Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 114667


Наименование:


Курсовик Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с умственной отсталостью

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 17.12.2018. Год: 2018. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра дефектологического образования

Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с умственной отсталостью

Курсовая работа № 1
Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль) Олигофренопедагогика
Модуль Олигофренопедагогика
(2015-2020 учебный год)

Выполнил: студент 531 группы

Омск, 2018
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности развития зрительного восприятия с дошкольников с умственной отсталостью
1.1 Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников в онтогенезе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с умственной отсталостью
1.3 Особенности развития зрительного восприятия с дошкольников с умственной отсталостью
Заключение
Список использованной литературы



Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что полноценное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. С восприятия начинается познание окружающего мира. Все остальные формы познания, как-то: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. По мнению Л.С. Выготского, восприятие имеет большое значение для развития мышления и речи ребенка, речь не может формироваться без развития восприятия. Только воспринимая, человек может говорить и мыслить. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Зрительное восприятие детей с умственной отсталостью имеет значительные отличия от восприятия детей с нормальным интеллектом. Овладев выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, умственно отсталые дети не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с предметами. Не достигаются без специального (коррекционного) обучение возможность обобщения по выделенным признакам, умение выстроить по определенному признаку ряд предметов, найти место предмета в этом ряду.
В дошкольном возрасте происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.
В связи с большой ролью, которую играет процесс зрительного восприятия для развития познавательной деятельности детей с умственной отсталостью, необходимо дополнительное изучение особенностей этого процесса у умственно отсталых детей и определение путей его развития.
Особенности зрительного восприятия умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.).
Проблема исследования заключается в том, что необходимости изучения особенностей развития зрительного восприятия у дошкольников с умственной отсталостью.
Объект исследования: зрительное восприятие у дошкольников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс развития зрительного восприятия у дошкольников с умственной отсталостью.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей развития зрительного восприятия у дошкольников с умственной отсталостью.
Цель, предмет и гипотеза исследования определяют постановку следующих задач:
– Изучение особенностей развития зрительного восприятия у дошкольников в онтогенезе.
– Анализ психолого-педагогической характеристики дошкольников с умственной отсталостью.
– Выявление особенностей развития зрительного восприятия с дошкольников с умственной отсталостью.
Методы исследования: изучение и анализ, синтез, обобщение педагогической и психологической литературы по проблеме.
Структура работы. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, 3 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Особенности развития зрительного восприятия с дошкольников с умственной отсталостью

1.1 Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников в онтогенезе

Психологические основы проблемы развития восприятия детей представлены в работах Б.Г.Ананьева [1], Л.А.Венгера [5, 6], Л.С.Выготского [8], В.В. Лайло [17], А.Л. Душка [13], Г.А.Урунтаевой[28] и др.
Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ огромного количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее анализ воспринимаемого, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе и соответственно тем полнее, точнее и дифференцированне они отражают раздражители [6, c.61].
В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие. Это обусловлено тем, что зрение более чем какой-либо другой анализатор, позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Специфическая черта зрительного восприятия человеком окружающей действительности – возможность обозрения, то есть осмысленного восприятия объектов и явлении, находящихся в поле зрения, в их многообразных связях и отношениях.
Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Восприятием называют психический процесс отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств[1, c.11].
Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения [5, c. 55]...


Заключение

Зрительное восприятие играет очень важную роль в жизни каждого человека. Именно благодаря зрению человек способен познавать окружающий мир. Кроме того, следует заметить, что оно обеспечивает возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Также можно подчеркнуть, что более всего возрастает роль зрительного восприятия в переработке какой-либо информации.
Решая первую задачу исследования мы сделали анализ психолого-педагогической литературы, который позволил сделать следующие выводы.
Зрительное восприятие – это восприятие преимущественно в системе зрительного анализатора. Развитие целостного зрительного восприятия идетс рождения ребенка и определяется степенью возрастной дифференциации органа зрения, степенью зрелости всех звеньев анализаторных систем. Посредством зрения человек постепенно начинает воспринимать целый образ предмета. К концу дошкольного возраста зрительный аппарат приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система старшегодошкольникауже позволяетвоспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.
В рамках решения второй задачи исследования, мы определили, что умственная отсталость с легкой степенью характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей. Как правило, наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, недоразвитие высших форм познавательной деятельности, восприятия, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие и качественное своеобразие речи, нарушение словесной регуляции поведение, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Решая последнюю задачу исследования, мы пришли к выводу о том, что для дошкольников с умственной отсталостью характерно большое отставание в сроках развития целостного зрительного восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это, в свою очередь, задерживает формирование представлений об окружающем мире и познавательной активности детей указанной категории.
Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, задачи исследования решены.


Список использованной литературы

1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. – 244 с.
2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 240 с.
3. Безруких, М. М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 2016. – 411 с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 2002. – 254 с.
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М: Просвещение, 1969. – 490с.
6. Венгер, Л.Д. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Beнгepa. М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
7. Волков, Н.Н. Восприятие картины. - М., 2014. – 223 с.
8. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - СПб: СОЮЗ,1997. - 321 с.
9. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1980. – 109 с.
10. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 2007. – 330 с.
11. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика. – В книге Избранные труды. М., 2014.
12. Головина Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков //Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980. - 176 с.
13. Душка, А.Л. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста в норме и патологии. М., 2013. – 311 с.
14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 2010. С. 5-18).
15. Зинченко, В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 2007. – 288 с.
16. Игнатьева А.М. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения // Под ред.– М., 1984. – 240 с.
17. Лайло, В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия. – М., 2014. – 220 с.
18. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 2015. – 225 с.
19. Минюрова, С.А. Развитие восприятия у ребенка. М., Психологический центр, 2016. – 230 с.
20. Мирокян А.И. Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях. – М., 2016. – 568 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. М., Академия. 2016. – 456с.
22. Немов, Р. С. Психология. – М., 2011. – 667 с.
23. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Эльконина Д. Б. /. – М., 2010. – 330с .
24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.высш.учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 512 с.
25. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. (Под ред. Ж.И. Шиф). М., 1972. - 356 с.
26. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 2005. – 225 с.
27. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2006. – 192 с.
28. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с.
29. Шехтер, М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы.– М., 1981. – 277 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.