Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования, конституционно-правовые основы и механизмы его осуществления. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.02.2010. Год: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


- 2 -
Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГОУ ВПО «Волжская Государственная академия водного транспорта»
Отделение заочного обучения
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Конституционное право России»
Тема: «Право на неприкосновенность частной жизни в РФ»
г. Н.Новгород
2009
Содержание

Введение
1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования
2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни
3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
4. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности
5. Тайна голосования
6. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни
7. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни
Выводы
Литература
Введение

Актуальность темы исследования. Поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личности представляет собой одну из важнейших проблем конституционного регулирования. Бесспорно, право на неприкосновенность частной жизни занимает в данной проблеме центральное место, поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства. Современные общественно-правовые процессы неразрывно связаны с преодолением границ в распространении информации и, как следствие, затрагивают различные аспекты частной жизни, что требует дальнейшей юридической разработки проблем прав и свобод человека и гражданина в новом конституционно-правовом пространстве
Право человека на неприкосновенность частной жизни получило признание и нормативное закрепление сравнительно недавно, во второй половине XX в. Включение этого права в международные документы (Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека,) явилось ключевым моментом его признания со стороны международного сообщества. Включение права на неприкосновенность частной жизни в конституционно-правовой контекст делает актуальным вопрос о соотношении этого права с «классическими» правами и свободами человека. Таким образом, можно указать целый ряд причин, делающих постановку научной проблемы данного исследования актуальной. Между тем, в отечественной юридической литературе право на неприкосновенность частной жизни недостаточно изучено, отсутствует единая точка зрения в понимании его структуры и содержания, что порождает коллизии в практике обеспечения его реализации и судебной защиты.
Один лишь факт конституционного признания за человеком права на неприкосновенность частной жизни недостаточен для полного воплощения его в жизнь. Кроме того, следует отметить, что нормы, относящиеся к охране и защите неприкосновенности частной жизни несистематизированы, противоречивы, что влечет за собой пробелы в правовом регулировании. В целях упорядочения правового регулирования и практического обеспечения права на неприкосновенность частной жизни необходим специально разработанный комплекс государственных мер, направленных на нормативное регулирование, охрану и защиту данного права. Кроме того, необходимо учитывать, что защита личных прав, в том числе и права на неприкосновенность частной жизни, происходит не только на государственном, но и на межгосударственном, международном уровне. И с этих позиций необходимо принятие мер, направленных на приведение норм действующего законодательства и судебной практики Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международных договоров в сфере прав и свобод человека и гражданина.
Степень научной разработанности темы. Проблемы конституционного регулирования права на неприкосновенность частной жизни недостаточно изучены в науке конституционного права, что объясняется относительной «молодостью» данного права. Российскими учеными - специалистами в сфере теории права и государства и конституционного права исследованы проблемы правового регулирования и обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина. Так, проблемы прав человека исследованы в научных трудах С.С. Алексеева, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, А.И. Денисова, Л.И. Глухаревой, Е.А. Лукашевой, В.М. Марченко и других.
Проблемы обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина раскрываются в научных трудах В.В. Бойцовой, В.Н. Бутылина, Л.Д. Воеводина, Т.Д. Матвеевой, О.О. Миронова, М.М. Рассолова Ф.М. Рудинского, Н.Ю, Хаманевой, Б.С. Эбзеева и других.
Отдельным вопросам отраслевого регулирования права на неприкосновенность частной жизни нормами гражданского, уголовного, процессуального права посвящены работы В.Н. Блоцкого, Н.Н. Волошкиной, Е.Е. Калашниковой, В.В. Воронко, Г.А. Митцуковой, И.Л. Петрухина,
Вместе с тем, существует необходимость проведения комплексного, всестороннего исследования всех конституционных аспектов права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации как права каждого человека.
Теоретической основой данного исследования являются труды отечественных ученых, специалистов в области права и государства, таких как А.В. Васильев, Л.Н. Завадская, А.Д. Керимов, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.С. Матузов, А.С. Мордовец, В.А. Патюлин, А.В. Стремоухов, Д.М. Чечот, В.М. Чхиквадзе, Т.М. Шамба, а также видных конституционалистов - М.В. Баглая, И.Н. Барцица, Е.М. Ковешникова, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Т.Д. Матвеевой, В.А. Ржевского, В.Н. Руденко, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, И.С. Лценко и Других.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, реализации и обеспечения защиты и охраны конституционного права личности на неприкосновенность частной жизни.
Предмет исследования составляют конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере неприкосновенности частной жизни, нормы отраслевых нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормы международного права, судебная практика.
Цель и задачи исследования заключаются в проведении комплексного правового анализа права на неприкосновенность частной жизни как конституционного и международного института.
Исходя из вышеуказанной цели, предполагается решить следующие теоретические и научно-практические задачи:
- уточнить понятие частной жизни лица как области правового регулирования;
- проанализировать законодательные нормы, определяющие содержание права на неприкосновенность частной жизни;
- выявить субъекты, структуру и содержание права человека на неприкосновенность частной жизни;
- исследовать проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни;
- изучить механизм защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни, проблемы его функционирования на современном этапе государственного строительства;
- рассмотреть вопросы легитимных ограничений и пределов осуществления права на неприкосновенность частной жизни.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы анализа и обобщения нормативно-правовых и эмпирических материалов, с помощью которых рассматривается современное состояние права на неприкосновенность частной жизни, систему и принципы его реализации и защиты. В таком контексте конституционно-правовая практика деятельности государственных и негосударственных институтов по предупреждению и пресечению нарушений права на неприкосновенность частной жизни, а также его восстановлению в случае нарушения предстает как одно из условий реализации принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, как показатель демократизма государственного и политического режима Российской Федерации.
В ходе исследования использованы такие методы научного познания, как конкретно-исторический, формально-юридический, статистический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и другие. В частности, конкретно-исторический метод использован при рассмотрении развития институтов государственной защиты права на неприкосновенность частной жизни; статистический - при сравнительном анализе эффективности использования отдельных механизмов для восстановления конкретных личных правомочий, являющихся составными элементами права на неприкосновенность частной жизни. Теоретико-прогностический метод использован при подготовке рекомендаций по конкретным вопросам правовой практики и законопроектной работы; сравнительно-правовой - при анализе зарубежного опыта конституционно-правового регулирования и гарантий обеспечения доступа к правовой информации, составляющей персональные данные. Это позволило, опираясь на исторически и международно-апробированные подходы, рассмотреть проблемы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни в их динамике и исторической обусловленности, выявить элементы преемственности и этапности развития общества и государства.
Нормативно-правовую базу исследования составляют международные договоры, участником которых является Российская Федерация (в первую очередь, Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.); конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации); федеральные законы (в частности, Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Закон Российской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Основы законодательства Об Архивном фонде Российской Федерации, Федеральный закон «О связи», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «О персональных данных»); указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации.
Важное значение имели обобщение и анализ судебной практики (в том числе Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции), а также решения Европейского суда по правам человека.
Научная новизна исследования заключается в комплексном, всестороннем анализе понятия, структуры, содержания, способов и пределов осуществления права на неприкосновенность частной жизни, а также механизмов его защиты и охраны в Российской Федерации.
1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования

В современной юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание права на неприкосновенность частной жизни. Нет и четкого определения понятия "частная жизнь". Одни специалисты в области прав человека исходят из того, что право на неприкосновенность частной жизни прямо связано со свободой мысли, совести и религии, свободой выражения своего мнения, свободой собраний и ассоциаций, правом создавать семью. Другие включают в право на уважение частной жизни право располагать собой, право на тайну частной жизни и тайну корреспонденции, право на защиту личности и право на уважение к личному статусу.
Общей же во всех исследованиях является мысль о том, что право на неприкосновенность частной жизни, подобно праву собственности или авторскому праву, является сложным по составу правовым институтом и состоит из отдельных правомочий индивида. Перечень этих правомочий, закрепленный в законах и международных нормативных правовых актах, не является исчерпывающим, прежде всего, в силу постоянного развития общественных отношений.
Отсутствие в федеральном законодательстве указания на конкретное субъективное право не означает отсутствия самого правомочия, поскольку оно закреплено в нормах международного права, участником которых выступает Россия. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", - так начинается Всеобщая Декларация прав человека (ст. 1). Свобода каждого не требует законодательных дозволений и разрешений, но равенство в достоинстве и правах с другими предполагает ограничение степени своей личной свободы свободой других. Неприкосновенность частной жизни и уважение к ней есть одно из проявлений личной свободы и ее ограничения.
С учетом этих замечаний предлагается определить содержание права на неприкосновенность частной жизни через установление пределов допустимого вмешательства в частную жизнь индивида при реализации им своей личной свободы.
Всеобщая Декларация прав человека устанавливает: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств" (ст. 12).
Практически в том же контексте данная норма изложена в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17).
В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 8) указывается, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, установленных законом.
2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни

Положения, закрепленные в Конституции РФ:
"Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умалений" (ст. 21). "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" (ст. 22). "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения" (ст. 23). "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются" (ст. 24). "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения" (ст. 25).
Таким образом, объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина, которая включает в себя:
право на свободу располагать собой (в том числе находиться без контроля с чьей-либо стороны);
право на тайну частной жизни (личная тайна, семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений);
право на защиту личности (защита своего имени; защита своей чести, достоинства и деловой репутации; защита своей национальной принадлежности; защита права на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества);
право на защиту жилища (неприкосновенность жилища);
право на тайну голосования.
Последнее выступает как необходимое условие реализации свободы голосования гражданина, то есть как часть его личной свободы.
К основным субъектам права на неприкосновенность частной жизни относятся:
физические лица, независимо от возраста, гражданства и степени дееспособности;
правопреемники - физические и юридические лица, к которым перешли права на неприкосновенность частной жизни умершего правообладателя.
В отношении права на тайну голосования в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 32) субъектами выступают только физические лица, являющиеся гражданами РФ, полностью дееспособные и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Право на неприкосновенность частной жизни относится к естественным правам человека. Оно является одним из его основных конституционных личных прав, принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и не передается иным способом. Концепция естественных прав впервые была воплощена английским парламентом в Билле о правах 1689 года. В России в наиболее полном виде она реализована в Конституции РФ (1993 г.).
3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации

Информация о частной жизни лица относится к информации с ограниченным доступом. Правовая охрана прав на неприкосновенность частной жизни осуществляется, прежде всего, через установление конституционных гарантий. Сюда относятся:
а) запрет произвольного вмешательства в частную жизнь каждого;
б) запрет осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия;
в) запрет применять любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования для всеобщего сведения;
г) право каждого отказываться давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом;
д) право каждого на охрану законом своих прав от преступлений и злоупотреблений властью и право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
е) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;
ж) допустимость ограничения прав на неприкосновенность частной жизни лишь на основании судебного решения (в части тайны корреспонденции) и в случаях, прямо установленных федеральным законом. Конституционными основаниями такого ограничения прав могут быть необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства или чрезвычайного положения (для ряда прав).
В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5) установлен перечень ограничений права на свободу и личную неприкосновенность, который включает в себя следующие случаи:
1) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;
2) законный арест или задержание лица за неподчинение законному постановлению суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;
3) законный арест или задержание лица, произведенные в целях его передачи компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что они необходимы для предотвращения совершения им правонарушения, или чтобы помешать ему скрыться после его совершения;
4) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи компетентному органу;
5) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
6) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Наиболее подробно разработан перечень ограничений в отношении права на тайну корреспонденции.
Европейский Суд по правам человека своими решениями по пониманию и применению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (РФ является ее участником с 1996 г.) признал, что "существование определенного законодательства, разрешающего вести скрытое наблюдение за почтой и связью, является, ввиду исключительных условий, необходимым в демократическом обществе". Но при этом должны существовать необходимые и эффективные гарантии против злоупотреблений. Суд установил критерии правомерности подслушивания (ограничения права на тайну корреспонденции). В частности, вмешательство не противоречит требованиям Конвенции, если:
оно предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядка или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц;
осуществляется в соответствии с законом;
закон и принятые на его основе подзаконные акты известны общественности и легкодоступны;
нормативные акты носят настолько четкий и определенный характер, что, исходя из них, заинтересованные лица могут корректировать свое поведение;
в них фиксируются пределы компетенции государственных органов, уполномоченных принимать решения о подслушивании и осуществлять его, и ограничения на способы реализации этих правомочий;
вмешательство необходимо для защиты демократических ценностей и институтов;
оно осуществляется в целях предотвращения и пресечения не каких-то мелких, а вполне определенных и наиболее опасных преступлений;
круг лиц, против которых предпринимаются означенные действия, строго ограничен;
подслушивание носит выборочный, а не общепоисковый характер;
обеспечивается институализированный контроль за принятием решений о подслушивании, самим подслушиванием и его прекращением;
вмешательство рассматривается как временная мера;
в отношении информации, полученной в результате прослушивания телефонных разговоров, применяется правило конфиденциальности;
в случае прекращения преследования или оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются.
В отношении права заключенных на тайну корреспонденции Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека установили двойной стандарт:
а) право на переписку с юристом или судебным органом как главное средство защиты индивидом своих прав (в РФ согласно ст. 15 Уголовно - исполнительного кодекса жалобы осужденных, адресованные в органы контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов исполнения наказания, цензуре не подлежат, но это не распространяется на переписку заключенных с адвокатом, что противоречит нормам международного права);
б) право на корреспонденцию неюридического характера, которое может быть ограничено государством (в РФ в соответствии со ст. 91 УИК получаемая и отправляемая корреспонденция заключенных подвергается цензуре).
Вмешательство в частную жизнь других лиц регламентировано в Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995). В соответствии с этим Законом проведение оперативно - розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение таких оперативно - розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Закон устанавливает исчерпывающий перечень оперативно - розыскных мероприятий и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность (оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСБ, СВР, налоговой полиции, государственной охраны, пограничной службы, таможни, органов внешней разведки МО и ФАПСИ - для собственной безопасности). Он разрешает иметь оперативно - технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи; снятия информации с технических каналов связи только лишь органам ФСБ и МВД, которые могут предоставлять эти силы и средства на основе специальных соглашений или межведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность.
Запрещено проведение оперативно - розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то федеральным законом физическими и юридическими лицами. Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в РФ и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (перечень видов которых устанавливается Правительством РФ) не уполномоченными на осуществление оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими лицами, подлежат обязательному лицензированию.
В законах, регулирующих оперативно - розыскную деятельность государственных органов, заложены дополнительные механизмы охраны и защиты прав человека на неприкосновенность частной жизни, которые предусматривают:
- право каждого обжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица в структуре, осуществляющей ОРД, вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру;
- право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставить такую информацию;
- обязанность должностных лиц структур, осуществ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.