Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 115765


Наименование:


Лекция Пневмонии

Информация:

Тип работы: Лекция. Предмет: Медицина. Добавлен: 20.03.2019. Год: 2018. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПНЕВМОНИИ

1. Определение. Этиология. Классификация пневмоний.
2. Клиническая картина крупозной пневмонии, стадии течения. Диагностика.
3. Клиническая картина очаговой пневмонии. Диагностика.
4. Принципы лечения пневмоний.
5. Кровохарканье и легочное кровотечение.
6. Особенности пневмонии у беременных.
7. Сестринский процесс при пневмониях.

1. Определение. Этиология. Классификация пневмоний
Пневмония – острое инфекционно-воспалительное заболевание легких с вовлечением в процесс всех структурных элементов легочной ткани с обязательным поражении альвеол и развитием в них воспалительной экссудации.
Как любое инфекционное заболевание пневмония возникает в условиях суперинфекции или высоких болезнетворных качеств микроорганизмов с одной стороны. С другой стороны необходимы предрасполагающие факторы, снижающие устойчивость организма к инфекции или нарушающие защитные и дренажные функции бронхов. К таким факторам относятся: переохлаждение, переутомление, курение, алкоголизм, сердечная недостаточность, обструктивные поражения бронхов, неблагоприятная экология, лечение иммунодепрессантами, истощение организма, старческий возраст.
Микроорганизмы проникают в легочную ткань одним из четырех путей:
? аспирацией секрета из ротоглотки – основной путь инфицирования респираторных отделов легких;
? вдыханием аэрозоля, содержащего микроорганизмы;
? гематогенным распространением микроорганизмов из внелегочного отдаленного очага инфекции;
? лимфогенное распространение инфекции из соседних пораженных тканей (например, абсцесс печени) или в результате инфицирования при проникающих ранениях грудной клетки.
Классификация пневмоний:
1. Этиологические группы пневмоний: бактериальные, вирусные, орнитозные, микоплазменные, грибковые, смешанные.
2. Варианты пневмоний в зависимости от эпидемиологических условий возникновения:
А. Внебольничная (амбулаторная, домашняя) – пневмония, приобретенная вне лечебного учреждения. Встречаются чаще всего. Вызывается любыми микроорганизмами, но наиболее часто пневмококком, гемофильной палочкой, микоплазмой и др.
Б. Нозокомиальная (внутрибольничная, госпитальная) – приобретенная в лечебном учреждении, которая развивается спустя 48-72 часа после госпитализации. При госпитальных пневмониях ведущую роль играет аэробная госпитальная инфекция, особенно стафилококк, синегнойная палочка, клебсиелла (палочка Фридлендера).
В. Аспирационная пневмония. Для этиологии аспирационных пневмоний характерно участие анаэробов.
Г. Пневмония у лиц с тяжелыми дефектами иммунитета (врожденный иммунодефицит, ВИЧ-инфекция). Для пневмонии у лиц с тяжелыми иммунными нарушениями характерно участие цитомегаловирусной инфекции, пневмоцист, патогенных грибов.
3. Локализация и протяженность пневмонии.
А. Односторонняя (тотальная, долевая, сегментарная, субдольковая).
Б. Двусторонняя.
4. Фаза заболевания (разгар, разрешение, реконвалесценция, затяжное течение).
К основным симптомам любой пневмонии относятся кашель, боль в грудной клетке, одышка, лихорадка, озноб, общие признаки интоксикации (головная боль, общая слабость, утомляемость и снижение работоспособности, потливость, снижение аппетита, миалгии и т.д.).
Пневмококковая пневмония (ТОЛЬКО ПНЕВМОКОККОВАЯ!) делится на крупозную и очаговую.
Тяжелое течение с высокой лихорадкой, потрясающим ознобом, выраженной интоксикацией, наклонностью к абсцедированию и образованию полостей распада наблюдается при пневмонии, вызванной стафилококком.
У больных может развиваться вирусная пневмония, чаще вызванная вирусами гриппа. Вирус гриппа поражает нервную систему и сосуды, поэтому течение обычно тяжелое. Преобладают явления интоксикации (головная боль, боль при движении глазных яблок, ломота во всем теле, боль в суставах, тошнота, рвота, бред), мучительный кашель сухой или с небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты. Возможны кровохарканье, выраженная одышка. Воспалительный процесс локализуется обычно не в альвеолах, а в интерстициальной ткани, поэтому объективные изменения в легких очень скудные. В общем анализе крови при вирусной пневмонии отмечается лейкопения.
Осложнения пневмонии: плеврит, абсцесс легкого, острая дыхательная недостаточность, инфекционно-токсический шок, ДВС-синдром, поражение других органов (острое легочное сердце, токсический миокардит, нефрит, гепатит, и др.).

2. Клиническая картина крупозной пневмонии, стадии течения
Крупозная пневмония чаще наблюдается при сильном переохлаждении. Это долевая (т.е. поражается целая доля), или плевропневмония.
Начало болезни острое: появляется потрясающий озноб, сильная головная боль, температура тела повышается до 390-400С. Вскоре из-за поражения плевры появляется боль в грудной клетке при дыхании и кашле на стороне поражения. Если в процесс вовлекается и диафрагмальная плевра, могут возникнуть боли ниже реберной дуги, симулируя острый живот. Кашель в начале сухой, а через 1-2 дня появляется кровянистая, «ржавая» мокрота.
При осмотре обращает внимание бледность носогубного треугольника, гиперемия щеки на стороне поражения, герпетические высыпания в области губ, крыльев носа, одышка, цианоз. Нередко отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания. При пальпации усиление голосового дрожания, а при перкуссии – укорочение перкуторного звука над пораженной долей. При аускультации легких в первые 1-2 дня резкое ослабление везикулярного дыхания на стороне поражения, а затем бронхиальное дыхание в проекции пораженной доли, здесь же выслушивается крепитация в стадию начала болезни и стадию разрешения. В стадию разгара болезни крепитация исчезает.
Со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдаются тахикардия, могут быть нарушения ритма и проводимости.
Поражение нервной системы проявляется бессонницей, головными болями, раздражительностью, а в более тяжелых случаях – возбуждением, спутанностью сознания, бредом, менингиальными симптомами.
Аппетит снижен, отмечаются боли в животе, обложенность языка, запоры.
Уменьшается диурез, повышается относительная плотность мочи, могут появиться белок, цилиндры, единичные эритроциты.
К концу недели обычно снижается температура, общее состояние улучшается, уменьшается головная боль, тахикардия, одышка. Кашель беспокоит меньше, но увеличивается количество мокроты, которая отделяется легче, теряет ржавый цвет, светлеет.
При исследовании крови отмечается высокий нейтрофильный лейкоцитоз, ускорение СОЭ. На рентгенограммах при крупозной пневмонии определяется гомогенное (однородное) затемнение соответственно пораженной доле.

3. Клиническая картина очаговой пневмонии
При очаговой пневмонии (сегментарная, бронхопневмония) поражаются мелкие дольки легкого, которые иногда сливаются между собой (сливная пневмония).
Начало очаговой пневмонии может быть острым или постепенным на фоне продромальных явлений. Симптомы интоксикации и повышение температуры тела не так выражены, как при крупозной. Беспокоят утомляемость, немотивированная слабость, потливость, головная боль, кашель, вначале сухой, далее (по мере разрешения) со слизисто-гнойной мокротой. Боль в грудной клетке появляется при расположении патологического очага рядом с плеврой. У пожилых и ослабленных больных температура может оставаться нормальной или повышаться незначительно.
Объективные признаки не всегда постоянны. Дыхание в зоне поражения чаще всего жесткое, может выслушиваться крепитация, но чаще влажные мелко-пузырчатые хрипы на ограниченном участке.
При лабораторном исследовании выявляют меньшую выраженность признаков воспаления, чем при крупозной пневмонии. При рентгенологическом исследовании определяются очаги затемнения различных размеров и интенсивности.

4. Принципы лечения пневмоний
Постельный режим соблюдается весь период лихорадки и интоксикации. Затем режим расширяется: полупостельный, палатный. Помещение должно быть светлым, хорошо проветриваемым.
В остром периоде болезни при отсутствии сердечной недостаточности следует рекомендовать пациенту употреблять около 2,5-3 л жидкости: слегка подкисленную минеральную и кипяченую теплую воду с лимоном, клюквенный морс, фруктовые соки, настой шиповника, отвары отхаркивающих трав (мать-и-мачеха, корень солодки, аира, чабрец и др.). Кровоостанавливающим действием обладают травы: пастушья сумка, крапива. В первые дни диета состоит из разнообразных, легко усваивающихся продуктов с достаточным количеством белка (с мокротой при кашле теряется белок). Курение и алкоголь запрещаются.
Комплексное лечение пневмоний включает:
1. Этиотропная терапия (воздействие на пневмококки и другие возбудители) – антибиотики с учетом чувствительности. Чаще всего назначают антибиотики пенициллинового ряда, воздействующие на пневмококк (амоксициллин, амоксиклав, аугментин), а также респираторные фторхинолоны (таваник, авелокс), цефалоспорины (цефуроксим аксетил и др.), макролиды (азитромицин и др.). Антибиотики назначают на весь период лихорадки + еще 3-4 дня. Амбулаторным больным антибиотики назначают в таблетках, а тяжелым больным – парентерально. При вирусных пневмониях назначают противовирусные препараты: тамифлю, занамивир, арбидол, ингаверин, интерфероны и др.
2. Восстановление дренажной функции бронхов: отхаркивающие (способствуют отхождению мокроты и откашливанию) и муколитические (разжижающие мокроту) средства (ацетилцистеин, бромгексин, амброксол и др.).
3. Антиоксидантная терапия (витамин Е) и препараты, укрепляющие сосудистую стенку (аскорбиновая кислота, рутин, аскорутин).
4. При присоединении плеврита включают короткие курсы противовоспалительной терапии нестероидными средствами (парацетамол, диклофенак и др.).
5. Симптоматическая терапия: жаропонижающие (парацетамол, брустан, ибуклин), дезинтоксикационные средства (обильное питье, в/в капельно дезинтоксикационные растворы).
В настоящее время отсутствуют соответствующие доказательства целесообразности назначения различных биогенных стимуляторов, антигистаминных препаратов, витаминов, иммуномодуляторов при внебольничной пневмонии.
Физические методы воздействия применяют сразу после нормализации температуры: УВЧ на область очага; микроволновая СВЧ-терапия в период рассасывания инфильтрата (ускорение рассасывания); индуктотермия в период разрешения пневмонии; амплипульс терапия (улучшение дренажной функции при затяжном течении).
Прогноз при своевременно начатой и рациональной антибиотикотерапии при пневмонии в большинстве случаев благоприятный, выздоровление наступает в конце 3-й – начале 4-й недели болезни. После перенесенной пневмонии обычно остается участок пневмосклероза – разрастание соединительной ткани в легких.
Пациенты, перенесшие пневмонию без осложнений, диспансерно осматриваются через 1, 3, 6 мес.

5. Кровохарканье и легочное кровотечение
Кровохарканье – выделение с кашлем крови в виде прожилок или равномерной примеси ярко-красного цвета. Выделение большого количества крови (более 50-100 мл за сутки) свидетельствует о легочном кровотечении. Однако разделение на кровохарканье и легочное кровотечение относительно. Всякое кровохарканье является признаком неотложного состояния, т.к. никогда нельзя с уверенностью сказать, что вслед за незначительным кровохарканьем не возникнет обильное легочное кровотечение. Провоцирующими факторами могут служить физическая нагрузка, инфекция, инсоляция, снижение атмосферного давления.
Наиболее частыми причинами легочного кровотечения и кровохарканья являются следующие заболевания: туберкулез легких, бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого, новообразования легких и бронхов, пневмонии, инфаркт легкого и др.
Кровь при легочном кровотечении выделяется с кашлем, обычно имеет алый цвет, пенистая. Обследование больного с кровохарканьем должно начинаться с полости рта и носоглотки, что позволяет исключить источник так называемого ложного кровохарканья, обусловленного стоматитом, абсцессом миндалин, геморрагическим диатезом и др. внелегочными причинами.
Основные принципы лечебной тактики при легочном кровотечении:
1. По возможности, успокоить больного, не применяя седативные средства и транквилизаторы.
2. Придать больному положение полусидя или лежа на больном боку. Больному нужно дать полотенце, почкообразный тазик.
3. Сократить до минимума разговор с больным.
4. Положить пузырь со льдом на грудную клетку или давать проглатывать мелкие кусочки льда.
5. Подавлять возникающий кашель, для чего используют противокашлевые средства: таблетки кодеина, тусупрекс, либексин.
6. При обильном, угрожающем жизни легочном кровотечении, гемостатическая терапия: 2-4 мл в/м или в/в дицинона или в/в капельно 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты.
7. При массивном кровотечении и появлении признаков гиповолемии (снижении АД) для восполнения объема циркулирующей крови в/в капельно вводятся коллоидные (полиглюкин и др.) или солевые растворы.
8. После оказания неотложной помощи, стабилизации пульса и АД больной подлежит обязательной госпитализации в хирургическое отделение. Транспортировка на носилках с обеспечением полного покоя и с приподнятым головным концом.

6. Особенности пневмонии у беременных
Течение пневмонии у беременных нередко бывает более тяжелым в связи с естественным в этот период уменьшением дыхательной поверхности легких, высоким расположением диафрагмы, приподнятой увеличенной маткой и ограничением вследствие этого дыхательных движений легких, дополнительной нагрузкой на сердечно-сосудистую систему. Однако оно может быть и стертым: без высокой температуры, выраженных явлений интоксикации, патологических изменений в крови, что затрудняет диагностику. Окончательный диагноз может быть поставлен только после аускультации легких, клинического анализа крови (лейкоцитоз и ускорение СОЭ) и, в недостаточно ясных случаях, – после рентгеновского исследования легких, которое можно произвести после 10 недель беременности.
Пневмонию, как правило, удается вылечить, поэтому она не является противопоказанием для продолжения беременности. При развитии пневмонии незадолго до родов врачи стараются по возможности отсрочить развитие родовой деятельности, так как родовой акт может быть опасен в связи с воздействием токсико-инфекционных факторов на нервную и сердечно-сосудистую системы женщины. При наличии выраженной дыхательной недостаточности роды ведут по индивидуальному плану. Роды на фоне пневмонии чаще всего протекают без осложнений.
Все беременные с подозрением на пневмонию должны быть госпитализированы. Главное в лечении – выбор антибиотика, его дозы и способа введения в организм. Кроме антибиотиков используются препараты, расширяющие бронхи, витамины и отхаркивающие средства. Следует иметь в виду, что несвоевременный и беспорядочный прием антибиотиков при воспалении легких опасен. Он приводит к развитию дисбактериоза, подавлению иммунитета и в результате – к осложнениям.

7. Сестринский процесс при пневмониях
1 этап – сестринское обследование. Выяснение жалоб, обстоятельств возникновения болезни. При осмотре медсестра обращает внимание на внешний вид пациента, измеряет температуру тела, определяет ЧДД, пульс, АД.
2 этап – определение проблем пациента.
Настоящие проблемы (или возможные сестринские диагнозы):
? нарушение потребности дышать – инспираторная или смешанная одышка вследствие выключения из акта дыхания доли или участка легкого;
? боль в грудной клетке при дыхании и кашле из-за вовлечения в патологический процесс плевры;
? лихорадка;
? сухой кашель;
? влажный кашель.
Психологические: дефицит знаний о своем заболевании; беспокойство из-за невозможности работать; недооценка своего состояния; недоверие к медперсоналу.
Потенциальные: абсцедирование процесса; дыхательная недостаточность; острая сосудистая и сердечная недостаточность.
3 этап – планирование сестринских вмешательств. При планировании ухода используются модели В.Хендерсон (выполнение назначений врача) и Д.Орэм (побуждение пациента к самоуходу).
Действия медицинской сестры при решении проблем пациентов с пневмонией
Проблема Действия медсестры
1. Потенциальная угроза здоровью из-за дефицита информации о факторах риска, возможных осложнениях, подготовки к исследованиям Дать пациенту и его близким необходимую информацию, провести беседу с пациентом о факторах риска болезни.
Срочно сообщить врачу, если появились кровохарканье или легочное кровотечение.
Проводить подготовку больного к врачебным манипуляциям: плевральной пункции, рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям, исследованию ФВД.
2. Озноб из-за начинающейся лихорадки (1-й период лихорадки) В первый период (период нарастания температуры) уложить пациента в постель, согреть: тепло укрыть, положить теплые грелки к ногам, дать горячее питье
3. Жар из-за высокой температуры тела (2-й период лихорадки) Организовать индивидуальный пост, обеспечить динамическое наблюдение за пациентом (t0, кожные покровы, ЧДД, пульс, АД, диурез, общее и психическое состояние, соблюдение режима). Раскрыть пациента. Холодный компресс на голову из сложенной вчетверо и смоченной в растворе уксуса (2 стол. ложки на 0,5 л воды) салфетки или полотенца. Возможно подвесить пузырь со льдом на 7-10 см над головой пациента на 20 минут, через 15 минут можно повторить. Поить обильно соками, морсами, минеральной водой, кормить 6-7 раз в день небольшими порциями свежей легкоусвояемой пищей, регулярно проветривать палату, соблюдать личную гигиену пациента (обтирания водным раствором спирта, смена нательного и постельного белья, протирают и смазывают губы любым жиром (вазелиновым маслом)). Приготовить для в/м введения 2 мл 50% раствора анальгина и 1мл 1% раствора димедрола (ввести по назначению врача).
4. Слабость, потливость, головокружение из-за резкого (критического) снижения температуры тела (3-й период лихорадки) Создать пациенту положение в постели с приподнятым ножным концом, приложить к ногам и рукам грелки, дать теплый крепкий чай или кофе, обеспечить динамическое наблюдение за пациентом (цвет кожи, пульс, АД, ЧДД, t0). Менять нательное и постельное белье по мере необходимости
5. Неумение откашливать мокроту, затруднение дыхания из-за неэффективного очищения дыхательных путей Обучать пациента дыхательным и дренажным упражнениям. Рекомендовать делать часто по 4-5 глубоких вдохов и выдохов в течение дня. Приобрести любую надувную детскую игрушку и рекомендовать несколько раз в день надувать ее (это способствует расширению бронхов, увеличению эвакуации мокроты и улучшению газообмена в легких)
Необходимо обучить пациента гигиене кашля: нельзя кашлять в непосредственной близости от окружающих, а если кашель невозможно подавить, то мокрота не должна попасть на находящегося рядом человека; нельзя плевать на пол, потому что мокрота высыхает и болезнетворные микробы попадают в воздух.
Если пациент не может самостоятельно откашливать мокроту, м/с шпателем, обернутым в салфетку, смоченную дезраствором, протирает полость рта, удаляя мокроту, или пользуется баллончиком для отсасывания мокроты.
Вводить антибиотики в строго назначенное врачом время!
6. Неумение пользоваться плевательницей Обеспечить пациента индивидуальной плевательницей, заполненной на 1/3 дезинфицирующим раствором, а также раствором для полоскания рта. Обучить пациента правилам сбора мокроты в индивидуальную плевательницу. Осуществлять контроль за количеством и характером выделяемой мокроты.
7. Отказ или неумение занимать дренирующее положение Провести беседу с пациентом о роли дренажного положения в улучшении состояния его здоровья. Обучить пациента приемам дренажного положения.
8. Затруднение дыхания в горизонтальном положении Провести беседу с пациентом о необходимости нахождения в вынужденном положении. Помочь пациенту принять положение с возвышенным головным концом, подложив подголовник или несколько подушек, а при наличии функциональной кровати поднять ее головной конец. Регулярно проветривать палату. По назначению врача провести оксигенотерапию. Контролировать своевременный прием лекарственных препаратов. Обеспечить динамическое наблюдение за пациентом (t0, кожные покровы, ЧДД, пульс, АД). При нарастании одышки медсестра должна сообщить об этом врачу, освободить грудь больного от стесняющей одежды и тяжелого одеяла; увеличить доступ свежего воздуха.
9. Боязнь двигаться из-за усиления боли в грудной клетке и одышки Успокоить пациента. Помочь пациенту принять удобное положение (чаще на «больном» боку для уменьшения боли). По назначению врача поставить горчичники, банки, сделать йодную сетку, применять анальгетики и противокашлевые средства (либексин, тусупрекс).
10. Нарушение сна из-за одышки и кашля Создать условия для полноценного отдыха (постельный комфорт, чистота, тишина, свежий воздух, приподнятый головной конец кровати). По назначению врача давать или отхаркивающие, или противокашлевые средства.
11. Непонимание необходимости отказа от курения, ухудшение состояния в связи с продолжением курения, беспокойство в связи с вынужденным отказом от курения Провести с пациентом беседу об отрицательном влиянии курения на его выздоровление. Обеспечить пациента необходимой научно-популярной литературой. Психологически поддерживать пациента. Обеспечить консультацию психотерапевта. Обучить пациента методам релаксации.
12. Ограничение подвижности из-за необходимости соблюдения постельного режима, дефицит самоухода и зависимость из-за ограниченной подвижности Обучить пациента и членов его семьи методам самоухода/ухода. Ежедневно проводить гигиенический уход по стандарту.

4 этап – реализация плана сестринских вмешательств.
5 этап – оценка эффективности сестринских вмешательств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
1. Дайте определение пневмонии.
2. Назовите этиологию пневмоний.
3. Перечислите основные симптомы пневмоний.
4. Назовите основной метод диагностики пневмонии.
5. Укажите особенности течения пневмоний у беременных.



Перейти к полному тексту работы