На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Раскрытие содержания правового понятия предпринимательская деятельность, анализ соответствующих конституционных положений. Защита субъективных прав и законных интересов субъектов хозяйствования. Порядок судебного разрешения хозяйственных споров.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»
Факультет экономики и права
Кафедра правоведения
Контрольная работа
по хозяйственному праву
Вариант 7

Выполнил студент 4 курса
заочного отделения
группы П-023
Панюков А.А.
тел. 27-06-95
№ зач. 02092
Могилев 2006
План

1. Правовая охрана и защита предпринимательства в современных условиях
2. Порядок разрешения хозяйственных споров
Список использованных источников
1. Правовая охрана и защита предпринимательства в современных условиях

Раскрытие содержания правового понятия "предпринимательская деятельность" (экономические, социальные и иные аспекты этого понятия в данной статье не исследуются) следует начать с анализа соответствующих конституционных положений.
В части четвертой статьи 13 Конституции республики предусмотрено, что "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". В данной конституционной норме содержится ответ на вопрос о том, в каком соотношении находятся использованные в ней понятия "предпринимательская деятельность" и "экономическая деятельность". Наличие между ними слов "и иной" является недвусмысленным указанием на то, что понятие "предпринимательская деятельность" выступает в качестве видового понятия по отношению к родовому понятию "экономическая деятельность". Это означает, что всякая "предпринимательская деятельность" является деятельностью экономической. С другой стороны, не всякая экономическая деятельность является предпринимательской.
Оба рассматриваемых понятия не раскрываются в Основном Законе государства. В то же время в части четвертой статьи 13 Конституции и части третьей статьи 2 Гражданского кодекса законодатель выделяет два ее вида - "государственную" и "частную" экономическую деятельность. Отсюда следует, что предпринимательская деятельность, будучи деятельностью экономической, может быть и государственной, и частной.
Анализ норм Конституции и гражданского законодательства позволяет утверждать, что экономическая деятельность осуществляется в стране белорусскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, юридическими лицами Республики Беларусь, иностранными и международными юридическими лицами (организациями, не являющимися юридическими лицами), Республикой Беларусь, административно-территориальными единицами Республики Беларусь и иностранными государствами. Она имеет место в сфере производства, распределения, обмена, использования материальных благ (прежде всего, товаров, работ, услуг) и осуществляется указанными субъектами в рамках установленного в государстве гражданского оборота.
Свобода предпринимательства, провозглашенная и гарантированная частями 2 и 4 статьи 13 Конституции, не является абсолютной. Основной Закон государства говорит и о случаях запрещенной законом экономической деятельности, следовательно, и деятельности предпринимательской как составной части экономической деятельности. Ограничение свободы предпринимательства, права личности на осуществление предпринимательской деятельности в силу части 1 статьи 23 Конституции "допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц".
Свобода предпринимательской деятельности может ограничиваться по-разному: и путем запрета на осуществление тех или иных видов деятельности, и посредством запрета на ее осуществление определенным кругом (категорий) лиц. Возможен и смешанный способ ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности, когда запрещается занятие определенным видом предпринимательской деятельности определенной категорией лиц.
Все указанные способы запрета на осуществление предпринимательской деятельности носят ограничительный, частичный, но не тотальный характер. Хотя не исключается использование и абсолютного запрета. Введение такого запрета преимущественно связано с реализацией норм международного права в сфере обеспечения безопасности мира и человечества (например, запрет на производство и другую деятельность, предметом которой является ядерное и иное оружие массового поражения, запрещенное международными договорами Республики Беларусь). Однако введение запрета на осуществление предпринимательской деятельности должно предусматривать соблюдение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Потребность в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности возникает в случае их нарушения или оспаривания. Защита прав и законных интересов - одна из важнейших категорий процессуального и материального права, без определения сущности которой невозможно раскрыть характер и особенности ответственности субъектов предпринимательской деятельности. Данная категория связана с понятием «право на защиту», которое в научной и учебной литературе получило различную юридическую квалификацию.
Наиболее распространенной и убедительной является точка зрения, согласно которой право на защиту является одним из элементов самого субъективного права, наряду с правомочием действовать по собственному усмотрению и правомочием требовать от другой стороны в правоотношении соответствующего поведения.
В соответствии с другой точкой зрения право на защиту - самостоятельное субъективное право, которое появляется в момент нарушения или оспаривания прав и законных интересов.
Защита представляет собой реализацию предусмотренных законом мер, направленных на восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов по требованию управомоченного лица. В этом значении защита обозначает охрану прав и законных интересов в узком смысле слова. В широком понимании к нему примыкает создание и реализация мер различного характера (экономического, организационного), направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав и законных интересов в их ненарушенном состоянии.
Право на охрану, таким образом, возникает одновременно с самим субъективным правом, вторично по отношению к нему и существует независимо от нарушения или оспаривания последнего. В связи с этим в качестве одного из элементов субъективного права следует указывать право на охрану в широком смысле этого слова.
Рассмотрим охрану прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в узком смысле слова, т. е. их защиту. Как было указано выше, предметом защиты выступают не только субъективные права субъектов предпринимательской деятельности, но и их законные интересы (4, п. 2 ч. 1 ст. 2). В основе любого субъективного права предпринимателя лежит интерес, который удовлетворяется посредством предоставления и реализации субъективного права. Интерес в этом случае формирует мотивацию реализации субъективного права и охраняется одновременно с ним. Однако охраняемый законом интерес может существовать самостоятельно и подлежать защите в случае его нарушения. Подобная ситуация возникает, в частности, при прекращении самого субъективного права в результате правонарушения. Например, при уничтожении объекта аренды по вине арендатора само право собственности арендодателя не может быть защищено, так как его уже не существует. Но арендодатель может требовать защиты охраняемого законом интереса в восстановлении своего имущественного положения посредством предъявления иска о возмещении убытков.
Защита субъективных прав и законных интересов субъектов хозяйствования осуществляется посредством применения соответствующих форм, средств и способов.
Форма защиты - комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Существуют две основные формы защиты - юрисдикционная и неюрисдикционная.
Первая (юрисдикционная) представляет собой деятельность компетентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В рамках этой формы выделяют общий и специальный порядок. По общему правилу, защиту нарушенных субъективных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляет хозяйственный суд (4, п. 2 ч. 1 ст. 2). В качестве средства судебной защиты, по общему правилу, выступает иск. В отдельных случаях в качестве такого средства может быть заявление (например, заявление о возбуждении приказного производства (4, ст. 117) или жалоба (например, жалоба на нотариальные действия или отказ в их совершении (4, ст. 173).
Специальным порядком защиты субъективных прав и законных интересов является административный порядок, который применяется только в случаях, предусмотренных законом.
Иногда применяется административно-судебный порядок защиты субъективных прав и законных интересов. В этом случае обращению с иском в суд предшествует обращение в органы государственного управления.
Неюрисдикционная форма защиты представляет собой самостоятельные действия субъектов предпринимательской деятельности по защите их субъективных прав и охраняемых законом интересов без обращения в компетентный орган. Речь в данном случае идет о самозащите, которая в ст. 14 ГК указана в качестве одного из способов защиты субъективных прав и законных интересов.
Следует, однако, согласиться с тем, что «самозащита гражданских прав с позиций теории - это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов». К таким возможностям следует отнести, например, отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачи вещи (2, п. 2 ст. 453) и т. п.), поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника (2, п. 3 ст. 669) и некоторые другие действия.
Способы защиты - предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и защиту охраняемых законом интересов.
Защита гражданских прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 11 ГК осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;
5} признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
6) самозащиты права;
7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8) возмещения убытков;
9) взыскания неустойки;
10) компенсации морального вреда; 11)прекращения или изменения правоотношения;
12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и
самоуправления;
13) иными способами, предусмотренными законодательством. Данный перечень не является исчерпывающим, что прямо вытекает из п. 13 ст. 11 ГК.
2. Порядок разрешения хозяйственных споров

В процессе хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования могут возникнуть разногласия.
Споры, возникающие между субъектами хозяйственного оборота в процессе заключения, изменения, расторжения и исполнения хозяйственных договоров, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, а также дела о признании субъектов хозяйствования экономически несостоятельными и банкротами разрешаются в хозяйственных судах Республики Беларусь. В Республике Беларусь действуют Высший хозяйственный суд республики и хозяйственные суды областей. Они осуществляют правосудие в области экономических отношений между юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности, в том числе зарубежными, которые действуют в сфере хозяйственных отношений.
Возбудить дело в хозяйственном суде о защите нарушенных прав или охраняемых законом интересов могут:
- юридические и физические лица - субъекты хозяйствования;
- государственные органы по охране природы;
- государственные и другие органы, обращающиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- прокуроры, обращающиеся в суд в интересах государства, юридических и физических лиц - субъектов хозяйствования, а также сам хозяйственный суд по своей инициативе (4, ст.4);
- Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь по делам, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства (ст. 16 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»);
- Государственная налоговая инспекция по делам, предусмотренным ст. 11 Закона «О Государственной налоговой инспекции Республики Беларусь»;
- органы приватизации по делам о признании недействительными сделок приватизации государственных объектов (ч. II ст. 25 Закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»);
- органы государственного надзора за страховой деятельностью по делам о признании - банкротства страховых организаций, обеспечивающих выполнение своих обязательств по выплате страховых сумм и страхового возмещения (ст. 41 Закона «О страховании»):
- заинтересованные лица, предъявляющие требования к гражданам, ранее обладавшим статусом предпринимателя, если спорное правоотношение возникло из осуществлявшейся ими предпринимательской деятельности;
- отдельные граждане, когда спор связан с применением условий учредительства юридических лиц - субъектов хозяйствования.
Разрешение споров в хозяйственном суде осуществляется на началах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм собственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств.
При рассмотрении споров судьи независимы и подчиняются только закону.
Рассмотрение споров в суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны либо когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.
Решение хозяйственного суда должно основываться на законе и быть обоснованным.
Хозяйственный суд в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, договорами и соглашениями Республики Беларусь с другими государствами, иными законодательными и нормативными актами.
Руководители предприятий и организаций должны знать, какие хозяйственные споры относятся к компетенции хозяйственного суда.
Согласно действующему законодательству, хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам:
- между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами;
- между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.
К хозяйственным (экономическим) спорам, рассматриваемым хозяйственным судом, в частности, относятся споры о:
- разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законодательством, или о разногласиях, передача которых на разрешение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
- изменении условий или расторжении договора;
- неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
- признании права собственности;
- истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
- нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
- возмещении убытков;
- признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
- защите деловой репутации;
- отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством Республики Беларусь;
- взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций-, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено взыскание этих сумм в бесспорном порядке;
- возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
- экономической несостоятельности (банкротстве);
- отказе в выдаче (продлении) лицензии.
Хозяйственный суд рассматривает также дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении.
Законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела.
В то же время хозяйственные суды Республики Беларусь не рассматривают споров о размерах исчисленных сумм налогов и неналоговых платежей; об установлении цен на продукцию и товары, а также тарифов на оказание услуг, если цены и тарифы, согласно законодательству, не могут устанавливаться соглашением сторон; о понуждении заключить договор, не основанный на нормативном акте, а также споров, возникающих при согласовании стандартов и технических условий.
Руководители должны помнить, что Высший хозяйственный суд Республики Беларусь рассматривает:
- хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
- споры о признании недействительным (полностью или частично) нормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- споры, связанные с государственными секретами; иные споры, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. Кроме того, Высший хозяйственный суд Республики Беларусь имеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело (4,ст. 29).
Хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды рассматривают все хозяйственные споры, кроме споров, отнесенных к ведению Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.
При обращении в суд необходимо также учитывать подсудность хозяйственных споров.
Иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица (4, ст. 30).
Иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей, предъявляются в хозяйственный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков.
Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в Республике Беларусь.
Иск к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также по месту причинения вреда.
Иск к ответчику, являющемуся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика.
Иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора.
Выбор между несколькими хозяйственными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу (4, ст. 31).
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, рассматриваются по месту нахождения заявителя, за исключением дел установления факта владения зданием, сооружением, земельным участком или другим недвижимым имуществом, эти дела рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка или другого недвижимого имущества.
Дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении рассматриваются хозяйственным судом по месту нахождения нотариальной конторы или иного органа (должностного лица), которым законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия (4, ст. 32).
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по месту нахождения должника.
Иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения, предъявляются по месту нахождения недвижимого имущества.
Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в том числе, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется по месту нахождения перевозчика.
Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.
Подсудность, установленная ст. 30, 31 ХПК РБ, может быть изменена по соглашению сторон.
Если хозяйственный спор неподсуден данному хозяйственному суду, то суд в пятидневный срок направляет исковой материал по подсудности.
При установлении, что данный спор не подведомствен хозяйственному суду, последний выносит определение об отказе возбуждения производства по делу либо о прекращении производства по делу.
Лица, участвующие в деле, имеют право:
- знакомиться с материалами дела, делать выписки из них; заявлять отводы;
- представлять доказательства и участвовать в их исследовании; с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам; заявлять ходатайства;
- давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
- возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
- обжаловать судебные акты;
- пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им ХПК РБ.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), пользуются правами и несут обязанности сторон, за изъятиями, установленными законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве).
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязаннос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.