Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны. Положения военного времени. Изменения и дополнения советского законодательства. Установление особого правового режима в военные годы. Гражданское, трудовое и семейное право.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 10.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

по дисциплине

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: «Право в годы Великой Отечественной войны»

Выполнил:

Студент 66 учебной группы

Луковский Р.В.

Научный руководитель:

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин

кандидат исторических наук, доцент

Забоенкова Алла Станиславовна

Дата сдачи:

Оценка:

КАЛИНИНГРАД - 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны
2.Изменения права в военные годы
2.1. Гражданское право
2.2. Трудовое право
2.3. Семейное право
2.4. Колхозное право
2.5. Уголовное право
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Введение
Великая Отечественная война внесла огромную роль в развитии промышленности, науки, металлургии, сельского хозяйства, права и т.д. Колоссальный практический и теоретический опыт был приобретен за годы войны. С точки зрения права для нас важно понять, как перестраивался государственный аппарат на военный лад, какие изменения благоприятно влияли на общественный строй, а какие не принесли должного результата и привели только к потерям. Изучение ошибок сделанных в годы войны даст нам возможность не допустить их в будущем. Каждый из нас должен знать, какой ценой Советский Союз добился победы над фашистами.
В данной работе рассматриваются изменения, возникшие в государственном аппарате и праве Советского Союза в период Великой Отечественной войны.
Цель исследования заключается в том, чтобы понять, как менялась правотворческая и правоисполнительная деятельность в военные годы, обнаружить преобразования в Советской правовой системе, которые позволили объединить и направить вес народ в отражение нападения захватчика, рассматривая её отдельные отрасли.
Структура курсовой работы определена характером исследуемых в ней проблем и состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.
1. Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны

Основным правовым документом, служившим для регулирования всех сфер общественной деятельности в Советском государстве, ко времени начала Великой Отечественной была Конституция СССР 1936г. с различными поздними дополнениями к ней. Законы и указы Конституции обеспечивали нормальное существование и функционирования Советского государства в мирное время. Однако, после вероломного, неожиданного и подлого наступления фашисткой Германии без объявления войны, нарушившего пакт о ненападении 1939г. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова. - М.Проект 2002. -416с., Советское правительство понимала необходимость перевода всех граней социальной жизни на новый лад и ведение новой внутренней и внешней политики отвечающей условиям военного времени. В Великую Отечественную войну указы государственных правотворческих органов продолжали выступать в качестве важнейшего сред-ства проведения в жизнь политики Советского государства, служили средством реализации его функций. Изменение общественных отношений, определялись главным образом военными обстоятельствами, преследовали главную цель - добиться скорейшей победы над врагом. Советское право в целом и каждая его отрасль играли важную роль в мобилизации потенциала страны для отпора агрессору, в укреплении дисциплины и соблюдении правопорядка. Вся правостроительная деятельность Советского государства была подчинена решению проблем военного времени.
Положения военного времени дали толчок для изменения и дополнения советского законодательства, которые зачастую были радикальными и чрезвычайными. В первую очередь это относилось к правовому регули-рованию вопросов, связанных с введением военного положения, а в ряде местностей, где возникала угроза захвата территории, - даже осадного положения. Это был особый правовой режим, предусматривавший значительное расширение полномочий военных властей, расширение круга дел, подсудных военным трибуналам, применение чрезвычайных мер по обеспечению государственной безопасности, охране общественного порядка и укреплению обороноспособности, а также решавший другие задачи, необходимые для победы над мощным врагом. Когда враг подошел к Москве и возникла угроза ее захвата, Государственный Комитет Обороны 19 октября 1941 г. принял постановление о введении с 20 октября 1941 г. в Москве и прилегающих к городу районах осадного положения в целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищавших Москву, а также пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма. Согласно этому постановлению воспрещалось всякое уличное движение, как отдельных лиц, так и транспорта с 12 ч ночи до 5 ч утра, нарушители порядка должны были немедленно привлекаться к суду военного трибунала, провокаторы, шпионы и прочие агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, расстреливались на месте и т.д. Советское государство исходило из указания Ленина о том, что «раз война оказалась неизбежной - все для войны, и малейшая распущенность и недостаток энергии должны быть караемы по законам военного времени».
В целях быстрой мобилизации советских народов и для принятия мер защиты от врага, 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Состав ГКО был узким, вначале в него входило пять человек, затем он был расширен до 9 человек. Возглавил его И. В. Сталин. ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основной задачи - разгрома захватчиков. ГКО иногда решал и локальные за-дачи. Так, он руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Для подготовки проектов постановлений, решения конкретных вопросов, изучения и решения сложных вопросов ГКО создавал комитеты, советы, комиссии. Существовал институт уполномоченных ГКО, обычно уполномоченные назначались ГКО для решения определенных вопросов. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партий. В них также входили председатели областного или городского исполкомов, представители военного командования, начальники управления НКВД и другие лица. За быстрый срок в союзе удалось создать более 60 комитетов: в Севастополе, Сталинграде, Одессе, Туле, Ростове, Воронеже и в других городах. ГКО осуществлял интенсив-ную нормотворческую деятельность, которая к концу войны насчитывала более 10 тыс. постановлений. Так, 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР", по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Было установлено, что обязательное военное обучение должно осуществляться вневойсковым порядком без отрыва лиц, привлеченных к прохождению военного обучения, от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Время занятий не должно было мешать нормальному ходу работы предприятий и учреждений. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. Для этого в составе Наркомата обороны было образовано управление всеобщего военного обучения (Всеобуч), а в военных округах, областных, краевых, республиканских военкоматах - отделы Всеобуча. В райвоенкоматах были 2-3 инструктора Всеобуча, выбиравшихся из командиров запаса и наиболее подготовленных рядовых старшего возраста, не призванных в армию.
Юридической базой всего законодательства продолжали оставаться Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик. При этом особое значение приобретали те их нормы, которые прямо касались вопросов обороны страны - состояния войны, общей и частичной мобилизации, руководства вооруженными силами, всеобщей воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами СССР. Конституционная обязанность граждан по защите Отечества получила свою конкретизацию в ряде нормативных актов Советского государства, изданных уже в первые дни войны, прежде всего в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. Особое значение имели решения Государственного Комитета Обороны, относившиеся к числу актов высшей юридической силы. Они были обязательны для исполнения всех партийных, советских, комсомольских и военных организаций, равно как и для всех граждан.
Согласно Указу «О военном положении», военные власти могли издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за их неисполнение наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3 тыс. руб. Они были вправе отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного их исполнения.
Приказы и инструкции общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов тоже стали весьма распространенным источником права. Значительное число правовых норм было издано органами военного командования после закона «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат», принятого 1 февраля 1944 г. Верховным Советом СССР. В марте - октябре 1944 г. Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои Конституции.
Нормотворческая деятельность Советского государства дополнялась судебной практикой. Особое значение приобрели постановления Пленума Верховного Суда СССР, которые оперативно и гибко откликались на требования военного времени. Верховный Суд разъяснял нижестоящим судам, как им надлежало применять советское законодательство. Устанавливая порядок применения ряда правовых норм, толкуя законы и подзаконные акты, Верховный Суд нередко восполнял в то же время пробелы в праве, которые выявлялись в практике, но не были решены законодателем и не могли быть восполнены в процессе законодательной деятельности из-за сложной обстановки. Огромную роль в правосудии сыграл указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., утвердивший Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право временно отстранять председателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Для работников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела о преступлениях на транспорте рассматривались в военных трибуналах и по законам военного времени.
Война вынудила Советское государство приостановить действие некоторых норм Конституции до окончания войны, а другие видоизменить в соответствии с чрезвычайной обстановкой. Конституционные гарантии свободы слова, печати, митингов, шествий, демонстраций, неприкосновенности жилища и тайны переписки не могли в условиях войны осуществляться в том же объеме, что и до нее. Они увязывались с необходимыми дополнительными мерами предосторожности и контроля, диктуемыми обстановкой военного времени. Некоторые институты советского права, не применявшиеся в мирных условиях, во время войны получили весьма значительное применение, стали важным инструментом решения новых сложных проблем.
Многие нормативные акты, принятые во время войны, исчерпали себя еще до ее окончания, другие - вскоре после конца войны. Но ряд актов военного времени был рассчитан на перспективу, на сравнительно долговременное действие. Подобная устремленность законодательства в будущее, намерение советского законодательства в ходе войны решать вопросы так, «как это должно быть после войны», основывались на глубоком убеждении партии и всего народа в торжестве своего дела, в победе СССР.
Условия войны ограничивали нормотворческую деятельность представительных органов власти всех ступеней, включая и Верховный Совет СССР. Значительно большую, чем раньше, роль в нормотворчестве стали играть Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов союзных республик, СНК СССР. Многие указы законодательного характера к тому же не вносились тогда на утверждение Верховных Советов. Во время войны обычный для издания советских законов порядок не всегда мог быть точно соблюден, он был упрощен, приспособлен к быстро меняющейся военной, политической и хозяйственной обстановке. Законопроекты уже не направлялись на широкое обсуждение, а оперативно обсуждались соответствующими комиссиями. Некоторые из правовых актов, как и до войны, публиковались для всеобщего сведения в центральной и местной печати, другие объявлялись приказами народного комиссара обороны СССР, третьи - в целях сохранения военной тайны - не публиковались, а доводились лишь до сведения соответствующих лиц и учреждений, призванных обеспечить их проведение в жизнь.
Во вражеском тылу в ряде районов сохранялись непрерывность и преемственность действия советских правовых норм. Органы, представлявшие там Советскую власть, издавали постановления, распоряжения, приказы на основе Советской Конституции, советского законодательства.
И в условиях войны продолжал проводиться в жизнь принцип социалистической законности. Это положение справедливо не только для тыла, но и для Советских Вооруженных Сил. Они в суровые годы войны не только строго соблюдали советскую социалистическую законность, но и нормы международного права, законы и обычаи войны. На страже социалистической законности стояли органы правосудия и прокуратуры, а в вооруженных силах - командиры и политработники, органы военной прокуратуры и военной юстиции. Не только судебная, но и административная практика основывалась на законах.
Хотя в целях быстрой и решительной борьбы с преступлениями, представлявшими во время войны наибольшую опасность, была расширена компетенция военных трибуналов и упрощена процедура судебного разбирательства дел, но и при этом основные принципы организации и деятельности органов правосудия, установленные Конституцией СССР, оставались незыблемыми. Так же, как и в мирное время, соблюдались принципы гласности, устности и непосредственности. Не было существенных отступлений от них и при рассмотрении дел в действующей армии.
Введение военного положения в ряде республик и областей страны повлекло за собой установление особого правового режима, то есть возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей в интересах обороны и разгрома врага, а именно: трудовой повинности, автогужевой повинности, военно-квартирной обязанности, мобилизации для военных нужд транспортных средств и другого имуществ.
Таким образом, и в условиях войны оставались незыблемыми конституционные принципы советского общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан. Право полностью сохранило свой социалистический характер. Расширение сферы административных методов руководства, суровые меры, которые нередко вынуждено было применять Советское государство в отношении нарушителей законов и дисциплины, продиктованные необходимостью, не колебали основных принципов социалистического права. Оно во многом способствовало претворению в жизнь лозунга: «Все для фронта, все для победы!». Оно содействовало созданию крепкого, организованного тыла, переводу экономики страны на военные рельсы, играло роль эффективного регулятора общественных отношений, укрепления дисциплины и организованности.
2.Изменения права в военные годы

2.1 Гражданское право

Сначала следует отметить, что советское законодательство считалось действовавшим не только на территорию, находящеюся под защитой советских войск, но и на область, временно оккупированную врагом. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные территории за время её оккупации, если они противоречили закону или не соответствовали интересам советского государства, признавались недействительными. Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.
Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток.
Преобразования в обязательном праве стремились на сужения применения гражданско-правовых договоров и расширения применения административно правовых, плановых задач. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т.д. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Естественно, в военных условиях особое внимание уделялось договору жилищного найма. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов и предоставлялись в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке требовать освобождения своей жилплощади при соблюдение ими трёх условий:
- их эвакуация была в свое время документально оформлена;
- квартирная плата вносилась своевременно;
- лица, поселившиеся на их площади, получили ее хотя и в установленном порядке, но не ввиду разрушения того дома, где они жили;
В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым. В связи с войной, когда много людей погибло, был значительно расширен круг наследников. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.