На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Правовое положение римского гражданина. Прекращение обязательств. Замена исполнения. Прощение долга. Зачет. Обновле6ние обязательств. Смерть с одной стороны. Совпадение. Внесение предмета обязательств на хранение. Конкурс оснований.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.12.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНЕСТЕРСТВО ОБОРАЗОВАНИЯ РФ
ИППК при НГУ
РЕФЕРАТ
на тему:
"Правовое положение римского гражданина.
Прекращение обязательств"
предмет: "Римское право"
Новосибирск -2002
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РИМСКОГО ГРАЖДАНИНА 3
ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 6
Исполнение
6
Datio in solutum (замена исполнения). 6
Remissio debiti ( прощение долга ). 7
Compensatio (зачет). 8
Novatio ( обновление обязательства ). 9
Смерть одной из сторон. 10
VII. Confusio (совпадение). 11
Deposito (внесение предмета обязательства на хранение). 11
Concursus causarum ( конкурс оснований). 11
Невозможность исполнения и просрочка. 11

ВВЕДЕНИЕ
Римскому понятию права - ius - соответствует как смысл правовой нормы, правового порядка, так и представление о праве, при-надлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осу-ществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов, защищаемых правом, и в противодействии нарушению этих прав (imperare, vetare).
Каждый может пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объ-ективное право указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гаи очерчивает в двух текстах. В одном, становясь на точку зрения полноты использования прав, он говорит: "Никто не счита-ется поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом".
В другом он указывает, что это осуществление права должно находить границу в собственном разумном интересе управомоченного лица : "Мы не должны дурно пользоваться этим правом; на этом основании расточителям воспрещается управление их имуществом".
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РИМСКОГО ГРАЖДАНИНА
Римское гражданство приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.
Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или по крайней мере недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).
Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.
Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников; последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.
В III в н.э. формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.
Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права, например на допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и пр.
В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право на знало соответствующих категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.
Дееспособность человека всегда и везде прежде всего зависит от возраста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет). Impuberes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна (auctorias tutoris), которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже). Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было безусловно необходимо.
Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного обогащения.
Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, какое было до совершения сделки (так называемая реституция, restitutio in integrum) Co II в. н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя).
Источники римского права дают материал для того, чтобы определить, чем попечительство отличалось от опеки. Исторически эти два института сложились так, что опека назначалась над несовершеннолетними, а также (вплоть до классического периода) над женщинами независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.
Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действенности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12) - 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.
На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.
Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства , расточитель мог совершить только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель на мог.
В течение ряда веков существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности для женщин. В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, ни состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юстиниановской эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда.
В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamia наступала:
как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки и т.п.;
непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятий позорной профессией(например, сводничеством и т.п.).
В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначить процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права.
От personae infames отличались personae turpes - это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением personae turpes было ограничение в области наследования.
Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intesta-bilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilis, т.е. неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способность составить завещание).
ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
В римском частном праве обязательство может быть прекращено нижеследующими способами:
Исполнение
Наиболее естественным прекращением обязательства его исполнение (solutio). Исполнение является таким способом, при котором требование кредитора удовлетворяется.
Исполнение делится на несколько видов, соответствующих типу самого обязательства:
in dando - совершается акт переноса собственности;
in faciendo - должник выполняет некоторые действия, которые в результате приводят к удовлетворению требований кредитора.
in non faciendo- должник НЕ выполняет некоторые действия напротяжение указанного периода времени, что соответствует данному обязательству.
Если сделка заключалась через передачу должнику медного бруска (aes), то и освобождение осуществлялось через этот же ритуал:
Применялась и акцептиляция, то есть воображаемая уплата. Но она была применима только в тех случаях, когда было заключено в устной форме.
Важно отметить то, что обязательство может быть исполнено не только самим должником, но и любым другим человеком. Важно и то, что платить можно не только самому кредитору, но, хотя право требования принадлежит именно ему, можно заплатить тому человеку, которого кредитор назначит.
Необходимо подчеркнуть, что исполнение должно быть осуществлено в заранее обусловленном месте ( locus solutionis). Если такое место было указано в стипуляции, то должник был обязан выполнить свое обязательство именно там, где договорились. Если же этого не происходило, кредитор мог подать иск “ о том, что должно быть дано в определенном месте” ( “de eo quod certo loco dari oportet” ) Если же locus solutionis было определено альтернативно, то в случае искового заявления должник мог утверждать, что готов выполнить свое обязательство в другом месте. Таким образом, всякое исковое заявление оказывалось лишенным смысла. Однако эта проблема впоследствии была решена через введение такого термина, как “место вчинения требования”.
Datio in solutum (замена исполнения).
Замена исполнения одного обязательства на исполнение другого была не особенно распространена в Риме. Гай в своих “Институциях” пишет: “обязательство погашается преимущественно платежом должного; вот почему спрашивают, если кто с согласия верителя заплатит ему долг не тем, чем нужно по первоначальному договору, то уничтожается ли обязательство само собою, … или должник по праву остается обязанным, но может защищаться против кредитора возражением злого умысла… ?” Неясность, которая прослеживается в этом отрывке, указывает внимательному читателю на отсутствие частого применения datio in solutum. Однако то, что полемика по этому вопросу велась, уже говорит нам о его несомненной важности.
При императоре Юстиниане ( годы правления: с 527 по 565г.) было введено понятие datio in solutum nessesaria: кредитор был обязан принять имущество, для которого должник не смог найти покупателя, в качестве исполнения.
Remissio debiti ( прощение долга ).
При прошении долга в римской практике применялся воображаемый платёж посредством меди и весов (solutio per aes et libram). Этот древнейший ритуал использовался как способ прекращения обязательства как при его выполнении, так и при прощении долга.
Существовала и упрощенная форма символической уплаты ( acceptilatio ). Если кредитор захочет простить должнику ( по устному обязательству ), то он сможет достигнуть этого, если позволит должнику спросить: “ получил ли ты то, что я тебе обещал ?” и если сам ответит: “ да, я получил”.
Необходимо подчеркнуть, что таким образом в римском праве могли погашаться только те обязательства, которые были заключены в устной форме. Особый интерес представляет и то, что любое обязательство могло быть обращено в устное и прекращено посредством акцептиляции.
Среди способов прощения долга необходимо отметить pactum de non petendo, представляющий собой неформальное соглашение, по которому кредитор прощал должнику долг или полностью, или частично, либо навсегда, либо временно. Pactum de non petendo in rem представлял собой такое соглашение, по которому обязательство погашалось полностью, частичное же прощение долга имело место при transactio. При pactum de non petendo ad tempus обязательство погашалось на время, а при pactum de non petendo in perpetuum - навсегд и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.