На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Права человека, их обеспечение обществом. Сущность социальной защищенности человека в современных условиях. Специфика социальных проблем людей, проживающих в Норильском регионе. Модель социальной защиты и помощи в регионе. Система социальных льгот.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 08.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава I. Права человека и их обеспечение обществом
§1. Сущность социальной защищенности человека в
современных условиях
§2. Специфика социальных проблем людей, проживающих в
Норильском регионе.
Глава II. Модель социальной защиты и помощи населению
в регионе.
§1. Организационная структура служб социальной защиты
и помощи населению в ЕМО «город Норильск».
§2. Система социальных льгот, гарантий, призванных
обеспечить достойное проживание людей в условиях
Крайнего Севера.
Заключение.
Библиография. 46
3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В нашей нынешней жизни мы все чаще и упор-нее говорим о спаде производства, безработице, резком снижении жизненного уровня большинства семей, ухудшении состояния здоровья населения, корруп-ции, росте преступности и прочих негативных сторонах действительности.

Год от года все большее число людей попадают в категорию малообеспе-ченных социально уязвимых слоев населения: семьи с детьми, многодетные, неполные семьи, пенсионеры, инвалиды, безработные. Действительностью России конца 20 века-начала 21 века стали детская беспризорность, нищенствование, попрошай-ничество, бездомность. Рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, прости-туции ведет к физической и духовной деградации нации.

Все очевиднее малоэффективность государственной системы социальных гарантий, ощутимее тен-денция к снижению государственного финансирования социальной сферы, ко-торая слабо использует возможности других секторов, особенно неправительст-венных организаций.

Многие негативные явления современной жизни закономерные спутники перехода России на новые рельсы социально-экономических отношений, име-нуемых рыночными. Новая государственная система социальной защиты насе-ления, семьи, человека, ориентированная на динамично изменяющиеся соци-альные условия рынка, только начинает формироваться. Трудно, но набирает силу позитивный процесс создания на местах системы социальных служб по-мощи населению. Формируется региональная социальная политика. Созданы новые исследовательские структуры с целью научной разработки теоретико-методических основ социальной защиты личности в условиях рыночной эконо-мики. В регионах формируется новый опыт по социальной защите населения.

Сегодня, очевидно, что богатый эмпирический опыт социальной работы, накопленный в различных регионах России, нуждается в научном обобщении, осмыслении, проектировании и прогнозировании. Совершенно необходимой стала подготовка профессиональных кадров - социальных педаго-гов и социальных работников, непосредственно работающих с клиентом и сфе-рой его ближайшего окружения. Их специализация должна отражать те реаль-ные потребности конкретных людей, конкретного социума, где протекает их профессиональная деятельность.

Таким образом, острая востребованность в различных социальных служ-бах, призванных оказывать практическую помощь различным категориям насе-ления, в подготовке специалистов для социальной сферы, в объединении уси-лий межведомственных структур социальной защиты позволили сформулиро-вать тему нашего исследования: «Становление системы социальной помощи населению в Норильском регионе».

Объект исследования: деятельность учреждений социальной зашиты в регионе.

Предмет исследования: система мер, предусматривающих социальные гарантии достойного проживания людей в Норильском регионе.

Цель исследования: выявление социальных проблем жителей региона и системы социальной защиты и помощи населению.

Задачи исследования:

Раскрыть сущность социальной защищенности человека в современных условиях.

Выявить социальные проблемы жителей, проживающих в экстремальных условиях Заполярья.

Изучить и раскрыть деятельность социальных служб в Норильском регионе.

Гипотеза исследования. Эффективность решения проблем социальной защиты населения возможна при условии:

разработки целостной концепции социальной защиты и помощи населению, адекватной уровню научного познания современных проблем общества и выработке практических мер по их разрешению;

учета региональных аспектов и адресных программ социальной поддержки населения;

ориентации на социальную помощь наиболее уязвимых слоев населения;

соблюдения основных принципов социальной защиты населения, основанных на законности, гуманизации, комплексности и регионализации.

ГЛАВА I. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международных пактах о правах и сво-бодах человека. Важнейшим благом человека являются его права и свободы, Международные правовые документы такие, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966) [30,32] провозгла-шают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновен-ность, достоинство, свободу убеждений, свободу слова, свободу религии, мирных собраний и ас-социаций, участие в управлении страной, право на труд и на отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем, они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

§ 1. Сущность социальной защищенности человека в современных условиях.

Конституция является Основным Законом государства, регламентирую-щим основы общественного и государственного устройства, систему государст-венных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан [21,4].

Важнейшим благом общественной жизни, общественного строя является социальное равенство людей. Известно, что по природе люди не могут быть равными: одни физически или духовно сильнее, другие слабее, одни старше, другие моложе и т.д. Однако в социальном отношении социальное равенство как одно из важнейших проявлений справедливости общественного строя вполне достижимо путем установления равенства общественного положения личности, которое определяется ее правами, свободами и обязанностями, закрепленными в нормах морали, правилах общежития, правовых актах [32,21].

Права, свободы и обязанности, закрепленные в нормах права, обеспечиваются не только силой общественного мнения, общественным воздействием, но и силой принуждения правоохранительных органов государства. В целом же права, свободы и обязанности граждан регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами

государственной власти или другими компетентными органами. Основные права, свободы и обязанности граждан находят закрепление в Конституции (Основном Законе) государства. Административное, гражданское, уголовное и другие отрасли законодательства также регулируют права, свободы и обязанности граждан, конкретизируют их, дополняют, но не могут противоречить конституционным нормам [25,63].

Непосредственным выражением социального равенства личности, ее общественного положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус - это правовое положение личности в обществе, определяемое системой разных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных Конституцией и другими законами государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жи-тельства и других обстоятельств [25,19].

Правовой статус гражданина РФ проявляется через равные для всех граж-дан субъективные права и юридические обязанности, установленные Конститу-цией и другими законами.

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения управомоченного лица.

Юридическая обязанность - это вид и мера должного поведения обязанного лица [22,33].

Если правовой статус означает принадлежность гражданина к государст-ву, то субъективное право означает принадлежность чего-либо гражданину. Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью ока-зывать влияние на решение государственных дел, участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы.

Гражданство - это устойчивая постоянная правовая связь лица с определен-ием государством. Порядок приобретения гражданства и его основания опре-деляются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», который вступил в силу с 01.07.2002 года [36]. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами [20,17].

Субъективные права граждан могут использоваться ими в различных сферах общественной жизни. Однако их использование зависит от специфики сферы общественной жизни. Как известно, право регулирует обще-ственные отношения, отношения между людьми, между личностью и предпри-ятиями, учреждениями, организациями, между коллективами. Но право не ре-гулирует отношений между, человеком и вещью, фауной, флорой. Оно регули-рует лишь отношения по поводу вещи или других материальных и нематери-альных благ. Субъективное право свидетельствует о праве человека владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему материальным (экономиче-ским) и нематериальным (душевным) благом.

Правовой статус гражданина Российской Федерации предусматривает равные для всех граждан субъективные права и обязанности (юридические), ко-торые укреплены Конституцией Российской Федерации [22,241].

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения всеми гражда-нами своих обязанностей. Поэтому, наделяя граждан широким кругом прав и свобод, Основной Закон возлагает на них определенные обязанности, являю-щиеся важным компонентом содержания правового статуса гражданина.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами.

При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которых важную роль играют специалисты социальной работы, Конституция Российской Федерации закрепляет с одной стороны право граждан на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, а с другой, обязывает все государственные органы, общественные организации и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы граждан [23,245].

Но специалисты социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях.

Последние демонстрируют различие фактических правовых связей людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией.

Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше времени занята воспитанием детей в семье, ведением домашнего хозяйства; инвалид или больной человек имеет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т.д. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополни-тельных прав но сравнению с другими или освобождения от определенных обя-занностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку мате-ринства и детства и многие других [19, 80].

Использование гражданами своих прав является мощным стимулятором трудовой и общественной активности, показателем гражданской зрелости личности и условием стабильности общественного развития. Поэтому органы государственного управления, органы социальной защиты населения, прежде всего, должны быть максимально заинтересованы в реальном осуществлении и наполнении прав и свобод граждан материальным и организационно-технологическим содержанием, их гарантированности. Укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга.

Большую группу прав составляют права граждан, которые индивидуализируют личность, охраняют различные сферы индивидуальной жизни, а поскольку социальный работник всегда имеет дело с конкретным человеком, представляется весьма важным специально рассмотреть проблемы, связанные с нормами права, регулирующими личные отношения. Сюда могут быть отнесе-ны право на охрану чести, достоинства, жизни, здоровья, тайны различных сто-рон личной, в том числе семейной жизни, другие гарантированные Конституцией нормы права. В литературе часто эти права граждан называются «личными правами». Кроме

Конституции к основным нормативным актам, регулирующим «личные права» относятся [1,53]: Основы гражданского законодательства и Гражданский кодекс (21.10.1994г.) [29,7],Семейный кодекс (08.12.95 г.)

[29,308], Уголовный Кодекс (24.05.1996 г.) [29,190], Трудовой кодекс (21.12.2001 г.), Кодекс об Административных правонарушениях (20.12.2001 г.).

Гражданское законодательство рассматривает два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные.

Имущественные отношения - это отношения, складывающиеся по поводу принадлежности, использования, распределения и обмена средств производства и других предметов материальных благ (ценностей).

Личные неимущественные отношения - это отношения по поводу благ, имеющих нематериальный характер: жизнь, здоровье, честь, достоинство, личная неприкосновенность, сфера личной жизни и другие, т.е. отношения по поводу благ духовного характера [25,39].

Если материальные блага имеют конкретно измеряемые параметры а, следовательно, права и обязанности по их поводу также вполне осязаемы то духовные блага, и соответственно, права и обязанности по их поводу лишены этих свойств, не поддаются точному измерению, хотя имеют вполне определенное содержание и ценность. Ценность личных благ и прав носит социальный харак-тер, так как без них не мыслится ни человек, ни общество [37,61].

В отличие от имущественных духовные блага и права неотделимы от личности, их нельзя передать, продать. Но духовные блага индивида меняются под влиянием возраста, общественного положения, рода занятий, среды обитания, образования, семейного положения и других внешних и внутренних факторов. Характерной чертой личных духовных прав является их тесная связь с общественной моралью. Духовные блага личности, ее интересы в большинстве своем не поддаются или не нуждаются в правовом регулировании со стороны государства, поскольку это будет противоречить конституционному положению об охране личной жизни граждан законом. В практике социальной работы порой бывает очень трудно установить границы, где «личное» переходит в «общественное», потому что многие аспекты личной жизни регулируются исключи-тельно нормами морали, а другие - и нормами права. Это обязывает социальных работников руководствоваться в своих отношениях с клиентами нормами права с учетом сложившихся моральных норм в общественной жизни [37,65].

Значительна роль социального работника, как защитника личных прав граждан в оказании помощи последним, в поручении законного возмещения для восстановления финансового положения при нанесении ущерба здоровью человека вследствие нарушении его прав со стороны должностных лиц или организации. Реализуя меры ответственности, как способ защиты личных прав граждан, социальная работа решает не только компенсационную задачу в интересах потерпевшего, но и репрессивную в отношении того, кто причинял вред, а также превентивную задачу, предостерегая от совершения правонарушений в будущем.
Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, или льгот. Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые заслуги перед государ-ством и обществом. К таким относятся, например: льготы рабочим, служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые
обязанности, льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для семей погиб-ших военнослужащих, льготы для воинов-интернационалистов. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельно-сти в интересах государства и общества. Это льготы, устанавливаемые шахте-рам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы для военнослужащих, лиц уволенных с воинской службы, и их семей и др. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования вида деятельности, в котором заинтересовано общество и государство. Например, льготы для совмещающих работу с обуче-нием и др.[25,41].
Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социального развития, социальной защиты и помощи населению явля-ются непременным условием юридически грамотного осуществления социаль-ной работы по полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Только за последние годы принят целый ряд законов, имеющих основопола-гающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других учреждений социальной защиты населения, особенно в условиях распространения рыночных отношений в экономике [37,106]. Так, с 14.02.2003 года вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении дополнений и изменений в закон «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 от 24.11.1995 г., Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195 от 10.12.1995 г., Постановление правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», 15.12.2001г. вступил в силу новый Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 17.12.2001 г. был принят новый Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [28,1] и др. Однако процесс норматив-но-правового обеспечения системы социальной защиты и организации социаль-ной работы с населением еще далек от завершения. Это обстоятельство нацели-вает практиков и ученых на необходимость усиления исследовательского аспек-та в социальной работе, на всестороннюю апробацию имеющейся нормативно-правовой основы и активное ее совершенствование и развитие [37,106].
Важнейшими общими личными правами и необходимой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъектность граждан. «Каждый человек, констатирует статья о Всеобщей дек-ларации прав человека, - где бы он ни находился, имеет право на признание его - правосубъектности». Это положение имеет принципиальное значение, как для правоохранительных органов, так и для специалистов социальной работы.
Правосубъектность - это социально-правовое состояние человека, кото-рое характеризует официально признанную способность лица быть субъектом права. Иными словами, правосубъектность - это право чело-века иметь права и выполнять юридические обязанности. Следовательно, пра-восубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражда-нина [1,81].
В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособностъ.
Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, преду-смотренные нормами права. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди.
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями при-обретать права и создавать для себя юридические, обязанности, нести ответст-венность за противоправные действия или бездействие. Такими качествами мо-гут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные дейст-вовать разумно. Лица же, не способные в силу своего возраста или в силу пси-хических недостатков действовать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными.
Гражданская дееспособность в полном объёме возникает с наступлени-ем совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. Права и охраняемые законом ин-тересы несовершеннолетних в возрасте с 15 до 18 лет защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями с применением самих несовер-шеннолетних. Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет считаются полностью не дееспособными и их права в суде защищаются их представителями [1,81].
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.63) заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет; в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет; с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения [35,41]. Поэтому закон признает работающих несовершеннолетних дееспособными по делам, возникающим из трудовых право-отношений [24,73].
Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По Семейному кодексу Российской Федерации вступать в брак разрешается по достижении 18-летнего возраста. Однако при наличии уважительных
причин органы местного самоуправления по месту жительства, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет [29,309], поэтому дееспособность граждан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления брак.
В уголовном и административном законодательстве дееспособность рассматривается как способность правонарушителя понимать общественную опасность содеянного, отдавать себе отчёт за совершённые действия и способность нести за них юридическую ответственность. К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которым до совершения престу-пления исполнилось 16 лет.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет подлежат уголовной ответственности лишь за совершение особо тяжких пре-ступлений, указанных в ст. 10 УК РСФСР: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, особо злостное или злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного или личного имущества граждан, повлекшие тяжкие последствия хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда [24,45].
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет меры воздействия применяются комиссиями по делам несовершеннолетних, кроме особых случаев, предусмотренных законом [26,6].
Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании», «О трудовых пенсиях» предусмотрен переход на принципиально новый механизм
назначения и выплаты различных видов пенсий. Проводится разделение пенсий, выплачиваемых по государственному пенсионному обеспечению, и трудовых пенсий [35].
Федеральный закон «О трудовых пенсиях» устанавливает новый порядок расчета выплаты трудовых пенсий. По ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» будет рассчитываться пенсионное обеспечение граждан, военнослужащих, инвалидов, получивших увечье в горячих точках, участников ВОВ и др.
Главный положительный момент закона о трудовых пенсиях в том, что работающие пенсионеры стали получать пенсию в полном объеме и что повысился размер социальных пенсий отдельным категориям пенсионеров (инвалиды 1 группы и дети-инвалиды).
В старой схеме начисления пенсии существовал простой принцип распределения: все пенсионеры получали свое содержание поровну. Главное отличие новой пенсионной системы от старой в том, что новая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть - это отправная точка, страховая - это денежное возмещение по достижении пенсионного возраста, накопительная - это те средства, которые поступают на лицевой счет человека в течение всей его трудовой карьеры.
Преимущества пенсионной реформы - каждый гражданин сможет проследить поступления своих денежных средств на индивидуальные пенсионные лицевые счета, т.е. платит за работника работодатель или нет [9,2].
§2 Специфика социальных проблем людей, проживающих в Норильском регионе.

Норильский промышленный (НПР), включающий города-спутники Но-рильск, Талнах, Кайеркан, Оганер - территориально расположен на севере Красноярского края, на юге Таймырского полуострова. Граница городов при-ближается к 70-му градусу северной широты. Норильск входит в пятерку самых се-верных городов на планете.
Климатические особенности Крайнего Севера характеризуются суровой зимой, длящейся 268 суток, низким температурным режимом (среднегодовая температура - 9,6°С), продолжительной полярной зимой - 45 суток, частыми магнитными бурями резкими перепадами атмосферного давления, жестким космическим излучением.
НПР - комплекс городов с 219,05 тысяч человек (данные на 01.01.2003 г.), представляющих более 90 национальностей.
Основной вид деятельности - горно-металлургическое производство. По данным статистического управления единого муниципального образования «город Норильск» на 01.01.2003 год численность детей до 18 лет составляет 60,07 тысяч человек: из них до 7 лет - 18,522 тысяч, от 7 лет до 16 лет - 30,035 тысяч, от 16 лет до 18 лет - 11,513 тысяч; пенсионеров - 28,615 тысяч, инвалидов (старше 18 лет) - 3,996 тысяч, рабочих и служащих - 61,6%, студен-тов - 1,8 %, безработных - 0,4 %.[17,1].
Необходимо отметить довольно высокий образовательный ценз норильчан, во многом превышающий общероссийский показатель.
Налицо тенденция занятости инженерно-технических работников на рабочих местах. Причин тому несколько. Во-первых, приезжающие в регион специалисты не всегда могут получить работу согласно своему образованию, во-вторых, приоритетность нелепых установок на обеспечение материальных благ для себя и своей семьи заставляет многих выбирать более высокооплачиваемые в сравнении с инженерными рабочие специальности [17,1].
На сегодняшний день ограничивается механический прирост населения. Из других регионов в НПР приехали в 2001-м году 4807 человек (в 2000 году - 3038), в том числе из стран СНГ - 266 (это лишь те, кто по закону оформил свое проживание в Норильске). В 2000-м году из стран содружеств к нам приехали 712 человек.
Покинули город в 2001 году 4747 жителей (в 2000-м - 6500).
Браков зарегистрировано в 2001 году 2045 (в 2000-м - 1908), разводов - 1989 (в 2000-м - 1539).
В 2001 году умерли 1719 человек.
К концу 2000-го года средний доход норильчан равнялся 14 тысячам 725 рублям. В 2001-м - доход вырос до 15556 рублей. В Красноярском крае доход равняется 4100 рублям.
В 2001 году родились 2500 младенцев (на 251 больше, чем в 2000-м) [6,1].
Единственный регион в России, где рождаемость превышает смертность, - Таймырский АО. За последние годы рождаемость на Таймыре постоянно растет. По качеству обслуживания Норильский родильный дом не идет ни в какое сравнение с роддомами на «материке». И все это бесплатно [10,2].
НПР входит в число самых экологически неблагополучных районов России. По данным Центра социологических исследований значительная доля вредных выбросов в атмосферу - почти 99% - приходится на Норильскую горную компанию (комбинат).
Зона гибели окружающей среды в НПР растянулась уже до двухсот километров. Объем расположенных вокруг Большого Норильска свалок, которые не соответствуют нормам эксплуатации, в 8 раз превышает площадь селитебной зоны.
На здоровье населения более всего сказывается влияние загрязненного воздуха. В год в атмосферу выбрасывается почти 2 млн. тонн вредных веществ, среди которых преобладают оксид азота, никель, кобальт, фенол и прочие ингредиенты. Причем прослеживается тенденция к их увеличению. А с ней - и возрастание заболеваний, прежде всего, легочных, сердечно-сосудистых органов, эндокринной системы, кожи.
Экологическая программа ЕМО «Город Норильск» была разработана в 2001 году. Но по ряду причин большинство пунктов так и не были реализованы, хотя деньги на это имелись.
Депутаты оценили работу МУ «Экология» как «неудовлетворительную».
На 2002 год под программу было выделено 800 млн. рублей.
Проект программы, рассчитанной на 5 лет, представили и сотрудники НТУ ГМК. Специалисты подсчитали, что предотвращение загрязнений для ГМК более выгодно, нежели борьба с ними. Начавшаяся реконструкция производства позволит ликвидировать наиболее устаревшие и экологически опасные объекты и внедрить самые современные технологии добычи руды, обогащения и металлургии, с исключением или утилизацией вредных отходов. Кроме того, программа включает блок вопросов и по другим проблемам - улавливанию серы, реконструкции очистных сооружений, мусоропереработки и т.д.[7,2].
Согласно диагностическим, психолого-педагогическим исследованиям, проведенным Заполярным центром социальной педагогики и коллективами экспериментальных площадок (исследования проводились в ноябре-декабре 1993 года, влияние полярной ночи ощущают 33% опрошенных, раздражение, сонливость она вызывает у 35%, лили» у 8% опрошенных в возрасте от 20 лет и выше (до 50 лет), полярная ночь не вызывает отрицательных эмоций.[17,2]
Медики отмечают, что первые необратимые изменения в состоянии здо-ровья, выражающиеся в основном в форме метеопатии, возникают при среднем сроке 8-9 лет, нарушения интеллекта -12-13 лег, необратимые процессы в орга-низме 17-21 год [17,2].
В первые 3-5 лет проживания на Севере наблюдается превалирование острых заболеваний и патологий, связанной с психоэмоциональным напряже-нием (острые и инфекционно-воспалительные, инсульты, алкогольные отравле-ния, травмы), в последующие годы отмечается рост хронических процессов. 49% респондентов отметили в семье наличие хронических больных.
Физическое развитие детей замедленно, массово проявляется отставание от норм интеллектуального развития детей к школьному возрасту. До 80% и более рожденных здесь детей имеют отклонения в развитии или предрасположен-ность к хроническим заболеваниям [27,5]. 79% опрошенных родителей отмечают жалобы ребенка (детей) на свое здоровье. 72% связывает ухудшение здоровья ребенка с жизнью на Севере, свое здоровье как «плохое» оценивают 10% детей [24,3].
Заметно «помолодели» взрослые болезни: гипертония, сердечная недостаточность, которые все чаще встречаются у детей.
И здесь не только сказывается влияние климатических и экологических факторов. По данным исследований Заполярного Центра социальной педагогики норильская школа не сориентирована на специфику Заполярья. Программы, курсы, разрабатываемые на «материке» автоматически переносятся в практику учебно-воспитательной работой образовательных учреждений без обоснованной корректировки и адаптации в соответствии со спецификой региональных условий.
Зачастую происходит количественное расширение учебных курсов в лицеях, гимназиях, колледжах экспериментальных школах и классах, приводящие в условиях 5-дневной учебной недели к увеличению количества уроков в 1-4 классах до 6, 4-9-х - до 7 и в старших классах до 8 и более [34,5].
С учетом домашних заданий, занятий в Учебно-производственном комбинате, в спецклассах, на факультативах и кружках рабочая неделя для начальной школы доходи до 30-40 часов, в среднем звене 35-45 часов, а для старшекласс-ников 42-50 часов.
Если учесть, что рабочая неделя взрослого человека по закону составляет 40 часов, а для женщин, работающих на Севере - 36 часов, то, несомненно, подобное увеличение нагрузки для школьников чревато серьезны-ми нарушениями здоровья, психотравмирующими ситуациями, быстрой утомляемостью и снижением интереса к учебе [17,3].
Годовой, недельный и дневной школьный режим разрабатывается без учета влияния переходных периодов к полярной ночи и полярному дню, преобладанию магнитных бурь и резких перепадов атмосферного давления, напря-мую влияющих на работоспособность учеников.
Значительное число актированных дней, в среднем колеблющееся в пределах пятидесяти в год, безусловно, сказывается на психофизическом состоянии детей.
Норильские педагоги не нацелены на приоритет здоровья школьников. Большинство успехов достигается за счет интенсификации учебно-воспитательного воздей-ствия на ребенка в ущерб его здоровью [34,15].
Несмотря на рекомендации медиков, качество питания (недостаточное количество витаминов, пищи, богатой клетчаткой и т.п.) не отвечает требованиям. «Плохим» школьное питание считают 52% родителей. Такая оценка является одной из причин отказа детей от обедов и завтраков. Отсутствие необходимого диетического питания для хронически больных детей, особенно в периоды обострений и невозможности обеспечения всех нуждающихся минеральной водой еще более усугубляет эту проблем [17,3].
Из 175 учебных дней 45 дней приходится на полярную ночь, 67 дней с ог-раниченным световым режимом. В таких условиях особенно важно компенсировать недостаток солнечного света достаточным освещением в классах и учеб-ных аудиториях.
В то время, как нарушения зрения: миопия, косоглазие, близорукость -являются распространенными дефектами здоровья у норильских школьников, -нельзя сказать, что проблема успешно решена. Только среди старшеклассников более 50% имеют миопию 1-2 степени [33,11].
Очевидно, что не случайно почти половина родителей ответили, что шко-ла оказывает скорее отрицательное, чем положительное влияние на физическое здоровье и самочувствие детей [17,3].
Географическая удаленность «материка» и суровые климатические усло-вия объективно предполагают формирования у населения региона устойчивой установки «временного жителя».
По данным исследований Заполярного отделения Ассоциации социаль-ных педагогов и социальных работников, проведенного в 1995 году, 77% севе-рян хотят выехать на «большую землю» на постоянное место жительства, 65% из них не знают, как скоро они смогут это сделать, а 17% - выезжать некуда. Отсутствие жилья на «материке» - важнейшая причина, годами удерживающая северян в Заполярье. Снижение жизненного уровня жителей северных регионов, сведение на нет социальных гарантий и льгот, растущая инфляция, не позволяющая формировать долгосрочные сбережения, сокращение производства цветных металлов на Норильском горно-металлургическом комбинате подорвали социально-экономический престиж жителя Крайнего Севера[17, 3].
В связи с этим вероятность обмена норильских квартир на «материковские» практически неосуществима. Политика сдерживания миграционных про-цессов, с одной стороны, привила к сокращению числа выезжающих и прекра-щения приема на работу, повышению требований к здоровью для работы в условиях Крайнего Севера, с другой стороны к сокращению стоимости жилья на норильском рынке. При значительном увеличении себестоимости норильских квартир, их продажная цена в 4-5 раз ниже аналогичных «материковских», по-этому, продав 3-4-х комнатную приватизированную квартиру в Норильске, се-мья может приобрести лишь 1- комнатную в средней полосе России или в Си-бири.
И если 7 и более лет назад для большинства работающих Север давал возможность, приобретения квартиры или дома на «материке», то существую-щая финансово-экономическая ситуация полностью исключили такую возмож-ность для среднестатистической норил и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.