На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности. Понятие и признаки правового государства. Понятие гражданского общества. Структура (системы и институты) гражданского общества.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина Теория государства и права

Реферат

по теме: «Правовое государство и Гражданское общество»

Подготовил:

Слушатель 454 группы

Зайцев А.А.

Белгород - 2008 г.

План
Вступительная часть
Вопрос №1. Понятие и признаки правового государства.
Вопрос №2. Понятие гражданского общества.
Вопрос №3. Структура (системы и институты) гражданского общества.
Заключительная часть
«…я вижу близкую гибель того государства,
где закон не имеет силы и находится под
чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка
над правителями, а они его рабы, я усматриваю
спасение государства и все блага какие
только могут даровать государствам боги…».
Платон «Законы». История политических и правовых учений. - М.: Юр. лит-ра, 1991. С. 69.
Введение

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.
В связи со всем вышесказанным, крайне необходимо развивать идею правового государства и гражданского общества.
Вопрос №1. Понятие и признаки правового государства.

Понятие правового государства

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права.** исторический тип государства и права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам и правовым системам единой общественно-экономической формации.
рабовладельческое
феодальное
буржуазное
социалистическое
Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение «государственной машины».
Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы». История политических и правовых учений. … С. 69.
Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».
Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».
В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке». Там же. С. 307.
Он выделяет при этом три ветви власти как идеальную организацию государства.
Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство - это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:
господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;
«разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;
незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;
взаимная ответственность государства и личности.
Таким образом, правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».
Признаки правового государства

Проанализировав понятие правового государства можно выделить следующие его признаки:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, орагинзаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления.
Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).
Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.
В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.
Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.
Вопрос №2. Понятие гражданского общества.

Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царил бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышение роли права и закона.
Многие философы древнего мира, давали разные определения к понятию «гражданское общество». Следует отметить, высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывал правовое равенство людей, писал: «… Закон есть связующее звено гражданского общества, а право установленное законом, одинаково для всех…». Цицерон. Диалоги. - М., 1966. С. 24. На данном этапе развития человечества, гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Это продолжалось, достаточно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально- политических отношений. Корельский В.М. Теория государства и права. - М.: Изд-во Норма, 2001. С. 91.
Термин «гражданское общество» и обозначаемое им понятие принадлежат Аристотелю. Выяснение в своей «Политике» смысл понятия «гражданин», он говорит о совокупности граждан, гражданском обществе, которое возможно лишь в правильном государстве, где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». Аристотель не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их четко, о разные аспекты того и другого в общественной жизни античного полиса тесно соприкасались. Кроме того, как отмечено, он считал гражданское общество совместным лишь с политией как совершенным демократическим организмом, каким был в принципиальных чертах античный полис. Энциклопедия права. Учеб. Пособие./ Под ред. М.Х. Хутиз, П.Н. Сергейко. - Кубань, гос. Ун-т, 1995. С. 135.
Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на гражданское общество. На рубеже 17-18 вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж.Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления». Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. Т. 3. - М., 1988. С. 312. Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократию, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие. Корельский В.М. ... С. 91.
В трудах мыслителей 18 в., различие между гражданским обществом и государством просматривается четко. Первым в этом отношении был Руссо, противопоставивший подданных, образующих государство, и граждан (суверена) как самодвижения соответствующей ассоциации - гражданского общества представляющих собой диалектическую пару взаимного отрицания. Оригинальна мысль Г. Пейна, считавшего, что в этой паре доминирует гражданское общество, от которого государство получает свои полномочия. Развитое гражданское общество, полагал он, не нуждается в государстве, ибо оно способно к саморегулированию. Энциклопедия права... С. 131. Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи: а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышение человеческого достоинства.
Кант делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Кант И. Сочинения на нем. и рус. Языках. Т. 1. - М., 1984. С. 95. В.Гумбольдт на конкретных примерах постарался показать противоречие между гражданским обществом и государством. К первому он относил: а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; б) естественное и общее право; в) человек. Государство в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению: а) из системы государственных институтов; б) позитивного права, издаваемого государством; в) гражданина. Корельский В.М. ... С. 91.
Глубокое осмысление гражданского общества получило в трудах Гегеля, по его знаменитой «Философии права». Современная теория государства и права возвращается к этим философским истокам и, только в сочетании этих истоков и современных разработок, политико-правовых потребностей удается установить, что все-таки имелось в виду под этим ласкающим слух понятием - гражданское общество, какое отношение оно имеет к судьбе государства и права. Прежде всего, Гегель подчеркивал, что гражданское общество, создано в современном мире, по сути, речь идет о том буржуазном обществе, которое расцвело в Европе в начале 19в.
По Гегелю гражданское общество - это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительное состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом - правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т.п. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов-3-е изд. - М.: Юриспруденция 2004. С. 513.
Гегель определял гражданское общество как сферу действия частного права, интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотнесения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей». Гегель Г.В. Сочинения. Т.7. - М., 1989. С. 24. Также к гражданскому обществу Гегель относит и помощь бедным (он замечает, что возложить содержание бедных на богатые классы было бы несправедливо, на хлеб нужно зарабатывать собственным трудом), опеку над расточителями, регулирование воспитания детей, когда родители пренебрегают своими обязанностями. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциональное, связанное с землей (дворяне, крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники, рабочие); 3) всеобщее (чиновники и профессора). Гегелевское сословное деление затушевывает классовые различия: дворяне и крестьяне, фабриканты и рабочие оказываются в одном сословии. Гражданское общество - эмпирическое, а неразумное. Это сфера обособленности, противоречий и конфликтов. Экономические законы, господствующие в гражданском обществе, частные интересы и свобода не обеспечивают общего блага. Даже при большом богатстве гражданское общество не в состоянии решить проблему бедности. Отсюда необходимость высшей власти государства, которое призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех. Гегель был первым философом, который пытался провести грань между гражданским обществом и государством. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В.Мартышина.- М.: Норма,2004. С. 512.
Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Корельский В.М. ... С. 92. В человеческом обществе взаимопереплетаются разнообразные интересы и сферы жизнедеятельности. Последние образуют самостоятельные системы, каждой из которых присущи собственные характеристики: производственная (экономико-хозяйственная), обеспечивающая материальные потребности; политическая, служащая средством реализации всех сфер жизнедеятельности; социальная и духовная, образующие в совокупности гражданское общество. Энциклопедия права... С. 133. Рассмотрим эти признаки подробнее. Гражданское общество- это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы ему для нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семье, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточную автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свобода индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти или местного самоуправления. Обеспеченной свободой считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных лиц или иных структур в отношении себя.
А. де Токвелю принадлежит мысль о том, что гражданское общество появляется на сознательной способности индивидов и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.