На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Состояние прав и свобод человека в различные периоды развития Беларуси. Становление белорусской государственности в VI-VIII веках. Война с Московским княжеством. Беларусь в составе Российской империи. БССР в условиях коммунистического тоталитаризма.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18
    Содержание
    Введение
    I
    Права и свободы человека в период становления белорусской государственности
    II
    Права и свободы белорусов в Российской Империи
    III
    Права и свободы человека в условиях коммунистического тоталитаризма в БССР
    З
    аключение
    Л
    итература

Введение

Современная Беларусь -- это достаточно цивилизованное европейское государство, имеющее свою историю, свои традиции, свою богатую и самобытную культуру. Центральное место в системе духовных ценностей белорусского народа занимают права и свободы человека, которые в концентрированном виде отражают реальные экономические, социально-политические, правовые и духовные усилия человеческого существования. Стремление белорусов к свободе, обладанию естественными правами человека, к сохранению своей национальной самобытности и человеческого достоинства лежало в основе развития революционно-демократического движения в Беларуси.

Многочисленные источники позволяют составить целостное представление о состоянии прав и свобод человека в различные периоды развития Беларуси. В истории конституционализации и реализации прав и свобод человека в Беларуси можно выделить четыре основных этапа, ограниченных между собой важными историческими событиями.

Первый -- охватывает годы с момента возникновения белорусской государственности и завершается ликвидацией Российской империей государственной независимости Беларуси (Х-конец XVIII вв.). Второй этап в реализации прав и свобод белорусов начинается после полного присоединения белорусских земель к Российской империи и продолжается до Великой октябрьской революции (1795 -- 1917).Третий этап в имплементации прав и свобод человека в Беларуси охватывает период с 1917года до середины 90-х годов ХХ столетия. Четвертый этап в развитии прав и свобод человека обозначился в 90-е годы ХХ столетия и продолжается в настоящее время.

Начало новому этапу было положено принятием 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР. 25 августа 1991года декларации был придан статус конституционного закона. 19 сентября 1991 года утверждается новое название нашей суверенной страны -- Республика Беларусь. 8 декабря в Вискулях (Беловежская пуща) было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

I. Права и свободы человека в период становления белорусской государственности

Белорусская нация и государственность, как известно, начинают складываться в I тыс. н.э. Анализ исторических источников показывает, что основу белорусской нации образовали южные и западные славяне, которые колонизировали землю Беларуси в VI -- VIII веках. Те, которые поселились по рекам Двина и Неман, стали называться кривичами; которые разместились вдоль реки Припять -- дреговичами; по верхнему Днепру и Сожи -- радимичами. До их прихода на этой земле жили балты (лиетувисы, латыши, вятичи, голяды). Позже белорусы ассимилировали и частично вытеснили балтов. Эти племена переняли у белорусов язык и даже православную религию, обычаи и т.д.

Древние племенные союзы (кривичи, дреговичи, радимичи) постепенно переросли в государственные образования -- княжества. Наиболее крупным из них было Полоцкое княжество. Первое летописное упоминание о нем относится к 980 году, называется князь Рогволод, который княжил в Полоцке. Полоцкое княжество было первым древним белорусским государством со всеми соответствующими атрибутами: суверенной властью династии князей, вече, администрацией, собственным войском, денежной системой.

Наибольшего могущества Полоцкое княжество достигло во второй половине ХI века при правлении Всеслава Чародея. В это время в Полоцке был построен знаменитый Софийский собор, который символизировал равенство Полоцка с Новгородом и Киевом. Полоцкому княжеству принадлежали земли вдоль Двины до Балтийского моря, где начинался большой торговый путь «из варягов в греки». Такое геополитическое расположение определило экономический и политический расцвет княжества. Полоцкое княжество охватило большую часть современной Беларуси.

Важными государственными образованиями на территории Беларуси в то время были Туровское и Смоленское княжества, затем Минское, Пинское и Витебское.

В середине XIII века Полоцкое княжество утрачивает свою ведущую роль в государственном строительстве. Центр политической жизни на белорусских землях перемещается в Понеманье, где проживали славянские племена кривичи и дреговичи, а также балтские -- литва и ятвяги. Здесь возникло новое славяно-балтское государство -- Великое Княжество Литовское (ВКЛ).

События, что происходили в начале XIII века, усложнили дальнейшее развитие белорусского государства. В 1201 году немцами в устье Двины была основана Рига, а через год здесь возник орден меченосцев (Ливонский орден). Все это создало непосредственную угрозу для Полоцка, привело к потере выхода к морю, отрицательно повлияло на экономическое развитие княжества.

Внешняя угроза для нормального развития Полоцкого княжества привела к присоединению его в 1307 году к Великому Княжеству Литовскому. Возникла крупнейшая средневековая феодальная монархия Европы -- Великое Княжество Литовское. Город Новогрудок стал первой столицей этого федеративного государства. Большую часть ВКЛ составляли славянские земли, балтские земли занимали 1/5 часть всей площади. Славянская часть нового государства была более развитой в социально-экономическом и культурном плане. Балты в то время еще не имели своей письменности.

Доминантой эволюции ВКЛ на протяжении ряда столетий была политическая и духовная культура Полотчины. Официальным государственным и повседневным разговорным языком в федеративном государстве был старобелорусский язык. А как известно, государственным языком в любом государстве является язык господствующей, а точнее титульной, нации.

В1323 году князь Гедымин перенес столицу сначала в Троки, а потом в Вильню, которая оставалась политическим центром ВКЛ до конца его существования. Вильня была основана славянами-кривичами, затем здесь появились балты. Долгое время после исчезновения ВКЛ для белорусов Вильня оставалась центром политической и культурной жизни. В октябре 1939 года Сталин единоличным решением передал Вильню Литве.

В 1385 году, чтобы противостоять внешней агрессии со стороны крыжаков и татаро-монголов, ВКЛ заключило Кревскую унию, союз с Польшей, которая предприняла попытку установить свое господство над Княжеством. Восстановил самостоятельность ВКЛ великий князь Витовт (1392 -- 1430). В14222 году к ВКЛ была присоединена Жемойтия -- историческая территория современной Литвы. В середине XV столетия изменилось и название государства, оно стало называться Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Следовательно, белорусская нация сохранила свою самобытность и культуру и в Великом Княжестве Литовском.

Между тем самостоятельный путь формирования белорусской нации и культуры, отличный от русской, польской и литовской наций, до сих пор оспаривают некоторые российские историки и политологи, в том числе и белорусские ортодоксальные марксисты. Российские исследователи продолжают утверждать, вопреки историческим фактам, что в основе образования белорусской нации лежит белорусский субстрат.

Первые памятники права, в которых нашли свое отражение права и свободы человека, появились в Беларуси в X -- XII веках. В их ряду следует прежде всего отметить свод княжеских постановлений этого периода под названием «Русская правда». Полоцкие и Смоленские грамоты XIII -- XIV веков закрепляли права отдельных категорий граждан этих земель. Правом владеть и распоряжаться недвижимым имуществом, заниматься хозяйственной деятельностью и вести торговлю наделялись даже холопы, или рабы. В XIV веке привилегии имели только феодалы-католики, поэтому наблюдался переход из православия в католичество.

Привилеями 1432 и 1434 годов юридически (но не фактически) были уравнены в своих правах православные и католики. В это время в культуру привилегированного сословия Беларуси проникают новые религии -- протестантизм, кальвинизм и др. Последние были особенно популярны из-за республиканских моментов в этих учениях.

Существенным продвижением на пути к решению вопроса прав человека явилось законодательство ВКЛ. В памятниках права этого периода нашли отражение многие идеи, закрепленные позже во Всеобщей декларации прав человека. Так, уже в Судебнике Казимира IV 1486 года утверждался принцип презумпции невиновности.

Наиболее значительными памятниками права Великого Княжества Литовского являются статуты (1529, 1566, 1588). Прежде всего, следует отметить статут 1588 года, автором которого был великий канцлер ВКЛ Лев Сапега. Третий статут действовал на протяжении 250 лет, до 1840 года. Статут был первым в Европе сводом законов, куда вошли нормы местного государственного права. Статут заложил в ВКЛ основы правового государства, где господствовал закон, а не личная воля властителя. Предусматривалось ограничение власти великого князя через такие институты власти, как Сойм и Рада. В статье 1 раздела I провозглашался принцип единства права для всего населения Княжества. Это было новым явлением в законодательной практике европейских государств.

Большое значение в Статуте придавалось созданию справедливого суда. В Полоцкой Руси прибегали к большому количеству присяжных. В1581 году были учреждены независимые суды в каждом повете. Так, гражданин имел право обжаловать решения и действия должностных лиц[4]. Статут 1588 года закрепил гласность судебного процесса, участие защитников, состязательность сторон. В статье 2 Статута говорилось о том, что государство не имеет права наказывать по заочному обвинению, даже если это касается государственной измены.

В Статуте 1588 года впервые в законодательной практике европейских стран была разграничена законодательная и исполнительная власть. Законы могли создаваться выборным исполнительным органом -- Соймом, а великий князь их подписывал.

В ВКЛ по традиции, заложенной еще в Полоцком княжестве, действовал принцип, утверждающий, что представители всех слоев общества -- высших и низших, независимо от национальной принадлежности, объявлялись полноправными гражданами.

Великое княжество Литовское было полиэтнической страной -- белорусы, балты, украинцы, поляки, евреи, татары.

В Великом Княжестве Литовском реально соблюдалось право на свободу мыслей и вероисповеданий. Поэтому в белорусской истории вплоть до XIX века не встречаются случаи осуждения на смертную казнь за вольнодумство, атеизм, а также проявление религиозного фанатизма. Напротив, здесь находили убежище и защиту диссиденты из соседних стран.

Законодательство ВКЛ отражало права и свободы различных слоев населения. И поскольку Статут 1588 года явился памятником права феодального периода, то он, естественно, отразил все его противоречия. Равенство всех перед законом сосуществовало рядом с сохранением привилегий высшего шляхетного сословия, которое выполняло руководящую и организующую роль в обществе. Несмотря на эти недостатки, Статут оказал значительное влияние на развитие права во всей Европе. На его основе была составлена первая в Европе конституция -- Конституция Речи Посполитой 1791года.

В 1569 году в результате подписания Люблинской унии было создано новое конфедеративное государство -- Речь Посполитая, куда вошли Великое Княжество Литовское и Королевство Польское. Создание конфедерации было нацелено на укрепление обороноспособности двух стран, на сохранение их независимости, которой угрожала агрессивность со стороны московского государства. Достаточно сказать, что только за период с 1500 по1564годы Московское княжество совершило более тридцати вооруженных нападений на Беларусь. В это же время, по большей части согласованно с нападением войск Московии, на Беларусь совершали свои опустошительные набеги и орды крымских татар. По хронологии они припадают на такие годы:1497, 1500, 1502, 1503, 1505, 1506, 1521, 1523, 1527, 1529, 1538, 1539.

Государственное объединение ВКЛ и Польши создало предпосылки и для церковной унии. Как известно, главной религией ВКЛ было православие, а Польского королевства -- католицизм. В 1596 году была заключена Берестейская уния, которая открыла путь для объединения двух конфессий в одну религию, получившую название униатской. В конце XVIII века униатами были уже 75% населения Речи Посполитой. В1839 году российские власти Унию ликвидировали и стали насаждать среди белорусов православие. В настоящее время в Беларуси восстановлена униатская конфессия, и она имеет хорошие перспективы для своего развития.

С помощью крымских мусульман православные московские князья пытались вернуть «свою» православную «вотчину», на которую в действительности не имели никакого законного права. Московское княжество не было правопреемником княжества Полоцкого, поскольку во времена Полоцкой державы Московское княжество вообще не существовало. Однако некоторые российские политики и исследователи и сегодня заявляют о своих правах на православную «вотчину» в Беларуси и готовы спасать ее от римско-католической веры и обуржуазившейся Европы.

Летописи зафиксировали сообщения о бесчисленных нарушениях абсолютно всех прав жителей белорусского края, их полонах, опустошительных грабежах, разорении и сожжении не только деревень и мелких поселений, но и таких городов, как Берестье, Каменец, Бобруйск, Слуцк, Туров, Крево и его замок, Клецк, Новогрудок, Друцк, Витебск, Чечерск, Кричев, Полоцк, Мозырь, Речица и др.

Московия вела войну по существу на уничтожение белорусов, на ликвидацию их элементарного права -- права на жизнь и с 1654 по 1667 годы. За эти 16 лет были разрушены и разорены целые города и регионы. Сотни тысяч белорусов--мужчин, женщин и детей--были пленены и вывезены в Московию. Оккупация и насилие привели к возникновению в Беларуси освободительного движения против поработителей, к борьбе за право на независимое существование белорусского народа.

Эта война Московского княжества с «братским славянским народом» стоила Беларуси 1 800 000 человеческих жизней. Погиб каждый второй житель края. После этой бойни, которую благословили российские церковные иерархи, Великое Княжество Литовское как держава уже не смогло подняться. Российская империя начала «осваивать» «вотчины». Это было началом трехвековой оккупации и колонизации Северо-Западного края, подавления прав и свобод белорусов.

XVIII столетие принесет белорусам новые тяжелые испытания. Огнем и мечом будут подавляться нередкие бунты и народные волнения против насилия и грабежа со стороны российских поработителей. Особой жестокостью в этом подавлении отличился русский князь Александр Суворов.

В конце XVIII века для Беларуси наступили еще более сложные и трагические события и времена, свидетельствующие о тотальном подавлении прав и свобод граждан со стороны Российской империи. В1772 году происходит первый разбойный раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией, в результате которого от Беларуси была отторгнута и включена в состав России ее восточная часть. В 1793 году -- второй раздел Речи Посполитой и захват Россией центральной части Беларуси. В 1795 году -- третий раздел Речи Посполитой и захват Россией западной части Беларуси.

Свои разбойные действия по отношению к Беларуси Российская империя проявит еще неоднократно. Еще будет разгон Учредительного съезда Белорусской Народной Республики (1918), расчленение Беларуси по так называемому Рижскому договору (1921), «добровольное» создание ССРБ (1919) и т.д.

II. Права и свободы белорусов в Российской империи

В конце XVIII века Беларусь была насильственно присоединена к Российской империи и стала ее провинцией -- «Северо-Западным краем». Однако в этой огромной и богатой природными ресурсами стране так и не были созданы условия для дальнейшей жизни людей. Народ здесь всегда находился в рабской зависимости от власти, работал много и тяжело, а жил уныло и убого.

Белорусы после «добровольно вхождения их страны в состав Российской империи» потеряли право на самоопределение и самоидентификацию, право на свободное экономическое, политическое духовное и интеллектуальное развитие, а следовательно, право на свою государственность и достойную жизнь.

В Российской империи белорусы были лишены той правовой защищенности, которую они имели со времен Великого Княжества Литовского. Ибо, в этой стране в этой стране традиционно в общественном сознании и на практике человек и его права имели второстепенное значение и были подчинены интересам правящего класса и государства.

На интеллектуальное развитие, ценностные ориентации и духовную жизнь в целом стран Запада, как известно, оказала весьма благотворное жизнеутверждающее влияние Реформация, положившая начало духовному обновлению Европы и открывшая тем самым всему человечеству «дверь» в Новое время. Главное достижение Реформации состояло в том, что она коренным образом изменила существовавшие прежде отношения между обществом и религией, предназначение последней в нем. Доминирующим в обществе было признано светское начало.

Реформация изменила представления человека на его отношения с Богом. Если раньше утверждалась изначальная зависимость человека от божественных сил, то отныне та же формула приобрела прямо противоположный смысл. Стало подчеркиваться, что поскольку человек создан по образу и подобию божьему, то, следовательно, в каждого отдельного индивида заложена «искра божия», которая сопряжена с разумной свободой и творчеством. Свобода была признана естественным правом каждого человека, которая заканчивалась там, где начиналась свобода другого индивида. Государству отводилась роль регулятора отношений между свободными индивидами.

Новая философия существования человека, предложенная Реформацией, изменила способы жизнедеятельности свободных людей. Родился новый западный человек, нацеленный на самоутверждение, созидание и возвышение. Этот человек в ходе буржуазных революций, охвативших в XVII -- XVIII веках Нидерланды, Англию, Францию, разорвал узы родовой, патриархальной общины, разрушил оковы феодального способа производства и утвердил новый общественный порядок. Новый человек взял на себя ответственность за свое материальное и духовное благополучие.

Изменилась роль в обществе и коллективных экономических, политических, культурных иных объединений. Их цель состояла не в том, чтобы любыми способами и средствами подчинить своему влиянию и своим правилам отдельного члена, к чему изначально стремились коммунитаристы. Общности стали, прежде всего, охранять, защищать и поощрять право каждого человека на свободу во всех его проявлениях.

В России же, не прошедшей реформацию, еще целые столетия сохранялись коммунитаристские представления о сути и предназначении человека в этом мире. В зависимости от пожеланий власти он всецело зависел то от Бога, то от государства. Забота человека о собственном самоутверждении, материальном и духовном благе не поощрялась, а наоборот, ограничивалась и осуждалась. Индивиду предписывалось ориентироваться в первую очередь на некую социальную тотальность -- общину, коллектив, государство, общество. Все это суть противоположный либерализму взгляд на индивида и его роль в обществе. Отсюда и другой, патерналистский способ жизнедеятельности человека, иная психология -- рабская, иной менталитет людей и иные социальные результаты.

В самодержавной России права и свободы человека распространялись только на отдельные сословия. Абсолютистская форма прав и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.