На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности правового регулирования банковских операций приема вкладов, выдачи кредитов, а также операций кредитных учреждений с ценными бумагами с законодательством Российской Федерации. Соотношение понятий банковские операции и банковская деятельность.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Российский государственный социальный университет
Машевский
Сергей Николаевич
Проблемы правового регулирования банковских операций в Российской Федерации

Дипломная работа

студента юридического факультета

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук,

доцент Пашенцев Д.А.

Москва - 2004

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и основные признаки банковских операций

1.1. Понятие банковских операций.

1.2. Лицензирование банковских операций.

Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов банковских операций.

2.1. Операции, связанные с институтами банковского вклада и банковского счета.

2.2. Операции, связанные с институтом банковского кредитования.

2.3. Операции с ценными бумагами.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Большое значение для развития экономики имеет эффективно действующая банковская система, поскольку без банковского кредитования, осуществляемого на взаимно выгодных условиях, предприятия не будут иметь средства, необходимые для расширения и модернизации производства.
Успешность функционирования банковской системы во многом зависит от совершенства банковского законодательства, устанавливающего условия существования и деятельности кредитных учреждений, а также от норм гражданского законодательства, определяющего порядок осуществления банковских операций.
Банковское законодательство Российской Федерации страдает пробелами и недостатками, что проявляется в периодических банковских кризисах и крахах, сказывающихся на экономике в целом. В связи с этим, крайне актуальной задачей представляется изучение современного банковского законодательства, его совершенствование и модернизация.
Одной из важных проблем современного банковского законодательства является проблема правового регулирования банковских операций.
Несомненно, понятие банковских операций является одним из основных понятий современного банковского права. Кроме того, это понятие употребляется в законах, прямо не относящихся к банковской системе и банковской деятельности, в том числе, например, в Уголовном кодексе РФ (ст.172), в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п.6 ст.28) и т.д. Но парадокс заключается в том, что в современном отечественном законодательстве отсутствует официальное определение данного понятия, что на практике может сказаться на снижении эффективности реализации соответствующей законодательной воли.
Общие основы осуществления банковских операций устанавливаются банковским законодательством, но конкретные правила этих операций урегулированы Гражданским кодексом РФ, что несколько осложняет изучение особенностей соответствующего правового регулирования.
В современной правовой литературе неоднократно предпринимались попытки предложить приемлемые определения банковских операций, рассмотреть их сущность и содержание. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить труды Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина, А.М. Экмаляна, О.М. Олейник, Л.Г. Ефимовой и других.Ефимова Л.Г. Банковские операции: проблемы теории и практики.//Бизнес и банки, 1994, №9; Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1999; Тосунян Г., Викулин А., Экмалян А. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М., 1999 и др. Публикации данных авторов послужили важной методологической основой для написания настоящей дипломной работы.
Также в работе использованы научные публикации, посвященные особенностям правового регулирования отдельных, наиболее значимых видов банковских операций. Банковское право. Особенная часть. Часть 1. М., 2001; Олейник О.М. Банковский счет: законодательство и практика.//Закон, 1997, №1; Она же. Правовое регулирование банковского кредитования//Закон, 1997, №2.
Важным источником работы стало банковское законодательство Российской Федерации, в первую очередь, федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке РФ (Банке России)», «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, другие нормативные акты.
Цель работы - проанализировать особенности правового регулирования банковских операций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачи работы:
рассмотреть сущность понятия «банковские операции»;
выявить соотношение понятий банковские операции и банковская деятельность;
уточнить, какие виды банковских операций предусмотрены действующим законодательством РФ;
проанализировать особенности правового регулирования приема вкладов, выдачи кредитов, а также операций кредитных учреждений с ценными бумагами.
Структура работы определяется логикой поставленных задач. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Сущность и основные признаки банковских операций

1.1. Понятие банковских операций
Понятие банковских операций, которое является одним из основных в системе понятий банковского права, в официальных законодательных документах не зафиксировано. Это представляется серьезным пробелом, поскольку «отношения, возникающие по поводу таких операций, составляют суть, сердцевину банковской деятельности и определяющим образом влияют на предмет правового регулирования банковского законодательства…» Тосунян Г., Викулин А., Экмалян А. Банковское право. Общая часть. М., 1999, с.199.
Из анализа законодательства следует, что банковские операции являются сделками кредитных организаций. Об этом говорит ст.5 Закона о банках и банковской деятельности, в названии которой употреблено выражение «банковские операции и другие сделки кредитной организации». Но данная статья подразделяет все сделки, которые вправе осуществлять кредитные организации, на три группы: банковские операции; сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций; иные сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.153 ГК РФ, сделки - это действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Банковские операции являются сделками, которые кредитные организации осуществляют в соответствии с принципом исключительной правоспособности.
Анализ данных положений позволил Г.Тосуняну и его соавторам сформулировать следующее определение: «Банковские операции - это сделки, систематически проводимые кредитными организациями и Банком России (его учреждениями) в соответствии с принципом исключительной правоспособности, объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни, на основании:
для кредитных организаций Закона о банках и лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
для Банка России (его учреждения) - Закона о Банке России.
Правила осуществления данного вида сделок являются обязательными для кредитных организаций и устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.» Тосунян Г. Викулин А. Экмалян А. Банковское право. Общая часть. М., 1999, с.206.

Из данного определения следует, что субъектами банковских операций являются кредитные учреждения, имеющие соответствующую лицензию, и Банк России.
Объектами банковских операций могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни.
В соответствии со ст.5 Закона о банках и банковской деятельности, к банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий.
В статье также указано, что кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Таким образом, данные сделки по смыслу закона не считаются банковскими операциями. С другой стороны, анализ данной статьи закона позволил О.Олейник сделать вывод, что законодатель не разграничивает понятия сделка и операция и употребляет их как тождественные. Олейник О.М. Основы банковского права. М., 1999, с.22.
Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются
Банком России в соответствии с федеральными законами.
Закон о Центральном Банке (Банке России) определяет список банковских операций для Центробанка. В соответствии со ст.45, Центробанк имеет право осуществлять следующие операции:
1) представлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитарные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
В соответствии с данным законом, Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, банковское законодательство Российской Федерации предусматривает определенный фиксированный набор банковских операций, которые разрешено осуществлять коммерческим банкам и Банку России.
Понятие банковских операций неразрывно связано с понятием банковской деятельности.
Что касается банковской деятельности, то в современном отечественном законодательстве и официальных источниках ее определение отсутствует. Но в учебной литературе неоднократно предпринимались попытки сформулировать данное определение, что крайне важно не только в теоретическом, но и в практическом плане, потому что наличие такого “пробела тормозит работу по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства... и затрудняет правоприменение соответствующих положений... законодательных актов.” Тосунян Г.А. Викулин А.Ю. Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М., 1999, с.221.
На основе обстоятельного анализа в работе коллектива авторов дается такое определение: “В российском законодательстве под банковской деятельностью понимается предпринимательская деятельность кредитных организаций, а также деятельность Банка России (его учреждений), направленная на систематическое осуществление банковских операций (либо обусловленная ими) на основании: для Банка России и его учреждений - Закона о банке России; для кредитных организаций - специального разрешения (лицензии) Банка России, полученного после государственной регистрации кредитной организации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством”. Тосунян Г.А. Викулин А.Ю. Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М., 1999, с.227. Как видим, данное определение содержит указание на некоторые специфические черты, присущие современной банковской системе и банковскому праву (например, получение лицензии и наличие государственной регистрации).
Несколько иное определение предлагает О.Олейник, которая понимает под банковской деятельностью совокупность постоянно или систематически осуществляемых по поводу денег и иных финансовых инструментов операций разных видов, объединенных общей целью. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999, с.27.
Д.А. Пашенцев предлагает еще более упрощенное определение банковской деятельности как предпринимательской деятельности кредитных учреждений, направленной на систематическое осуществление банковских операций. Пашенцев Д.А. Основные понятия банковского права: Учебно-методическое пособие. М., 2001, с.7.
При этом необходимо учитывать, что совокупность банковских операций преобразуется в деятельность при наличии определенных признаков: системность осуществления операций, постоянство и длительность их осуществления, целенаправленность всех операций, вместе взятых. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999, с.28. Таким образом, разовое осуществление одной или нескольких банковских операций еще нельзя считать банковской деятельностью.
Взаимосвязь банковской деятельности и банковских операций определяется таким понятием, как функции банков.
Функции банков - это их основные задачи, то, для чего банки созданы. Функции банков имеют экономическую природу и сводятся к следующим основным моментам:
1) мобилизация временно свободных денежных средств и размещение их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности в форме кредитования государства, юридических и физических лиц;
2) осуществление финансовых расчетов и формирование платежной системы государства;
3) осуществление денежной эмиссии в банкнотной и депозитной формах;
4) осуществление функций профессионального участника рынка ценных бумаг путем выпуска и размещения фондовых ценностей;
5) осуществление консультационных услуг по финансовым и экономическим вопросам путем сбора, анализа и распространения соответствующей информации. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: понятие, предмет, система.//Государство и право, 2000, №2, с.77.
Реализация этих функций является целью банковской деятельности и производится посредством определенного набора банковских операций, устанавливаемого законодательством.
Завершая анализ понятия и сущности банковских операций, нельзя не упомянуть о том, что банковские операции обладают следующими важными качествами:
- носят длящийся характер, то есть осуществляются постоянно без временного ограничения;
- участники правоотношений (субъекты операций) находятся в неравном юридическом положении;
- в значительной степени обладают свойством доверительности, начиная с выбора банка и заканчивая трастовыми сделками;
- осуществляются по стандартным правилам, в том числе и в международных масштабах;
- в силу последнего нуждаются в единстве правового регулирования как на уровне национального законодательства, так и на уровне локальных актов банков. Олейник О.М. Основы банковского права. М., 1999, с.24.
Понятие банковских операций необходимо отличать от понятия банковских услуг. Банковские услуги выполняют сопутствующие по отношению к банковским операциям функции, делают эти операции более удобными для банков или их клиентов, создают предпосылки для достижения желаемого результата с наименьшими издержками. Банковские услуги определяются как комплексная деятельность банка по созданию оптимальных условий для привлечения временно свободных ресурсов и по удовлетворению потребностей клиента при проведении банковских операций, направленная на получение прибыли. Иванов А.Н. Платежные услуги американских банков.//Деньги и кредит, 1997, №9, с.59.
Таким образом, банковские операции - это систематически проводимые по особым правилам сделки кредитных организаций, обладающие специфическими чертами и направленные на реализацию функций банков. Набор банковских операций для коммерческих банков и для Банка России предусмотрен соответствующим законодательством.
1.2. Лицензирование банковских операций

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1995 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» отдельные виды деятельности в Российской Федерации осуществляются на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Банковские операции относятся к таким видам деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. Об этом свидетельствует ст.13 Закона о банках и банковской деятельности: «Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.» Данное положение подтверждает и ст.12 закона: «Кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России».
Непременным условием для получения лицензии на проведение банковских операций является государственная регистрация кредитной организации (ст.12).
В соответствии с законом, в лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Таким образом, лицензия на осуществление банковских операций - это специальное разрешение Банка России на осуществление банковских операций в форме официального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Банком России формы право кредитной организации на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия такого документа. Тосунян Г. Викулин А. Экмалян А. Банковское право. Общая часть. М., 1999, с.213.
В настоящее время Банком России выдается восемь основных видов лицензий на осуществление банковских операций:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях;
- лицензия на осуществление банковских операция со средствами в рублях и иностранной валюте;
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
- генеральная лицензия;
- лицензия на осуществление банковского клиринга;
- лицензия на осуществление инкассации.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без соответствующей лицензии влечет за собой юридическую ответственность. Законодательство предусматривает взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Осуществление банковской деятельности без соответствующей лицензии влечет за собой и уголовную ответственность. В соответствии со ст.172 УК РФ, осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обязательна, или с нарушением условий лицензирования, в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
В соответствии с частью 2 данной статьи, то же деяние, совершенное организованной группой, либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, либо совершенное лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
Как отмечалось выше, правом выдавать лицензии на осуществление банковских операций наделен Центральный Банк РФ. В соответствии с параграфом 6 ст.4 Закона о Центральном Банке выдача лицензий коммерческим банкам и отзыв данных лицензий входят в число функций Банка России.
Для осуществления государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация представляет в Банк России следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав;
4) протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
5) свидетельство об уплате государственной пошлины;
6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет, а также о наличии (отсутствии) судимости.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.
В случае положительного решения о государственной регистрации кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций Банк России выдает кредитной организации в трехдневный срок после предъявления документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации. После получения лицензии кредитная организация имеет право приступить к осуществлению банковских операций в соответствии с выданной лицензией.
Отказ в выдаче лицензии, как и отказ в государственной регистрации кредитной организации, может осуществляться только по основаниям, перечисленным в ст.16 Закона о банках и банковской деятельности:
1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера.
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской
Федерации и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.
Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Определенную специфику имеет лицензирование банковских операций филиалов иностранных банков, желающих осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации. В этом случае, как указано в ст.17 Закона о банках и банковской деятельности, соответствующие иностранные юридические лица предоставляют дополнительные документы:
1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;
2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.
Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.
Законодательство также предусматривает возможные случаи отзыва лицензии у кредитной организации. В соответствии со ст.20 Закона о банках и банковской деятельности Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
3) установления фактов недостоверности отчетных данных;
4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
6) неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных Федеральным законом, не допускается.
Отзыв лицензии является действенной мерой, строгой санкцией, применяемой Центральным Банком за грубые нарушения банковского законодательства. Но, по мнению Я.А Гейвандова, действующим законодательством «предусмотрены по существу две формы санкций, связанных с осуществлением кредитными организациями банковских операций, - это временное ограничение на срок до 6 месяцев либо полный запрет (на срок до года) на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций». Гейвандов Я.А. Центральный Банк Российской Федерации. М., 1997, с.197-198.
В случае менее значительных нарушений применяется ограничение банковских операций. Полный запрет на осуществление банковских операций на срок до года может иметь место в следующих случаях: невыполнение кредитными организациями в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, реальная угроза интересам кредиторов (вкладчиков), возникшая в результате допущенных кредитной организацией нарушений или совершаемых ею банковских операций. Там же, с.199. Таким образом, отзыв лицензии на совершение банковских операций является исключительной мерой, следующей за иными мерами предупредительного воздействия, но он не означает ликвидации кредитной организации как юридического лица.
Следовательно, банковские операции являются деятельностью, которая в соответствии с законодательством подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование осуществляется Банком России.
Осуществление банковских операций без надлежащей лицензии влечет за собой юридическую ответственность.
Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов банковских операций

2.1. Операции, связанные с институтами банковского вклада и банковского счета

Среди значительного количества банковских операций, предусмотренных действующим законодательством, можно выделить несколько традиционных, исторически сложившихся и в то же время наиболее типичных для деятельности кредитных учреждений.
Одной из таких операций является прием вкладов. В большинстве развитых стран прием банковских вкладов подвергается достаточно жесткой регламентации, поскольку данная операция затрагивает интересы большого количества вкладчиков и в случае банковского краха невыплата вкладов может подорвать доверие ко всей банковской системе страны и привести к глубокому кризису в экономике.
В Российской Федерации вопросы, связанные с банковскими вкладами, урегулированы не только Законом о банках и банковской деятельности, но и Гражданским кодексом. Вкладом признаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. По вкладам банк выплачивает установленные проценты в порядке, предусмотренном договором. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, признается публичным договором. Это означает, что банки, принимающие вклады, должны принимать их у каждого, кто к ним обратится, и не могут оказывать предпочтение одному лицу перед другим (Ст.426 ГК РФ).
Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять размер процентов, за исключением случаев, когда это предусмотрено договором с вкладчиком или федеральными законами.
Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается.
Прием вкладов всегда оставался одной из основных банковских операций, важным средством аккумулирования средств. При анализе законодательных норм относительно вкладов необходимо учитывать наличие трех важнейших составляющих: срок вклада, размер процентов по вкладу, гарантии возврата вклада. Относительно срока вкладов можно сказать, что банк наиболее заинтересован в срочных вкладах, причем с максимально длительным сроком. Вкладчик, напротив, обычно желает иметь возможность изъять свои средства в любой момент. Относительно размера процентов интересы также противоположны: чем больше проценты, тем это менее выгодно банку и более выгодно вкладчику, и, соответственно, наоборот. В результате банки обычно предлагают более высокие проценты по срочным вкладам по сравнению с вкладами до востребования. В любом случае размер процентов определяется договором банковского вклада. Процент по срочным вкладам не может меняться до окончания срока вклада, по вкладам до востребования банк вправе изменять размер процентов, если иное не предусмотрено договором банковского вклада (Ст. 838 ГК РФ).
Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором. (Ст.37 Закона о банках и банковской деятельности).
Современное законодательство знает два вида вкладов - срочные и до востребования. Вклады до востребования подлежат возврату по первому требованию, срочные вклады принимаются на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока. Договором может быть предусмотрено внесение вкладов на иных условиях их возврата, не противоречащих закону.
Отдельные положения законодательства о банковских вкладов нарушают конституционные права граждан. Так, Конституционный Суд РФ признал неконституционной ч.2. ст.29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» об изменении процентной ставки по срочным вкладам граждан как позволяющую банку в одностороннем порядке произвольно снижать ее на основе договора без соответствующего федерального закона Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001г. №10-П //Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст.3058..
Что касается гарантий возврата вкладов, то на сегодня это обязательный элемент банковского законодательства. Во многих странах данный вопрос решается путем обязательного страхования вкладов. Например, в США банк, не застрахованный в Федеральной корпорации страхования вкладов, не получает лицензию, разрешающую прием вкладов. При таком страховании любое юридическое или физическое лицо, помещая деньги в банк, может в любой момент получить их обратно независимо от финансового положения банка. См.: Пашенцев Д.А. Банковское право США. М., 1999, с.29. С общественной точки зрения государственная гарантия банковских вкладов выгодна, так как она защищает имущество мелких вкладчиков, тем самым обеспечивая стабильность банковской системы в целом.
Современное российское законодательство в данном вопросе далеко от совершенства. В соответствии со ст.39 Закона о банках и банковской деятельности, банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Одним из действенных механизмов обеспечения возврата банковских вкладов является их страхование.

Необходимость создания системы страхования вкладов ни у кого не вызывает сомнений. В последнее время отмечается рост депозитов физических лиц, за последние два года они выросли в 2,2 раза и составили на начало 2004г. свыше 1,5 трлн. руб. Вместе с тем, остается стабильным спрос населения на наличную иностранную волюту, которая также используется в качестве средства сбережения. Прирост наличной иностранной валюты на руках у населения составил в 2003г. 8,3 млрд. долларов См.: Деньги и кредит. - 2004. - №2. - С.7..

Еще в 2001г. Правительство России объявило закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» приоритетным для проведения банковской реформы, но его принятие неоднократно откладывалось по просьбе того же правительства. В целом, принятию данного закона, над которым велась работа в течение десятилетия, откладывалось в связи с необходимостью подготовки психологических предпосылок для его принятия в банкирской среде Аркадов Г.С. Страхование вкладов: правовые проблемы.//Актуальные проблемы банковского права. - М., 2004. - С.16.

.

Система страхования вкладов установлена Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003г. №117-ФЗ.
Данный Федеральный закон установил правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам. Он регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.
Необходимость принятия Закона о страховании вкладов подтверждалась всем мировым и отечественным опытом развития банковской системы. Целями закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
Закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов.
Важное принципиальное значение для системы страхования вкладов имеет установление ее основных принципов.
В соответствии в Законом (ст.3), основными принципами системы страхования вкладов являются:
1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.
При этом участниками системы страхования вкладов признаются вкладчики, банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, Агентство и Банк России.
В соответствии с Федеральным законом, подлежат страхованию вклады в порядке, размерах и на условиях, которые установлены главой 2 Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом, не подлежат страхованию следующие денежные средства:
1) размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
3) переданные физическими лицами банкам в до и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.