На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Взаимодействие права и морали. Понятие системы права, ее структурные элементы.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.05.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
1.Право: его понятие, признаки, принципы, функции.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юр.норм. Это-право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, этим термином обозначают официальное признанные возможности, которыми располагает физическое или юр.лицо, организация.
В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и суб. Смысле.
Итак право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Признаки:
Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т.д.
Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознании людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно и есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Гос-во представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Гос. Принуждение реализуется в 2-х направлениях: 1- оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны. 2- в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.
Формальная определенность. Корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях, др.нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди в священных книгах. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единому толкованию
Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление ег7о на 3 элемента, на естественное, позитивное и субъективное право.
Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов.
- Принцип справедливости
- принцип уважения прав человека
- принцип равноправия
- принцип законности
- принцип правосудия
В функциях права проявляются сущность и социальное значение права. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику работы юр.норм.
- регулятивно-статистическая функция
- регулятивно-динамическая
- охранительная
- оценочная
2.Соотношение права и морали.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые при-сущи всем социальным нормам: общие правила, возни-кающие в связи с волей и сознанием людей, соответст-вующие типу культуры и характеру социальной орга-низации и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются (см. табл. на с. 253).
Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов обще-ства и государства. Именно в этих процессах доми-нирующие в обществе идеи права и правовые пред-ставления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных ин-ститутов.
Мораль формируется в духовной сфере жизни об-щества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опирают-ся на складывающиеся в сознании общества представ-ления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочно-сти и т. п., которые вырабатываются философией, ре-лигией, искусством в процессе этического осмысления мира.
При рассмотрении форм фиксации правовых и мо-ральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго опреде-ленных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго уста-новленным требованиям с позиций и характера тек-стов и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законо-дательные органы, субъекты договорных отношений и т. д.)- Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и в иных текстах -- философских, научных, литера-турных. Однако независимо от их культурной и соци-альной значимости, влияния на общественное созна-ние и других факторов юридического статуса они не имеют.
Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат моральных норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документального характера.
Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм пра-вового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанно-сти субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т. е. конкретных вариантов поведения субъек-тов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздейству-ют путем формирования внутренних регуляторов лич-ности: ценностей, мотивов, установок и т. п. Други-ми словами, суть действия моральных норм состоит в формировании общих принципов, внутренних убеж-дений и установок желательного поведения (будь веж-лив и др.). Это означает, что регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от норм правовых, заранее установленных способов поведенческой реали-зации.
Специфику способов и методов обеспечения юриди-ческих норм традиционно усматривают в их связи с госу-дарственном принуждением, функционированием осо-бых институтов государства и общества. При этом государственное принуждение актуализируется и как действительность, т. е. применение мер властного харак-тера, и как возможность, т. е. угроза такого применения. Важно подчеркнуть, что государственное принуждение является способом обеспечения юридических норм, а не просто произволом власти, поскольку осуществляется только специальными субъектами и в рамках установ-ленных законом процедур.
Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о спра-ведливости, долге, чести, совести и т. д. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедли-вости «в форме здравого смысла людей»
Взаимодействие права и морали достаточно слож-но. Разумеется, в современном цивилизованном обще-стве право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечело-веческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т. д.), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следователь-но, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.
Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с суще-ствованием так называемой групповой морали, т. е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т. д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью.
3.Понятие системы права, ее структурные основные элементы.

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия -- объяснить одновременно интегрирование и деление нор-мативного массива на отрасли и институты, дать си-стемную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой си-стемы конкретного общества, обладает такими качест-вами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содер-жания и формы, имеет собственное содержание и источ-ники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней
связана.
Чтобы познать и освоить право как систему, необхо-димо выявить основания построения, критерии интегра-ции и дифференциации юридических норм. Для этого целесообразно использовать различные подходы и изме-рения, раскрывающие основные формы существования и логику развития правовой материи.
С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, преж-де всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его де-ление на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, ко-торые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право представляет собой сис-тему норм, содержащих определенные права и обязан-ности, исходящих от государства и общества, выражен-ных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естествен но-правовые начала.
Эти же критерии лежат в основе дифференциации пра-ва на частное и публичное. Первое направлено на удов-летворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, второе охраняет общие интересы государства.
Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым кри-терием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элемен-тов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифициро-ванное, статутное, декретное право).
Исторический взгляд, раскрывая генетические связи системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени и пространстве. Это связано, в частности, с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований. Здесь проявляются влияние на право различных религиозных, идеологических, этни-ческих факторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.
Системно-структурный срез обозначает пространст-венное, определенным образом упорядоченное располо-жение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбина-ций юридических норм обусловлены структурирован-ностью общественных отношений и целенаправленнос-тью их правового опосредования. Структурные образо-вания в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, ли-нейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, ин-ституты, отрасли права.
Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквознрму значению, норма права рас-пространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.
Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачас-тую требуется взаимодействие комплекса норм (матери-альных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).
Институт права -- это обособленная группа юриди-ческих норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, ин-ститут ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).
Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулиру-ющих однородные общественные отношения. Она отра-жает более высокий уровень системообразующих свя-зей, характеризуется определенной целостностью, авто-номностью.
Отрасли подразделяются на материальные и процес-суальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-про-цессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-про-цессуального права.
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования -- это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен -- трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разум-ные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).
Общественные отношения выступают в качестве глав-ного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отноше-ний, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.
Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует.
4.Норма права: понятие, структура, виды.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-опре-деленное правило поведения, установленное и обеспе-ченное обществом и государством, закрепленное и опу-бликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем опре-деления прав и обязанностей их участников.
Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.
1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внут-ренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (сте-пени упорядоченности общественных отношений, обес-печенности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых,
классовых интересов в условиях стабильности общест-венных отношений.
2. Это форма определения и закрепления прав и обя-занностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязан-ностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обя-зывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декла-ративных, дефинитивных). Различные субъекты право-отношений обычно обладают комплексом прав и одно-временно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функци-онирования любой правовой системы.
3. Норма права представляет собой правило поведе-ния общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
4. Это 4юрмально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в со-держании, объеме прав и обязанностей, четких указани-ях на последствия ее нарушения. Внешняя определен-ность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа -- нор-мативно-правовом акте.
5. Норма права есть правило поведения, гарантиро-ванное государством. Возможность государственного пра-вового принуждения в случаях нарушения прав граж-дан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.
6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специ-ализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), преду-смотренного конституцией;
изданы легитимными органами государства, избран-ными или назначенными в соответствии с конститу-цией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;
закреплены в договорах, заключенных между субъек-тами права в соответствии с действующим законода-тельством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Виды правовых норм
Многогранные общественные отношения, разнообра-зие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обу-словливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличитель-ные черты данных норм, обозначить место и функцио-нальную роль, необходимо их классифицировать. Осно-вания классификации могут быть самыми различными.
1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от граж-данского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнитель-ной государственной власти и судебной государствен-ной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы .принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (все-народный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всена-родным голосованием была принята Конституция Рос-сийской Федерации
2. По социальному назначению и роли в правовой системе: нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы -- правила по-ведения), охранительные (нормы -- стражи порядка), обес-печительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), кол-лизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты) (см. схему на с. 277).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отноше-ний, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономическо-го и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и пара-метры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходи-мое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям обществен-ного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. На-пример, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Рос-сийской Федерации, гласит: «Человек, его права и сво-боды являются высшей ценностью. Признание, соблюде-ние и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства».
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависи-мости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: упра-вомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных по-ложительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, кото-рые определены законом как правонарушения). Особен-ность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий ха-рактер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закреп-ляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.
Охранительные нормы фиксируют меры государст-венного принуждения, которые применяются за наруше-ние правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в со-ответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с исте-чением сроков давности обвинительного приговора суда.
Как регулятивные, так и охранительные нормы направ-лены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.
Обеспечительные нормы содержат предписания, га-рантирующие осуществление субъективных прав и обя-занностей в процессе правового регулирования. Соци-альная ценность их зависит от того, насколько эффек-тивно они способствуют созданию механизмов и кон-струкций беспрепятственной реализации права Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностран-ной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11--18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.
Декларативные нормы обычно включают в себя по-ложения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов обществен-ных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равно-значны».
Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия пре-ступления в уголовном законодательстве, сделки в граж-данском праве и т. п.).
Коллизионные нормы призваны устранять возникаю-щие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постанов-ления Правительства Российской Федерации настояще-му Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Оперативные нормы устанавливают даты вступле-ния нормативного акта в силу, прекращения его дей-ствия и т. п.
3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, ад-министративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материаль-ные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, власт-но-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
Диспозитивным нормам присущ автономный харак-тер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реа-лизации субъективных прав и обязанностей или исполь-зовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу-дарственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.
5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории госу-дарства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обу-словленные территориальными, временными, субъектны-ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органа-ми власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представитель-ных или исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальные нормативные предписания действуют в рам-ках отдельных государственных, общественных или част-ных структур.
6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространя-ются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужа-щих, железнодорожников и т. п.).
Структура правовой нормы
Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную струк-туру.
Во-первых, названная структура -- идеальная логи-ческая конструкция, призванная регулировать взаимоот-ношения между людьми. Это своеобразная модель воз-можного поведения, сформировавшаяся в ходе общест-венного развития, отражающая стремление людей со-здать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Тра-диционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза указывает на конкретные жизненные обсто-ятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипоте-зу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция содержит само правило поведения, со-гласно которому должны действовать участники право-отношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтерна-тивная диспозиция дает возможность участникам право-отношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содер-жит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции пра-вовой нормы. По степени определенности санкции под-разделяются на абсолютно определенные (точно ука-занный размер Щтрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).
Во-вторых, структура юридической нормы есть объективированнвгй-результат отражения в норме опреде-ленного общественного отношения. Фактическое обще-ственное отношение, подлежащее правовому оформле-нию, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внут-реннему строению. Оно достаточно жестко предопреде-ляет характер связи и количество структурных элемен-тов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отно-шения. Следует также иметь в виду сложность логичес-ких связей между субъектами отношения, количествен-ные характеристики субъектов и объектов, распростра-ненность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.
С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное об-щественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в право-вой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отно-шений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих консти-туционного оформления, зачастую достаточно констата-ции в праве их наличия. В структуре многих консти-туционных норм реально проявляется обычно один элемент.
Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отно-шения определенного вида и выступает как законо-мерная реальность правовой системы конкретного об-щества.
В-третьих, структуру правовой нормы нужно рассмат-ривать как единство идеальной и реальной структуры.
Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных эле-ментов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имею-щая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменя-ясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенно-го вида общественных отношений в нужном для законо-дателя направлении.
Реальная структура нормы права отражает в из-вестной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государ-ственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элемен-тов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особеннос-тями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.
В-четвертых, структуру правовой нормы можно пред-ставить как систему диалектически взаимосвязанных эле-ментов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указан-ные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложив-шимися общественными отношениями, а также специфи-ческими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие зако-нодателя, который формирует направленность структур-ных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.
Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутренне строение, обусловленное фактическими общ. Отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
5.Понятие источников права, виды.

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значе-ния термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реа-гирует на потребности общества, развитие обществен-ных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также при-знать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкцио-нированный обычай и договор. В отдельные историчес-кие периоды источниками права признавали правосо-знание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источни-ком права тогда, когда он закрепляет уже давно сложив-шиеся отношения, одобряемые населением. В рабовла-дельческих и феодальных обществах обычаи санкциони-ровались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев -- отсылка к ним в тексте законов.
Сущность судебного прецедента заключается в при-дании нормативного характера решению суда по кон-кретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосак-сонской правовой системе, «ratio de,cidendi». Из преце-дента постепенно могут складываться и нормы законов.
В недавнем прошлом в советской правовой науке пре-цедент как источник права оценивался только отрицатель-но, однако в последнее время тон критических высказы-ваний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную док-трину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.
Нормативный акт -- доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспо-римых преимуществ.
1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относи-тельно быстро реагировать на социальные процессы.
2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осу-ществлять поиск нужного документа для применения или реализации.
3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкова-ния и применения норм.
4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений норма-тивных актов нарушители преследуются и наказывают-ся на основании закона.
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграниче-ния юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие прави-ла поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:
а) дифференцированы, поскольку механизм государ-ства имеет разветвленную структуру органов с опреде-ленными правотворческими полномочиями и значитель-ным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разно-великой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и пре-цеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определен-ный, правовой режим.
Итак, нормативный акт -- это официальный доку-мент, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
6.Конституция РФ как основной закон

В Российском государстве, в сущности, единствен-ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Прави-тельства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют: а) международные догово-ры России; б) нормативные акты органов государствен-ной власти субъектов Федерации.
Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.
Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верхо-венство ее в системе нормативных актов Российского го-сударства определяется следующим: 1) Конституция при-нята на референдуме в результате свободного волеизъяв-ления всего народа; 2) Конституция устанавливает основ-ные начала, принципы, нормы общественного и государ-ственного строя; 3) Конституция содержит перечень ос-новных прав человека и фиксирует структуру и компетен-цию высших органов государственной власти и управле-ния; 4) Конституция принимается, изменяется в результа-те соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содер-жит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основ-ного закона, определяющие компетенцию высших орга-нов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных зако-нов (ст. 104--108), и некоторые другие.
Федеральные законы принимаются в Российской Фе-дерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосова-ло более половины от общего числа членов этой палаты
Содержание закона образуют первичные нормы, ко-торые в отдельных случаях получают дальнейшую кон-кретизацию и развитие в подзаконных актах.
7.Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Все нормативные акты имеют определенные вре-менные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По обще-му правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную си^у, момент пре-кращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обрат-ная сила закона»).
В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
в результате указания на иные обстоятельства, с ко-торыми связывается вступление в законную силу доку-мента («с момента подписания», «с момента опублико-вания» и т. д.);
в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-право-вые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одно-временно по истечении десяти дней со дня их офици-ального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Пра-вительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.
Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Феде-рации.
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опублико-вания и подлежат государственной регистрации в Ми-нистерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного акта происхо-дит в результате:
истечения срока, на который был принят юридичес-кий документ;
объявления об утрате юридической силы норматив-ного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
принятия управомоченным органом нового юриди-ческого нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общест-венных отношений;
устаревания юридического документа в связи с ис-чезновением обстоятельств, которые подлежали регули-рованию (например, утратили свою актуальность и по-тому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).
Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.
Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обрат-ной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный доку-мент действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в дей-ствие. Это правило -- необходимый фактор правовой ста-бильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.
Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут приме-няться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулирова-нию длящихся правоотношений.
Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нор-мативный акт применяется на той территории, на кото-рую распространяется суверенитет государства или ком-петенция соответствующих органов. Поэтому акты феде-ральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации -- на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов -- на территории соответствую-щих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воз-душное пространство.
К государственной территории приравниваются мор-ские, речные и воздушные суда, находящиеся под фла-гом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда -- в водах и воздушном пространстве своего госу-дарства, открытом море и воздушном пространстве.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории госу-дарства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические предста-вители иностранных государств признаются не находя-щимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещает-ся в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями со-ответствующих государств. Какие бы то ни было пося-гательства на здание посольства приравниваются к по-сягательствам на территорию государства и рассматри-ваются как факт нарушения международного права.
8.Правовой статус личности

Полное и реальное представление о правах и свобо-дах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.
Во-первых, эта категория носит собирательный, уни-версальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного пере-селенца.
Во-вторых, данная категория отражает индивидуаль-ные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.
В-третьих, права и свободы, составляя основу право-вого статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих пра-вам юридических обязанностей, без юридической ответ-ственности в необходимых случаях, без правовых гаран-тий, без правоспособности и дееспособности как опре-деляющих черт волевого и осознанного поведения чело-века.
В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целост-ном, системном виде, дает возможность проводить срав-нение статусов, открывает пути дальнейшего их совер-шенствования.
Правовой статус личности -- это правовое положе-ние человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Классификация правовых статусов личности в пер-вую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (спе-циальный) и индивидуальный правовые статусы лич-ности.
Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные между-народным сообществом и закрепленные в международ-но-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмот-рена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.
Конституционный (базовый) статус личности объ-единяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, сво-бодное развитие личности. Как любая основа, на кото-рой образуются новые качества, конституционный ста-тус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные обществен-ные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.
Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фак-тическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и вне-сения в них изменений закреплен в законе. Конститу-ция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабиль-ности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.
Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы -- гражданским, трудовым, административным правом и др.
Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.
Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении госу-дарственными делами и т. п.
9.Понятие правового государства.

Возникновение
1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государствен-ные учреждения в процессе развития своей интеллекту-альной и духовной сущности, совершенствования инди-видуальных и социальных черт, формирующего свобод-ное гражданское общество.
2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем разви-тии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.
3. Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи,-- процесс сложный и проти-воречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непреры-вен, бесконечен и в определенной степени необратим.
4. Возникновение и эволюция идеи правового госу-дарства -- процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отража-ют соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом 5. Человечество выстрадало идею правовой государ-ственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В разбитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение дейст-вительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство -- антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, аль-тернатива любой диктатуре.
Принципы -- это основополагающие идеи (требова-ния), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других эле-ментов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потен-циалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и пра-вовым существующего государственного устройства; на-личием или отсутствием стабильного механизма реали-зации правовых начал в деятельности государствен-ных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необхо-димых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
С учетом исторических данных, общественной й го-сударственной практики и с позиций современного на-учного знания можно выделить такие принципы право-вого государства.
1. Принцип приоритета права. В литературе при ха-рактеристике правового государства очень часто употреб-ляется термин «господство права», происхождение кото-рого, очевидно, связано с английским «rull of low»-- «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вклады-ваемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и на-силия, а с другой -- фетишизации права как самодовле-ющего и самоуправляющегося явления.
Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право нераз-рывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормально-го образа жизни. Во-вторых, государство не единствен-ный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референду-мы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общест-венной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
Великие мыслители-4одиночки» догадывались о про-исхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необ-ходимость ограничения государственной власти, связан-ности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.
В конечном счете приоритет права означает: а) рас-смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечело-веческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходи-мость идеологически-правового обоснования любых ре-шений государственных и общественных органов; г) на-личие в государстве необходимых для выражения и дей-ствия права форм и процедур (конституции и зако-нов, системы материальных и процессуальных гаран-тий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и граж-данина. Сразу следует подчеркнуть, что данный прин-цип носит первичный, комплексный, непреходящий и аб-солютный характер.
Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего су-ществования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комллексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ-ных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обу-словлен естественным происхождением права, возник-шего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государст-вом (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность госу-дарства и гражданина; 2) особые тип правового регули-рования и форма правоотношений; 3) стабильный пра-вовой статус гражданина и система юридических гаран-тий его осуществления.
1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разу-меется, государство, вступая во взаимоотношения с мно-жеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взи-мать налоги и т.д.). И все же оснований для утвержде-ния, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоот-ношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.
2) Поскольку презюмируется, что правовое государ-ство и гражданин -- равноправные участники правоотно-шений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в ре-зультате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному граж-данину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирова-ния. Действия гражданина регламентируются по обще-дозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его орга-ны и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, кото-рый позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражда-нина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.
3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол-жен отражать естествен но-правовые начала, соответст-вовать международно-правовым нормам о правах чело-века и гражданина, быть принятым легитимным орга-ном государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выве-ренные и соизмеримые с гуманистическими принципа-ми правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы пра-вового регулирования, последовательные демократичес-кие процедуры принятия законов и др.
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в го-сударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадле-жать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политичес-кой бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демо-кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на за-конодательную, исполнительную и судебную примени-тельно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осу-ществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всена-родно, отражает суверенитет государства. Исполнитель-ная власть (производная от законодательной), назначае-мая представительным органом власти, занимается реа-лизацией законов и оперативно-хозяйственной деятель-ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов-ления нарушенных прав, справедливого наказания ви-новных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о не-обходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспри-страстности и справедливости.
Наряду с изложенными правовому государству при-сущи и принципы верховенства закона -- высшего норма-тивно-правового акта, конституционно-правового контро-ля, политического
плюрализма и др.
Соотношение государства и права
Довольно сложная проблема соотношения государст-ва и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противопо-ложные теоретические позиции по этой проблеме.
Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понима-ние государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе.
Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.
Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопостав-ляют их друг другу. На практике же противопоставле-ние, столкновение государства и права неизбежно При-водит лишь к их взаимному ослаблению.
В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единст-ва, различия и многостороннего воздействия друг на друга.
Государство и право нерасторжимы. Как надстроеч-ные явления они имеют единую социально-экономичес-кую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вмес-те с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Напри-мер, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права -- нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право -- в нормативную систему.
Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке -- воздействие государства на право и влия-ние права на государство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрес-ти социальную ценность.
Современная юридическая наука считает, что основ-ными сферами воздействия государства на право явля-ются правотворчество и (особенно) правореализация. Исторический опыт показывает, что государство актив-но участвует в правотворчестве, однако абсолютизиро-вать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолю-тизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.
Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объектив-ных потребностей, притязаний -- общественных право-вых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Но так или иначе, государство придает праву важные свойства -- формальную определенность, обще-обязательность.
Еще более значительна роль государства в реализа-ции права, в претворении его в жизнь. Ведь неработаю-щее, нереализующееся право мертво. И тут во многом прав В. И. Ленин, утверждавший, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права». В самом деле, какое значение имели бы нормы, скажем, административного или уголовного права без правоохранительных органов? За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблю-дать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.
Итак, право без поддержки и воздействия государ-ства обойтись не может, но и само государство объек-тивно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовли-яние.
Право юридически оформляет государство, регулиру-ет все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитим-ный характер. Оно регламентирует порядок формирова-ния органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиня-ет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государ-ства в работу институтов гражданского общества, част-ную жизнь граждан и т. д. С помощью права определя-ются вид и мера государственного принуждения, вслед-ствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право -- важнейшее и необходимое средство юридичес-кого общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.
В последние годы в общественное сознание внедря-ются идеи «Право выше государства», «Право первично, государство вторично», заимствованные из раннебуржуазной либеральной естественно-правовой доктрины. Может, при помощи этих идей хоть как-то удалось поднять престиж права в нашем обществе? Пожалуй, наоборот: противопоставление права государству и осо-бенно права закону послужило одной из причин рас-пространения беззакония, беспредела и ослабления го-сударства.
10.Значение законности.

Законность - это общественно-политический режим состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
Законность -- фундаментальная категория всей юри-дической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-право-вых актах -- законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная н законах, воплощается в поведении людей -- граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем^ заключения договоров, судей и иных должност-ных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действен-ностью, и характеризуется понятием «законность».
Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регули-рования охватывается такими юридическими категория-ми, как «реализация права», «применение права», «пра-вомерное поведение», «правоотношение», «эффектив-ность права». Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведение» определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую связь его участников, «эффективность права» -- на результатив-ность правового воздействия и т. д. Законность же -комплексная категория, охватывающая все стороны жизни права, его действенность, урегулированность обществен-ной жизни в целом. Категория «законность» фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием властной воли на по-ведение людей, и отражает отношение к ним общества.
Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах: а) в плане «правового* характера общественной жизни; б) с позиций требова-ния всеобщего уважения к* закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспече-ния прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержа-ние законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государст-венных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.
В недалеком прошлом отечественная наука анализи-ровала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюде-ния норм права всеми его субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.
Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сво-дилось главным образом к работе контрольно-надзор-ных и правоохранительных органов -- выявлению нару-шителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, га-рантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.
Такое понятие законности, удовлетворяющее потреб-ности тоталитарного режима, совершенно не обеспечи-вает нормального функционирования общества в усло-виях демократии и тем более не способствует формиро-ванию и укреплению правового государства и общества.
Подобная трактовка законности есть результат ото-ждествления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является «правом» и соответственно тре-бует неукоснительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового регулирования, законнос-ти. Напротив, они порождают социальную напряжен-ность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнении норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится стороной.
Рассматриваемая с самых широких позиций, закон-ность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общест-венно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Не случайно ранее теория правового государства носила иное название -- «господства права».
11. Правопорядок и правомерное поведение.

С законностью тесно связано другое правовое явле-ние -- правопорядок (правовой порядок). Понятие «право-порядок» широко используется в действующем законода-тельстве, охрана правопорядка -- важнейшая функция го-сударства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.
Наибольшее распространение получил взгляд на пра-вопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвяза-ны. В формировании правопорядка законность выступа-ет как основополагающий принцип деятельности госу-дарственных органов, должностных лиц и граждан. «Но "правопорядок" не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего... Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок склады-вается как результат реализации всех правовых предпи-саний в соответствии с принципом законности»1. Осно-вой правопорядка выступает не законность, а право. За-конность же -- условие правопорядка.
Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Преж-де всего, правопорядок -- это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризу-ет степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок -- это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом.
Правопорядок можно опреде-лить как основанную на праве и законности организа-цию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Рассмотрим особенности данного явления.
1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
2. Это порядок, предусмотренный нормами права.
3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
4. Он обеспечивается государством.
Как известно, далеко не все нормы права реализуют-ся повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достиже-нию которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирова-ния). Первый зависит от состояния общественных отно-шений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодатель-ства, характера законности и др. Следовательно, право-порядок имеет не только качественные, но и количест-венные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направ-ления деятельности по укреплению (упрочению, совер-шенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.
Правопорядок не должное или возможное, а факти-ческое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.
Каковы же принципы правопорядка?
Определенность. Правопорядок базируется на фор-мально-определенных правовых предписаниях, реализа-ция которых и обеспечивает определенность обществен-ных отношений. Этим он отличается от системы отно-шений, возникающих в результате действия иных соци-альных норм, где отсутствуют четкие формальные ори-ентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрознен-ных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущ-ности права, господствующей в обществе форме собст-венности, системе экономических отношений и обеспе-чивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не сти-хийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка. Устойчивость. Возникающий на основе права и обес-печиваемый государством правопорядок достаточно ста-билен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими право-охранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различ-ных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспе-чиваемый единством государственной воли и законнос-ти, правопорядок один наТерритории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государ-ством, любые его нарушения считаются правонаруше-ниями и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабиль-ность общественной жизни и социальный прогресс. По-скольку он определяется правом и обеспечивается госу-дарством, то закрепляет наиболее важные черты и сторо-ны социально-экономического строя, систему господ-ствующих в стране политических отношений.
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общест-ва, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»1. Близок и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.