На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования, конституционно-правовые основы и механизмы его осуществления. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 2 -
Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГОУ ВПО «Волжская Государственная академия водного транспорта»
Отделение заочного обучения
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Конституционное право России»
Тема: «Право на неприкосновенность частной жизни в РФ»
г. Н.Новгород
2009
Содержание

Введение
1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования
2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни
3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
4. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности
5. Тайна голосования
6. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни
7. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни
Выводы
Литература
Введение

Актуальность темы исследования. Поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личности представляет собой одну из важнейших проблем конституционного регулирования. Бесспорно, право на неприкосновенность частной жизни занимает в данной проблеме центральное место, поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства. Современные общественно-правовые процессы неразрывно связаны с преодолением границ в распространении информации и, как следствие, затрагивают различные аспекты частной жизни, что требует дальнейшей юридической разработки проблем прав и свобод человека и гражданина в новом конституционно-правовом пространстве
Право человека на неприкосновенность частной жизни получило признание и нормативное закрепление сравнительно недавно, во второй половине XX в. Включение этого права в международные документы (Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека,) явилось ключевым моментом его признания со стороны международного сообщества. Включение права на неприкосновенность частной жизни в конституционно-правовой контекст делает актуальным вопрос о соотношении этого права с «классическими» правами и свободами человека. Таким образом, можно указать целый ряд причин, делающих постановку научной проблемы данного исследования актуальной. Между тем, в отечественной юридической литературе право на неприкосновенность частной жизни недостаточно изучено, отсутствует единая точка зрения в понимании его структуры и содержания, что порождает коллизии в практике обеспечения его реализации и судебной защиты.
Один лишь факт конституционного признания за человеком права на неприкосновенность частной жизни недостаточен для полного воплощения его в жизнь. Кроме того, следует отметить, что нормы, относящиеся к охране и защите неприкосновенности частной жизни несистематизированы, противоречивы, что влечет за собой пробелы в правовом регулировании. В целях упорядочения правового регулирования и практического обеспечения права на неприкосновенность частной жизни необходим специально разработанный комплекс государственных мер, направленных на нормативное регулирование, охрану и защиту данного права. Кроме того, необходимо учитывать, что защита личных прав, в том числе и права на неприкосновенность частной жизни, происходит не только на государственном, но и на межгосударственном, международном уровне. И с этих позиций необходимо принятие мер, направленных на приведение норм действующего законодательства и судебной практики Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международных договоров в сфере прав и свобод человека и гражданина.
Степень научной разработанности темы. Проблемы конституционного регулирования права на неприкосновенность частной жизни недостаточно изучены в науке конституционного права, что объясняется относительной «молодостью» данного права. Российскими учеными - специалистами в сфере теории права и государства и конституционного права исследованы проблемы правового регулирования и обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина. Так, проблемы прав человека исследованы в научных трудах С.С. Алексеева, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, А.И. Денисова, Л.И. Глухаревой, Е.А. Лукашевой, В.М. Марченко и других.
Проблемы обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина раскрываются в научных трудах В.В. Бойцовой, В.Н. Бутылина, Л.Д. Воеводина, Т.Д. Матвеевой, О.О. Миронова, М.М. Рассолова Ф.М. Рудинского, Н.Ю, Хаманевой, Б.С. Эбзеева и других.
Отдельным вопросам отраслевого регулирования права на неприкосновенность частной жизни нормами гражданского, уголовного, процессуального права посвящены работы В.Н. Блоцкого, Н.Н. Волошкиной, Е.Е. Калашниковой, В.В. Воронко, Г.А. Митцуковой, И.Л. Петрухина,
Вместе с тем, существует необходимость проведения комплексного, всестороннего исследования всех конституционных аспектов права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации как права каждого человека.
Теоретической основой данного исследования являются труды отечественных ученых, специалистов в области права и государства, таких как А.В. Васильев, Л.Н. Завадская, А.Д. Керимов, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.С. Матузов, А.С. Мордовец, В.А. Патюлин, А.В. Стремоухов, Д.М. Чечот, В.М. Чхиквадзе, Т.М. Шамба, а также видных конституционалистов - М.В. Баглая, И.Н. Барцица, Е.М. Ковешникова, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Т.Д. Матвеевой, В.А. Ржевского, В.Н. Руденко, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, И.С. Лценко и Других.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, реализации и обеспечения защиты и охраны конституционного права личности на неприкосновенность частной жизни.
Предмет исследования составляют конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере неприкосновенности частной жизни, нормы отраслевых нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормы международного права, судебная практика.
Цель и задачи исследования заключаются в проведении комплексного правового анализа права на неприкосновенность частной жизни как конституционного и международного института.
Исходя из вышеуказанной цели, предполагается решить следующие теоретические и научно-практические задачи:
- уточнить понятие частной жизни лица как области правового регулирования;
- проанализировать законодательные нормы, определяющие содержание права на неприкосновенность частной жизни;
- выявить субъекты, структуру и содержание права человека на неприкосновенность частной жизни;
- исследовать проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни;
- изучить механизм защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни, проблемы его функционирования на современном этапе государственного строительства;
- рассмотреть вопросы легитимных ограничений и пределов осуществления права на неприкосновенность частной жизни.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы анализа и обобщения нормативно-правовых и эмпирических материалов, с помощью которых рассматривается современное состояние права на неприкосновенность частной жизни, систему и принципы его реализации и защиты. В таком контексте конституционно-правовая практика деятельности государственных и негосударственных институтов по предупреждению и пресечению нарушений права на неприкосновенность частной жизни, а также его восстановлению в случае нарушения предстает как одно из условий реализации принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, как показатель демократизма государственного и политического режима Российской Федерации.
В ходе исследования использованы такие методы научного познания, как конкретно-исторический, формально-юридический, статистический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и другие. В частности, конкретно-исторический метод использован при рассмотрении развития институтов государственной защиты права на неприкосновенность частной жизни; статистический - при сравнительном анализе эффективности использования отдельных механизмов для восстановления конкретных личных правомочий, являющихся составными элементами права на неприкосновенность частной жизни. Теоретико-прогностический метод использован при подготовке рекомендаций по конкретным вопросам правовой практики и законопроектной работы; сравнительно-правовой - при анализе зарубежного опыта конституционно-правового регулирования и гарантий обеспечения доступа к правовой информации, составляющей персональные данные. Это позволило, опираясь на исторически и международно-апробированные подходы, рассмотреть проблемы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни в их динамике и исторической обусловленности, выявить элементы преемственности и этапности развития общества и государства.
Нормативно-правовую базу исследования составляют международные договоры, участником которых является Российская Федерация (в первую очередь, Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.); конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации); федеральные законы (в частности, Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Закон Российской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Основы законодательства Об Архивном фонде Российской Федерации, Федеральный закон «О связи», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «О персональных данных»); указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации.
Важное значение имели обобщение и анализ судебной практики (в том числе Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции), а также решения Европейского суда по правам человека.
Научная новизна исследования заключается в комплексном, всестороннем анализе понятия, структуры, содержания, способов и пределов осуществления права на неприкосновенность частной жизни, а также механизмов его защиты и охраны в Российской Федерации.
1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования

В современной юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание права на неприкосновенность частной жизни. Нет и четкого определения понятия "частная жизнь". Одни специалисты в области прав человека исходят из того, что право на неприкосновенность частной жизни прямо связано со свободой мысли, совести и религии, свободой выражения своего мнения, свободой собраний и ассоциаций, правом создавать семью. Другие включают в право на уважение частной жизни право располагать собой, право на тайну частной жизни и тайну корреспонденции, право на защиту личности и право на уважение к личному статусу.
Общей же во всех исследованиях является мысль о том, что право на неприкосновенность частной жизни, подобно праву собственности или авторскому праву, является сложным по составу правовым институтом и состоит из отдельных правомочий индивида. Перечень этих правомочий, закрепленный в законах и международных нормативных правовых актах, не является исчерпывающим, прежде всего, в силу постоянного развития общественных отношений.
Отсутствие в федеральном законодательстве указания на конкретное субъективное право не означает отсутствия самого правомочия, поскольку оно закреплено в нормах международного права, участником которых выступает Россия. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", - так начинается Всеобщая Декларация прав человека (ст. 1). Свобода каждого не требует законодательных дозволений и разрешений, но равенство в достоинстве и правах с другими предполагает ограничение степени своей личной свободы свободой других. Неприкосновенность частной жизни и уважение к ней есть одно из проявлений личной свободы и ее ограничения.
С учетом этих замечаний предлагается определить содержание права на неприкосновенность частной жизни через установление пределов допустимого вмешательства в частную жизнь индивида при реализации им своей личной свободы.
Всеобщая Декларация прав человека устанавливает: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств" (ст. 12).
Практически в том же контексте данная норма изложена в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17).
В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 8) указывается, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, установленных законом.
2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни

Положения, закрепленные в Конституции РФ:
"Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умалений" (ст. 21). "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" (ст. 22). "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения" (ст. 23). "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются" (ст. 24). "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения" (ст. 25).
Таким образом, объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина, которая включает в себя:
право на свободу располагать собой (в том числе находиться без контроля с чьей-либо стороны);
право на тайну частной жизни (личная тайна, семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений);
право на защиту личности (защита своего имени; защита своей чести, достоинства и деловой репутации; защита своей национальной принадлежности; защита права на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества);
право на защиту жилища (неприкосновенность жилища);
право на тайну голосования.
Последнее выступает как необходимое условие реализации свободы голосования гражданина, то есть как часть его личной свободы.
К основным субъектам права на неприкосновенность частной жизни относятся:
физические лица, независимо от возраста, гражданства и степени дееспособности;
правопреемники - физические и юридические лица, к которым перешли права на неприкосновенность частной жизни умершего правообладателя.
В отношении права на тайну голосования в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 32) субъектами выступают только физические лица, являющиеся гражданами РФ, полностью дееспособные и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Право на неприкосновенность частной жизни относится к естественным правам человека. Оно является одним из его основных конституционных личных прав, принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и не передается иным способом. Концепция естественных прав впервые была воплощена английским парламентом в Билле о правах 1689 года. В России в наиболее полном виде она реализована в Конституции РФ (1993 г.).
3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации

Информация о частной жизни лица относится к информации с ограниченным доступом. Правовая охрана прав на неприкосновенность частной жизни осуществляется, прежде всего, через установление конституционных гарантий. Сюда относятся:
а) запрет произвольного вмешательства в частную жизнь каждого;
б) запрет осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия;
в) запрет применять любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования для всеобщего сведения;
г) право каждого отказываться давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом;
д) право каждого на охрану законом своих прав от преступлений и злоупотреблений властью и право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
е) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;
ж) допустимость ограничения прав на неприкосновенность частной жизни лишь на основании судебного решения (в части тайны корреспонденции) и в случаях, прямо установленных федеральным законом. Конституционными основаниями такого ограничения прав могут быть необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства или чрезвычайного положения (для ряда прав).
В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5) установлен перечень ограничений права на свободу и личную неприкосновенность, который включает в себя следующие случаи:
1) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;
2) законный арест или задержание лица за неподчинение законному постановлению суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;
3) законный арест или задержание лица, произведенные в целях его передачи компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что они необходимы для предотвращения совершения им правонарушения, или чтобы помешать ему скрыться после его совершения;
4) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи компетентному органу;
5) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
6) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Наиболее подробно разработан перечень ограничений в отношении права на тайну корреспонденции.
Европейский Суд по правам человека своими решениями по пониманию и применению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (РФ является ее участником с 1996 г.) признал, что "существование определенного законодательства, разрешающего вести скрытое наблюдение за почтой и связью, является, ввиду исключительных условий, необходимым в демократическом обществе". Но при этом должны существовать необходимые и эффективные гарантии против злоупотреблений. Суд установил критерии правомерности подслушивания (ограничения права на тайну корреспонденции). В частности, вмешательство не противоречит требованиям Конвенции, если:
оно предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядка или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц;
осуществляется в соответствии с законом;
закон и принятые на его основе подзаконные акты известны общественности и легкодоступны;
нормативные акты носят настолько четкий и определенный характер, что, исходя из них, заинтересованные лица могут корректировать свое поведение;
в них фиксируются пределы компетенции государственных органов, уполномоченных принимать решения о подслушивании и осуществлять его, и ограничения на способы реализации этих правомочий;
вмешательство необходимо для защиты демократических ценностей и институтов;
оно осуществляется в целях предотвращения и пресечения не каких-то мелких, а вполне определенных и наиболее опасных преступлений;
круг лиц, против которых предпринимаются означенные действия, строго ограничен;
подслушивание носит выборочный, а не общепоисковый характер;
обеспечивается институализированный контроль за принятием решений о подслушивании, самим подслушиванием и его прекращением;
вмешательство рассматривается как временная мера;
в отношении информации, полученной в результате прослушивания телефонных разговоров, применяется правило конфиденциальности;
в случае прекращения преследования или оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются.
В отношении права заключенных на тайну корреспонденции Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека установили двойной стандарт:
а) право на переписку с юристом или судебным органом как главное средство защиты индивидом своих прав (в РФ согласно ст. 15 Уголовно - исполнительного кодекса жалобы осужденных, адресованные в органы контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов исполнения наказания, цензуре не подлежат, но это не распространяется на переписку заключенных с адвокатом, что противоречит нормам международного права);
б) право на корреспонденцию неюридического характера, которое может быть ограничено государством (в РФ в соответствии со ст. 91 УИК получаемая и отправляемая корреспонденция заключенных подвергается цензуре).
Вмешательство в частную жизнь других лиц регламентировано в Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995). В соответствии с этим Законом проведение оперативно - розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение таких оперативно - розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Закон устанавливает исчерпывающий перечень оперативно - розыскных мероприятий и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность (оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСБ, СВР, налоговой полиции, государственной охраны, пограничной службы, таможни, органов внешней разведки МО и ФАПСИ - для собственной безопасности). Он разрешает иметь оперативно - технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи; снятия информации с технических каналов связи только лишь органам ФСБ и МВД, которые могут предоставлять эти силы и средства на основе специальных соглашений или межведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность.
Запрещено проведение оперативно - розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то федеральным законом физическими и юридическими лицами. Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в РФ и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (перечень видов которых устанавливается Правительством РФ) не уполномоченными на осуществление оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими лицами, подлежат обязательному лицензированию.
В законах, регулирующих оперативно - розыскную деятельность государственных органов, заложены дополнительные механизмы охраны и защиты прав человека на неприкосновенность частной жизни, которые предусматривают:
- право каждого обжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица в структуре, осуществляющей ОРД, вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру;
- право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставить такую информацию;
- обязанность должностных лиц структур, осуществ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.