Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 115764


Наименование:


Курсовик Специфика социальной работы с детьми и семьями группы риска в ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Аргун

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.03.2019. Год: 2017. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
Раздел 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА 8
1.1 Сущность социальной работы с детьми и семьями группы риска 8
1.2 Причины попадания семей в группу риска 12
1.3 Дети группы риска и их психологические особенности 16
Раздел 2 .ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И
СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА 23
2.1 Технологии социальной работы с детьми и семьями группы риска 23
2.2..Опыт социально-педагогической работы с детьми группы
социального риска (на примере ГКУ «Комплексный центр
социального обслуживания населения» г.Аргун 30
2.3 Профилактика девиантногоповедения детей группы риска 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Приложение 1 51


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема работы с семьями группы риска носит сложный характер и является востребованной для современного общества.
Семья – это объединение людей, основанное на браке и кровном родстве. Одной из самых важных ценностей для человека является семья. Семья представляет собой основную ячейку общества. Однако на сегодняшний день понятие семьи переживает сложный период. Увеличивается число разводов, растет детская преступность. Все большее число детей рождается вне брака. В семье теряют значимость моральные ценности. Дети подвергаются насилию. Увеличивается число самоубийств среди детей.
В научной литературе нет единого определения понятия семья группы риска. Разные авторы понимают его по-своему. Семьи группы риска также называют неблагополучными семьями, аморальными.
Семьей группы риска принято считать такую семью, в которой нарушены нормальные взаимоотношения между родителями и ребенком. Семьи группы риска больше других подвержены воздействию отрицательных факторов со стороны общества.
Число семей группы риска на сегодняшний день неуклонно растет. Это происходит в связи с тем, что родителям в таких семьях не хватает средств к существованию, они имеют пагубные вредные привычки, занимаются лишь собственной жизнью, забывая уделять время воспитанию детей.
Поведение родителей, их образ жизни, речь, все это оказывает влияние на психику ребенка и формирование его личности.
Определить в какой семье воспитывается ребенок можно по его эмоциональному состоянию. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях отличаются низкой самооценкой, замкнутостью, агрессивностью, проявлением беспокойства. Это затрудняет их налаживание контактов с окружающими.
Ребенок, оказавшись в трудной жизненной ситуации, не в состоянии решить свои проблемы без помощи окружающих. Не зная к кому обратиться, ребенок чувствует себя одиноким. Таким детям необходимо своевременно обратиться к помощи специалиста, чтобы не дать его проблемам приобрести более тяжелый характер.
Для реабилитации таких семей необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи семьям группы риска.
Большинство неблагополучных семей сомневаются, что в их жизни возможны перемены к лучшему. Задача специалиста состоит в том, чтобы вызвать доверие такой семьи и помочь им вернуться к нормальной жизни.
Объектом исследования выступает система социальной работы с детьми и семьями группы риска.
Предметом исследования являются технологии социальной работы с детьми и семьями группы риска.
Цель данного исследования – выявить специфику социальной работы с детьми и семьями группы риска в ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Аргун
Исходя из цели исследования, определяются взаимосвязанные задачи:
- определить сущность социальной работы с детьми и семьями группы риска;
- выявить причины попадания семей в группу риска;
- изучить психологические особенности детей группы риска;
- представить технологии социальной работы с детьми и семьями группы риска;
- изучить опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Аргун);
- рассмотреть меры профилактики деликтного поведения детей группы риска.
Защищаемые положения (гипотеза). Технологии социальной работы с детьми и семьями группы риска могут помочь сохранению семьи как социального института в целом и каждой конкретной семье, нуждающейся в поддержке, направленной на поддержание стабильности семьи.
Материалы и методологические основы исследования. Вопросы работы с детьми и семьями группы риска ставились в работах таких психологов — В.Н. Мясищева, В.А. Ядова, педагогов — В.А. Караковского, Л.А. Степашко и др. Следует выделить работы В.А. Караковского и А.В. Кирьяковой, в которых осмысляются сущность и педагогическая значимость общечеловеческих ценностей.Также вопросам семей группы риска посвящены работы Б.Ш Ширгалин, Л.Б Шнейдер, Л. В Мардахаев, М.В. Шакурова, Л.Я Олиференко, Р. Г. Апресян, Е. В. Змановская, Я. И. Гилинский и др.
Новизна результатов. Изучена работа в сфере социальной работы с детьми и семьями группы риска на примере ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ачхой-Мартановского района Чеченской Республики.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что представленный материал может быть использован студентами при подготовке к занятиям по курсу «социальная работа», также материал может быть представлен педагогам и специалистам в сфере образования для подготовки лекционных занятий.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют: введение,два раздела, состоящие из шести параграфов, заключение,список использованных источников и приложение.


Раздел 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА

1.1 Сущность социальной работы с детьми и семьями группы риска

Гуманистическая направленность развития современного общества и образования призвана ставить в центр педагогических усилий личность ребенка. Нормативные документы указывают на то, что все дети, включая детей с особенностями в развитии, имеют равные права на получение качественного образования и воспитания, а так же на полноценную жизнь в будущем (Конвенция ООН о правах ребенка, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании» и др.). Однако на практике многие права особенных детей ущемляются.
Работа с детьми группы социального риска должна строиться по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда должна предполагать два направления – оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, социальные гостиницы, кризисные центры) не заменят ему дом. И поэтому решением данной проблемы необходимо заняться специалистам по социальной работе для оказания необходимой поддержки и помощи.
В связи с этим необходимо взаимодействие специалистов по оказании социальной помощи и поддержки детям группы риска. Оказание помощи детям разными учреждениями и специалистами всех уровней зачастую проводиться параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата [45, c. 122].
Специалисты, оказывающие помощь и поддержку детям и подросткам группа риска, испытывают большие затруднения в работе с неблагополучными семьями, в которых живут эти дети. Рекомендации к возможным действиям специалистов при решении проблем таких трудных детей и подростков, опираются на предположение, что семья является провоцирующим фактором их поведения и особенности развития.
В начале XXI века все более актуальной становится проблема организации социально-педагогической поддержки детства, т.е. страхования рисков детства в системе образования. Однако на общегосударственном уровне социально-педагогическая поддержка пока еще не является системой страхования рисков. Очевидно, что положение, при котором на федеральном уровне отсутствует система страхования образовательных рисков детей, подростков и молодежи, в то время как сами дети группы риска в системе образования уже составили статистическую норму, не может считаться позитивным.
Проблема защиты детства в региональной системе образования многомерна и многоаспектна. В органах управления образованием происходит серьезное переосмысление накопленного опыта осуществления государственной образовательной политики в Российской Федерации и региональная корректировка ее целей, приоритетов и механизмов с учетом новых реалий. Ведь без глубокого и всестороннего анализа макросоциальных процессов вряд ли будет эффективной реализация долгосрочной стратегии образования, одной из важнейших сторон которой выступает социально-педагогическая защита детства [27, c. 56].
В настоящее время в различных регионах осуществляется значительное продвижение в направлении организации социально-педагогической поддержки детства, детей «группы риска» как системы. Это особенно существенно, поскольку эффективной системы защиты детства на общегосударственном федеральном уровне пока нет.
Фактически в каждом отдельном регионе действует свой механизм социально-педагогической поддержки детей и подростков; реализуются вариативные модели. Такой механизм стихийно сложился из ранее существовавших форм профилактики детской и подростковой преступности, защиты материнства и детства, социального вспомоществования, с одной стороны, и ряда медицинских, психолого-педагогических, экономико-юридических элементов страхования рисков детства, подростничества и юности, возникших в новой, уже постсоветской образовательной сфере - с другой.
Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.
Центральная идея большинства исследований заключается в том, что младшие школьники с особенностями развития воспитываются в неблагоприятных условиях для их социализации. Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать тот факт, что они требуют особого педагогического подхода. Школьниками «группы риска» являются дети, чьи индивидуальные особенности предопределяют критическую ситуацию или неблагоприятные обстоятельства, которые обуславливают неполноценное воспитание и развитие [19, c. 238].
Профессиональная этика – одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющая собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональная этика – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Этическими принципами социальной работы с детьми группы риска можно считать [19, c. 244]:
1. Принцип толерантности как основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска. Работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными.
2. Принцип уважения ребенка как личности. Уважение подразумевает под собой соблюдение прав ребенка. Все права подробно прописаны во «Всеобщей декларации прав человека», а так же в «Конвенции о правах ребенка»....


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалифицированной работе рассмотрены теоретические и практические основы социальной работы с детьми и семьями группы риска на примере ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Аргун .Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.
В работе рассмотрены стандарты поведения специалиста социальной работы при работе с детьми группы риска. Можно сделать вывод, что такая категория как дети группы риска требует большего внимания и ответственности со стороны социального работника.
Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых.
Следовательно, принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этнологией, то есть имеет разные социальные корни.
Задача социального педагога в работе с семьями риска – это разрешение таких кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
Можно сказать, что подростковый возраст является трудным этапом развития личности. Большинство детей попадает в группу риска именно в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.
Технологии социальной работы с детьми и семьями группы риска направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-психологической технологии.
В работе с детьми и семьями группы риска основополагающим приоритетом для специалиста становится защита прав и интересов ребенка, ограждение его от негативного воздействия семьи. Деятельность социального работника направлена прежде всего на то чтобы негативное воздействие на несовершеннолетнего было наименьшим. Специалист осуществляет помощь семье по изменению ее образа жизни, норм поведения, ценностей, помогает изменить взгляд на воспитание детей. Деятельность специалиста ориентирована на защиту интересов детей и помощь семьям.
Деятельность ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Аргун осуществляется по трем функциональным направлениям:
- решение общих вопросов социальной поддержки граждан;
- социальная поддержка семьи, женщин и детей;
- социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов.
Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуаций в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.
Отделение помощи семье и детям оказывает социальную поддержку семьям, детям и несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, «группе риска» или в трудной жизненной ситуации.
В отделении помощи семье и детям ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Аргун сформирована система профилактики социального неблагополучия детей, позволяющая выявить проблемы конкретной семьи и обеспечить ей необходимую поддержку и помощь.
Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения детей и семей группы риска во многом зависит от того, в какой степени все направления профилактики находят реализацию на практике. Необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосудар-ственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения в ячейках общества. В этом важнейшее назначение социальных работников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. "Семейный кодекс Российской Федерации"от 29.12.1995 N 223ФЗ(ред.от 29.12.2017)
2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
3. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. – 2015.– № 2.
4. Барсукова Т. Социально–педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. — 2013. — № 1.
5. Беличева С.А Социально–педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестн. Психосоциальной и коррекционно–реабилитационной работы. – 2015.–№ 1.
6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2012.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2014.
8. Гаврилюк Л. В. Рекомендации по работе социального педагога со студентами «группы риска» в медицинских училищах и колледжах [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014.
9. Галагузова М.А. Категорийно–понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.Науч. тр. / Отв. Ред. М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург, 2013.
10. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. — 2015. — № 1.
11. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально–психологический и психиатрический аспекты. – Минск, 2016.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 2–е издание, исправленное и дополненное. – М.: «Издательский центр «Академия», 2014.
13. Макаренко С. Профилактика полоролевых нарушений у подростков группы риска//Социальная педагогика. — 2015. — № 2.
14. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2015.
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2014.
16. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.
18. Олиференко Л.Я. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2013
19. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб практ. Пособие. – М., 2014.
20. Проскурякова М. А. Работа с семьями группы риска в ГБДОУ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки–Веди, 2014.
21. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. – М., 2015
22. Сурикова М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. — 2013. — №4.
23. Степанов В.Г. Семья и проблема «трудный детей» // Приклад. Психология и психоанализ. – 2014. – № 2.
24. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. – М., 2014.
25. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 2007.
26. Фельдштейн Д.И. Проблемы взрослой и педагогической психологии. – М., 2015.
27. Филонов Л.Б. Технология и установление контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М., 2014.
28. Харчев А.Г. Социология воспитания. О некоторых актуальных социологических проблемах воспитания личности. – М., 2013.
29. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонении в поведении. – М., 2015.
30. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2014.
31. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 2010.
32. Беляева Л.А., Беляева М.А. Категории «социальная работа» и «социально–педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. Тр. / Отв. Ред. М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 3.
33. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. – 2014. – № 2.
34. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Cоциальная педагогика. Курс лекций: учебн. пособие для студентов пед. Вузов и колледжей. – М.: Издательский цент «Академия», 2013.
35. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений. – 2–е издание. – М.: Академия, 2015.
36. Невская С.С., Невский И.А. Современные условия преодоления правонарушений несовершеннолетних // Педагогика. – 2014. – № 4.
37. Райкус Д., Хьюз Р., Социально–психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие: В 4т. ТII. Планирование и семейно–ориентированная социальная работа. – СПб. Питер, 2014.
38. Устюгова И.А, Сухогузова И.Г, Басуева Л.А, Комылятова И.В, Работа с подростками девиантного поведения. 5–11 классы: поведенческие программы, социально–психологические тренинги — Волгоград: Учитель, 2013.Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социально помощи и поддержки // Приклад. психология и психоанализ. – 2012. – № 2.
39. Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Методика работы с детьми группы риска. М:., 2015.
40. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов Вуза / под ред. Б.Н. Алмазов. – М.: Академия, 2014.
41. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
42. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. Учеб. заведений /Под ред. С.А. Смирнова. М., 2009.
43. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2013.
44. Социальный педагог: Квалификационные характеристики и учебные планы подготовки специалиста / Под ред. М.А. Галагузовой, Д.М. Комского. – Екатеринбург, 2014.
45. Дети России: насилие и защита. — М., 2013.
46. Детская беспризорность. (Предупреждение и борьба с ней). — М., 2013.
47. Детство. Краткий словарь-справочник. – М., 2013.
48. Официальный сайт Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики [Электронный ресурс]
49. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом//Школа социальных педагогов и социальных работников. — М., 2015.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.