На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Предпосылки возникновения термина правовое государство. Сущность и основные черты. Конституция государства. Права человека и их гарантии. Судебная власть. Демократия и гражданское общество. Перспективы России в построении правового государства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Правовое государство: сущность и основные черты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
2.1.КОНСТИТУЦИЯ
2.2.ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ГАРАНТИИ
2.3.СУД
2.4.ДЕМОКРАТИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Идея верховенства закона и равенства всех перед законом давно стала сама - собой разумеющейся и никем не оспаривается. То, что воплощение этой идеи в жизнь есть благо - признается почти всеми. Правовое государство преподносится как панацея от многих бед, которые терзают народы, игнорирующие неотъемлемые права и свободы человека (см. приложение 1). А для всех ли народов строительство правового государства есть насущная проблема?
Этому вопросу и будет посвящена данная работа.
Актуальность этой проблемы очевидна. Россия пошла по пути строительства правового государства. Образцом для подражания нам служат передовые западные страны, которые добились значительных успехов во многих областях человеческой деятельности. Соблазны западного изобилия терзают души многих россиян. «Живут же люди. А чем мы хуже?»- такие мысли мелькают у многих. То, что мы не хуже их, а, скорее всего лучше - это убеждение прочно сидит в подсознании у каждого. «Что нам стоит построить правовое государство!» - думает неискушенный обыватель. А, в самом деле, какую цену придется заплатить?
Объектом исследования станет правовое государство.
Причем, не просто как абстрактное понятие, а на примере некоторых передовых западных стран. Каким образом будет рассмотрен этот объект? В достаточно полном объеме это сложное образование в рамках одной работы охватить невозможно. Поэтому будут проанализированы некоторые основные моменты: Конституция и ее практическое воплощение; права человека и их реальные гарантии; независимый суд и его реальное функционирование; разделение властей и реалии жизни; демократия на бумаге и на практике. Такой угол зрения, составит предмет исследования. Цель работы будет достигнута, если прочитавший данную работу на ее материале сможет сделать такие выводы:
-правовое государство необходимый элемент в организации современного западного общества и необходимый только для этого общества;
- западная цивилизация в качестве условия своего бытия предполагает более низкий слой человечества;
-государство расширяет свои функции в жизни западного общества;
-идеи прав и свобод Запад использует как предлог для вмешательства в дела других государств;
-началась интенсивная интеграция западных стран в единое социальное целое с тенденцией к образованию глобального общества во главе с Западом.
Отсюда вытекают две основные задачи:
- раскрыть значение и смысл основных терминов;
- подобрать материал, обосновывающий выдвинутые выше тезисы.
В качестве гипотезы данной работы и ее центральной идеей выступит мысль, заключенная в первом тезисе. Суть этой мысли в том, что правовое государство необходимый элемент только организации западного общества и только для этого общества.
Нет сомнений, что можно найти много аргументов, опровергающих денное утверждение. Но это задача оппонентов. Задача этой работы показать, что есть весомые основания в пользу этой гипотезы.
Все перечисленное затрудняет России путь к построению правового государства. Тема российских проблем будет коротко затронута в конце работы.
1. ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Чтобы разобраться в сущности правового государства, необходимо изучить его социальные основы, фундаментальные принципы существования и развития. Понятие «демократия» в современном понимании характерно для стран Запада, поэтому в данной работе буту проанализированы различные источники на данную тему.
Александр Зиновьев в своей работе «Запад» Зиновьев А. «Запад». М., 2001. анализирует современное западное общество, применяя метод «восхождения от абстрактного к конкретному» и другие приемы диалектики. Понимая диалектику как совокупность особых логических приемов, позволяющих разобраться в сложной социальной действительности. Этот автор оказал определённое влияние на развитие идеи правового государства в России.
Зиновьев в своих работах за исходную точку анализа любого развитого общества берёт клеточку общества, под которой понимает такое объединение людей, которое имеет определённую специализацию как целое и в рамках этой специализации действует именно как целое. Люди, входящие в клеточку,
Изначально разделяются на управляющих и управляемых (если не принимать во внимание вырожденные клеточки из одного человека.) Оно является неустранимым источником материального и социального неравенства людей, так как управляющие, в принципе, вознаграждаются лучше, чем управляемые. И положение их престижнее положения управляемых. Определяющим признаком клеточки является то, люди здесь повышают свою квалификацию, добиваются успеха, делают карьеру, короче говоря - выполняют свои жизненные основные функции и приобретают за это средства существования.
Далее автор выделяет два аспекта, которые присущи любой клеточки - деловой и коммунальный. Хотя эти стороны можно выделить только в абстракции, но преобладание того или иного аспекта существенно влияет на тип общества.
Эти стороны обусловлены разными причинами и определяют совершенно разные принципы, которые заставляют действовать индивида в диаметрально противоположных направлениях.
Коммунальный аспект складывается из того, что людям в силу различных причин приходиться осуществлять вместе. Чтобы выжить в окружении себе подобных, человек вольно или вынужден следовать некоторым правилам: меньше дать - больше взять, меньше зависимости от других - больше зависимых от тебя, меньше риска - больше почёта и т.д.
Деловой аспект определяется интересами дела. Здесь неумолимо действует такой принцип - наибольший результат с наименьшими затратами.
В Западном обществе на клеточном уровне, а значит и в рамках государства решающе преобладает деловой аспект. Носителем принципов делового аспекта является некий абстрактный человек, которого Зиновьев называет западоидом. Этот тип человека сложился не сразу, а прошел длительный, путь. Причём появление этого типа человека не обусловлен, какой либо необходимостью. Раз одномоментно существуют другие типы людей и другие типы цивилизации, то говорить о необходимости не приходиться - всё необходимое действительно, но всё действительное необходимо. Этот тип человека и породил современное западное общество с общими чертами, присущим многим западным странам, составляющим ядро современной цивилизации. Эти общие черты автор называет западнизмом.
В деловых клеточках западнизма нет никакой внутриклеточной демократии. Внутри клеточек царит трудовая дисциплина, дисциплина, можно сказать, деловая диктатура. Западное общества, будучи демократически в целом, то есть политическим в целом, то есть политически, является диктаторским социально, то есть в делах клеточках. Демократия, права человека, гражданские свободы и прочие атрибуты свободного общества нужны Западу как внешняя компенсация за отсутствие их в деловой жизни. Западное государство специфически характеризуется тем, что оно является правовым. Существует мнение, будто всякое государство является правовым. К такому пониманию тяготело кантовское понимание государства как объединение людей, подчиненным правовым законам.
Верно, что никакое большое количество людей не может жить без определенных правилам (норм) поведения граждан, и что всякое государство принуждает граждан к соблюдению правил. Но характер этих правил, способ их установления, действия государства в рамках этих правил и отношение государства к ним различны в различных типах обществ. А с этой точки зрения позиция, согласно которой не всякое государство является правовым, а лишь такое, власть которого ограничена правом и осуществляется в рамках права ближе к истине.
Правовые нормы, которые зафиксированы в основных законах (конституциях) определяют статус высших органов власти. В этом смысле западное общество является правовым, а еще уже конституционным.
Идея разделения властей, как бы с нею не обходились на практике, отражает статус государства как государства правового. В стране, так или иначе, должны быть какие-то законные силы, которые следят за этим фундаментальным принципом государства.
Права человека и гражданские свободы - не пропагандистские и идеологические лозунги, а практически действующие основы для поведения людей в западном обществе. Право и поступки людей согласно этому праву образуют одну из опор западного общества. Причем это - специфическое свойство общества западнистского типа. Никакой другой тип общества не предполагает такую опору.
Из всего этого уже можно сделать некоторые выводы. Правовое государство вытекает из самой организации западного общества еще на клеточном уровне, причем как специфически западный и необходимый только для него социальный феномен. Хотя этот вывод получен на основе довольно абстрактных суждений, но логически он состоятелен и подтверждает выдвинутый в начале работы первый тезис (см. приложение 2).
Основные подходы определены. Теперь можно приступать к более детальному анализу проблемы.
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Познакомившись с различными источниками, освещавших проблемы государства и права, приходишь к выводу, что существует много трактовок термина «государство». Единого мнения здесь нет. Каждый мыслитель приводит свои весомые доводы в понимании сущности государства, критикуя своих оппонентов. Свою оригинальную трактовку этого термина мы дать пока не можем, ибо еще не являемся профессионалами в этой области. В данный момент привлекают взгляды цитируемого ранее автора. Поэтому и на этот раз без цитирования не обойтись.
В западной общественной мысли доминировало всегда представление о государстве как об общечеловеческом (неклассовом) явлении. Марксизм ввел в широкое употребление представление о государстве как об органе господствующих классов, как об орудии угнетении одних классов другими. Это представление не есть всего лишь вздор. Оно есть идеологическое преувеличение и абсолютизация лишь одного из свойств государства. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.
Государство на самом деле служит господствующим слоям, группам, классам и вообще каким - то силам общества. Последние используют государство в своих интересах. Они манипулируют должностными лицами, сами поставляют своих представителей в систему власти, особенно в её высшие этажи. Всё это так. Тем не менее, государство есть особое и самостоятельное явление сферы коммунальности. Оно есть орган целого. Оно вырастает как продукт целостности объединения людей и в интересах целостности.
Тут - центральный пункт понимания государства, а именно - понятие целостности и интересов целого …
Интересы целого и целостности в общем, виде очевидны. Это защита страны от внешних врагов, завоевания новых территорий и покорение других народов.
Охрана общественного порядка, преследование преступников, борьба против разрушительных внутренних сил, охрана денежной системы, организация почты, создание системы образования и т. д. Входит сюда и налоговая система. Но оценка государства как органа целостности общества фиксируют лишь одну сторону дела.
Государство способно выполнять функцию целостности общества лишь при том условии, что оно, будучи «уполномочено» обществом на эту роль в историческом процессе своего формирования, становится самодовлеющим социальным феноменом, существующим для себя, а не для чего-то другого, становится субъектом истории, использующим общество как в сферу и орудие своего собственного бытия.
Исходные предпосылки исследования и основные термины определены. Можно приступать к более конкретному анализу предмета нашего исследования.
2.1. Конституция
В юридической теории и практике применяются термины «основной закон» и «конституция». Причем часто эти термины употребляются как синонимы. Под основным законом подразумевается систематизированный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, являющийся правовой базой для других законов, комплексно регулирующий основополагающие государственно-правовые отношения.
Если в любом систематизированном акте, обладающим юридическим верховенством, видеть конституцию, то пришлось бы признать, что в самодержавной Российской Империи был конституционный строй. Ведь и до 1905 г. в России действовали Основные законы - ряд нормативных актов, устанавливающих основы государственности. Но до 17 октября 1905 г., бесспорно, Россия конституции не имела. Значит, эти термины не тождественны друг другу, хотя и пересекаются.
Конституция- это комплекс норм, содержанием которых является принцип народного суверенитета; основные права и свободы человека; принцип законности, обязательный для государства и иных объектов; основы государственного устройства (в федерациях - федеративный договор). Теория государства и права. \ Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2001.

Пространством, на котором выросли почти все необходимые элементы конституции, стала средневековая Англия. Англия не была одинокой в своем движении к конституционализму. Без Германии, Нидерландов, Франции и других стран континентальной Европы, мир, вероятно, не увидел бы успехов английского конституционного строительства. Вместе с тем лидерство Англии в создании конституции очевидно.
Условно первую веху в образовании конституции можно обозначить 1215 годом - датой подписания Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей.
Франция и США впервые облекли конституцию в форму основного закона. Иногда даже говорят о том, что американская и французская конституции называют 1787 г. (принятие конституции США).
Итак, конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными признаками и свойствами.
Эти факты также подтверждают основную идею работы. Конституционный строй в передовых странах сложился эволюционным путем. На это потребовалось несколько веков. А то, что складывалось веками - трудно сразу убрать из социальной жизни, но также сложно внести в другую социальную среду.
«Живая конституция» - произведение американской государственно-правовой науки и судебной практики. Основные положения этой концепции основаны на том, что конституция обычно устанавливается с расчетом на далекие политические перспективы, не на одно поколение.
В конституционном строении было обнаружено два элемента, каждый из которых выполняет свою функцию - статическая часть конституции и ее динамическая составляющая. В статической части конституция принципиально не изменена. Это позволяет ей оставаться собой, создает преемственность и передачу конституционного устройства от поколения к поколению.
В тоже время вокруг действующей конституции формируется ее подвижное окружение. Американское конституционное право покоится на основном законе, который на протяжении двухсот лет почти не претерпел изменений. В тоже время тесты судебных решений, относящиеся к конституционным вопросам, составляют многие тысячи страниц.
Франция со времен революции сменила несколько республиканских форм. Нынешнее Французское государство именуется Пятой Республикой. Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1. Однако неизменно авторитетным и обязательным конституционным источником остается Декларация прав человека и гражданина 1789 г. При всех текущих изменениях в британской конституции очевидна и стабильность ее основ, ее преемственность - принцип народного представительства, политическая ответственность правящей партии, конституционные права личности, правомерность как условие деятельности государственных органов.
Отсюда следует, что конституция - довольно адаптивный инструмент регулирования общественный отношений.
Ныне действующие конституции имеют разный возраст. Это дает основания разделять их на поколения.
В наше время сохраняют свое действие немногие из конституций первого поколения - это значительная часть ныне действующей британской конституции, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., конституция США, Швейцарии (1874 г.), Бельгии (1831 г.), Норвегии (1814г), Люксембурга (1868 г.). Появление конституций первого поколения ориентировочно можно ограничить периодом с 17 по конец 19 века.
Следующее поколение конституций формировалось в период до Второй мировой войны. Конституция Финляндии принималась частями с 1919 по 1922 г. г.
Усилился процесс унификации, заимствования зарубежного теоретического материала и практического опыта. Конституции второго поколения стали более развернутыми, подробными и похожими друг на друга. Наиболее типичным образом конституционного творчества этого периода стала Веймарская конституция, разработанная профессором Гуго Пройсом и принятая Германией в 1919 году.
Конституционным новшеством стало закрепление некоторых социально-экономических прав. Это произошло под очевидным влиянием мирового социалистического движения и как реакция на победу большевиков в России. Теория государства и права \ Под ред. Г.Н. Манова. М., 2001.

В этот период была конституционно закреплена современная версия свободы совести - полная секуляризация, запрет государственной религии. Прежде также признавалась свобода вероисповеданий, действовал режим религиозной терпимости, позволявший человеку сделать духовный выбор, но вопрос о взаимоотношениях церкви и государства не оговаривался, и нередко сохранялась государственная религия.
Третье поколение составляют конституции послевоенного периода. Обращает на себя внимание подробность, с какой они излагаются. Стали более разработанными и вместе с тем взвешенными, осторожными положения социальной направленности. Современные конституции нередко декларируют социально-экономические программы и права, но не стремятся связывать себя определенными, юридически конкретными обязательствами. Например, если закреплено право на труд, то конституция подразумевает под ним, скорее свободу поиска работы, выбора профессии и некоторые действия государства, но не гарантируют занятость и зарплату для всех.
Взаимообмен государственно-правовым опытом привел к тому, что сходство конституций еще больше возросло. Почти все они начинаются с раздела о правах и свободах, провозглашают принцип правового государства, используют общую терминологию. Характер конституционного регулирования стал интернациональным.
Эти данные подтверждают последний тезис работы, говорящий о том, что началась интенсивная интеграция западных стран в единое социальное целое с тенденцией к образованию глобального общества во главе с западом.
Конституции классифицируются также по структуре или по форме, в которой они выражены.
Большинство действующих конституций имеют форму единого систематизированного основного закона.
Существует группа конституций, структура которых образована несколькими конституционными законами (Израиль, Канада). В конституцию Финляндии входят акт о правлении (1919 г.), Закон о высшем суде (1922 г.), Парламентский устав (1928 г.), которые дополнены другими нормами конституционного содержания; Конституцию Швеции образуют три основных закона (о форме правления, о престолонаследовании и о свободе печати).
В Великобритании и Новой Зеландии конституция не имеет определенной структуры, позволяющей по формальным признакам отдалить ее от других юридических норм. Логическими приемами правоведы выделяют группу источников, значение и важность которых ограничивает их от других источников системы права. Но в обыденном сознании англичан, в правоприменительной деятельности понятия конституции и права совпадают, отождествляются.
В государствоведении сложилась традиция, подразделяющая конституции на «писанные» и «неписанные». Она не позволяет составить точное представление о форме и структуре конституции. Первоначально она обозначала разницу между конституциями в форме основного закона и не имеющими таковой. Но конституции, образованные серией законодательных актов, все же имеют письменную форму. Поэтому впоследствии некоторые авторы стали причислять их к писаным конституциям, а другие по-прежнему считали, что такие конституции относятся к неписанным.
В зависимости от происхождения конституции они делятся на оригинальные и заимствованные.
Страны, имеющие оригинальные конституции, не обязательно применяют только национальный опыт при их создании. Но они совершенно определенно имеют собственную конституционную традицию и используют ее при составлении конституций. Такой традицией обладают Англия, Германия, Нидерланды, Швейцария, Скандинавские страны, США. Конституции этих стран являются в большей или меньшей степени оригинальными.
Другие государства развивали государственность по альтернативному пути и собственную конституционную теорию и практику не сформировали.
Значит в этих (не западных), Конституция являлась необходимым элементом государственного функционирования. Если страны, не имеющие конституционных традиций, захотят перенять опыт запада, то насколько они уподобятся ему? В какой степени население этих стран достигнет западного уровня благосостояния? Станут ли подражающие страны равноправными партнёрами запада?
Многочисленные факты истории показывают, что западу в качестве условия выживания и нормального функционирования нужны народы более низкого порядка или политически или экономически подчинённые ему. Ядро лидирующих западных стран уже сформировалось. Место наверху занято. Рассчитывать, что туда просто так пустят кого-то ещё, не приходится.
2.2. Права человека и их гарантии
В западных странах полагают, что права человека являются естественными, свойственны его сущности и не происходят от власти. Характерно, что многие движения свобод, например в Англии , были основаны на идее «восстановления» прав, даже если эти права нигде раньше не были зафиксированы .
Если права принадлежат человеку в силу его естества, то их источником нельзя считать государство. Личность не обязана государству своей свободой. Из этого следует, что функция государства состоит главным образом том, чтобы оградить свободу личности от посягательств, а также установить некоторые ограничения и рамки, упорядочивающие осуществления прав. Свобода может иметь свои излишества. Отрицательные проявления, тогда как ни один человек не имеет естественного права подавлять нравственную личность другого насильственными средствами. Поэтому государство должно определять пределы безопасного пользования свободой. Но свобода, за теми изъятиями, которые установило государство, принадлежит человеку.
Эта позиция своим следствием имеет принцип правового регулирования, который называют общедозволительным.
Самым распространённым определением данного принципа является данная фраза: разрешено всё, что не запрещено законом.
Общедозволительный принцип возводит в закон положение, по которому все требования, обременяющие человека, должны быть непременно предварительно опубликованы. До тех пор, пока это условие не выполнено, закон или нормативный акт администрации не имеют обязывающей силы.
Общедозволительному принципу противостоит другой, по которому человек не имеет прав, рождённых с ним и неотъемлемых от него. Права расширяет государство. Этому принципу следуют социалистические страны. Наконец, друг другу противопоставлены принцип юридического баланса индивидуальных и общих (государственных) интересов и принцип господства общества и государства над личностью.
Если общество, государство, правовая традиция признают человеческую свободу высшей ценностью, то у них нет оснований, считать свои интересы бесспорными со свободой отдельного человека. Конфликт между общественным и частным возможен, однако его исход в пользу общества и государства не предрешён.
Общество само заинтересовано в поддержании и охране индивидуальной свободы. Преамбула Конституции Мичигана прямо заявляет, что весь народ штата несёт ответственность перед каждым гражданином за то, чтобы господствовало право. Разногласия между личностью и интересами общества, в конечном счете, составляют спор между одним обладателем прав и несколькими многими лицами, образующими общество. Если этот спор получает правовую форму, то численное превосходство одной стороны само по себе не может быть основанием к разрешению разногласий в её пользу.
Принцип баланса интересов большинства и прав человека обнаруживается в судебной практике США. Когда негр Джеймс Мередит добился в суде права на зачисление в университет, губернатор Р. Барнетт заявил, что штат Миссисипи «не пойдёт наповоду у злонамеренных элементов». Негодующая общественность не давала Джеймсу дороги в университет. И тогда президент Кеннеди послал в Миссисипи войска для защиты права личности от посягательств государства (штата) и общества. Правда, чем закончилась карьера президента Кеннеди, известно.
Социалистические государства руководствуются другим принципом. Вполне откровенно приоритет государства над личностью обосновал Ж. - Ж. Руссо; «Суверен образуется лишь частных лиц, у него нет, и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; и даже если суверен говорит человеку «Государству необходимо, чтобы ты умер», он должен умереть...» Руссо Ж-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей (1755) \\ Избранные сочинения в 3-х тт. М., 1961.
И.В. Сталин и другие лидеры коммунистических стран почитывали Руссо и часто применяли на практике этот тезис великого мыслителя. Впрочем, тоже самое практиковали и яркие деятели западных стран, например - Наполеон и Гитлер.
Теперь определим, что такое права и свободы.
Право- это возможность лица совершать конкретное юридически значимое действие. Например, правом является возможность участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность.
Свобода- это возможность совершать все виды юридически значимого поведения в определенной области, за теми изъятиями и ограничениями, которые оговорены законом. Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы своего общения с религией либо придерживается атеистических убеждений.
Разница между правами и свободами весьма условно. Понятие свобод порою раскрывается в законе через перечисление наиболее употребляемых прав, с помощью которых свободу можно реализовать.
По способу осуществления и защиты права и свободы делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными являются те права и свободы. Которым противостоит (соответствует) всеобщий, обращенный к третьим лицам и государству, запрет препятствовать их осуществлению. Многие абсолютные правомочия определены в законе именно через запрет посягательства на них. Например, личная неприкосновенность, право на жизнь выражается в том, что никто не может быть произвольно лишен жизни и свободы.
Относительному праву человека соответствует обязанность конкретных субъектов не просто воздержаться от нарушений, но и предпринять действия, необходимые для реализации этого права. Чтобы человек реализовал право на справедливую судебную процедуру, суд должен соблюсти процессуальные нормы, присяжные - вынести справедливый вердикт и т.д.
В зарубежной теории сложились похожие классификации прав. Так американцы, а затем и международные организации обозначили группу «фундаментальных прав» (в Основном законе ФРГ - «основные права»)
Фундаментальные права образуют наиболее важное пространство личной свободы. Эти права не только определяют существо правового статуса, но и составляют правовую основу конституционного строя. Их защита является главной задачей конституционного государства. Оно обязуется обеспечивать и охранять эти права, безусловно, независимо от политических и прочих обстоятельств. Так, право на жизнь, свободу и собственность считается абсолютно императивным. Государство не может ограничивать объем этих прав, кроме случаев, когда вводиться чрезвычайно или иное особое положение.
Примерный перечень фундаментальных прав содержится в первых конституционных документах, и в течение последних двух столетий он существенно не изменился. До сих пор «естественными и неотъемлемыми» считаются право на личную неприкосновенность, свободу собраний и ассоциаций, презумпция невиновности, избирательное право, свобода слова.
Закрепление фундаментальных прав означает, что существуют и такие правомочия, которые основными не являются. Демократическое государство, как правило, не принимает на себя бесспорную обязанность гарантировать переменные права. Так, в США не ратифицировали Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В части, закрепляющей право на труд. Американское государство не нашло счесть возможным гарантировать соблюдение этого права силой закона и правосудия. Даже в статье 23 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., закрепляющей, казалось бы, бесспорно право неполноценных детей на помощь государства, сделана оговорка, что такую помощь государство оказывает «при условии наличии ресурсов».
Французская Декларация 1789 г. Провела разграничение между правами человека и гражданина. Эта классификация по-прежнему в ходу. Права человека признаны за любым лицом, считаются неотъемлемым свойством личности. Некоторые из прав, оформляющие участие лица в политике и управлении государством, прежде всего избирательное право, относятся только к гражданам. Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1.

«Неграждане» составляют значительный процент населения Запада, и об их положении поговорим чуть позднее.
Теперь рассмотрим вопрос о гарантиях прав и свобод.
Гарантиями называются средства, условия и способы, обеспечивающие соблюдения, реализацию и охрану прав человека.
В зависимости от содержания и механизма действия гарантии делятся на социальные, экономические и политические.
Социальные гарантии представляют собой совокупность общественных устоев, отношений, традиций, способствующих реализации прав человека, образующих атмосферу свободы, уважения личности. Например, в средневековой Англии наблюдалось такое явление, как отказ платить сборы, установленные без согласия парламента, то есть нарушение «древних вольностей и привилегий » англичан.
В сознании американцев довольно прочно утвердилась идея личной свободы и готовность её защищать. Так, в1981 году американцы обращались в суды штатов или участвовали в них по 120 миллионам дел и в большинстве случаев пользовались помощью адвокатов.
К экономическим гарантиям относятся материальное состояние страны, система отношений собственности. Осуществить социально - экономических и культурных прав прямо зависит от размеров национального богатства. Для выплаты пенсий, содержания школ и больниц, служб занятости и строительства жилья государству нужны деньги, и источник их получения - экономика.
Многопартийность, разделение (демонополизация) власти, развитое самоуправление образуют политическую среду, способствующую реализации прав человека, участию граждан в управлении делами государства и общества, защите личных и групповых интересов.
Юридические гарантии делятся на нормативные и институциональные. Права и свободы нормативно обеспечены при условии, если в стане развитая система юридического регулирования, поддерживающая принципы личной свободы. К нормативным гарантиям относятся также установленные законом или фактически сложившиеся правила, ограждающие права человека от нарушений. Одной из таких гарантий является презумпция невиновности. Она обеспечивает целый комплекс прав личности: право на жизнь, свободу, собственность, справедливое правосудие и другие.
Презумпция невиновности хотя бы внешне ограждает граждан от государства и общества, которое не отказалось бы преследовать лиц, в виновности которых они убеждены, хотя и не располагают достаточными и законно полученными доказательствами.
Соблюдение прав человека гарантируют нормы, предписываю-щие государству информировать граждан о своей деятельности. Первым и самым важным проявлением этой гарантии стало правило, обязывающее государство в доступной форме сообщать об изданных законах, налагающих на человека обязанности и запреты. Впоследствии право на информацию стало более обширным. Свобода печати, открытость судов, парламентских слушаний и государственных учреждений расширяют область свободного доступа к информации. По закону о свободе информации 1966 года, принятому в США, лицо вправе запросить орган управления о любой информации, а тот обязан в течение 10 дней предоставить ее либо дать мотивированный отказ, если закон запрещает публич-ное распространение сведений.
Человека интересуют не только общезначимая информация, но и сведения, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.