На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Общая характеристика нормативной базы курса Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность, его отличия от других правовых направлений. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по содержанию и по юридическому значению.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
П Л А Н:
1. Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность».
2. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по содержанию.
3. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по юридическому значению.
В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например гражданского, админист-ративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтетическая юридическая дисциплина. Базой курса являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, которые, если говорить обобщенно, являются предметом изу-чения. Развивая эту мысль, отметим наличие двух групп таких норм. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвя-щены правоохранительным органам. В их числе: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены отдельным правоох-ранительным органам, например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральные консти-туционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Фе-деральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц пра-воохранительных и контролирующих органов» и др.
В связи со сказанным необходимо выделить круг вопросов, которые должны изучаться в рассматриваемом курсе применительно к каждому органу. Должно ли это быть изучение устройства, организации и деятельно-сти правоохранительных органов, или должны изучаться только отдельные составляющие этих элементов? На данный вопрос может быть дан только дифференцированный ответ: устройство органов в их совокупности и каждого их них в отдельности должно быть предметом изучения данного курса; организация правоохранительных органов также должна вхо-дить в курс, но только в той степени, в какой это связано с выполнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными органами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не право-вой, а технический характер; предметом изучения должны быть и вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функций и реали-зации основных направлений деятельности.
Предмет курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счет введения изучения деятельности осуществляющих пра-воохранительную деятельность органов, которые функционировали и ра-нее, но по различным причинам не изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел, безопасности). Первоначально в вузах преподавалось «Судоустройство». Затем в 50-е гг. был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-е гг. - курс «Суд и правосудие». В 1988г. в вузах начали изучать курс «Правоохранительные органы». Тем самым была подчеркнута необходимость изучения в рамках данного курса не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. С этим нельзя не согласиться. Только рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяя предмет изучения, наполняет его конкретным содержанием, позволяет давать более полные знания и гото-вить специалистов широкого профиля, не исключая в то же время возмож-ность их специализации.
Расширение предмета данного курса связано, кроме того, с появлением в последние годы правоохранительных органов, которых в советское время, как и в прежней России, не было. Это прежде всего - Конституционный Суд Российской Федерации, а также арбитражные суды (ранее государст-венный и ведомственный арбитражи находились при органах управления) и частные детективные и охранные службы.
Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло-жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по-нятное изложение изучаемой юридической дисциплины.
При определении места рассматриваемого курса среди других юридических дисциплин и некоторых отраслей специальных знаний, которые изучаются в юридическом вузе, мы исходим из того, что данный курс так или с другими учебными дисциплинами. В учебном процессе эта в том, что курс «Правоохранительные органы» является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции. Но есть и другой аспект- соотношение правоохранительной деятельности и норм права, а также специальных знаний, которые приме-ни прокуратурой, органами расследования в борьбе с преступ-ными правонарушениями. Через призму этих отношений попытаемся выяснить связь названного курса с другими.
Наиболее тесна связь курса «Правоохранительные органы» с конституционным правом, которое является базовым для правоохра-нительной деятельности. Конституционное право устанавливает основные положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор. В конституционном праве формируются цели и задачи правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия правоохранительных органов, права и обязанности других субъектов правоохранительной деятельности.
Связь административного права с курсом о правоохранительных органах заключается прежде всего в том, что оно изучает деятельность органов государственного управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции, включая противодействие преступности и иным правонарушениям. Кроме того, правоохранительные широко применяют нормы административного права, например, течении порядка, безопасности дорожного движения, охраны природных заповедников.
В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданское, процессуальное, арбитражное, процессуальное и уголовно-процессуальное. Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов про-цессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права по-дозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, ока-завшихся в сфере уголовного процесса.
Курс «Прокурорский надзор» тесно связан не только с выпол-нением данной правоохранительной функции, но и с деятельностью других правоохранительных органов. В нем определяются формы и методы осуще-ствления прокурорского надзора, в том числе и за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций. Этим курсом существенно углубляются знания учащихся о прокуратуре, играющей ведущую роль в правоохранительной деятельности.
Нормы гражданского и уголовного права широко приме-няются правоохранительными органами при определении признаков право-нарушений, позволяют делать вывод о наличии или отсутствии последних, о наступлении или ненаступлении соответственно гражданской или уголов-ной ответственности, о мерах воздействия или наказания, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением.
Другие отрасли права, например земельное, водное, воз-душное, таможенное, как и ряд норм международно-го права, также связаны с деятельностью правоохранительных органов соответственно: при разрешении земельных споров; при расследовании преступлений, совершенных на водном или воздушном транспорте; при пересечении границы; при заключении конвенций и соглашений о между-народном сотрудничестве в борьбе с преступностью; при выполнении по-ручений органов следствия и судов зарубежных государств или при выдаче преступников.
Теория государства и права также влияет на деятельность правоохранительных органов своими рекомендациями об основополагаю-щих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности, напри-мер, о применении права, о соотношении права и закона, права и судебной практики, о правосудии.
Существенна связь криминологии и судебной статисти-ки с правоохранительной деятельностью. Криминология дает инструмен-тарий и позволяет с использованием данных судебной статистики анализи-ровать состояние преступности и всех правонарушений, разрабатывать меры их предупреждения, готовить прогнозы преступности, изучать личность преступников для подготовки рекомендаций по перевоспитанию правонарушителей.
Данные криминалистики широко используются правоохранн-ой раскрытии и расследовании преступлений. Рекомендации по методике и тактике следственных действий в борьбе с преступностью. Криминалистическая техника служит внедрению эффективности следственных действий и оперативно-розыскных мер.
Таким образом, рассмотрение соотношения курса «Правоохранительные юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний позволяет убедительно показать его тесную связь с другими учебными дисциплинами, а также разнообразие способов сочетания и проникновения норм различных отраслей права и специальных знаний в правоохранительную деятельность.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Рос-сийской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной вла-сти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФСНП и др.), Гене-ральной прокуратуры; регулирование и защита прав и свобод человека и гра-жданина (пп. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).
Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение закон-ности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и право-охранительных органов; адвокатура; нотариат (пп. «б», «л» ч. 1 ст. 72).
Приведенные положения Конституции свидетельствуют о том, что к компетенции Российской Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных органов, изучение которых входит в предмет курса «Правоохранительные органы в Российской Феде-рации». Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Организация и деятельность государственных органов и негосударст-венных образований, изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юри-дической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (виды источников).
По предмету правового регулирования можно выделить прежде всего универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей юридической силы - Конституция Российской Федерации.
К другой группе нормативных актов относятся такие законы и другие источники, которые посвящены организации и деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и судебной власти; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка; об органах безопасности; об органах расследования преступлений; о налоговой полиции; о таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполнительной системы; о нотариате; об адвокатуре; о негосударственных органах обеспечения правопорядка.
Согласно Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституцией же определено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Надо, однако, заметить, что к настоящему времени высшими законодательными органами России приняты и опубликованы лишь четыре Федеральных конституционных закона: от 24 июня (12 июля) 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 5 (12) апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 октября (26 декабря) 1996 г. «О судебной Федерации», от 20 мая (9 июня) 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».
Центральное место среди специальных нормативных актов о судебной власти, суде и судоустройстве занимает Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Он определил основные функции федеральных судов, оговорив, что их полномочия, порядок деятельности определяются федеральными конституционными законами, некоторые из которых еще предстоит принять. Вот почему с принятием Закона о судебной системе не утратил силу Закон о судоустройстве РСФСР (в ред. 1981 г.). Заметим, однако, что указанный Закон применяется в части, не противоречащей Закону о судебной системе. Последнее не колеблет положения п. 2 второго раздела Конституции о том, что законы, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей (Конституции). В случае коллизии норм законов РСФСР с законами Российской Федерации, принятыми на основе Консти-туции РФ, предпочтение отдается последним. Такой вывод вытекает и из Закона о судебной системе.
Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечи-вающих безопасность и общественный порядок, регламентируется прежде всего рядом законов Российской Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о Федеральных органах налоговой полиции (преобразованной в 1995 г. в Федеральную службу налоговой поли-ции), о внутренних войсках, о Государственной границе, частной детективной и охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ. Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах.
Прокуратура в Российской Федерации организована в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Закона от 23 декабря 1998 г. (27 января 1999 г.).
Организация, задачи и структура органов нотариата базируется на таком законодательном акте, как Основы законодательства Российской Федера-ции о нотариате.
Организацию и деятельность адвокатуры формально регулирует По-ложение об адвокатуре РСФСР 1980 г. Фактическое построение адвока-туры опережает те параметры, которые определены указанным норматив-ным актом. В России сложились многочисленные объединения адвокатов, деятельность которых регулируется не только Положением, но и рядом актов индивидуального характера.
По своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятель-ность судебной власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других пра-воохранительных и правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы.
Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регули-рующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Феде-рации.
Вторую ступень занимают федеральные законы, а среди них прежде всего - федеральные и конституционные законы.
Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование - они не должны противоречить Конституции РФ.
Одни из них посвящены комплексу вопросов, входящих в отрасль или подоотрасль законодательства. Если их нельзя в полной мере считать отраслевыми кодексами (какими являются УК, УПК, ГК, ГПК), они все-таки отличаются относительно высоким уровнем систематизации и носят комплексный характер. К таким можно отнести законы: о статусе судей, о прокуратуре, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о налоговой полиции и т.д.
Другие федеральные законы более индивидуализированы. К ним можно отнести, например, Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Еще одну группу законов составляют законы Российской Федерации,
Которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Закон РФ от 28 ноября 1994 г. «О внесении и дополнений в статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"».
В настоящее время в Российской Федерации стала известна и такая форма нормативного акта, как «Основы законодательства». В интересующей нас области, в частности, к числу таких нормативных актов относятся Основы Законодательства Российской Федерации о нотариате. Подобная форма права может применяться в будущем для правового регулирования общественных отношений, принятие законов о которых составляют совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов ( пп. «к», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, составляющие предмет совместной компетенции Российской
Федерации и ее субъектов, могут быть на федеральном уровне предметом решения и других форм права, иллюстрацией чего является Федеральный Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1988г.
Принятый в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации», этот Закон установил, что мировые судьи в Российской Федерации являют-ся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Законом определено, что порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается федеральными законами, а порядок назна-чения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации. Порядок осуществления ими правосудия устанавливается федеральным законом (УПК, ГПК). В части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушени-ях, допускается возможность установления порядка производства также законами субъекта Российской Федерации. Как видно, во всех рассмотрен-ных случаях речь идет о разграничении совместной компетенции Федера-ции и ее субъектов. Это - далеко не все те вопросы, которые разрешает указанный Закон.
Нормативный характер имеют, однако, не только акты высшего законо-дательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государственного органа. Характерно, что постанов-ления эти в рассматриваемой сфере правового регулирования принимались двух разновидностей. Одними утверждались положения. Например, поста-новлением от 13 мая 1993г. были утверждены: Положение о квалифика-ционных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно в самом постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те или другие во-просы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании. К их числу можно отнести постановление от 19 февраля 1993 г. «О некоторых вопро-сах реализации положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в отношении судей военных судов, об их матери-альном обеспечении и мерах их социальной защиты». Заметим, что в этом случае, как и при утверждении вышеназванных Положений, в преамбуле постановлений делается ссылка на те или другие статьи Закона о статусе судей.
Следующее за законами звено в иерархии нормативных актов занимают указы Президента Российской Федерации. Указы Президента носят, как правило, подзаконный характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент принимает обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных законов. В одних случаях они направлены на регулирование вопроса, в других - нескольких взаимосвязанных вопросов. Например, Указом Президента РФ № 209 от 12 февраля 1993 г. «О милиции безопасности общественной (местной милиции) в Российской Федерации», во-первых, утверждено Положение о ней, во-вторых, даны указания органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления о создании необходимых условий для эффективного функционирования подразделений этой милиции, обеспечения надежной защиты законных интересов граждан, своевременного реагирования гая криминогенной обстановки. Другим Указом Президента РФ № 1039 от 18 июля 1996 г. утверждено Положение о МВД РФ. Указом Президента № 633 от 23 июня 1995г «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» утверждено Положение о ФСБ, определены структура и ее штатная численность. В Указе № 2106 от 22 ноября Президент создал в системе ФСБ следственное управление, а в подчиненных ей органах - следственные подразделения.
Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст.15 Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. В развитие универсальных положений ч. 1 ст. 15 Конституции в ч. 3 ст. 115 подчеркнуто, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным указам Президента РФ могут быть отменены Президентом Федерации (ч. 3 ст. 115).
Так же, как законодательный орган и Президент, Правительство РФ правомочно утверждать нормативные акты в виде положений. Заметное место среди них занимают положения о министерствах. В частности. Пра-вительством были утверждены Положение о Министерстве юстиции Рос-сийской Федерации 1993 г. и др. Кроме того, Правительство издает поста-новления по отдельным конкретным вопросам, относящимся к организации и деятельности государственных органов, входящих в предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возложенных на него обязанно-стей Правительство приняло постановление № 653 от 29 июня 1995 г. «О заключении соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств».
Несмотря на существенное различие предмета регулирования указанных постановлений Правительства, все они приняты на основании и в обеспече-ние исполнения Конституции, федеральных конституционных или феде-ральных законов Российской Федерации.
Среди нормативных актов федерального уровня заключительным зве-ном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их число издает-ся по линии Генеральной прокуратуры, Минюста, МВД и других мини-стерств и ведомств РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструк-ции, правила, положения и т. п. Согласно указам Президента РФ от 5 декабря 1991 г. и 21 января 1992 г. не могут иметь юридиче-ской силы ведомственные акты, затрагивающие права и интересы гра-ждан или относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не опубли-кованы. Правительством России 8 мая 1992 г. утверждено на этот счет специальное Положение «О порядке государственной регистрации ведом-ственных нормативных актов».
Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств. Известны, например, совместные акты МЮ, МВД и Генеральной прокуратуры РФ; и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.