Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 116089


Наименование:


Пособие Инклюзивная практика

Информация:

Тип работы: Пособие. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.04.2019. Год: 2019. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Инклюзивная практика


Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Организация образовательного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации СПО согласно ФГОС


Дюртюли 2019г.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении
2. Условия разворачивания инклюзивной практики в образовательном учреждении
3. Этапы организации инклюзивной практики
4. Принципы организации инклюзивной практики
5. Инклюзивная практика в профессиональном образовании
6. Личный опыт инклюзивной практики
Список литературы


ВВЕДЕНИЕ
Инклюзия — это процесс развития предельно доступного образо-вания для каждого в образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Поэтому и выстраивать работу необходимо таким образом, чтобы инклюзией были охвачены дети с проблемами в развитии, начиная с самого раннего возраста.
Учреждения инклюзивного образования (по возрастной градации):
Инклюзивное образовательное пространство основано на предо-ставлении вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день опыт реализации инклюзивной практики в дошкольных учреждениях представлен в разных вариантах и находится на разных стадиях развития. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такая установка требует ответов на следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способоворганизации образовательного процесса. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий. Условия, которые есть на сегодняшний день – не достаточная для инклюзии квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.


1. Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. Должны быть продуманы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия между общеобразовательными и специализированными учреждениями. В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования.
В программе интегрированного образования, реализация которой началась в 90-х годах прошлого века, были созданы новые виды дошкольных образовательных учреждений для интеграции детей с ОВЗ в образовательную систему: ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. В целях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в округах г. Москвы были созданы Центры медикопсихолого-педагогической поддержки, накопившие за последние годы большой опыт работы с детьми с ОВЗ. С 2002 года Министерством образования РФ было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. В рамках этой программы были созданы положения об организации Консультативного пункта, Службы ранней помощи, Лекотеки, группы «Особый ребенок», также предусматривающих образовательную интеграцию детей с ОВЗ. Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.
На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия: Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.
Для реализации инклюзивной практики в ДОУ компенсирующего вида возможны разные формы инклюзии. Для категорий детей со сложной структурой дефекта разработка форм социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организация мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города (посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.).
В ДОУ комбинированного вида (по типовому положению № 666) создаются комбинированные группы, являющиеся аналогом инклюзивной группы, для которой необходимо законодательно определить штаты, финансирование, образовательные программы. Все остальные действия по реализации инклюзии можно проводить по аналогии с ДОУ компенсирующего вида.
В ДОУ, в которых созданы службы, можно реализовывать модель на основе организации вариативных условий для разных детей. В зависимости от образовательных потребностей такой детский сад предлагает семьям различные условия: индивидуальные формы работы с детьми, детско-родительские группы, консультации родителей, группы для родителей, детские группы, как кратковременного пребывания, так и 10, 12, 14-часового пребывания. Такая модель изначально предполагает учет индивидуальных потребностей детей и создание разнообразных условий в соответствии с ними. В таком саду за счет привлеченных в службы специалистов обеспечено медико-психологопедагогическое сопровождение детей и их родителей.
ДОУ с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок» и др. приближены по модели к ДОУ со службами, поскольку также предлагают разные образовательные услуги в зависимости от образовательных потребностей детей с ОВЗ. Главное, что для таких групп предусматриваются специалисты, способные обеспечить образовательные потребности особых детей. Инклюзия в таких ДОУ происходит за счет участия детей в общих мероприятиях сада, взаимных посещений групп детей друг другом, объединения детей на занятиях по дополнительному образованию в подгруппах.
Детские сады, в которых открываются инклюзивные группы, могут взять в штат специалистов, которые будут обеспечивать образовательные потребности детей с ОВЗ. Сама инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей.
Детские сады, где есть по 2–3 ребенка с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, которые могут обеспечить консультирование этих ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.


2. Условия разворачивания инклюзивной практики в образовательном учреждении

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:
Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психологопедагогического развития и коррекции ППМС центров.
Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
Возможность повышения квалификации педагогов.
Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности. Деятельность отличается от функционирования тем, что предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели, оценку результатов и коррекцию деятельности.
Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Задачи инклюзивного сада:
– создание уютного, комфортного пространства для всех
– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности
– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество
– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.


3. Этапы организации инклюзивной практики

На первом этапе планируются следующие мероприятия:
? Руководитель ОУ принимает решение об организации инклюзивной практики в ДОУ.
? Совместно с Окружным Ресурсным центром и представителем от Окружного управления образованием руководитель ОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации предметноразвивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ОУ на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей.
? Руководитель ОУ проводит встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения рабочей группы и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ.
? Координатор или представители рабочей группы проводят встречи с комиссией по комплектованию для определения детей с ОВЗ, которые приходят в ОУ, и для получения рекомендаций от ПМПК.
? Знакомство с детьми и семьями, при наличии в ОУ Консультативного пункта (КП) – проведение с детьми с ОВЗ первичного приема для диагностики и разработки рекомендаций.
? Рабочая группа (это могут быть специалисты КП совместно с педагогами) на основе рекомендаций, полученных из ПМПК, и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, утверждают образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ (Лекотека, СРП, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, дополнительные занятия со специалистами), разрабатывают индивидуальный образовательный план.
? Выбор команды специалистов, обслуживающих инклюзивную группу.
? Определение основных мероприятий по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ.
? Проведение встреч с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы для разъяснения и согласования новых условий.
? Подписание договора с родителями.
? Определение параметров диагностики детей в адаптационный период.
? Составление расписания и определение распорядка дня.
Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе людям, принимающим ответственность за этот шаг, необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или школу подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды. Если приходит ребенок с нарушениями физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия); планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоциональноволевой сферы – планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению этого ребенка в группу детей. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то возможно тогда проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительного тренинга, формирующего необходимое поведение. Если приходит ребенок с нарушениями умственной сферы – необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.
Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, должен быть освоен воспитателями. Практика воспитания детей от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна быть перестроена с учетом индивидуальности детей, составляющих группу. Это требует новых компетенций от воспитателя. При сложившейся педагогической практике фронтального обучения и воспитания нельзя от педагогов требовать того, чего они делать не умеют. Чтобы сформировать новые профессиональные компетенции педагогов, необходимо обучать специалистов на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, создать в образовательном учреждении междисциплинарные команды специалистов, в работе которых сформируются новые профессиональные компетенции.
Дальнейшая организация инклюзивной практики в ОУ требует решения следующих задач: Разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации.
Разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.
Создать методическое обеспечение образовательного процесса.
Создать вариативные формы для реализации инклюзивного образования.
Повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов.
Создать междисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов.
Создать предметно-развивающую среду.
Разработать новую структуру управления инклюзивным образовательным учреждением. Выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.
Создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.
Организационная модель инклюзивного ДОУ должна учитывать разнообразные условия, которые во многом зависят от комплектации детского сада, поэтому должна быть гибкой и вариативной, включать в качестве структурных подразделений различные образовательные формы.

4. Принципы организации инклюзивной практики
Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
– принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее обследование учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы);
– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации) . Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
– принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
– принцип междисциплинарного подхода . Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
– принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей . Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
– принцип динамического развития образовательной модели детского сада . Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении учитывается следующее:
• наличие мотивации руководителя ДОУ;
• психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
• наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов) или договора с психолого-педагогическими и медико-социальными центрами о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;
• наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;
• возможность повышения квалификации педагогов.

5. Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Социально педагогический колледж (СПК) МГППУ осуществляет интегрированное обучение молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) c 1996 года. В настоящее время работа по обучению студентов с ОВЗ является одним из приоритетных направлений его деятельности.
Важно отметить, что среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в нормативных документах всех уровней — от международного до регионального, и в социальной практике. Так, включению в экономическую подсистему способствует приобретение выпускниками ССУЗа востребованной на рынке труда профессии в условиях дефицита квалифицированных кадров. В социальную подсистему — наращивание социального капитала, формирование у студентов ССУЗа таких качеств, как доверие и толерантность, в том числе и посредством социального партнерства. В политическую подсистему — опыт политического и общественного участия, студенческого самоуправления и взаимообучения. В культурную подсистему — приобщение студентов к культурным ценностям и участие в социокультурной деятельности. Кроме того, ССУЗы включаются в систему непрерывного образования.
В СПК МГППУ студенты с ОВЗ на равных со своими здоровыми сверстниками участвуют во всех подсистемах общественной жизни.
Формирование социальных сетей в период обучения в ССУЗе имеет несколько стратегий.
Первая — взаимодействие с семьей. Сотрудничество семьи и педагогического коллектива в вопросах обучения и воспитания личности студента способствует успешной инклюзии. В СПК МГППУ функционирует учебно производственная лаборатория (УПЛ) социально-психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ. Она создана с целью обеспечения студентов, имеющих ОВЗ, наиболее эффективными условиями для обучения, адаптации, интеграции и получения профессиональных навыков и умений. УПЛ реализует 3 направления деятельности: социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ; взаимодействие с их родителями; психолого-педагогическое обеспечение работы преподавателей с данной категорией студентов.
Во взаимодействии родителей и УПЛ решаются:
• вопросы организации психологического консультирования родителей;
• патронажного сопровождения семьи в период обучения, разработки рекомендаций для родителей по различным вопросам;
• помощи родителям в формировании распорядка дня студента, обеспечивающего реализацию индивидуальной программы обучения;
• обучения родителей социально-педагогическим и здоровьесберегающим методикам;
• разъяснения родителям перспектив обучения и воспитания студента после окончания учебы в СПК;
• формирование библиотечного фонда методической литературы для родителей.
Вторая стратегия связана с ориентацией на формирование связей в сфере будущей профессиональной деятельности. Стратегия даст тем более ощутимые результаты, чем активнее ССУЗ будет налаживать контакты в профессиональной среде и вовлекать студентов в различные виды профессиональной активности. В колледже, в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПК МГППУ, проводятся все виды практики с необходимым методическим обеспечением и информационным наполнением. Базы практик подбираются в соответствии с современными требованиями. Они интегрируют теоретические знания в практическую подготовку, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов.
Не менее значимым аспектом работы колледжа является организация участия студентов в молодежном социальном проекте «Вместе к успеху», совместно с МЦЗМ «Перспектива». Проект реализуется на территории ЦАО г. Москвы в рамках организации помощи молодым людям с ОВЗ в социализации и адаптации к современным условиям жизни, а также реальной практической помощи в становлении личности и социально-трудовой адаптации. Целью проекта является содействие в развитии и становлении личности учащихся с ОВЗ.
Задача проекта: создать социально-активное окружение, благодаря которому участники проекта смогут приобрести положительный опыт социально-трудовой адаптации и занятости и инструменты для самостоятельного и ответственного выбора профессии.
Третья стратегия направлена на формирование связей в процессе внеучебной деятельности. Инклюзивные возможности стратегии будут определяться содержанием внеучебной деятельности. Чем больше внимания в ССУЗе уделяется организации воспитательной работы со студентами, чем интереснее и насыщеннее студенческий досуг, тем успешнее социальная инклюзия. Внеучебная деятельность студентов в колледжа направлена на «заполнение» свободного от обучения времени участием в мероприятиях различной направленности. Это участие в общеколледжных конкурсах («День знаний», «День учителя», «Спасибо. Нет!», «Мисс СПК», «Мистер СПК», «День инвалида», Конкурс профессионального мастерства, КВН, «Последний звонок» и т. д.), участие в районных и городских конкурсах и фестивалях («Надежда», «Весна 45-го», «Будем жить», Мисс «Метрогородок», «Поклонимся великим тем годам…» и т. д.), участие в телепроектах («Судите сами», «Закрытый показ с А. Гордоном» и т. д.). Большое внимание уделяется организации экскурсий, организации походов в музеи, театры, на выставки.
Важным направлением внеучебной работы является организация и проведение выездного семинара «Школа адаптации «новых» студентов» («ШАНС»).
Целью семинара является сплочение студентов первого курса и адаптация их в студенческом и преподавательском коллективе к традициям и условиям обучения в СПК МГППУ, становление процесса профессионального развития личности студентов. Включение студентов с ОВЗ в мероприятия программы способствует их успешной интеграции и самореализации в совместной деятельности со здоровыми студентами. Полученный опыт позволяет студентам с ОВЗ успешно интегрироваться в общество, повысить свой статус в студенческой среде, способствует активному участию в общественной жизни и впоследствии — в трудовой деятельности.
Для повышения эффективности обучения студентов с ОВЗ в условиях инклюзии должен быть в полной степени задействован имеющийся потенциал методических служб для разработки учебно- методических комплексов на основе различных учебных планов в рамках тематического планирования. Необходимым условием выступает разработка системы методических рекомендаций для различных специалистов служб сопровождения инклюзивного образования и непосредственно инклюзивных образовательных учреждений для различных звеньев инклюзивной образовательной вертикали.
Для студентов с ОВЗ в СПК МГППУ разработаны учебные пособия в электронном виде, методический и раздаточный материал, проводятся занятия, для родителей, студентов с ОВЗ и преподавателей по вопросам организации учебного процесса. В рамках деятельности сопровождения инклюзивных процессов разработана система мониторинга качества обученности молодежи с ОВЗ и уровня социальнопсихологической комфортности всех субъектов образовательной среды, включенных в инклюзию.
Другим важным направлением обучения является активная разработка и апробация информационных технологий с современными программно-техническими средствами на базе имеющегося опыта использования информационных технологий, учебных материалов нового поколения, в том числе новых программно-технических средств для обучения студентов с ОВЗ.
Имеющийся положительный опыт разработки и реализации дистанционных технологий их обучения важно в полной мере адаптировать к условиям инклюзивного образования.
Одной из важнейших и ключевых для успешной
реализации задач инклюзивного образования в ССУЗе является подготовка специалистов по двум направлениям:
• для инклюзивного образования на разных его ступенях;
• для задач психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса.
Следует предусматривать специальные условия обучения и воспитания таких обучающихся, а также их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение во время образовательного процесса.
Так, для подготовки специалистов, реализующих образование детей с ОВЗ на базе СПК МГППУ, создана площадка УМЦ ДОГМ по реализации курсов повышения квалификации, транслирующих опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях НПО и СПО. Сотрудники колледжа повышают свою квалификацию по направлению деятельности комплексной поддержки учащихся с ОВЗ, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Организационно-управленческий аспект инклюзивного образования в учреждениях СПО требует разработки и включения в учебный план курсов, разделов, освещающих вопросы интегрированного и инклюзивного образования. В настоящее время Министерство образования и науки РФ ведет работу по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов. Однако при этом принципиально важным является учет особенностей развития обучающихся с ОВЗ. Необходимо выделение целевого финансирования для разработки, издания, перевода и распространения учебных и методических материалов и книг для подготовки педагогических кадров по инклюзивному образованию. Кроме того, важна разработка демонстрационных проектов и поощрение обмена со странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ.

6. Личный опыт инклюзивной практики
Во время изучения курса «Организация образовательного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации СПО согласно ФГОС» просмотрела информацию об инклюзивном образовании. Пока листала страницы интернета увидела большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Ну серьезно, мне стало плохо. Чего таить. Сколько информации о том, что какому то ребенку требуется дорогостоящая операция и на нее собираются деньги. Бывает вся страна собирает деньги – «с миру по нитке» чтобы помочь ребенку. И только те граждане, у которых небольшой доход, скидывают свои деньги. В каждом магазине, в соцсетях, на каждом сайте мы видим информацию о ребенке инвалиде, которому нужна помощь. У меня возникают вопросы. Почему эти операции такие дорогостоящие? Почему эти клиники не снижают цену таким детям и не помогают родителям, которые вынуждены сломя голову искать средства на операцию своему чаду. Почему нам не предоставляют сведения о собранных средствах, о проделанной работе? Почему нет статей о том, что какому то из этих детей была оказана помощь и он стал полноценным здоровым человеком? Куда они все делись после сбора денег? А у вас есть ответы на эти вопросы?
У меня свое мнение на счет детей инвалидов. Возможно вы сочтете меня очень жестоким человеком, но считаю жестокость людей совсем в другом…
Рождается ребенок, и родители рано или поздно узнают о его ограниченных возможностях здоровья. И тут то и начинаются стрессовые ситуации. Первая, когда мать осознает, что ребенок инвалид. Вторая, когда узнает отец ребенка. И дай Бог что мужчина отреагирует на ситуацию как настоящий мужчина. В большинстве то случаев, давайте будем честны, отцы семейства делают мать виноватой в данной ситуации и оставляют их одних с ребенком. Со здоровыми детьми бросают женщин, а что говорить о детях инвалидах – «Зачем нужна женщина, которая не может родить здорового сына наследника?». Обратных ситуаций очень мало, это скорее исключение из нашей обыденной жизни. Почувствует ли эта женщина счастье материнства, оставшись одна с проблемами? Решится ли она на рождение следующего дитя?
Когда ситуация немного успокоиться, женщина свыкнется со своим положением, начнутся новые проблемы. Ребенка надо лечить, ухаживать за ним труднее, ухаживать за ним приходиться постоянно. В садик не отдашь, в школу тоже…(Все детские сады, школы и колледжи для детей ОВЗ есть только в больших городах, в Москве например. А как же женщина с района? Она до Москвы то не доедет, средств нет, не говоря уже о том что там жить надо.) А дальше? Женщина не реализовала себя в жизни и не обрела своего счастья.
А ребенок инвалид? Он не сделал ничего полезного для общества. Возможно, что даже только потенциальный вред. А если умственно не инвалид, то осознает свое положение и ему еще хуже от того, что он не может как все здоровые дети играть, гулять, учиться и жить полноценной жизнью. Упрекает всех и вся что он «такой».
Да, конечно жалко. А как же жалко женщину и ребенка инвалида. Их жизнь не полноценна. А счастливы ли они? Об этом стоит только догадываться.
Я считаю, что детей - инвалидов с рождения в нашем обществе не должно быть. Попробую разъяснить. На данном этапе развития человечества наша техника дошла до того, когда можно заранее узнать пол ребенка еще в утробе матери. Так же можно узнать все необходимое о его развитии. Полноценно ли оно, или есть отклонения. И именно на этом этапе можно решить - будет жить ребенок или нет. И именно на этом этапе можно разделить мать с неполноценным ребенком без физического и морального вреда матери. Назначить лечение и дать возможность матери родить здорового ребенка.
У нас же происходит иначе. Делают все необходимое для того чтобы ребенок родился. Правильны ли методы сохранения плода - это тема споров медиков и прошедших данный этап матерей…
По нашим законам в государстве предусмотрены выплаты матерям, воспитывающих детей инвалидов. Этих денег хватает прожить, наверно. Для брошенных детей есть приюты, которые тоже на гособеспечении. Есть питание детям ОВЗ, которые питаются лучше, чем здоровые дети. Теперь ввели закон об их образовании и тратятся деньги на обучение педагогического коллектива. Государство выделяет деньги из собранного налога с граждан. А что эти инвалиды сделали для общества полезного?
Мой сын ходил в логопедическую группу. К нам в группу стал ходить ребенок ОВЗ. Точный диагноз не знаю. На занятиях группы он отвлекал всех детей: то высунет свое достоинство и начнет с ним играть, то выкинет стул, то начнет кидаться игрушками, во время сна кричит и т.д. Скажите пожалуйста кто издал закон о правах таких детей, о том что они могут со здоровыми детьми посещать группу? Честно ли это по отношению к остальным? Ведь урок останавливается, все внимание направлено на этого ребенка, воспитатели нервничают и сбиваются. А какой пример подается детям? Они ведь начнут думать что это норма поведения. Нам даже пришлось пойти в другую школу, из страха что этот мальчик будет учиться с нами в одном классе. Теперь надо возить ребенка на машине, дополнительные денежные средства и нервы. А за эти деньги я бы могла водить своего ребенка на дополнительное образование. По вашему это справедливо?
А сколько случаев, когда эти извините безумные ходят по улице и совершают преступления. А потом им прощают и говорят что они не вменяемы. Т.е. мало того что мы буквально кормим этих ОВЗ, так они имеют полное право вредить нам и нашему здоровью…
Считаю, что было честнее и правильнее тратить эти деньги на здоровых детей, чтобы повысить качество их жизни. Вкладывать деньги в медицину, чтобы более точно определить ребенка инвалида еще в утробе матери. Педагогам заняться не инклюзивным образованием, а образованием здоровых детей, профилактикой преступности и суицида. Сейчас родителям приходиться много работать, чтобы обеспечить семью жильем и другим достатком. Зачастую на детей не остается времени. Оставшиеся без внимания дети перенаправляют свое внимание и интерес не в самую лучшую сторону. И вместо приютов для инвалидов, можно было бы деньги направить на отдых и оздоровление наших здоровых детей. Больше мотивировать на достойную жизнь, на развитие личностных качеств, на развитие талантов и т.д. Другими словами улучшить качество жизни. Молодым родителям облегчить жизнь, тем самым убрать стрессовые ситуации и сделать их более счастливыми. А кто как не счастливый родитель сможет вырастить счастливого ребенка?
А природу никто не отменял. Естественный отбор тоже. Всегда выживает сильнейший, сильнейший здоровьем в нашем случае. Это ведь закон вселенной, а не мой. И он направлен на продолжение рода, на развитие цивилизации и нации. А ребенок инвалид сможет дать здоровое поколение? И уделив ему большое внимание, мы забываем о здоровых детях, тем самым ухудшая их положение. Дать бы им должное воспитание, хорошие и благоприятные условия для роста и развития, мы подняли бы рождаемость и моральный облик общества. Занимаясь детьми инвалидами не жестоко ли мы поступаем с остальными, обрекая их на выживание?
Отношение к людям, которые родились здоровыми и из-за несчастного случая стали инвалидами у меня другое. Таких людей необходимо поддерживать. Гены их не «испорчены», они дают здоровое поколение. И еще могут стать примером для здоровых людей, как люди с железным характером и своим преодолением трудностей. Например, Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался без ног. Он преодолел трудности, стал параолимпийским чемпионом и сейчас он заместитель председателя комитета по образованию, трудится в государственном собрании — курултае Республики Башкортостан. Есть дом, работа, спорт, семья и здоровые дети.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Модель организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Самсонова Е.В., руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного (интегративного) образования.
2. Инклюзивная практика в профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование. Особенности организации инклюзивного образования в ССУЗЕ. Шумских М. А. Москва, Социально-педагогический колледж. Московский городской психолого-педагогический университет
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Коллектив авторов.



Перейти к полному тексту работы