Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 113920


Наименование:


Методичка Принципы уголовного процесса

Информация:

Тип работы: Методичка. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 22.10.2018. Сдан: 2017. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

УТВЕРЖДАЮ:

Декан *********

« » 2017 г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)
Принципы уголовного процесса
(наименование дисциплины (модуля))
Уровень высшего образования
бакалавриат
(бакалавриат / магистратура / специалитет)
Направление подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»
(указывается код и наименование направления подготовки / специальности)
Направленность образовательной программы
Уголовно-правовой профиль
(указывается профиль / магистерская программа / специализация)
Квалификация (степень)
бакалавр
(бакалавр / магистр / специалист)
Форма обучения
очная, заочная
(очная / очно-заочная / заочная)


Нижний Новгород
2017 год
1. Место и цели дисциплины(модуля) в структуре ОПОП
Дисциплина «Принципы уголовного процесса» по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» относится к дисциплинам по выбору, преподаётся в 7-м семестре для дневной и в 9-м для заочной формы обучения.

Цели и задачи освоения дисциплины
Содержание дисциплины направлено на формирование у обучающихся знаний теоретического и прикладного характера, которые дают возможность осуществлять комплексный научный анализ института принципов уголовного процесса как составной части уголовного процесса, а также связанной с теорией государства и права, философией и другими дисциплинами, что необходимо для подготовки студентов, способных решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций
ПК3- способен обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права, этап завершающий
ПК7- владеет навыками подготовки юридических документов, этап завершающий
Знать:
§ Понятие и систему принципов уголовного процесса;
§ Требования УПК РФ к принципам уголовного процесса;
§ Теорию и практику применения принципов уголовного процесса.
Уметь:
§ Анализировать содержание действующего законодательства
§ Проводить научные исследования по правовым проблемам;
Иметь навык
§ Владения юридической терминологией;
§ работы с законодательными и иными нормативными источниками;
§ анализа правоприменительной практики.


3. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины (модуля):
а) на дневном отделении: 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из которых 33 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (16 часов занятия лекционного типа, 16 часов занятия семинарского типа, 1 час мероприятия промежуточной аттестации), 39 часов составляет самостоятельная работа обучающегося;
б) на заочном отделении: 2 зачетные единицы, всего 72 часа, 16 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (4 часа занятия лекционного типа, 12 часов занятия семинарского типа, 1 часа мероприятия промежуточной аттестации), 51 час составляет самостоятельная работа обучающегося, 4 часа контроль.
Содержание дисциплины «Принципы уголовно процесса»

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Всего
(часы) в том числе
контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы
из них Самостоятельная работа обучающегося, часы

Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Консультации Мероприятия промежуточной аттестации Всего
Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная
Общее количество часов 72 72 16 4 16 12 3 3 4 32 20 40 52
Тема 1 8 10 2 2 2 4 8
Тема 2 8 8 2 2 2 4 6
Тема 3 6 7 1 1 1 4 6
Тема 4 4 3 1 1 1 2 2
Тема 5 4 3 1 1 1 2 2
Тема 6 4 3 1 1 1 2 2
Тема 7 6 5 1 1 1 4 4
Тема 8 6 5 1 1 1 4 4
Тема 9 5 5 1 1 1 3 4
Тема 10 4 4 1 1 1 2 3
Тема 11 4 5 1 1 1 2 4
Тема 12 4 3 1 1 1 2 2
Тема 13 4 3 1 1 1 2 2
Тема 14 4 3 1 1 1 2 2
В т.ч. текущий контроль 1 1
Промежуточная аттестация – зачет

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Понятие, значение принципов уголовного процесса
1. Понятие принципа. Принцип как философский термин. Значение принципов в повседневной человеческой деятельности.
2. Понятие принципа уголовного процесса. Взгляды учёных процессуалистов на трактовку понятия принципов уголовного процесса. Соотношение понятия «принципы уголовного процесса» и «принципы уголовно-процессуальной деятельности».
3. Факторы, которые влияют на формирование принципов уголовного процесса.
4. Фиксация принципов в законе как основа для существования принципов. Спорные аспекты по поводу необходимости отражения принципов в законе. Отражение принципов в Конституции РФ, нормах международного права, в УК РФ, в УПК РФ. Способ фиксации принципов в законе. Проблемы, влияющие на выбор способа фиксации принципов в законе.
5. Проблема соотношения количества и качества сформулированных в УПК РФ принципов.

Тема 2. Система принципов уголовного процесса
1. Понятие системы принципов. Проблемы, возникающие при построении системы принципов уголовного процесса.
2. Классификации принципов уголовного процесса. Конституционные и неконституционные, межотраслевые и отраслевые, судопроизводственные и судоустройственные принципы.
3. Роль Конституции РФ в построении принципов. Три группы принципов, изложенных в Конституции РФ.
4. Деление принципов на законодательные и доктринальные. Понятие и значение доктринальных принципов.
5 Техника конструирования системы принципов уголовного процесса.

Тема 3. Законодательные и доктринальные принципы процесса: проблемы отражения принципов в УПК РФ.
1. Принципы уголовного процесса, которые указаны в главе 2 УПК РФ. Проблемы их систематизации, их закрепления.
2. Принципы, которые не указаны в законе или указаны «в разобранном виде». Возможность или необходимость их включения в главу 2 УПК РФ.
3. Принцип публичности
4. Принцип диспозитивности
5. Принцип равенства перед законом и судом
6. Принцип объективной истины

Тема 4. Принцип законности
1. Понятие принципа законности (ст. 7 УПК РФ). Различия в определении принципа законности, которые дают: Н.Н. Полянский, П.С. Элькинд, Ю.П. Еременко, А.В. Смирнов, В.Т. Томин и др.
2. Неприменение федеральных законов, которые противоречат УПК РФ. Закреплённая в УПК РФ «нарушение иерархии законов» и способы решения этой проблемы. Роль решений Конституционного Суда РФ в решении этой проблемы.
3. Обязанность суда принимать решения в соответствии с УПК РФ. Противоречия ст. 7 УПК РФ и ч.1 ст. 1 УПК РФ. Возможные пути решения.
4. Недопустимость доказательств. Критерии недопустимости.
5. Законность, обоснованность и мотивированность процессуальных решений. Взаимосвязь этих критериев.
6. Значение принципа законности. Соотношение законности как принципа теории государства и права и законности как принципа уголовного процесса

Тема 5. Принцип осуществления правосудия только судом
1. Понятие принципа осуществления правосудия только судом (ст. 8 УПК РФ). Правовой спор: понятие, значение, причины появления. Правосудие – как способ решения правового спора. Конституционная основа принципа осуществления правосудия только судом.
2. Судебная власть. Понятие суда, какие суды осуществляют правосудие по уголовному делу.
3. Соотношение «правосудия» и «уголовного процесса». Общее и различия
4. Приговор суда – решение суда именем РФ, которые признает лицо виновным в совершении преступления, и назначает ему наказание. Требования к приговору, виды приговора.
5. Право обвиняемого на законный (естественный) суд. Недопустимость произвольного изменения подсудности.

Тема 6. Принцип обеспечения законных интересов личности в уголовном процессе
1. Понятие принципа обеспечения законных интересов личности в уголовном процессе. Элементы принципа в УПК РФ. Широкое и узкое понимание принципов охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе.
2. Уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК РФ). Понятие «личность», «честь», «достоинство». Критерии принципа. Право обвиняемого на уважительное обращение.
3. Неприкосновенность личности (ст. 10 УПК РФ). Критерии принципа. Законность ареста и заключения под стражу.
4. Принципы, сформулированные в ст. 11 УПК РФ (4 в одном). Разъяснение прав и обязанностей, ответственности участникам уголовного процесса. Право свидетеля не пользоваться свидетельским иммунитетом. Защита свидетелей и потерпевших. Право лица на реабилитацию.
5. Неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК РФ). Критерии принципа. Понятие «жилище».
6. Тайна корреспонденции (ст. 13 УПК РФ). Критерии принципа.

Тема 7. Презумпция невиновности
1. Понятие презумпции. Виды презумпций, указанные в законах. Значение презумпций.
2. Формулировка презумпции невиновности в Конституции РФ и в УПК РФ (ст. 14 УПК РФ). Формулирование презумпции невиновности в международном праве.
3. Общее правило презумпции. Само правило и два условия для его опровержения.
4. Следствия из презумпции невиновности: а) бремя доказывания на стороне обвинения; б) все сомнения толкуются в пользу обвиняемого; в) обвинительный приговор не должен быть построен на предположениях.
5. Реализация презумпции невиновности в досудебном производстве по делу.
6. Реализация презумпции невиновности в судебном производстве по делу.

Тема 8. Состязательность сторон
1. Понятие принципа состязательности и равноправия сторон. Состязательность как свойство уголовного процесса (ст. 15 УПК РФ)
2. Особенности состязательного процесса.
3. Критерии принципа. Запрет на совмещение одним органом нескольких функций уголовного процесса.
4. Проблемы принципа состязательности сторон. Равноправие сторон.
5. Соотношение объективной истины и состязательности сторон. Конфликт и способы его решения.


Тема 9. Принцип права обвиняемого на защиту
1. Понятие принципа права обвиняемого на защиту (ст. 16 УПК РФ). Право на защиту: понятие, значение, регламентация права на защиту в Конституции РФ и нормах международного право
2. Участие защитника. Защитник – понятие, виды, назначение, отказ от защитника, права и обязанности защитника.
3. Критерии принципа. Проблематика принципа права обвиняемого на защиту.

Тема 10. Свобода оценки доказательств
1. Понятие принципа свободы оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ). Критерии принципа. Целесообразность появления принципа в законе.
2. Внутреннее убеждение – понятие, значение. Соотношение законодательных требований с духовно-нравственными критериями.
3. Закон и совесть – соотношение. Совесть – понятие, субъективное начало. Отражение категории «совесть» в законе. Проблема соотношения закона и совести.
4. Запрет на доминирование доказательств при их оценке. Признательные показания обвиняемого: теория и практика.
5. Формальная оценка доказательств. Её соотношение со свободной оценкой.

Тема 11. Язык судопроизводства
1. Понятие принципа языка судопроизводства (ст. 18 УПК РФ). Государственный язык: понятие, нормативное закрепление. Право республик в составе РФ на свой национальный язык.
2. Критерии принципа. Соотношение понятий «не владения» и «недостаточного владения» языком, на котором ведётся судопроизводство.
3. Право на переводчика. Переводчик: понятие, требования, права и обязанности. Выполнение устного и письменного перевода. Сурдопереводчик.
4. Проблемы, связанные с реализацией принципа языка судопроизводства.

Тема 12. Принцип права на обжалование действий и решений
1. Понятие принципа права на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ). Критерии принципа
2. Целесообразность закрепления в УПК РФ принципа права на обжалование
3. Обжалование процессуальных действий и решений: понятие, критерии, субъекты и объекты обжалования

Тема 13. Общая характеристика «кандидатов в принципы»
1. Появление и необходимость изучения «кандидатов в принципы»
2. Принцип нравственности
3. Принцип устности
4. Принцип письменности
5. Принцип недопустимости повторного осуждения за оlно и тоже преступление (non bis in idem)
6. Принцип процессуальной экономии

Тема 14. Разумный срок уголовного судопроизводства
1. Понятие принципа разумного срока (ст. 6.1 УПК РФ). Предпосылки появления принципа разумного срока. Роль решений Европейского суда по правам человека
2. Разумность – понятие, признаки. Соотношение объективного и субъективного в понятии «разумность».
3. Критерии принципа.
4. Проблемы формулирования принципа разумного срока.
5. Заявление об ускорении процесса (только в ходе судебного производства по делу). Необходимость принятия решения.
6. Факторы, влияющие на соблюдение разумного срока.
7. Факторы, влияющие на нарушение разумного срока.

4. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВО/ВПО по направлению (40.03.01) «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Предполагается использовать следующий организационно-методический инструментарий образовательного процесса:
При чтении лекций – использование её различных форм:
– «традиционная (информационная) лекция»;
– «проблемная лекция», в которой моделируются противоречия теоретической части и правоприменительной практики;
– «лекция-диалог», которая основана на «обратной связи» и содержание материала подается через серию вопросов, на которые студентам предлагается отвечать непосредственно в ходе лекции;
– лекция с применением дидактических методов (метода «мозгового штурма», метода конкретных ситуаций, дискуссии, метода разбора ситуации и др.).
При проведении семинарских занятий и практических занятий также предполагается использование определённых образовательных технологий:
– «групповое обсуждение» какого-либо вопроса, направленное на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Перед студентами ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ;
- «круглый стол» – обсуждение материалов практики, ошибок в правоприменении;
- «групповое обсуждение» докладов на предлагаемые темы, направленное на нахождение истины, усвоению изучаемого материала, лучшего взаимопонимания в группе;
- «семинар-дискуссия» – метод, предполагающий обмен взглядами по конкретной проблеме, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других;
Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач

5 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
По курсу «Принципы уголовного процесса» предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая является важным средством организации обучения.
Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного специалиста и формирование способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.
Самостоятельная работа является наиболее деятельным и творческим процессом, который выполняет ряд дидактических функций: способствует формированию диалектического мышления, вырабатывает высокую культуру умственного труда, совершенствует способы организации познавательной деятельности, воспитывает ответственность, целеустремленность, систематичность и последовательность в работе студентов, развивает у них бережное отношение к своему времени, способность доводить до конца начатое дело.
Самостоятельная работа выполняет следующие функции:
- способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;
- формирует потребность в самообразовании, расширяет кругозор, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
- формирует навыки планирования и организации рабочего времени;
- побуждает к научно-исследовательской деятельности.
Изучение понятийного аппарата дисциплины
Вся система индивидуальной самостоятельной работы должна быть подчинена усвоению понятийного аппарата, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Лучшему усвоению и пониманию дисциплины поможет литература, указанная в списке.
Самоподготовка к практическим занятиям
При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что данная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми дисциплинами.
На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.
Для достижения этой цели необходимо:
1) ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;
2) осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;
3) изучить рекомендованную учебно-методическим комплексом литературу по данной теме;
4) тщательно изучить лекционный материал;
5) ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;
6) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.
В процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям студенты, помимо учебной литературы, должны усвоить рекомендованные законы и иные правовые акты, а также акты, которые содержатся в правовых системах “Гарант” и “Консультант плюс”.
Важной целью практического (семинарского) занятия является проверка знаний, умений и навыков студента по изученной теме. Преподаватель может выявить и проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке каждого студента, выработать меры по исправлению недостатков.
Семинар всегда предполагает предварительную интенсивную самостоятельную работу студента. Студент должен проанализировать тему и план семинара, ознакомиться с основными проблемами, вынесенными на обсуждение. Затем необходимо изучить рекомендованные источники (нормативные акты), основную и дополнительную литературу по теме. При этом важно делать конспекты прочитанного или отдельные записи, которые понадобятся при обсуждении на семинаре.
На основании изученного материала, студент должен уметь формулировать свое мнение по каждому вопросу темы и аргументированно его обосновывать. При этом студент может самостоятельно определить степень своей готовности к занятию, ответив (устно) на вопросы для самоконтроля по теме. При подготовке к занятию необходимо надежно усвоить основные понятия и категории по теме. Студент должен выписать и раскрыть (в 1-2 предложениях) содержание основных понятий и категорий в тетради для самостоятельной подготовки.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах: проведение устного опроса на семинарских занятиях, собеседовании.

6. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю), включающий:

6.1 Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования.

ПК-3 способен обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)
«не зачтено» «зачтено»
Знания
Знать: особенности правового положения граждан;
- основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
- основ профессиональной этики юриста;
- особенностей реализации и применения юридических норм
Отсутствие знаний материала либо наличие грубых ошибок в основном материале
Знание основного материала с незначительными погрешностями
Умения
Уметь: осуществлять представительство субъектов права;

- профессионально в пределах компетенции реагировать на нарушение закона;
- правильно толковать применяемую норму права;

- применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;
- давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам;
- правильно составлять и оформлять юридические документы

Отсутствие умения использовать нормы законодательства при анализе профессиональных ситуаций.
Умение использовать нормы законодательства при анализе профессиональных ситуаций.
Навыки
Владеть: навыками анализа действий субъектов права и юридически значимых событий;

- навыками точной квалификации фактов и обстоятельств;

- навыками анализа правовых норм и правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- навыками принятия мер защиты прав человека и гражданина
Отсутствие навыков обобщения правоприменительной практики; способности давать оценку правомерного и неправомерного поведения.
Достаточное владение навыками анализа нормативных правовых актов; толкования содержания норм различных отраслей права.


ПК-7: владеет навыками подготовки юридических документов

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)
«не зачтено» «зачтено»
Знания
Знать: - основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущности и содержания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
- особенностей реализации и применения юридических норм;
- правил составления юридических документов
Отсутствие знаний материала либо наличие грубых ошибок в основном материале.
Знание основного материала с незначительными погрешностями.
Умения
Уметь: - правильно толковать применяемую норму права;
-применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;
- давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам;
- правильно составлять и оформлять юридические документы
Отсутствие умения использовать нормы законодательства при анализе профессиональных ситуаций
Умение использовать нормы законодательства при анализе профессиональных ситуаций
Навыки
Владеть: -навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа правовых норм и правоотношений, являющихся профессиональной деятельностью;
- навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права;
- навыками сбора и обработки информации для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности
Отсутствие навыков обобщения правоприменительной практики; способности давать оценку правомерного и неправомерного поведения;
Достаточное владение навыками анализа нормативных правовых актов; толкования содержания норм различных отраслей права;


6.2 Описание шкал оценивания результатов обучения по дисциплине

Итоговый контроль качества усвоения студентами содержания дисциплины проводится в виде зачета, на котором определяется:
• уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине;
• уровень понимания студентами изученного материала
• способности студентов использовать полученные знания для решения конкретных задач.
При оценке знаний преподаватель руководствуется следующими критериями:
«зачтено» – если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
«Не зачтено» – если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.

6.3 Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций
а) для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии:
- устные и письменные ответы на вопросы.
б) для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие процедуры и технологии
- семинар-дискуссия,
в) для проведения итогового контроля сформированности компетенции используется: - устный опрос

Вопросы для семинара-дискуссии
Для оценки компетенции ПК-3: способен обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права
1. Проблемы понятия и классификации принципов уголовного процесса
2. Понятие и значение принципа презумпции невиновности
3. Проблемы принципа состязательности в уголовном процессе
4. Недопустимость доказательств
5. Проблемы принципа обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту
6. Закон и совесть – соотношение.

Для оценки компетенции ПК-7: владеет навыками подготовки юридических документов
1. Понятие принципа права на обжалование действий и решений (ст. 19 УПК РФ).
2. Обжалование процессуальных действий и решений: понятие, критерии, субъекты и объекты обжалования
3. Приговор суда, требования к приговору
4. Законность, обоснованность и мотивированность процессуальных решений.
5. Принципы, сформулированные в ст. 11 УПК РФ (4 в одном). Разъяснение прав и обязанностей, ответственности участникам уголовного процесса. Право свидетеля не пользоваться свидетельским иммунитетом. Защита свидетелей и потерпевших. Право лица на реабилитацию.
6. Заявление об ускорении процесса (только в ходе судебного производства по делу). Необходимость принятия решения.

6.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих сформированность компетенций и (или) для итогового контроля сформированности компетенции.
Вопросы для контроля
1. Понятие и значение принципа уголовного процесса
2. Факторы, которые влияют на формирование принципов уголовного процесса
3. Понятие системы принципов уголовного процесса
4. Классификация принципов уголовного процесса
5. Принцип публичности
6. Принцип диспозитивности
7. Принцип равенства перед законом и судом
8. Принцип объективной истины
9. Понятие и значение принципа законности (ст. 7 УПК РФ)
10. Неприменение федеральных законов, которые противоречат УПК РФ.
11. Обязанность суда принимать решения в соответствии с УПК РФ.
12. Недопустимость доказательств
13. Законность, обоснованность и мотивированность процессуальных решений.
14. Понятие принципа осуществления правосудия только судом (ст. 8 УПК РФ). Правовой спор.
15. Соотношение «правосудия» и «уголовного процесса»
16. Приговор суда, требования к приговору
17. Право обвиняемого на законный (естественный) суд
18. Понятие принципа обеспечения законных интересов личности в уголовном процессе. Элементы принципа в УПК РФ.
19. Уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК РФ).
20. Неприкосновенность личности (ст. 10 УПК РФ).
21. Принципы, сформулированные в ст. 11 УПК РФ (4 в одном). Разъяснение прав и обязанностей, ответственности участникам уголовного процесса. Право свидетеля не пользоваться свидетельским иммунитетом. Защита свидетелей и потерпевших. Право лица на реабилитацию.
22. Неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК РФ).
23. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров (ст. 13 УПК РФ). Критерии принципа.
24. Понятие и значение презумпции невиновности.
25. Следствия из презумпции невиновности: а) бремя доказывания на стороне обвинения; б) все сомнения толкуются в пользу обвиняемого; в) обвинительный приговор не должен быть построен на предположениях.
26. Реализация презумпции невиновности в досудебном и судебном производстве по делу.
27. Понятие принципа состязательности и равноправия сторон. Состязательность как свойство уголовного процесса (ст. 15 УПК РФ)
28. Особенности состязательного процесса. Критерии принципа.
29. Соотношение объективной истины и состязательности сторон.
30. Понятие принципа права обвиняемого на защиту (ст. 16 УПК РФ).
31. Право на защиту: понятие, значение.
32. Участие защитника. Защитник – понятие, виды, назначение, отказ от защитника, права и обязанности защитника.
33. Понятие принципа свободы оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ). Критерии принципа.
34. Внутреннее убеждение – понятие, значение.
35. Закон и совесть – соотношение.
36. Запрет на доминирование доказательств при их оценке. Признательные показания обвиняемого: теория и практика.
37. Понятие принципа языка судопроизводства (ст. 18 УПК РФ). Критерии принципа.
38. Государственный язык: понятие, нормативное закрепление. Право республик в составе РФ на свой национальный язык.
39. Право на переводчика. Переводчик: понятие, требования, права и обязанности.
40. Понятие принципа права на обжалование действий и решений (ст. 19 УПК РФ).
41. Обжалование процессуальных действий и решений: понятие, критерии, субъекты и объекты обжалования
42. Появление и необходимость изучения «кандидатов в принципы»
43. Понятие принципа разумного срока (ст. 6.1 УПК РФ). Предпосылки появления принципа разумного срока.
44. Разумность – понятие, признаки.
45. Критерии принципа разумности сроков.
46. Заявление об ускорении процесса (только в ходе судебного производства по делу). Необходимость принятия решения.
47. Факторы, влияющие на соблюдение разумного срока.

Обучающийся считается сдавшим зачёт, если показал высокий уровень подготовки, которой существенно выше среднего.

6.5 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания.

Положение «О проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ННГУ», утверждённое приказом ректора ННГУ от 13.02.2014 г. №55-ОД,
Положение о фонде оценочных средств, утвержденное приказом ректора ННГУ от 10.06.2015 №247-ОД.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Важную роль в усвоении курса играет самостоятельное изучение учебного материала. Приобретение навыков самостоятельной работы поможет обучаемым в их дальнейшей профессиональной деятельности. Они должны уметь: анализировать законы, подзаконные нормативные акты и литературу, обобщать теорию и практику.

Основная литература
1. Конституция Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2018. – 52 с. [Znanium.com]
2. Глушко А. И. Уголовный процесс: Учебник / А.И. Глушков, А.В. Земскова, В.В. Мельник; Отв. ред. А.В. Гриненко. - 3-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с. [Znanium.com].
3. Лебедев В.М. Уголовно-процессуальное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. М. Лебедев [и др.]; под общ. ред. В. М. Лебедева. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 1060 с. [Znanium.com].
4. Паничева А.И. Обжалование в уголовном судопроизводстве: учеб. пособие для бакалавриата / А. И. Паничева, А. М. Панокин, Е. А. Рубинштейн. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 208 с. [Znanium.com].
5. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский; под общ. ред. А. В. Смирнова. — 7-е изд., перераб. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 752 с. [Znanium.com].

Дополнительная литература
1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М., 1998. – С. 176–180.
2. Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращения с правонарушителями в Гаване 27 августа – 7 сентября 1990 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М., 1998. – С. 191–198.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 15. – Ст. 1768.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2804.
5. Постановление Конституционного Суда от 29 июня 2004 года № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 07.07.2004. № 143.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с посл. изм. и доп.).
7. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ
8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации"
9. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28.12.2016г.)
10. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 06 июля 2016 г.)
11. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изм. от 28.07.2017)
12. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (с изм. от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
13. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. от 29.07.2017 г)
14. Уголовно-процессуальный кодекс Германии (в ред. от 7 апреля 1987 г.). – М., 1996.
15. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (с изм. и доп.). – Алматы, 2001. – 208 с.
16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень ВС РФ. – 1996. – № 1.
17. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. – 2004. – № 5.
18. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации // Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова; Науч. ред. А.Я. Качанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – 862 с.
19. Кодекс профессиональной этики адвоката // Экспресс-закон: Еженедельный сборник законодательных и нормативных актов РФ. – 2003. – № 45.
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. – М., 2000. – С. 10-14.
21. Определение Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 № 243-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Череповского Михаила Васильевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
22. Определение Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 № 189-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шейченко Владислава Григорьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части четвертой статьи 47 и частью третьей статьи 227 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 5.
23. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 411-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого Акционерного общества «Инвестиционная финансовая компания «Домодедко-Хаксли Лимитед» на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 8 и 9 части второй и частью четвертой статьи 213 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
24. Агутин А.В. Мировоззренческие идеи в уголовно-процессуальном доказывании. – М., 2004.
25. Агутин А.В. Обеспечение законных интересов потерпевшего и обвиняемого в досудебном производстве: Учебное пособие / Под научн. Ред. В.Т. Томина. – Н. Новгород, 2005.
26. Агутин А.В., Агутина Н.В. Теоретические и нравственные основания принципов в современном отечественном уголовном судопроизводстве: монография. – М., 2009.
27. Агутин А.В., Филиппов А.Г. Принцип процессуальной независимости должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу: вопросы методологии и практика реализации. – Н. Новгород, 2007.
28. Алексеев Н.Н. Основы философии права. – СПб, 1998.
29. Алиев Т.Т., Громов Н.А. Основные начала уголовного судопроизводства. – М., 2003.
30. Бондарь Н.С. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография / Н. С. Бондарь, А. А. Джагарян. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 224 с. [Znanium.com].
31. Божьев В.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. – М., Юрайт. 2011 г.
32. Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании: монография / Н.А. Власенко. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017. — 157 с. [Znanium.com].
33. Воскобитова Л.А Система оснований к отмене или изменению приговора в кассационном порядке: Монография / Воскобитова Л.А. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 44 с. [Znanium.com].
34. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. – М., 2005.
35. Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. - М., 2001.
36. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса (вопросы теории и практики). – М., 1971.
37. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. – М., 1991.
38. Корнакова С.В. Логика уголовно-процессуального доказывания: учеб. пособие / С.В. Корнакова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 142 с. [Znanium.com].
39. Ларин A.M. Уголовный процесс России: Лекции-очерки / A.M. Ларин, Э.Б. Мельникова, В.М. Савицкий / Под ред. В.М. Савицкого. - М., 1997.
40. Ларин А.М. Презумпция невиновности. – М., 1982.
41. Лупинская П.А. Избранные труды: монография / П.А. Лупинская; сост. Т.Ю. Вилкова, М.И. Воронин; отв. ред. Л.А. Воскобитова. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 608 с. [Znanium.com].
42. Масленникова Л. Н. Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография / отв. ред. Л. Н. Масленникова. — М.: Норма: ИНФРА М, 2017. — 384 c. [Znanium.com].
43. Случевский В. Учебник русского уголовного процесса. Судоустройство и судопроизводство. [Текст] / Случевский В. – СПб, 1913.
44. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Смирнова. - СПб, 2004.
45. Спасович В.Д. О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. – М., 2001.
46. Томин В.Т. Избранные труды / Предисловие С.П. Гришина. – СПб, 2004.
47. Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. – М., 1991.
48. Томин В.Т. Уголовный процесс: актуальные проблемы теории и практики / В.Т. Томин. – М., 2009.
49. Тыричев И.В. Принципы советского уголовного процесса. – М., 1983.
50. Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. - М, 1996.
51. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общей редакцией проф. П.А. Лупинской. – М., 2010 г.
52. Уголовно – процессуальное право РФ. (Электронный ресурс). Электронный учебник. Башкатов Л.Н., Ветрова Г.Н. – М.: КноРус. 2010
53. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. Т.1. – СПб, 1996.




Перейти к полному тексту работы