4. Затрудняюсь ответить


11. Дайте, пожалуйста, оценку состояния вашего здоровья за последние 3—5 лет:

1. Осталось хорошим, как и прежде

2. Несколько ухудшилось

3. Заметно ухудшилось

4. Затрудняюсь ответить


12. Если бы вы получили доказательства того, что ваше плохое самочувствие или самочувствие ваших близких зависит от неблагоприятной экологической ситуации в городе, что бы вы предприняли?

1. Попытался бы переехать с семьей в другой город

2. Включился бы в экологическое движение

3. Занял бы пассивную позицию

4. Затрудняюсь ответить


13. С чем в основном вы связываете надежды на улучшение экологической обстановки в городе? (можно дать несколько ответов)

1. С ужесточением ответственности за экологические нарушения

2. С деятельностью местных органов власти

3. С активным участием жителей города в решении экологических проблем

4. С повышением экологической добросовестности руководителей промышленных предприятий

5. С привлечением частных предпринимателей и иностранных инвестиций к решению экологических проблем города

6. С другими факторами (укажите какими)


14. Как вы оцениваете эффективность мер по улучшению экологической ситуации в городе?

1. Принимаемые меры, учитывая сложное экономическое положение, вполне достаточны

2. Принимаемые меры недостаточны

3. Никаких мер, на мой взгляд, не принимается

4. Затрудняюсь ответить


15. Можете ли вы назвать инициатора экологических мероприятий, проводимых в городе?

1. Государственные природоохранные мероприятия

2. Средства массовой информации

3. Отдельные граждане

4. Общественные организации


16. Ваши предложения по улучшению экологической обстановки в городе:



17. Укажите, пожалуйста, ваше место жительства:

1. Район

2. Улица

18. Ваш пол:

1. Женский

2. Мужской


19. Ваш возраст:

1. До 24 лет

2. 25—29 лет

3. 30—39 лет

4. 40—49 лет

5. 50 лет и старше


20. Ваше социальное положение:

1. Рабочие

2. ИТР

3. Служащие

4. Учащиеся, студенты

5. Пенсионеры

6. Временно не работающие



Словарь терминов

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм. Подразделяется на положительное и отрицательное.
ДОМИНИРУЮЩАЯ (ВСЕОБЩАЯ) КУЛЬТУРА – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.
ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА – сфера деятельности людей, ориентированная на распространение и приобретение духовных ценностей.
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – моральные и аффективные идеалы людей (доброта, справедливость, уважение, любовь, дружба, вера).
КОНТРКУЛЬТУРА – такая субкультура, которая бросает вызов доминирующей культуре.
КУЛЬТУРА (в переводе с латыни – обработка земли, позже – воспитание) – все, что производится и усваивается людьми, делая их отличными от животных. Обычно подразделяется на духовную и материальную (вещественную).
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ – положение, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять мотивы и ценности других групп, поскольку анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры.
ЛИЧНОСТЬ – совокупность социальных качеств человека, продукт социализации и вычленения индивида в системе социальных отношений.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – широко распространенная, коммерциализированная и независящая от национальных, религиозных, территориальных и профессиональных условий культура (поп-культура).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком норм поведения своей социальной группы и общества в целом. Итог – превращение человека в личность.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – общие стандарты, регулирующие поведение людей в определенном направлении.
СУБКУЛЬТУРА – культура, отличная от доминирующей в обществе.
ЦЕННОСТИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ – такие жизненные ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов (богатство, квалификация и т.п.).
ЦЕННОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ – распределение ценностей внутри какого-либо социального слоя. Измеряется с помощью распределительного индекса (чем выше индекс, тем менее равномерно данные ценности распределяются среди членов группы).
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ – реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции.
ЭЛИТНАЯ КУЛЬТУРА – культура, которая создается, воспринимается и распространяется элитарными слоями общества.





Перейти к полному тексту работы