Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Вопросы создания и ликвидации акционерных обществ. Формирование органов управления. Организационная структура акционерных обществ. Судебно арбитражная практика решения вопросов АО. Споры по обжалованию решений общих собраний акционеров.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.05.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


52
МОСКОВСКИЙ государственный университет
им. М.В. ЛОМОНОСОВА.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Предпринимательского права.
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Правовые вопросы создания и ликвидации АО»
Научный руководитель:
К.ю.н, доц. Карелина С.А.

Дата сдачи:_____________
Дата защиты:___________
Оценка:________________
Москва, 2006 г.



СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 3

    Глава 1. Вопросы создания и ликвидации акционерных обществ 5
      1.1. Общие вопросы создания и ликвидации АО 5
        1.2. Некоторые правовые вопросы создания акционерного общества на базе имущества должника 15
        1.3. Особенности распределения имущества между акционерами при ликвидации акционерного общества 19
        1.4. Вопросы крупных сделок в акционерном праве 22
      Глава 2. Формирование органов управления 31
        2.1. Понятие органов управления акционерным обществом 31
        2.2. Организационная структура акционерных обществ 36
      Глава 3. Судебно арбитражная практика решения вопросов АО 38
        3.1. Споры, связанные с обязанием акционерного общества предоставить документы акционерам 38
        3.2. Споры, связанные с обжалованием решений общих собраний акционеров 41
        3.3. Споры, связанные с признанием сделок, заключенных акционерными обществами, недействительными 42
        3.4. Споры, связанные с понуждением заключить договор о выкупе акций 44

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 52

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях важнейшей организационно-правовой формой предприятий становятся акционерные общества. Это объясняется переходом к рыночной экономике, когда на первый план выдвигаются корпоративные предприятия, поскольку они наиболее приспособлены к таким условиям.
Преимущества акционерных обществ выявились исторически и признаются, как правило, во всех странах рыночной экономики. В основном здесь можно выделить два момента.
Во-первых, акционерные общества дают возможность концентрации капитала. В связи с этим они используются по преимуществу как форма организации крупных предприятий.
Во-вторых, важной чертой акционерного общества является отсутствие ответственности акционеров по обязательствам предприятия. Это делает данную форму организации весьма привлекательной для предпринимателей, стремящихся обычно ограничить свою ответственность. Подобные обстоятельства характерны практически для всех государств с развитой рыночной экономикой.
Помимо этих обстоятельств, имеющих общий характер, причиной широкого распространения акционерных обществ в России является и то, что в процессе приватизации государственные и муниципальные предприятия обычно сначала преобразуются в акционерные общества, а затем продаются частным лицам не предприятия как таковые, а их акции. Отсюда появление целой группы акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.
Государственная политика приватизации поставила акционерные общества в центр имущественного оборота; акционерная форма предпринимательской деятельности стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований в России и оказывает существенное влияние на его развитие.
Широкое распространение акционерной формы предпринимательства вследствие приватизации государственных и муниципальных предприятий, динамичный рост количества вновь создаваемых акционерных обществ в различных сферах бизнеса и все возрастающее их влияние на экономику страны требуют серьезного исследования экономико-правовой сущности акционерных обществ, основных тенденций их развития и правового обеспечения.
Формирование адекватной рынку организационной и производственной структуры предприятий является одним из необходимых условий повышения эффективности промышленных предприятий. Поэтому промышленная рест-руктуризация наряду с макроэкономической стабилизацией, приватизацией и масштабной институциональной реформой составляет важный компонент стратегии преобразований. Реструктуризация на уровне предприятия, безус-ловно, является ключевой, поскольку все ее формы на национальном, регио-нальном уровнях фактически осуществляются на отдельном предприятии.
В настоящее время оптимизацию системы управления предприятий необ-ходимо рассматривать как самостоятельный процесс экономических преобра-зований и объект государственного управления и регулирования. Данный процесс, как правило, происходит в рамках масштабных преобразований про-изводственной и организационной структуры, что формирует отличительную особенность от аналогичного процесса в развитых странах, где он является постоянным средством адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Целью работы является рассмотрение вопросов создания и ликвидации АО.

Глава 1. Вопросы создания и ликвидации акционерных об-ществ

1.1. Общие вопросы создания и ликвидации АО

а) Создание акционерного общества.

Статья 8 Закона об АО предусматривает два пути создания общества - пу-тем учреждения и путем реорганизации уже существующего общества.
В последнем случае к созданному акционерному обществу переходят в по-рядке полного или частичного правопреемства права и обязанности реоргани-зованного юридического лица. Законодательство определяет случаи, когда ак-ционерное общество может быть создано только в процессе реорганизации других организаций, к ним можно отнести народные предприятия.
Общество считается созданным с момента его государственной регистра-ции.
Акционерное общество может быть создано одним лицом или несколькими лицами, вмести с тем, обществу запрещается иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти, для откры-тых обществ ограничений по количеству учредителей не установлено.
Учредителями могут быть юридические и физические лица в любом соче-тании.
Если учредителем выступает акционерное общество, то решение об учреж-дении принимает совет директоров (наблюдательный совет) существующего общества. Общее собрание акционеров решает вопрос об участии общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объеди-нениях коммерческих организаций (ст. 48 Закона об АО). Другие юридиче-ские лица могут быть учредителями в соответствии с их правоспособностью.
В отношении граждан-учредителей Закон об АО специальных требований не устанавливает, но необходимо учитывать, что учредителем может быть только дееспособное лицо, т.е. то лицо, которое может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя граждан-ские обязанности. В нормативных актах, определяющих особый должностной статус некоторых лиц (государственные служащие, судьи и т.д.), содержится запрет на осуществление ими предпринимательской деятельности, следовательно, можно сделать вывод, что они не могут быть учредителями акционер-ных обществ.
Создание акционерного общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей, принимаемому учредительным собранием; в случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении принимается единолично.
Учредители принимают решения по следующим вопросам:
учреждение общества;
утверждение устава общества;
утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учреди-телями в счет оплаты акций. Эти решения должны быть приняты единогласно;
избрание органов управления - принимается большинством голосов в три
четверти.
Итак, единственным учредительным документом обще-ства является его устав. Положения, содержащиеся в уставе, подразделяют на три группы:
I. Положения, которые обязательно должны быть закреплены в уставе (на-именование и тип общества, его местонахождение, размер уставного капита-ла, количество, номинальная стоимость, категории и типы привилегированных акций, размещаемых обществом, структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решения, порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, сведения о филиалах и представи-тельствах) - п. 3 ст. 11 Закона об АО.
II. Положения, возможность закрепления которых отдана на усмотрение органов управления общества (форма сообщения акционерам о проведении об-щего собрания акционеров) - п. 1 ст. 52 Закона об АО.
III. Положения, не противоречащие Закону об АО (в акционерном обществе могут быть установлены ограничения, касающиеся количества акций, принад-лежащих одному акционеру, суммарной номинальной стоимости акций, а также максимального числа голосов, предоставленных одному акционеру).
В отношении некоторых видов акционерных обществ законодательство ус-танавливает необходимость внесения дополнительных сведений (например, народные предприятия, инвестиционные фонды и др.).
Право ознакомиться с уставом общества имеют его акционеры, аудитор и любые заинтересованные лица. По требованию акционера общество обязано подготовить для него копию устава, причем взимаемая плата за это не должна превышать затрат на изготовление копии.
Внесение изменений и дополнений, а тг-сже утверждение устава в новой ре-дакции отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Решения при-нимаются большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев го-лосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, в случае увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций - большинством голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании. Решение об увеличении уставного капитала путем размещения до-полнительных акций может быть принято также советом директоров (наблю-дательным советом) общества, если это право предусмотрено уставом или де-легировано ему общим собранием акционеров. В этом случае решение должно быть принято членами совета директоров (наблюдательного совета) едино-гласно.
Акционерное общество считается созданным с момента его государствен-ной регистрации. Действующим законодательством предусмотрено, что госу-дарственную регистрацию акционерных обществ осуществляют органы юсти-ции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Осно-ванием для отказа в регистрации может служить лишь нарушение установ-ленного законом порядка создания и несоответствие устава акционерного об-щества действующему законодательству. Отказ в регистрации по мотивам не-целесообразности не допускается.
Для регистрации общества в регистрирующий орган необходимо предста-вить следующие документы:
заявление о регистрации общества, составленное в произвольной форме и
подписанное учредителями (учредителем) общества;
утвержденный учредителями устав общества;
протокол учредительного собрания (решение учредителя о создании об-щества);
документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного ка-питала общества, указанного в решении о создании общества;
свидетельство об уплате государственной пошлины.
При государственной регистрации общества с участием государства или муниципального образования должны быть дополнительно представлены до-кументы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимые в счет оплаты приобретенных ими акций.
Необходимо учитывать, что государственная регистрация изменений и до-полнений в устав общества, устава общества в новой редакции осуществляет-ся в том же порядке, что и государственная регистрация акционерного обще-ства. Изменения и дополнения или устав в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации либо с момента уведомления регистрирующего органа в случаях, установленных Законом об АО (в частности, регистрация изменений и дополнений в устав, связанных с изменением положений относительно филиалов и представительств).
Особый порядок создания и регистрации предусмотрен законодательством для акционерных обществ с иностранным!- инвестициями Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право, 2004, № 10.
.
Антимонопольный закон устанавливает случаи уведомления антимоно-польных органов о создании акционерного общества, если суммарная стои-мость активов превышает сто тысяч минимальных размеров оплаты труда. Информирование должно осуществляться в пятнадцатидневный срок со дня государственной регистрации общества (статья 17 антимонопольного закона).
Согласно банковскому законодательству государственная регистрация бан-ков и других кредитных организаций осуществляется Центральным банком РФ, который также выдает лицензии на ведение банковской деятельности.
Б) Реорганизация акционерного общества.
Реорганизация акционерных обществ осуществляется по тем же правилам, что и других юридических лиц.
Реорганизация общества может быть осуществлена в следующих формах:
слияние;
присоединение;
разделение;
выделение;
преобразование.
Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем пере-дачи ему всех прав и обязанностей двух или более обществ с прекращением последних; схематично это можно представить следующим образом: АО "А" + АО "В" = АО "С".
Присоединение общества - это прекращение одного или нескольких об-ществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу: АО "А" + АО "В"-АО "В".
Разделение общества - это прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам: АО "А" - АО "В" + АО "С".
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного общества без прекращения последнего: АО "А" - АО "А" + АО "В".
Преобразование общества - это смена организационно-правовой формы с одновременным переходом прав и обязанностей: АО "А" - ООО "А".
Выбор того или иного способа реорганизации обусловлен целями, которые желают достичь акционеры (создание общества, не обремененного долгами; разрешение конфликта между участниками; снижение затрат и т.п.) и зависит не только от гражданско-правового регулирования, но и от необходимости учитывать требования налогового законодательства. Указанный в Законе об АО порядок взаимоотношений с кредиторами относится к гражданско-правовым кредиторам и не распространяется на фискальные обязательства.
Налоговый кодекс РФ (статья 50) определяет правопреемство по налоговым обязательствам при реорганизации юридических лиц.
При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части уплаты налогов признается возникшее в результате такого слияния юридиче-ское лицо. При присоединении одного юридического лица к другому юриди-ческому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. При разделении юридические лица, возникшие в результа-те такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом; если он не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридическо-го лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанно-стей по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юри-дические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов ре-организованного юридического лица. При выделении из состава юридическо-го лица одного или нескольких юридических лиц правопреемство в части ис-полнения обязанности по уплате налогов не возникает.
Если в результате выделения налогоплательщик не может исполнить в пол-
ном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была на-правлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязан-ность по уплате налогов реорганизованного юридического лица. При преобра-зовании юридического лица в другое юридическое лицо правопреемником по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Выделяют два способа реорганизации:
добровольно по решению общего собрания акционеров;
принудительно, в частности, ст. 12 антимонопольного закона дает право
антимонопольным органам давать обязательные предписания хозяйствующим
субъектам об их принудительном разделении или выделении; ст. 17 того же
закона предписывает антимонопольным органам осуществлять контроль за
слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их акти-
вов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оп-
латы труда.
По общему правилу реорганизация осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном Законом об АО (ст. 15).
Решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов, при этом вопрос на общее собрание выносится по предложению совета директоров (наблюдательного совета), ес-ли иное не предусмотрено уставом. В голосовании по данному вопросу при-нимают участие владельцы обыкновенных акций, а также владельцы привиле-гированных акций (ст. 32 Закона об АО). Акционеры, голосовавшие против принятия решения о реорганизации или не участвовавшие в голосовании, вправе в соответствии со ст. 75 Закона об АО требовать выкупа принадлежа-щих им акций.
После принятия решения о реорганизации общество не позднее 30 дней обязано в письменной форме уведомить оо этом своих кредиторов. Последние вправе требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения убытков путем направления письменного уведомления в сле-дующие сроки:
не позднее 30 дней с даты направления кредитору уведомления о реорга-
низации в форме слияния, присоединения или преобразования;
не позднее 60 дней с даты направления кредитору уведомления о реорга-
низации в форме разделения или выделения.
О предстоящей реорганизации акционерное общество обязано сообщить налоговым органам в десятидневный срок с момента принятия решения о ре-организации. Впоследствии к вновь созданным в порядке реорганизации ак-ционерным обществам не может быть применена ответственность за наруше-ние налогового законодательства, если налоговый орган до окончания процесса реорганизации не выявил совершенные реорганизованным обществом пра-вонарушения.
При реорганизации акционерного общества к вновь возникшим юридиче-ским лицам переходят права и обязанности реорганизованного общества в со-ответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразо-вании) или разделительным балансом (при разделении и выделении).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества, в том числе оспариваемых, в отношении всех его кредиторов и должников. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника ре-организованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут со-лидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами. Передаточный акт и разделительный баланс следует относить к числу первичных бухгалтерских учетных документов, на основа-нии которых ведется бухгалтерский учет. Основой составления этих докумен-тов служат данные бухгалтерского учета реорганизуемого общества (об-ществ), по своим показателям они должны соответствовать балансам ранее действовавших обществ.
Разделительный баланс и передаточный акт относятся к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган, в противном случае данное обстоятельство может служить основанием для отказа в госу-дарственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц), следо-вательно, наравне с уставом общества их можно отнести по правовой природе к учредительным документам общества.
Общество считается реорганизованным с момента государственной регист-рации вновь возникшего юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения, здесь реорганизация считается завершенной в мо-мент внесения записи о прекращении деятельности присоединенного общест-ва в единый государственный реестр юридических лиц.
При реорганизации встает вопрос о конвертации акций реорганизованных обществ.
Порядок эмиссии ценных бумаг при реорганизации общества установлен стандартами эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реор-ганизации коммерческих организаций Стандарты утверждены Постановлением ФКЦБ РФ от 17.09.96 № 19 (вред. Постановления ФКЦБРФ от 11.11.98 № 48
.
При реорганизации также должен быть решен вопрос о формировании ус-тавного капитала. В отношении уставного капитала действуют следующие правила:
1. Уставный капитал акционерного общества, созданного в процессе слия-
ния, присоединения, преобразования, может быть больше уставного капитала (их сумм) реорганизуемых организаций.
Сумма уставных капиталов обществ, созданных в процессе разделения,
может быть больше уставного капитала реорганизуемого общества.
Превышение уставного капитала возможно только за счет внутренних
средств общества (эмиссионного дохода, перераспределенной прибыли и т.д.).
Сумма уставных капиталов общества, реорганизуемого путем выделения,
и выделенного общества может быть больше, равна или меньше уставного ка-
питала реорганизуемого общества.
Уставный капитал общества, созданного в процессе реорганизации, не
может превышать стоимость его чистых активов.
Процедура реорганизации, последовательность принятия соответствующих решений определяется способом реорганизации.
В процессе проведения реорганизации обществ путем слияния можно вы-делить следующие этапы:
вынесение советом директоров (наблюдательным советом) каждого обще-ства, участвующего в слиянии, вопроса о реорганизации общества путем
слияния;
общество заключает договор о слиянии, в котором определяются порядок
и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в
акции и (или) иные ценные бумаги нового общества;
совет директоров (наблюдательный совет) выносит на общее собрание ак-ционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопросы о реорганиза-ции в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и об утверждении
передаточного акта;
проведение совместного общего собрания акционеров обществ, участ-вующих в слиянии, на котором утверждается устав и избирается совет дирек-торов (наблюдательный совет) вновь возникающего общества;
- государственная регистрация вновь возникающего общества.
Процедура проведения присоединения во многом совпадает с процедурой
проведения слияния. Заключается договор о присоединении, в котором опре-деляется порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции и (или) ценные бумаги общества, к которому осуществляется присоединение.
Главное отличие состоит в следующем: совместное общее собрание акцио-неров принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав обще-ства, к которому осуществляется присоединение, и в случае необходимости -по другим вопросам.
При присоединении может возникнуть проблема утраты участия акционера присоединяемого общества в случае, если имеющихся у него акций недоста-точно для конвертации в акции общества, к которому осуществляется присое-
динение.
При разделении общества общее собрание акционеров реорганизуемого общества по предложению совета директоров (наблюдательного совета) ре-шает вопросы о реорганизации общества в порядке разделения, порядке и ус-ловиях реорганизации, создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ.
Общее собрание акционеров каждого из вновь создаваемых обществ при-нимает решение об утверждении его устава и избрании совета директоров (наблюдательного совета).
В результате разделения могут возникнуть два и более обществ, каждое из которых подлежит государственной регистрации.
Процедура выделения общества предполагает принятие решения общим со-бранием акционеров реорганизуемого общества по предложению совета ди-ректоров (наблюдательного совета) о реорганизации общества в форме выде-ления, порядке и условиях осуществления выделения, о создании нового об-щества, возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные цен-ные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утвер-ждении разделительного баланса.
Общее собрание акционеров выделенного общества решает вопросы об ут-верждении устава общества и избрании органов управления обществом.
Преобразование акционерного общества осуществляется по решению обще-го собрания акционеров в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Должны быть решены вопросы о преобразова-нии, порядке и условиях осуществления преобразования, порядке обмена ак-ций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственно-стью или паи членов производственного кооператива.
Если реорганизуемое общество осуществляло деятельность, подлежащую лицензированию, то общество, созданное в процессе преобразования, переоформляет доку-менты, подтверждающие наличие лицензии. В отношении же других обществ, созданных в порядке реорганизации, действует обычный порядок получения лицензии В соот-ветствии со статьей 11 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 № 158-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11.98 № 178-ФЗ).
В) Ликвидация акционерного общества.
Ликвидация влечет за собой прекращение общества без перехода прав и обязанностей.
Акционерное общество может быть ликвидировано:
добровольно по решению общего собрания акционеров;
принудительно на основании решения суда по требованию уполномоченных государственных органов в случае осуществления запрещенной законом деятельности, осуществления деятельности без лицензии либо в связи с гру-бым нарушением законов или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
К особым случаям принудительной ликвидации можно отнести прекраще-ние общества, созданного до вступления в силу Закона об АО и не приведше-го свой устав в соответствие с требованиями этого нормативного акта. Учре-дительные документы общества, не приведенные в соответствие с Законом, считаются недействительными (п. 3 ст. 94 Закона об АО). В совместном по-становлении высших судебных инстанций разъяснено, что в этом случае об-щество может быть ликвидировано на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ по требо-ванию государственного органа или органа местного самоуправления, кото-рому предоставлено право предъявлять такие требования. При этом обществу должно быть предложено устранить несоответствие его устава Закону об АО и зарегистрировать изменения. В случае если общество не сделает этого, суд только тогда может решить вопрос о ликвидации общества.
В случае добровольной ликвидации общества решение принимается общим собранием акционеров в три четверти голосов акционеров - владельцев голо-сующих акций, при этом владельцы привилегированных акций участвуют в собрании с правом голоса (п. 3 ст. 32 Закона об АО) и назначается ликвидаци-онная комиссия. Законодательство не устанавливает особых требований к членам ликвидационной комиссии, за исключением случая, если акционером общества является государство или муниципальное образование. В данном случае в состав ликвидационной комиссии должен входить представитель со-ответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. О принятом реше-нии ликвидировать общество сообщается органу, осуществляющему государ-ственную регистрацию юридических лиц, с ним же согласуется состав ликви-дационной комиссии. В единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что акционерное общество находится в процессе лик-видации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все пол-номочия по управлению делами общества, она выступает от имени общества в суде.
Ликвидационная комиссия помещает в печати сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления претензий кредиторами. Срок для предъявления претензий не может быть менее двух месяцев.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, письменно извещает их о ликвидации и принимает меры к получению деби-торской задолженности.
По окончанию сроков для предъявления требований кредиторами ликвида-ционная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отра-жающий имущественное положение общества, содержащий данные о выяв-ленной кредиторской и дебиторской задолженности, результатах рассмотре-ния требований кредиторов.
Промежуточный ликвидационный баланс согласовывается с регистрирую-щим органом и утверждается общим собранием акционеров.
Далее, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества обще-ства с публичных торгов, если недостаточно денежных средств для удовле-творения требований кредиторов.
На основании промежуточного ликвидационного баланса производятся вы-платы кредиторам согласно очередности, установленной ГК РФ. При недоста-точности имущества ликвидируемого акционерного общества оно распреде-ляется между кредиторами пропорционально сумме требований. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными. После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная ко-миссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который согласу-ется с регистрирующим органом и утверждается общим собранием акционе-ров. Имущество, оставшееся после завершения расчетов, распределяется лик-видационной комиссией между акционерами в очередности, установленной ст. 23 Закона об АО:
в первую очередь осуществляются выплаты акционерам, имеющим право
требовать выкупа акций;
во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выпла-ченных дивидендов по привилегированным акциям, и ликвидационной стои-мости по привилегированным акциям;
в третью очередь осуществляется распределение имущества между акцио-нерами - владельцами привилегированных и обыкновенных акций.
Акционерное общество считается ликвидированным, а процесс ликвидации завершенным с момента внесения соответствующей записи в единый государ-ственный реестр юридических лиц.

1.2. Некоторые правовые вопросы создания акционерного общества на базе имущества должника

Реформа российского законодательства о несостоятельности (банкротст-ве) получила свое выражение в новой редакции Федерального закона от: 26 октября 2002 г. №127-ФЗ) несостоятельности (банкротстве)". Появление но-вой восстанавливающей платежеспособность должника процедуры финансо-вого оздоровления, более детальная регламентация процедуры внешнего управления красноречиво свидетельствуют о приоритета/с законодателя - со-
хранить должника и восстановить его платежеспособность. Новый Закон внес существенные изменения по сравнению с прежним порядком.
Определение внешнего управления не изменилось, это по-прежнему про-цедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона). Одно из главных отличий внешнего управ-ления от процедуры финансового оздоровления состоит в том, что руководи-тель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей и назначается внешний управляющий. На внешнего управляющего возлагается осуществле-ние мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных ст. 109 Закона. В числе таких мер названы:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
взыскание дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должника собственником имущества должни-ка унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо
третьим лицом или третьими лицами;
увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и
третьих лиц;
размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
продажа предприятия должника;
замещение активов должника;
иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Все перечисленные меры должны быть включены в план внешнего управления, который утверждается в установленном порядке собранием кре-диторов (ст.107 Закона). Итогом их осуществления должно стать согласно п.1 ст. 106 Закона полное восстановление платежеспособности должника, т.е. от-сутствие признаков банкротства, установленных ст. З Закона.
Следует отметить, что для признания проведения внешнего управления успешным недостаточно констатации отсутствия признаков банкротства. По-сле удовлетворения требований кредиторов должник должен иметь возмож-ность продолжать хозяйственную деятельность. Исходя из этого можно ут-верждать, что цель внешнего управления не только восстановить платежеспо-собность должника, но и обеспечить его последующую деятельность.
Для России характерен существенно низкий процент завершения внешне-го управления восстановлением платежеспособности должника. Большинство должников переходит из этой процедуры в конкурсное производство. Однако драматическим такой исход чаще всего бывает для собственника имущества должника или его учредителей (участников). С точки зрения кредиторов подобная ситуация не так плоха, как может показаться. Они могут рассчитывать на получение хотя бы какой-то части долга, в то время как при отсутствии процедур банкротства в отношении должника каждый отдельный кредитор имел бы гораздо меньше шансов получить причитающееся ему. Естественно, речь идет о проведении внешнего управления с соблюдением прав и интере-сов всех участников процедуры.
Несмотря на ликвидацию юридического лица-должника в ходе конкурс-ного производства, его бизнес может быть сохранен, и с точки зрения эконо-мической эффективности это большой плюс. Подобное возможно, когда пла-ном внешнего управления была предусмотрена продажа бизнеса или создание акционерного общества на базе имущества должника. Вопросы последнего следует осветить подробнее.
Создание акционерного общества на базе имущества должника не было специально предусмотрено ранее действовавшим Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.), но оно вполне укладывалось в открытый перечень мер по восстанов-лению платежеспособности должника, установленный ст.85 этого Закона. Как мера восстановления платежеспособности возможность создания акционерно-го общества закладывалась в план внешнего управления, который в установ-ленном порядке утверждался собранием кредиторов.
В ныне действующем Законе подобная мера восстановления платежеспо-собности именуется "замещение активов должника". В соответствии с его ст.115 на базе имущества должника может быть создано одно или несколько открытых акционерных обществ. Если создается одно акционерное общество, в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно приведенной статье состав предприятия определяется в соответствии с п.1 и 2 ст.110 Закона. Определе-ние предприятия, содержащееся в п.1 ст.110 Закона, соответствует определе-нию, данному в п.1 ст.132 ГК РФ (под ним понимается имущественный ком-плекс, предназначенный для предпринимательской деятельности). В состав предприятия, так же как и по Закону 1998 г., не включаются денежные обяза-тельства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о при-знании должника банкротом. Но в предприятие, подлежащее отчуждению, могут быть включены филиалы и иные структурные подразделения должника. Ссылка на п.2 ст.110 дана, по-видимому, ошибочно, поскольку указанный пункт не содержит требований к составу предприятия.
Самым существенным нововведением в числе мер по восстановлению платежеспособности является порядок создания акционерного общества (об-ществ). Пункт 2 ст.115 Закона устанавливает, что замещение активов может
быть включено в план внешнего управления только на основании решения ор-гана управления должника, уполномоченного в соответствии с учредитель-ными документами принимать решения о заключении соответствующих сде-лок должника. Кроме того, за принятие такого решения должны проголосо-вать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника. Установленный порядок может заметно снизить привлекательность замещения активов как меры восстановления платежеспособности организа-ции-должника по следующим соображениям.
Очевидно, что процедура принятия решения о возможности замещения активов должника органом управления должника довольно длительна, при этом не особенно принципиально, идет ли речь, например, об акционерном обществе или об унитарном предприятии.
Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимо-сти активов общества, принимается советом директоров общества единоглас-но, а если эта стоимость составляет более 50% - общим собранием большин-ством в три четверти голосов акционеров. Поскольку речь идет о предприятии как имущественном комплексе, можно предположить, что замещение активов путем создания на базе имущества должника одного акционерного общества практически всегда будет сделкой, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов должника. Следовательно, одобрение такой сделки находится в компетенции общего собрания акционеров со всеми вытекающими из этого последствиями.
Что касается должников - унитарных предприятий, то при определении органа, в компетенции которого находятся подобные решения, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных унитарных предприятиях"(2). Статья 20 этого Закона уста-навливает право собственника имущества унитарного предприятия давать со-гласие на совершение унитарным предприятием крупной сделки (ее опреде-ление дано в ст.23 названного Закона). Процедура получения согласования в государственных органах, призванных осуществлять соответствующее руко-водство деятельностью унитарных предприятий, всем известна, особенно учи-тывая тот факт, что внимание и интерес указанных органов к унитарным предприятиям проявляется в лучшем случае только после того, как дело о не-состоятельности уже возбуждено.
В новой редакции Закона о несостоятельности ничего не изменилось от-носительно времени, отведенного внешнему управляющему для подготовки плана внешнего управления. Срок его подготовки, как и раньше, составляет один месяц (п.1 ст. 106). Поэтому вполне очевидно, что даже при большом усердии внешнему управляющему вряд ли удастся подготовить в установленные сроки план внешнего управления с предусмотренным в нем замещением активов должника.
Кроме того, надо отметить, что будет чрезвычайно трудно принять реше-ние о замещении активов должника органам управления должника или собст-веннику имущества должника - унитарного предприятия. Ведь акции создан-ного акционерного общества должны быть согласно п.5 ст. 115 Закона выстав-лены на открытые торги. При этом продажа акций должна обеспечить накоп-ление денежных средств для погашения требований всех кредиторов. Это оз-начает, что контроль над должником, а точнее, над имущественным комплек-сом должника будет утрачен. Органы управления должника, например акцио-нерного общества, могут быть заинтересованными в согласии на замещение его активов только в случае, если акционер (акционеры) должника будет иметь возможность участвовать в торгах по продаже акций созданного акцио-нерного общества (обществ) и стать в них победителями. Но это тема для от-дельного исследования.
Продажа на открытых торгах акций созданного на базе имущества долж-ника открытого акционерного общества (обществ) осуществляется в порядке, установленном ст.110 Закона ("Продажа предприятия должника"). Кратко этот порядок можно изложить следующим образом: открытые торги - повторные торги - повторные торги со снижением цены на 10% - повторные торги в по-рядке, установленном собранием или комитетом кредиторов, в том числе по-средством публичного предложения (п.6 и 7). У органов управления должни-ка, кроме всего прочего, появилось еще одно средство, позволяющее влиять на ход торгов по продаже акций созданного акционерного общества (об-ществ). Это установление минимальной цены продажи (п.2, 5 и 7 ст.110). Ус-тановление минимальной цены продажи имущества должника (в том числе акций) позволяет, с одной стороны, обеспечить наибольшее накопление де-нежных средств для расчетов с кредиторами и возможный их остаток для продолжения хозяйственной деятельности должника (большой вопрос, что это будет за деятельность), а с другой стороны, максимально затягивать проведе-ние торгов.
Среди специалистов в области банкротства сложилось мнение, что при "несговорчивости" органов управления должника по вопросам включения в план внешнего управления продажи предприятия или замещения активов должника, можно указать им на результат такой "несговорчивости" возмож-ное открытие конкурсного производства. Но если поставить себя на место представителей органов должника, то станет понятно: им в принципе все рав-но, как потерять имущество должника - в результате указанных мер по вос-становлению платежеспособности или в результате конкурсного производст-ва. Единственное, что может "испугать" органы управления должника (а точнее, учредителей (участников) должника или его собственника) в открытии конкурсного производства - это возможное применение кредиторами нормы п. З ст.56 ГК РФ об их субсидиарной ответственности в случае, если будет ус-тановлено, что несостоятельность (банкротство) должника вызвана ими. Од-нако такие случаи в практике редки.
Таким образом, в нормах Закона, регулирующих внешнее управление, прослеживается явная тенденция защиты прав должника, его учредителей (участников), собственника его имущества, что не мог обеспечить Закон 1998 г. Безусловно, такая тенденция не может не радовать, только если она не ста-новится главенствующей. Но если учитывать, что производство по делу о банкротстве возбуждается все-таки в интересах соблюдения прав всех креди-торов должника, то "продолжниковая" позиция законодателя должна быть оформлена предельно корректно. Соблюсти баланс интересов кредиторов и должника в нормах законодательства о несостоятельности (банкротстве) чрез-вычайно трудно, и законодателю это не удалось в очередной раз.

1.3. Особенности распределения имущества между акционе-рами при ликвидации акционерного общества

Процедура окончательного распределения имущества ликвидируемого хозяйственного общества между его участниками, остающегося после расче-тов со всеми категориями кредиторов, не всегда стандартна и может осущест-вляться по схеме, прямо не предусмотренной в том или ином нормативном ак-те. Это в свою очередь влечет возникновение различных вопросов как право-вого, так и организационного характера.
Ситуация, которая будет рассмотрена ниже, наглядно демонстрирует ска-занное. Несмотря на то что это частный случай, он в определенной степени типичен, что предопределяет интерес к его пристальному рассмотрению.
Акционерное общество находится в состоянии добровольной ликвидации без признаков банкротства. Все стадии ликвидации, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), ликвидационная комиссия выпол-нила в полном объеме и приступила к распределению имущества между ак-ционерами.
Акционерами общества являются одно юридическое лицо, владеющее 73% акций, и 60 физических лиц, на долю которых приходится 27% акций. Все акции АО - обыкновенные.
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество пред-ставляет собой неделимый комплекс недвижимых объектов производственно-го назначения.
Правомерно ли будет следующее решение ликвидационной комиссии:
получить согласие юридического лица-акционера на прием неделимого иму-щественного комплекса и его письменное обязательство выплатить гражда-нам-акционерам стоимость имущества пропорционально доле каждого в ус-тавном капитале?
Распределение имущества акционерного общества, оставшегося после расчетов с его кредиторами и дебиторами, является завершающим этапом дея-тельности ликвидационной комиссии АО - органа, осуществляющего все функции и права органов управления ликвидируемого общества с целью за-вершения его деятельности с наименьшим ущербом для контрагентов и ак-ционеров (п. З ст.62, п.1 ст.104 ГК РФ, п.1 ст.21 Закона об акционерных обще-ствах).
Данное имущество учитывается на счетах ликвидационного баланса и распределяется ликвидационной комиссией между акционерами (если иное не предусмотрено уставом общества - п.7 ст.63 ГК РФ) в порядке очередности, установленной ст.23 Закона об акционерных обществах.
Так, в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены самим обществом по требованию акционеров со-гласно ст.75 Закона об акционерных обществах, во вторую - выплаты начис-ленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и оп-ределенной уставом ликвидационной стоимости по таким акциям. И только в третью очередь производится распределение имущества между владельцами обыкновенных и всех типов привилегированных акций.
Допуская, что в данном случае необходимость выкупа акций акционер-ным обществом в соответствии со ст.75 Закона об акционерных обществах от-сутствует, а также учитывая, что все его акции обыкновенные, будем исхо-дить из того, что перед ликвидационной комиссией стоит задача распределить оставшееся имущество между акционерами-гражданами и акционером - юри-дическим лицом.
Формально Закон об акционерных обществах предписывает ликвидаци-онной комиссии распределить учтенные на счетах ликвидационного баланса активы и пассивы общества между его акционерами. Данная формулировка предполагает, что оставшийся после расчетов с кредиторами и дебиторами комплекс недвижимости должен быть разделен на части, каждая из которых должна быть передана акционерам пропорционально количеству акций обще-ства.
Вместе с тем такое разделение имущества, например по причине его не-делимости, может оказаться затруднительным, а более того - нецелесообраз-ным, поскольку при таких условиях в дальнейшем оно не сможет эксплуати-роваться в тех целях, в которых предполагалось его использование изначально (такой вариант касается в том числе и описанного неделимого комплекса не-
движимых объектов производственного назначения).
Вполне допустимо также и отсутствие желания у определенных акционе-ров получать часть такого комплекса в натуре. В этой связи отметим, что За-кон об акционерных обществах не говорит о возможности осуществлять по-добные выплаты исключительно в денежной форме. Таким образом, хотя рас-четы, производимые при ликвидации акционерного общества и распределении его имущества, и требуют денежной оценки, названный Закон тем не менее не запрещает осуществлять выплаты ликвидационной стоимости имущества как в натуральной, так и в денежной форме.
Каждая обыкновенная акция акционерного общества предоставляет ее владельцу определенный объем прав: право участвовать в общем собрании акционеров, право получать дивиденды, % при ликвидации - право получать часть имущества общества (п.2 ст.31 Закона об акционерных обществах).
Любой акционер как собственник ценных бумаг вправе по своему усмот-рению совершать любые действия в отношении принадлежащих ему акций, в том числе отчуждать третьим лицам (п.2 ст.209 ГК РФ). Учитывая, что рас-сматриваемое АО является закрытым, отметим, что в ЗАО акции могут прода-ваться только с согласия других акционеров общества и только среди ограни-ченного, заранее определенного числа лиц (п.1 ст.97 ГК РФ). При этом акцио-неры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций по цене пред-ложения другим лицам (п.2 ст.97 ГК РФ, п. З ст.7 Закона об акционерных об-ществах).
Таким образом, акции как объекты гражданских прав могут свободно от-чуждаться от одного лица к другому, в ток числе посредством купли-продажи (статьи 128, 129 ГК РФ). При этом особенности отчуждения ценных бумаг со-стоят в том, что с их передачей происходит переход и всех удостоверяемых ими прав (п.1 ст.142 ГК РФ). Непосредственная же передача прав по такой ценной бумаге, как акция, осуществляется путем уступки требования (цессии) (если акции именные) (пункты 1, 2 ст. 146 ГК РФ).
В этой связи всякий акционер в любой момент вправе передать принад-лежащие ему акции, и соответственно, уступить удостоверенные ими имуще-ственные права третьим лицам (разумеется, если Законом об акционерных обществах или уставом не предусмотрено иное).
Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, для выхода из рассматривае-мой ситуации наиболее логично поступить следующим образом.
Поскольку акции, равно как и удостоверенные ими имущественные пра-ва, до момента их отчуждения неотъемлемо остаются за их владельцами, ак-ционеры вправе распоряжаться ими самостоятельно и независимо от согласия на то ликвидационной комиссии акционерного общества. Иными словами, полномочия ликвидационной комиссии по управлению делами акционерного
общества, находящегося в состоянии ликвидации, никоим образом не ограни-чивают прав акционеров как собственников ценных бумаг.
В этой связи, по нашему мнению, в описанном случае граждане-акционеры вправе передать принадлежащие им акции ликвидируемого акцио-нерного общества юридическому лицу - владельцу контрольного пакета акций АО - путем уступки требования в условиях и порядке, определенных статьями 388, 389 ГК РФ.
При этом соответствующая передача ценных бумаг должна производить-ся на возмездной основе исходя из цен, определенных продавцом (граждана-ми-акционерами) и покупателем (юридическим лицом-акционером) в догово-ре купли-продажи ценных бумаг (п.1 ст.485, п.2 ст.454 ГК РФ).

1.4. Вопросы крупных сделок в акционерном праве

Остановимся подробнее на сути крупных сделок в акционерном праве.
Определение крупных сделок дано в ст.46 Закона об обществах с ограни-ченной ответственностью и ст.78 Закона об акционерных обществах.
Правило Закона об акционерных обществах, определяющее понятие крупной сделки, имеет императивный характер и поэтому не может быть из-менено уставом АО.
Так, согласно новой редакции ст.78 Закона об акционерных обществах, крупной считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуж-дением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской от-четности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества; сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 78 полностью изложен в новой ре-дакции. Из него исключено положение о том, что к крупным сделкам отно-сится сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещени-ем обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Вместе с тем, расширен перечень сделок, которые не могут быть отнесены к крупным сделкам.
Обществам предоставлено право самим устанавливать иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одоб-рения крупных сделок, предусмотренный Законом. Также приводится метод оценки размера сделки по отношению к балансовой стоимости активов общества при отчуждении обществом имущества, а в случае приобретения общест-вом имущества - к цене его приобретения.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Закона генеральный директор (директор) об-щества совершает сделки от имени общества. Руководя производственной и связанной с ней деятельностью, директору как правило, самостоятельно при-нимает решения и осуществляет свои действия во взаимоотношениях общест-ва с его партнерами в хозяйственной и финансовой деятельности.
Все или почти все принимаемые им решения и основанные на них дейст-вия являются рискованными, могут привести не к тем результатам, которые они ожидали. Риск - одна из характерных черт рыночной экономики, - это ре-шения и практические действия, исход которых, прогнозируемый результат может быть в разной степени вероятности не таким, каким его ожидали, при-нимая решение, возможно, прямо противоположным.
Для того, чтобы свести действия директора к минимальному риску, закон устанавливает, в частности, определенные ограничения на право принятия им решений, касающихся крупных сделок с контрагентами общества, т.е. сделок, которые связаны с распоряжением значительными финансовыми и иными средствами (статьи 78 и 79 Закона).
Согласно п. 1 ст. 78 крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, свя-занных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обще-ством прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.
Из этого общего правила сделаны исключения. Не относятся к крупным сделки:
совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества;
связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества;
связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых
в обыкновенные акции общества.
Поскольку такие сделки ст. 78 не отнесены к крупным, то при их совер-шении не применяются ограничения, предусмотренные ст.ст. 79 и 80 в отно-шении совершения крупных сделок.
Важно отметить, что согласно п. 1 ст. 78 обществам предоставлено право предусматривать в своих уставах и иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. Случаи эти могут быть самыми различными.
Так, в уставе можно предусмотреть, что сделки, предметом которых явля-ется имущество общества, стоимость которого составляет 5 и более процентов
балансовой стоимости активов общества, должны совершаться в том же по-рядке, что и крупные сделки.1
Правило, согласно которому на сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, не распространяются ограничения, предусмот-ренные в отношении совершения крупных сделок, содержалось и в ранее дей-ствовавшей редакции п. 1 ст. 78. Практика применения этого правила показа-ла, что понимание деятельности - обычная или необычная - у разных лиц, за-щищающих свои интересы, может быть и очень часто бывает различным.
Для генерального директора (директора) акционерного общества, кото-рый заинтересован в совершении подобной сделки, проще заключить сделку, не обращаясь за разрешением ни к совету директоров (наблюдательному сове-ту), ни к общему собранию акционеров, просто отнеся ее к обычной хозяйст-венной деятельности. Именно поэтому, в частности, судам и пришлось столк-нуться с проблемой решения вопроса, что же конкретно относится к обычной хозяйственной деятельности.
Обобщив имеющуюся судебную практику, связанную с рассмотрением споров о законности заключения крупных сделок акционерными обществами, Пленумы Верховного и Высшего Арбитражного Судов своим совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 дали соответствующее разъяснение: "Установленные статьями 78 и 79 Закона нормы, определяющие порядок за-ключения акционерным обществом крупных сделок, не распространяются на сделки, совершаемые обществом в процессе осуществления обычной хозяйст-венной деятельности (связанные с приобретением сырья, материалов, реали-зацией готовой продукции и т.п.), независимо от стоимости имущества, при-обретаемого или отчуждаемого по такой сделке Тарасенко Ю.А. "Законодательство", N 7, июль 2004 г.
.
Представляется, что такое разъяснение не намного продвинуло решение проблемы отнесения тех или иных сделок к обычной хозяйственной деятель-ности. Что же касается приведенного в разъяснении примера обычной хозяй-ственной деятельности, то он не внес ничего нового в трактовку ее понятия
Следует полагать, что потребуется немало времени, чтобы окончательно сложилась практика, в том числе и судебная, применения положений статей 78 и 79 Закона.
До этого неизбежны различного рода злоупотребления при совершении крупных сделок, сопутствующие им споры, в том числе и судебные. Между тем для многих контрольных органов открывается благоприятная возмож-ность признавать те или иные сделки, совершенные администрацией обществ, в качестве действительных или недействительных, исходя из собственных, не основанных на положениях Закона представлениях о том, что относится и что
не относится к обычной хозяйственной деятельности. Принимаемые этими органами решения неизбежно приведут к многочисленным случаям необосно-ванной ответственности руководящих работников обществ.
Порядок одобрения крупной сделки
Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 79 полностью изложен в новой ре-дакции. В него дополнительно включены положения п.п. 1, 4, 5, 6 и 7. В ос-тальной текст ст. 79 внесены уточнения.
В частности, как совет директоров (наблюдательный совет), так и общее собрание акционеров в новой редакции ст. 79 принимают решение не о со-вершении крупной сделки, а об ее одобрении. Такое изменение формулировки вполне оправдано: совет директоров (наблюдательный совет) и общее собра-ние акционеров именно одобряют крупную сделку, давая тем самым директо-ру общества полномочия заключить от имени общества соответствующий до-говор.
В случае, если совет директоров (наблюдательный совет) выносит на ре-шение общего собрания акционеров вопрос об одобрении крупной сделки (п. 2 ст. 79), то собрание принимает решение по этому вопросу простым боль-шинством голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Попондопуло В.Ф. Защита прав акционеров // Журнал международного частного права. - СПб., 2004. -N 3.-С. 58-66.
Как следует из текста п. 1 ст. 79, решение об одобрении крупной сделки может быть принято советом директоров (наблюдательным советом) или об-щим собранием акционеров общества исключительно в порядке, предусмот-ренном этой статьей. Это положение было внесено в текст ст. 79 не случайно: практика применения положений ст.ст. 78 и 79 Закона изобилует их много-численными нарушениями.
Также не случайно в текст ст. 79 включен п. 6, согласно которому круп-ная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера. Таким об-разом, любой акционер, владеющий хотя бы одной акцией общества, вправе обратиться в суд с иском о признании крупной сделки недействительной.
Согласно п. 2 ст. 79 решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 про-центов балансовой стоимости активов общества, принимается советом дирек-торов (наблюдательным советом) единогласно. В этом случае в голосовании должен принять участие весь его списочный состав.
Если кто-либо из членов совета на момент голосования выбыл из его со-става, то их голоса не учитываются. В тех случаях, когда хотя бы один член
совета не участвует в его заседании, совег не вправе принимать решение по этому вопросу.
Если при голосовании мнения членов совета разделились, единогласие не было достигнуто, это означает, что совет сделку не одобрил. После этого со-вет может принять (не принять) простым большинством голосов решение о вынесении вопроса об одобрении сделки на рассмотрение общего собрания акционеров. Для этого вопрос об одобрении сделки должен быть включен в установленном порядке в повестку дня общего собрания акционеров.
Крупная сделка (п. 3 ст. 79), предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости ак-тивов общества, может быть одобрена только решением общего собрания ак-ционеров. При этом собрание принимает такое решение большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций общества, участ-вующих в работе собрания.
Приобретение 30 и более процентов обыкновенных акций общества
Согласно п. 1 ст. 80 лицо (юридическое, физическое), имеющее намере-ние самостоятельно (от своего имени) или совместно со своим аффилирован-ным лицом (лицами) приобрести 30 и более процентов размещенных (принад-лежащих акционерам) обыкновенных акций общества (с учетом количества уже принадлежащих ему акций), обязано не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций направить в общество, а точнее, -в его совет директоров (наблюдательный совет), письменное уведомление о своем намерении приобрести указанные акции.
Согласно п. 2 ст. 80 указанное выше лицо, которое приобрело 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций общества, обязано предложить всем другим акционерам общества продать ему принадлежащие им обыкно-венные акции общества и эмиссионные ценные бумаги общества, конверти-руемые в обыкновенные акции.
Такая продажа должна быть произведена по рыночной цене этих ценных бумаг, но ниже их средневзвешенной цены за шесть месяцев, предшествую-щих дате приобретения.
В то же время п. 2 ст. 80 предусмотрено, что уставом общества или реше-нием общего собрания акционеров может быть предусмотрено освобождение упомянутого выше лица от обязанности выкупать у акционеров обыкновен-ные акции и ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции. Решение общего собрания акционеров об освобождении от такой обязанности может быть принято простым большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, за исключением голосов по акциям, при-надлежащим указанному лицу и его аффилированным лицам.
Приобретение кем-либо контрольного пакета обыкновенных акций общества часто невыгодно основной массе акционеров, особенно обществ, создан-ных в процессе приватизации государственных и муниципальных предпри-ятий. В целях защиты интересов этих акционеров целесообразно воспользоваться правом ограничения количества акций, принадлежащих одному лицу, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона. Согласно этому пункту, уста-вом общества могут быть установлены ограничения количества акций, при-надлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Согласно п. 3 ст. 80 предложение лица, которое приобрело обыкновенные акции в порядке, предусмотренном этой статьей, о приобретении обыкновен-ных акций общества направляется всем акционерам-владельцам обыкновен-ных акций в письменной форме. В свою очередь, акционер (п. 4 ст. 80) вправе принять это предложение в срок не более 30 дней с момента получения пред-ложения. Акции должны быть у него приобретены и оплачены не позднее 15 дней с даты принятия акционером предложения.
Известный интерес представляет текст п. 6 ст. 80, согласно которому ли-цо, приобретшее акции с нарушениями требований настоящей статьи, вправе голосовать на общем собрании акционеров по акциям, общее количество ко-торых не превышает количества акций, приобретенных им с соблюдением требований настоящей статьи. Отсюда прямо следует, что можно покупать акции и с нарушением требований настоящей статьи.
В этом случае не дают права голоса на собрании те акции, которые куп-лены незаконно. Если, например, некто купил единовременно 50 процентов обыкновенных акций общества, из них 10 процентов незаконно, то он вправе голосовать 40 процентами акций.
В соответствии с п. 7 ст. 80 правила настоящей статьи распространяются на приобретение каждых 5 процентов размещенных обыкновенных акций свыше 30 процентов размещенных обыкновенных акций общества. Это, ви-димо, означает, что владелец более 30 процентов обыкновенных акций обще-ства вправе приобрести дополнительно 5 и более процентов размещенных обыкновенных акций общества только в порядке, предусмотренном ст. 80. Ес-ли же он каждый раз приобретает менее 5 процентов таких акций, то положе-ния ст. 80 на такую сделку не распространяются.
В ст.ст. 80-82 Закона упоминаются так называемые "аффилированные ли-ца". В тексте Закона это понятие не раскрывается. Не раскрывается оно и в ст. 93 "Информация об аффилированных лицах обществ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.