На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Защита прав ребенка, социальные и материальные права детей в Республики Беларусь. Право на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья, образование и труд, отдых и досуг, на свободу личности и защиту, на имя и гражданство, материальное обеспечение.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
«Права ребенка в Республике Беларусь»
Содержание
Введение
Глава 1. Защита прав ребенка
Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь
2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья
2.2 Право на жизнь в семье
2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг
2.4 Право на свободу личности. Право на защиту
2.5 Право ребенка на имя
2.6 Право ребенка на гражданство
Глава 3. Материальные права детей Республики Беларусь
3.1 Право на материальное обеспечение. Право на бесплатный проезд
3.2 Право на жилище. Право на имущество
Глава 4. Методика преподавания курса "Права ребенка"
Заключение
Список использованных источников
Введение
Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
Дети - один из самых незащищенных и в ряде случаев обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле:
100 млн. детей проживают вне семьи, существуя за счет изнурительного труда, мелкого воровства, проституции, попрошайничества;
50 млн. детей выполняют вредную и опасную для здоровья работу;
120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые поддаются лечению;
в развивающихся странах около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;
миллионы детей, включая детей в богатых странах, подвергаются жестокому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами бизнеса со стороны торговцев наркотиками.
Т.о., сама реальность является сильнейшим аргументом в пользу защиты детей. Защита прав и законных интересов ребенка необходима в области семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного и уголовного законодательства.
Актуальность данной темы определена тем, что концепция прав человека является одной из ведущих идей XXI века. Интенсивное развитие применительно к нашему времени приобретает движение за права детей
Степень разработанность темы. Тема прав ребенка и их защиты имеет не столь давнюю историю, если сравнивать со всей протяженностью во времени дискуссии по правам человека.
Вопросы прав несовершеннолетних в Республике Беларусь получили освещение в изданиях учебно-методической, педагогической и юридической тематики. Во многих публикациях освещаются такие проблемы как:
Права детей на жизнь;
Защита прав детей;
Ребенок и семья
Права и обязанности детей;
Правовая культура детей.
Не менее важным в развитии научных основ охраны прав ребенка является проведение научно-практических семинаров, на которых освещаются различные аспекты данной темы. Например, охрана прав ребенка в области осуществления правосудия и прокурорского надзора [7, с. 26].
Наиболее известными белорусскими исследователями проблемы прав ребенка и их охраны являются Л.И. Смагина, В.И. Пенкрат, В.В. Подгруша, А.А. Кеник.
Объект Права ребенка в Республике Беларусь
Предмет Социальные права детей и их защита
Целью работы является изучения видов социальных прав детей в Республике Беларусь и форм их защиты. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Изучение нормативно-правового обеспечения прав ребенка в Республике Беларусь;
Изучение видов социальных прав детей в Республике Беларусь;
Изучение видов материальных права детей в Республике Беларусь.
Глава 1. Защита прав ребенка
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства. Государство и законные представители детей должны обеспечить физическое, нравственное и духовное здоровье ребенка, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации [18, с. 191]. Дети - будущее нашей страны, и каждый ребенок является ценностью.
Определение прав ребенка логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.
Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять в 1924 году Женевскую декларацию прав ребёнка.
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Определение термина «ребёнок» дается в Конвенции о правах ребёнка 1989 года: «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раннее» (ст. 1 Конценции) [13, с. 3].
В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.
Законодательный уровень. Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка».
Программный уровень. Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать разработка специальных долговременных социальных программ. Программа «Дети Беларуси».
Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут функционировать социальные управленческие органы в интересах детей
Исполнительский уровень. Функционально проблемами защиты детей и детства занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации и т.д. В некоторых городах созданы реабилитационные комплексы для подростков.
Просветительский уровень. Дело первоначальной важности - изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка. В достижении этой цели главная роль отводится общеобразовательной школе [5, с. 29].
Т.о. государство в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свободы человека, выполнения им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок.
Права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства [13, с. 4].
Глава 2. Социальные права детей в Республики Беларусь
Кодекс о браке и семье Республики Беларусь посвящает несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребёнка. Права ребёнка подразделяются на 2 категории:
социальные права;
материальные права.
2.1 Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья
Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно относится к категории неотчуждаемых. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права [13, с.5].
Статья 5 Конвенции о правах ребенка 1989 г. и ст. 4 Закона «О правах ребёнка» 1993 г. предусматривается, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка [18, с. 193].
В соответствии со статьёй 24 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Государство защищает жизнь ребёнка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона «О правах ребёнка»).
Согласно ст. 27 Конвенции государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка.
В ст. 8 Закона «О правах ребёнка» также закреплено право каждого ребёнка на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.
Статьей 24 Конвенции предписано право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Статья 5 Закона «О правах ребёнка» определяется неотъемлемое право ребёнка на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья, обеспечивает здоровое развитие ребёнка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь [18, с. 194].
2.2 Право на жизнь в семье
Право на жизнь в семье закреплено в ст к Конвенции о правах ребёнка 1989 г., согласно которой каждый ребёнок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу [18, с. 196]. Ст. 185 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь закрепляет право каждого ребёнка на жизнь в семье. Т.е., согласно вышеназванной статье, все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и родственников. Семейное воспитание является наилучшей формой воспитания, которое выработало человечество. Оно позволяет обеспечить нормальное интеллектуальное и социальное развитие ребёнка [13, с. 6].
Право детей жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь а исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребёнка, в частности при лишении или ограничении родительских прав.
Право ребёнка жить и воспитываться в семье, кроме того, включает в себя права:
на знание своих родителей;
на заботу своих родителей;
на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;
на уважение его человеческого достоинства [18, с. 196].
2.3 Право на образование и труд, на отдых и досуг
Право на образование закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 49 Конституции Республики Беларусь, в п. 1 и 2 ст. 186 Кодекса, в ст. 23 Закона «О правах ребёнка» и в ст. Закона «Об образовании в Республике Беларусь». Суть этого положения сводится к тому, что дети имеют право:
на равные возможности доступа к национальной системе образования;
на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке;
на получение бесплатного среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования;
на выбор учреждения образования и получения образования;
на получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.
Право на труд закреплено в ст. 32 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 41 Конституции Республики Беларусь, в п. 3 и 4 ст. 186 Кодекса, в ст. 272-282 Трудового Кодекса Республики Беларусь, в ст. 24 Закона «О правах ребёнка». Основные положения этих нормативных актов сводятся к следующему:
по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность;
с письменного согласия родителей или попечителя трудовой договор может быть заключен с ребёнком, достигшим 14 лет;
оплата труда несовершеннолетним при сокращенной продолжительности ежедневной работы осуществляется в том же размере, что и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы [18, с. 197].
Право несовершеннолетних на труд предполагает его право на отдых и досуг. В соответствие со ст. 187 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития [12, с.138].
Право на отдых и досуг закреплено в ст. 31 Конвенции о правах ребёнка, в ст. 43 Конституции Республики Беларусь, в ст. 25 Закона «О правах ребёнка»:
право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;
право каждого ребёнка на отдых и выбор внешкольных занятий. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями;
государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры [18, с. 198].
2.4 Право на свободу личности. Право на защиту
Закон не только наделяет ребёнка правами, но и гарантирует свободу личности ребёнка. Право на свободу личности закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, в ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь, в ст. 188 Кодекса, в ст. 26-28 Закона «О правах ребенка». Оно выражается в следующем:
государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно выражать по всем вопросам, которые его затрагивают;
дети имеют право на создание и участие в детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути. Деятельности молодежных общественных объединений не должна противоречить Конституции и законодательству Республики Беларусь (участие в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях) [10, с. 124];
каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих;
каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижения;
каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательство в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений [18, с. 199].
Права ребенка и их защита обеспечивается родителями или лицами их заменяющими, местными исполнительными и распорядительными органами (органами опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, администрацией детских домов), прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты в интересов детей. Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и коммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов детей.
Право ребенка на защиту включает возможность самостоятельно, независимо от возраста, обратиться за защитой своих прав и интересов. Статья 189 Кодекса дает право детям на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических психологических. Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - в суд.
Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую защиту со стороны государства [10, с. 125].
2.5 Право ребенка на имя
В ст. 7 Конвенции о правах ребенка, в ст. 68 и 69 Кодекса, в ст. 20 Закона «О правах ребенка» закреплено право каждого ребенка на имя.
Право и обязанность определить собственное имя ребенка принадлежат родителям. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен (первое имя является основным). Фамилия ребенка, определяется фамилией родителей, при разных фамилиях родителей присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия - по указанию органа опеки и попечительства. Выбранное имя не должно противоречить нормам общественной морали и национальным традициям. Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца.
При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке: фамилия ребенку присваивается по фамилии матери; запись об отце ребенка производится по фамилии матери; собственное имя и отчество отца ребенка записывается по указанию матери и, соответственно, отчество ребенку присваивается по указанному имени отца.
По решению органа опеки и попечительства (в интересах ребенка) возможно изменение фамилии несовершеннолетнему, а в случае прекращения брака между родителями, признания брака недействительным или вступления в новый брак - на фамилию родителя, с которым ребенок остался проживать. Изменение фамилии ребенка, достигшего 10 лет, производится с его согласия. Фамилия ребенка может быть изменена при усыновлении, установлении отцовства и (или) материнства.
Перемена фамилии обоими родителями влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего шестнадцати лет.
Собственное имя ребенка может быть изменено по заявлению родителей в течение года после регистрации рождения, если при регистрации ему было дано собственное имя без учета пожелания родителей, или в течение шести лет после регистрации рождения, а в исключительных случаях - с согласия органа опеки и попечительства - до достижения шестнадцати лет, если ребенок фактически носит не то собственное имя, которое ему было дано при регистрации.
Отчество ребенка, не достигшего шестнадцати лет, изменяется, если изменил собственное имя отец, или в случае установления отцовства, а также при усыновлении.
Лицо, достигшее шестнадцати лет, может обратиться с заявлением о перемене имени, в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства [18, с. 200].
2.6 Право ребенка на гражданство
Статья 10 Конституции Республики Беларусь провозглашает: «Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом» [2].
Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» (в ред. от 22.06. 2006 г.) регулирует вопросы гражданства детей. По общему правилу гражданство Республики Беларусь приобретается по рождению. К иным основаниям приобретения гражданства относятся: прием в гражданство, приобретение гражданства в порядке регистрации и др. Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
родители (родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Дети могут приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации:
1) дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
2) дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядк и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.