На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Правоохранительная деятельность как предусмотренное нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 08.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


32
Международный институт экономики и права
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ
2008

Тема 1. Основные понятия, предмет и система курса

Под правоохранительной деятельностью многие ученые понимают «предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка». Ряд исследователей относят к правоохранительной деятельности судопроизводство (уголовный процесс) и обеспечение безопасности. По мнению В.К. Боброва, к правоохранительной деятельности можно отнести охрану общественного порядка, а Н.И. Рыжак и Ю.Ф. Кваша считают правоохранительной деятельностью и внешнюю разведку.

Венгерский юрист Р.К. Месарош, отдавая безусловный приоритет защите прав и свобод человека, призывает считать правоохранительной только деятельность судов (осуществление правосудия). Но есть и прямо противоположное мнение.

В.С. Нерсесянц замечает, что правоохранительными являются все государственные органы, а выделение отдельной группы каких-то особых правоохранительных органов означает, что все остальные государственные органы в сфере своей компетенции не занимаются и не должны заниматься правоохранительной, правозащитной деятельностью.

В учебнике «Правоохранительные органы» (под ред. О.А. Галустьяна. М., 2002) предложено для характеристики деятельности органов государства, именуемых правоохранительными органами, использовать термин «правоохрана».

1. Какова Ваша точка зрения на содержание и основные направления правоохранительной деятельности? Проанализируйте вышеприведенные точки зрения. Какая из них, на Ваш взгляд, наиболее точна? Свой ответ обоснуйте.

«Правоохранительную службу» вправе осуществлять т/о госуд. органы. Для харак-ки этой деятельности целесообразно использовать термин «правоохрана». Под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов гос-ва по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общ-ва и гос-ва.

Существенные признаки:

- правоохрана - это вид госуд. деятельности по обеспечению правового порядка;

- данный вид деят-ти осуществляется управомоченными органами гос-ва

- принудительный хар-р деят-ти по обеспечению правового порядка

- осуществление деят-ти органов гос-ва на основе обеспечения баланса интересов личности, общ-ва и гос-ва.

Виды (формы): конституц. судопроиз-во, администр. судопроиз-во, оперативно-розыскная деят-ть и др.

Исследователи выделяют различные признаки правоохранительных органов:

правовая регламентация их статуса и деятельности;

защита (охрана, обеспечение) прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечение законности и правопорядка;

определенная организационная форма;

конституционно-правовой статус в виде специфической компетенции;

системное построение с учетом федеративного устройства Российской Федерации; наличие в их распоряжении средств (предусмотренных прав), позволяющих решить стоящие перед ними задачи;

подконтрольность определенным органам государственной власти и т.д.

2. Какие из этих признаков, на Ваш взгляд, относятся к числу понятиеобразующих, а какие нет?

Под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме.

В основе такого определения находятся следующие существенные признаки:

1) права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права;

2) каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий;

3) принудительный характер специфических действий правоохранительного органа;

4) определенная процессуальная форма осуществления специфических действий.

Только при наличии всех четырех существенных признаков можно установить принадлежность того или иного органа государства к правоохранительным органам.

3. Как Вы считаете, какие правоохранительные органы призваны осуществлять конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, расследование преступлений, оказание юридической помощи и защиту по уголовным делам?

Конституционный контроль. Эту функцию выполняет Конституционный Суд Российской Федерации.

Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В Российской Федерации функционируют система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи-суды субъектов Российской Федерации. При Верховном Суде Российской Федерации состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности (подготовка кадров, финансирование, снабжение и т.д.).

Прокурорский надзор, как самостоятельное направление правоохранительной деятельности, включает надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на всей территории страны К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлении и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов Российской Федерации, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, таможенные службы.

Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутр. дел (милиции), ФСБ, органов наркоконтроля и тамож. служб

4. Выявите общее и особенное в понятиях «правоохранительные органы», «правозащитные органы», «правоприменительные органы».

Правоохранительные органы - органы, которые призваны охранять права и законные интересы гос-ва и его граждан.

Более широким явл-ся понятие «правоприменительные органы». Применять право -действовать на основании норм закона. Без применения законодательных норм невозможна жизнедеятельность граждан, гос-ва и соврем-го общ-ва. Право применяют и физич-ие, и юрид. лица. Но о правоприменительных органах речь идет т/о в том случае, когда право применяют госуд-ые органы. К ним относятся все органы гос-ва, включая и правоохранительные. Таким обр, правоохр. органы явл-ся частью правоприменительных.

Тема 2. Источники права о судебной системе и правоохранительных органах

В действующем федеральном законодательстве учтены и детально конкретизированы практически все сферы обеспечения жизнедеятельности правоохранительных органов, пути и способы, гарантирующие создание нормальных условий для осуществления деятельности этих органов. Многие ученые считают, что подробная правовая детализация полномочий, которые одновременно должны рассматриваться как функции правоохранительных органов, максимально снижает влияние субъективных факторов в деле обеспечения их деятельности, ослабляя их зависимость от взглядов и позиций ведомственных чиновников.

В то же время распространено (особенно в субъектах Федерации) мнение, расходящееся с вышеизложенным: источники права, регулирующие деятельность правоохранительных органов, к сожалению, не формируются «снизу», из практики реальных правоотношений. Из этой констатации делается вывод о недостатках всей системы правоохранительных органов.

1. Какая точка зрения представляется Вам правильной? Свой вывод аргументируйте.

2. Предложите свою классификацию источников права для судов. Поместите ли Вы в перечень источников постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации?

1. Конституция РФ

2. Федеральные конституц-ые законы

3. Федеральные и иные законы

4. Подзаконные акты

- указы и распоряж. Президента РФ,

- постановления и распоряж. Правительства РФ

- ведомственные норм. акты: приказы, указания, инструкции и т.д.

- постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации занимают особое место, связанное с формированием правоприменительной практики. В них на базе обобщения судебной практики содержатся разъяснения по применению законодательства при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Некоторые постановления пленумов высших судов содержат вопросы, имеющие отношение к организации работы судов.

3. Попытайтесь привести названия нескольких правовых актов, в том числе незаконодательных источников права, которыми руководствуются правоохранительные органы и учреждения в Российской Федерации.

Международные пакты, декларации и договоры с др. гос-ми, Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ОООН, указы и распоряжения Президента РФ

4. Как Вы считаете, почему некоторые юристы считают, что курс «Правоохранительные органы» базируется на положениях конституционного права? Какие конкретно нормы конституционного права, на Ваш взгляд, следует считать правовой основой системы, структуры и деятельности правоохранительных органов?

Каждой исторической эпохе, которой присуще государство, соответствует своя система права, присуща она и социалистическому типу государства - социалистическая система права. С 1991 г. в России формируется новая, российская, система права, сменяющая социалистическую систему права. Соответственно формируются и новые правоохранительные органы.

5. Укажите такие правоохранительные органы. Какова правовая основа их организации и деятельности?

Для познания объективных закономерностей возникновения, развития и функционирования правоохранительных органов необходимо формирование самостоятельной теории правоохранительных органов, а не рассмотрение их различными отраслями юридических наук (конституционное право, государственное право, административное право, уголовный процесс).

6. Каково Ваше отношение к этому суждению?

7. Назовите ученых и их публикации, которые внесли и продолжают вносить существенный вклад в формирование теории правоохранительных органов.

Тема 3. Осуществление и защита гражданских прав

Считая, что судебные органы не являются по своей сути органами правоохранительными, некоторые юристы обосновывают это тем, что только они олицетворяют судебную власть и, естественно, выполняют функции этой власти, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Другие юристы относят суды к правоохранительным органам, объясняя это тем, что суд призван охранять интересы общества и государства, права и свободы граждан, а это - основная задача правоохранительных органов.

1. Каково Ваше мнение о принадлежности судов к системе правоохранительных органов? Свой ответ аргументируйте.

Наиболее острые дискуссии в теории правоохранительных органов вызывает вопрос об отнесении к правоохранительным органам судебных органов. Имеются три позиции: одни авторы не относят судебные органы к правоохранительным органам, другие - относят, а третьи занимают промежуточную позицию: не считают их правоохранительными органами, однако рассматривают в рамках учебного курса «Правоохранительные органы»3. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется верным хотя бы потому, что судебные органы осуществляют судебную власть, обязательной характеристикой которой является принудительность.

2. Раскройте содержание идеи правозащитной функции судебной власти. Где, на Ваш взгляд, эта идея выражена?

В одном из субъектов Российской Федерации на национальной почве возникли конфликты и массовые беспорядки среди населения, сопровождавшиеся погромами, поджогами, мародерством и другими противоправными действиями. Установленным порядком на территории субъекта Российской Федерации было введено чрезвычайное положение. По распоряжению главы временной администрации для оперативного разбирательства и наказания виновных на территории субъекта были созданы чрезвычайные суды.

3. Правомерно ли это решение? Если да, то почему?

4. Как Вы считаете, правильно ли отождествлять самостоятельность судебной власти и независимость судей? Как бы Вы охарактеризовали самостоятельность судебной власти?

Одни авторы, раскрывающие структуру судебной системы Российской Федерации, отмечают, что в России действуют две группы судов: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации (А.П. Рыжаков); другие считают, что в судебную систему России входят конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции (В.К. Бобров).

5. Как Вы считаете, кто из авторов прав или более точен? Поясните свой выбор.

Все суды России подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции Российской Федерации федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации-с учетом федерального законодательства законами субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды, в свою очередь, разделяются на три подсистемы: конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом Российской Федерации, включают федеральные суды в субъектах Российской Федерации и военные суды.

К федеральным судам в субъектах Российской Федерации относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.

6. Дайте краткие ответы с аргументацией:

а) применимо ли к Конституционному суду Российской Федерации понятие «звено» (судебной системы);

Звено судебной системы - это суд определенного уровня с присущими ему полномочиями и конкретной компетенцией, действующей на той или иной терр-рии гос-ва. Верх. Суд РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции, рассматривает гражд. и угол. дела исключит. важности и общественного значения.

А КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства

б) почему в одних судах называют пять, в других - шесть, в третьих - семь порядков (инстанций) осуществления правосудия.

В перечне, приведенном в ч.2 ст.118 Конституции РФ, отсутствует указание на арбитражное судопроизводство. Но систематическое толкование ст.127 Конституции РФ позволяет говорить о наличии и этого вида судопроизводства. Таким образом, существует пять видов судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное и арбитражное. Выделение еще одного вида судопроизводства - «уставного судопроизводства»7 представляется ошибочным ввиду отсутствия правового обоснования. Деятельность уставных судов охватывается содержанием понятия «конституционное судопроизводство».

«Любой судебный процесс есть вполне конкретная проблема: необходимо иметь немного геометрический склад ума, чтобы ее разрешить» (Вольтер).

«Суд имеет одну цель - правосудно решать дела. Правосудное же решение дел складывается из правильного установления достоверности фактов и точного применения к ним закона. Хорош закон или не хорош, получаются ли благие общественные последствия или дурные из данного приговора - все это суда не касается: его дело - установить факт и применить закон» (проф.Л.Е. Владимиров).

«Зал суда не может быть доступен любому жалобщику. Истец может надлежащим образом возбудить дело в суде только тогда, когда он ущемлен в признаваемом за ним по закону благе или когда по отношению к истцу-пользователю блага совершена явная несправедливость. В этом случае он обладает юридическим полномочием обратиться в суд с требованием принять решение по спору, относящемуся к его законным правам или интересам. Практически во всех видах процессов судья требует того, чтобы истец доказал, что его права были нарушены или то, что его интересы были ущемлены тем лицом, которое станет ответчиком. Это требование отражено в классическом правиле, возведенном в подлинный основной принцип процедуры: «Нет интересов, нет иска» (проф.П. Сандевуар).

«Судебное решение неприкосновенно даже для судьи, который его вынес» (проф. С.В. Боботов).

7. Проанализируйте вышеприведенные высказывания, выделите различия. Какие основные свойства правосудия имеет в виду каждый из авторов? Как Вы считаете, какое специфическое свойство правосудия здесь не упомянуто?

8. Может ли быть названа правосудием деятельность следователя, прокурора или органа дознания? Почему?

Особая роль правосудия ставит вопрос о его соотношении с судебной властью в целом. Доминируют два различных подхода. В одном случае с правосудием отождествляются все функции судебной власти, в другом - т/о судопроизводство по уголовным, гражданским (арбитражным) делам. Представляется, что оба подхода нуждаются в определенной корректировке.

Такие функции судебной власти, как исполнение судебных решений и оговоров по гражданским и уголовным делам; контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц государственной власти, включая и обоснованность применения мер процессуального принуждения (аресты, обыски, опись имущества и др.) в ходе предварительного расследования; принятие решений о допустимости применения некоторых мер оперативно-розыскного характера; участие в формировании судей-го корпуса, не могут, строго говоря, быть отнесены к правосудию.

Некоторые авторы не включали в перечень форм правосудия разрешение судом дел об административных правонарушениях и конституционное судопроизводство. А.П. Рыжаков считает, что это не соответствует ч.2 ст.1 Закона о мировых судьях.

9. Каково Ваше мнение на этот счет? Какие доводы Вы бы привели?

Гласность, открытость (публичность) судебного разбирательства заслуженно рассматриваются в качестве непреложного свойства правосудия в демократическом обществе. Однако юристы В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова предлагают предусмотреть в процессуальном законе право сторон ходатайствовать перед судом о слушании дела в закрытом судебном заседании и установить более широкий круг оснований, позволяющих суду провести закрытое судебное заседание.

10. Не усматриваете ли Вы противоречия между правом на публичное разбирательство, закрепленным в международных и национальных нормативно-правовых актах, и допущением в ряде случаев, предусмотренных федеральным законом, слушания дела в закрытом заседании? Разделяете ли Вы позицию В.А. Ржевского и Н.М. Чепурновой? Приведите соответствующие аргументы.

Правосудием обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

правосудием обеспечиваются интересы общества, законность, право - порядок, процесс предупреждения преступлений и интересы юридических лиц;

правосудием обеспечиваются права и охраняемые законом интересы Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления.

11. С каким из вышеприведенных положений, на Ваш взгляд, следует согласиться? Почему?

Тема 4. Конституционный суд Российской Федерации

Правовед и философ Ш. Монтескье писал в XVIII в.: «Когда я приезжаю в страну, я интересуюсь не тем, есть ли там хорошие законы, а тем, исполняются ли те, которые есть, так как хорошие законы имеются везде». Эти слова по-прежнему актуальны, так как в неправовом государстве люди страдают не столько от плохих законов, сколько от их произвольного применения на практике.

Создание Конституционного суда в России стало значительным шагом вперед в деле построения правового государства. Многие юристы высоко оценивают деятельность Конституционного суда и считают, что его структура и компетенция достаточно продуманы. Тем не менее немало юристов, которые весьма критически относятся к созданию и деятельности Конституционного суда Российской Федерации.

1. Подробно ознакомьтесь с полномочиями, порядком образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации и на этом основании сформулируйте свой вывод о роли и месте Конституционного суда в системе правоохранительных органов России.

КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства

К компетенции Конституционного Суда РФ относятся:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов I конституционности закона, примененного или под - . лежащего применению в конкретном деле;

4) осуществление толкования Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Решения незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

КС РФ формируется и состоит из 19 судей, двух палат, включающих в себя по десять и девять судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Формирование состава суда осущ-ся на основе принципов:

1. законности замещения должностей КСРФ

2. независимости организации деят-ти суда и рук-ва т/о законом, а также в финансовой и матер-техн. независимости

3. гласности организации и деят-ти суда

2. Как Вы считаете, почему Конституционный суд должен решать исключительно вопросы права и, действуя независимо, выражать правовую позицию судей, свободную от практической целесообразности и политических склонностей?

Попытайтесь привести примеры, иллюстрирующие Ваш вывод.

3. А.П. Рыжаков в учебнике «Правоохранительные органы» указывает, что Конституционный суд Российской Федерации действует в соответствии с принципами независимости, гласности, применения русского языка в конституционном производстве. Но в других изданиях дается иной перечень принципов деятельности Конституционного суда, в том числе и такой важнейший из них, как принцип приоритета прав человека. Попытайтесь дополнить перечень принципов.

- принцип участия граждан в отправлении правосудия

- принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе

- доступность судебной защиты (право граждан защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом)

- принцип презумпции невиновности

4. Проведите сравнительный анализ полномочий Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ это созданный в целях рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Создание конституционного (уставного) суда субъектов РФ осуществляется по усмотрению органов власти конкретного субъекта, в связи с чем в одних субъектах конституционные (уставные) суды созданы и осуществляют свою деятельность, в других субъектах созданы, но не работают, а в третьих субъектах они не создавались и их создание не предусмотрено уставами.

Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов включают в себя:

1) контроль за конституционностью правовых актов субъектов Федерации, их договоров с Федерацией;

2) толкование конституции или устава;

3) разрешение споров о совместном ведении и разграничении полномочий между органами государственной власти республики, края, области, а также между ними и органами местного самоуправления;

4) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о конституционности закона субъекта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

5) защита конст и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.