На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие теоретической мысли и современные взгляды о соотношении права, силы и принуждения. Право с точки зрения процессов его формирования и содержания. Классификация и обозрение мер государственно-правового принуждения в современном российском праве.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
Введение
1. Развитие мысли о соотношении права, силы и принуждения
2. Современный взгляд на соотношении права, силы и принуждения
3. Классификация мер государственно-правового принуждения в современном российском праве
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Введение
Роль права в жизни общества трудно переоценить. Каждый человек в процессе своей деятельности ежедневно сталкивается с нормами права и исполняет их. Почему? Что обеспечивает исполнение права? Это достаточно важный вопрос, ответить на который непросто. Если основываться на марксисткой теории происхождения права, то оно является выражением воли экономически господствующего класса, а ее соблюдение обеспечивается силой. Государство для этого создает специальный аппарат принуждения. И в этом случае пред нами встает не менее важный вопрос: «Какое соотношение должно быть между правом, силой и принуждением?»
Соотношение права, силы и принуждения является актуальной проблемой. От него зависит вся жизнь общества, потому что именно это соотношение будет определять политическую систему общества, государственный режим, господствующий в стране, и многое другое. Но на современном этапе развития при стремлении людей к установлению гражданского общества, которое возможно только в правовом государстве, на первый план выходит другая сторона вопроса соотношения права, силы и принуждения: «Как сила, выраженная в принуждении, должна проявляться в праве? Какие меры принуждения имеют возможность быть использованы? Как реализуется принуждение?» Поэтому я выбрал эту тему для своей курсовой работы.
Проблема соотношения права, силы и принуждения, не смотря на ее актуальность, изучена недостаточно широко. В литературе встречаются труды авторов, исследующих отдельные стороны данного вопроса. Среди них можно привести такие работы как «Сопротивление злу силой» И.А. Ильина, «Юридическая ответственность и законность» С.Н. Братуся, «Санкции и ответственность по советскому праву» О.Э. Лейста и др. Также предпринимаются попытки систематизации знаний по этой теме, примером может служить работа Ж.И. Овсепяна «Государственное принуждение как правовая категория.» Объекты исследования указанных работ в своей сущности совпадают, ими являются общественные отношения, установленные правом и регулируемые силой, выражающейся в принуждении. Это также и объект курсовой работы. Ее предметом являются нормативные правовые акты и труды ученых, посвященные соотношению права, силы и принуждения.
Цель курсовой работы - провести правовой анализ понятий права, силы и принуждения, показав их соотношение.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
1.Расскрыть понятия права, силы и принуждения.
2.Показать их соотношение.
3.Выявить сущность соотношения права, силы и принуждения.
И, беря во внимание все выше сказанное, структуру курсовой работы я вижу следующей: введение, три вопроса, заключение и список нормативных правовых актов.
Положениями, выносимыми на защиту курсовой работы, являются:
1.Историческая обоснованность изучения соотношения права, силы и принуждения.
2.Необходимость применения принуждения в праве.
1. Развитие мысли о соотношении права, силы и принуждения
Изучение соотношения права, силы принуждения следует начать с рассмотрения развития философских взглядов на взаимодействие этих сложных общественных явлений. Для этого стоит обратиться к учению такого крупного философа древности, как Цицерон Марк Туллий. Для рассматриваемого вопроса большой интерес будут иметь его работы «О государстве» и «О законах», в которых великий мыслитель древности разбирает проблемы государственного устройства и законодательства.
В своих работах Цицерон выводит понятие права неразрывно связанное с принуждением: «Существует лишь одно право, связывающее человеческое общество установленное одним законом. Закон этот есть подлинное основание для того, чтобы приказывать и запрещать» Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма / Предисл. Е.И. Темнова. - М.: Мысль. 1999. С. 165.. В этом определении права философ выдвигает идею существования единого, связывающего все общество и им установленного единого закона, в последующем Марк Туллий выдвигает его определение: «Истинный закон - это разумное положение, соответствующие природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая» Там же. С. 117.. В этом изречении Цицерон подтверждает свое определение права и указывает на условие действия принуждения, применяемое в случае необходимости. Также здесь приводится и классификация видов принуждения. Цицерон выделяет эти виды в соответствии с методом воздействия на человека, так как императивный метод не всегда приемлем. В связи с этим первым из способов принуждения выступают призывы к исполнению долга, далее следуют приказы, запреты, отпугивающие от преступления. Давая такую градацию мер принуждения, Цицерон размещает их в порядке возрастания принудительной силы применяемой государством к человеку на основании права. Самым малым видом принуждения являются призывы, которые обращены к совести человека, но по мысли Цицерона этому подвержены только лучшие люди государства. «... Лучшие люди добиваются хвалы и почестей, а от позора и бесчестия бегут. И их действительно отпугивает от преступления не столько страх перед карой, определенной законами, сколько чувства стыда, данное человеку природой и как бы заставляющее его боятся вполне справедливого порицания,» Цицерон М.Т. Указ. соч. С. 131. - договорит философ. Но к остальным применимо только принуждение в виде приказов и запретов. «Законы поддерживаются карой, а не нашим чувством справедливости». Принудительная сила государства необходима для исполнения законов и виды принуждения применяются в соответствии с правом. «Кара да соответствует преступлению!» - дабы каждый нес наказание в соответствии со своим проступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, а алчность - пеней, искательство почетных должностей - дурной славой» Там же. С. 222. .
Цицерон разграничивает принуждение. Он выделяет принуждение, которое используется для исполнения законов и используемое правителями при царском режиме. В республике последний вид не применим, в ней правит закон, и философ говорит об этом, называя республиканский строй своевольным. «Безграничное своеволие приводит к тому, что граждане становятся столь пресыщены и слабы духом, что они, если власти применят к ним малейшее принуждение, раздражаются и не могут это стерпеть, а потому начинают даже пренебрегать законами, так что оказываются без какого-то ни было властителя» Там же. С. 77..
Таким образом, Цицерон в своих работах определяет понятие права и связывает его исполнение с принудительной силой государства, дает классификацию видов принуждения и разграничивает правовое принуждение, основанное на законах, с произволом правителя.
С развитием общества менялись представления на соотношение этих понятий. Особое место в решении поставленной нами задачи имеет философское наследие И. Канта. Именно его называют одним из главных создателей концепции правового государства. В этом отношении представляют интерес работы И.Канта: «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «О поговорке «Может быть это и верно в теории, но не годится на практике», «К вечному миру», «Метафизика нравов в двух частях».
Великий немецкий мыслитель с помощью морального обоснования разводит нормы права и нормы морали как две обособленные части нравственности. В правовой законности он видит гарантию невмешательства в процесс индивидуального морального выбора: «Согласно правовому законодательству, обязанности могут быть только внешними, ибо это законодательство не требует, чтобы идея внутреннего долга сама по себе была определяющим основанием произвола действующего лица...» Под правом Кант понимает совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Право, по Канту, связано с принуждением, причем заботой внешней карающей власти должны быть не пороки, а только преступные действия индивидов, конфликтные отношения между ними Колотуша В.В. Ценностные основания деятельности силовых органов государства. Учебное пособие. - ГИ ФПС РФ. 1997. С.21..
Принуждение по Канту - это применение силы правовым государством. Истинное призвание права состоит в том, чтобы надежно гарантировать морали границы, в которых она могла бы себя проявить, где могла бы проявиться свобода личности. За каждой личностью в гражданском обществе (а таковым Кант считает то, где господствует право) признается равное достоинство, её абсолютная ценность, способность быть субъектом нравственного сознания. Автономия воли одинаково ограждает личность как от собственного произвола, так и от тотального господства над ней общественного целого, создает возможность ее свободы, т. е. быть господином самому себе, определять самому себе цели и пути их осуществления. А право ограничивает внешние действия индивидов, их произвол в отношении друг к другу и лишь для этого нужна его принудительная сила. В свою очередь. Дать праву побудительную силу способно лишь государство, под которым Кант понимает множество людей, подчиненных правовым законам Колотуша В.В. Указ. соч. С. 22..
Свобода, право, принуждение рассматриваются Кантом и тесной связи и не могут существовать друг без друга: «Право есть ограничение свободы каждого условием согласия ее со свободой других, насколько это возможно по некоторому общему закону; а публичное право есть совокупность внешних законов, которые делают возможным такое полное согласие. А так как всякое ограничение свободы произволом другого называется принуждение, то отсюда следует, что гражданское устройство есть отношение между свободными людьми, которые однако,... подчинены принудительным законам.» Там же. С. 23.
Отсюда и идеал Канта - сочетание максимальной свободы под внешними законами с непреодолимым принуждением.
В нашем государстве видным философом, работавшим в этом направлении, был И.А. Ильин.
И.А. Ильин придерживался позиции в некоторых аспектах сходной с позицией И. Канта. Он высказывал категорическое несогласие с теми авторами, которые осуждали всякое применение силы, с теми, кто любое применение силы называл насилием.
Достаточно интересны взгляды И.А. Ильина на соотношение права и силы, выраженной в принуждении. В его труде «Сопротивление злу силой» эти взгляды получили большое развитие.
И.А. Ильин в своей книге выдвигает понятие общественно-организованного психического понуждения, задача которого сводится к укреплению и исправлению духовного самозаставления человека.
«Для него (человека) - психическое понуждение, идущее со стороны и обращающееся к его воле, может и должно быть могучим подспорьем в деле самовоспитания» philosophy.ru/il/01/00/html.
Эта позиция, по нашему мнению, правильная, так как общественное психическое принуждение имеет огромную силу.
«Психическое давление извне понуждает его - или сначала совершить эти усилия, постигнуть во внутреннем опыте законы справедливости и взаимности, строящие здоровое общежитие, и тогда свободно совершить необходимые поступки, или же сначала подвергнуть себя самоприиуждению и потом разобраться в том, что с ним произошло...» Там же.
Затем И.А. Ильин выдвигает понятие закона через общественно-организованное психическое понуждение. «Правовые и государственные законы суть не законы насилия, а законы психического понуждения, преследующие именно эту цель и обращающиеся к автономным субъектам права для того, чтобы суггестивно сообщить их воле верное направление для саморуководства и самовоспитания» Там же..
«В основной своей идее и в своем нормальном действии правовой закон есть формула зрелого правосознания, закрепленная мыслью, выдвинутая волею и идущая на помощь незрелому, но воспитывающему себя правосознанию; при этом именно волевой элемент закона представляет собою начало психического понуждения». Но философ понимает, что закон ни есть только насилие. «Правовой закон отнюдь не насилует человека, не попирает его достоинства и не отменяет его духовного самоуправления: напротив, он только и живет, только и действует, только и совершенствуется от свободного личного приятия и самовменения. Однако он при этом властно понуждает психику человека - и непосредственным импонированием авторитета, и формою приказа-запрета-позволения, и сознанием общественно-организованного мнения, и, наконец, перспективою вероятных, и даже наверное предстоящих неприятных последствий: неодобрения, огласки, явок в суд, убытков, а может быть, и исключения из известного общественного круга, и даже физического понуждения и пресечения. И все эти психические силы (ибо опасение физического принуждения действует не физически, а психически!) - побуждают его сделать те внутренние усилия для «усмотрения» и «изволения», которые были необходимы, которые он мог сделать, но которых почему-то доселе сам по себе не совершал...» philosophy.ru/il/01/00/html
Таким образом, на сегодняшний момент в философии выработались определенные взгляды на соотношение права, силы и принуждения. Они начали формироваться еще в древности (идеи Цицерона), продолжили складываться в средние века и в эпоху возрождения (работы Канта), не обошли стороной этот вопрос и русские философы (труды Ильина). Из них следует, что право, сила и принуждение очень тесно взаимодействуют между собой, и их взаимосвязь можно обнаружить, рассматривая их волевую составляющую, примером может служить работа И.А. Ильина «Сопротивление злу силой.»
2. Современный взгляд на соотношении права, силы и принуждения

Сила государства, выраженная в использовании государственного принуждения, лежит также в основе определения многих признаков (свойств) права и производных от права явлений и институтов (в том числе юридической ответственности). С принуждением увязываются определения как сущности, так и важнейших формальных признаков права, в результате чего последние являются и формальными признаками принуждения как теоретико-правового института.
Многие авторы отождествляют государственное принуждение с таким сущностным свойством права, как его волевой характер. Согласно широко распространенным в отечественной и зарубежной науке современного и прошлых столетий концепциям, право «есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли и не любых людей, а прежде всего государственно (в позитивном праве) выраженной воли властвующих классов, правящих социальных групп, элит, либо воли большинства членов общества, воли народа (наций)». В начале XX в. известный русский юрист Г. Шершеневич утверждал: «Если государственная власть есть основанная на силе воля властвующих, то выдвигаемые ею нормы права должны прежде всего отражать интересы самих властвующих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвластных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих» Овсепян Ж.И. Государственное принуждение как правовая категория (Теоретическая формула отношения принуждения к государству и праву)// Государство и право. - 2007. -№12. С. 10. .
Вместе с тем в научной доктрине как прошлых столетий, так и новейшего периода отмечается, что, хотя право выражает прежде всего волю властвующих, однако последняя, в свою очередь, корректируется подвластными. М.Н. Марченко формулирует эту мысль следующим образом: «Неопровержимым фактом является и то, что властвующие, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждены считаться с волей и интересами подвластных» Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 9..
Таким образом, право с точки зрения процессов его формирования и содержания представляет собой продукт соотносимости воль двух уровней - властвующих и подвластных, причем эта соотносимость может складываться различным образом: как слияние, взаимопроникновение либо расхождение, столкновение или подчинение (ограничение) одной воли другой. К сказанному добавим, что право есть процесс двустороннего волеизъявления. Оно исключает полное отрицание воли подвластных волей властвующих. В ином случае регулятивный потенциал права ничтожен и значение права сводится лишь к каре (мере наказания).
Теперь рассмотрим вопрос, как обнаруживается связь между правом и принуждением через такое свойство права, как его волевой характер. Для этого обратимся к определению понятия «воля» и его соотношению с принуждением. Философские определения гласят, что воля - это «одна из существенных сил человека», это способность человека осуществлять саморегуляцию психической и умственной систем и своего поведения. Характеристика воли увязывается во многом с претензиями на власть, со стремлением к самоутверждению за счет других.
Во многих солидных российских учебниках (изданиях) по теории государства и права аксиоматичным является проведение связи принуждения и воли, определение принуждения как преодоления воли подвластного властвующим. Так, по формуле В.В. Лазарева и СВ. Липеня: «Государственное принуждение - это возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершить определенные действия». Аналогично и В.К. Бабаев заявляет: «Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах принуждающего». Он пишет: «Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения» Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 10..
Таким образом, с одной стороны, воля связана со стремлением к власти, к осуществлению принуждения, с другой -, как справедливо замечал О.С. Иоффе, воля - категория психологическая. Из этих двух посылок можно вывести умозаключение: что воля связана с психологическим принуждением. А поскольку право связано с волевым процессом, следовательно, право также идентично психологическому принуждению. Соответственно, определение права как возведенной в закон (государственно выраженной) воли властвующих можно представить и в иной формуле: право как волевой феномен - это «материализация» психологического принуждения, которое обеспечивается, помимо прочего, силой внешнего воздействия (внешнего принуждения) - через аппарат публичной власти. Право является носителем «психического принуждения», между тем как государство осуществляет физическое принуждение, ограниченное правом и реализуемое в правовых формах.
В отличие от прошлых столетий, в XX - начале XXI столетий подавляющее большинство авторов и в Российской Федерации, и за рубежом признают, что всякая норма права обеспечивается мерами государственного принуждения. Для иллюстрации приведем обзор некоторых позиций из работ обозначенного периода, где сформировано распространенное представление о том, что «нормативность включает в себя возможность государственного принуждения», что принуждение «материализуется» (воплощается) в санкции правовой нормы, которая есть не что иное, как «угроза принуждения».
Так, в первом издании (60-е годы) монографии С.Н. Братуся «Юридическая ответственность и законность» (переиздана в 2001г.) выделена специальная глава с названием, отражающим позицию этого автора: «Глава 2. Нормативность права и государственное принуждение». В ней автор подчеркивает, что «нормативность права неразрывно связана с возможностью государственного принуждения к исполнению его предписаний в случае их нарушения», что без принуждения «нормативность размывается, рамки, границы поведения стираются, от масштаба поведения ничего не остается» Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 2001. С. 47.. По определению С.Н. Братуся, «нормативность права уже включает в себя возможность государственного принуждения... то, что именуют санкцией в праве, есть прямое или подразумеваемое указание на определенную меру принуждения к исполнению лицом обязанности, будь то совершение действия (положительная обязанность) или воздержание от действия (пассивная обязанность)» Там же. С. 42-43.. Он писал также, что связь нормативности с возможностью государственного принуждения не опровергается тем фактом, что непосредственно «принуждение обеспечивает исполнение индивидуального акта власти, индивидуального веления, поскольку, «если это веление не опирается на общее правило, не вытекает из него, не является актом его применения, оно (веление) превращается в произвол» Там же. С. 48..
Исследованиям связи правовой нормы с государственным принуждением особое внимание уделено в монографиях, изданных в 60-е-80-е годы XX в. и посвященных анализу санкций правовых норм. Так, в книге О.Э. Лейста «Санкции и ответст и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.