На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Положения об интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Особенности правового режима товарных знаков и знаков обслуживания, и требования, предъявляемые к ним. Государственная регистрация, защита прав на товарные знаки и знаки обслуживания.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.08.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания
План
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения об интеллектуальной собственности в Российской Федерации……………………………………………………………………….7
§ 1. История становления института исключительных прав на интеллектуальную собственность. История становления и развития товарных знаков………………………………………………………………………………7
§ 2. Особенности и виды интеллектуальной собственности …………….….. 16
§ 3. Правовое регулирование товарных знаков и знаков обслуживания по действующему гражданскому законодательству……………………………...23
Глава 2. Особенности правового режима товарных знаков и знаков обслуживания……………………………………………………………………33
§ 1. Правовое положение товарного знака: понятие, предъявляемые требования………………………………………….…………………………….33
§ 2. Государственная регистрация товарных знаков……….……………….…38
§ 3. Требования, предъявляемые к товарным знакам и знакам обслуживания…………………………………………………………………….41
§ 4. Использование и передача товарного знака.………………….…………..52
Глава 3. Защита прав на товарные знаки и знаки обслуживания…………….61
§ 1. Общие вопросы защиты прав………………………………………………61
§ 2. Защита товарных знаков и знаков обслуживания в Интернет.…………..67
Заключение……………………………………………………………………..76
Список нормативных актов……………………………………………………79
Список литературы………………………………………………………….….84
Список материалов судебной практики……………………………....………86
ВВЕДЕНИЕ

Действующее законодательство по вопросам интеллектуальной собственности в настоящее время находится в стадии реформирования. В настоящее время действует Часть IV Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2008г. Некоторые авторы, не стесняясь, называют ее актом Великой российской реформы интеллектуальной собственности Гаврилов Э.П. Великая российская реформа права интеллектуальной собственности. нормы, которые уже вступили в силу - "Патенты и лицензии", 2007, N 4
. Но, помимо этого, для полноценного функционирования этой подотрасли гражданского права, необходимо принятие множества взаимосогласованных нормативных актов, прежде всего на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации, в ведении которого, в настоящее время, находятся вопросы нормативного регулирования отношений по вопросам интеллектуальной собственности на уровне подзаконных актов. При этом следует отметить, что многими специалистами негативно оценивается опыт введения системы нормативного регулирования узких специальных отношений на уровне министерств, без прямого участия в этом профильных ведомств. Учитывая неизбежность структурных преобразований органов исполнительной власти в связи с вступлением нового Президента Российской Федерации в должности и весьма вероятным приходом, на должность Председателя Правительства уходящего со своей должности В. В. Путина, вполне возможно, что часть ведомств, в том числе и имеющая огромное значение для рассматриваемых нами отношений Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), вновь получат полномочия по изданию нормативных актов. Тогда вся система подзаконного регулирования, дополняющая законодательно установленную систему, будет изменена.
Следует отметить, что с каждым месяцем в гражданско-правовой оборот нашей страны включатся все больше и больше объектов интеллектуальной собственности. Поэтому, одной из ключевых проблем современной России является правовое и социально-экономическое обеспечение развития и защиты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность быстро набирает вес, как фактор роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны.
В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами, средства индивидуализации, и в частности такой вид интеллектуальной собственности, как товарные знаки становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного участка рыночных отношений. Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать товарные знаки стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.
В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их гражданско-правовой охраны.
Тема, выбранная нами для написания квалификационной выпускной работы - «Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания».
Актуальность исследования данной темы, наряду с вышеназванными аспектами, подтверждает и то, что одно из постоянно декларируемых приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации - защита прав на интеллектуальную собственность - в общем, и товарные знаки - в частности. Меры в этой области направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции и ущемления других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Кроме того, актуальность данного исследования подтверждает и то, что с каждым днем все большее значение приобретает гражданско-правовая охрана товарных знаков в мировой сети Интернет.
Поэтому, необходимо проанализировать имеющуюся судебно-арбитражную практику рассмотрения дел в этой области серьезно разобраться в том, насколько эффективен или неэффективен тот механизм правового регулирования, который есть уже сегодня, что можно было бы в нем изменить, от чего отказаться.
Говоря о степени проработанности данной тематики в юридической литературе различных авторов, необходимо отметить, что большинство исследований посвящены в основном авторскому праву, интеллектуальной собственности и товарным знакам в целом, фактически не уделяя внимания охране и защите товарных знаков. К тому же юридическая литература не успевает за изменениями в законодательстве, особенно в отношении защиты интеллектуальной собственности в Интернет. При этом такими авторами, как С.П. Гришаев, А. Сергеев, Э.П. Гаврилов уже высказаны принципиальные позиции в связи с новеллами права интеллектуальной собственности, введенными Частью IV Гражданского кодекса, что, несомненно, станет поводом для научных дискуссий.
Итак, цель данной дипломной работы - исследовать правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания.
Исходя из указанной цели, в ходе написания настоящей работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления института интеллектуальной собственности, историю становления и развития товарного знака;
- рассмотреть, что является интеллектуальной собственностью, и к какой части интеллектуальной собственности относятся товарные знаки и знаки обслуживания;
- рассмотреть особенности правового режима товарных знаков и знаков
обслуживания;
- исследовать общие вопросы защиты прав на товарные знаки и обслуживания.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. История становления института интеллектуальной собственности. История становления и развития товарного знака

Понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права, появилось уже во времена Древней Греции. Законодатель признавал социальное, политическое и потом экономическое значение произведений литературы и искусства. Творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в неискаженном виде.
Понятие гонорара как формы оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.
Однако в целом юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. До этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота, рыночных отношений.
Даже заработки и оратора Цицерона, и летописца Нестора, и философа Спинозы, как правило, не были непосредственно связаны с их творческой деятельностью. Исторические формы воспроизводства интеллектуального потенциала общества базировались в основном на системе меценатства - творческих людей субсидировали правители, их благополучие целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден был признавать: «Служу тому, кто мне платит». Моцарт и Сальери были придворными музыкантами. До конца XVIII века частная финансовая поддержка и «внерыночное обеспечение» способствовали появлению большинства шедевров. Как отмечал И. А. Близнец, «художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили и как слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще. Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себя своим трудом» Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы. М., 2001. С. 5..
Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых «милостью монарха». Верховная власть покровительствовала отдельным издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421г. городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран. Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449г. выходцу из Фламандии Джону из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа Гут В. «Охрана торговой марки», - 2005. euromarkpat.ua
.
По мере роста влияния буржуазии система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. «Право» изобретателей было впервые упомянуто в Венеции в хартии от 19 марта 1474г., в которой уже признавались их «моральное право» и исключительное право на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени.
Итак, следует констатировать, что исторически главными факторами, повлиявшими на формирование института интеллектуальной собственности, явились: разделение труда, обособление интеллектуального труда в особый вид деятельности, превращение продуктов интеллектуального труда в товары, вовлечение их в рыночный товарооборот. Близнец И.А.Указ. соч. С. 8.
В 1710г. в Англии появился и первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны» и содержавший один из важнейших принципов авторского права - принцип «копирайт» - право на охрану опубликованного произведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора. Именно автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания, а также была дана возможность продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в США, во Франции и других европейских странах. Стали широко продавать и покупать права на издания произведений литературы, постановку различных драматических произведений. Торговля книгами и связанная с ней торговля авторскими правами приобрели массовый характер. «Изобретение» авторского и патентного законодательства явилось одним из значительнейших достижений человечества в области права. Абсолютное право закреплялось и на способы индивидуализации участников экономического оборота - фирменные наименования и товарные знаки. Все эти правовые институты были обособлены друг от друга, не образовывали единой системы, не имели общих положений.
Происхождение термина интеллектуальная собственность обычно связывается с французским законодательством конца XVIII в. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляются собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях.
В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, «природным» правом, возникает из самой природы творческой деятельности и «существует независимо от признания этого права государственной властью». Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь.
Во Франции при «старом порядке» за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789г. смела все «привилегии», в результате чего было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью» (Декрет Учредительного собрания 1789г.), но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793гг.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.
Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца». Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789г. указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда». Аналогичные конструкции были закреплены в законодательстве многих стран.
Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности развивалось постепенно. Наиболее «бурную» историю имеет авторское право, патентное право более консервативно (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах 1877г. с изменениями и дополнениями).
В XIX в. авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».
В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав.
Ряд стран пересмотрел свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.
В 1886г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Позже - другие международные договоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности.
Для реализации прав конкретного производителя важно было обозначить свои претензии на исключительность продукта и его происхождение от конкретного производителя. В связи с этим еще в древности появились различные условные обозначения, знаки, которые проставлялись на изделиях в подтверждение производства товара производителем из определенной местности, объединения ремесленников (цеха), или от конкретного производителя.
Исторически сложившееся деление собственности на частную и коллективную потребовало создания системы отличительных обозначений - тамг Само слово тюркского происхождения, первоначально означавшее знак определенного рода, использовавшийся для клеймения скота, изделий из кожи металла и т. д., принадлежавших этому роду , позволившей выделить имущество того или иного собственника. Тамга - знак, наносимый на собственность и символизирующий ее принадлежность конкретному владельцу. На протяжении 18 века маркировка товаров в Германии была крайне нерегулярной, известные фабрики, гордившиеся своим товаром, помечали изделия уже известными знаками и даже делали их частью декоративного оформления. В большом ходу была имитация знаменитых росписей, да и самих клейм. Мейсенских мастеров копировали мастера из Челси, Дерби, Вустера, Вееспа и Турнея. Еще один вид клейм, а именно знаки владельца, собственника, встречаются преимущественно на изделиях из мейсенского и восточного фарфора. Он состоит из начальной буквы W на мейсенском фарфоре, креста - на японском и инвентарного номера.
Во Франции существовало большое разнообразие меток и знаков - религиозных символов, масонских знаков, денежных знаков, клейм владельцев собственности, геральдических символов, личных знаков печатников, пробирных клейм. Часть из них была унаследована от доримских времен, но большинство возникло в середине века или позднее. Знаки на гончарных изделиях уничтожались, когда некоторые виды из них выходили из моды и продавались без росписи или когда бракованные экземпляры продавались по дешевке. Подобные примеры можно обнаружить на севрских фарфоровых изделиях. Обычно это делалось посредством выскабливания знака на отделочном круге. Известны также случаи, когда мастера устраняли знак, полностью вырубая его и оставляя на поверхности изделия непокрытое глазурью углубление.
Вместе с тем в 18 веке практика маркирования не подвергалась жесткому регулированию со стороны властей, и многие гончарные предприятия наносили на свои изделия собственные знаки, которые очень походили на знак мейсенского фарфора - скрещенные мечи.
Был принят закон Эдуарда III от 1363 года, по которому каждый ювелир должен был иметь свое собственное клеймо мастера. По сути, это было чем-то средним между фабричной маркой и товарным знаком. Неграмотность населения в Англии и во всей Европе была основной причиной использования ювелирами рисунков в качестве собственных клейм. Этот обычай трансформировался в последующем в традицию отражения в клеймах хорошо известных предметов или изображений популярных государственных деятелей, выполненных в легко доступной и простой форме. В конечном счете, рисунок воспринимается человеком легче и сохраняется в памяти значительно дольше, чем слова. Можно достаточно уверенно говорить, что истоки современных товарных знаков заложены в первых рисунках клейм ювелиров, геральдической, культовой и религиозной символики. В последующем маркировка стала включать в себя название фирмы или личное клеймо автора, а несколько позже и дату производства товара с помощью букв и цифр.
В России по мере развития рыночного хозяйства происходил процесс формирования института интеллектуальной собственности параллельно с западноевропейскими странами.
Российское законодательство в области промышленной собственности официально закрепила существовавшие на тот период отношения, связанные с клеймением продукции. Как следует из Полного собрания законов Российской империи, этой датой может считаться 22 апреля 1667 года, когда царь Алексей Михайлович подписал крупнейший законодательный документ второй половины 17 века - «Новоторговый Устав» России. Устав содержал правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Именно в этом документе впервые появляется упоминание клейма. В 17 веке клеймо выполняло функцию таможенного знака для маркировки, чтобы отличать русские товары от иностранных, и подтверждения факта оплаты таможенной пошлины.
В 1754 году при Елизавете Петровне по предложению мануфактур-коллегий издается первый русский Правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками, «дабы можно их было отличить друг от друга». Именно с этого момента товарное клеймо стало выполнять свою настоящую функцию.
В 1830 году в России был уже принят закон, в котором фиксировались точные правила и способы клеймения товаров. Согласно ему за подделку товара или клейма лица, его совершившие, подвергались уголовному наказанию.
После 1917г. сформировавшийся институт интеллектуальной собственности был полностью разрушен. В 1918г. был принят декрет, которым национализировались объекты авторского права (литературные, научные и др. произведения), в середине 1919г. декретом национализировались объекты промышленной собственности, в том числе изобретения. Результаты интеллектуальной деятельности объявлялись всенародным достоянием и поступали в распоряжение государства. Что касается правового регулирования товарных знаков, то после Октябрьской революции вопрос о товарном знаке нашел отражение в Декрете СНК «О пошлине на товарные знаки», подписанном В.И. Лениным 15 августа 1918 года. Декрет обязывал предприятия зарегистрировать товарные знаки, получившие правовую охрану еще до революции. Не перерегистрированные товарные знаки впредь считались недействительными, в июле 1919 года было принято постановление ВСНХ «О товарных знаках государственных предприятий», которое вводило новые товарные знаки взамен старым Сергеев А. Правовая охрана товарных знаков - "Корпоративный юрист", 2007, N 2
.
Переход в 1921 году к НЭП способствовало стимулированию развития товарных отношений в стране и, в частности, правового института товарного знака. СНК 10 ноября 1922 года издал Декрет «О товарных знаках». С этого времени товарный знак становится охраняемым.
В послевоенные годы законодательство о товарных знаках получило дальнейшее развитие. В 1959 году система регистраций была централизованной в Государственном комитете по делам изобретений и открытий.
В 1960 году, когда был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы, одной из его задач стало проведение государственной экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков.
Современный период формирования товарного знака, его графического языка, стал складываться в мире в конце 50-х годов с появлением в Европе швейцарского стиля и практически сохранился до настоящего времени. Происшедшая в 90-е годы трансформация экономических отношений в России, формирование рыночных основ экономики выдвинули проблему становления новой системы отношений интеллектуальной собственности как отношений, определяющих права производителей интеллектуального продукта, защиту этих прав и стимулирование интеллектуального труда в рыночных условиях хозяйствования Близнец И.А. Указ. соч. С. 38..
В России создание нового института интеллектуальной собственности началось еще до распада СССР. В 1991-92 годах был принят ряд законов об охране промышленной собственности (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов), основанных на правовых принципах, действующих в развитых странах. В 1992г. были приняты: «Патентный закон Российской Федерации», Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон РФ «О Товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» В настоящее время, по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе по вопросам товарных знаков и знаков и знаков обслуживания, применяются нормы Части IV Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ. При этом еще до вступления этого нормативного акта в силу в него были внесены изменения Федеральным законом от 01.12.2007 N 318-ФЗ
§ 2. Особенности и виды интеллектуальной собственности

В современной юридической действительности немало споров вызывает вопрос: что следует считать интеллектуальной собственностью?
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967г. (Россия является членом этой межправительственной организации, ставшей с 17 декабря 1974г. одним из специализированных учреждений ООН), к объектам права интеллектуальной собственности относит:
1) литературные, художественные произведения и научные труды (охраняются авторским правом);
2) исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи (охраняются смежными с авторским правами);
3) изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, а также пресечение недобросовестной конкуренции (охраняются патентным правом и правом промышленной собственности).
Однако закрепление международными нормами содержание «интеллектуальной собственности» совсем не означает единство взглядов в теории и следует отметить, что многие исследователи предлагают свои структурные классификации этой категории.
Так, Сергеев А.П., в одной из своих работ, приводит такую структурную группировку объектов права интеллектуальной собственности:
- литературная и художественная собственность;
- промышленная собственность;
- средства индивидуализации;
- нетрадиционные объекты Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. 2-е изд. М., 2005. С. 458.
К нетрадиционным объектам Сергеев А.П. относит служебную и коммерческую тайну.
Дозорцев выстраивает свою систему объектов исключительных прав:
1. Результаты творческого труда:
- с приоритетным значением существа (возможно независимое повторное создание);
- с приоритетным значением формы (авторское, исполнительское право);
2. Результаты координационной деятельности:
- с приоритетным значением;
- с приоритетным значением формы;
3. Средства индивидуализации:
- регистрируемые (товарные знаки и т.п.);
- фиксируемые без регистрации (коммерческие обозначения);
4. Нематериальные права и интересы личности Дозорцев В.А.  Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 234 .
Дискуссия о содержании категории «интеллектуальная собственность» идет и сейчас.
В первоначальных вариантах проекта раздела V третьей части ГК РФ была предпринята попытка дать классификацию объектов исключительных прав, разделив их на четыре группы:
1) результаты, охраняемые в связи с их формой;
2) результаты, охраняемые в связи с их содержанием;
3) сведения;
4) средства индивидуализации.
Как было отмечено многими специалистами, при таком подходе необходимо оговорить, какие именно объекты попадут в ту или иную категорию Дозорцев В.А. Указ. соч. С 254, однако разработчики требуемых уточнений не давали.
Однако этот проект третей части так и не был реализован. До принятия Части IV Гражданского кодекса РФ в Гражданском Кодексе РФ так и оставалась лишь одна статья 138, которая определяла интеллектуальную собственность как исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Современная формулировка ч. 1 статьи 1225 ГК РФ определяет интеллектуальную собственность как систему объектов, творческих результатов, исчерпывающий перечень которых указан в этой статье, включает в себя шестнадцать видов объектов, среди которых упоминаются товарные знаки и знаки обслуживания Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Комментарий к части четвертой гражданского кодекса российской федерации - ЗАО Юстицинформ, 2008
.
Интеллектуальная собственность включает в себя только те результаты, на которые могут быть установлены и защищены исключительные (монопольные) права. Иными словами, речь идет о строго определенной системе институтов, относящихся либо к патентоспособным и регистрируемым в особом порядке объектам промышленной собственности, либо к нерегистрируемым объектам, но охраняемым от незаконного копирования или присвоения (авторские произведения, секреты производства и др.).
Различные виды научно-технической продукции и документации, многообразные знания и сведения, содержащиеся в источниках информации, невостребованные идеи, теории, концепции, методы, способы и иные творческие результаты сами по себе не могут быть защищены исключительными (монопольными) правами, хотя они активно используются в экономическом обороте Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004
.
Статья 1225 ГК РФ содержит перечень объектов интеллектуальной собственности, которые можно подразделить на две категории: права на результаты интеллектуальной деятельности и права на приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг.
В свою очередь, на эти объекты возникают так называемые интеллектуальные права, которые подразделяются на исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права, предусмотренные Гражданским кодексом (право следования, право доступа и другие).
То есть, если раньше законодатель определял интеллектуальную собственность как систему исключительных прав на объекты, то сейчас под интеллектуальной собственностью понимается сама система объектов, имеющих ярко выраженную символическую составляющую, которая не позволяет рассматривать эти объекты с позиций обычных вещных и обязательственных прав Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Комментарий к части четвертой гражданского кодекса российской федерации - ЗАО Юстицинформ, 2008
.
В статье 1225 ГК РФ различаются типичные объекты интеллектуальной собственности как результаты интеллектуальной деятельности, творения человеческого разума и приравненные к ним средства индивидуализации, где творческий элемент хотя и присутствует, но менее заметен. Однако содержащаяся в средствах индивидуализации товаропроизводителя или самого товара информация чрезвычайно важна для рынка, для потребителя и нуждается в защите с помощью исключительных прав. К первой группе относятся предметы авторского и смежных прав и патентного права; ко второй - объекты промышленной собственности.
В настоящее время административная ответственность за нарушение патентного законодательства установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а уголовная - Уголовным кодексом РФ.
Представляется целесообразным воспроизвести легальные определения интересующих нас объектов интеллектуальной собственности.
Согласно статье 1477, товарный знак, это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Согласно ч. 2 этой же статьи, правила Гражданского кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
По своей сути, товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Сфера действия национальных законов об интеллектуальной собственности ограничена территорией тех стран, в которых эти законы приняты. Но произведения интеллектуального творчества обычно распространяются и за пределами государственных границ. Чтобы способствовать такому международному распространению интеллектуальных произведений, а также обеспечить их охрану, страны присоединяются к тем или иным многосторонним соглашениям по международной охране интеллектуальной собственности либо заключают двусторонние соглашения.
Заложенная в действующем законодательстве ключевая идея авторской монополии позволяет правообладателю свободно распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом преимущественно на основе договора об отчуждении этого права либо лицензионного договора. Иными словами, правообладатель может передавать исключительное право другому лицу или выдавать разрешение (лицензию) другому лицу на такое использование Гришаев С.П. Правовая охрана товарных знаков - (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)
.
В современных рыночных условиях правовые и экономические формы и способы использования автором (правообладателем) своих исключительных прав заметно расширились.
Интеллектуальная собственность сегодня широко реализуется в экономическом обороте. Она может быть вкладом в уставный капитал того или иного хозяйственного объединения, может быть объектом инвестиционной деятельности или предметом залога. Объекты интеллектуальной собственности включаются в состав приватизируемого имущества Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.) - М.: Фонд «Правовая культура», 1995 г. С. 129
.
Поступившая в экономический оборот интеллектуальная собственность и производные права на нее, полученные по договору или лицензии, подчиняются общим правилам хозяйствования: они закрепляются за предприятиями и хозяйственными объединениями, находятся в составе нематериальных активов и должны переносить свою стоимость (амортизацию) на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с нормами износа и срока их полезного использования Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. 2-е изд. / А.П. Сергеев - М.: Проспект, 2005, С. 48
.
В соответствии с п. 2 ст. 150 ГК интеллектуальная собственность в качестве нематериального блага защищается в пределах, определенных ст. 12 ГК «Способы защиты гражданских прав» Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М, 1998 г.
.
В период до принятия действующей Части IV Гражданского кодекса имела место дискуссия по поводу классификации объектов интеллектуальной собственности между различными теоретиками. Как отмечал Близнец И.А., отказ от традиционного деления видов объектов интеллектуальной собственности и соответствующих им правовых институтов (авторского права, патентного права и т.д.) может привести только к ослаблению защиты правообладателей. Внесение в законодательство новых трудноопределимых понятий (форма, содержание) создаст проблемы при его применении (в ряде случаев непреодолимые). Появление новых «избыточных» категорий неизбежно повлечет усложнение правоприменительной практики, увеличение количества судебных ошибок.
Рассмотрение «способов обособления результатов интеллектуальной деятельности» уместно только в теории, в правовой доктрине, на начальных этапах обучения праву интеллектуальной собственности (для более наглядной демонстрации студентам существующих юридических реалий), но неприемлемо для законодательного закрепления Близнец И.А.Указ. соч. С. 35..
Профессор В. А. Дозорцев предложил классификацию объектов исключительных прав по способам их обособления и охраны. По мнению Близнеца И.А., это могло привести к неограниченному увеличению числа видов таких объектов. Придется обособлять результаты творческого труда, для которых приоритетное значение имеет форма или содержание; результаты координационной деятельности (продюсерские права); средства индивидуализации, охраняемые в силу регистрации или общеизвестности, и даже «нематериальные права и интересы личности», имеющие публичный характер Дозорцев В.А. Указ. соч. С 276
. Трудно представить, каким образом предлагаемая классификация взаимодействовала бы с реально существующим делением объектов интеллектуальной собственности на вполне определенные исторически сложившиеся виды. В итоге, общепринятая классификация все же была сохранена законодателем в Части IV Гражданского кодекса.
§ 3. Правовое регулирование товарных знаков и знаков обслуживания по действующему гражданскому законодательству

Охрана интеллектуальной собственности в России гарантируется нормами ст. 44 Конституции ч. 1, которой закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Важно отметить, что современное законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции). Ранее оно было отнесено к совместному ведению Федерации и республик, вследствие чего в законах, изданных до 1994г., имелись отсылки к нормативным актам республик, утратившие силу с момента вступления в действие Конституции.
Составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных договоров. Как правопреемник Советского Союза Россия стала участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1882г., Договора о патентной кооперации 1970г., Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952г.
В 1995г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971г.), устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению со Всемирной конвенцией, и к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (1971г.). Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав, а в 1994г. - Евразийскую патентную конвенцию. Наряду с этим отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами. Так, например, можно выделить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994г.).
Среди нормативных актов национальной системы Российской Федерации об интеллектуальной собственности, прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс РФ, из первой части которого при принятии Части IV Гражданского кодекса была изъята ст.138 Интеллектуальная собственность, устанавливающая общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности. Однако в статье 1229 ГК РФ был указан тот же принцип. Сама Часть IV Гражданского кодекса построена по принципу “от общего к частному”. Общие нормы, применимые для всех институтов права интеллектуальной собственности, указаны в Главе 69 ГК РФ, среди специальных норм, интересующих нас, следует выделить Главу 76 “Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий”, где, в частности, содержатся нормы, регулирующие правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания Чайков М.Ю., Чайкова А.М. Авторское право на средства индивидуализации - "Реклама и право", 2007, N 2
.
Итак, основным документом, регулирующим в России правоотношения по поводу товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, является Часть
IV Гражданского кодекса РФ.
В нормах ГК РФ, помимо норм о товарных знаках и знаках обслуживания, содержатся нормы, относящиеся к самостоятельному объекту промышленной собственности, - наименованию места происхождения товара. Правовая охрана последнего была введена в нашей стране впервые ранее действовавшим Законом “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, который создавал минимально необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары, и пресечения неправомерных действий, направленных на дискредитацию высококачественной продукции.
В настоящее время, действующая Глава 76 ГК РФ регулирует те же правоотношения в основном аналогичным образом, поскольку предшествующие ей нормы Закона “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” в основном строились на общепринятых в иностранных государствах и международной практике принципах. Наряду с ГК РФ к правоотношениям по обороту товарных знаков применим и Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ устанавливающий в ст. 180 уголовную ответственность за незаконное использование товарного знака. При этом, соответствующую норму уголовного права следует применять с учетом толкований, указанных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»
.
Следующий пласт нормативных актов о товарных знаках и знаках обслуживания составляют подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ и постановления П
равительства РФ. Среди них, прежде всего, необходимо выделить Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 299 “Об утверждении положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам” (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2005 N 247), которое заменило ранее действовавшее Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997г. №1203. Это Постановление утвердило основы правового статуса организации, играющей ключевую роль в системе легализации регистрируемых объектов интеллектуальной собственности и защиты прав и законных интересов правообладателей.
В связи с тем, что на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации (сокращенно именуемую Роспатент), в период до 2004г., была возложена задача по разработке методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав, следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принятых в свое время Роспатентом. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
В настоящее время существенное место в системе нормативных актов об интеллектуальной собственности и в частности о товарных знаках и знаках торгового обслуживания, занимают следующие акты Роспатента РФ:
- Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. приказом Роспатента от 05.03.03 г. № 32)
- Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара (утв. приказом Роспатента от 25.02.03 г. № 24)
- Правила признания товарного знака общеизвестным  в Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 17.03.2000 г. № 38)
- Правила продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и внесения изменений в регистрацию и свидетельство (утв. приказом Роспатента от 25.02.03 г. № 23)
- Правила принятия решения  о досрочном прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара при ликвидации юридического лица- обладателя свидетельства (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 29)
- Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в неё изменений (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 27)
- Правила принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - обладателя исключительного права на товарный знак (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 28)
- Порядок ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 05.03.2004 № 31)
- Порядок ведения Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 05.03.2004 № 32).
Несмотря на то, что в настоящее время соответствующие вопросы находятся в ведении Министерства Образования и науки РФ, все эти приказы действуют, поскольку, несмотря на то, что с 2004г. право издания нормативных актов имеют только министерства, именно это министерство весьма неохотно использовало свои полномочия в этих вопросах, не пытаясь отменить ранее принятые нормативные акты.
Наряду с вышеназванными законами и подзаконными нормативными актами, в качестве источников правового регулирования товарных знаков и знаков торгового обслуживания, необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права, тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. К сожалению, в связи с серьезным изменением законодательства, судебная практика, полностью соответствующая новой Части IV Гражданского кодекса в настоящее время отсутствует. В то же время, старые акты судебного толкования действуют в части логики толкования законодательства до принятия новых соответствующих актов. При этом следует учесть, что, в отличие от авторского права, вопросы правового регулирования товарных знаков и знаков обслуживания изменились не существенно. Самым актуальным актом судебного толкования можно считать в настоящее время Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2007г. N 122, которым Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обсудив Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, проинформировал арбитражные суды о выработанных подходах.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендовал учитывать, что Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" с 01.01.2008 вводится в действие часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 5 указанного Закона часть четвертая ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
С учетом этого, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда, выработанные подходы могут быть учтены при рассмотрении дел, в которых подлежат применению нормативные правовые акты, действующие до введения в действие части четвертой ГК РФ, а также при рассмотрении дел, в которых подлежат применению положения части четвертой ГК РФ, если рекомендации по применению правовых норм им не противоречат. В самом “Обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности”, для нас важен Раздел III “Право на товарный знак”, где, собственно, содержатся последние рекомендации Высшего Арбитражного Суда РФ на момент написания настоящей работы
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. N 122.
Из числа более ранних актов судебного толкования, не потерявших по своему содержанию своей актуальности, следует выделить Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2000г. «Изготовление и реализация фальсифицированной продукции является обманом потребителей и необоснованно квалифицировано как мошенничество», а также Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июля 1997г. №19 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак».
Итак, анализируя современную систему источников правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что они образуют три условных категории источников, опосредующих отношения в областях авторского и смежных прав, патентного права, правовой охраны и использования средств индивидуализации, правовой охраны и использования нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, и в основании которых положены нормативно-правовые акты, имеющие характер общезначимых и принципиальных для всех институтов интеллектуальной собственности.
В тоже время важно подчеркнуть, что в настоящее время существует единый системообразующий нормативно-правовой акт, отражающий вслед за Конституцией РФ ведущие начала нормотворчества в данной сфере общественных отношений. Таким нормативным актом стала Часть IV Гражданского кодекса РФ.
Если обратиться к мировой практике, то можно сделать вывод, что законодательство об интеллектуальной собственности во всех развитых странах мира имеет комплексный характер, т.е. включает положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Понимание интеллектуальной собственности как комплексного правового института позволяет сделать вывод о том, что эффективное правовое воздействие на рассматриваемые общественные отношения возможно только в единстве и взаимодействии всех составляющих его норм различных отраслей права Юрист Вальтер Гут «Охрана торговой марки», 2005. euromarkpat.ua. В части приведения национального законодательства в соответствие с актами международного права, следует сказать о трансформации в национальное законодательство ряда положений Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Как отмечают отдельные исследователи, особый интерес сейчас вызывает создание специального механизма для выявления и признания товарных знаков «общеизвестными» на территории России, охрана которых без регистрации предусмотрена статьей 6-bis Конвенции.
Рассматривается возможность введения в Закон специальной нормы, позволяющей первоначально выносить по результатам рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака «предварительный отказ», а впоследствии - «окончательное решение об отказе в регистрации». Как известно, подобная процедура предусмотрена Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, а также Протоколом к Мадридскому соглашению, действующими в рамках Парижской конвенции. Россия участвует в Мадридском соглашении о международной регистрации знаков и проводит подготовительную работу для участия в Протоколе к этому соглашению Суханов Е.А. Гражданское право. Том II. Полутом 2 / Е.А. Суханов - М.: БЕК, 2005 г., С. 215
.
В ходе работ по внесению изменений и дополнений в действующий Закон изучаются и нормы других международных актов, участницей которых Российская Федерация не является. Среди них - Соглашение Всемирной торговой Организации (ВТО) по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности.
Особого внимания в плане перспективы дальнейшего совершенствования Закона заслуживает Договор о законах по товарным знакам. Названный Договор разработан в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Этот международный акт был принят и подписан 57 странами - членами ВОИС, в том числе Россией; на Дипломатической конференции в октябре 1994г. Он вступил в силу 1 августа 1996г Садиков О.Н. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / О.Н. Садиков - М.: Юристъ, 2003 - С. 329
.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
§ 1. Правовое положение товарного знака: понятие, предъявляемые требования

Как указывалось нами выше, согласно статье 1477, товарный знак, это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Согласно ч. 2 этой же статьи, правила Гражданского кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
По сути, похожее легальное определение товарного знака давалось в статье 1 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», товарным знаком и знаком обслуживания признаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
В данном выше определении понятия товарного знака проявлена основная функция данного объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции Сергеев А. Правовая охрана товарных знаков - "Корпоративный юрист", 2007, N 2 .
Важно отметить, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации).
Кроме того, в Российской Федерации существует такой вид отличительного знака как «торговая марка» (trade mark). Однако, правовая охрана торговой марки в России не закреплена ни одним нормативным актом. Хоть считается, что торговая марка и товарный знак - это синонимичные понятия, тем не менее, следует их разграничить.
Обозначения, которые предназначены для индивидуализации товаров и услуг и позволяют отличать товары и услуги одних производителей от других, определяются Гражданским кодексом РФ термином товарный знак (для товаров) или знак обслуживания (для услуг):
Товарный знак - это обозначения, которые предназначены для индивидуализации товаров и позволяют отличать товары одних производителей от других, и подлежит специальной регистрации.
Trade mark (торговая марка, торговый знак, товарная марка) - то же, что и товарный знак, т.е. обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц, однако в России не регистрируется и соответственно не имеет правовой охраны.
Логотип - (нем. Logotype, англ. logotype - греч. Logos - слово + typos - отпечаток) - Специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия фирмы, часто в оригинальном начертании.
Фирменный знак - это уникальный графический элемент, который обычно располагается рядом с названием компании, но может использоваться и отдельно.
Знак обслуживания - это тот же товарный знак, только он используется по отношению не к товарам, а к услугам. Знак обслуживания эквивалентен понятию товарный знак, разница состоит лишь в маркировке компаниями этим знаком услуг, оказываемых ими.
Слоган - (англ. slogan - to slog - сильно ударять) - Рекламная формула в виде афористичной, легко запоминающейся короткой фразы.
Брэндом обычно называют уже относительно хорошо известную потребителям и потому «раскрученную» торговую марку, уже завоевавшую определенную долю рынка. Когда говорят о разработке нового продукта или услуги, чаще используют определение торговая марка, а когда новый продукт получает признание потребителей и приобретает определенную известность, узнаваемость и долю рынка, тесня своих конкурентов, он становится брендом.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, можно сделать вывод, что не все средства индивидуализации, принятые в мировой практике, подлежат регистрации на территории Российской Федерации, а, следовательно, многие из них не имеют правовой охраны Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы: канд. юрид. Наук - Москва., 2001 С. 23
.
Торговая марка служит неким пробным средством индивидуализации, которое используется в рекламных компаниях. Торговую марку не нужно регистрировать, соответственно не надо платить пошлину, нести расходы по правовой охране. Предприниматель изучает насколько тот или иной знак «приживается» у обывателя, изучает эффективность действия рекламы. В том случае, если предпринимателя удовлетворяет эффект, производимый его торговой маркой, он может подать заявку на регистрацию своей торговой марки в качестве товарного знака. Защитный знак, ™ поставленный рядом с торговой маркой говорит о том, что данный знак хоть и не имеет правовой охраны, но является потенциальным товарным знаком, а соответственно в случаях, когда другое лицо попытается зарегистрировать подобное изображение в качестве своего товарного знака, то предприниматель, который первым начал использовать данный знак, может оспорить возможность регистрации и зарегистрировать торговую марку в качестве товарного знака сам. Таким образом, торговая марка хоть официально и не имеет правовой защиты, тем не менее, она используется как заявка на будущую регистрацию товарного знака.
Действующие в мире законодательства в области товарных знаков (знаков обслуживания), как правило, не содержат определения понятия товарного знака. Чаще всего в них устанавливаются условия, которым должен соответствовать этот объект. Вместе с тем, в них обычно определяется способность обозначения индивидуализировать товар и, следовательно, выделять его среди однородных товаров, производимых другими изготовителями (Австрия, Испания, Швейцария, Франция, Япония и др.). К примеру, по Закону Австрии товарными знаками могут быть особые обозначения, служащие для того, чтобы отличать в торговом обороте товары или услуги одного предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий.
Закон Великобритании установил, что товарный знак - это любое обозначение, которое обладает способностью отличать товары и услуги одного изготовителя от товаров и услуг других.
Подобные положения содержатся в законах Испании, Италии, Германии, Франции. В соответствии с Законом США товарный знак - это любые слова, имена, символы или обозначения или любые их комбинации, признанные и используемые производителем или торговцем для обозначения своих товаров и отличия их от таких же товаров, производимых и продаваемых другими лицами Гришаев С.П. Правовая охрана товарных знаков - (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)
.
Субъекты права на товарный знак названы в статье 1478 ГК РФ. Это юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. те лица, которые производят товары, оказывают услуги или занимаются посреднической или иной деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ограничение правоспособности физических лиц, предусмотренное Российским законодательством, направлено на предотвращение случаев регистрации товарных знаков в спекулятивных целях лицами, не производящими товаров и не оказывающими услуг. Подобная регистрация может привести к возникновению препятствий для использования сходных товарных знаков на рынке, усложнению экспертизы по заявкам на товарные знаки в связи с перегрузкой фондов зарегистрированных товарных знаков. Права и обязанности владельца товарного знака возникают с момента государственной регистрации товарного знака. Права владельца товарного знака представляют собой: во-первых, исключительное права владельца товарного знака. Оно представляется как в позитивной, так и в негативной форме: владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов. Во-вторых, абсолютные права на товарный знак. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком.
Любое использование знака другими лицами без согласия владельца в какой-либо форме составляет правонарушение.
Однако важно отметить, что сфера действия права на знак ограничивается:
- перечнем товаров, указанных в свидетельстве;
- территорией страны регистрации;
- сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.
§ 2. Государственная регистрация товарных знаков

Основания для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской Федерации определены в статье 1479 ГК РФ. Анализ данной статьи позволяет сделать следующие выводы: такая охрана предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер.
В опубликованной литературе нам встретился пример из практики, подчеркивающий важность государственной регистрации товарного знака:
Ликеро-водочный завод, обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении выпуска водки с использованием на этикетке обозначения, тождественного его товарному знаку. В обоснование своих требований истец представил лицензию на производство водки и патент на изобретение.
Арбитражный суд отказал в иске, не признав указанные документы в качестве доказательства прав на спорный товарный знак, поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» В основном аналогичной современной ст. 1479 ГК РФ , право на товарный знак возникает на основании государственной регистрации последнего в Патентном ведомстве Российской Федерации.
Основания для охраны данного обозначения в силу международных договоров Российской Федерации также отсутствовали Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей под общ. ред. Брагинского М. И., М., 1995 г. С.142.
Однако, наряду с государственной регистрацией, правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, в частности, относится к так называемым «общеизвестным товарным знакам», льготный режим охраны которых предусмотрен статьей 6-bis Парижской конвенции.
Руководствуясь названной статьей, страны участники Конвенции обязуются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов.
В большинстве стран используется именно процедура регистрации.
Приверженность подавляющего числа стран к регистрационной системе объясняется рядом ее преимуществ перед системой преждепользования. В числе таких преимуществ можно выделить следующие:
1. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и перечень товаров, для обозначения которых зарегистрирован знак, что весьма важно в случае возникновения спора по товарным знакам. При коллизии положение владельца товарного знака, его зарегистрировавшего, является более прочным и выгодным в суде, так как бремя доказывания нарушения полностью лежит на другой стороне. При системе преждепользования это бремя ложится на обе спорящие стороны;
2. Регистрация является средством оповещения (информирования) производителей и потребителей об установлении на знак исключительного права. Такое оповещение осуществляется через публикацию в официальном бюллетене патентного ведомства.
Это имеет значение для предупреждения возможных правонарушений, служит гарантией защиты прав владельца товарного знака и интересов потребителей. Кроме этого, информирование через публикацию помогает разработчикам знаков создавать обозначения, обладающие оригинальностью и новизной, т.е. отвечающие требованиям, предъявляемым законодательством к товарным знакам;
3. Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное условие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию товарного знака по международной процедуре;
4. Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителю пользоваться правом конвенционного приоритета в силу статьи 4С (1) Парижской конвенции;
5. Подача заявки или регистрация товарного знака в стране происхождения является обязательным требованием законодательств некоторых стран для регистрации на их территории иностранных товарных знаков (Швейцария, Италия, Испания, Дания и др.) Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей под общ. ред. Брагинского М. И., М., 1995 г. С. 144.
Рассматривая государственную регистрацию на товарные знаки, важно подчеркнуть, что действующее законодательство не ограничивает возможность регистрации товарных знаков и знаков обслуживания видом осуществляемой деятельности, выданной лицензией или специальной правосубъектностью.
На зарегистрированный товарный знак в силу положений статьи 1481 Части IV Гражданского кодекса выдается свидетельство (охранный документ) на товарный знак.
Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
§ 3. Требования, предъявляемые к товарным знакам и знакам обслуживания

В соответствии со статьей 1482 ГК РФ, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом отметим следующее:
к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания;
к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости;
к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур;
к комбинациям обозначениям относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.;
к другим обозначениям, предусмотренным статьей 1482 ГК РФ, относятся, например, звуковые, световые, движущиеся и иные обозначения.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Содержание данных положений свидетельствует о том, что согласно Части IV Гражданского кодекса РФ на регистрацию в качестве товарного знака может быть заявлен достаточно широкий (по форме выражения) перечень обозначений.
Наибольшее распространение в нашей стране получили изобразительные знаки, зарегистрированные на имя отечественных заявителей. Это знаки встречаются в виде изображений животных, людей, птиц, растений, орнамента и т.д.
В некоторых странах допускается регистрация не всех из перечисленных видов знаков. К примеру, по законодательству США, Канады, Японии, Швеции, Австралии установлены ограничения на использование в качестве товарных знаков фамилии, поскольку это может препятствовать другим лицам с такой же фамилией пользоваться ею в хозяйственном обороте Данилина Е.А., Чернейко Л.О. Словесные товарные знаки. Проблемы разработки и регистрации - (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006).
Часть IV Гражданского кодекса РФ дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков «другие обозначения». Указанная формулировка имеет в виду так называемые «особые или экзотические» знаки, к которым мировая практика относит обозначения, представленные в самых необычных формах и выражениях. Это - световые, звуковые, обонятельные, движущие и другие обозначения. Из них на практике некоторое распространение получили звуковые обозначения (сигналы, шумы, крики, позывные, мелодии, характерные для той, или иной передачи или программы и др., используемые как заставки к радио- и телепередачам). Так, например фирма «Харлей Дэвидсон» зарегистрировала в качестве товарного знака специфический и присущий только этой фирме звук мотора мотоцикла, попытки, подражать которому делали многие фирмы конкуренты, производящие мотоциклы.
Компания Eden Sarl хотела зарегистрировать запах клубники в качестве торговой марки. Однако суд не разрешил французской компании стать единоличным владельцем этого специфического запаха. Eden Sarl собиралась использовать запах клубники в качестве товарного знака при производстве косметики, одежды и канцелярских товаров. Сначала компания попыталась зарегистрировать марку в Агентстве по товарным знакам Евросоюза. Получив отказ, она обратилась в суд, мотивируя свое требование тем фактом, что клубника всегда имеет один и тот же запах. Однако суд решил, что свежая клубника может иметь «до пяти различных запахов», что не позволяет зарегистрировать один из этих запахов в качестве торговой марки. Однако суд не исключил возможности дальнейшего использования различных запахов в качестве товарных знаков Вальтер Гут «Охрана торговой марки», 2005. euromarkpat.ua.
Однако на этот счет есть и другие примеры из мировой практики.
Так в своем решении от 12 декабря 2002г. Европейский Верховный Суд отказал в регистрации обонятельного знака, т.к. до сих пор невозможно дать однозначное определение запаха. При принятии этого решения Европейский Верховный Суд руководствовался двумя принципами:
1. Ст. 2 Первая Директива 89/104/ЕЭС совета от 21.12.1988г., имеющая целью унифицировать правовые предписания о товарных знаках государств - членов, может трактоваться таким образом, что обозначение, которое как таковое не может восприниматься зрительно, может быть товарным знаком только в случае, если его можно изобразить графически с помощью фигур, линий или письменных обозначений и это изображение будет являться ясным, однозначным, законченным, легко доступным, понимаемым, долговечным и объективным.
2. В случае обонятельного знака требования, предъявляемые к графическому изображению, не удовлетворяются ни приведением химических формул, ни словесным описанием, ни с помощью пробы запаха, ни сочетанием этих элементо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.