На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Требования к информации предпринимательского характера и сущность коммерческой тайны. Практические шаги владельца тайны, персонал и секретные сведения. Предоставление информации органам власти и ответственность за разглашение секретной информации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 03.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Заочный факультет
Специальность: "Юриспруденция"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Российское предпринимательское право"
на тему: "Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ"
Выполнил:
студент ___ курса
____________ ___________________
Проверил:
________________________________
_____________ __________________
2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 3
      1. ИНФОРМАЦИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА 5
      2. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
      7
      3. ИНСТИТУТ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
      12
      4. СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ
      19
      3. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ОРГАНИЗАЦИИ
      23
      3.1 Законодательство о коммерческой тайне
      23
      3.2 Что тайной быть не может? Что можно засекретить?
      24
      3.3 Практические шаги владельца тайны
      26
      3.4 Персонал и секретные сведения
      28
      3.5 Обязанности главного бухгалтера
      31
      3.6 Контрагенты и тайна
      32
      3.7 Предоставление информации органам власти
      33
      3.
      8 Ответственность за разглашение секретной информации 33
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    37

ВВЕДЕНИЕ

Что такое коммерческая тайна, может объяснить любой бизнесмен. У каждого предприятия есть, что скрывать от конкурентов. Чтобы бизнес развивался успешно, оригинальные производственные разработки, перспективные планы, ценовую политику, условия договоров с партнерами и многое другое нужно тщательно беречь от посторонних глаз.
Длительное время понятие коммерческой тайны, сведения, ее составляющие, ответственность за ее разглашение устанавливались каждой организацией самостоятельно.
Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ "О коммерческой тайне", принятого в 2004 г. и других федеральных законов.
Согласно ч. 2, ст. 3 Гражданского кодекса РФ:
1) коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
2) информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;
3) режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.
Целью данной курсовой работы является изучение информации, правового режима коммерческой тайны по действующему законодательству РФ, рассмотрение коммерческой тайны организации.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую коммерческую тайну;
- изучить понятие и правовой режим коммерческой тайны;
- изучить вопросы, касающиеся коммерческой тайны организации.
Для достижения поставленной цели и решения задач в данной курсовой работе были использованы нормативные акты: Конституция РФ (с изм. от 25.03.2004), как основополагающий нормативно-правовой документ; Гражданский кодекс РФ (Часть 1 ред. от 26.06.2007); Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О коммерческой тайне", научная статья Кошкиной Т.Ю. "Коммерческая тайна организации" из журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, № 3 и учебная литература.

1. ИНФОРМАЦИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

Информация -- это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Объем ее поистине необозрим, что делает первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования, в частности классификацию информационных процессов, т.е. процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Классификация информации проводится в зависимости от целей ее освоения по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации. По общему правилу, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Правовое регулирование рыночных, предпринимательских отношений призвано гарантировать проведение этого правила на практике. Примером может служить Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке" СПС КонсультантПлюс. Данным постановлением с 1 июля 1998 г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Наличие информации о таких товарах на русском языке обеспечивается организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими их импорт в Российскую Федерацию. Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование товара; наименование страны, наименование фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита); назначение (область использования), основные свойства и характеристики; правила и условия эффективного и безопасного использования; иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи. Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Исключение из общего правила об открытости и доступности информации составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.

По мере накопления опыта рыночных отношений требования к информации предпринимательского характера и механизм ее оборота конкретизируются, совершенствуются и обогащаются. Интерес представляет регулирование информации в одном из последних крупных законодательных актов -- Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах". В нем имеется специальная гл. XII "Раскрытие информации о деятельности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда". Федеральный закон определил для этих фондов четыре аспекта в работе с информацией: требования к содержанию распространяемой или публикуемой информации; информация, предъявляемая по требованию заинтересованных лиц; информация, подлежащая опубликованию. Особо выделены объем, сроки, форма и порядок представления ими отчетности в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работниками, с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29, 34), Гражданским кодексом РФ, федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации", "Об основах государственной службы РФ", Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практически в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере, по подсчетам специалистов, действует более 100 законодательных и иных нормативно-правовых актов СПС Консультант Плюс.. Эти акты содержат две группы правовых норм, распространяющиеся: на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциальных информационных отношений.

Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации -- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой -- дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или как не представляющей таковой.

Конкретная информация обладает качеством служебной или коммерческой тайны при наличии одновременно трех условий. Во-первых, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что информация не только нова, оригинальна, но и имеет в настоящее время или может приобрести в будущем потребительскую стоимость, т. е. является товаром, представляет интерес для субъектов коммерческой деятельности, может выступать предметом купли-продажи, обмена или иного обращения на рынке. Во-вторых, к ней нет свободного доступа на законном основании, т. е. обладатель информации не обязан представлять ее (возмездно или безвозмездно) лицам, нуждающимся в такой информации. В-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности: не разглашает в средствах массовой информации, не помещает на стендах, в рекламе, не хранит в общедоступных местах и т. п. Таким образом, служебная и коммерческая тайна есть охраняемое законодательством право индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций на засекречивание сведений о своей производственной, экономической и финансовой деятельности, которые, став известными конкурентам или иным посторонним лицам, могут причинить материальный и (или) моральный вред первоначальным обладателям этих сведений.

При решении вопроса о коммерческой и служебной тайне индивидуальные предприниматели и юридические лица нередко сталкиваются с двумя трудностями. Первая вызвана тем, что они могут оказаться обладателями (собственниками) информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне. Последняя, как и конфиденциальная информация, входит в категорию ограниченного доступа, но с более строгим правовым режимом. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой, регулируются Законом РФ от 21 августа 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" СПС Консультант Плюс: начало действия редакции - 01.01.2005.. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 973 утверждено Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам СПС Консультант Плюс: начало действия редакции 20.08.1999 г..

Перечень сведений, которые могут быть расценены как государственная тайна, дан в ст. 5 Закона "О государственной тайне". Перечень включает информацию в военной области, в области экономики, науки и техники и внешней политики. Если сведения, отнесенные обладателем (собственником) информации к служебной или коммерческой тайне, касаются государственной безопасности и подпадают под указанный перечень, то компетентный государственный орган вправе принять решение об отнесении их к государственной тайне.

Вторая трудность -- отграничение служебной тайны от коммерческой. Эта трудность в отличие от первой не имеет столь существенного значения. Решение этого вопроса предполагает, прежде всего, уяснение места служебной и коммерческой тайны в системе общественных отношений по поводу информации. Статья 9 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" гласит, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера СПС Консультант Плюс: начало действия редакции 23.09.2005. (ред. 23.09.2005). Цель Указа специфична: дальнейшее совершенствование порядка опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Однако предложенная в нем классификация соответствующих требований имеет общее значение, в т.ч. для понимания служебной и коммерческой тайны.

Названный Указ все сведения конфиденциального характера подразделяет на шесть групп:

1) персональные данные -- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

4) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;

5) служебная тайна -- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;

6) коммерческая тайна -- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Таким образом, общим критерием, отграничивающим и служебную, и коммерческую тайну от иных видов конфиденциальной информации, является их регулирование гражданским законодательством. Последнее же четкой грани между обеими тайнами не проводит: их правовой режим одинаков, а одно и то же лицо без всяких ограничений может быть обладателем и той и другой тайны. Лишь в отдельных случаях законодатель дает свою особую трактовку служебной или коммерческой тайны.

В юридической литературе высказан и иной взгляд, когда служебная и коммерческая тайна рассматривается как охватывающая два разных института охраняемой информации. Один (служебная тайна) относится к публичному праву, а другой (коммерческая тайна) -- к гражданскому праву. В соответствии с приведенным взглядом к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную и военную тайну, относится информация о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций (например, налоговые органы при проверке организации имеют право доступа к ее договорам с контрагентами, но при этом информация о ценах, других условиях сделки приобретает статус служебной тайны, за разглашение которой служащий должен нести ответственность). Как следствие, делается вывод, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним и тем же законом, а их объединение в одной статье Гражданского кодекса РФ ошибочно Куликов А.Д. О коммерческой и служебной тайне // Дело и право. 1996. № 10..

3. ИНСТИТУТ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Институт служебной и коммерческой тайны -- сравнительно новый в отечественном законодательстве. В условиях советской власти он отсутствовал. Ограниченный доступ устанавливался лишь для информации, составляющей государственную и военную тайну. Тогда, напротив, широко внедрялось так называемое социалистическое соревнование, когда передовые достижения предприятий, колхозов, совхозов в области техники, технологии, организации производства и труда активно пропагандировались средствами массовой информации, заинтересованные лица безвозмездно непосредственно на месте изучали их и затем внедряли у себя. В основном о существовании промышленного шпионажа, кражах экономических идей в странах капитализма мы узнавали из детективных романов.

В России служебная и коммерческая тайна стала предметом законодательного регулирования с переходом к реформированию экономики. Статья 28 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" дала право предприятиям не представлять информацию, содержащую коммерческую тайну Ведомости РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418. Закон утратил силу с 1 июля 2002 г. -- Примеч. авт.. Перечень сведений, составляющих эту тайну, определялся руководителем предприятия.

Одним из самых сложных вопросов при внедрении института служебной и коммерческой тайны оказалась ее правовая охрана. Этим постоянно вынуждены заниматься и государства, которые уже давно имеют соответствующее законодательство. Например, в США в середине 90-х гг. участились случаи вербовки иностранцами сотрудников из различных фирм и корпораций, которые за солидное вознаграждение передавали вербовщикам финансовые и торговые секреты своих компаний. В конце 1996 г. сенат США в качестве ответной меры принял законопроект "Об экономическом шпионаже", согласно которому за кражу секретов в пользу иностранного правительства, компании или агента грозит тюремное заключение сроком до 25 лет и штраф до 250 тыс. долл. Организации же, причастные к экономическому шпионажу, могут быть оштрафованы на 10 тыс. долл.

В России до середины 90-х гг. законодательство, по сути, не предусматривало сколько-нибудь эффективных мер защиты интересов лиц -- обладателей тайны в случае ее разглашения. В отдельных актах новейшего законодательства отмеченный недостаток постепенно преодолевается (например, ст. 183 УК РФ за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, установила уголовную ответственность), возникла необходимость принятия специального закона, посвященного служебной и коммерческой тайне. Так пыл принят Федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне".

При использовании гражданско-правовых мер защиты служебной и коммерческой тайны важны три момента: определение способа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и меры ответственности за ее разглашение; кто может быть субъектом ответственности; условия, при которых ответственность наступает. В зависимости от обстоятельств разглашения тайны и участвующих в нем лиц может быть применен любой из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ. На практике чаще всего имеют место возмещение убытков, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и компенсация морального вреда.

В число субъектов ответственности входят различные лица. Прежде всего это те, кто незаконными методами получил информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну. Ими могут выступать любые физические лица, которые, не имея законного доступа к источникам соответствующей конфиденциальной информации, стали ее обладателями, например, путем воровства, грабежа, мошенничества и им подобных незаконных способов. Для наступления их ответственности никаких дополнительных условий, кроме совершения самого незаконного деяния, не требуется.
Далее, к субъектам ответственности относятся работники, состоящие с обладателем служебной и коммерческой тайны в трудовых правоотношениях на основании трудового договора (контракта). Это бухгалтеры, кассиры, экономисты, инженеры, техники и иные специалисты, референты, рядовые работники, имеющие доступ к конфиденциальной информации. В соответствии со ст. 81, п.6в ТК РФ в случае, если работник разглашает охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную или иную), ставшую ему известной в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, работодатель может расторгнуть с таким работником трудовой договор СПС Консультант Плюс: начало действия редакции 14.10.2007 г.. Ответственность работника за разглашение охраняемой законом тайны наступает в случае, если ему заранее совершенно определенно, ясно и недвусмысленно было сообщено, какие сведения составляют, например, коммерческую тайну, и именно их он разгласил.
Во всех случаях во избежание недоразумений целесообразно уже при заключении трудового договора (контракта) указывать в его условиях на ответственность работника за разглашение служебной и коммерческой тайны, а затем под расписку сообщать перечень соответствующих сведений, с которыми работник соприкасается при исполнении своих трудовых и служебных обязанностей. С учетом специфики деятельности обладателям (собственникам) служебной и коммерческой тайны надлежит позаботиться о создании и соблюдении режима сохранения засекреченных сведений. На документы -- носители засекреченной информации целесообразно наносить специальный гриф, свидетельствующий о том, что их содержание составляет служебную и коммерческую тайну. Не лишними будут и особые документы (инструкции, положения), регламентирующие обращение со сведениями, содержащими коммерческую и служебную тайну. Также под расписку надлежит знакомить с документами лиц, имеющих доступ к засекреченной информации.
Субъектами ответственности являются также контрагенты (стороны) по гражданско-правовым договорам. Вступая в переговоры о заключении гражданско-правового договора, контрагенты (договаривающиеся стороны) обмениваются между собой большим объемом информации -- о предмете, цене, сроках выполнения договора и т. д. Разглашение подобных сведений до подписания договора или в ходе его реализации часто способно нанести существенный урон интересам стороны, служебная или коммерческая тайна которой была нарушена. Поэтому еще перед началом переговоров целесообразно под расписку обмениваться не подлежащими разглашению сведениями, которыми стороны будут оперировать в переговорах, а в самом договоре отметить те условия, которые носят конфиденциальный характер и не подлежат оглашению либо ознакомлению третьей стороной. В обоих случаях следует предусматривать неустойку за разглашение служебной или коммерческой тайны, например в виде определенного процента по отношению к цене договора.
По некоторым гражданско-правовым договорам сам законодатель, независимо от усмотрения сторон, установил правовые нормы, предполагающие ответственность за разглашение служебной или коммерческой тайны. Например, согласно договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке возникают непосредственно у доверителя. В качестве поверенного может выступать коммерческий представитель -- лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. В ст. 184 ГК РФ особо подчеркнуто, что коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках не только во время исполнения, но и после исполнения данного ему поручения.
В заключении и реализации договора подряда и выполнении связанных с ним работ участвуют заказчик, генеральный подрядчик, субподрядчики и другие лица, между которыми циркулируют самые разнообразные сведения: происходит обмен документами, ознакомление с новыми материалами, технологиями, проектами и т. д.
Если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, то сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такси информацией определяются соглашением сторон (ст. 727 ГК РФ).
По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в до говоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенном договором суммы (страховой суммы). По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Страховщик согласно ст. 946 ГК РФ не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик несет юридическую ответственность.
Наконец, субъектами ответственности могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым по роду своей деятельности разрешен доступ к информации, содержащей служебную и коммерческую тайну. Здесь на практике возникают две взаимосвязанные проблемы. Одна из них состоит в том, что при осуществлении компетентными органами своих функций нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к служебной и коммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации, после чего отказываются передавать их этим органам как содержащие тайну. Подобные акции в отношении органов государственной пласта и органов местного самоуправления, действующих на основании предоставленных им законодательством полномочий, явно противоправны. Надо лишь уточнить: им должны сообщаться именно те сведения и только в таком объеме, которые охватываются полномочиями соответствующих органов.
Вторая проблема -- недопущение разглашения служебной и коммерческой тайны органами государственной власти и органами местного самоуправления. Законы и иные нормативные акты о прокуратуре, налоговой службе и налоговой полиции, о таможне, федеральных антимонопольных и патентных органах, об органах регулирования естественных монополий и других обязывают эти органы и их служащих не разглашать служебную и коммерческую тайну индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ставшую известной им при выполнении своих функций.
Например, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи СПС Консультант Плюс: послед. редак. ред. от 29.12.2006, с изм. от 24.07.2007. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Подчеркнуто, что прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основе судебного решения.
Сходным образом обеспечивается сохранение служебной и коммерческой тайны, ставшей достоянием негосударственных организаций. Например, нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, обязаны хранить в тайне сведения, которые стали им известны в связи с осуществлением их профессиональной деятельности СПС Консультант Плюс: ст. 16 "Основы законодательства РФ о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.10.2007). Согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" СПС Консультант Плюс: действующая редакция ред. от 26.06.2007 г. два и более кооператива вправе создавать ревизионный союз с правовым статусом потребительского кооператива (ст. 116 ГК РФ). Ревизионный союз обязан принимать меры к охране конфиденциальности информации, которая составляет служебную или коммерческую тайну кооператива и которая стала ему известна при проведении ревизионной проверки данного кооператива. Ревизионный союз не имеет права разглашать информацию, содержащуюся в заключении по результатам ревизионной проверки, кроме случаев, предусмотренных законом. Работники ревизионного союза обязаны обеспечить сохранение конфиденциальности указанной информации в течение 3 лет с момента поступления заключения по результатам ревизионной проверки в кооператив.

4. СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ

Для предупреждения нарушений законности в работе коммерческих и некоммерческих организаций законодательством определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Соответствующие правовые нормы можно свести в три группы.

Первая группа включает нормы, относящиеся к обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отношениях с ними к таким сведениям индивидуальные предпринимат и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.