На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Этапы развития теории прав человека. Востребованность правового оформления прав человека и ребенка. Закрепление в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.
    §1. Этапы развития теории прав человека: общее и особенное.
    §2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.
    Вывод по Главе I.
    ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ.
    §1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.
    §2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка.
    Вывод по Главе
    II.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В международном плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX века. Это понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и развиваться в международных отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.

Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод.

Национальное законодательство каждого государства определяет объем прав, их содержание и гарантии осуществления. Саидов А. Х. Общепризнанные права человека, учебное пособие под ред. И. И. Лукашука. - М., 2002. - с. 64.

Все нормы международного права, имеющие однородный объект и устанавливающие определенные правила в той или иной сфере отношений, называют международными правовыми стандартами. Трунчевский Ю. В. Международное пенитенциарное право. - М., 2001. - с. 17.

Стандарты могут быть универсальными, т.е. признанными во всем мире и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиции, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса). Международное право: Учебник, отв. ред. В. И. Кузнецов. - М., 2000. - с. 224.

Изучение проблемы взаимоотношения норм международного и внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных задач в контексте обеспечения защиты общечеловеческих ценностей. Анисимов Л. Н. Имплементация норм международного права в национальное законодательство. - М., 1991. - с. 110.

Проблема осуществления норм международного права в России состоит в формировании соответствующей научно-практической концепции.

Практика свидетельствует что, имплементация норм международного права не сводится лишь к правотворческой деятельности государства в лице его органов, предполагает, помимо этого, проведение широкого комплекса мер организационного характера, обеспечивающих непосредственную реализацию предписаний международно-правовых норм. Тунцевский Ю. В. Международное пенитенциарное право. - М., 2001. - с. 21.

Международное сообщество под эгидой ООН активно занимается разработкой источников общепризнанных прав человека, стремясь создать правовую основу для их эффективной защиты и содействия их соблюдения.

Принятие Всеобщей декларации прав человека - документа, закрепившего перечень прав и свобод человека - стало важным этапом в развитии международных отношений.

Большая часть ее норм рассматривается в качестве важного свидетельства международного права, связывающего все государства современного мира. Хлобустов О. Права человека: история и современность. - Диалог, М., 1998, №1. - с. 3.

Вслед за принятием Всеобщей декларации прав человека, для того, чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации, была начата разработка двух международных пактов о правах человека: одного - об экономических, социальных и культурных правах и другого - о гражданских и политических правах.

К числу международных договоров ООн, направленных на защиту конкретных прав человека, относятся:

1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинств видов обращения и наказания… Саидов А. Х. Сравнительное правоведение/ Под ред. В. А. Туманова. - М., 2000. - с. 116-118.

Региональное сотрудничество по правам человека представлено Организацией по безопасности м сотрудничеству в Европе (СБСЕ-ОБСЕ), Советом Европы, Европейским Союзом, Содружеством Независимых Государств и т.д.

Сотрудничество по правам человека на разных уровнях осуществляется в многообразных формах. Прежде всего путем выработки единых стандартов определяющих круг прав и свобод человека. К настоящему времени принято более 100 универсальных договоров и свыше 200 региональных.

Системы регионального нормативного уровня дополняют универсальные положения, а в некоторых отношениях и повышают степень требовательности к защищенности и эффективности реализации прав и свобод.

Стандарты прав человека разработаны и в договорной практике участников Содружества Независимых Государств (СНГ), это: Конвенция о правах и основных свободах человека 1995 г., Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 19963 г., Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, 1994 г. и т.д. Глухарева Л. И. Права человека. - Гуманитарный курс, учебное пособие. - М., 2002 г. - с. 154.

Действующая Конституция РФ включила в свои тексты пространную главу о правах человека.

На идею право-человеческой защиты сориентировано текущее законодательство. Разнообразные государственные идеологические программы идеологически посвящены обеспечению прав. Активно пропагандируют их средства массовой информации. Глухарева Л. И. Права человека. - Гуманитарный курс, учебное пособие. - М., 2002 г. - с. 144.

Для прав человека в России сегодня созданы благоприятные политические и юридические условия, в положительную сторону наметилось движение экономических факторов.

Закрепленные в Конституции России права и свободы соответствуют общепризнанным стандартам.

«Впервые Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» (ст. 15-4)

«Устанавливается приоритет, примат этих норм международного права по отношению к российскому законодательству» (ст. 15-4) Азаров А. Я. Права человека. - Новое знание, М., 1995. - с. 51.

Отношение на международном уровне по правам человека укрепились в результате создания и деятельности межгосударственных и общественных структур, которые организовывались для сотрудничества в сфере прав человека либо включали права человека в число своих приоритетных направлений. Сегодня создана и существует общая всемирная связь государств и народов, сотрудничающих на базе общечеловеческих интересов и ценностей, т.е. универсальная система прав человека. Азаров А., Роитер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. - М., 2000. - с. 12.

К принятию Конвенции о правах ребенка цивилизованный мир шел долго: в 1959 году Генеральная Ассамблея ООн приняла Декларацию прав ребенка; еще ранее в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка.

Идея прав человека родилась в XVIII веке. Потребовалось два столетия, чтобы человек решился наделить правами своего ребенка. Образцова О. Ю. Из истории идеи прав ребенка в XX веке. - М., 2001. - с. 3-10.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Всеобщая декларация прав ребенка. Сб. нормативных документов по правам человека, 1994 г. В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. Международное право в современном мире: Сб. статей, отв. ред. Ю. М. Колосов. - М., 1991. - с. 13.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

Всего 2 минуты понадобилось, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который будет отныне служить мерилом основных прав детей в мире. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - Омск, 2000. - с. 3-17.

Признавая ребенком человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - Омск, 2000. - с. 9.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям. Шнекендорфт З. И. приоритет, достойный человечества. - Педагогика, 1999, №8.

Детский фонд ООН (ЮНЕСКО) совместно с партнерами, правительственными и неправительственными организациями последовательно проводит идеи Конвенции о правах ребенка в жизнь. По предложению ЮНИСЕФ в России появились первые уполномоченные по правам ребенка. Сейчас они работают в пяти регионах. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. под ред. В. А. Туманова. - М., 2000. - с. 116-118.

Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он состоит из 5 глав и 25 статей:

1. Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 -5);

2. Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6-15);

3. Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);

4. Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);

5. Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». См. подробнее: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 09.07.1998 г.

Права ребенка, закрепленные в Гражданском кодексе РФ См. подробнее: Гражданский кодекс РФ, часть 1. и Семейном кодексе РФ См. подробнее: Семейный кодекс РФ, 1995. условно можно разделить на 6 основных групп:

К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Новый Семейный Кодекс РФ впервые отразил активность России в связи с существованием международного правового пространства. Это нашло отражение при закрепление в Кодексе конституционной нормы о приоритете норм международного договора Российской Федерации, если им установлены иные правила, чем предусмотренные семейным законодательством. Семейный кодекс РФ, вступительные комментарии И. В. Хаманева. - М., 1996. - с. 13.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63).

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяем соответствующим документом.

Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации «Об образовании» См. подробнее: закон РФ «Об образовании». и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования. Формы получения образования могут быть разные.

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах - в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т. д. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М., Народное образование, 1995. - с. 100.

Гражданский кодекс Российской Федерации является основным источником гражданских прав, законных интересов и обязанностей гражданина Российской Федерации. Он определяет систему гражданского законодательства нашей страны, основные механизмы использования различных форм собственности, возможности и условия осуществления права каждого человека участвовать в рыночных взаимоотношениях на территории Российской Федерации. Дееспособность несовершеннолетних детей в новом Гражданском Кодексе существенно расширена. Подраздел 2 глава 3 части первой Гражданского Кодекса РФ содержит перечень прав и обязанностей граждан Российской Федерации. В этой части гражданского кодекса содержаться статьи, которые относятся к правам и обязанностям несовершеннолетних детей.

Дееспособность несовершеннолетних детей в новом Гражданском Кодексе существенно расширена. Впервые в российском законодательстве установлено, что малолетние дети по достижении 6 лет могут совершать юридические действия (ст. 28 ГК РФ). в нем предусмотрена эмансипация несовершеннолетних (ст.27).

Эмансипация - это новое основание для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок.

Для несовершеннолетних детей будет интересно знакомство еще с одной статьей 28 Гражданского Кодекса РФ, которая определяет градацию дееспособности малолетних в зависимости от достигнутого ими возраста. Гражданский Кодекс впервые установил разграничение недееспособности малолетних до 6 лет и от 6 до 14 лет. От 0 до 6 лет -полностью лишены дееспособности.

Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Принятые Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ 1998, № 31, ст. 3802, №26 ст. 3177. от 24 июня 1998 года и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, которые подчеркивают важность правовой защиты названных объектов. Галимов О. Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб, 2001. - с. 7.

В настоящее время вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников судопроизводства являются одними из приоритетных и в деятельности правоохранительных органов. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 мая 1995 № 30 «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних» прямо предписывает сосредоточить главные усилия по защите прав несовершеннолетних, провозглашенных Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, оградить их от жестокого обращения, экономической, сексуальных и иной эксплуатации, решительно активизировать борьбу с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, наркоманию, в занятие проституцией и попрошайничеством, повысить требовательность к качеству следствия по таким делам, а также обеспечить строгое выполнение всех правовых гарантий, предусмотренных уголовным процессом для несовершеннолетних. См.: Комментарий к Федеральному Закону «О прокуратуре Российской Федерации». - М., 1996. - с. 436-440.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Президентская программа «Дети России», под ред. Н. И. Полежаевой. библиотека Российской газеты. - М., 1994.

Целью федеральной программы «Дети России» является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социально-экономических преобразований и реформ.

В состав федеральной программы входят целевые федеральные программы «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Дети инвалиды», «Дети сироты», «Дети Севера». Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - Омск, 2000. - с. 33Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации. Кроме многочисленных постановлений глав администраций краев и областей, правительств республик о мерах по выполнению законодательных актов Российской Федерации, на местах разрабатываются и предпринимаются в пределах их компетенции законодательные акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей. Так, в Омской области был принят Закон «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечения» от 14.11.1995 № 33-ОЗ.

«Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций в области защиты прав детей, оставшихся без родительского попечения, на территории Омской области».

Цель настоящего Закона - обеспечение высокого уровня социальной защиты, охраны прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения на территории Омской области.

Задачи настоящего Закона:

- обеспечение действенных мер по реализации институтов опеки, попечительства, усыновления (удочерения);

- создание системы социально-психологической адаптации выпускников школ - интернатов и детских домов. См. подробнее: Закон «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечения» от 14.11.95 № 33-ОЗ.

Как свидетельствует мировой опыт реальное и стабильное улучшение жизни возможно только на основе четких и недвусмысленных норм.

В связи с этим и поставлена актуальность проблемы данной дипломной работы: необходимость формирования, развития международно-правовых документов в области прав детей, их реализация, и влияние на законодательство России.

Исследование осуществлялось на основе анализа основных документов и нормативных актов РФ (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеративная целевая программа «Дети России», доклада «Положение детей в мире, 1997», Семейный кодекс РФ), Гражданский кодекс РФ, Закон Омской области «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечения» 14.11.95 № 33-ОЗ. См. подробнее: Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М., 1995. - с. 3-18; Всеобщая декларация прав человека. - ОБЖ, 1998, №2; Президенская программа «Дети России», Конституция Российской федерации, 1993

Использованы труды таких авторов, как: Лукашевой Е. А., Кузнецова В. И., Шнекендорфа З. И., Сандова А. Х., Мартыновой Л. В., Славкиной Н., Хлобустова О. …

Вот некоторые точки зрения авторов на проблему необходимости правового, юридического закрепления основных прав и свобод человека и ребенка:

Лукашева Е. А.: «В настоящее время деятельность государств в области прав человека неуклонно смещается с разработки правозащитных принципов и норм в сторону создания механизмов их имплементации. Там, где вновь возникающие ситуации требуют соответствующего регулирования, разработка новых норм должна продолжаться» Права человека как фактор стратегии устойчивого развития, под ред. Е. А. Лукашевой. - М., 2000. с. 264.

Кузнецов В. И.: «Для того, чтобы содержание любого принципа международного права воплощалась в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права» Международное право, под ред. В. И. Кузнецова. - М., 2001. - с. 224.

Шнекердорф З. И.: «Очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением ребенка в обществе, порождены экономическими причинами, для их решения недостаточно доброй воли законодателя и четкого исполнения правовых предписаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт реальное и стабильное улучшение детей возможно на основе четких и недвусмысленных норм» Шнекердорф З. И. Приоритет, достойный человечества. - М., 1999. - с. 37.

Объектом исследования являются международно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция прав ребенка, а также правовые нормы российского законодательства: Федеральная целевая программа «Лети России», Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Цель: исследование данных международно-правовых стандартов в области прав ребенка процесс их создания, реализации, их правовое положение и роль в мировом сообществе; а также исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданных на основе международно-правовых стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становление международно-правовых документов о правах человека и ребенка и их влияние на российское законодательство.

Методы исследования: историко-правовой и сравнительно-правовой.

В работе идет речь о теории прав человека, ее развитии, становлении, востребованности международно-правового закрепления прав человека и ребенка (от Всемирной Декларации о правах человека до Конвенции о правах ребенка); углубленное рассмотрение декларативных и конвенционных норм о правах ребенка; анализ российского законодательства о правах ребенка.

Глава I. Теория прав человека и ее использование в международном праве

§1. Этапы развития теории прав человека: общее и особенное

В различные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно государственным правом. Государства - участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся исключительно к их внутренней юрисдикции.

Границы внутренней юрисдикции государств не являются неизменными, они исторически подвижны. Государства сами устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его собственными гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях» вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства, а также национальных и иных меньшинств.

Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на предпосылке, что каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они не нарушались.

Теоретическое обоснование политики вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах юристов-представителей науки международного права.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от принадлежности его к тому или иному государству признаются определенные права и свободы, основоположник науки международного права голландский юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году, оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных, если над ним творят «явное беззаконие».

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека: известный профессор Петербургского университета Ф. Мартенес писал, что «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью». Мартинес Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т1 СПб, 1882. с. 327. Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести т вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека «должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время» . Блюнчли И. Соврменное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде Кодекса. Вып. 2М, 1877ю с. 316

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов - международников как в XVIII, так и в XIX веке.

Лишь отдельные ученые, как, например, профессор А. Гефтер, утверждали, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела. Гефтер А. Европейское международное право, СПб, 1880, С. 99

Разделяя точку зрения о законности интервенции во имя «гуманных» целей, ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. «Нельзя согласиться с тем, - писал Ф. Лист, - что право вмешательства существует также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно несколькими государствами (так называемое коллективное вмешательство)». Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Юрьев, 1917. с. 87.

Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время и в практике международных отношений. Она служила одним из многочисленных «обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во имя «гуманных» целей и под предлогом «защиты» национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских держав за раздел и передел уже поделенного мира. «Право на вмешательство» официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории. Общая теория прав человека/ под ред. Е. А. Лукашевой. - М., 1996. с. 417-435.

После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства на интервенцию подвергается определенным ограничениям.

Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось, права, различными предлогами, то Статус Лиги Наций серьезно ограничивал право государств - членов Лиги Наций прибегать к войне и предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в нарушение постановлений Статуса.

В рамках Лиги Наций происходило заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод. - ОБЖ. 2002, №5. с. 45-51.

После Первой мировой войны главными союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство представить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии, языку те же права, что и остальным своим гражданам.

Соответствующие обязательства позднее приняты также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Согласно ст.2 Договора главных союзных и объединившихся держав с Польшей польское правительство обязалось «предоставить всем жителям Польши полную и совершенную защиту их жизни и их свободы без различия происхождения, национальности, языка, расы или религии». Ключников Ю. В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч II, 1926. с. 330-337. За всеми жителями признавалось равенство перед законом, право на свободу религии им вероисповедания, пользования одинаковыми гражданскими правами и политическими. (ст. 7) «Польские граждане, принадлежащие к меньшинствам этнических, по религии или языку, - подчеркивалось в ст. 8 Договора, - будут пользоваться тем же режимом и теми же правовыми и фактическими гарантиями, что и другие польские граждане». Аналогичные статьи содержались и в других соглашениях о национальных меньшинствах.

В них шла речь только о пользовании лицами, принадлежащих к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, определенными гражданскими и политическими правами. Договоры о меньшинствах не носили универсального характера. Они создавали специальных режим для небольшой группы малых государств.

Главные союзные и объединившиеся державы не брали на себя никаких обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их территории тех же прав, что и всем своим гражданам. Они выступали лишь в роли гарантов созданной системы и не были связаны какими-либо обязательствами перед Лигой Наций. Поэтому некоторые государства - члены Лиги Наций - расценивали договоры о меньшинствах как неравноправные, несовместимые с суверенитетом государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела.

Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно п. 12 Договора с Польшей (и аналогичными статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными. В случае расхождения мнений по вопросам права или факта … расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и оно будет иметь ту же силу и значение, что и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».

Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне против тех государств, которые не выполняют «добросовестно вынесенные решения». Права человека. Учебник для ВУЗов под ред. Е. А. Лукашевой. - М., 2000. с. 3-11.

Государства - члены Лиги Наций даже не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.

В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры им конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным законодательством. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека//ОБЖ, 2002, №5. С. 45-51.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека - с другой.

Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. Хлобустов О. Права человека: история и современность. - Диалог, 1998, №11. с. 17-19.

Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свобода совести, убеждения и т.п.). Крылов С. Б. История создания ООН. - 2-е изд. М., 1960. с. 43.

Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей свободе».

С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной организации - имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и другие документы.

Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.

Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в мире как День прав человека. Международное право/ под ред. В. И. Кузнецова. - М.: Юристъ, 2001. с. 224-227.

Принятие Всеобщей декларации - документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии международных отношений. Николаинко И. В. Права человека и система ООН. - Киев, 1991. с. 168.

Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все новых и новых международных соглашений. Хлобустов О. Прва человека: история и современность// Диалог, 1998, №11. с. 17-19.

На сегодняшний день принят обширный комплекс международных соглашений, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти документы, по мнению В. А. Карташкина, делятся на следующие группы:

Первая группа: документы, «которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира» К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и другие акты.

Вторая группа: конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов. Это главным образом положения Гаагских конвенций 1899-1907 гг. О законах войны.

Третья группа: международные документы, регламентирующие ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Это: Нюрнбергский устав, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

В. А. Карташкин отмечает, что «права человека как отрасль международного права состоит из совокупности принципов и норма, закрепленных во всех трех группах перечисленных международных документов» Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 1995. - с. 56.

В Европе старейшей и влиятельнейшей организацией, занимающейся защитой прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель, согласно ст. 1 Устава, принятого в Лондоне 5 мая 1949 года, - достижение единения членов для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их общим наследием и способствует усилению их экономического и социального прогресса».

Сегодня Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле защиты прав человека.

И это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет возможность учитывать большую часть особенностей региона, в том числе и европейское традиционное отношение к проблеме прав человека. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение, под ред. В, А. Туманова. - М., 2000. - с. 116-118.

Конкретным результатом работы этой организации за годы ее существования служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основными источниками европейской системы являются:

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.);

3. Европейская социальная хартия (1961 г.);

4. Рамочная Конвенция по защите национальных меньшинств (1995 г.) Горшкова С. А. стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. - М.,: НИМП, 2001, 352 с. - с. 48-53.

В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.

Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е годы и явилось результатом идеологического и политического раскола последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем - Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября 1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства. Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное развитие современных государств.

Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного обеспечения прав человека. Славкина Н. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. - Власть, 2000, №4. с. 43-47.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

По состоянию на 31 мая 2001 г. 41 государство - член Совета Европы ратифицировало эту Конвенцию (Россия - 1 сентября 1998 г.). Работу в рамках Конвенции осуществляет Европейский комитет по предупреждению пыток.

В основу Конвенции положены два принципа - сотрудничество и строго конфиденциальный характер работы. Ее цель - помочь государствам усилить защиту задержанных, а не их осуждение.

Неправительственные организации могут принимать активное участие в рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах лишения свободы, что является немаловажным фактором при подготовке визитов в государства - члены Совета Европы.

Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм обеспечения ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и представляет собой более «продвинутый» документ. Так, в ней вводится система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии. Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие исполнение положений Хартии. В настоящее время этот контроль осуществляет Секретариат Европейской социальной Хартии. Горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. - М., 2001. - с. 54.

Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств принята в 1995 г. и вступила в силу с 1 февраля 1998 г. (для России - с 1 декабря 1998 г.). Эта Конвенция стала первым в истории юридическим обязательным многосторонним документом, посвященным защите национальных меньшинств.

Комитет министров Совета Европы уполномочен наблюдать за осуществлением Рамочной конвенции. Ему помогает Консультативный комитет, члены которого обладают признанной компетентностью в области защиты национальных меньшинств. Саидов А. Х. Общепризнанные права человека, уч. пособие, под ред. А. А. Лукашука. - М., 2002. с. 89.

В рамках Конвенции неправительственные организации (НПО) могут влиять на политику государства - члена в отношении выполнения Рамочной конвенции.

Наряду с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду и является самой Крупной региональной организацией. Она была создана в Хельсинки 3 июля 1973 года. В конце 1994 года совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ составляют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение, под ред. В. А. Туманова. - М., 2000. - с. 116-118.

Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже «проникающие» по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты в «традиционной» сфере гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, но и явилась зачинательницей многих начинаний в гуманитарной области, выходящих далеко за пределы достигнутого в традиционных международных документах по правам человека. Горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монографии. - М., 2001. - с. 54.

Стремлению Российской Федерации включиться в европейские интеграционные процессы отвечала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была подана в 1992 г.

Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по приведению российского законодательства в соответствие с европейскими требованиями и международными соглашениями. Именно с того времени на российскую правовую систему усилилось влияние Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года). Саидов А. Х.

Хотелось бы также привести слова В. А. Карташкина, который считает, что после ратификации нашей страной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Совету Европы и России следует по взаимной договоренности установить строго определенный срок, в течении которого российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены в соответствие с европейскими стандартами. Трунцевский Ю. В. Международное право. - М., 2001. - с. 19.

Подводя итоги §1 можно сделать вывод, что в различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав человека.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека.

Принятие Всеобщей декларации - документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем - Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов, синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.

Также основными источниками европейской системы являются:

- Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987);

- Европейская социальная хартия (1961);

- Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств (1995).

§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка

В научной и монографической литературы по теории государства и права вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.

В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности совершенствования не только норм международного права, но и успешного осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как общепризнанный международный правовой стандарт в определенных, благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и реализуемой на практике. Курс международного права. Т6. Отрасли международного права, отв.ред. Н. А. Ушаков. - М., 1992. с.166-168.

Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав человека стали непосредственным объектом международно-правового регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Развитие современных международных отношений убедительно свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав человека стали объектом международно-правового регулирования. Это регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости правопорядка. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития под ред. Е. А. Лукошевой. - 2000. с. 263

Изучение проблемы взаимоотношения норм международного и внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных задач в контексте обеспечения защиты общечеловеческих ценностей. С учетом понимания возрастания роли примата международного права в межгосударственных отношениях требуются новые подходы и к оценке его соотношения с национальным законодательством, а также к направлениям совершенствования механизмов имплементации международных стандартов, в том числе в области прав человека, во внутригосударственные нормы. Анисимов Л. Н. Имлементация норм международного права в национальное законодательство. - М., 1991. с. 110.

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное время является главным механизмом международной помощи детям. Азаров А., Роитер В. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. - М., 2000. с. 96.

Детский фонд ООН учрежден на 1-й сессии Генеральной Ассамблеи (резолюция 57 (I) от 11.12.46 г.) первоначально под названием «Международный чрезвычайный фонд помощи детям (ЮНИСЕФ)» для удовлетворения чрезвычайных нужд детей в послевоенный период в Европе и Китае в продовольствии, лекарствах и одежде. В 1950 г. Ассамблея изменила основное направление деятельности Фонда, переключив его на программы долгосрочной помощи детям в развивающихся странах.

На 8-й сессии Генеральная Ассамблея постановила (резолюция 802 (VIII) от 06.10.53 г.), что ЮНИСЕФ должен продолжать свою деятельность в течении неопределенного периода времени, его название было изменено на Детский фонд ООН, но известный акроним «ЮНИСЕФ» был при этом сохранен. Международные организации системы ООН: Справочник, сост. А. А. Титаренко. - М., 1990. - с. 67.

ЮНИСЕФ - это единственная организация ООН, деятельность которой посвящена исключительно детям. ЮНИСЕФ работает ради защиты, выживания и развития ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

ЮНИСЕФ в настоящее поддерживает программы, направленные на улучшение жизни детей повсюду, особенно в развивающихся странах. Организация Объединенных Наций: Основные факты: Справочник. - М., 2000.

ЮНИСЕФ предоставляет главным образом три вида помощи:

- оказывает содействие в составлении планов и программ помощи детям;

- предоставляет материалы и оборудование для осуществление этих программ;

- предоставляет средства для подготовки персонала в основном в самых развивающихся странах. Международные организации системы ООН: Справочник, сост. А. А. Титаренко. - М., 1990. - с. 67.

В сотрудничестве с другими учреждениями ООН, правительственными и неправительственными организациями ЮНИСЕФ содействует программам по предоставлению дешевых услуг на общном уровне в области оказания первичной медицинской помощи, питания, начального образования, очистки воды и улучшения санитарных условий, ликвидации гендерного неравенства и развития. Организация Объединенных Наций: Основные факты: Справочник. - М., 2000.

Помощь со стороны ЮНИСЕФ осуществляется по просьбе правительств по программам, утверждаемым правлением ЮНИСЕФ как на краткосрочной так и на долгосрочной основе.

ЮНИСЕФ отстаивает соблюдение прав человека в отношении всех детей, особенно девочек. ЮНИСЕФ также продолжает оказывать неотложную помощь и проводить восстановительные работы в случае чрезвычайных происшествий. Организация Объединенных Наций: Основные факты: Справочник. - М., 2000.

Штаб-квартира ЮНИСЕФ находится в Нью-Йорке. Он также имеет региональные отделения в Абиджане, Бангкоке, Бейруте, Дели, Женеве, Лагосе…

В 1965 году ЮНИСЕФ был награжден Нобелевской премией мира. Международные организационные системы ООН: Справочник, сост. А. А. Титаренко. - М., 1990. - с. 67.

В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи. См. также: Всеобщая декларация прав человека. ОБЖ, 1998, №2. с. 3-7.

Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей приобрела более широкий характер. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции прав ребенка. - М., 2000. с. 3-27 Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей группы, которая длительное время готовила проект Конституции, был польский профессор Адом Лопатка. Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. - Педагогика, 1999, №8. с. 60-69.

Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия по правам человека, в которой участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира разрабатывали этот проект. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. Омск, 2000. с. 3-27.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка. Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. - История, 1997, №40. с. 1-3

С целью привлечь внимание мирового сообщества к Конвенции, вопросам защиты прав ребенка ООН провела в 1990 году Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей. В ней участвовали 71 президент и премьер-министров государств и правителей мира, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Роль Секретариата, обеспечивающего подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.

Участники встречи приняли Всеобщую декларацию об обеспечении выживания, защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить к 2000 году с детской смертностью и недоеданием в их современном масштабе, обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного развития детей во всем мире. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. Омск, 2000. с. 3-27

В числе конкретных целевых заданий были обязательства: сокращение на одну треть смертности детей в возрасте до5 лет, сокращение наполовину числа случаев материнской смертности, случаев острого и умеренного недоедания среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех семей питьевой водой и нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование для всех детей и полное начальное образование по меньшей мере для 80 % из них. Защита многих миллионов детей, находящихся в особо трудных условиях, а также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о правах ребенка и другие конкретные цели. Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. - Педагогика, 1999, №8

Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по ее осуществлению, это не только совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень цивилизации общества, его гуманность будет определяться тем, как общество защищает своих детей и заботится о них. В этом же суть новой этики в отношении детства, провозглашенной на этой встрече. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. Омск, 2000 с. 3-27

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах. Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в защиту детства.

Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действия по осуществлению этой декларации. Хлобустов О. Права человека: история и современность - Диалог, 1998, №4. с. 17-19

Особого внимания заслуживает альтернативный доклад российских неправительственных организаций (НПО), предоставленный в Комитет ООН по правам ребенка независимо от официального государственного документа.

В настоящее время Россия обязана периодически предоставлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет - универсальна.

По итогам рассмотрения представленного государством доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы. Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей. Россия уже предоставила в Комитет два Доклада (1993, 1995 гг.) по итогам рассмотрения которых были вынесены соответствующие рекомендации. Защита прав граждан и юридических лиц в Российском и зарубежном праве (проблемы теории и практики). - М., 2002. - с. 92.

Совершенствование механизма осуществления норм международного права - главная цель, которую должна преследовать Россия, интегрируя в международное сообщество.

Эффективность этой функции государства может быть достигнута посредством решения двух наиболее важных задач:

1) достижение мобильности механизмов интеграции посредством правовых и организационных инструментов;

2) совершенствование методов «вживания» международных стандартов в России по всех направлениям. Тунцевский Ю. В. Международное пенитенциальное право. - М., 2001. - с.20.

Главная мысль альтернативного доклада: причины трагического положения, в котором оказались многие из 36 миллионов российских детей, в первую очередь не экономические, а организационные.

Они заключаются в ставшем традиционным в нашей стране разделении ответственности за ребенка между различными министерствами и департаментами, не способными согласовать свою работу по оказанию помощи конкретному ребенку; в отсутствии эффективных меъханизмов контроля, которые бы заставили персонал органов исполнительной власти и государственных учреждений выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей и др.

Для формирования общественного мнения вокруг проблемы детства, эффективного осуществления контроля за соблюдением прав детей, содействия их защите в ряде стран мира учрежден институт уполномоченных - комиссаров по правам ребенка. Это новое, но быстро развивающееся явление в правозащитной практике. С 1998 года в пяти регионах России Министерством труда и социального развития при поддержке Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ, учреждены региональные уполномоченные по правам ребенка.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод, что в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН в 1945 году было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). А в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. В декларации было провозглашено 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровне. Со временем появилась необходимость в принятии нового документа мирового сообщества, т.к. за 30 лет после принятия ООН Декларации многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей приобрела более широкий характер. Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса проявилась в принятии Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989 г.).

Также в поддержку Конвенции в 1990 году в Нью-Йорке состоялась Всемирная встреча, глее была принята Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации. Принятие Декларации и Плана действий по ее осуществлению, это не только совместное обязательство, но и документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.

Вывод по Главе I

В данной г и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.