На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Порядок въезда и выезда иностранных граждан в РФ. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России. Виза и миграционная карта.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. БРАК И СЕМЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ПОНЯТИЮ И ИЗУЧЕНИЮ
Понятие о браке и брачных отношениях
Проблемы семейно-брачных отношений
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЦ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ
ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ
2.1. Характеристика периода ранней взрослости
2.2. Факторы, влияющие на отношение современной
молодежи к браку
Раздел 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ
У ЛИЦ 25-30 ЛЕТ
3.1. Организация и методика проведения исследования
3.2. Результаты и их обсуждение
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Тема исследования особенностей отношения современной молодежи в возрасте 25-30 лет к браку выбрана не случайно. Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств. Эта проблема уже была достаточно отражена в социологических исследованиях прошлых десятилетий. Такие исследования проводились во многих крупных городах.
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения. И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы.
Однако современный этап развития нашего общества, который характеризуется крупными преобразованиями в основных сферах его жизнедеятельности, трансформацией социокультурных норм и традиций, вносит существенные изменения в полученные ранее результаты. Навязчивая "сексуализация" отечественной литературы и кино, наблюдающаяся в последние годы и не свойственная отечественной культуре, изменения в стиле и образе жизни не могли не отразиться на отношении молодых людей к институту семьи и брака. В тоже время возраст ранней взрослости предполагает более осмысленное и серьезное отношение к созданию семьи.
Об актуальности темы данного исследования свидетельствуют многочисленные теоретические работы зарубежных и отечественных авторов, посвященных вопросам семьи и брака, а также результаты исследований по данной теме, проводимые с молодежной аудиторией. Нами в данной работе использованы работы таких известных авторов как В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.Г. Харчева, Л.Б. Шнайдера, а также изучены результаты социологических исследований, полученных В.А. Гаспаряном, С.В. Полутиными и другими исследователями.
Цель данной работы - выявить особенности отношения к браку у лиц ранней взрослости
Объектом исследования являются лица в возрасте 25-30 лет.
Предмет исследования - психологическая готовность к браку.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты и выявить современные проблемы брачных отношений;
- охарактеризовать основные задачи личного развития возраста ранней взрослости;
- выявить степень готовности молодежи 25-30 лет к созданию семьи.
Методика исследования - сочинение на тему «Ваше отношение к браку».
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация; эмпирические: контент-анализ.
Структура работы включает введение, три раздела, выводы и список литературы.
Раздел 1. БРАК И СЕМЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ИЗУЧЕНИЮ

1.1. Понятие о браке и брачных отношениях

Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом. Это правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи [1;c.23].
Брак - это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своему потомству.
Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина - каждой женщине [12;c. 211].
Впоследствии, в связи с тем, что возникающие довольно часто конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми данного рода в определенные периоды. Постепенно это породило новые экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода, другой общности.
Экзогамные отношения обнаружили свои преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому экзогамные связи стабилизировались и закрепились. Возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами - то, что ныне называется браком. Это конечно был еще групповой брак (любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода), но уже в рамках этого брака, естественно могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между мужчинами и женщинами разных родов.
Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака - парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда при этом, работали и жили «супруги» отдельно друг от друга в рамках своих родов. Только с возникновением земледелия и ростом производительности труда постепенно создавались условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара, оказывались способными самостоятельно содержать и кормить своих детей. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью, потомство закреплялось за мужчиной.
На смену парной семье пришла новая форма семьи: моногамная, т.е. единобрачная. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.
Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию.
Она обладает только ей присущими свойствами, закономерностями, особенностями, не характерные ни для одной ее составляющей в отдельности. И эти новые особенности, возникающие при создании семьи, заранее предсказать очень сложно, даже если известны характерные черты будущих членов семьи [14;c. 121].
Семья - это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья - это, прежде всего, и главным образом, именно отношения между составляющими ее лицами [14;c.122].
Из приведенного выше определения семьи следует, что основными ее признаками являются:
1. Брачные или кровородственные связи меду всеми ее членами;
2. совместное проживание;
3. Общий семейный бюджет.
Таким образом, юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием, тем более, что в современном обществе очень велика тенденция совместного проживания семейной пары без официального оформления.
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Еще античные мыслители уделяли внимание этой проблеме. Платон, например, считал, что женщины должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же как и они овладевать воинскими навыками. У него можно, как отмечает В.Н. Дружинин, найти вполне конкретные рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. Так, по его мнению, самых крепких детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 35 лет. Хорошо, когда супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное потомство [3;c. 46].
О необходимости и пользе супружества, взаимоотношениях мужа и жены, роли каждого из них в семье, говорится в «Никомаховой этике» Аристотеля.
Творчество многих философов и писателей свидетельствует об углубленном интересе человечества к проблемам супружества. О взаимоотношениях супругов писали представители утопического социализма, которые критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Словом, на протяжении истекших столетий было высказано множество взглядов на супружество и семью, которые носили преимущественно субъективный характер. Этот период ученые называют эрой донаучного созерцания. Ее вершиной явился родившийся в ХІХ веке социальный дарвинизм, согласно которому семья, как и человек, проделала определенную естественно-научную эволюцию.
Начало систематического изучения семьи положила работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где автором были сделаны выводы, что этот социальный институт менялся в прошлом и будет постоянно развиваться, в зависимости от уровня производства.
Потребность в психологическом знании о семейной жизни была подстегнута радикальными переменами векового семейного уклада. Вплоть до начала ХХ века даже в тех странах, которые принято было называть развитыми, господствовала патриархальная модель семейных отношений, в рамках которых супружеские и родительские роли были строго регламентированы и ритуализированы.
На фоне многообразных функций семьи, в первую очередь - экономической, эмоциональная сторона супругов отступала на второй план, а то и вовсе игнорировалась. Более того, считалось, что сильные чувства семье противопоказаны. На протяжении веков мировая литература живописала любовь как пагубную страсть, влекущую людей к гибели. Фактически семейная жизнь миллионов людей из века в век строилась на сословно-имущественных основаниях, подчинялась стандартам, правилам, а высокие порывы исключала. И мало кто от этого страдал, ибо так жили все, и это считалось нормальным. Напротив, сильные чувства расценивались как отклонение от нормы, ибо могли нарушить веками сложившуюся систему. Вопрос психологической совместимости супругов решался по стандартной формуле «стерпится-слюбится» [17;c. 134].
Эпоха конца ХІХ - начала ХХ века ознаменовалась переменами в общественных настроениях. На смену отжившим сословным предрассудкам, жесткой регламентации всей общественной жизни постепенно приходило признание многообразия человеческих индивидуальностей, права каждого человека на выбор собственной судьбы.
Психологи не могли остаться в стороне от этих веяний. Их внимание постепенно стало переключаться с традиционно-научных проблем к этой сфере общественной жизни, в которой каждый человек проделывает путь собственной социализации, а затем и осуществляет свое социальное самоопределение - по крайней мере, во многих его существенных аспектах.
Систематическое изучение семьи на Западе началось в ХХ столетии. Появились работы по сексологии, по взаимоотношениям в семье. В тоже время были заложены основы социальной психологии, и получил распространение социально-психологический подход к семье. Психология семьи ныне представлена ее тремя основными направлениями.
Первое рассматривает семью как важнейший институт социализации и сосредоточивает внимание на исполнении человеком своей роли в структуре родительско-детских отношений. В центре внимания этого направления исследований - воспитательные функции семьи, становление личности под влиянием родительского воспитания и всей семейной атмосферы.
Второе сосредоточено преимущественно на супружеских отношениях и изучает различные вопросы, связанные с брачным предпочтением, психологической совместимостью супругов, особенностями супружеских ролей, удовлетворенностью браком.
Понятно, что ряд исследований занимают пограничное положение между этими, выделенными достаточно условно, направлениями. Это связано с тем, что сам психологический климат семьи с одной стороны определяется характером супружеских отношений, а с другой - выступает важным инструментом социализации.
Третье направление - достаточно автономное и в то же время, связанное с двумя первыми - прикладная семейная психология, а именно семейная психотерапия и консультирование. В настоящее время именно прикладная семейная психология выступает наиболее востребованным и популярным направлением деятельности психологов.
На протяжении ХХ в. интерес к семье, а также к разработкам методов терапевтического воздействия на нее возникал у специалистов самых разных направлений. Представители каждого учения неизбежно выходили на семейные проблемы, предлагая собственную их интерпретацию и пути решения в рамках своих теорий.
Исторически первым было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа З. Фрейдом «случая маленького Ганса». Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдавшего навязчивыми страхами, а в ответ получал советы по проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Задачей психотерапевтического воздействия на семью являлось достижение инсайта - осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации жизни у некоторых ее членов.
Теория поля Курта Левина, возникшая в 30-х гг., получила развитие в терапевтических концепциях одного из ее видных представителей Отто Баха. Появление так называемой клиент-центрированной терапии Карла Роджерса привело к созданию соответствующей семейной терапии. Развитие учения о рефлексах и основывающийся на нем поведенческий подход лег в основу формирования семейной поведенческой терапии. Точно так же исследования процессов межличностной коммуникации в социальной психологии дали толчок возникновению коммуникативного анализа семьи.
Бурный рост исследований привел к тому, что в 60-х -70-х гг. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Так, в Американской психологической Ассоциации сформировалось особое отделение (43-е) - «Психология семьи», - объединяющее исследователей данного направления. Однако в связи с разнородностью теоретических и практических подходов к такому сложному объекту исследования, как семья, данный вопрос пока остается открытым3.
В отечественной науке психология семьи как особая научная отрасль сложилась сравнительно недавно. До конца 70-х гг. исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни социалистического общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму. Практически семья изучалась до 80-х гг. только клиническими психологами и психиатрами в целях лечения психосоматических заболеваний и неврозов, и только в клинике осуществлялась помощь семье в связи с реабилитацией пациентов. Вне клиники работа психологов с семьей если и проводилась, то в форме единичных случаев консультирования. Как отмечает Н.И. Семечкин, в те годы принимать во внимание роль отца и матери в развитии личности было чревато обвинениями в тяготении к «классово чуждой» глубинной психологии, подчеркивать влияние семьи на психическое развитие означало биологизировать психику [14;c.99].
Для отечественных психологов этого периода, человек был, прежде всего, представителем рода, носителем родовой сущности как совокупности общественных отношений. Было принято подчеркивать, что личность человека формируется в его предметной деятельности и деятельности общения. В такой трактовке исторически, социально и деятельностно детерминированный человек был как бы лишен интимных связей с близкими и развивался словно вне семьи.
Лишь в последние десятилетия, когда идеологическое давление на гуманитарные науки постепенно ослабло, психология позволили себе обратиться к личностной составляющей человека. Фактически стихийно начали складываться институты вневрачебной психотерапевтической и консультативной помощи семьям. Это, в свою очередь, подстегнуло интерес ученых-психологов к семье, который, однако, до сегодняшнего дня не вылился в столь же масштабные исследования, какие уже полвека интенсивно ведутся на Западе.
1.2. Проблемы семейно-брачных отношений в современных условиях

Современная семья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый план выходят межличностные отношения супругов, отсюда и название, данное этому типу семьи - супружеская.
Семейный союз - прежде всего союз мужчины и женщины, именно от этих двух начал рождается новая семья, и именно в их руках содержится счастье друг друга и их детей, поэтому роль взаимоотношений мужчины и женщины неоднократно возросла. Меняется общество, меняются и представления традиционно связанные с ролью и значением того и другого пола [9;c.32].
Современный мужчина, требуя от женщины самостоятельности, независимости, инициативности, силы, - одновременно ожидает от нее покорности, слабости, и признания его (мужчины) главой. То есть традиционные патриархальные модели вступают в конфликт с современными условиями, в которых женщины и мужчина становятся на один уровень. Для примера можно привести достаточно типичное брачное объявление:
"Светловолосый мужчина спортивного телосложения 35-180-80, в/о, предприниматель, для создания семьи познакомится с доброй, хозяйственной девушкой 23-30 лет, желательно яркой, эффектной брюнеткой". В этом объявлении видно смешение идеалов современной женщины ("яркая и эффектная") и патриархального представления о ее роли в семье ("добрая, хозяйственная").
Равноправие мужчин и женщин приводит к тому, что теряются исходные смыслы существования двух противоположных начал. "Отношения между мужчиной и женщиной представляют, очевидно, весьма сложную проблему, иначе у многих людей не было бы трудностей при ее разрешении" - пишет американский психолог-гуманист XX века Эрих Фромм. [20;113] В чем же эти трудности? Возможно, они обусловлены половыми различиями.
В современной науке все большее место занимают гендерные исследования. В определенном смысле внимание к проблемам пола порождено распространяющимся во всем мире феминистскими идеями. Однажды добившись признания своих прав, женщины перевернули все общество. В рамках этих исследований ставятся вопросы о том кто должен нянчить детей, а кто строить карьеру? Сколько должна зарабатывать женщина? Как следует разделить домашние обязанности? и т. п. Решением этих вопросов и многих других занимаются социологи, социальные психологи. Они же и разделяют понятия "пол" и "гендер" [16;c. 48].
Пол - это биологическая характеристика, определяющая физиологическое различие между мужчиной и женщиной. Гендер - формы поведения, действий считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Эти формы могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует. [21;188] Исходя из этого понятия, мы можем говорить о существовании гендерных стереотипов, которые есть поведенческие характеристики, приписываемые мужчинам и женщинам. В каждой культуре существуют свои гендерные стереотипы [15;c.41].
В большинстве культур мужчине приписывается агрессивность, активность, решительность, властность, рационалистичность и т.д. Женщину же охарактеризовали как болтливую, восприимчивую, добрую, изменчивую, мягкую, покорную, слабую, чуткую, эмоциональную. Интересно, что в разных культурах одна и та же черта может носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, в Австралии, Бразилии, Перу и Италии мужские стереотипы были довольно отрицательны, в то время как в Японии, Нигерии они скорее имели положительный оттенок. По отношению к женщине более благосклонны в Италии, Перу, Шотландии, а в Южной Африке, Японии, Нигерии, Малайзии наоборот.
Как уже говорилось, супружеская семья это союз двух равноправных личностей. Но гендерные стереотипы не дают полноценно развиваться таким отношениям в современных условиях. Веками мужчина был главой семьи, патриархом своего мини-государства. Женщина находилась в подчиненном положении и материально зависела от мужчины. В наши дни женщина вышла на новый уровень. Теперь она часто не зависит от мужчины, она сама зарабатывает себе на жизнь и на жизнь своих детей. Мужчина потерял свой авторитет кормильца семьи, а это была его основная задача на протяжении столетий. До сих пор в некоторых традиционных обществах мы можем наблюдать этот тип иерархии в семье, например, в мусульманском мире. Следовательно, раз женщина может обходиться без мужчины в своей социальной жизни, то и семья теряет свое значение и даже может вовсе исчезнуть за ненадобностью [15;c.17].
Но существование двух полов и их соединение в паре, в семье, содержит в себе нечто большее, нежели простое материальное обеспечение. На основе анализа разных исследований и подходов мы рискнули сделать вывод, что парные отношения имеют следующие значения:
- метафизическое
- психологическое
- социальное
- биологическое.
Именно на этих четырех уровнях взаимоотношения между мужчиной и женщиной обретают смысл, который необходимо осознать современному человечеству.
Но в человеческом обществе, биологические характеристики не играют главной роли, в расчет принимаются также социальные и психологические критерии: положение в обществе, материальные возможности, нравственный уровень и т.п.
Следовательно, создание пары мужчины и женщины имеет смысл не только биологический, но и психологический. Доказано, что мы лучше чувствуем себя, меньше подвергаемся стрессу, внутри одной парной связи. И сегодня 99% людей живут в парной связи и это фундаментальное состояние человеческого вида [12;c.47] .
Следует добавить, что воспитываемые в паре дети в процессе социализации усваивают культурные образцы гендерного поведения. Известно, что половая идентичность формируется у детей в возрасте 5 - 7 лет, затем, начиная с 17 лет, формируется мировоззрение личности ее представления о собственном предназначении и смысле жизни. Глядя на мать и отца, молодой человек составляет себе "идеальную модель" мужественности и женственности, которой он будет следовать. Следовательно, на родителей как на мужчину и женщину накладывается ответственность за то, какой будет эта модель.
Социальное значение в некоторой степени объединяет все остальные. Именно семья несет в себе все эти смыслы и значения. Семья - это и единство двух противоположных начал, то место где потомство обеспечивается заботой, защитой и любовью, это сфера близких отношений, где человек может быть самим собой и получить признание, уважение и удовлетворения многих своих потребностей включая и высшую потребность в самореализации[24;c.28] .
По словам Л. Н. Синицыной: "Сегодняшнее время характерно т и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.