На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Причины, условия, методы коренизации и украинизации, их суть и соотношение. Нормативное обеспечение, политика и решения партийных органов. Проявление и методы украинизации государственного аппарата, причины сворачивания процесса, последствия и итоги.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 19.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


32
МВД УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЕВПАТОРИЙСКИЙ УКП ХЭПУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«История государства и права Украины»

На тему «Правовые основы политики украинизации 20-х годов 20 столетия»

Выполнил студент 1 курса 105 группы

Евпаторийского УКП ХЭПУ

г. Евпатория
2008
План

Введение
1. Причины и сущность украинизации
1.1. Коренизация и украинизация, их суть и соотношение
1.2. Причины и условия осуществления политики украинизации
2. Нормативное обеспечение проведения украинизации
2.1. Решения партийных и государственных органов
2.2. Методы осуществления украинизации
2.3. Украинизация государственного аппарата
2.4. Проявление украинизации в ходе кодификации прав УССР в 20 годы
3. Сворачивание украинизации, её последствия
3.1. Причины сворачивания украинизации
3.2. Итоги осуществления политики украинизации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Предметом изучения в курсовой работе служит предмет истории государства и права Украины.
Объектом исследования служат правовые основы политики коренизации и украинизации в 20х годах 20 столетия.
Цель работы - всесторонне на основании изучения методической и учебной литературы провести изучение объекта в соответствии с предметом.
Для достижения поставленной предполагается решить следующие задачи:
- перечислить причины и сущность украинизации;
- определить соотношение коренизация и украинизаци;
- дать описание нормативного обеспечение проведения украинизации;
- охарактеризовать решения партийных и государственных органов по вопросу коренизации и украинизации;
- описать основные методы осуществления украинизации;
- дать оценку степени украинизация государственного аппарата;
- привести примеры проявление украинизации в ходе кодификации прав УССР в 20 годы;
- охарактеризовать основные причины сворачивания украинизации;
- описать итоги осуществления политики украинизации.
Для нас современных граждан Украины вопросы национальной принадлежности и статуса родного языка играют большое значение.
Не могли недооценить важность правового решения прав коренного населения Украины и коммунисты, пришедшие к власти в результате Октябрьской революции. Вначале провозглашенная политика украинизации всецело соответствовала нуждам коренного населения, а затем сталинские политики исказили процессы в обществе, определив их, как потакание национализму.
Политика коренизации началась после XII съезда РКП(б) в апреле 1923 года. На этом съезде были осуждены "великороссийский шовинизм и колонизаторские тенденции".
В целом, политика коренизации способствовала общему подъему национального самосознания, которое активировалось среди украинцев во время революции и гражданской войны. Процесс украинизации не только распространял среди народа достижения культуры, но и, по словам О. Субтельного, отождествлял украинскую культуру, которая раньше была чисто народной, с образованием, модернизацией общества и экономики и даже с государством как таковым.
1 Причины и сущность украинизации

1.1 Коренизация и украинизация, их суть и соотношение

Еще Председатель Совнаркома Украины X, Раковский, выступая на заседании Киевского горсовета, утверждал: «Декретирование украинского языка как языка государственного является реакционным, никому не нужным мероприятием» Украинская государственность в ХХ столетии. Историческо-политологические зарисовки, Киев: 1996. А через четыре года он резко критиковал второго секретаря ЦК КП(б)У Д. 3. Лебедя за игнорирование украинского языка и культуры. Чтобы завоевать доверие украинских масс и национальной интеллигенции, в резолюции VIII Всероссийской партийной конференции «О советской власти на Украине» говорилось о долге членов РКП(б) гарантировать право трудящихся учиться и разговаривать в советских учреждениях на родном языке. Неудивительно, что X. Раковский честно признал: «Если село не с нами, то виновато не село, виноваты мы» Там же. В марте 1920 года, являясь фактически наместником Ленина в Украине, он инициировал задачу создания национального рабочего класса, украинизацию школьного образования, организацию Центральной школы червоных старшин, где обучение шло на украинском языке.
При существовании почти сплошь украинского села (среди национальных меньшинств крестьянскими по природе оставались также молдаване, немцы, болгары, греки и белорусы -- в отличие от евреев и русских) и русифицированного города (в семи губернских центрах Украины, кроме Подолии и Волыни, проживало всего 14% украинцев, зато 44% русских, 35% евреев) овладение крестьянской массой означало -- нести идеи коммунизма на их родном языке Нагаевский И., История украинского государства 20 века, Киев: 1994. Характерно, что даже украинские эсеры с марта 1919 года требовали не украинизации городов, а создания культурно-национальных учреждений в деревне и соответствующей школьной политики.
Либерализация советского общества во времена нэпа, стабилизация национально-государственного процесса путем образования Союза ССР содержание сопровождалась самоуправством большевиков в национальной политике.
Взбудораженное в годы революции украинское национально-освободительное движение оставалось реальным фактором, с существованием которого должна была считаться коммунистическая власть.
В апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) провозгласил политику коренизации, предусматривавшую вовлечение представителен коренных национальностей в партийный аппарат и государственные органы, применение национальных языков в партийной, хозяйственной работе, образовании, прессе, издательской сфере. Украинский вариант этой политики вошел в историю под названием украинизации. Большевики всячески стремились доказать, что главной целью новой национальной политики является содействие развитию культур и языков бывших угнетенных народов. Но на первый план государственной власти выступило расширение социальной базы большевиков за счет местного коренного населения.
Так, в 1922 г. украинцы составляли только 23% членов КП(б)У. Удельный вес украинцев в составе государственного аппарата не превышал 35%. Чтобы обеспечить себе благосклонное отношение местного населения, необходимо было придать партийным и государственным структурам УССР более национальный характер Нагаевский И., История украинского государства 20 века, Киев: 1994.
Популярный в 1917--1920 годах среди национально-демократических сил термин «украинизация» после «завоевания Украины большевиками» (высказывание В, Ленина весны 1919 года) означал формирование национального по составу административного аппарата, который бы безусловно подчинялся московскому центру, и вынужденное ослабление контроля за национально-культурными процессами.
В условиях «диктатуры пролетариата» сам ход национально-культурного возрождения давал возможность постепенной большевизации сферы просвещения (учительство республики перешло на платформу советской власти в 1923--1924 годах), науки и культуры, воспитания «нового человека», выявления национально сознательных граждан с целью их дальнейшей нейтрализации.
В Украине политика коренизации сводилась к украинизации общественно-политической жизни. Сущность ее была в следующем Рыбалка И., История Украины, Харьков: 1997:
· украинский язык начал широко использоваться в публичных выступлениях, государственной и партийной деятельности, внешних атрибутах власти (в том числе в различных надписях, вывесках, печатях)
· на украинский язык также были переведены судопроизводство, общеобразовательные и высшие учебные заведения, театры, периодическая пресса
· для служащих был установлен срок (в пределах одного года) для перехода на украинский язык, появилась даже сеть государственных курсов по его изучению
· произошла украинизация отдельных воинских частей
· появилась Украинская Автокефальная Церковь
Большую роль в проведении украинизации сыграли Всеукраинская Центральная комиссия при СНК УССР и наркомат образования, который возглавлял Скрыпник.
1.2 Причины и условия осуществления политики украинизации

После событий Украинской революции 1917--1920 гг. большая часть украинских этнических территорий вошла в состав формально независимой Украинской Советской Социалистической Республики. УССР была провозглашена на Всеукраинском съезде советов рабочих и солдатских депутатов, с участием крестьянских депутатов, который проходил в Харькове 25 декабря 1917 г. Съезд был конституирован как высший орган власти Украинской ССР. В его состав вошел 41 человек, 35 из которых представляли большевистскую партию. Было сформировано первое правительство Советской Украины -- Народный Секретариат.
Это "правительство" действовало в эмиграции, вначале в Таганроге, затем в Москве. В июле 1918 г. состоялся I съезд Коммунистической партии (большевиков) Украины. Осенью 1918 г. руководство КП(б)У приняло уникальное в мировой практике государственного строительства решение: оно распустило органы советской власти УССР, сформированные в конце 1917 г., и всю полноту власти передало чисто партийному органу -- Повстанческому бюро. Однако такой подход подвергся критике даже со стороны В. Ленина.
В марте 1919г. в столице Советской Украины -- г. Харькове (до 1934 г.) была принята первая советская Конституция УССР. Этот документ создавался на основе Конституции РСФСР 1918 г. и носил крайне идеологизированный классовый характер.
УССР называлась даже не государством, а "организацией диктатуры трудящихся и эксплуатируемых масс пролетариата и беднейшего крестьянства над вековыми угнетателями и эксплуататорами" В документе была сформулирована задача перехода от буржуазного общества к социиализму. Конечной целью государственного строительства виделось вхождение в состав некой Единой международной социалистической республики. Центральными органами советской власти в УССР считались Всеукраинский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, созываемый не реже одного раза в год, постоянно действовавшие Всеукраинский Центральный Исполнительней Комитет (ВУЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК). Разделения власти между этими органами не существовало. Фактически все они могли издавать нормативные акты, имевшие силу закона Украинская Центральная Рада. Документы, материалы, Киев: 1997.
Органами советской власти на местах были советы рабочих и крестьянских депутатов, также волостные, уездные и губернские съезды советов.
Существовала многоступенчатая система выборов делегатов на Всеукраинский съезд.
Конституция УССР 1919 г. содержала перечень категорий лиц, которые не могли выбирать и быть избранными в органы власти. К ним относились: лица, использовавшие наемный труд, имевшие нетрудовые доходы, занимавшиеся частной торговлей, торговым и коммерческим посредничеством, осужденные за корыстные и порочные преступления, бывшие служащие и агенты полиции, жандармерии, члены царской семьи, а также духовные лица -- монахи и служители различных культов. В то же время избирательные права в УССР предоставлялись рабочим и крестьянам из других государств.
До 1922 г. УССР теоретически считалась независимым государством, выступала в качестве субъекта международного права. Однако эта независимость была формальной, ибо на всей территории бывшей Российской империи, контролируемой большевиками, обладали реальной властью только РКП(б) (Российская коммунистическая партия большевиков)-- при этом Компартия Украины считалась региональной организацией РКП), РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия), ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия) и др.
Сразу после образования СССР главной линией национальной политики стала коренизация. Ее украинскую разновидность назвали "украинизацией".
Политику советской украинизации не следует идеализировать. Ее целью было укоренение властей в украиноязычной среде. Коренизация должна была заставить чекистов, учителей, профессоров и пропагандистов перейти на язык того населения, которое они "обслуживали" - каждый в рамках своей профессии. Компартийная диктатура держалась на трех китах - терроре, воспитании и пропаганде.
Однако советская кампания коренизации не могла не сближаться в определенных измерениях с политикой украинизации, проводимой национальными правительствами. Преследуемый в течение сотен лет родной язык украинцы теперь услышали в школах, культурных и государственных учреждениях. Украинизация осуществлялась даже за пределами УССР - в местах компактного проживания украинцев.
В отличие от других национальных республик, где коренизация ограничивалась преимущественно задачами укрепления власти, в Украине она способствовала духовному возрождению. УССР владела таким экономическим и человеческим потенциалом, как все остальные национальные республики вместе взятые. Именно поэтому в Кремле уделяли ей повышенное внимание Моця О., Рычко В., История политических и правовых учений, - М: Юридическая литература,1997.
Политика коренизации призвана была устранить языковый барьер между крестьянством, составлявшим здесь большинство населения республики, и рабочим классом, всеми органами советской власти, приблизить последние к крестьянам, сделать их более доступными народу.
2 Нормативное обеспечение проведения украинизации

2.1 Решения партийных и государственных органов

С начала основания УССР провозглашался курс на рост национального самосознания украинского народа, его национальное возрождение, на расцвет культуры. Уже в первой Конституции Советской Украины 1919 г. было акцентировано внимание на широкое применение трудящимися республики родного языка.
Национальный вопрос на Украине начал решаться в соответствии с постановлениями, сформулированными в резолюции ЦК РКП (б) «О Советской власти на Украине», одобренной VIII Всероссийской партийной конференцией в декабре 1919 г. В ней указывалось на необходимость всячески проводить в жизнь право трудящихся масс учиться и разговаривать во всех советских учреждениях на украинском языке Копыленко О.Л., Копыленко В.Л., Государство и право Украины в 1917-1920-х, Киев : 1997.
Первым законодательным актом, который касался развития политики национального развития было Постановление Цк ВКПб «О применении во всех организациях украинского языка наравне с русским языком» от 21 февраля 1920 года. Это постановление заложило изменение отношения партийных и хозяйственных работников в Украине в делопроизводстве стали использоваться документы на родном языке страны.
Совершенствованию межнациональных отношений, национально-культурному возрождению народов страны способствовало осуществление разработанной XII съездом РКП (б) (апрель 1923 г.) политики коренизации. Это означало усиление внимания к подготовке, воспитанию и выдвижению кадров коренной национальности прежде всего в партийный аппарат и государственные органы, введению обучения, организации культ просветных заведений, изданий книг, газет и журналов на языках коренных национальностей. В нашей республике политика коренизации осуществлялась путем украинизации и создания политических и экономических условий для всестороннего культурного развития национальных меньшинств, которые здесь проживали.
В директивах октябрьского (1922 г.) пленума ЦК КП(б)У по национальному вопросу говорилось следующее: «Полное абсолютное равноправие украинского и русского языков, решительная борьба против всякой искусственной украинизации и русификации и вместе с тем устранение тех препятствий, которые задерживали бы естественное развитие украинской культуры или которые отрезали бы украинскому крестьянству доступ к ознакомлению с русской культурой. Борьба против какого-либо стремления сделать из украинского языка средство обособления и противопоставления украинских рабочих и крестьян -- русским. Употребление того или другого языка есть воля каждого, и государство не должно делить свои учреждения на такие, в которых влияние было бы за русским языком, и такие, в которых влияние было бы за украинским языком» Хрестоматия по истории государства и права Украины/под ред. Гончаренко В.Д., К: Юрэ, 1997.
Постановление СНК от 16 апреля 1925 года «О практических мероприятиях по украинизации советского аппарата» служило прямым руководством для партийной и хозяйственной верхушки советской Украины к тому, чтобы в ряды партийных и хозяйственных работников привлекалось как можно больше коренного населения, производство и распространение официальных бумаг и директив местных и верховных органов власти должно было осуществляться только на украинском языке.
2.2 Методы осуществления украинизации
До декабря 1922 года обучение в школах Волынской, Подольской, Полтавской губерний, селах Киевщины без всяких указаний сверху шло на украинском языке, в остальных губерниях -- на русском или обоих языках параллельно. К тому же до конца 1918 года гетманские власти украинизировали 5400 (более четверти) начальных школ, частично украинизировали 262 высшие начальные (74%), а также 55 средних школ История государства и права Украины, курс лекций, Киев, 1996.
Через три месяца после завершения работы XII съезда РКП(б), 27 июля 1923 года, вышел декрет Совета народных комиссаров Украины «О мерах по украинизации учебно-воспитательных и культурно просветительных учреждений» На его базе к 1 августа были разработаны мероприятия по обеспечению равноправия языков и содействию развитию украинского жилки. Хотя в них предусматривалось выполнить задачу украинизации в течение года, содержалось указание о запрете брать на руководящую работу лиц, не овладевших украинским языком, первый секретарь ЦК КП(б)У (с марта. 1925-го -- Генеральный секретарь) Э. Квиринг почти два года тормозил процесс украинизации Костормаров И., История Украины в жизнеописаниях знаменитых ее деятелей, Киев: 1991.
И только с прибытием в УССР Л. М. Кагановича, заменившего Э. Квиринга, пленум ЦК КПбУ в экстренном порядке создал в апреле 1925 года комиссию по украинизации.
Это решение 30 апреля продублировал ВУЦИК, сформировав Всеукраинскую Центральную комиссию по украинизации советского аппарата (председатель -- В. Я. Чубарь) и издав грозное постановление «О мерах незамедлительного проведения полной украинизации советского аппарата».
Но форсированное проведение фактически украинизации вызвало сопротивление как партийно-советского аппарата, так и части населения. Центральное руководство в Москве по-разному реагировало на трудности, появившиеся при проведении национальной политики: Сталин требовал преодолеть иронию и скептицизм в вопросе об украинской культуре», а И. Зиновьев считал, что украинизация «бьет по нашей линии относительно данного вопроса, помогает петлюровщине» Но Генеральный секретарь ЦК КП(б)У Л. М. Каганович настойчиво выполнял указания И. Сталина, правда, для него не имело решающего значения, что проводить в жизнь или украинизацию.
Созданные для государственных служащих трех- четырехмесячные курсы изучения украинского языка в большинстве городов функционировали формально, хотя над слушателями довлела угроза увольнения с работы в случае, если на экзамене они получат неудовлетворительную оценку. Многие слушатели посещали занятия эпизодически, общались между собой, как правило, на русском языке или на смеси украинского и русского, доклады тоже зачастую произносились не на украинском языке.
К примеру, в Артемовске из 8323 служащих различного ранга 3680 (44,2%) вообще их не посещали, и 796 человек были освобождены от занятий, хотя подавляющее большинство из них украинским языком владели крайне слабо. Не хватало и учителей, потому что с 1921 по 1923 год учительский корпус Украины уменьшился почти вдвое -- с 85 до 45 тысяч. Для многих чиновников (совбуров, как их называло население) украинизация была мимикрией, несерьезным и конъюнктурным мероприятием История/ под ред. Русановский В.М., Гончаренко Н.В., - К: Либидь, 1994.
Кроме того, символы «украинизации» и «борьбы с украинским буржуазным национализмом» являлись двумя сторонами единой политики. Параллельно украинизации шла пролетаризация обучения, а это усложняло социальные отношения, приводило к третированию дореволюционных педагогов. Процветали упрощенчество, полуграмотность, хронически не хватало средств на культурно-просветительскую работу. Крайне медленно проходила украинизация в комсомоле Украины, где на 1 мая 1924 года насчитывалось украинцев 21,1 процента, русских -- 10,5, евреев -- 65,8, других национальностей-- 2,6 процента. Не лучше обстояло с украинизацией и в дислоцированных на территории УССР воинских частях, особенно среди комсостава. Причина здесь тоже лежала на поверхности: из 42 начдивов и военных комиссаров лишь два человека были украинцами, 21 -- русскими, 10 -- евреями, 9 -- латышами, а в штабе Украинского военного округа из 246 работников украинцев насчитывалось 6 человек История государства и права Украины, курс лекций, Харьков, 1993.
В 1924 году 66 видных украинских деятелей-эмигрантов одобрили украинизацию, заявив в связи с этим о проявлении лояльности к советской власти. Однако фактически украинизация внедрялась наиболее активно лишь в сфере начального образования, имела двойственную теоретическую базу, многие решения при этом были явно непродуманными, а удовлетворение культурных запросов превращалось в советизацию, ликвидацию национальных традиций. В Киевской, Волынской, Полтавской губерниях ее результатом стал украинизированный русский язык -- «суржик».
В 1925 г. Эммануила Квиринга, находившегося на посту первого секретаря ЦК КП(б)У, сменил Лазарь Каганович, который принялся по-чиновничьи усердно воплощать в жизнь официальный курс партии. При нем политика украинизации достигла больших успехов. Своеобразным форпостом усиленной украинизации в 20-х гг. стал наркомат просвещения, которому была подчинена вся культура. Наркомом просвещения в 1924-1927 гг. был Александр Шумский, а после него - Николай Скрыпник Костормаров И., История Украины в жизнеописаниях знаменитых ее деятелей, Киев.
Вместе с тем нельзя отрицать, что благодаря усилиям украинской интеллигенции, в том числе вернувшейся из эмиграции в УССР, а также национал-коммунистов типа А. Шумского или Н. Хвылевого (Фитилева), в республике произошел расцвет национальной культуры, процесс украинизации городов. Прогресс был виден и в количественном отношении: на украинский язык преподавания к 1927 году перешли четверть вузов, около половины техникумов, 80% периодических изданий стали «украиноязычными», более 92% первоклассников начинали учебу в украинских классах. Еще в 1931 году 79% вузовских учебников издавались на украинском языке.
Реальные перемены имели место и на той территории Сдобожанщины, где компактно проживало украинское население, но которая административно относилась к Российской федерации -- на части Курской, Воронежской и Брянской губерний. Здесь к 1927 году работали восемь украинских педагогических техникумов, Воронежский университет готовил учителей украинского языка и литературы, в трех техникумах ввели украиноведение, до 1932 года 13 районных газет выходили на украинском языке. В этих регионах планировалось украинизировать 26 районов, где большинство населения составляли украинцы. Не отставала и Кубань: до 1930 года здесь открыли 240 украинских школ, украинский педагогический институт, два педагогических техникума, украинские отделения в сельскохозяйственном институте и на рабфаке Гунчак Т, Украина, первая половина 20-го столетия. Зарисовки политической истории, Киев: 1993.
Партийные инстанции, сам Л. Каганович постоянно напоминали, что в процессе украинизации не прекращается идейная борьба, причем буржуазно националистическая идеология, антисоветская культура по темпам развития якобы опережают пролетарскую идеологию и советскую культуру. Уже с апреля 1926 года начались нападки на наиболее последовательного сторонника дерусификации и подлинной суверенности Советской Украины, особенно в подборе и расстановке кадров, наркома просвещения А. Шумского. Его политическую травлю ни в последнюю очередь организовал Н.А. Скрыпник, добившись при поддержке И. Сталина и Л. Катановича высылки А. Шумского на работу в Россию (в сентябре 1927 г.). Кроме жупела «шумскизм», который верхи партии трактовали как «национальный уклон», появились также «хвылевизм» и «волобуевщина», особенно напугавшая догматиков. В одной из своих статей 1927 года 24-летний коммунист М.С. Волобуев-Артемов, не отрицая партийной программы, рассматривал Украину как исторически сформировавшийся народнохозяйственный организм, имеющий собственные пути развития История/ под ред. Русановский В.М., Гончаренко Н.В., - К: Либидь, 1994. Опираясь на официальные данные советской статистики, он показал потребительское отношение центра к Украине, требуя обеспечить за ее национальными учреждениями права и возможности настоящего, а не формального руководства всей экономикой республики, без всяких исключений в пользу союзных инстанций, ликвидировать провинциальный статус украинского языка, литературы и культуры в целом.
2.3 Украиниз и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.