Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 114777


Наименование:


Диплом АКТУАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.12.2018. Год: 2018. Страниц: 178. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»
Факультет филологии и медиакоммуникаций
Кафедра русского языка, славянского и классического языкознания
АКТУАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Дипломная работа

Выполнила: **********
студентка группы ЯФБ-101-О


Омск – 2015
Оглавление

Введение 5
Глава 1 Теоретические основы исследования 9
1.1. Языковое сознание в парадигме психолингвистики 9
1.2. Ассоциативный эксперимент как инструмент изучения языкового сознания 18
1.3. Семантический гештальт ассоциативного поля как инструмент анализа языкового сознания 32
ВЫВОДЫ 36
Глава 2. Экспериментальное исследование актуальной для молодежи лексики 39
2.1. Социолингвистический опрос респондентов – студентов и преподавателей ОмГУ им. Ф.М. Достоевского 39
2.2. Проведение САЭ и анализ его результатов 42
2.2.1. АП «жизнь» 46
2.2.1.1. АП «жизнь» по данным РАС 46
2.2.1.2 АП «жизнь» по данным АСС 49
2.2.1.3. АП «жизнь» по данным САЭ 52
2.2.1.4. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «жизнь» методом «семантического гештальта» (РАС, АСС, САЭ) 55
2.2.2. АП «любовь» 59
2.2.2.1. АП «любовь» по данным РАС 59
2.2.2.2. АП «любовь» по данным АСС 61
2.2.2.3. АП «любовь» по данным САЭ 65
2.2.2.4. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «любовь» методом «семантического гештальта» (РАС, АСС, САЭ). 69
2.2.3. АП «счастье» 74
2.2.3.1. АП «счастье» по данным РАС 74
2.2.3.2. АП «счастье» по данным АСС 76
2.2.3.3. АП «счастье» по данным САЭ 78
2.2.3.4. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «счастье» методом «семантического гештальта» (РАС, АСС, САЭ). 81
2.2.4. АП «мама» 85
2.2.4.1. АП «мама» по данным РАС 85
2.2.4.2. АП «мама» по данным САЭ 88
2.2.4.3. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «мама» методом «семантического гештальта» (РАС и САЭ). 90
2.2.5. АП «семья» 94
2.2.5.1. АП «семья» по данным РАС 94
2.2.5.2. АП «семья» по данным САЭ 97
2.2.5.3. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «семья» методом «семантического гештальта» (РАС и САЭ). 100
2.2.6. АП «верность» 103
2.2.6.1. АП «верность» по данным РАС 103
2.2.6.2. АП «верность» по данным АСС 106
2.2.6.3. АП «верность» по данным САЭ 108
2.2.6.4. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «верность» методом «семантического гештальта» (РАС, АСС, САЭ). 111
2.2.7. АП «спорт» 115
2.2.7.1. АП «спорт» по данным РАС 115
2.2.7.2. АП «спорт» по данным САЭ 117
2.2.7.3. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «спорт» методом «семантического гештальта» (РАС и САЭ). 120
2.2.8. АП «мир» 122
2.2.8.1. АП «мир» по данным РАС 122
2.2.8.2. АП «мир» по данным САЭ 125
2.2.8.3. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «мир» методом «семантического гештальта» (РАС и САЭ). 128
2.2.9. АП «творчество» 131
2.2.9.1. АП «творчество» по данным РАС 131
2.2.9.2. АП «творчество» по данным САЭ 134
2.2.9.3. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «творчество» методом «семантического гештальта» (РАС и САЭ). 137
2.2.10. АП «улыбка» 139
2.2.10.1. АП «улыбка» по данным РАС 139
2.2.10.2. АП «улыбка» по данным САЭ 142
2.2.10.3. Сравнительно-сопоставительный анализ АП «улыбка» методом «семантического гештальта» (РАС и САЭ). 144
2.2.11. Исследование ядерных реакций анализируемых АП 147
ВЫВОДЫ 150
Заключение 153
Библиографический список 157
Приложения 171
Приложение 2.1. Количественный состав лексики, полученный в ходе социолингвистического опроса 171
Приложение 2.2. Стимульный список 174
Приложение 2.3. Анкеты ассоциативного эксперимента 176


Введение
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению актуальной для студенческой молодежи лексики в психолингвистическом аспекте.
Будущее России во многом определяется мировоззрением и ценностными ориентациями современной молодежи. Общечеловеческие ценности и антиценности, отражаемые в русском языковом сознании, должны были, на наш взгляд, претерпеть значительные изменения, связанные с изменением мировоззрения и языковой картины мира той части молодых людей, представителей русской этнолингвокультуры нового поколения, которые родились уже после 1993 года в обновленной России. Соответственно, в обновленной стране изменению подвержено сознание в целом, и языковое сознание в частности.
Актуальность данного исследования состоит в том, что выявление в ассоциативном «поведении» молодежи содержательных компонентов языкового сознания необходимо для получения новых представлений о сущности самой категории «языковое сознание», а также для дальнейшего изучения изменений, происходящих в языковом сознании современной молодежи за последние двадцать лет.
Цель данного исследования: выявить характер изменений, произошедших в языковом сознании молодежи за двадцать лет (на материале лексики, актуальной для студенческой молодежи).
Для этого нужно было решить ряд задач:
- изучить теоретическую литературу по теме исследования;
- определить круг респондентов;
- получить материал для проведения свободного ассоциативного эксперимента при помощи социолингвистического метода - опроса;
- составить стимульный список актуальной для студенческой молодежи лексики;
- разработать анкеты для свободного ассоциативного эксперимента;
- провести свободный ассоциативный эксперимент на базе стимульного списка;
- обработать результаты свободного ассоциативного эксперимента;
- по результатам свободного ассоциативного эксперимента составить ассоциативные поля;
- построить «семантический гештальт» для каждого ассоциативного поля;
- проанализировать ассоциативные поля методом «семантического гештальта»;
- провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных ассоциативных полей с одноименными полями из Русского ассоциативного словаря и Ассоциативно-семантического словаря Л.О. Бутаковой;
- выявить динамику языкового сознания респондентов (на материале ассоциативных экспериментов).
Объект исследования – лексика, актуальная для студенческой молодежи [ТСРЯ 2010: «Актуальный – важный, существенный для настоящего момента»]. В данной работе «актуальная лексика» используется в значении «важная для субъекта на данном этапе жизни».
Предмет исследования – характер изменений, произошедших в языковом сознании молодежи за двадцать лет (на материале лексики, актуальной для студенческой молодежи).
Методы исследования:
- метод анкетирования и опроса респондентов;
- свободный ассоциативный эксперимент;
- моделирование ассоциативных полей;
- метод «семантического гештальта»;
- сравнительно-сопоставительный метод.
Материалом исследования послужили результаты проведенного нами свободного ассоциативного эксперимента: общее количество участников эксперимента – 160 человек; общее количество ассоциативных полей, проанализированных нами – 10; количество проанализированных ассоциативных полей методом семантического гештальта – 10; ассоциативные поля, представленные в «Русском ассоциативном словаре» (РАС); ассоциативные поля, представленные в Ассоциативно-семантическом словаре жителей города Омска Л.О. Бутаковой.
Методологической основой работы послужили труды А.А. Залевской, Е.Ф. Тарасова, Ю. Н. Караулова, Н.В. Уфимцевой, В.А. Пищальниковой и др. Работа выполнена в русле представлений Московской психолингвистической школы о закономерностях формирования и функционирования языкового сознания (Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, В.А. Пищальникова).
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в нем на основании концепции языкового сознания осуществлен психолингвистический подход к анализу ассоциативных полей методом «семантического гештальта» с последующим сравнительно-сопоставительным анализом полученного материала с материалами ассоциативных словарей. В рамках данного подхода разработана методика сравнительно-сопоставительного анализа «семантических гештальтов» ассоциативных полей (на материале проведенного эксперимента и ассоциативной лексикографии).
Теоретическая значимость заключается в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы и выводы расширяют представления об исследовательском потенциале метода анализа ассоциативного поля с применением «семантического гештальта». Сравнительно-сопоставительный анализ, проведенный в данной работе, вносит вклад в исследование динамических процессов, произошедших в языковом сознании современной молодежи.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что содержащиеся в ней наблюдения и выводы, а также методология исследования могут быть использованы для изучения актуальной лексики в языковом сознании носителей русского языка других возрастных и социальных групп; для сопоставления особенностей ассоциативных полей, полученных в разные годы исследований. Материалы исследования могут быть полезны для разработки спецкурсов и учебных пособий психолингвистической и социолингвистической проблематики, курсов когнитивной, прикладной и экспериментальной лингвистики. Полученные результаты проявляют ментальные процессы, охватывающие определенные механизмы языковой способности индивида, и имеют ценность для психологии, педагогики, ортологии. Практическую ценность имеют экспериментальные материалы, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в 2013-2014 годах.
Стоит отметить, что результаты исследования прошли апробацию на XXXIX Региональной студенческой научно-практической конференции «Молодежь третьего тысячелетия» в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в 2015 году. Работа получила диплом второй степени.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава 1 Теоретические основы исследования
1.1. Языковое сознание в парадигме психолингвистики
Сознание – междисциплинарная категория, притягивающая внимание исследователей с древнейших времен по сегодняшний день. Став объектом изучения когнитивной лингвистики, «категория сознания была включена в парадигму, направленную на изучение способов концептуализации действительности, формирования и презентации знаний о мире» [Адонина 2009]. Сознание, как считает К.В. Битюцких в своей работе (2015), «обозначает способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях» [Битюцких 2015: 40]. Понятие «сознание» является одним из фундаментальных понятий философии, социологии и психологии.
Если проанализировать философские и психологические теории сознания, то можно отметить, что в рамках большинства из них сознание представлено в виде многоуровнего динамического образования, основанного на единстве продуктов сенсорного, когнитивного и аффективного уровней. В концепции А.В. Иванова [Иванов 1994], например, сознание рассматривается в виде четырехсекторного поля, включающего телесно-перцептивные, чувственно-эмоциональные, логико-понятийные и ценностно-мотивационные компоненты. Как считает М.В. Репьевская, «языковые средства при этом выступают в качестве «инструмента доступа извлечения из глубин сознания, описания и изучения того, что стоит за словом. Язык играет роль некоторой формы фиксации – относительно более стабильной, чем отражаемое и выражаемое им содержание сознания» [Репьевская 2012]. Таким образом, проблема взаимоотношения языка и сознания остается актуальной и, по-видимому, «вечной» для таких наук, как философия, психология, лингвистика, социология. Анализ того, «как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мир, составляет значительную часть всего содержания психологии» [Лурия 1998: 5], а «научная концепция о сущности мышления и речи, языка и сознания определяет практически все другие проблемы языковедения, поскольку детерминирует вопросы о сущности человеческого познания, о понимании речевых произведений, о статусе культуры, о факторах, определяющих развитие языка и др.» [Пищальникова 2001: 6].
«Понятие «сознание» было заимствовано отечественными лингвистами из психологии и получило свое закономерное осмысление и развитие в новом научном направлении – психолингвистике, возникшей в середине XX века на стыке психологии и лингвистики и постепенно оформившейся в самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую междисциплинарный статус» [Битюцких 2015: 49].
Исходя из этого Н.С. Сергиева отмечает, что «в отечественной психолингвистике не ставится прямой задачи исследования сознания как психического феномена. Сознание в психолингвистике понимается как трансцедентальный феномен, недоступный прямому наблюдению в качестве объекта научного анализа. Психолингвистика оперирует понятием языкового сознания» [Сергиева 2009: 28-29], основным методом которого является ассоциативный эксперимент.
В некоторых исследованиях «языковое сознание рассматривается как разновидность сознания «вообще» [Стеценко 1993: 22]. Похожую трактовку термина «языковое сознание» дает В.В. Красных: «Языковое сознание – один из аспектов сознания, та его «ипостась», которая связана с речевой деятельностью (в самом широком смысле) личности» [Красных 2012: 113-114].
«Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» - это определение, данное психолингвистом А.Н. Леонтьевым [А.Н. Леонтьев 1975: 125], созвучно определению, которое предлагает Н.В. Уфимцева: «языковое сознание – это «сознание человека, зафиксированное с помощью языка… <>… язык и сознание – два соотносящихся вида рефлексивного бытия человека» [Уфимцева 1995: 243]. Исходя из вышесказанного А.Н. Леонтьев делает вывод, что «важнейшими образующими сознания признаются значения, поскольку именно они являются преобразованной и свернутой в материи языка идеальной формой существования предметного мира, его свойств, связей и отношений» [А.Н. Леонтьев 1975: 141].
Важнейшим вопросом в психолингвистике остается вопрос о сущности языкового сознания, о том, что понимать под самим понятием «языковое сознание»? Как отмечает И.В. Привалова: термин «…языковое сознание можно считать общепринятым и малодискуссионным, чего нельзя сказать о вкладываемом в него содержании» [Привалова 2006: 29].
Термин «языковое сознание» часто используется не только в лингвистике, но и в смежных с ней областях, например в психолингвистических, психологических, культурно-логических, этнолингвистических исследованиях.
В связи с употреблением термина в различных областях науки, ученые до сих пор не договорились, что же понимать под этим термином. «Языковое сознание» по-разному трактуют А.А. Залевская, В.А. Пищальникова, А.Г. Сонин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Т.Н. Ушакова и др.
Поскольку понятие «языковое сознание» междисциплинарное, оно способно ввести в заблуждение исследователя, попадающего, по образному выражению А.А. Залевской, «в ловушку магии слов». [Залевская 2003: 30]. На неудачность выражения «языковое сознание» обращал внимание еще в 1993 г. А.А. Леонтьев: «…эпитет «языковой» в словосочетании «языковое сознание» не должен вводить нас в заблуждение. К языку как традиционному предмету лингвистики этот эпитет прямого отношения не имеет. Изображать язык (в традиционно-лингвистической его трактовке) как то, что опосредует отношение человека к миру – значит попадать в порочный круг» [А.А. Леонтьев 1993: 17].
А. А. Залевская говорит о том, что термин «языковое сознание» стал штампом, но при этом разные исследователи понимают его не однозначно. Термин «языковое сознание» стал синонимом терминам «речевое сознание» и «языковое мышление»; под языковым сознанием нередко понимают то, что точнее следовало бы назвать «метаязыковым сознанием». Но, как считает А.А. Залевская, «их следовало бы четко разграничивать, поскольку каждый из них не только предполагает определенный ракурс рассмотрения того, что получает выход на «табло сознания», в его «светлую зону», но может также быть связанным с той или иной научной концепцией» [Залевская 2003: 30]. По мнению А.А. Леонтьева [А.А. Леонтьев 1988], возникшее понятие «языковое сознание» можно сопоставить с понятием «образ мира», которое существует в отечественной психологии, поскольку «образ мира» представляет собой отражение в психике индивида предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии»...

Заключение
Исследование актуальной для молодежи лексики в психолингвистическом аспекте потребовало рассмотрения ряда теоретических вопросов. В число задач входило:
- выяснение сущности языкового сознания;
- определение возможностей ассоциативного эксперимента как инструмента его анализа;
- выявление специфики метода «семантического гештальта» для анализа ассоциативных полей.
В ходе рассмотрения этих проблем особое внимание было уделено методу «семантического гештальта» и определению круга проблем, для решения которых применяется данный метод.
Поставив одной из задач данной работы обоснование эффективности применения метода «семантического гештальта» для исследования динамики языкового сознания, мы осуществили сравнительно-сопоставительный анализ материалов проведенного эксперимента с данными ассоциативных словарей.
Так как объектом исследования является актуальная для студенческой молодежи лексика, на первом этапе исследования было проведено анкетирование с целью выявления состава данной лексики. По результатам анкетирования был составлен список из тридцати слов, наиболее частотных в ответах респондентов. Первые тридцать слов из данного списка (учитывался коэффициент частотности слов) были использованы в качестве стимульного списка для свободного ассоциативного эксперимента – второго этапа данного исследования. Для достижения основной цели исследования – выявления характера изменений, произошедших в языковом сознании молодежи за двадцать лет (на материале лексики, актуальной для студенческой молодежи), – был проведен сравнительно-сопоставительный анализ семантических гештальтов, построенных на материале САЭ и данных ассоциативных словарей (РАС и Ассоциативно-семантического словаря Л.О. Бутаковой).
Анализ семантических гештальтов исследуемых полей позволил сделать следующие выводы:
1. По данным проведенного эксперимента и ассоциативных словарей в большинстве анализируемых полей сохраняется ядро. Однако даже ядерные элементы претерпевают изменения. В качестве примера можно привести АП «жизнь» (см. гл. 2). Мы предполагаем, что данные изменения связаны с временной характеристикой, поскольку фактор времени неизбежен при сравнительно-сопоставительном анализе материалов. Даже, несмотря на то что САЭ и АСС более близки друг к другу и по времени, и по месту проведения экспериментов (эксперименты проведены в г. Омске, но с разницей во времени 3-4 года), данные анализа имеют отличия (см. гл. 2).
2. Мы не исключаем влияния на формирование языкового сознания молодежи регионального фактора. Однако результаты эксперимента и сравнительно-сопоставительного анализа, представленного в работе, не дает примеров для подтверждения этой гипотезы. Для подтверждения/опровержения гипотезы необходимо проведение более широкомасштабного свободного ассоциативного эксперимента.
3. В данной работе для нас было важно определить ядро каждого исследуемого поля АП. Сложность определения ядра состояла в том, что сравниваемые поля (в САЭ, в РАС и АСС) имеют разную наполняемость. В результате сопоставления данных полей в качестве ядерных элементов мы выбрали первые пять реакций.
4. Проведенный анализ подтвердил наличие «констант сознания» (Н.В. Уфимцева) в ядре ассоциативных полей. Изменения, зафиксированные в ассоциативных полях, в основном касаются единичных реакций. Необходимо отметить большое разнообразие малочастотных и единичных реакций, полученных в результате проведения САЭ, по сравнению с данными ассоциативных словарей. Исходя из этого мы можем говорить о меньшей степени стереотипизации мышления современной молодежи и, соответственно, о меньшей частотности ядерных элементов. Таким образом, данные сравнительно-сопоставительного анализа подтверждают динамику изменения языкового сознания молодежи в течение двадцати лет.
5. Характер ядра и периферии зависит в большой степени и от семантики стимула. Именно стимул «задает» возможности реагирования. При анализе ассоциативных полей мы учитывали «триаду»: стимул-реакция-отношения между ними (характер реакции, тактика и стратегия ответов).
6. Анализ малочастотных и единичных реакций, полученных в ассоциативных полях, т.е. исследование «потенциальной» части языкового сознания наших респондентов, позволяет сделать вывод об изменениях «явных» и «скрытых», только намечающихся, в языковом сознании молодежи.
В работе зафиксирована динамика исследуемых лексических единиц, являющаяся закономерным следствием общей функциональности системы ассоциативно-вербальной сети. Эта динамика, состоящая в постоянном изменении значения языковых знаков на определенном временном отрезке, связана с эволюцией значения как когнитивной структуры, когнитивными механизмами языка, и только в последнюю очередь с экстралингвистическими причинами.
Верификацией результатов исследования функционирования актуальной лексики в языковом сознании молодежи можно считать применение метода «семантического гештальта» для обработки экспериментальных данных, а также сравнительно-сопоставительного анализа полученных результатов и материалов ассоциативных словарей (1993-2013).
Психолингвистический подход к изучению актуальной лексики требует разработки дополнительных методов и приемов исследования, включенных в новую систему координат, ориентированную на язык как достояние индивида. Исследование данного объекта не может не опираться на достижения смежных наук, и в первую очередь – психологии. Обращение к категориям «образ сознания» и «языковое сознание» открывает дальнейшие теоретические и практические перспективы исследования актуальной для носителя языка лексики в психолингвистической парадигме.


Библиографический список

1. Адонина, Л.В. Разграничение обыденной и научной форм сознания // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009 г. / Ред. Коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв.ред.), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. – М.: Издательство «Эйдос», 2009. – С. 73-74.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов : [около 7 000 терминов] / О.С. Ахманова; сост. В.Ф. Беляев. – 2-е изд., стер. – М.: Сов. энциклопедия, 1969. – 607 с.
3. Балясникова, О.В. Образы «Чужого»: от РАС к РАС-2 // Межэтническое общение: контакты и конфликты: сб.ст./ под ред. Н.В. Уфимцевой. – М., 2012. - С. 80-87.
4. Белянин, В.П. Психолингвистика : учеб. / В.П. Белянин; Российская акад. образования, Моск. псих.-соц. ин-т. – М.: Флинта : МПСИ, 2009. – 416 с.
5. Битюцких, К.В. Отражение корпоративной культуры военных в языковом сознании курсантов : дисс. … на соискание уч. степени канд. фил. наук. – Челябинск : ЮУГУ, 2015.
6. Богословская, И.В. Моделирование ассоциативного поля экстравертов и интровертов: результаты психологического эксперимента // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2011. - № 11 (226), вып. 53. – С. 25-28.
7. Большая советская энциклопедия в 30-ти т. [Электронный ресурс] – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. – Режим доступа: enc_sovet/Sravnitelno-istoricheski-metod-107096.html
8. Брудный, А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. - М.: Изд-во «Наука», 1971. - С. 19-27.
9. Бубнова, И.А. Значение слова как единица индивидуального сознания (психолингвистический аспект) // Вопросы психолингвистики. – 2007. - № 5. – С. 13-19
10. Бутакова, Л.О. Динамические процессы в структуре языкового сознания жителей города // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов Москва, 15-17 июня 2009 г. / Ред. коллегия Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. – М.: Изд-во «Эйдос», 2009. – С. 157-158.
11. Бутакова, Л.О. Материалы к ассоциативно-семантическому словарю жителей города Омска – Омск: «Вариант-Омск», 2012. – 128 с.
12. Бутакова, Л.О. Слово человека: психолингвистическое моделирование значения как достояние индивида // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. – 2012. – Т. 11, № 9. – С. 56-65.
13. Бутакова, Л.О. Терминологически ориентированные языковые знаки в языковом сознании жителей региона // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2011. - № 24 (239), вып. 57. – С. 60-63.
14. Василюк, Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 5-19. То же [Электронный ресурс] – Режим доступа: issues/1993/935/935005.htm
15. Воскресенская, Л. Ф. К вопросу об овнешнении сознания // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009 г. / Ред. Коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв.ред.), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. – М.: Издательство «Эйдос», 2009. – С. 199-200.
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
17. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. - Т. 2: проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
18. Гарбар, И.Л. О межпоколенной специфике интраэтнического языкового сознания // Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности. XV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 30 мая – 2 июня 2006 г. – Калуга: Изд-во «Эйдос». – 366 с.
19. Гетте, Е.Ю. Ассоциативное поле «общение» в гендерных концептосферах // Вопросы психолингвистики. – 2009. - №9. – С. 124-133.
20. Глухов, В.П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.
21. Гольдин, В.Е. Коммуникативные стратегии в ассоциативном эксперименте // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009 г. / Ред. Коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв.ред.), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. – М.: Издательство «Эйдос», 2009. – С. 203-204.
22. Гольдин, В.Е. Концептуальные переменные образа мира по данным ассоциативных словарей [Электронный ресурс] // Computational linguistics and technologies-2010. – Режим доступа: digests/dialog2010/materials/html/16.html (дата обращения 26.11.2014).
23. Горошко, Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. – М.: Ин-т языкознания РАН; Харьков: Каравелла, 2001. -320 с.; То же [Электронный ресурс] – Режим доступа: razdel.aspx?id=38/ (дата обращения 22.12.2014).
24. Горошко, Е.И. Русский ассоциативный словарь в гендерном изменении / Е.И. Горошко, И. Э. Яковенко. // Языковое сознание. Теоретические и прикладные аспекты. - М. ; Барнаул: АлтГУ, 2004, - С.203-214.
25. Гуц, Е.Н. Репрезентация образов сознания подростка некодифицированными языковыми знаками: психолингвистический аспект : дисс. … на соискание уч. степени докт. фил. наук. – Омск, 2005.
26. Гуц, Е.Н. Языковое сознание: экспериментальная парадигма: учеб. пособие. – Омск: «Вариант-Омск», 2011. – 92 с.
27. Дебренн, М. Этапы создания французского ассоциативного словаря // Язык и сознание: психолингвистические аспекты: сб.ст. / под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. – М.; Калуга, 2009. – С. 192-200.
28. Долинский, В.А. Теория ассоциативных полей в квантитативной лингвистике. – М.: ТЕЗАУРУС, 2012. - 512с.
29. Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология: учебное пособие / под ред. и предисл. А.А. Леонтьева; вступит. сл. Е.М. Акимкина. – изд. 2-е, доп. – М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 С.
30. Евсеева, О.В. Выявление национально-культурной специфики языкового сознания на материале реакций на глаголы эмоций (надеяться, to hope, esperer). Язык. Сознание. Культура. Сборник статей / Под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. – М. ; Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»), 2005. – 400 с.
31. Ермолаев, Б.А. К вопросу об использовании психолингвистического эксперимента в обучении лексики // Проблемы обучения иностранным языкам. Т.8. - Владимир, 1973.
32. Ерофеева, Е.В. Структура словарной статьи и структура значений многозначного слова в ментальном лексиконе (на примере слова форма) // Исследовательский журнал русского языка и литературы. – 2013. - № 1 (1). – С. 5-21.
33. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
34. Залевская, А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: избранные тр. – М.: Гнозис, 2005. – 543 с.
35. Залевская, А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова: учеб. пособие. - Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1982. - 80 с.
36. Залевская, А.А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. - 2003. - № 1. – С. 30-34.
37. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М. ; Воронеж, 2001. - 432 с.
38. Зубкова, Т.И. Психолингвистика / Т.И. Зубкова, Л.В. Сахарный, А.С. Штерн // Прикладное языкознание: учебник / отв.ред. А.С. Герд. – СПб., 1996. – С.245-267.
39. Иванов, А.В. Сознание и мышление. – Барнаул: Изд-во АГИИК, 1994, 2000 – 240 с.
40. Ильюшина, Е.С. Языковая репрезентация эмоций (экспериментальное исследование) // Жизнь языка в культуре и социуме-3. Материалы конференции. Москва, 20-21 апреля 2012 г. – М.: Издательство «Эйдос», 2012. – 458 с.
41. К вопросу об эксперименте в психолингвистике как средстве обучения иностранным языкам / Г.И. Абишева, Ш.Т. Мухамеджанова // Жизнь языка в культуре и социуме-3. Материалы конференции. Москва, 20-21 апреля 2012 г. – М.: Издательство «Эйдос», 2012. – 458 с.
42. Караулов, Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. – М.: ИРЯ РАН, 1999. – 180 с.
43. Караулов, Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети [Электронный ресурс] // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н.В. Уфимцева. – М., 2000а. – Режим доступа: library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/4- 1.html (дата обращения 26.11.2014).
44. Караулов, Ю.Н. Семантический гештальт ассоциативного поля и образы сознания // Языковое сознание: содержание и функционирование: XIII Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: тез. докл., Москва, 1-3 июня 2000 г./ ред. Е.Ф. Тарасов. – М., 2000б. – С.107-108.
45. Кечина, Э.А. Национально-культурная специфика ценностных ориентаций в языковом сознании носителя языка (на материале русского и арабского языков) [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Э.А. Кечина. – М., 2012. – 22 с.
46. Красных, В.В. Основы психолингвистики: лекц. курс. – М.: Гнозис, 2012. – 333с.
47. Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с. – (Библиотека словарей).– Режим доступа: dic-krysin/index.html
48. Кузина, О.А. Семантические и ассоциативные поля туризма как отражение фрагментов языкового сознания и картин мира русских, немцев и американцев: автореф. дис. … канд.филол.наук: 10.02.19/ О.А. Кузина. – Барнаул, 2006. - 24с.
49. Лапкин, В.В. Ценности постсоветского человека / В.В. Лапкин, В.И. Пантин // Человек в переходном обществе: Социологические и социально-психологические исследования. - М.: ИМЭМО РАН, 1998. - С. 2-33.
50. Леонтьев, А.А. Языковое сознание и образ мира. // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М.: Институт языкознания РАН, 1988.
51. Леонтьев, А.А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - С. 5-16.
52. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
53. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1969.
54. Леонтьев, А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. – М., 1993. – С. 16-21.
55. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.; То же [Электронный ресурс] – Режим доступа: books/leona01/index.htm (дата обращения 22.12.2014).
56. Лопатин, В.В. Малый академический словарь. Около 35000 слов [Электронный ресурс] // В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М.: Русский язык, 1990, - 704 с. – Режим доступа: all-russian/dictionary-russian-academ.htm
57. Лурия, Л.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998.
58. Магун, В.С. Базовые ценности-2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами / В.С. Магун, М.Г.Руднев // Российская реформирующаяся: Ежегодник-2011. - . М.; Спб.: Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011. – Вып.10. – С. 244-280.
59. Марковина, И.Ю. Профессиональный образ мира: теоретические и экспериментальные подходы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. Педагогические науки. - 2010. – Вып. 12, №591. – С. 38-45.
60. Мартинович, Г.А. Вербальные ассоциации в ассоциативном эксперименте [Электронный ресурс]. – СПб., 1997. – Режим доступа: martinovich1.narod.ru/VerbAssotc/4AssMon-1997.doc. (дата обращения 26.12.2014).
61. Маслова, В.А. Homo lingualis в культуре: монография. – М.: Гнозис, 2007. – 320 с.
62. Миронова, Н.И. Ассоциативный эксперимент: методы анализа данных и анализ на основе универсальной схемы // Вопросы психолингвистики. - 2011. - №14. - С. 108-119.
63. Навильникова, Д.И. Опыт содержательного анализа ассоциативного поля (на примере тематической группы «Еда») // Вестник Новосибирского университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – Т. 6, вып. 2. – С. 42-52.
64. Некрасова, К. И. Психолингвистический метод изучения ценностей // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009 г./ Ред. Коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв.ред.), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. – М.: Издательство «Эйдос», 2009. – С. 176-177.
65. Никитина, С.Е. Устная народная культура и языковое сознание / С.Е. Никитина; РАН, Ин-т языкознания. – М.: Наука, 1993. – 189 с.
66. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Электронный ресурс] / Российская академия наук ; под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. – М., 2010. – Режим доступа: ru/
67. Остякова, Г.А. Концепт «вежливость» в русской и французской лингвокультурах // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. Гуманитарные науки. – 2010. - №4. – С. 200-208.
68. Ощепкова, Е.С. К вопросу исследования устойчивости ассоциативных связей в долговременной и кратковременной перспективе / Е.С. Ощепкова, И.В. Ощепков // Язык и сознание: психолингвистические аспекты: сб.ст. / под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. – М.; Калуга, 2009. – С. 200-208.
69. Палкин, А.Д. Россия и Япония: динамика нравов / А.Д. Палкин; науч.ред. Е.Ф. Тарасов. – М.: Наталис, 2010. – 432 с.
70. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 396 с.
71. Пищальникова, В.А. Вместо предисловия: Основания динамической теории значения: когнитивный аспект // Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический аспект. - Москва; Барнаул, 2002.
72. Пищальникова, В.А. Общее языкознание : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Пищальникова, А.Г. Сонин. – М.: Издат. центр «Академия», 2009. - 448 с.
73. Пищальникова, В.А. Общее языкознание. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. - 238 с.
74. Позднякова, Е.Ю. Уровни языкового сознания // Язык. Сознание. Культура. Социум: сб. докладов и сообщений междунар.конф. памяти проф. И.Н. Горелова. – Саратов, 2008. – С.270-272.
75. Портнов, А.Н. Структура языкового сознания: феноменологический и антропологический аспекты проблемы // Языковое сознание: теоретич. и прикладные аспекты: сб.ст. / под общ.ред. Уфимцевой Н.В. – М.: Барнаул, 2004. – С. 18-27.
76. Привалова, И.В. Языковое сознание: этнокультурная маркированность: теоретико-экспериментальное исследование : дисс. … док. филол. наук : 10.02.19 / И.В. Привалова. – М., 2006. – 486 с.
77. Репьевская, М.В. Образ героя в языковом сознании носителя русской культуры / Ред. Коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. Ред.), Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин // Жизнь языка в культуре и социуме-3. Материалы конференции. Москва, 20-21 апреля 2012 г. – М. : Издательство «Эйдос», 2012. – 458 с.
78. Родзевич, Б. Система ценностей в языковом сознании поляков // И вновь продолжается бой. …: сб.науч.ст., посв. юбилею д-ра филол.наук, проф. С.Г. Шулежковой. - Магнитогорск, 2010. - С. 222-227.
79. Русский ассоциативный словарь : в 2т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М., 1994.
80. Саломатина, М.С. От ассоциативного эксперимента к психолингвистическому толковому словарю: перспективы и трудности // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. – 2011. – № 2. – С. 107-109.
81. Свинчукова, Е.Г. Особенности языкового сознания русских, живущих в ЮАР // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009 г. / Ред. Коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв.ред.), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. – М.: Издательство «Эйдос», 2009. – С. 238-239.
82. Сдобнова, А.П. Прецедентные феномены в ассоциативном словаре школьников // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: сб.ст.-М.; Барнаул, 2004.- С. 227-239; То же [Электронный ресурс] – Режим доступа: oldinve.narod.ru.publ.htm#D0%BF%D!%80%D0%B5%D1%86%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B – (дата обращения 26.12.2014).
83. Сергиева, Н. С. Возрастная лексика в ядре русского языкового сознания // Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности. XV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 30 мая – 2 июня 2006 г./ Редактор Е.Ф. Тарасов. – Калуга: Изд-во «Эйдос». – 366 с.
84. Сергиева, Н.С. Пространство и время жизненного пути в русском языковом сознании. – СПб.: Наука, 2009. – 316 с.
85. Серкин, В.П. Методы психосемантики: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 208 с.
86. Соколова, Е. Ю. Образы языкового сознания специалиста (на примере САЭ) // Жизнь языка в культуре и социуме-3. Материалы конференции. Москва, 20-21 апреля 2012 г. – М.: Издательство «Эйдос», 2012. – 458 с.
87. Стернин, И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание // С любовью к языку: сб. науч. тр. – М.; Воронеж, 2002. – С. 44-51; То же [Электронный ресурс] – Режим доступа: linguistics1/sternin-02a.htm (дата обращения 22.12.2014).
88. Стернин, И.А. О понятии коммуникативного сознания и некоторых особенностях русского коммуникативного сознания // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: Сборник статей / Под общ. ред. Н.В. Уфимцевой. – Москва ; Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. – 344 с.
89. Стернин, И.А. Психолингвистика и виды сознания // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып.8. - Москва ; Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004. - С.141-159.
90. Стеценко, А.П. О специфике психологического и лингвистического подходов к проблеме языкового сознания // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. – М., 1993. – С. 22-34.
91. Тарасов, Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания [Электронный ресурс] // Языковое сознание и образ мира. – М., 2000. – Режим доступа: library/psylingva/sborniki/index.htm (дата обращения 26.11.2014).
92. Тарасов, Е.Ф. Психолингвистические особенности языкового сознания билингвов (на материале русско-английского учебного билингвизма) : дисс…канд.филол.наук, - М., 2002.
93. Тарасов, Е.Ф. Языковое сознание – перспективы исследования // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникаций / Под общ. ред. Н.В. Уфимцевой. Москва ; Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004. – 344 с.
94. Тарасов, Е.Ф. Языковое сознание и его познавательный статус // Проблемы психолингвистики: теория и эксперимент. - М.: Ин-т языкознания РАН, 2001. - С. 301-311.
95. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] /под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов.энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. – Режим доступа:
96. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика/ под ред. Т.Н. Скляревской. – М.: Эксмо, 2006. – 1136 с. – (Библиотека словарей)
97. Уфимцева, Н.В. Русские глазами русских // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. – М.: Изд-во института русского языка РАН, 1995. – С. 242 – 249.
98. Уфимцева, Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания [Электронный ресурс] // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб.ст. – М., 2003. – Режим доступа: library/psylingva/sborniki/index.htm (дата обращения 26.11.2014).
99. Уфимцева, Н.В. Язык, культура и образ мира // Языковое сознание: динамика и вариативность. – М., Калуга: Институт языкознания РАН, 2011. – С. 205-213.
100. Уфимцева, Н.В. Языковое сознание и образ мира славян [Электронный ресурс] // Языковое сознание и образ мира: сб.ст. / отв.ред. Н.В. Уфимцева. – М., 2000. – Режим доступа: library/psylingva/sborniki/index.htm (дата обращения 26.11.2014).
101. Ушакова, Т.Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле-языковой системы [Электронный ресурс] // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. – М., 2004 – Режим доступа: library/psylingva/sborniki/index.htm (дата обращения 26.11.2014).
102. Ушакова, Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования [Электронный ресурс] // Языковое сознание и образ мира: сб.ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. – М., 2000. - Режим доступа: library/psylingva/sborniki/index.htm (дата обращения 22.12.2014).
103. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во центр «Академия», 2001. - 320 с.
104. Чернейко, Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени // Филологические науки. – 1995. - № 4.- С.73-83.
105. Чернейко, Л.О. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа / Чернейко Л.О., Долинский В.А. // Вестник МГУ. - Серия 9. - 1996.
106. Чулкина, Н.Л. Мир повседневности в языковом сознании русских: лингвокультурологическое описание. – изд. 3-е. – М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 256с.
107. Шапошникова, И.В. Устойчивость и изменчивость вербальных ассоциаций русских как отражение процессов самоидентификации при нарушении целостности этнокультурной среды // Межэтническое общение: контакты и конфликты: сб.ст. / под ред. Н.В. уфимцевой. – М., 2012. – С. 171-193.
108. Шахнарович, А.М. Лингвистический эксперимент как метод лингвистического и психолингвистического исследования // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
109. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М.: МГУ, 1983.
110. Щекотихина, И.Н. Об исследовательском потенциале ассоциативного эксперимента // Слово и текст: психолингвистический подход: сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – Вып. 14. – 244 с.
111. Щерба, Л.В., сб.: «Языковая система и речевая деятельность». – Л.: Наука, 1974.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.