На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ рынка, механизм и особенности обращения банковских пластиковых карт. Экономический анализ деятельности филиала ОАО ТрансКредитБанка в г. Новокузнецке, мероприятия по совершенствованию программ кредитования с использованием банковских карт.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


86
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО “Сибирский государственный индустриальный университет”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дипломной работе:
СТУДЕНТ ____________ ______________________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество)
допущен к защите в государственной аттестационной комиссии "____" ______ 200___г.
Руководитель
___________________
(уч. степень, звание)
_____________
(подпись)
_________________
(Ф.И.О.)
Заведующий кафедрой
___________________
(уч. степень, звание)
_____________
(подпись)
_________________
(Ф.И.О.)
Декан факультета
___________________
(уч. степень, звание)
_____________
(подпись)
_________________
(Ф.И.О.)
Новокузнецк
Аннотация

Миронова Д.В. Проблемы и перспективы развития операций с банковскими пластиковыми картами (на примере филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке): Дипломная работа по специальности «Финансы и кредит» (080105). - Новокузнецк, 2008. - с. 100, табл.14, ил.9, источников 23, демонстрационных листов 7.
Проведено исследование теоретико-методических аспектов развития банковских пластиковых карт; рассмотрены понятия и виды пластиковых карт; проведен анализ рынка банковских пластиковых карт в г. Новокузнецке; выявлены основные перспективы развития рынка банковских пластиковых карт.
Для усиления позиций филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке на рынке предлагаются мероприятия по усовершенствованию предлагаемых карточных программ по средствам изменения условий по карточному овердрафту и кредитным картам. Это позволит расширить клиентскую базу, увеличить кредитный портфель, повысить рентабельность деятельности и конкурентоспособность филиала на рынке банковских услуг региона.
Исполнитель Миронова Д.В.
Annotation

Mironova D.V. Problems and perspectives growth operations with bank plastic cards (on an example of «TransCreditBank» (open joint-stock company)'s branch in city Novokuznetsk): Degree work on a speciality «Finance and credit » (080105.) - Novokuznetsk, 2008. Pages 100, tables.14, artwork 9, sources 23, demonstration sheets 7.
Research of theoretical aspects of development bank plastic cards; considered the concepts and kinds of plastic cards; the analysis of the market of bank plastic card in Novokuznetsk is carried out; the basic prospects of development of the market of bank plastic cards are revealed.
For intensification positions of «TransCreditBank» (open joint-stock company)'s branch in city Novokuznetsk on card market are offered actions on improvement card programs on means of change of conditions on credit cards. It will allow to widen client base, increase a credit portfolio, efficiency of business and branch's competitiveness on the regional market of banking services.
Executor Mironova D.V.
Содержание
Введение
1. Теоретико-методические аспекты развития банковских пластиковых карт
1.1 История возникновения пластиковых карт
1.2 Понятие и виды пластиковых карт
1.3 Преимущества использования пластиковых карт
1.4 Участники системы карточных расчетов и их взаимодействие
1.5 Международные и российские платежные системы
1.6 Динамика операций с пластиковыми картами на российском банковском рынке
2. Анализ операций филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке с банковскими пластиковыми картами
2.1 Краткие сведения об ОАО «ТрансКредитБанк»
2.2 Общая характеристика операций банка с пластиковыми картами
2.3 Место филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке на рынке банковских услуг
2.4 Анализ рынка пластиковых карт в г. Новокузнецке
3. Мероприятия филиала ОАО «ТрансКредитБанк» в г. Новокузнецке по совершенствованию программ кредитования с использованием банковских карт
3.1 Обоснование необходимости проведения мероприятия
3.2 Мероприятие по изменению условий карточного овердрафта
3.3 Мероприятие по изменению условий кредитных карт
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение

В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в перспективах развития и дальнейшего увеличения доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские карты позволят сократить объем наличного денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.
Объектом исследования дипломной работы является филиал ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке.
Предметом исследования является деятельность банка по осуществлению операций с пластиковыми картами, применение и внедрение новых видов банковских услуг.
Цель работы - изучение основ организации и практической реализации операций коммерческих банков с пластиковыми картами, а также выработка практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере филиал ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
- изучить терминологическую основу изучаемого вопроса;
- ознакомиться с механизмом обращения пластиковых карт;
- рассмотреть современные особенности обращения банковских карт (современные продукты, схемы, услуги);
- провести анализ рынка банковских пластиковых карт г. Новокузнецка;
- провести краткий экономический анализ деятельности филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке;
- рассмотреть и проанализировать операции филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке с пластиковыми картами;
- определить пути совершенствования операций с пластиковыми картами филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Дипломная работа состоит из трех частей: теоретической, практической и проектной.
Теоретическая часть, в которой излагаются сущность, значение и основные понятия, касающиеся функционирования пластиковых карт, механизм и современные особенности обращения банковских карт.
В практической части предлагается краткий анализ операций филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке с пластиковыми картами, а также анализ карточного рынка г. Новокузнецка.
По результатам проведенного анализа операций с пластиковыми картами филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке в третьей части предложить мероприятия по их усовершенствованию. Таким образом, планируется рассмотрение рынка пластиковых карт, как в целом по городу Новокузнецку, так и в филиале ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке. Основные направления исследования будут сведены к разработке мероприятий по совершенствованию операций с банковскими пластиковыми картами.
Целью исследования является выявление «узких» мест на данном участке банковской деятельности и предложения проектных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование операций с банковскими пластиковыми картами, в части расширения спектра услуг, предлагаемых населению. Кроме того, будет проведен расчет экономического эффекта от внедрения практических рекомендаций.
В работе используются общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез. Т.е. теоретический анализ литературы по теме исследования; синтез полученной информации, обобщающие формулировки.
Теоретической основой исследования послужили нормативные и законодательные документы, теоретические материалы исследования различных авторов, таких как: Лаврушин О.И., Ауриемма Майкл Дж., Гинзберг А.И. и других авторов. Информационной базой работы послужили материалы отчетности банка, учебные пособия: «Финансовый анализ коммерческого банка», «Организация деятельности коммерческого банка», «Деньги. Кредит. Банки», вторичная информация из периодической печати: «Финансы и кредит», «Деньги и кредит», «Банковское дело», ресурсы всемирной сети информационных ресурсов Интернет, а также данные отдела банковских карт и бухгалтерской отчетности филиала ОАО «ТрансКредитБанка» в г. Новокузнецке.
Представляется, что проведенное исследование может иметь определенное практическое значение.

1. Теоретико-методические аспекты развития рынка банковских

пластиковых карт

1.1 История возникновения пластиковых карт

История денег уходит в глубину веков, в те времена, когда человечество отказалось от прямого обмена товара на товар. Вся дальнейшая эволюция от экзотических ракушек к редкостным веществам, а затем к драгоценным металлам была поиском оптимального мерила человеческому труду, исключающего появление инфляции. В конце этого пути стояли бумажные деньги, эмиссия которых регулировалась сначала царским казначейством, а в последствии государственным банком, т.е. организацией, основной функцией которой было регулирование монетарного хозяйства страны. Теоретически бумажные деньги имеют много недостатков, но основной причиной появления безналичных форм платежей явился тот факт, что деньги легко изымаясь из обращения, теряют способность генерировать доходы. Зато банковский чек, гарантирующий покупательскую способность коммерсанта, оставлял банку возможность доходного использования этих средств до момента оплаты по счету продавца. Поэтому рынок оптовой торговли, а затем и расчеты между организациями были давно переведены на безналичные формы оплаты, дающие возможность максимального использования денег.
В конце XIX -- начале XX в. развитие банковской системы привело к рождению пластиковых карт [1, с. 82-83].
Третья финансовая революция началась в США, в 1950 году, когда компания «Diners Club» ввела в обращение, как средство безналичных расчетов, платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Впоследствии они получили названия карточек туризма и развлечений. Эта была, по существу, первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения с участием эмитента карточки, торговых предприятий и держателей карточек. К 1957г. в США было уже 26 банков-эмитентов, в программах которых участвовало 754 тыс. держателей карточек и около 11 тыс. торговцев. Объем платежей составлял 400 млн. долл. в год.
1 октября 1958 года была выпущена первая карта «American Express». Уже через год эта компания насчитывала 32 000 предприятий и более 475 000 держателей карточек. Такой успех American Express объясняется прежде всего тем, что компания приобрела «Юниверсал Трэвел Кард», выпускавшуюся Ассоциацией американских отелей. Но главной причиной была уже существовавшая разветвленная международная сеть обслуживания дорожных чеков «American Express» и огромные финансовые средства, позволившие кредитовать клиентов.
На первом этапе развития банки рассматривали карточки как дополнительную услугу клиентам и не видели тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карточки в сфере расчетов и кредитования.
Принципиально новый период в развитии карточного бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: «Bank of America» и Чейз Манхэттен Бэнк. Это произошло так же в 1958 году[2, с. 65-67].
Чейз Манхэттен Бэнк к концу первого года карточной программы имел 350 000 держателей карточек и привлек 5300 предприятий розничной торговли. К 1960 году объем карточных операций вырос до 25 миллионов долларов. Но одновременно число держателей карточек уменьшилось до 160 000, операционные расходы и не возврат кредитов увеличивались, и программа в целом стала убыточной. В январе 1962 года банк продал ее за 9 миллионов долларов компании Юни-Серв, которая начала выпускать на ее основе карточку «Юни-Кард». Удивительна и драматична судьба этой программы: на некоторое время она стала частью American Express , затем в 1969 году ее вновь выкупил уже за 50 миллионов долларов ее инициатор -- Чейз Манхэттен Бэнк. Но и вторая попытка этого банка оказалась неудачной: программа приносила ежегодный убыток в 1 миллион долларов и в январе 1972 года опять была продана ассоциации Нэшнл БэнкАмерикард.
С аналогичными трудностями сталкивались и другие банки, но тем не менее рос успех «БэнкАмерикард», выпускаемой «Bank of America». Главное преимущество этого банка заключалось в большой сети отделений в штате Калифорния с ее богатой клиентурой.
Первой массовой кредитной карточкой, предоставляющей возможность продленного кредита, была выпущенная в 1958г. банком «Bank of America», ныне «Visa». Объем операций с «Bank of America» возрос в 1961-67г.г. с 75 до 335 млн. долл., количество держателей карточки - с 1 до 2,7 млн. человек, число участвовавших в программе торговцев с 35 до 83 тыс.
В то же время на северо-востоке США ряд крупных банков испытал неудачи с введением собственных карточек. Причина заключалась в неразвитости сети отдельных банков этого региона, что тормозило развитие операций с частными лицами и препятствовало внедрению карточек в платежный оборот.
По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием -- локальностью сети обслуживания своих карточек.
В 1966г. произошло событие, оказавшее серьезное влияние на весь последующий ход развития карточных систем. «Bank of America» учредил отдельную организацию - «Bank Americard Service Co», в которой сосредоточились все операции с карточками этого банка. Но самым важным было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. Они получали ноу-хау и необходимые технические средства, но вынуждены были поставить свои карточные операции под жесткий контроль «Bank Americard Service Co», которая устанавливала стандарты и определяла правила обращения с карточками. К 1970г. уже 3 300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые зарубежные банки, например, «Barclay's Bank» (Великобритания).
Однако, «Bank of America» не удалось монополизировать операции с карточками на внутреннем и международных рынках. На востоке и северо-востоке США в 60-х годах возник ряд региональных ассоциаций по выпуску карточек. На их основе в 1967г. была учреждена «Interbank Card Association» (ICA), которая объединила множество банков и стала второй (наряду с «Bank Americard Service Co») крупнейшей ассоциацией банковских карт. Эту ассоциацию отличало то, что ее участники на первых порах обладали самостоятельностью в решении оперативных вопросов. На их карточках принадлежность к ассоциации обозначалось буквой «I». Затем последовала неизбежная стандартизация и централизация контроля. Банки перешли к выпуску единой карточки «Master Charge». К 1970г. три четверти участников ICA выпускало эту карточку.
Все последующее развитие карточного бизнеса в США (и в других странах) происходило в условиях жесткой конкуренции «Visa» и «Master Charge»; последняя в 1979г. была переименована в «MasterCard». Число карточек «Visa» в 1980г. достигло 73 млн., а годовой объем операций - 1 млрд. долл. К 1998 году в обороте находились 1022 млн. карточек «Visa», 79% из которых - «Visa Electron», а объем операций достиг 171 млрд. долл. Быстрыми темпами росли и масштабы операций «MasterCard»: в 1980г. - 55 млн. карточек, объем операций - 10,4 млрд. долл., в середине 90-х - 90 млн. карточек и 99 млрд. долларов.
Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club дала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.
Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту «BHR», которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, владельцем которой являлась семья Валленбергов, учредила компанию Интернэшнл Euro card International со штаб-квартирой в Швеции. Eurocard расширяя свое сотрудничество с «MasterCard», по мере появления новых технологий заключила соглашения с компаниями Cirrus and Maestro, что позволило расширить ассортимент предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах.
Развитие карточных операций в Европе повторяет процесс становления американской системы карточек, когда безналичные платежи, по имеющимся оценкам, составляют почти 100% от суммы всех операций.
Так, в Великобритании первая кредитная карточка - «Barclaycard» была выпущена в 1965г. В 1966 «Barclay's bank» заключил соглашение с «Bank of America» о сотрудничестве, что позволило использовать инфраструктуру американской ассоциации для введения «Barclaycard» в международный оборот.
В начале 70-х другие банки страны - «N Westminster», «Llojd's» и «Midlendbank», обеспокоенные успехами «Barclay's bank», приступили к организации второй общенациональной сети платежных карточек. Учрежденная ими «Joint Credit Card Company Ltd» выпустила в 1972г. карточку «Access». Немного позднее, этой компанией было заключено соглашение с «MasterCard» в Великобритании, а «Access» стала приниматься в торговых учреждениях-контрагентах «MasterCard» во многих странах мира[2, с. 90-91].
Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка «Visa» и «MasterCard» , они проигрывали карточкам JCB. Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии «Visa» и «MasterCard», вместе взятых.
Однако, именно американским эмитентам карточек «Visa» и «MasterCard» удалось превратиться в ассоциации всемирного масштаба. О размахе их экспансии можно судить по данным, приведенным компанией «MasterCard International» в марте 1999г: карточки «MasterCard» выпускают и обслуживают 21,7 тыс. банков и финансовых организаций во всех частях мира.
Количество ассоциированных торговых предприятий и учреждений сервиса, принимающих карточки ассоциаций «MasterCard» и «Europay», достигает 12 млн. (в Европе - 3 млн.). Общий годовой объем операций составил в 1999г. 320,6 млрд. долл., а количество карточек в обращении - 227,9 млн. (из них около 100 млн. - карточки системы «Europay»).
Ассоциация «MasterCard» явилась разработчиком ряда технических и организационных мероприятий, которые были впоследствии переняты другими компаниями банковских карточек. В частности, она первой в 1983 году поместила на карточке лазерную голограмму, что затруднило подделку и существенно повысило надежность карточек. В 1984 году ассоциация ввела в эксплуатацию две мощные коммуникационные системы, обеспечивающие обмен информацией и осуществление расчетов: «Banknet» - авторизация и денежные расчеты для 5 млн. торговых предприятий и «MAPP» («Master Card Point-of-Sale-Programm») - сеть электронных терминалов в торговых точках с мощностью 11 млн. операций в день. В 1987 году ассоциация купила крупнейшую в Северной Америке сеть банкоматов «Cirrus».
В 1988г. «MasterCard International» подписал соглашение о сотрудничестве с «Eurocard International», переименованной в последствии в «Europay International». Этот шаг позволил «MasterCard» значительно расширить количество участников системы и сферу применения карточек, что усилило ее конкурентные позиции в европейском регионе и других частях мира.
«Europay International» была образована в сентябре 1992 года в результате слияния трех компаний - «Eurocard International», «Eurocheque International», «Eurocheque International Holdings». В капитале компании участвуют финансовые институты 22 стран Европы. Она специализируется на предоставлении участникам платежных услуг по расчетам банковскими карточками и еврочеками.
Соглашение с «MasterCard» создало объединенную инфраструктуру, включающую банки, предприятия торговли, банковские автоматы и электронные терминалы.
Структура управленческих органов международных карточных ассоциаций определяется масштабами их деятельности. Так, «Visa International» имеет несколько дирекций, каждая из которых отвечает за деятельность ассоциаций в определенном регионе мира: отдельную зону составляют США, еще одну - Европа, затем - Средний Восток и т.д. «MasterCard» имеет единый совет директоров, но треть мест в нем принадлежит иностранным финансовым институтам. Эта ассоциация располагает представительствами в семи европейских странах.
Следует отметить, что изначально в зарубежной классификации универсальные карточки разделялись на карточки для «путешествий и развлечений» (Travel and Entertainment -- Т&Е) и чисто банковские. Первые выпускались компаниями Diners Club, American Express , Карт Бланш и предназначались главным образом для оплаты гостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов. Карточки же, вы пускаемые банками, имели более «потребительский» характер и предназначались для «обычных клиентов». К настоящему времени эти различия в значительной степени исчезли, и такое разделение является весьма условным.
1.2 Понятие и виды пластиковых карт

Согласно инструкции «О порядке эмиссии платежных карт и осуществление операций с их применением», утвержденная Постановлением правления НБУ от 27 августа 2001 г. № 367 платежная карта - это специальный платежный инструмент в виде эмитированной в установленном порядке пластиковой или другого вида карты, которая используется для осуществления перевода денежных средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка с целью оплаты стоимости товаров и услуг, перечисление денежных средств со своих счетов на счета других лиц, получение денежных средств в наличной форме в кассах банков, финансовых учреждениях, пунктах обмена иностранной валюты уполномоченных банков и банковские автоматы, а также осуществление других операций, предусмотренных соответствующим договором.
В экономической литературе существуют различные подходы к пониманию понятия пластиковых карт. По мнению автора Рудаковой О.С., пластиковая карта представляет собой документ в виде карточки из негибкого пластика, не подлежащий передаче и помогающий ее держателю оплачивать товары и услуги и получать со счета денежные суммы [3, с. 83-86].
Автор Гинзбург А.И. считает, что пластиковая банковская карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских банкоматах, а автор Еремина Н.В. придерживается следующего понятия: пластиковая карта - это общий термин, которым называют все виды карт, которые могут отличаться техническими возможностями, назначением и видом предоставленных ими услуг [4, с. 7-10].
С развитием международных платежных систем появились разные виды предлагаемых пластиковых карточек, которые различаются по своему назначению, функциональным и техническим характеристикам. Существует множество признаков, по которым можно классифицировать карточки международных платежных систем (рисунок 1).
Рисунок 1 - Карточная система
По виду проводимых расчетов банковские пластиковые карты классифицируются на:
- кредитные;
- дебетовые;
- «электронный кошелек».
Кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты, а также разовый лимит на сумму одной покупки. В пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации.
Дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для получения товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.
«Электронный кошелек» - тип карт, предназначенный для использования наличных денег, внесенных на саму карточку, при оплате товаров и услуг. Платежная способность таких карт обусловлена определенной суммой, которую владелец карты предварительно вносит эмитенту этой карточки или его агенту. Схемы прохождения платежей при использовании кредитных и дебетовых карточек принципиально различаются, это 2 разных вида платежных инструментов, каждый из которых имеет собственные особенности и характеристики. В мировой практике особенно широкое распространение получили кредитные платежные карточки, однако этот вид услуг доступен не для каждого клиента. Перед тем, как открыть ссудный счет, банк тщательно изучает платежеспособность и кредитную историю клиента, который при согласии банка на выдачу карточки приобретает ряд преимуществ, которые не может предоставить дебетовая карточка.
По характеру использования банковские пластиковые карты классифицируются на:
- индивидуальные карты;
- семейные карты;
- корпоративные карты.
Индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»; последняя выдается лицам с высокой кредитоспособностью и предусматривает множество льгот для пользователей.
Семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету.
Корпоративная карта выдается организации (фирме), которая на основе этой карты может выдать индивидуальные карты избранным лицам (руководителям или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.
В данный вид классификации автор Рудакова О.С. добавляет два подпункта [3, с. 90]:
- карточки туризма и развлечений;
- чековые гарантийные карты.
Карточки туризма и развлечений - карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, страхованию жизни, скидки с цены товара и т.д.
Чековые гарантийные карты выдаются владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку. Карта базируется на кредитной линии, которая позволяет владельцу счета пользоваться кредитом по овердрафту.
Также банковские пластиковые карты классифицируются по способу записи информации на карту. По данному признаку выделяют:
- кодирование на магнитной полосе;
- чип;
- лазерная запись (оптические карты).
При кодировании на магнитной полосе карточка имеет обратной стороне магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карточки при ее использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых заведений.
Микросхема (чип) встроена в карточку и состоит из запоминающих устройств для сбережения информации (карты памяти). Смарт - карты (интеллектуальные карты) внешне похожи на карты памяти, но в их микросхему включен микропроцессор, который является компьютером и способен обрабатывать информацию, записанную в запоминающих устройствах.
Лазерные записи (оптические карты) - карты имеют большую емкость, чем карты с микросхемой, но данные на них могут быть записаны только 1 раз. Записи и считывание информации производится специальной аппаратурой с использованием лазера. В банковских технологиях пока не получило широкого распространения.
По территориальной принадлежности банковские пластиковые карты классифицируются на:
- международные, действующие в большинстве стран;
- национальные, действующие в пределах какого-либо государства;
- локальные, используемые на части территории государства;
- карты, действующие в одном конкретном учреждении.
По времени использования банковские пластиковые карты разделяются на ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации), либо неограниченные (бессрочные).
По сфере использования различают универсальные карты, служащие для оплаты любых товаров и услуг и частные коммерческие карты, служащие для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).
Автор Гинзбург А.И. в данный перечень классификации вносит еще несколько подпунктов[4, с. 16-20]. Таким образом, пластиковые карты классифицируются по общему назначению, а также по категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент.
По общему назначению выделяют:
- идентификационные карты;
- информационные карты;
- карты для финансовых операций.
Однако это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдать каждому своему сотруднику карту, которая является пропуском, разрешающим проход на предприятие (идентификационная функция), также на карте может быть закодирована какая-либо важная информация о держателе (информационная функция). Кроме того, такая карта может использоваться еще и для расчетов в столовых и магазинах данной компании (расчетная функция).
По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент, карты бывают:
- обычные;
- серебряные;
- золотые.
Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это VISA Classic, EvroCard/MasterCard Mass (Standart).
Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес - картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных клиентов.
Все многообразие представленных карт международных платежных систем предоставляет возможность выбрать оптимальный вариант, который будет наилучшим образом соответствовать целям, которые преследуются при приобретении карточки.
1.3 Преимущества использования пластиковых карт

Сегодня уже мало кому в России нужно объяснять преимущества и удобства использования пластиковой карточки по сравнению с «живыми» деньгами. Наличные - это единственное средство расчетов, к которому мы привыкли. Но, с другой стороны, деньги проходят через тысячи рук, рвутся, требуют пересчета и контроля. В конце концов, их можно и потерять, а как показывает практика, после этого они никогда не находятся. Неспроста ведь весь цивилизованный мир использует вместо наличных денег пластиковые карты.
Мир пластиковых карт многообразен и бесконечен. Сейчас российские банки предлагают пластиковые карты многих зарубежных и отечественных платежных систем. И каждая из них по-своему привлекательна.
Более подробно преимущества отдельных видов карт будут рассмотрены ниже. В качестве основных достоинств пластиковых карт следует выделить следующие:
- оперативность;
- безопасность;
- возможность использовать несколько банковских счетов;
- избегание декларирования средств в поездке;
- получение дохода.
Оперативное получение средств с использованием широких возможностей платежных систем. Карточка - это средство доступа к вашему банковскому счету, которая всегда с Вами и позволяет не только снимать наличные, но и оплачивать различные товары и услуги, пользоваться гостиницами и арендовать автомобили, заказывать билеты и многочисленные услуги глобальной сети Internet. Пластиковая карта непременный атрибут современного человека. Уже сейчас при оформлении въездной визы во многие страны, аренде автомобиля и заказе гостиницы требуется пластиковая карта.
Безопасность хранения средств - деньги надежно хранятся в Банке, являясь доступными в любое время суток. Принадлежность карточки её владельцу определяется образцом его подписи, персональным идентификационным номером (ПИН), нанесенным в зашифрованном виде на карточку, и фотографией. Вместе с пластиковой картой Вам выдаются телефоны круглосуточной сервисной службы и банка для блокировки карты в случае ее утраты. Позвонив в банк и сообщив об утрате, Вы блокируете карточку и никто ею воспользоваться не сможет. В случае утраты карты, Банк в течение 1-2-х дней может выдать вам деньги либо новую карту.
Возможность использования до 4 личных банковских счетов в любых видах валют, прикрепленных к одной пластиковой карточке, что удобно при конвертации из одной валюты в другую при оплате покупок или получении наличных за рубежом. Используя карточку в пунктах выдачи наличных и в торгово-сервисной сети, Вы не зависите от установленного в них коммерческого курса доллара по отношению к рублю. Вам нет необходимости думать об обмене валют, так как при получении наличных или оплате покупок и услуг конвертация осуществляется автоматически обычно по более выгодному, чем в обменных кассах, курсу платежной системы, почти равному курсу ЦБ РФ.
Избавление от проблем декларирования средств при поездке за границу и безопасности хранения наличных сумм в пути. Сумма перевозимых на карте денег не ограничена, а снять их можно любом банке мира или через обширную сеть банкоматов. Также к Вашим услугам более 12 миллионов точек обслуживания карточек в 220 странах мира. Имея карточку очень удобно бронировать гостиницу, арендовать автомобиль.
Получение дохода заключается в том, что банк начисляет проценты на остатки средств на личных банковских счетах.
Кроме того, выпуск дополнительных карт позволяет пользоваться одним счетом нескольким лицам. При этом оформление дополнительной персональной карты происходит без выписывания доверенности основным держателем счета. Дополнительные карты могут оформляться при использовании любого вида карт, предлагаемых банком для физических лиц.
Для организаций особенно интересна возможность использования пластиковых карт в качестве «зарплатных». При заключении договора с банком сотрудники организации получают пластиковые карты, на которые начисляется зарплата (перевод зарплаты на карты сотрудников осуществляется в течение одного дня). Преимущества использования пластиковых карт в качестве зарплатных очевидны и заключаются в следующем:
- экономия на комиссии за снятие наличных денег с расчетного счета для выдачи зарплаты;
- экономия затрат на инкассацию;
- экономия времени, теряемого сотрудниками при получении зарплаты в кассе;
- повышение безопасности организации (отсутствие операций с крупными суммами наличных средств);
- возможность (по необходимости) получения сотрудниками организации наличных в любом банке, обслуживающем карты этой системы.
Кроме того, банковские пластиковые карты предоставляют своему владельцу ряд дополнительных возможностей. Во-первых, одновременно с пластиковой картой может быть выдана телефонная карта, «привязанная» к счету пластиковой карты. Согласно подписанному соглашению об оплате междугородних и международных телефонных разговоров со счета платежной карты, с него списываются суммы за состоявшиеся разговоры. При этом не надо оплачивать счета (оплата производится автоматически). Более того, тарифы оператора ниже тарифов ТС и существенно ниже тарифов сотовых компаний; наличие полной статистики по состоявшимся звонкам на web-сайте компании; возможность роуминга по России и миру.
Во-вторых, вместе с пластиковой картой Вы можете получить страховку и дисконтную карту, дающую право на скидки.
В-третьих, полная и точная информация обо всех операциях, совершенных с использованием карты (перечисление точек списания, дат и сумм операций) отражена в выписке по карточному счету. Наличие выписки позволяет точно проконтролировать расход средств, что выгодно отличает расчеты пластиковыми картами от операций с наличными средствами.
Таким образом, практически неограниченные возможности современных платежных систем открываются при использовании пластиковых банковских карт, объединяющих в себе преимущества банковского счета и наличных денег.
1.4 Участники системы карточных расчетов и их взаимодействие

Безналичные платежи с использованием банковских пластиковых карт осуществляются в рамках определенной платежной системы.
Под платежной системой понимается совокупность действующих договорных отношений, программно-технических решений, внутренней организационной и методологической инфраструктуры, созданной для осуществления платежей и расчетов в электронном виде и получения выгоды.
Существующие особенности и возможности пластиковых карт не могут не сказаться на особенностях построения и функционирования платежных систем.
В общем случае развитую платежную систему составляют:
- держатель карты;
- банк-эмитент;
- банк-эквайер;
- расчетный банк;
- магазины и другие точки обслуживания;
- процессинговый центр и коммуникации.
Держатели карт - это физические лица, которые по договору с кредитно - финансовым учреждением используют ее платежную карту для оплаты в безналичной форме стоимость товаров или услуг, а также для получения через банковские учреждения и банкоматы.
Банк-эмитент - учреждение банка, которое выпускает в обращение платежные карты.
Банк-эквайер - банк, в котором открыты счета предприятий торговли и услуг, которые обслуживают держателей платежных карт.
Расчетный банк используется для проведения расчетов в системе между банком-эквайером и банком-эмитентом.
Процессинговый центр - специализированный информационно - вычислительный центр, который осуществляет сбор, обработку, сохранение и передачу кредитно - финансовым учреждениям информации о необходимости перевода со счета лиц - держателей платежных карт денежных средств за полученные товары и услуги и другие карточные операции лиц, которые их предоставляют.
Говоря об организации платежной системы, основанной на банковских карточках, необходимо постоянно помнить, что в любой операции платежа, осуществленной с помощью карточки, приводится в действие цепочка, приведенная на рисунке 2 [4, с. 67-69].
86
Рисунок 2 - Цепочка платежа
Держатель карточки (1) получает от магазина покупку как бы в кредит. Магазин (2), представив слип, получает от своего банка денежное возмещение покупки. Банк магазина (3) непосредственно или через расчетный банк (4) платежной системы получает эту же сумму от банка-эмитента (5) данной карточки. Наконец, банк-эмитент рассчитывается с клиентом через его счет (6). Как можно заметить, эта цепочка начинается и заканчивается на клиенте, превращаясь в кольцо. Иногда (а у нас в России довольно часто) цепочка может иметь вид схемы, представленной на рисунке 3, так как и магазин, и клиент имеют счет в одном и том же банке.
86
Рисунок 3 - Вариант цепочки платежа
Это происходит из-за того, что в данном регионе в этой платежной системе работает только один банк. В таких случаях банк может вообще обходиться без каких-либо услуг компании при условии, что сам проводит авторизацию. Если же в данном регионе работают несколько банков, то им разумнее иметь единый авторизационный центр.
По приведенной выше цепочке движутся в разных направлениях финансовые средства и документы. Так, магазин, отпуская клиенту товар, получает от него взамен слип с распиской на соответствующую сумму. Банк магазина возмещает клиенту сумму товаров, проданных держателям карточек, строго в соответствии с представленными слипами. Переведя данные слипов (операций) в электронную форму, банк создает из них файл, отправляет его в процессинговую компанию и получает через расчетный банк возмещение на соответствующую сумму. Документом на данном этапе является электронный файл (журнал), созданный в установленном формате и соответствующим образом зашифрованный. В компании в процессе обработки всех принятых файлов происходит сортировка операций, представленных к оплате в систему за день, п формируются файлы для банков-эмитентов. Такой файл является документом, на основании которого процессинговая компания получает от банка-эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведенных держателями карточек данного банка. Банк-эмитент на основании электронных журналов проводит дебетование или кредитование карточных счетов клиентов. Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счету, включающая все операции, прошедшие за определенный период (как правило, 1 месяц). Для держателей кредитных и расчетных карт выписка является документом, на основании которого клиент должен оплатить свой долг банку на заранее оговоренных условиях. В случае с дебетными и предоплатными картами выписка лишь информирует клиента о движении средств по его счету.
Как говорилось выше, если держатель карточки произвел покупку в магазине, который сдает слипы в тот же банк, то банк может вообще не посылать информацию о такой операции в центральную компанию, особенно если сам же проводит авторизацию.
При большом объеме операций в платежной системе создается несколько процессинговых центров, чтобы разгрузить центральную процессинговую компанию от лишних информационных потоков, а расчетный банк от лишнего движения средств. Банк, одновременно работающий по выпуску карточек и обслуживанию коммерческой сети, также заинтересован в такой «автономизации», поскольку ему не приходится выплачивать комиссию за «лишний» обмен информацией с центром.
Однако, чтобы получить такое преимущество, банку необходимо создать свой процессинговый центр. Хотя это и дорого, но, в конечном счете, выгодно для крупного банка. В такой платежной системе банк, имеющий свой процессинговый центр, становится банком 1-го уровня. Это означает, что он может обрабатывать операции и служить расчетным банком для других банков, работающих в данной платежной системе. Банки 2-го уровня также получают выгоду от такого сотрудничества, поскольку им не требуется делать крупные инвестиции. Заключаемые с банками 1-го уровня агентские соглашения, как правило, составляются таким образом, что банки-агенты несут расходы только в случае реальной работы с клиентами, причем эти расходы перекрываются доходами, получаемыми с держателей карточек.
Естественно, что в платежной системе происходит не только перевод средств клиентов, но и движение комиссий, взимаемых учреждениями, участвующими в цепочке, поскольку вся работа строится на коммерческой основе. При этом взимание комиссий в операциях получения наличных денег принципиально отличается от оплаты покупок в магазинах.
Банк, выдающий держателю карточки наличные деньги, фактически его кредитует, и в международных системах эта операция называется «кассовым авансом» [4, с. 70]. Поэтому банк клиента при возмещении суммы «кассового аванса» выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено банком, обслужившим сто клиента. Для магазинных операций в системах вводится так называемая «плата за обмен» (interchange fee). Ее цель -- компенсировать банку-эмитенту период между списанием суммы в пользу магазина и ее оплатой держателем карточки.
1.5 Международные и российские платежные системы

Платежной системой называется совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качества платежного средства. С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков.
Необходимо рассмотреть лидирующие платежные системы современного рынка пластиковых карточек [4, с. 59-61].
На первом месте платежная система «VISA INTERNATIONAL». Это самая крупная международная платежная система как по количеству карточек, так и по оборотам (более 300 млн.карточек, оборот в 1997 г. около 631 млрд.долларов США). Доля на мировом рынке более 50%. Организована в 1972 году на базе Bank of America, первоначально внедрившего систему пластиковых расчетов в США совместно с другими американскими банками. Построена по принципу ассоциации финансовых организаций из различных стран. Организационный принцип - бездоходная корпорация, зарегистрированная в США, штат Делавар. Члены ассоциации одновременно являются ее совладельцами. Более 19 тысяч членов - крупнейших мировых финансовых организаций. Управляющий орган - Совет Директоров, выбираемый из числа наиболее активных членов (в зависимости от объема операций и числа выпущенных карточек). Совет Директоров утверждает президента. В настоящее время им является г-н Эдмонд Дженсен (Edmond Jansen). Базируется в Сан-Матео (пригород Сан-Франциско). Взаимодействует с членами через региональные советы директоров. Россия относится к региону Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Штаб-квартира - в Лондоне. Президент региона - г-жа Энн Кобб (Anne Cobb). Региональный директор от России - г-н Ю.В.Агапов («Кредо Банк»). Карточки принимаются в 190 странах мира, более чем в 12 млн. предприятиях и 180 тыс. банкоматах.
На втором месте «EUROCARD» / «MASTERCARD» - консорциум, состоящий из двух компаний - американской MasterCard и европейской Europay (Europay организовалась в результате слияния Eurocard и Eurochek). Вторая на мировом рынке - приблизительно 30% [5, с. 8-9]. Внутреннее построение аналогично «Визе» - ассоциация, члены которой являются владельцами (15 тыс. членов).
Европейский центр в Бельгии, Ватерлоо. Там же располагается отдел, отвечающий за Восточную Европу и Россию. Более 200 млн. карточек, около 10 млн. точек обслуживания. Член Совета Директоров от России - г-н А. Поляков («Мост-банк»).
Третье место занимает система «AMERICAN EXPRESS» (приблизительно 18%). Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых («дорожные чеки», а затем и пластиковые карточки) [6, с. 24-25]. Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и в настоящее время. В настоящее время - акционерное общество, акции котируются на нью-йоркской бирже. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Европейский офис в Брайтоне (Великобритания). В России работают через 100% дочернюю компанию AmEx Россия. Практически все обслуживание карточек идет через эту компанию, за исключением приема карточек AmEx в электронных терминалах. Эти услуги для AmEx представляет АО «КОКК». Выпущено около 33 млн. карточек, которые принимаются в 3,5 млн. предприятий по всему миру (основной упор на авиабилеты, гостиницы, рестораны, дорогие магазины, прокат автомашин).
«DINERS CLUB INTERNATIONAL» - американская компания, первой выпустившая пластиковую карточку в 1949 году, вначале исключительно для ресторанов в Нью-Йорке. Позднее карточка Diners Clab распространилась по всему миру, специализируясь, также как и AmEx, на секторе рынка, обслуживающем путешественников. В настоящее время на 100% принадлежит Citicorp. Штаб-квартира в Чикаго. С другими странами работает через франчайзи (организации, которым предоставлены права на определенные территории), созданные, как правило, с участием местных финансовых организаций, и агентства (организации, подписавшие с DCI агентские соглашения). В России таким агентом является АО «КОКК». В сентябре 1995 года в России создан франчайз, специализирующийся на выпуске карточек. Diners Club занимает небольшую долю на мировом рынке, приблизительно 1,5%. Выпущено около 7 млн. карточек, которые принимаются в 3 млн. предприятий.
Система «JCB INTERNATIONAL» - основана в 1961 году. Карточка, выпускаемая несколькими крупными японскими банками в основном для внутрияпонского использования, но принимаемая по всему миру в основном на базе агентских соглашений [6, с. 170]. За пределами Японии выпускается только в США и Великобритании, в основном для японцев, проживающих в этих странах. Несмотря на сравнительно большое количество карточек - 29 млн. в 1997 году - и 3,6 млн. точек приема в 142 странах, занимает небольшую часть мирового рынка - приблизительно 35 млрд. долларов США оборота, что соответствует приблизительно 0,3% общемирового оборота.
«STB-Card» - была образована в 1991 году. Ее учредителями были АКБ Столичный, Московский банк Сбербанка России, Элексбанк, Московский коммерческий Земельный банк, АО «ИНКАХРАН» и АО «СТБ КАРТ».
На сегодняшний день членами системы STB Card являются более 130 банков, охватывающих 10 регионов России, а также ближнее зарубежье. В качестве эмитентов карточки выступают и страховые компании. Расчетным банком системы является Столичный банк сбережений (в который в середине декабря 1997 г. был преобразован банк Столичный). Для вступления в платежную систему банку необходимо подписать с STB Card договор о сотрудничестве и открыть корреспондентский счет в расчетном банке системы. Вступительный взнос отсутствует. Изготовление карточек берет на себя центр STB Card. Банку нужно лишь отработать логотип. Изготовление и годовое обслуживание одной карточки Classic обойдется банку-эмитенту в 1,6$, карточки Gold - в 2 $. Суммарный оборот по предприятиям торговли и сервиса составляет 100.000 рублей в день. Средний оборот по одному банкомату - 50.000 рублей в день. Доля платежей по карточкам STB Card среди всех российских платежных систем составляет, по оценкам специалистов системы, 35%. Системы STB Card ориентирована в настоящее время на роботу с дебетовыми карточками.
Процессинговая компания «Юнион Кард» была учреждена Автобанком и Инкомбанком в апреле 1993 года [7, с. 72]. В 1994 году компания была перерегистрирована как акционерное общество закрытого типа, и сегодня ее акционерами являются следующие банки: Автобанк, Инкомбанк, Конверсбанк, Токобанк, Центрокредит, РНКБ. К настоящему моменту в систему «Юнион Кард» входят около 300 банков (из них около 60% - московские). Общее число выпущенных карточек - около 45.000. «Юнион Кард» насчитывает сегодня в своем составе 30 региональных процессинговых центров, выполняющих также функции эквайер-центров. Компания «Юнион Кард» осуществляет также сотрудничество с международной платежной системой Europay. Банки-эмитенты системы «Юнион Кард» предлагают дебетовые пластиковые карточки следующих видов: личные, семейные, корпоративные, зарплатные и банкоматные. Последние (так называемые cash-only) предназначены для получения наличных денег в сети банкоматов «Юнион Кард». Кроме того, «Юнион Кард» предоставляет банку-эмитенту право самому устанавливать иные принципы отношений и расчетов с клиентами, включая предложение и кредитные карточки.
Кредитная система «Ortcard International» была образована в 1991 году американской компанией Ortcard International, Inc. Основными задачами, поставленными перед системой, были выпуск рублевой кредитной карточки и создание сети ее обслуживания. В 1992 году система Ortcard была зарегистрирована в ISO, Международной Организации по Стандартизации. В 1994 году было зарегистрировано АО «Орткард». Расчетно-сервисный центр системы, созданный в 1993 году, находится в Москве. Спектр его деятельности весьма широк: он выполняет функции процессингового центра и эквайер-центра, осуществляет персонализацию карточек и их эмиссию, а также проводит обслуживание карточек всех видов. С марта 1994 года Ortcard представляет расчетно-сервисные услуги российским банкам, желающим начать выпуск собственных карточек. Ortcard предлагает готовую технологию выпуска и обслуживания всех разновидностей существующих в системе карточек, а также разработку новых продуктов. При необходимости Ortcard проводит обучение сотрудников банка и обеспечивает их стажировку в своем расчетно-сервисном центре. Для того, чтобы начать эмиссию, банку необходимо вступить в ассоциацию эмитентов Ortcard и приобрести лицензию, стоимость которой составляет 25.000 долларов США. Со своей стороны Ortcard International обеспечивает персонализацию необходимого количества карточек и, в дальнейшем, их полное обслуживание как на территории России, так и за рубежом. Плата за обслуживание зависит от числа выпущенных карточек. Банку, вступившему в ассоциацию эмитентов Ortcard, могут также быть предоставлены права на авторизацию и эквайеринг. Обслуживание карточек Ortcard (выдача кассовых авансов в рублях и долларах США) в настоящее время осуществляется более чем 10 московскими банками. Сеть торговых точек, принимающих карточки Ortcard, насчитывает в Москве к настоящему моменту свыше 700 магазинов и предприятий сервиса [8, с. 116-117]. Отличительной особенностью Ortcard является повышенное внимание, уделяемое изучению рынка. Результатом этой деятельности стало достаточно успешное продвижение на местном потребительском рынке нетипичных для него (из-за высокого риска) кредитных карточек. Ortcard выпускает 26 различных карточек, которые можно объединить в три основных типа: расчетные (дебетовые), кредитные и кредитно- сберегательные карточки Среди российских платежных систем лидирующую позицию занимает «Золотая Корона» [4, с.62]. Инициаторами создания платежной системы выступили Сибирский Торговый Банк (СТБ) и Центр Биржевой и Финансовой информации (ЦБФИ). Последний выполняет функции процессингового и персонализационного центра системы, а также разрабатывает используемые в системе программные средства. Система была учреждена весной 1994 года. Первая пластиковая карточка была выпущена 10 июня этого же года. К началу 1995 года членами системы являлись около 60 банков. По оценкам специалистов ЦБФИ, темпы роста системы составляют 2-3 банка в неделю, и к середине 1995 года в нее входило 200 банков. На 01.07.2007 в платежной системе "Золотая Корона" эмитировано карт 4 944 230 штук, из которых 82,2% -микропроцессорные карты и 17,8% - магнитные. Оборот за 6 месяцев 2007 года составил 117,2 млрд. рублей. Прирост оборота по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составил более 37%. Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети составляет 35%, это лучший показатель среди всех платежных систем на российском рынке.
1.6 Динамика операций с пластиковыми картами на российском
банковском рынке

В рамках данной работы в целях выделения наиболее существенных характеристик рынка банковских платежных карт и использованы следующие критерии:
- количественные и качественные параметры эмиссии банковских платежных карт в абсолютном и относительном выражениях;
- количество эмитентов и эквайеров;
- доля платежей с использованием банковских платежных карт и операций по снятию наличных денег;
- параметры состояния обслуживающей рынок банковских платежных карт инфраструктуры.
Необходимо провести анализ рынка банковских платежных карт России на основе критериев, изложенных выше [9, с. 22].
Первый критерий -- количественные и качественные параметры эмиссии банковских платежных карт в абсолютном и относительном выражении (в расчете на 1тыс. жителей). На рисунке 4 видно, что за период с 2001 по 01.07.2007г. число банковских платежных карт увеличилось почти в 9 раз (с 7 585тыс.шт. до 68 151 тыс. шт.).
При этом около 30 % от общего количества карт приходится на российские карты и около 70% - на международные карты.
Рисунок 4 - Динамика роста количества платежных карт на территории РФ на 01.07.2007 г.
Если рассматривать темпы роста данного показателя, то с 2001 г. по 2006 г. значение данного показателя составляет приблизительно 50% ежегодно, а за 6 месяцев 2007 года около 15%. Данная динамика свидетельствует о частичном насыщении рынка банковских пластиковых карт, однако потенциал роста рынка пластиковых карт еще далеко не исчерпан: в среднем на одного европейца приходится три карты, а в Великобритании и США - пять-шесть карт, а в России данный показатель меньше 1[10, с.35].
Если рассматривать соотношение динамик роста числа международных и российских платежных карт, то можно отметить, что в середине 2006 года ситуация изменилась в пользу увеличения показателей эмиссии российских карт (рисунок 5).
Рисунок 5 - Темпы роста числа международных и российских платежных карт на 01.01.2007 г.
Причем три четверти, а точнее 76% российского рынка банковских карт приходится на две международные платежные системы - Visa и MasterCard (рисунок 6). Системой Visa, которая сегодня считается лидером, в 2005 году выпущено 22,7 млн. карт. При этом в России карты Visa обслуживаются более чем в 105 тысячах торговых точек и примерно в 25 тысячах банкоматов. Система MasterCard выпустила уже около 20 млн. карт [11, с. 53].
Рисунок 6 - Доля платежных систем на рынке России, %
Очевидно, что 2003 г. стал переломным в борьбе международных и отечественных платежных систем, с перевесом в пользу международных. Темпы роста числа международных платежных карт не только значительно превышают аналогичный показатель развития отечественных платежных карт, но и сохраняют положительную тенденцию, что позволяет прогнозировать дальнейшее усиление их доминирования.
Согласно статистике Центрального банка России, несмотря на то, что число карт в обращении выросло в 2006 г. на 45,2%, а объем операций по ним на 51,7%, соотношение между трансакциями в банкоматах и использованием карт в торгово-сервисной сети (эквайринг) не изменилось. Большинство граждан продолжают использовать карты для снятия наличных в банкоматах, а не как платежное средство. Так, в 2005г. через банкоматы обналичено 2,62 трлн. руб., что составило 93,7% от общей суммы по всем операциям с картами, а в 2006г.- 3,97 трлн. руб., или 93,5% от общей суммы операций. По мнению экспертов, подобное соотношение говорит о том, что в общей массе эмитированных карт большинство из них приходится на зарплатные проекты. Однако, как показывает практика, база клиентов, полученная в результате обслуживания "зарплатных" проектов, может служить основой развития вторичных продаж банковских продуктов держателям таких "зарплатных" карт. По этим картам банки стараются предоставлять полный спектр стандартных услуг по карте и дополнительный сервис, как правило, включающий овердрафты по картам, интернет-банкинг и возможность оплаты счетов с телефона. Также широко распространена практика льготного кредитования таких клиентов, так как по ним банковские риски невозврата или просрочки платежа значительно меньше, чем по другим клиентами. Чтобы стимулировать оплату по банковским картам, большинство банков «защищаются» высокими процентами за снятие наличных. Особенно широко эта практика применяется для кредитных карт, использование которых действительно выгодно лишь при безналичной оплате товаров и услуг.
По-прежнему значительную долю от общего выпуска карт составляют дебетовые карты, причем наиболее существенная их часть распространяется в рамках зарплатных проектов. Однако темпы роста эмиссии дебетовых карт отстают от темпов роста эмиссии расчетно-кредитных карт в России.
По данным исследований международных платежных систем, количество платежных карт с кредитными возможностями в России в 2006 г. достигло 7,2 млн. (в том числе 2,6 млн. карт с разрешенным овердрафтом), что составляет около 12% от всех платежных карт.
Поскольку Visa и MasterCard занимают львиную долю всего рынка банковских платежных карт в России, то общую долю кредитных карт можно было бы оценить в 18,5% от всего объема эмиссии. Рост эмиссии расчетно-кредитных карт составил 81 %, что можно считать очень хорошим результатом. Оборот по этим картам вырос в 2006 г. более чем на 70%.
Однако наиболее достоверными можно считать данные Центрального банка России, в соответствии с которыми доля кредитных карт в общем числе банковских платежных карт на 01.01.2007 равна 5,36%, в то время как в 2003г., по оценкам экспертов, 99,1 % всех выпущенных карт - дебетовые и лишь 0,9 % -- кредитные [9, с. 29].
Эксперты считают, что в ближайшие год-два рынок кредитных карт ожидает настоящий бум. И эти прогнозы небезосновательны -- за 2003г. количество кредитных карт увеличилось в 4,3 раза, а за 2004 г. -- более чем в 6 раз, в то время как число дебетовых карт возросло всего в 1,4 раза.
Результаты исследований позволяют оценить долю платежей по кредитной карте в торгово-сервисной сети в общем объеме трансакций. В России она составляет 32 %. Для сравнения: в Великобритании этот показатель составляет 98 %, в Германии - 93%, в Испании - 80%, в Египте - 62%, во Франции - 57%, в Румынии - 11 %, в Украине - 3%.
Налицо превалирование объемов эмиссии кредитных карт над дебетовыми картами, а также большой потенциал в сфере развития безналичных платежей с использованием банковских платежных карт. И поэтому можно сделать вывод о том, что на рынке банковских платежных карт России начинается новый этап развития.
Второй критерий анализа рынка банковских платежных карт - количество эквайеров и эмитентов различных типов. Согласно данным ЦБ РФ за прошедший год на территории нашего государства насчитывалось 746 кредитных организаций (более 60% всех российских банков), осуществляющих эмиссию и/или эквайеринг. За период с 01.01.2001 по 01.01.2006 число кредитных организаций-эмитентов увеличилось в 1,8 раза и составило 696 организаций. Количество кредитных организаций, осуществляющих эквайеринг, изменилось аналогичным образом.
Третий критерий анализа рынка банковских платежных карт -- доля платежей с использованием банковских платежных карт и операций по снятию наличных денег. Несмотря на то, что число организаций торговли и услуг преобладает над количеством устройств по снятию наличности, население по-прежнему предпочитает обналичивать деньги в банкомате, а не использовать их как платежное средство.
Количество операций по банковским картам физических лиц, по итогам 2005г., превысило 857 млн., что 43,38% больше аналогичного показателя 2004г.
Среднее количество операций по одной банковской карте за период 2001 - 2005 гг., по расчетам CNews Analytics , достигло 16,89 шт. (рисунок 7).
Причем максимальный показатель наблюдался в 2002г., а минимальный -- в 2005г. Однако средняя сумма одной операции стабильно растет. Среднегодовой рост данного показателя в указанном периоде составил 46,88%.
Четвертый критерий анализа рынка банковских платежных карт -- параметры состояния обслуживающей рынок банковских, платежных карт инфраструктуры. Развитие сети банкоматов в России существенно отстает от развитых европейских стран. На 01.01.2007 г. в стране работало 35 300 устройств, что составляет примерно 231 банкомат на 1 млн. жителей. Для сравнения: в Европе эта цифра превышает 600, в Англии - 800, а в Америке - более 1 тыс. банкоматов на 1 млн. жителей [12, с. 30].
В то же время общая динамика развития рынка банкоматов в России очень велика и демонстрирует непрерывный рост. Их количество только за 2004 г. увеличилось на 35 % и составило, как уже отмечалось выше, около 20 тыс. банкоматов [9, с. 29].
Сегодня банкоматы позволяют оплачивать коммунальные платежи, услуги операторов сотовой связи и телевидения, а некоторые позволяют даже переводить денежные средства между банковскими картами, пополнять счёт, принимать платежи по кредитам и производить валютно-обменные операции. Эти функции весьма удобны и доступны, ведь чаще всего банкоматы работают круглосуточно.
Банкоматы чаще всего поддерживают не одну, а несколько платёжных систем. Наиболее распространенными являются международные Visa и Master Card. Некоторые банкоматы работают с микропроцессорными картами, записывая и считывая информацию с микропроцессора. Данная технология позволяет банкам при операциях по таким картам не связываться с процессинговым центром для определения остатка на счёте, так как эта информация хранится на самом микропроцессоре, то есть даёт возможность работы в режиме off-line. Использование микропроцессоров позволяет использовать данный тип с любыми платёжными системами. Однако они пока не получили массового распространения, так как дороже изготовления классических карт с магнитной полосой, и не имеется пока достаточно развитой инфраструктуры их поддержки. Однако в регионах, где телекоммуникационная инфраструктура не сильно развита, вполне оправданно использовать именно данную технологию. На фоне всё большей популярности кредитных карт широкое распространение получают банкоматы с функцией приёма наличных денежных средств и зачисления их на счет клиента в режиме реального времени. Наличие этой функции позволяет значительно упростить процедуру погашения кредита, что повышает лояльность пользователя кредитной карты к данному продукту.
Также активно в последнее время развивается сотрудничество банков с компаниями в области «зарплатных» проектов. С развитием данного сектора всё чаще появляются банкоматы, расположенные прямо в здании компаний, при этом целевыми пользователями таких банкоматов в основном являются именно сотрудники.
Обычно при расположении банкоматов банки стремятся охватить максимальное количество потенциальных пользователей. При этом учитывается его доступность, место расположения, безопасность и экономическая целесообразность. Таким образом, банкоматы в основном располагаются в торговых центрах, метро, около отделений банка, а также в офисных зданиях с возможностью доступа к нему не только работников данного здания [11, с. 55].
Сдерживающими факторами роста количества банкоматов на территории России можно считать:
- значительную стоимость оборудования;
- острую нехватку коммуникаций;
- высокую стоимость телекоммуникационных услуг.
Рисунок 7 - Динамика количества операций, совершаемых физическим лицом, и средней суммы одной операции по банковской карте
Помимо простого снятия денег через банкоматы в дни зарплаты, население России использует банковские платежные карты в качестве средства оплаты товаров и услуг. Соотношение между этими двумя операциями, к сожалению, далеко не такое, как в развитых странах. Тем не менее использование банковской платежной карты как средства платежа является основной ее функцией, поэтому необходимо решать проблемы эквайеринга и развивать его как один из неотъемлемых компонентов рынка банковских платежных карт.
Причинами увеличения количества банковских платежных карт являются как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним стоит отнести:
- экономические (рост сбережений населения);
- психологические (готовность населения использовать безналичные средства оплаты);
- технические (расширение инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с использованием платежных карт) (рисунок 8).
Рисунок 8 - Динамика инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с использованием платежных карт, единиц.
Таким образом, имеет место тенденция опережающего развития инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций по безналичной оплате товаров и услуг с использованием карт [15, с. 15-17].
В заключение следует отметить, что российский рынок банковских платежных карт сильно отличается от аналогичных рынков развитых стран. Причинами этого можно назвать как огромную разницу в уровнях развитости экономики стран мира, так и социальные условия. Однако проведенный анализ определяет основные черты российского рынка банковских платежных карт, но и позволяет говорить о перспективности этого института и его значимости для российской экономики в целом.
2 Анализ операций филиала ОАО «ТрансКредитБанк» в г.
Новокузнецке с банковскими пластиковыми картами

2.1 Краткие сведения об ОАО «ТрансКредитБанк»

Коммерческий банк «ТрансКредитБанк» является кредитной организацией, созданной по решению учредителей в форме акционерного общества открытого типа в декабре 1992 г.
За 15 лет существования на банковском рынке ТрансКредитБанком создана разветвленная инфраструктура клиентского обслуживания в регионах России. В настоящее время она включает 206 офисов ТрансКредитБанка и его дочерних кредитных организаций, входящих в Банковскую группу «ТрансКредитБанк», в т.ч.:
- 1 основной офис, 32 филиала, 66 допофиса, 10 кредитно-кассовых офисов, 14 операционных офисов и 11 операционных касс Головного банка;
- 5 основных офисов, 13 филиалов, 40 допофисов и 14 операционных касс дочерних банков.
Первоначальные учредители банка - крупные промышленные предприятия топливно-энергетического и металлургического комплексов. С 1999 года основными акционерами банка стали структуры Министерства путей сообщения России. В 2003 году 74,995% акций ТрансКредитБанка в соответствии с распоряжением Правительства (N 454-р от 02.04.2002 г.) было передано Минимущества РФ (с 2004 года - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом). В 2007 году Указом Президента РФ № 178 от 15.02.2007 г. государственный пакет акций банка внесен в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).
В настоящее время ТрансКредитБанк - стратегический партнер ОАО «Российские железные дороги», его клиентами являются 17 железных дорог России, имеющие статус филиалов ОАО «РЖД», и большая часть отечественных предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Цель такого партнерства - развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества при реализации проектов в транспортной сфере.
Обслуживание корпоративных клиентов - одно из ключевых направлений бизнеса банка. Однако в 2006 году при сохранении приоритетной отраслевой ориентации на железнодорожный транспорт проводилась политика расширения сотрудничества с предприятиями всех сфер транспорта и компаниями иных отраслей реального сектора экономики.
ОАО «РЖД» и его дочерние общества пользуются полным спектром необходимых им банковских продуктов, включая кредитование, документарные и конверсионные операции, высокотехнологичные сервисы расчетно-кассового обслуживания, а также возможность пользоваться ими во всех регионах своей работы, географически совпадающими с регионами расположения офисов банковской Группы «Транскредитбанк».
Основными операциями банка являются:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещать эти средства от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
- инкассирование денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и осуществление кассового обслуживания физических и юридических лиц;
- покупка и продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- выдача банковских гарантий;
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций Банк также вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами.
Уставный капитал Банка составляет 1,658,400.00 тыс. руб. и поделён на обыкновенные именные акции и привилегированные именные акции. По привилегированным акциям при их выпуске установлен фиксированный дивиденд в размере 400% годовых.
По объемам основных финансовых показателей ТрансКредитБанк стабильно входит в число тридцати крупнейших российских кредитных организаций.
ТрансКредитБанк активно развивает корпоративный и розничный бизнес, уделяя первоочередное внимание расширению спектра продуктов и услуг, внедрению современных банковских технологий и повышению качества обслуживания клиентов.
Работа банка обеспечена наличием всех необходимых разрешительных документов и лицензий.
Основные стратегические и тактические задачи, стоящие перед ТрансКредитБанком:
- дальнейшее развитие инфраструктуры обслуживания с целью предоставления клиентам услуг на всей территории России;
- расширение продуктового ряда, в т.ч. создание и совершенствование комплексных продуктов, ориентированных на клиентские группы, объединенные отраслевыми и региональными особенностями бизнеса;
- опережающие темпы развития розничного бизнеса;
- подготовка к выходу на рынок публичных заимствований.
Для осуществления намеченных планов по развитию обслуживания корпоративных (в первую очередь - отраслевых) и частных клиентов банк планирует дальнейшее расширение региональной сети. При этом большинство новых региональных подразделений будет создано на основе Соглашений с железными дорогами, которые будут предусматривать переход их подразделений и работников на комплексное обслуживание в ТрансКредитБанк.
2.2 Общая характеристика операций банка с пластиковыми
картами

ОАО ТрансКредитБанк осуществляет свою деятельность по предоставлению услуг населению на протяжении 16 лет. В городе на рынке финансовых услуг, кроме филиала ОАО «ТрансКредитБанка» присутствует 31 коммерч и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.