Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 118528


Наименование:


Методичка Экономика устойчивого развития рынков

Информация:

Тип работы: Методичка. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 11.11.2019. Год: 2019. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ПензГТУ)

Кафедра: «Прикладная экономика»


Экономика устойчивого развития рынков

Методические указания по выполнению контрольной работы для магистрантов очной и заочной формы обучения


Содержание

1. Методические указания 4
2. . Выбор темы контрольной работы 4
3. Требования, предъявляемые к контрольной работе 4
4. Программа курса «Экономика устойчивого развития рынков» 5
5. Тематика контрольных работ по дисциплине «Экономика устойчивого развития рынков» 7
5.1 Теоретическая часть 7
5.2.Практическая часть 8
6. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) 25
7. Глоссарий 26
8. Список рекомендуемой литературы 35


1. Методические указания
Внимание магистры !!!
Курс «Микроэкономика (продвинутый уровень)» переименовали в дисциплину
«Экономика устойчивого развития рынков»
Будьте внимательны при заполнении титульных листов

Изучение курса «Экономика устойчивого развития рынков» осуществляется магистрантами в соответствии с представленной программой. Структура продвинутого микроэкономического анализа предполагает рассмотрение глубинных теоретических основ выведения функций и графиков спроса, анализ потребительских предпочтений, исследование равновесия производителей, причем уровень магистра предполагает более глубокое научное обоснование производственной функции и вопросов поведения производителей в целом. Одним из аспектов микроэкономического анализа является состояние отраслевых рынков, совершенная и несовершенная конкуренция, а также общее экономическое равновесие и проблема государственного регулирования рынка.
Учебным планом предусмотрено написание магистрами контрольной работы по микроэкономике (продвинутый уровень). Магистрант допускается к экзамену при условии успешного выполнения и прохождения собеседования по контрольной работе.
Контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы магистра. Её выполнение направлено на решение ряда задач.
- приобретение знаний по курсу «Экономика устойчивого развития рынков» и более глубокое изучение одной из тем.
- формирование навыков решения тестовых и практических задач.
- осуществление контроля со стороны преподавателя за процессом подготовки магистранта.
На первом этапе магистранту необходимо ознакомиться с программой курса, приведенной в данных методических указаниях, изучив основные темы дисциплины, а затем приступить к выполнению контрольной работы.
Это необходимо, чтобы определить место подробно изучаемой проблемы в структуре микроэкономики продвинутого уровня, ее связь с другими темами курса.


2. Выбор темы контрольной работы

Магистрант выбирает одну из предложенных тем контрольной работы. Выбор темы осуществляется по следующему принципу: последняя цифра номера темы должна совпадать с последней цифрой номера зачетной книжки.
Например, если номер зачетной книжки заканчивается на цифру 3, то магистрант может выбрать одну из тем под номерами 3, 13, 23 и т.д.

3. Требования, предъявляемые к контрольной работе

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии со следующими требованиями.
1. Контрольная работа должна иметь титульный лист, на котором необходимо указать полное название высшего учебного заведения, факультет, кафедру и название дисциплины, по которой выполняется контрольная работа, группу, фамилию и инициалы, номер зачетной книжки и домашний адрес магистранта.
2. На следующем листе выполняется план контрольной работы, где выделяется введение, два пункта основной части: теоретическая часть и практическая часть, заключение, список литературы, оформленный в соответствии с требованиями.
Во введении Вам необходимо обосновать актуальность темы, указать связь с другими разделами дисциплины. В основной части должна быть раскрыта теоретическая часть и выполнены практические задания к соответствующей теме. В теоретической части следует четко и последовательно излагать свои мысли. Обязательным при выполнении контрольной работы является наличие полей и нумерации страниц. В работе должны быть оформлены все ссылки на источники цифровых и фактических данных (в соответствии с требованиями стандарта). Объем работы должен быть 15 – 20 листов формата А 4, напечатанным через полуторный интервал. В практической части должны содержаться ответы на тестовые задания с их объяснением и решение практической задачи.
Контрольная работа выполняется на основе использования рекомендуемых источников, но это не исключает возможность использования новой научной литературы, новых законодательных актов.
Контрольная работа считается выполненной, если раскрыта теоретическая часть и верно выполнены практические задания к теме.
При подготовке к собеседованию автору контрольной работы необходимо внимательно изучить рецензию, подготовить ответы на вопросы и устранить замечания.


4. Программа курса «Экономика устойчивого развития рынков»

Тема 1. Предмет и методология экономики устойчивого развития рынков

Особенности глубинного научного микроэкономического анализа при решении фундаментальных проблем Микроэкономики и прикладной экономики. Микроэкономика и государство.

Тема 2. Рынок и рыночные операции, их взаимодействие

Рыночное равновесие и механизм его обеспечения. Изменение в рыночном равновесии: сравнительный статический анализ. Возможности практического применения теории спроса и предложения. Эластичность спроса, виды и определяющие факторы. Эластичность предложения и поведения фирмы на рынке.
Влияние эластичности спроса и предложения на распределение налогового бремени между производителями и потребителями и на величину дохода фирмы.

Тема 3. Теории поведения потребителя

Решение задачи максимизации функции полезности при бюджетном ограничении методом Лагранжа. Локальное рыночное равновесие потребителя. Предельная полезность по доходу и предельная полезность по цене продукта (тождество Роя). Решение задачи минимизации расхода потребителя при фиксированном уровне полезности: метод Лагранжа. Проблемы решения теоретических и практических задач потребительского выбора. Учет свойств продукта при моделировании технологии потребителя.

Тема 4. Выбор в условиях риска и неопределенности

Понятие риска и неопределенности. Общие принципы классификации рисков. Предпринимательские риски. Элементы теории полезности Дж. Фон Неймана и О. Моргенштерна. Отношение к риску. Методы предупреждения и снижения риска. Спрос на рисковые активы. Задача оптимизации инвестиционного портфеля. Принятие решений в условиях неопределенности.

Тема 5. Теория производства и предложения благ

Производственные функции, используемые в экономическом анализе и прогнозировании, и их свойства. Эластичность замены одного ресурса другим и её значение. Производственная функция с постоянной эластичностью замены ресурсов и её связь с производственной функцией Кобба – Дугласа и линейной функцией Леонтьева.
Затраты и функция затрат. Прибыль и условия её максимизации. Функция предложения и излишек производителя.

Тема 6. Теория фирмы функционирующей
в условиях совершенной конкуренции

Задача максимизации прибыли фирмы в долгосрочном и краткосрочном периодах. Локальное рыночное равновесие фирмы. Функция спроса на ресурсы со стороны фирмы и функция предложения фирмы. Аргументы «за» и «против» максимизации прибыли. Понятие «разумной» прибыли.
Задача максимизации выпуска фирмы при лимите на используемые ресурсы в долгосрочном и краткосрочном периодах. Предельный условный выпуск по лимиту и предельный условный выпуск по цене ресурсов (тождество Роя). Задача минимизации издержек фирмы при фиксированном выпуске в краткосрочном и долгосрочном периодах. Альтернатива максимизации прибыли фирмы и многообразие целей фирмы.

Тема 7. Рыночные взаимодействия в случае
несовершенной конкуренции

Максимизация прибыли монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопольные цены и монопольный выпуск. Монопольная власть и её источники. Индекс монопольной власти. Естественная монополия и её регулирование. Монополистическая ценовая дискриминация первого, второго и третьего рода. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах для фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции. Учет расходов на рекламу в задаче максимизации прибыли фирмы в условиях монополистической конкуренции. Модели дуополии и олигополии Курно. Модели дуополии и олигополии Штакельберга. Модели сговора в дуополии и олигополии. Модели дуополии и олигополии Бертрана.

Тема 8. Общее экономическое равновесие и
общественное благосостояние

Цены частичного и общего равновесия. Неустойчивость общего равновесия. Взаимодействие рынков благ и факторов производства. Модель общего экономического равновесия Вальраса. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние. Первая теорема общественного благосостояния. Вторая теорема общественного благосостояния.

Тема 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Причины отказов рынка. Интернализация внешних эффектов. Производство общественных благ. Квазилинейные предпочтения и общественные блага. Сопоставление с распределением частных благ. Голосование. Асимметричность информации. Рынок «лимонов». Неблагоприятный отбор. Моральный ущерб. Методы преодоления асимметричности информации.

5. Тематика контрольных работ по дисциплине
«Микроэкономика» (продвинутый уровень)

5.1. Теоретическая часть

1. Значение микроэкономического анализа для решения современных экономических проблем.
2. Изменения в рыночном равновесии: сравнительный статический анализ.
3. Возможности практического применения анализа спроса и предложения.
4. Эффект дохода и эффект замены: влияние на изменение общей величины спроса.
5. Построение кривой спроса на основе количественной и порядковой концепции.
6. Кривые безразличия для различных видов предпочтения.
7. Бюджетные ограничения: характеристика, свойства, влияние фактора времени.
8. Оптимум потребителя и методы его определения.
9. Предельная норма замещения в потреблении.
10. Производственная функция Кобба - Дугласа.
11. Производственная функция и технологическая результативность производства.
12. Равновесие производителя в краткосрочном и долгосрочном периодах.
13. Прибыль, ее виды и условия максимизации.
14. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции.
15. Монополия: особенности стратегии поведения и ценообразования.
16. Олигополия на рынке гомогенного и гетерогенного блага.
17. Равновесный объем производства общественных благ.
18. Теория и модель общего экономического равновесия.
19. Парето - эффективность и Парето - предпочтительность в экономике.
20. Государственное регулирование производства внешних эффектов.

5.2. Практическая часть

Задания к теме 1

1. Что из нижеперечисленного нельзя отнести к «провалам» рынка:
а) внешние эффекты (экстерналии);
б) неравномерность, качества общественных товаров;
в) неравенство распределения доходов;
г) возникновение власти монополии.

2. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
а) монополизирует рынок;
б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;
в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;
г) сегментирует рынок;
д) максимизирует валовую прибыль.

3. Средние издержки - это:
а) затраты на единицу продукции;
б) сумма средних постоянных и средних переменных издержек;
в) сумма переменных издержек, на единицу продукции;
г) постоянные издержки на единицу продукции.

4. Трансакционные издержки – это:
а) издержки поиска информации;
б) издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
в) издержки спецификации и защиты прав собственности;
г) издержки оппортунистического поведения;
д) все вышеперечисленное.

5. Олигополия предполагает, что:
а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;
б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;
в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества;
г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.
Задача: В результате роста цены с 6 до 9 долл., объем спроса на товар Х упал с 1200 до 900 штук. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

Задания к теме 2

1. При увеличении эластичности спроса на пшеницу эластичность спроса на землю:
а) увеличивается;
б) сокращается;
в) остается без изменения;
г) ничего с определенностью сказать нельзя.

2. На базе какого переменного фактора строится функция полезности?
а) желаний потребителя;
б) уровня качества потребляемых благ;
в) уровня цен потребляемых благ;
г) объема потребляемых благ.

3. Условия максимизации прибыли фирмы – это равенство:
а) валового дохода и валовых издержек;
б) среднего дохода, средних издержек и цены;
в) предельного дохода и предельных издержек;
г) предельного дохода, предельных издержек и цены.

4. В группу условий совершенной конкуренции не входит условие:
а) имеется много продавцов и покупателей данного товара и каждый из них производит лишь малую долю всего объема продаж;
б) товар должен быть однороден с точки зрения покупателя, и все покупатели должны быть анонимны с точки зрения продавца;
в) отсутствие всяких барьеров на входе в отрасль;
г) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна.

5. Если бы фирма, загрязняющая реку, оплачивала все действительные издержки, то наблюдался бы:
а) больший объем производства;
б) меньший объем производства;
в) кривая предельных социальных издержек проходила бы выше, чем кривая частных предельных издержек;
г) верны ответы б) и в).
Задача: Цена на товар А выросла со 11до 17 ден. ед. Спрос на товар В вырос с 1500 до 2200 штук, на товар С упал с 60 до 45 кг. Определите коэффициенты перекрестной эластичности.

Задания к теме 3

1. Бюджетная линия не изменит своего положения, если:
а) цена товара Х упадет, на столько же процентов, что и цена на товар У;
б) цена товара Х возрастет на столько же процентов на сколько цена товара У упадет;
в) как цены, так и доход изменятся в одинаковой пропорции;
г) цены упадут, а доход в той же пропорции возрастет.

2. Продажа одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам это:
а) научно – техническое соперничество;
б) ценовая дискриминация;
в) неценовая дискриминация;
г) промышленно – производственное соперничество.
3. Какой эффект преобладает на участке кривой индивидуального предложения труда с отрицательным наклоном:
а) эффект выпуска;
б) ценовой эффект;
в) эффект дохода;
г) эффект замещения.

4. Сегодняшняя стоимость (present value) будущего дохода:
а) тем выше, чем ниже ставка процента;
б) тем выше, чем менее продолжителен срок ожидания дохода;
в) тем выше, чем выше ставка процента;
г) верны ответы а) и б).

5. Парето – оптимум в обмене достигается:
а) когда потери одного участника перевешиваются выигрышем другого;
б) когда перераспределение благ приводит к потере полезности обоих участников обмена;
в) когда увеличение полезности для одного из участников обмена невозможно без снижения полезности для другого участника.
Задача: Спрос на товар Х определяется формулой Р= 80 – 4Qd. Определите коэффициент эластичности при цене, равной 40 у. е.

Задания к теме 4

1. Коэффициент перекрестной эластичности:
а) всегда положителен;
б) всегда отрицателен;
в) всегда равен нулю;
г) все предыдущие ответы неверны.

2. Производственная функция показывает:
а) какие затраты нужно осуществить на тот или иной объем выпуска;
б) наиболее выгодный для фирмы выпуск продукции при данных ценах на ресурсы;
в) максимальное количество продукции, которое можно получить, используя различные сочетания ресурсов;
г) минимальное количество продукции, которое можно получить, используя данное сочетание ресурсов.

3. Первый закон Госсена состоит в том, что:
а) в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает;
б) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;
в) верно а) и б);
г) нет правильного ответа.

4. В коротком периоде фирма с целью максимизировать прибыль или минимизировать убытки не должна производить товар, если:
а) цена меньше, чем минимальные средние переменные издержки;
б) цена меньше чем минимальные средние затраты;
в) цена меньше, чем средние постоянные затраты;
г) минимальные средние затраты меньше, чем предельные затраты.

5. Фактором, определяющим степень рыночной власти продавцов, является:
а) эластичность спроса на продукт;
б) объем производства;
в) цена;
г) качество продукта.
Задача: Объем выпуска фирмы 1000 м ткани. Цена 80 у. е. за 1 м. Общие средние издержки (АС) при выпуске 1000 ед. товара – 30 у. е. Определите общую прибыль фирмы.

Задания к теме 5

1. Предположим, что спрос на товар Х является неэластичным, а предложение эластично. Установление потоварного налога в размере 2 долл. на каждую единицу продукции приведет к тому, что налоговое бремя будут нести:
а) продавцы ресурсов, необходимых для производства товара Х;
б) в равной степени продавцы и покупатели товара Х;
в) в большей степени покупатели товара Х;
г) в большей степени продавцы товара Х;
д) только покупатели товара Х.

2. Если товары жестко дополняют друг друга в удовлетворении некоторой потребности, то:
а) предельная норма замещения убывает;
б) кривая безразличия имеет вид прямого угла;
в) кривая безразличия имеет вид прямой линии;
г) кривая безразличия имеет положительный наклон.

3. Верно / неверно данное выражение:
а) выпуск, который предпочитает естественная монополия, всегда находится на уровне, минимизирующем долгосрочные средние издержки;
б) долгосрочной кривой предложения чистого монополиста не существует;
в) в ответ на смещение вверх кривой предельных издержек чистый монополист увеличивает цену и сокращает выпуск;
г) цена равновесия в длительном периоде будет выше в условиях чистой монополии по сравнению с совершенно конкурентной отраслью;
д) в условиях монополистической конкуренции фирмы в длительном периоде получают экономическую прибыль.

4. В противоположность строениям предложение земли:
а) абсолютно эластично;
б) абсолютно неэластично;
в) относительно эластично;
г) относительно неэластично.

5. Что из перечисленного является чистым общественным благом:
а) общественные библиотеки;
б) общественные туалеты;
в) общественные стоянки для автомобилей;
г) программа общественного здравоохранения по изоляции людей с заразными заболеваниями.
Задача: Функция общих издержек фирмы имеет вид ТС=30Q – Q2. Эта фирма реализует продукцию на рынке совершенной конкуренции по цене 90 руб. Подсчитайте, какую она получает прибыль?


Задания к теме 6

1. Бухгалтерские издержки – это:
а) явные издержки;
б) затраты в денежной форме на производства продукции;
в) затраты в денежной форме на производство и реализацию продукции;
г) стоимость ресурсов по цене их приобретения;
д) все ответы верны.

2. Алмазы имеют более высокую цену, чем вода, потому что:
а) общая полезность алмаза выше общей полезности воды;
б) общая полезность воды выше общей полезности алмазов;
в) при данном объеме потребления предельная полезность алмазов выше, чем предельная полезность воды;
г) покупатели готовы в сумме платить больше за алмазы, чем за воду.

3. Решив начать производство, любая фирма, максимизирующая прибыль, должна произвести такое количество продукции, при котором:
а) средние издержки минимальны;
б) средний доход равен средним общим издержкам;
в) предельный доход равен предельным издержкам;
г) общая выручка максимальна.

4. Монополия – это рыночная структура, где:
а) существует практически непреодолимые барьеры входа в отрасль;
б) действует только один покупатель;
в) имеется только одна крупная фирма – производитель;
г) отсутствует контроль над ценами продукции.

5. Собственник не возобновляемого естественного ресурса получает дифференциальную ренту, если:
а) ресурс не исчерпаем;
б) качество ресурса различно на разных участках;
в) качество ресурса одинаково на всех участках;
г) предложение ресурса абсолютно эластично.
Задача: В магазине бытовой техники можно продать 5 телевизоров по цене 8200 у. е. или 7 телевизоров по цене 7500 у. е. Определите предельный доход от продажи седьмого телевизора.

Задания к теме 7

1. Если наклон линии предложения круче наклона линии спроса, и правительство вводит потоварный налог, то:
а) большая часть налогового бремени ляжет на плечи покупателей;
б) большая часть налогового бремени ляжет на плечи продавцов;
в) введение налога не окажет влияния ни на покупателей, ни на продавцов;
г) введение налога окажет одинаковое воздействие как на покупателей, так и на продавцов.

2. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что:
а) все блага имеют для покупателя разную полезность и поэтому их все можно расположить в порядке убывания этой полезности;
б) необходимо потреблять сначала самые полезные блага, а потом все остальные;
в) полезность от потребления следующей порции блага всегда меньше полезности предыдущей порции.

3. Характерной чертой монополии в отличие от конкурентной фирмы является:
а) стремление максимизировать прибыль;
б) стремление увеличить количество производимой продукции и повысить на нее цену;
в) стремление снизить объем производимой продукции и повышать на нее цену;
г) стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукции.

4. При введении налога на сделки с землей налоговое бремя (tax burden):
а) целиком ложится на продавца земли;
б) целиком ложится на покупателей земли;
в) распределяется поровну между продавцами и покупателями земли;
г) ничего определенностью сказать нельзя.

5. Внешние эффекты – это:
а) результаты производства и потребления товаров и услуг, которые не учитываются в рыночной цене;
б) затраты производителей, не связанные с производством товаров;
в) влияние интересов производителей на политический курс государства.
Задача: По корпоративной облигации выплачивается доход в первый год в размере 300 у. е., во второй год – 320 у. е., а в третий – 330 у. е. Определите дисконтированную стоимость потока доходов, если ставка банковского процента равна 5 % годовых.
Задания к теме 8

1. В случае, если потоварный налог уплачивается продавцом, на графике происходит:
а) параллельный сдвиг линии спроса на величину, равную ставке налога;
б) параллельный сдвиг линии предложения вниз на величину, равную ставке налога;
в) параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину, равную ставке налога;
г) параллельный сдвиг линии спроса вверх на величину, равную ставке налога.

2. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:
а) 300, 400, 500, 600;
б) 300, 550, 850, 1200;
в) 300, 500, 1700, 9700;
г) 300, 350, 370, 380;
д) 300, 450, 550, 700.

3. Что из нижесказанного НЕ является верным в отношении «пола цены», вводимого на совершенно конкурентном рынке при стандартного вида кривых спроса и предложения? – Данная мера всегда приводит к:
а) снижению благосостояния потребителей;
б) потерям общего избытка;
в) сокращению количества спроса на товар;
г) снижению благосостояния производителей;
д) избыточному предложению товара.

4. Что может при прочих равных условиях повысить цену участка земли:
а) понижение ставки процента;
б) повышение ежегодной ренты;
в) верно а) и б);
г) не верен ни один из ответов.

5. Ценность дачного дома = 40 000 долл. Вероятность пожара = 1/5. Владелец дома нейтрален к риску. Каков максимальный годовой страховой взнос, при котором владелец дома будет его страховать?
а) 5 000;
б) 8 000;
в) 40 000
г) невозможно определить.
Задача: Допустим ежегодный доход потребителя 120 000 у. е. В первый год он потребляет 85 % своего дохода. Определите потребление второго года, если процентная ставка в экономике составляет 10 % годовых и потребитель использует весь доход.


Задания к теме 9

1. Общая полезность растет, когда предельная полезность:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) увеличивается в медленном темпе;
г) увеличивается или уменьшается, но является положительной;
д) является величиной отрицательной.

2. В коротком периоде фирма с целью максимизировать прибыль или минимизировать убытки не должна производить товар, если:
а) цена меньше, чем минимальные средние переменные издержки;
б) цена меньше, чем минимальные средние затраты;
в) цена меньше, чем средние постоянные затраты;
г) минимальные средние затраты меньше, чем предельные затраты.

3. Тот факт, что в условиях долгосрочного равновесия, равновесная цена монополистического конкурента выше минимальных средних издержек означает, что:
а) фирма не получает положительную экономическую прибыль;
б) фирма терпит убытки;
в) в отрасли производственные мощности используются не полностью;
г) все ответы не верны.

4. В отрасли работают 25 предприятий, используя производственные мощности на 100 %. Если все предприятия отрасли будут использовать мощности только на 80 %, то концентрация в отрасли в соответствии с индексом Херфиндаля – Хиршмана:
а) увеличится на 20 %;
б) увеличится менее чем на 20 %;
в) не изменится;
г) уменьшится на 20 %;
д) уменьшится менее чем на 20 %.

5. Что из перечисленного является чистым общественным благом:
а) общественные библиотеки;
б) общественные туалеты;
в) общественные стоянки для автомобилей;
г) программа общественного здравоохранения по изоляции людей с заразными заболеваниями.
Задача: Потребитель имеет 10 000 $. Если он положит их в банк, то получит 11 500 $ через год. Инфляция составляет 8 %. Определите номинальную и реальную ставки процента в экономике.

Задания к теме 10

1. Наклон бюджетной линии равен:
а) отношению цен товаров со знаком «-»;
б) отношению цен товаров со знаком «+»;
в) отношению предельных полезностей товаров со знаком «-»;
г) отношению предельных полезностей товаров со знаком «+».

2. Какие из следующих видов издержек не принимаются во внимание при выработке решения об оптимальном объеме производства фирмы:
а) средние переменные;
б) бухгалтерские;
в) средние постоянные;
г) предельные;
д) неявные.

3. В противоположность строениям предложения земли:
а) абсолютно эластично;
б) абсолютно неэластично;
в) относительно эластично;
г) относительно неэластично.

4. Внешние эффекты возникают из – за того, что:
а) рыночное равновесие не является стабильным;
б) производство наносит ущерб окружающей среде;
в) производители располагают рыночной властью;
г) рыночные цены благ не отражают побочных издержек и выгод.

5. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) в отрасли действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;
б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;
в) имеется только один покупатель данной продукции;
г) отсутствуют входные барьеры на рынок.
Задача: Владелец земли, получающий 25 000 у. е. ежегодной ренты, решил её продать. Какова будет цена земли, если ставка банковского процента составляет 5 % в год.

Задания к теме 11

1. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
а) монополизирует рынок;
б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;
в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;
г) сегментирует рынок;
д) максимизирует валовую прибыль.

2. Эффект замены – это рост спроса на товар, вызванный:
а) изменением общего уровня цен на все товары;
б) изменением во вкусах потребителя, предпочитающего покупать товары – заменители;
в) изменением в реальном доходе, обусловленным снижением цен на приобретаемые товары;
г) предложением новых заменителей товара;
д) все ответы неверны.

3. Бухгалтерские издержки – это:
а) явные издержки;
б) затраты в денежной форме на производства продукции;
в) затраты в денежной форме на производство и реализацию продукции;
г) стоимость ресурсов по цене их приобретения;
д) все ответы неверны.

4. Пирожки заменяют булочки в потреблении, а масло дополняет. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена булочек повысится:
а) цена на пирожки и масло снизятся;
б) цена на пирожки возрастет, а цена на масло понизится;
в) цена на пирожки упадет, а цена на масло повысится;
г) цены на пирожки и масло возрастут.

5. На рынке дуополии функция спроса линейна. Фирмы производят однородный продукт с постоянными одинаковыми средними издержками. Мощности фирм ограничены. В модели Эджуорта при определенных ограничениях на мощности фирм возникает ценовая война. В рамках этих ограничений с увеличением размера мощности фирм размах колебания рыночной цены:
а) сначала уменьшается, затем увеличивается;
б) сначала увеличивается, затем уменьшается;
в) постепенно уменьшается до нуля;
г) не изменяется;
д) монотонно увеличивается.
Задача: Определите, как изменится цена земли, если годовая земельная рента повысится с 2100 до 2800 $, а процентная ставка останется 7 % годовых.

Задания к теме 12

1. Ценовая эластичность спроса будет выше:
а) на товары первой необходимости, чем предметы роскоши;
б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя;
в) чем больше альтернативные издержки производства товаров;
г) чем менее необходим товар потребителю;
д) ни в одном из перечисленных случаев ценовая эластичность не будет выше.

2. Соблюдение каких условий делает конкуренцию совершенной:
а) на рынке множество продавцов и покупателей;
б) на рынке предлагаются одинаковые товары;
в) свободный вход на рынок и выход из него;
г) все предыдущие ответы верны;
д) все предыдущие ответы неверны.

3. Фирма расширяет производство с 80 единиц на 10 %. При этом совокупные издержки вырастают с 640 до 700 руб. Предельные издержки дополнительной продукции будут равны:
а) 165 руб.;
б) 25 руб.;
в) 20 руб.;
г) все ответы неверны;
д) для ответа недостаточно информации.

4. Собственник не возобновляемого естественного ресурса получает дифференциальную ренту, если:
а) ресурс неисчерпаем;
б) качество ресурса различно на разных участках;
в) качество ресурса одинаково на всех участках.

5. Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:
а) каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров;
б) каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров;
в) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребителей;
г) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода;
д) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода.
Задача: Спрос на землю в регионе описывается уравнением Qd = 1000 – 5R, где Q – площадь используемой земли, га; R – ставка ренты, тыс. у. е. за га. Площадь предлагаемой земли в регионе 800 га. Определите размер земельной ренты.

Задания к теме 13

1. Если уменьшение цены на 5 % приводит к снижению объема предложения на 8 %, то данное предложение:
а) неэластично;
б) единичной эластичности;
в) эластично;
г) абсолютно эластично;
д) абсолютно неэластично.

2. В чем выражается взаимодействие между общей и предельной полезностью:
а) чем выше предельная полезность, тем выше общая полезность;
б) чем ниже предельная полезность, тем выше общая полезность;
в) рост отрицательной величины предельной полезности при увеличении потребления означает возрастание общей полезности;
г) когда общая полезность максимальна, предельная полезность равна нулю.

3. Фирма продает продукт по рыночной цене 50 руб. за единицу, затрачивая при этом на его производство 50 руб. В этом случае индекс Ларнера равен:
а) 1;
б) 100;
в) 0;
г) нельзя определить.

4. В каких условиях на рынке утверждается монополия:
а) на рынке единственный продавец какого – либо товара;
б) данный рынок огражден барьерами;
в) нет близких заменителей данного товара;
г) все предыдущие ответы верны.

5. Что может при прочих равных условиях повысить цену участка земли:
а) понижение ставки процента;
б) повышение ежегодной ренты;
в) верно а) и б);
г) не верен ни один из ответов.
Задача: В результате роста цены с 4 до 7 долл., объем спроса на товар Х упал с 1000 до 800 штук. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

Задания к теме 14

1. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 долл. Цена товара А равна 1 долл.. а цена товара В- 0,5 долл. какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии:
а) 8А и 1В;
б) 7А и 1В
в) 6А и 6В;
г) 5А и 6В;
д) 4А и 4В.

2. Эффект масштаба имеет место, когда:
а) производитель увеличивает количество всех используемых ресурсов пропорционально;
б) производитель увеличивает количество использования некоторых ресурсов;
в) производитель увеличивает количество всех используемых ресурсов в разных пропорциях.

3. Предельные издержки – это:
а) издержки на производство каждой отдельной продукции;
б) издержки в расчете на единицу продукции;
в) издержки на производство продукции, увеличение которых делает невозможным расширение производства;
г) затраты, меньше которых объем производства равен 0.

4. Автором учения о статике и динамике, а так же теории предельной производительности является:
а) У. Джевонс;
б) А. Маршал;
в) В. Парето;
г) Л. Вальрас.

5. В группу условий совершенной конкуренции не входит условие:
а) имеется много продавцов и покупателей данного товара и каждый из них производит лишь малую долю всего объема продаж;
б) товар должен быть однороден с точки зрения покупателя, и все покупатели должны быть анонимны с точки зрения продавца;
в) отсутствие всяких барьеров на входе в отрасль;
г) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна.
Задача: Цена на товар А выросла со 10 до 15 ден. ед. Спрос на товар В вырос с 1000 до 2000 штук, на товар С упал с 50 до 40 кг. Определите коэффициенты перекрестной эластичности.


Задания к теме 15

1. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:
а) разницу между общей и предельной полезностью;
б) общую полезность;
в) предельную полезность;
г) каждую из перечисленных выше.

2. Если предельные издержки МС уменьшаются, то:
а) средние постоянные издержки AFC растут;
б) средние переменные издержки AVC уменьшаются;
в) средние издержки растут;
г) ничего нельзя сказать о динамике других видов издержек.

3. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) производятся дифференцируемые товары;
б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
в) для каждой фирмы характерна своя горизонтальная кривая спроса;
г) выпускаются однородные товары;
д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

4. При изменении цен на ресурсы, необходимые для производства товара:
а) изменится объем предложения товара;
б) изменится спрос на товар;
в) изменится предложение товара.

5. Ценовая дискриминация – это:
а) продажа одной и той же продукции различным покупателям по разным ценам;
б) повышение цены на товар более высокого качества;
в) установление более высоких цен на потребительские товары;
г) установление низких цен на ресурсы.
Задача: Спрос и предложение товара Y записываются уравнениями: Qd = 1450 – 100Р, Qs = 1000 + 50Р. Государство ввело цену на данный товар в размере 4 у. е. Определите, что от этого выиграли и что потеряли производители?
Задания к теме 16

1. Определите излишек потребителя, если кривая рыночного спроса имеет вид: Рd (х)= 50- , рыночная цена равна 40 ден. единиц, а величина спроса равна 10:
а) 100;
б) 25;
в) 75;
г) 400;
д) 450.

2. В краткосрочном периоде фирма, стремящаяся увеличить прибыль, расширит производство, если при этом:
а) рыночная цена на изделие фирмы ниже постоянных издержек;
б) предпринимательская прибыль равна нулю;
в) рыночная цена выше общих издержек;
г) рыночная цена выше переменных издержек.

3. В условиях двусторонней монополии на рынке труда цена:
а) устанавливается выше, чем в условиях совершенной конкуренции;
б) устанавливается ниже, чем в условиях совершенной конкуренции;
в) устанавливается по договоренности профсоюза и монопсониста;
г) все ответы не верны.

4. Дифференциальную ренту получают:
а) все собственники земли;
б) только те собственники земли, которые обладают лучшими по качественным характерными участками земли;
в) те собственники земли, которые владеют участками земли, которые по определенным характеристикам превосходят худшие участки земли;
г) все ответы не верны.

5. Производимые государством общественные блага финансируются за счет собираемых налогов, при этом достижение большей эффективности их производства обеспечивается при:
а) применении одинаковой ставки налога;
б) применении дифференцированной ставки налога;
в) ограничении круга потребителей;
г) бесплатном предоставлении их потребителям.
Задача: Функция спроса на благо Qd = 15 – Р, функция предложения Qs = –9 + 3Р. Определите равновесие на рынке данного блага. Что произойдет с равновесием, если объем спроса уменьшится на 1 единицу при любом уровне цен?
Задания к теме 17

1.Если сокращение цены на товар на 1% приводит к увеличению спроса на него на 2%, то этот спрос:
а) эластичный;
б) не эластичный;
в) единичной эластичности;
г) абсолютно не эластичный;
д) абсолютно эластичный.

2. Предположим, что потребитель имеет доход в размере 8 ден. ед. Цена товара Х равна 1 ден. ед., а товара У-0,5 ден. ед. Какая из следующих комбинаций приобретаемых товаров находиться на бюджетной линии потребителя:
а) 8Х и 1У;
б) 7Х и 1У;
в) 6Х и 6У;
г) 5Х и 6У;
д) 4х и 4У.

3. Какое утверждение неправильное:
а) в долгосрочном периоде конкурентная фирма не будет производить, если цена ниже минимальных LAC;
б) в краткосрочном периоде конкурентная фирма не будет производить, если цена находиться между AVC и AC, поскольку будет иметь убыток;
в) в краткосрочном периоде конкурентная фирма не будет производить, если цена ниже AVC, так как это приводит к убытку;
г) в краткосрочном периоде конкурентная фирма не будет производить, если цена выше AC.

4. При каких условиях действует закон убывающей производительности факторов производства:
1) другие факторы производства остаются постоянными;
2) уровень технологии не изменится;
3) все единицы переменного фактора являются однородными?
Выберите один из следующих вариантов ответа:
а) 1), 2) и 3) – правильные;
б) только 1) и 2) – правильные;
в) только 2) и 3) – правильные;
г) только 1) – правильный;
д) только 3) – правильный.

5. В условиях монополии:
а) предельная выручка равна цене;
б) предельная выручка меньше цены;
в) предельная выручка больше цены;
г) предельные затраты равны цене.
Задача: Функция общих затрат фирмы имеет вид ТС = 10Q+2Q2. Фирма реализует продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 170 $. Определите, какую прибыль получит фирма?

Задание к теме 18

1. Коэффициент перекрестной эластичности:
а) всегда положителен;
б) всегда отрицателен;
в) всегда равен нулю;
г) все предыдущие ответы неверны.

2. Если потребитель тратит свой денежный доход только на товары (Х и У) и цена товара Х растет, то эффект замещения по Хиксу больше эффекта замещения по Слуцкому ( по абсолютной величине), когда:
а) Х- нормальный товар;
б) Х – товар Гиффена;
в) Х – товар низшей категории;
г) предпочтения квазилинейны;
д) верно б) и в).

3. Предельный доход – это:
а) валовой доход на единицу продаж;
б) валовой доход на единицу произведенной продукции;
в) величина, на которую изменяется совокупный доход в результате единичного изменения количества реализованной продукции.

4. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) может назначить любую цену на продукт;
б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;
д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

5. Что собой представляет «кривая контрактов» в теоретической модели, именуемой «ящик Эджуорта». Выберите правильный вариант ответа на вопрос. Кривая контрактов:
а) характеризует динамику оборота торговли между контрагентами;
б) характеризует изменение уровня контрактных цен на определенном товарном рынке;
в) характеризует множество равновесных контрактных цен, которые могут сложиться при обмене товарами между двумя контрагентами;
г) характеризует динамику контрактных цен при последовательных обменах аналогичными партиями товаров между двумя контрагентами.
Задача: Японская компания выпускает цифровые фотоаппараты. Предельные издержки этой фирмы по одной из моделей фотоаппарата в рублевом эквиваленте равны 6 547 рублей, цена установленная компанией на эту модель составляет 9500 рублей. Какова степень монополизации (коэффициент Лернера).

Задания к теме 19

1. Рыночный спрос задан функцией , предложение – функцией где Q – количество продукции (млн. ед.), P – цена продукции (руб.). Государство вводит налог на единицу продукции в размере 3 руб. Определите величину налогового бремени, приходящегося на продавца.
а) 1 млн. руб.;
б) 2 млн. руб.;
в) 3 млн. руб.;
г) 4 млн. руб.;
д) 6 млн. руб.

2. Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он:
а) максимизирует потребность;
б) желает купить больше товара, чем позволяет бюджет;
в) не полностью использует свой бюджет;
г) находится в положении потребительского равновесия;
д) ни один из ответов не верен.

3. Согласно Э Чемберлену, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен:
а) ниже уровня издержек;
б) на уровне издержек;
в) превышающих издержки;
г) нет верного ответа.

4. Когда два или более продавца обладают некоторым контролем над ценой, то это:
а) ценовая конкуренция;
б) неценовая конкуренция;
в) совершенная конкуренция;
г) несовершенная конкуренция.

5. Средний продукт – это:
а) объем производства от использования единицы постоянного фактора;
б) объем производства от использования единицы переменного фактора;
в) объем производства от использования дополнительной единицы переменного ресурса;
г) отношение общего продукта к количеству использованного в производстве переменного фактора.
Задача: Южно-корейская компания выпускает автомобили эконом-класса. Предельные издержки этой фирмы по одной из моделей автомобиля составляют 246 990 рублей. Степень монополизации для этой компании (коэффициент Лернера) составляет – 0,549. Определить допустимую для рынка цену на эту модель автомобиля.

Задания к теме 20

1. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:
а) вкусов и предпочтений потребителей;
б) размера или распределения национального дохода;
в) цены товара;
г) численности или возраста потребителей.

2. Чтобы построить линию «цена – потребление», мы должны:
а) изменить доход и исследовать изменение равновесия потребителя;
б) изменить цену товара Х и исследовать изменение равновесия потребителя;
в) изменить доходы и цены и исследовать изменение равновесия потребителя;
г) изменять цены товаров Х и У и исследовать изменение равновесия потребителя;

3. Переменные издержки – это:
а) затраты, имеющие место вне зависимости от изменения объема производства;
б) затраты, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства;
в) явные и неявные издержки;
г) альтернативные издержки производства.

4. Монополист – производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором MR= 180 долл.; MC=100 долл.; ATC= 200 долл. Чтобы получить максимум прибыли фирма должна:
а) повысить цену и увеличить объем выпуска;
б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;
в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;
г) снизить цену и увеличить объем выпуска;
д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.

5. Внешние эффекты – это:
а) результаты производства и потребления товаров и услуг, которые не учитываются в рыночной цене;
б) затраты производителей, не связанные с производством товаров;
в) влияние интересов производителей на политический курс государства;
г) воздействия на «третьих лиц», не связанная с основной деятельностью.
Задача:
1.Рассчитать индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI) для 12 компаний
2.Определить тип рынка
3.Определить – допустимо ли слияние 1-й и 10-й компаний, 3-й, 8-й и 4-й компаний, 7 и 12-й компаний
Компания Доля рынка в %
1 1,8%
2 7%
3 5,1%
4 7,9%
5 2%
6 4%
7 21,5%
8 8,2%
9 6%
10 1%
11 3,5%
12 28%


Справочный материал для решения задач:

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
,
где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями ,
для 100 фирм с долей в 1% .
Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.
Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы.
Индекс является важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно;
при — требуется проверка антимонопольных органов;
при 1800Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:
- I тип – высококонцентрированные рынки: при 1800 < HHI < 10000
- II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 1000 < HHI < 1800
- III тип – низкоконцентрированные рынки: при HHI < 1000
Пример расчета индекса Херфиндаля — Хиршмана (HHI)
Компания Доля рынка в %
1 10%
2 7%
3 25%
4 31%

Задание :
1. Рассчитать индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI) для 4-х компаний
2. Определить тип рынка
3. Определить – допустимо ли слияние 3-й и 4-й компаний
Ответы:
1. Индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI) 4-х компаний
10%^2 + 7%^2 + 25%^2 + 31%^2 = 100 + 49 + 625 + 961 = 1735
2. Рынок умеренно-концентрированный
3. Индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI) для 3-й и 4-й компаний
25%^2 + 31%^2 = 625 + 961 = 1586 > 1000 - требуется проверка антимонопольных органов.

Коэффициент Лернера — экономический показатель монополизма конкретной фирмы, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 году. Измерителем монополизма является доля в цене той величины, на которую цена реализации превышает предельные издержки.
Исчисляется:

где P — цена; MC — предельные издержки.
Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. Считается, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю. Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, поскольку прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма может обладать большей монопольной властью, чем другая фирма, но получать при этом меньшую прибыль.

6. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Рыночные операции. Спрос и предложение.
2. Равновесие по Вальрасу и по Маршалу.
3. Паутинообразная модель рыночного равновесия.
4. Изменение в рыночном равновесии. Сравнительный статический анализ.
5. Направления практического применения теории анализа спроса и предложения.
6. Решение задачи максимизации функции полезности при бюджетном ограничении методом Лангранжа.
7. Предельная полезность по доходу и предельная полезность по цене продукта (Тождество Роя).
8. Учет свойств продукта при моделировании технологии потребления.
9. Понятие риска и неопределенности. Классификация рисков.
10. Задача оптимизации инвестиционного портфеля. Принятие решений в условиях неопределенности.
11. Производственные функции, используемые в экономическом анализе, и их свойства.
12. Прибыль и условия её максимизации.
13. Функция предложения и излишек производителя.
14. Равновесие совершенно конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.
15. Равновесие совершенно конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
16. Максимизация прибыли монополии в долгосрочном и краткосрочном периодах.
17. Показатели монопольной власти.
18. Естественная монополия и ее регулирование.
19. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах для фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции.
20. Модели дуополии и олигополии Курно, Штакельберга и Бертрана.
21. Отказы рынка: понятие и причина.
22. Интернализация внешних эффектов.
23. Равновесный объем производства и общественных благ.
24. Методы преодоления ассиметричности информации.
25. Цена частичного и общего равновесия. Неустойчивость общего равновесия.
26. Модель общего экономического равновесия Вальраса.
27. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние.
28. Первая и вторая теоремы общественного благосостояния.

7. Глоссарий

Акциз – налог, взимаемый с единицы проданной продукции в твердо установленном размере.
Аллокация – определенное распределение благ между индивидами или факторов производства между отраслями.
Аннуитет – чистый доход от финансового актива, равновеликий по всем годам его срока службы.
Безработица – превышение объема предложения над объемом спроса на рынке труда.
Благо – предмет или услуга, пригодные для удовлетворения потребностей индивида;
исключаемое – благо, недоступное тем, кто не готов заплатить за него рыночную цену;
конкурентное – благо, потребление которого одним субъектом исключает возможность его потребления другим субъектом;
неисключаемое– благо, потребление которого нельзя ограничить путем установления платы за его использование;
некачественное – товар, объем потребления которого уменьшается по мере увеличения дохода потребителя при заданных ценах;
неконкурентное –благо, потребление которого одним субъектом не исключает возможность его потребления другим субъектом; нормальное – товар, объем потребления которого растет по мере увеличения дохода потребителя при заданных ценах;
общественное – благо, являющееся одновременно неконкурентным и неисключаемым;
смешанное – благо, являющееся одновременно конкурентным и неисключаемым или неконкурентным и исключаемым;
частное –благо, являющееся одновременно конкурентным и исключаемым. Бюджетная линия – совокупность точек, представляющих различные сочетания количеств двух благ, доступные потребителю при данных ценах и бюджете.
Бюджетная линия двухпериодная – совокупность точек, представляющих всевозможные сочетания объемов потребления в текущем и будущем периодах при данной ставке процента и заданном бюджете текущего периода.
Внешние эффекты – не отражающиеся в рыночных ценах затраты (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), возникающие при производстве и потреблении благ.
Внутренняя доходность инвестиционного проекта – эквивалент ставке ссудного процента, при которой проект можно реализовать за счет займа под сложные проценты, оставаясь «при своих».
Выручка общая – валовой доход от объема проданной продукции;
предельная – приращение общей выручки при продаже дополнительной единицы продукции.
Гипотеза выпуклости – если некоторый набор благ F потребитель признает равнозначным другому набору из этих же благ H, то все наборы, соответствующие линейной комбинации аF + (1 - а)Н при 0 < а < 1, являются для него более предпочтительными;
ненасыщения – при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его объему;
полной упорядоченности – при наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равноценными (одинаково предпочтительными);
рефлексивности – при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого;
транзитивности – если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор Л набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны.
Диаграмма Эджуорта – инструмент микроэкономического анализа в виде четырехугольника, образованного двумя картами безразличия или изоквант в результате поворота одной из них на 180°.
Дисконт – мера предпочтения экономическим субъектом нынешних благ будущим; показывает, на сколько единиц должен увеличиться объем благ в будущем периоде при уменьшении объема благ в текущем на единицу, чтобы при этом благосостояние субъекта не изменилось; по отношению к деньгам — насколько должна возрасти сумма денег, предоставленная в кредит на определенное время, чтобы благосостояние субъекта не изменилось.
Дисконтирование – приведение ценности будущих периодов к текущему. Дотация – отрицательный налог.
Закон Вальраса – если в экономике, состоящей из п числа взаимосвязанных рынков, на (п – 1) рынке достигнуто равновесие, то и на последнем рынке будет равновесие.
Закон Госсена второй – при заданных цене и бюджете потребитель достигает максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам;
первый – предельная полезность благ убывает.
Закон снижающейся предельной производительности – при отсутствии технического прогресса увеличение одного из факторов производства после достижения оптимального их соотношения сопровождается снижением предельной производительности переменного фактора;
спроса – снижение цены блага при прочих равных условиях увеличивает объем спроса на него;
спроса и предложения – при увеличении спроса цена блага повышается, а при увеличении предложения снижается; при сокращении спроса цена блага понижается, а при уменьшении предложения повышается. Затраты альтернативные — ценность тех благ, которые можно было бы произвести посредством затраченных на производство данного блага факторов; бухгалтерские – денежные затраты на оплату услуг всех факторов производства;
переменные – затраты, изменяющиеся при изменении выпуска;
постоянные – затраты, не изменяющиеся при изменении выпуска;
предельные –приращение общих затрат при увеличении выпуска продукции на единицу;
средние – затраты на единицу выпуска продукции. Издержки – см. затраты.
Излишки потребителя – разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за него заплатил;
производителя – разность между суммой денег, полученной за проданную продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.
Изокванта – совокупность точек, представляющих всевозможные сочетания определенных количеств двух факторов производства, обеспечивающих заданный объем выпуска.
Изокоста – совокупность точек, представляющих одинаковые по ценности сочетания различных количеств двух факторов производства.
Изопрофита – совокупность точек, представляющих различные комбинации выпуска и затрат фактора производства, обеспечивающие одинаковую прибыль.
Капиталовооруженность труда – отношение количества используемого капитала к количеству используемого труда;
оптимальная – капиталовооруженность труда, обеспечивающая при данной технологии минимальные затраты на единицу продукции.
Кардиналистская концепция – теория потребительского спроса, основанная на допущении возможности количественного измерения полезности.
Карта безразличия – множество кривых безразличия (графическое представление функции полезности);
изоквант – множество изоквант (графическое представление производственной функции длительного периода).
Картель – группа производителей гомогенного блага, объединенных соглашением о единой цене и объемах предложения для приобретения монопольной власти.
Компенсирующее изменение дохода – денежная сумма, обеспечивающая неизменность благосостояния потребителя после повышения цены блага.
Коэффициент перекрестной эластичности предложения – процент изменения объема предложения одного блага при изменении цены другого на 1%;
перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса одного блага, при изменении цены другого на 1%;
эластичности выпуска от масштаба показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении темпа роста всех факторов производства на 1%;
эластичности выпуска по фактору показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении объема фактора на 1%;
эластичности замены (субституции) факторов производства показывает, на сколько процентов изменится капиталовооруженность труда при изменении предельной нормы технической замены капитала трудом на 1%;
эластичности затрат от выпуска показывает, на сколько процентов изменятся общие затраты при изменении выпуска на 1%;
эластичности предложения по цене (прямой эластичности предложения) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения, если цена предлагаемого блага изменится на 1%;
эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на благо при изменении дохода потребителя на 1%;
эластичности спроса по цене (прямой эластичности спроса) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса, если цена спрашиваемого блага изменится на 1%.
Кривая безразличия – совокупность точек, представляющих равнозначные для потребителя сочетания определенных количеств двух благ;
доход – потребление – совокупность точек, представляющих наборы двух благ, которые спрашивает потребитель при различных размерах своего бюджета в заданной системе цен;
Лэффера – графическое представление статистически наблюдаемой зависимости между ставкой подоходного налога и величиной налоговых поступлений;
потребительских возможностей – совокупность точек, представляющих
Парето-эффективные варианты распределения заданного количества двух благ между потребителями;
продуктовой трансформации – см. кривая производственных возможностей;
производственных возможностей – совокупность точек, представляющих Парето - эффективные объемы производства двух благ;
цена – потребление – совокупность точек, представляющих наборы двух благ, которые спрашивает потребитель при заданном бюджете и изменении цены одного из благ;
Энгеля – совокупность точек, представляющих объем спроса потребителя на отдельное благо при различных размерах его бюджета в заданной системе цен.
Линия доход – потребление – совокупность точек, представляющих наборы двух благ, которые спрашивает потребитель при различных размерах своего бюджета в заданной системе цен;
заработной платы – разновидность бюджетной линии (совокупность точек, представляющих доступные для индивида при данной цене труда сочетания различных количеств свободного времени и денег);
цена – потребление – совокупность точек, представляющих наборы двух благ, которые спрашивает потребитель при заданном бюджете и изменении цены одного из благ.
Модель – упрощенное представление изучаемого объекта за счет абстракции от его несущественных для целей исследования свойств.
Монопольная власть – возможность монополии воздействовать на уровень рыночной цены посредством изменения объема предложения.
Монопсонная власть – возможность монопсонии воздействовать на уровень рыночной цены посредством изменения объема спроса.
Налог Кларка – экономическая санкция за занижение индивидом его оценки полезности общественных благ;
Пигу – плата, взимаемая с производителей отрицательных внешних эффектов, уравнивающая частные затраты с общественными;
с оборота – налог, взимаемый с объема реализации продукции в виде процента от выручки.
Общее экономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором одновременно на всех рынках благ и факторов производства объем спроса равен объему предложения.
Объем предложения – максимальное количество блага, которое производитель готов продать при данной цене;
спроса – максимальное количество блага, которое потребитель готов купить при данной цене.
Ординалистская концепция – теория потребительского спроса, основанная на допущении порядкового измерения полезности и отрицающая возможность ее количественного измерения.
Отказы рынка – неспособность рыночного механизма в определенных условиях обеспечить достижение Парето-эффективности.
Парадокс Гиффена – увеличение (уменьшение) объема спроса на благо при повышении (понижении) его цены, объясняющееся тем, что эффект дохода превышает эффект замены;
Кондорсе – нетранзитивность групповых предпочтений, выявляемых на основе голосования по большинству голосов.
Парето-эффективное (оптимальное) состояние экономики – состояние, при котором никакие изменения в производстве и распределении не могут повысить благосостояние хотя бы одного члена общества без ухудшения благосостояния других.
Парето-эффективность в обмене – такое распределение заданной совокупности благ между индивидами, при котором за счет их перераспределения нельзя повысить благосостояние хотя бы одного члена общества без ухудшения благосостояния других;
в обмене и производстве – см. Парето-эффективное (оптимальное) состояние экономики;
в производстве – такое использование заданной совокупности факторов производства, при котором за счет их межотраслевого перераспределения нельзя увеличить выпуск хотя бы одного блага без снижения выпуска других.
Период длительный – время, в течение которого можно изменить объемы всех используемых факторов производства;
короткий – время, в течение которого нельзя изменить объем одного из используемых факторов производства.
Персональное распределение результатов производства – распределение общих результатов производства между членами общества.
Полезность предельная – приращение общей полезности при увеличении потребления блага на единицу.
Полная и эффективная занятость – равновесие на рынке труда, при котором ценность предельного продукта труда равна предельным затратам на труд. Потребитель (домашнее хозяйство) – экономический субъект, приобретающий блага для удовлетворения своих потребностей.
Пошлина – плата в государственный бюджет за импорт иностранных товаров.
Предельная выручка от предельного продукта фактора производства – приращение общей выручки при вовлечении в производство дополнительной единицы фактора производства;
норма замещения двух благ показывает, насколько можно сократить потребление одного блага при увеличении потребления другого на единицу, не изменяя степень удовлетворения потребностей (значение функции полезности) индивида;
норма продуктовой трансформации показывает, насколько надо сократить производство одного блага для увеличения производства другого на единицу при оптимальном использовании имеющихся производственных ресурсов;
норма технической замены двух факторов показывает, на сколько единиц можно уменьшить объем использования одного фактора в случае увеличения объема использования другого на единицу, сохраняя неизменным общий выпуск;
полезность – приращение общей полезности при увеличении потребления блага на единицу;
производительность фактора показывает приращение общего выпуска при вовлечении в производство дополнительной единицы фактора производства.
Предельные затраты – приращение общих затрат при увеличении выпуска продукции на единицу;
на фактор производства – приращение общих затрат при вовлечении в производство дополнительной единицы фактора.
Прибыль – разность между общей выручкой и общими затратами.
Производитель (фирма) – экономический субъект, приобретающий факторы для производства и продажи благ.
Путь развития фирмы – линия, представляющая множество оптимальных сочетаний труда и капитала при различных объемах выпуска.
Равновесие рыночное неустойчивое – равенство объемов спроса и предложения в условиях, при которых отклонение цены от своего равновесного значения сопровождается такой реакцией участников рыночных сделок, которая не возвращает цену к равновесному значению;
потребителя – структура расходов бюджета потребителя, обеспечивающая максимально возможное удовлетворение его потребностей при заданной системе цен;
устойчивое – равенство объемов спроса и предложения в условиях, при которых отклонение цены от своего равновесного значения сопровождается такой реакцией участников рыночных сделок, которая возвращает цену к равновесному значению;
фирмы – режим функционирования фирмы в заданной системе цен, обеспечивающий минимум средних затрат.
Рента экономическая – разность между суммой денег, которую собственник фактора производства получает за услуги фактора, и минимальной суммой денег, за которую он согласен предоставить эти услуги.
Рынок – социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок;
«черный» – осуществление торговых сделок по ценам, превышающим или не достигающим установленного государством соответственно верхнего или нижнего предела цены;
двухсторонней монополии – рынок, на котором единственный продавец встречается с единственным покупателем;
двухсторонней олигополии – рынок, на котором несколько продавцов противостоят нескольким покупателям;
монополистической конкуренции – рынок гетерогенного товара с множеством продавцов и покупателей, на котором вследствие дифференциации продукции производители обладают монопольной властью;
монопольный – рынок, на котором один продавец, не имеющий потенциальных конкурентов, противостоит множеству покупателей;
монопсонный – рынок, на котором множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных конкурентов покупатель;
олигопольный – рынок гомогенного товара, на котором несколько продавцов противостоят многим покупателям (олигополия предложения) или несколько покупателей – многим продавцам (олигополия спроса);
совершенной конкуренции – рынок гомогенного товара с множеством продавцов и покупателей, на котором действия любого из них не влияют на уровень рыночной цены.
Сегмент рынка – обособление в пространстве или во времени групп покупателей, различающихся эластичностью спроса.
Средняя производительность фактора — отношение общего выпуска к объему используемого фактора.
Ссудный процент – рыночная ставка дисконта.
Таблица Менгера – форма представления предпочтений потребителя в кординалистской концепции.
Теорема Викселя — Джонсона – эластичность выпуска от масштаба равна сумме эластичностей выпуска от каждого фактора производства;
Коуза – внешние эффекты можно интернализировать путем закрепления прав собственности на объекты, их порождающие, если реализация прав собственности не связана с большими затратами;
теории общественного благосостояния вторая – если предпочтения потребителей характеризуются выпуклыми к началу координат кривыми безразличия, а технология – постоянным или снижающимся эффектом масштаба, то каждому Парето-эффективному состоянию можно подобрать вектор равновесных цен;
теории общественного благосостояния первая — состояние конкурентного равновесия является Парето-эффективным.
Точка Курно – пересечение кривых предельной выручки и предельных затрат, условие максимизации прибыли несовершенного конкурента.
Фактор производства –ресурс, используемый для производства благ.
Фирма – см. производитель.
Функциональное распределение результатов производства – выделение в общем результате производства доли каждого из факторов.
Функция затрат – зависимость минимально необходимой суммы затрат при заданных ценах на факторы производства от объема выпуска;
избыточного спроса – разность между функциями спроса и предложения экономического субъекта;
общественного благосостояния – критерий оценки результатов хозяйственных решений с позиций общества в целом;
общественного благосостояния Бентама – простая или взвешенная сумма значений индивидуальных благосостоянии всех членов общества; общественного благосостояния Ницше – оценка общественного благосостояния по благосостоянию наиболее богатых членов общества; общественного благосостояния Нэша – простое или степенное произведение значений индивидуальных благосостоянии всех членов общества; общественного благосостояния Роулза – оценка общественного благосостояния по благосостоянию наиболее бедных членов общества; полезности –зависимость уровня удовлетворения полезности от количества потребляемых благ;
предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов;
предложения по цене – зависимость объема предложения от цены предлагаемого товара;
производственная – максимально возможного объема выпуска от количества используемых факторов производства;
производственная Кобба – Дугласа – разновидность производственной функции, характеризующая технологию с совершенной взаимозаменяемостью факторов производства и эластичностью выпуска от масштаба, равной единице;
производственная Леонтьева – разновидность производственной функции, характеризующая технологию с невзаимозаменяемыми факторами производства и эластичностью выпуска от масштаба, равной единице;
спроса — зависимость объема спроса от факторов, его определяющих;
спроса по цене – зависимость объема спроса от цены спрашиваемого товара;
цены спроса – зависимость между ценой блага и объемом спроса на него (обратная к функции спроса по цене).
Цена «запретительная» – цена, при которой объем спроса на благо равен нулю;
денежная – ценность товара, выраженная в денежной форме (в определенном количестве денег);
директивная – значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела;
капитальная – величина платы за покупку фактора производства;
лимитная – цена, устанавливаемая картелем для предотвращения вступления в отрасль конкурентов;
относительная – ценность товара, выраженная в определенном количестве некоторого блага;
предложения – минимальное количество денег, за которое производитель согласен продать благо;
прокатная – величина платы за использование фактора производства в единицу времени;
равновесия – цена, при которой объем спроса равен объему предложения; рыночная – цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей при их стремлении к достижению своих целей;
спроса – максимальное количество денег, которое потребитель готов заплатить за благо.
Ценность предельного продукта фактора производства – ценностное выражение предельной производительности фактора производства.
Ценовая дискриминация – продажа гомогенного товара по разным ценам на рынках несовершенной конкуренции;
второй степени – продажа отдельных партий товара по различным ценам; первой степени – продажа каждой единицы товара по ее цене спроса.
третьей степени – продажа товара по различным ценам на отдельных сегментах рынка.
Ценообразование за лидером – разновидность ценообразования на олигопольном рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.
Эквивалентное изменение дохода – сумма денег, которую готов заплатить потребитель за предотвращение роста цены блага.
Экзогенные параметры – используемые при построении экономических моделей показатели, значения которых известны до построения модели.
Эластичность выпуска по фактору производства – измеренное в процентах изменение объема выпуска при изменении количества фактора на 1%;
перекрестная предложения по цене – измеренное в процентах изменение объема предложения одного блага при изменении цены другого блага на 1%; перекрестная спроса по цене – измеренное в процентах изменение объема спроса одного блага при изменении цены другого блага на 1%;
предложения по цене – измеренное в процентах изменение объема предложения при изменении цены на 1%;
спроса по доходу – измеренное в процентах изменение объема спроса при изменении дохода на 1%;
спроса по цене – измеренное в процентах изменение объема спроса при изменении цены на 1%.
Эндогенные параметры – используемые при построении экономических моделей показатели, значения которых определяются в ходе решения модели.
Эффект дохода по Слуцкому – разность между общим изменением объема спроса на благо при изменении его цены и эффектом замены по Слуцкому;
доходы по Хиксу – изменение объема спроса на благо при заданном номинальном доходе потребителя и изменении его реального дохода из-за изменения цены на данное благо;
замены по Слуцкому – изменение объема спроса на благо при изменении его цены и сохранении покупательной способности потребителя на исходном уровне за счет соответствующего изменения номинального дохода;
замены по Хиксу – изменение объема спроса на благо при изменении его цены и сохранении благосостояния потребителя на исходном уровне за счет соответствующего изменения номинального дохода; выражается в том, что в указанных условиях потребитель увеличивает (уменьшает) спрос на подешевевшее (подорожавшее) благо за счет сокращения (увеличения) спроса на другие блага;
масштаба – отношение между темпом изменения выпуска и одинакового для всех факторов производства темпом изменения объема их использования; подражания – однонаправленное изменение объема спроса на благо одним потребителем в ответ на изменение объема спроса других потребителей;
сноба – противоположно направленное изменение объема спроса на благо одним потребителем в ответ на изменение объема спроса других потребителей.
Ютила – условная единица измерения индивидуальной полезности в кардиналистской концепции.

8. Список рекомендуемой литературы

1. Беленький В. З. Количественный анализ в моделях экономики. Лекции для студентов. (эконом. ф – т МГУ им М. В. Ломоносова) – М. : ТЕИС, 2002. – 113с.
2. Воркуев Б. Л. Модели макро – и микроэкономики. – М. : ТЕИС, 2008
3. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. – М. : ЮНИТИ, 1997
4. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1., 2 СПб. : Экон. шк., 2007
5. Емцев Р. Т., Лукин М. Ю. Микроэкономика. – М. : Д и С, 2008
6. Майкл Кая, Харви Роузен. Микроэкономика. М. 6 Новое знание, 2004
7. Методические материалы по курсу «Микроэкономика» / Под ред. Л. С. Гребнева. – М. : ВШЭ, 2000
8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М. : Экономика, Дело, 2002
9. Розанова Н. М. Микроэкономика – 2. Учебно – методическое пособие – М. : ТЕИС, 2006
10. Сборник задач по курсу «Микроэкономика 2»
11. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Лиусский А. И. Микорэкономика. – М. : ЮРАЙТ, 2007
12. Хайман Д. К. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т. Т. 1, 2. М. : Финансы и статистика, 1992
13. Чеканский А. Н., Фротова Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень.- М. : Инфа, 2005
14. Шаститко А. Е. Новая теория фирмы. – М., 2004
15. Черемных Ю. М. Микроэкономика. Продвинутый уровень. Учебник (Учебник эконом. ф – та МГУ им. М. В. Ломоносова) – М. : ИНФРА – М.,2008. – 444 с
16. Микроэкономика: учебник для бакалавров / Тарасевич, Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. — 7-е изд., перераб. и доп.— М : Юрайт, 2013. — 543с.
17. Микроэкономика. Практический подход (Managerial Economics) (Бакалавриат и магистратура): учебник/ коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.-8-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014.-688 с.- (Бакалавриат и магистратура). ЭБС «Лань» view/book/53478/page87/
18. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Микроэкономика: Учебное пособие. – М.: КноРус. – 2013. – 280 с. ЭБС view/book/53473/


Перейти к полному тексту работы