На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Понятие судебной системы. Общее понятие адвокатуры. Адвокатура советского периода и в Российской Федерации. Функции нотариальных контор в СССР. Нотариат в Российской Федерации. Сравнительная характеристика прокуратуры в СССР и в Российской Федерации.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
История отечественного государства и права
Тема № 57 ,,Правоконтролирующие органы СССР и РФ (прокуратура, судебная система, нотариат, адвокатура),,

Выполнил: слушатель 1-го курса ФЗО
Харитонов Алексей Александрович
Группа № 613
Зачетная книжка № 97
Самара
2005
Оглавление

Введение

1. Судебная система

1.1 Понятие судебной системы

1.2 Судебная система в СССР

1.3 Судебная система Российской Федерации

2. Адвокатура

2.1 Понятие адвокатуры

2.2 Адвокатура советского периода

2.3 Адвокатура в Российской Федерации

3. Нотариат

3.1 Понятие нотариата

3.2 Нотариат в СССР

3.3 Нотариат в Российской Федерации

4. Прокуратура

4.1 Понятие прокуратуры

4.2 Прокуратура СССР

4.3 Прокуратура Российской Федерации

Заключение

Библиография

Введение

Тема настоящей контрольной работы - правоконтролирующие органы СССР и РФ (прокуратура, судебная система, нотариат, адвокатура). Актуальность настоящего исследования обусловлена реформами, проходящими в Российской Федерации. В работе необходимо не только рассмотреть изменения, происходившие в системе правоконтролирующих органов СССР и Российской Федерации, а также проанализировать в каком направлении происходят эти изменения. В Российской Федерации строится правовое гражданское общество, основной ценностью в котором является человек его права и свободы, все рассматриваемые органы государственной власти призваны защищать и оберегать законные права и интересы человека. На протяжении времени с 1917 года по наши дни правоконтролирующие органы нашей страны претерпели ряд кардинальных изменений обусловленных в основном переменами в жизни общества. Страна пережила за это время период революционных потрясений, вторую мировую войну, послевоенный период, эпоху строительства социализма, перестройку - в каждом из этих периодов правоконтролирующие органы нашей страны изменялись и реформировались. В связи с вышеизложенным и в целях раскрытия темы работы необходимо решить ряд вытекающих из цели задач. Изучить принципы организации правоконтролирующих органов СССР и РФ (прокуратура, судебная система, нотариат, адвокатура).

В работе используются нормативные акты, специальная литература по теме.

1. Судебная система

1.1 Понятие судебной системы

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Суд обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это -- и на процессы, происходящие в обществе.[12]

1.2 Судебная система в СССР

Акт, заложивший основы советской судебной системы, -- это Декрет СНК от 22 ноября (5 декабря) 1917 года «О суде». Вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением, но на протяжении 20 лет выборы осуществлялись соответствующими Советами. Компетенция местных судов была ограничена: по гражданским делам с суммой иска до трех тысяч рублей, по уголовным -- наказанием не свыше двух лет лишения свободы.
Был только кассационный порядок обжалования приговоров и решений судов. Кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей. Местным судам при вынесении решений и приговоров временно разрешалось руководствоваться законами свергнутых правительств, если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Предварительное следствие возлагалось на местных судей. Обвинителем или защитником по уголовным делам (поверенным-- по гражданским делам) мог выступать любой гражданин, пользующийся политическими правами.[17]
Положение о народном суде РСФСР было утверждено 30 ноября 1918 года; оно учредило единый районный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской власти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен был применять только декреты Советской власти, а в случае их отсутствия руководствоваться социалистическим правосознанием.
Суд в составе:
а) одного постоянного судьи рассматривал споры о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства;
б) постоянного судьи и шести народных заседателей -- дела о наиболее опасных преступлениях;
в) постоянного судьи и двух народных заседателей -- все гражданские и остальные уголовные дела.
Декрет «О суде» учредил революционные трибуналы. Первоначально ревтрибуналы действовали в составе одного председателя и шести очередных заседателей, которых избирали губернские и городские Советы. Для производства предварительного следствия при тех же Советах создавались особые следственные комиссии.
Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 года уточнило их подсудность (контрреволюционные преступления, должностные преступления, дела о крупной спекуляции, дезертирство). Члены ревтрибуналов стали избираться сроком на три месяца, при этом один из них должен был являться представителем коллегии губернской ЧК. Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК.
Кроме общих ревтрибуналов, осенью1918 года были учреждены революционные военные трибуналы в РККА. В соответствии с Положением, утвержденным ВЦИК 20 ноября 1919 года, реввоентрибуналы создавались при соответствующих Реввоенсоветах для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных военнослужащими.
В октябре 1922 года ВЦИК утвердил положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому вместо действовавших общих судов и революционных трибуналов учреждалась единая трехзвенная система, состоявшая из районного, областного (губернского) и Верховного суда РСФСР.
Вместе с тем «временно» допускалось наличие специальных судов, где должны были рассматриваться дела, требовавшие от судов специальных знаний и навыков или касавшиеся преступлений особой опасности, угрожавших оборонной мощи государства. К специальным судам Положение относило военные и военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые трудовые сессии народных судов.
Основным звеном судебной системы стал районный народный суд, действовавший, как правило, в составе постоянного судьи и двух народных заседателей. Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй (кассационной) инстанцией -- для районных народных судов. Верховный суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности; кассационной инстанцией -- для областных (губернских) судов.
Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года определили следующие основы судебной системы: судебная система состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Судьи народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.
Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве, состояла из:
1) военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов первой инстанции;
2) военных трибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции. К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению. С 1940 года военные трибуналы стали рассматривать все уголовные дела о преступлениях военнослужащих.
Закон о судоустройстве 1938 года освободил судебные органы от функций судебного управления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному в июле 1936 года.
С началом Великой Отечественной войны организация и деятельность судебных органов была перестроена. Указ Президиума верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года установил, что в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно, кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. [12]
В 1953 году были упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках МВД СССР, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор. Высшим судебным органом СССР оставался Верховный суд СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Было принято положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), которое значительно расширяло права судебных органов союзных республик. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать решение суда республики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству или интересам другой республики.
Новый Закон СССР «О Верховном суде СССР» был принят 30 ноября 1979 года. Закон устанавливал, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешал в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР действовал в составе Пленума, трех коллегий -- по гражданским делам, по уголовным делам и военным.
Судебные коллегии утверждались Пленумом из числа членов Верховного суда СССР. В качестве первой инстанции они рассматривали дела исключительной важности, в порядке надзора -- протесты на решения Верховных судов союзных республик, разрешали споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел. Военная коллегия считалась судом первой инстанции для дел исключительной важности, подсудных военным трибуналам, а также выступала как кассационный суд по их приговорам и рассматривала в порядке надзора протесты на их решения по прочим делам. Военные трибуналы создавались в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им были подсудны все дела о преступлениях военнослужащих.
Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы. При народных судах состояли судебные исполнители, назначаемые председателем народного суда. Они исполняли решения и приговоры суда.

1.3 Судебная система Российской Федерации

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:“I. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Судебная система в Конституции РФ описывается статьями 125,126,127.
Судебную систему закрепляет:
1.
ФКЗ от 23 декабря 1996 “О судебной системе РФ”,
2. ФКЗ от 21 июля 1994 “О конституционном суде РФ”,
3. ФКЗ от 26 апреля 1995 “О арбитражных судах РФ”,
4. ФКЗ от 23 июня 1999 “О военных судах РФ” (Российская газета от 29 июня 1999),
5. Закон РСФСР от 8 июля 1981 “О судоустройстве РСФСР”,
6. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 “О мировых судьях в РФ”.
В РФ суды бывают двух типов:
1. Федеральные
1.1. Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).
1.2. Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ, он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за Гражданскими и Военными судами и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики.
1.2.1. Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды
1.2.2. Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.
1.3. Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей).
2. Суды субъектов федерации
2.1. Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).
2.2. Мировые судьи.
Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. Единство судебной системы обеспечивает:
1. Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.
2. Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам, закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.
3. Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.
4. Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.
5. Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.
6. Судебные постановления вступившие в законную силу подлежат обязательному исполнению на территории РФ.
7. Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, на основе законов субъектов РФ.
В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.[23]
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
2. Адвокатура

2.1 Понятие адвокатуры

Адвокатура - это добровольное, профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.
Организациями, представляющими адвокатуру на различных (от регионального до международного) уровнях, являются коллегии адвокатов. Поскольку коллегии адвокатов являются практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.
[13]

2.2 Адвокатура советского периода

Октябрьская революция 1917 г. разрушила, и судебные учреждения, и адвокатуру. Место права заняло «правосознание революционного класса», а профессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.[22]

Спустя несколько недель после октябрьского переворота, был принят Декрет о суде № 2. Он был ориентирован на создание «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все неопороченные лица обоего пола». Декретом предусматривалась организация коллегий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местного Совета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и общественных защитников. Кроме указанных обвинителей и защитников в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах.[17]

Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. устанавливало, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям.

Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников, деятельность последних не отвечала тем требованиям, которые государство к ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в соответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов отделов юстиции. Такая форма организации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922 -- 1924 гг.

Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., определяло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать юридическую помощь населению. При губернских отделах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими исполнительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юридических наук.[17]

Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС.

После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где не было краевого (областного) деления, они организовывались в пределах союзной республики.

Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, принимались коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы, которые были наделены весьма широкими полномочиями, позволявшими им беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.

Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установили, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом союзной республики.

Во исполнение указанного акта все союзные республики приняли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положение было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962г.

В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон «Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой союзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).

2.3 Адвокатура в Российской Федерации

В каждом субъекте Российской Федерации образуется одна коллегия адвокатов, которая не может иметь филиалов и представительств в других регионах».

Коллегия адвокатов - это общественная организация, являющаяся добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Все адвокаты принадлежат к одной из действующих коллегий. Чтобы стать адвокатом юристу, кроме высшего юридического образования необходимо иметь двухлетний стаж работы по специальности, а также пройти семимесячную стажировку в коллегии. Только после этого юрист становится адвокатом. Первоначально коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним направляет его в Совет Министров автономной республики, в местные краевые, областные, городские органы власти для утверждения и регистрации.
[6]
Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, её исполнительным органом - президиум коллегии, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия. Для организации работы адвокатов президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации и адвокатские бюро. Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов.
В РФ действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии адвокатов. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные коллегии адвокатов.
Коллегии адвокатов являются юридическими лицами, имеют печать и штамп с обозначением своего наименования. Адвокатской деятельностью могут заниматься только лица, состоящие членами коллегии адвокатов. В члены коллегии принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет. Выпускники юридических вузов принимаются членами в коллегию после прохождения ими стажировки в коллегии сроком от 6 месяцев до 1 года. Члены коллегии не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии для адвокатов, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для работающих в районах, в которых объем адвокатской работы является недостаточным.
Члены коллегии адвокатов имеют определенные права и несут соответствующие обязанности. Адвокат имеет право избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов, ставить перед органами коллегии вопросы, касающиеся деятельности коллегии, принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения, выйти из состава коллегии.[6]
Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, правомочен: защищать права и представлять законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны выдавать эти документы или их копии.
Общее собрание коллегии созывается не реже 1 раза в год и насчитывает более 300 адвокатов. Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее 2/3 состава членов коллегии. Все вопросы в нем решаются большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Общее собрание созывается по инициативе коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции РФ, Министерства юстиции автономной республики, краевого или областного отдела юстиции, а также по требованию не менее 1/3 состава коллегии.
Президиум коллегии адвокатов избирается Общим собранием членов коллегии тайным голосованием сроком на 3 года в количестве, определенном Общим собранием коллегии. Президиум открытым голосованием избирает из своего состава председателя президиума и его одного или нескольких заместителей. Члены президиума, находящиеся на штатных должностях в коллегии, получают заработную плату от коллегии и имеют право, кроме того, заниматься адвокатской практикой.
Деятельность президиума строится на основе коллективности руководства, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов. Президиум проводит свои заседания при наличии не менее 1/2 членов президиума, но вопросы приема в коллегию, отчисления из нее президиум вправе рассматривать только при наличии на заседании не менее 2/3 состава членов президиума. Решения принимаются большинством голосов.
Ревизионная комиссия избирается Общим собранием членов коллегии тайным голосованием сроком на 3 года. Ревизионная комиссия открытым голосованием избирает из своего состава председателя и своего заместителя. В ее функции входят проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.
Каждый гражданин, обращающийся к адвокату, имеет право на конфиденциальную консультацию. Но при даче советов и разъяснений по отдельным правовым вопросам от адвоката требуют составления регистрационных карточек. Эти карточки являются документами статистического, финансового и юридического характера, служат средством обеспечения эффективности работы адвоката, т.к. повышают чувство его ответственности при даче юридических советов. В то же время вызывают сомнение некоторые пункты регистрационной карточки: содержание вопроса, изученные документы, ответ (со ссылкой на закон) и характер составленного документа. Заполнение карточки по этим пунктам создает опасность разглашения тайны, доверенной адвокату. Доступ к уже заполненной регистрационной карточке при оплате консультации имеют бухгалтер и кассир, любые ревизующие органы. Но на них не возложена ответственность за сохранение адвокатской тайны. Таким образом, чисто техническое оформление работы адвоката вступает в противоречие с правилами соблюдения профессиональной тайны.[13]
Во главе юридической консультации находится назначаемый президиумом заведующий. Заведующий юридической консультацией действует по доверенности президиума коллегии адвокатов.
Коллегия адвокатов обеспечивается собственными средствами. Эти средства образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. Размер отчислений в фонд коллегии устанавливается Общим собранием, но не может превышать 30% сумм, поступающих в юридические консультации. Расходование средств коллегии производится президиумом в соответствии с утвержденной сметой. Взносы на государственное и социальное страхование уплачиваются коллегиями в соответствии с действующим законодательством.
Штаты, должностные оклады, фонд зарплаты и смета расходов адвокатов не подлежат регистрации в финансовых органах. Коллегии адвокатов не облагаются государственными и местными налогами и сборами. Средства, поступившие в юридические консультации от граждан и организаций за оказанием им юридической помощи, не образуют прибыли, и поэтому налогом на прибыль не облагаются.
Вместе с тем, сумма превышения доходов над расходами при осуществлении коллегиями деятельности не отнесенной Положением об адвокатуре РСФСР (ст. 19) к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров и лекториев, доходы от внереализационных операций и иные доходы, полученные коллегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи) подлежит налогообложению в порядке, установленном Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Адвокат пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социальному страхованию и на пенсионное обеспечение. Как отмечалось ранее, труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших в юридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Г и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.