На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Подведомственность споров и дел хозяйственным судам Беларусии. Совокупное правило подведомственности дел хозяйственному суду. Анализ применения ст. 39 ХПК в практике хозяйственных судов Республики Беларусь. Постановления апелляционной инстанции.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 23.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Практика применения норм ХПК о подведомственности дел хозяйственному суду

Тема подведомственности споров и дел хозяйственным судам имеет сегодня высокую степень актуальности в связи с меняющимся процессуальным законодательством. Изменения, которые периодически вносятся в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ХПК) по вопросам подведомственности, направлены на расширение компетенции хозяйственных судов, на предоставление возможности судебной защиты более обширному кругу лиц. Участниками хозяйственного процесса все чаще становятся не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и организации, не являющиеся юридическими лицами, а также граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Поэтому в почте хозяйственных судов еще много вопросов, а в юридических журналах - публикаций на данную тему.
Настоящий материал посвящен анализу применения ст. 39 ХПК в практике хозяйственных судов Республики Беларусь. Его целью является также ознакомление читателя со значимой ролью научно-практического комментария к ХПК. В последнее время по поводу комментариев к законодательству высказывались различные точки зрения. По этой причине в статье специально делаются ссылки на комментарий к ХПК и приводится судебная практика.
Напомним содержание ст. 39 ХПК.
"Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.
Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан.
Заявление, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, в том числе и в случае, если к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем.
Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь".
Следует обратить внимание, что в комментируемой статье изложено совокупное правило подведомственности дел хозяйственному суду, в основу которого положены два критерия: характер спора (спорного правоотношения) или дела и субъектный состав участников спора или дела. Оба названных критерия должны учитываться в совокупности.
Пример 1
Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Г" по делу по заявлению ОАО "Г" к М-скому городскому управлению Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Департаменту государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о признании недействительным ненормативного акта о несчастном случае, установила следующее.
Хозяйственный суд своим определением отказал в принятии заявления ОАО "Г" о признании недействительным ненормативного акта (заключения государственного инспектора труда о несчастном случае), так как в силу ст. 39 ХПК спор, возникший из трудовых отношений, не полежит рассмотрению в хозяйственном суде.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Г" просило принятые постановления отменить, указав, что, исходя из субъектного состава, поданное заявление подлежит рассмотрению в хозяйственном суде.
Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда оставила состоявшиеся по делу судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения со ссылкой на ч. 1 ст. 39 ХПК по следующим основаниям.
Согласно п. 8 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.06.2000 № 4/3 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами" в редакции постановления от 25.03.2004 № 2/6, когда акт законодательства непроцессуального характера не позволяет разграничить компетенцию между общими и хозяйственными судами, а содержит лишь указание на подведомственность "общему или хозяйственному суду" либо на то, что дело подлежит рассмотрению "в судебном порядке" или "в суде" (без указания, в каком конкретно - общем или хозяйственном), подведомственность определяется с учетом субъектного состава участников спора и характера возникшего спорного правоотношения.
Оба критерия (субъектный состав и характер спора), по которым проводится разграничение компетенции между общим и хозяйственным судом, при определении подведомственности конкретного дела должны учитываться в совокупности.
Анализ требований заявителя при обжаловании заключений уполномоченных должностных лиц Департамента по государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты свидетельствует о наличии во взаимоотношениях спора, возникшего из трудовых правоотношений и не имеющего экономического характера.
Данные выводы подтверждаются и мнением Верховного Суда, который письмом в адрес Высшего Хозяйственного Суда сообщил, что в соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2005 № 12 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" дела об оспаривании актов о несчастном случае на производстве подведомственны общим судам.
При таких обстоятельствах и в соответствии со ст. 39 ХПК хозяйственный суд обоснованно отказал заявителю в принятии заявления о признании недействительным ненормативного акта о несчастном случае.
По характеру спора или дела хозяйственным судам подведомственны хозяйственные (экономические) споры. Содержание этого понятия раскрывается в ст. 1 и 2 ХПК. Из смысла названных правовых норм вытекает, что хозяйственный (экономический) спор или дело определяется как спор или дело, возникающие из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
В приведенном выше примере отсутствовала не только совокупность критериев определения подведомственности, но и конкретный критерий - характер спорного правоотношения.
"Хозяйственным судам подведомственны споры (дела), которые не только прямо, но и косвенно связаны с предпринимательской или иной хозяйственной (экономической) деятельностью, в частности по поводу возникновения, прекращения деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и др. (см. комментарий к ст. 47 ХПК).
Экономический характер носит любой спор по поводу имущественных требований, так как в основе имущественных отношений лежит экономическое содержание. Поэтому спор (дело) имущественного характера при соответствующем субъектном составе (юридические лица, индивидуальные предприниматели) подлежит рассмотрению в хозяйственном суде, даже если он возник вне сферы предпринимательской или экономической деятельности (например, спор между общественными организациями по поводу владения, пользования, распоряжения имуществом)" (Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: науч.-практ. коммент. / А. Д. Авдеев [и др.]; под общ. ред. В. С. Каменкова, И. Н. Колядко. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. - С. 77).
К иным делам, подведомственным хозяйственным судам, в частности, относятся дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов) (ст. 43 ХПК); по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении (ст. 44 ХПК); о признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражных решений (ст. 45 ХПК); об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа (ст. 46 ХПК); дела о банкротстве (ст. 47 ХПК) и др.
Хозяйственные суды рассматривают дела об установлении факта ничтожности сделки (договора), факта принадлежности имущества (владения имуществом) и многие другие.
Такой критерий подведомственности, как субъектный состав участников спорного правоотношения, раскрывается в ч. 2, 3 и 4 комментируемой статьи. В хозяйственном суде сторонами по делу, третьими лицами, заинтересованными лицами выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. В законодательстве для их наименования используются термины "субъекты хозяйствования", "хозяйствующие субъекты", "субъекты предпринимательской деятельности", "государственные органы" и т.д.
Конкретизацию субъектного состава участников спорного правоотношения можно обнаружить также в постановлениях Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
Так, в п. 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.05.2005 № 21 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь" обращается внимание хозяйственных судов на то, что в соответствии со ст. 39 и 42 ХПК хозяйственным судам подведомственны споры с участием Министерства по налогам и сборам и инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
В п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.05.2005 № 19 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением условий учредительства юридических лиц и законодательства о хозяйственных обществах" также говорится о субъектном составе:
"Обратить внимание хозяйственных судов на то, что при решении вопроса о подведомственности споров по искам учредителей (участников) обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ следует руководствоваться ст. 39, 41, 47 ХПК, законодательными актами, в силу которых к подведомственности хозяйственного суда могут быть отнесены определенные категории дел, а также совместными постановлениями Пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по вопросу разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами. При этом учитывается характер спорного правоотношения, определяющим критерием которого является наличие спора по заявлениям учредителей (участников) или их наследников по вопросу применения условий учредительства хозяйственного общества, иного юридического лица (условий создания и деятельности общества, связанных с изменением состава участников, соблюдением прав участников, определенных законодательством и уставом общества, а также собственников и лиц, имеющих вещные и обязательственные права в отношении юридических лиц)".
В ст. 47 ХПК введены исключения из общих правил подведомственности, закрепленных в комментируемой статье.
"Государственные органы, органы местного управления и самоуправления, исполкомы областных советов, администрации районов участвуют в хозяйственном процессе по спорам и иным делам, связанным, с осуществлением ими властных полномочий. Статус юридического лица для этих органов в таких случаях не обязателен. Субъектами публично-правового спора могут быть и структурные подразделения государственных органов, органов местного управления и самоуправления, чьи властные предписания обязательны для субъектов хозяйствования" (Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: науч.-практ. коммент. / А. Д. Авдеев [и др.]; под общ. ред. В. С. Каменкова, И. Н. Колядко. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. - С. 80).
Пример 2
Хозяйственный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "А" к исполнительному комитету о признании недействительным решения о введении особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении ОАО "А" как несоответствующее действующему законодательству, установил следующие обстоятельства.
Исполнительным комитетом принято решение о введении особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении ОАО "Б" и "А" сроком на 3 месяца в целях соблюдения экономических интересов Гомельской области.
ОАО "А" просит признать п. 1 вышеуказанного решения исполкома недействительным, поскольку "золотая акция" введена облисполкомом в нарушение п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2004 № 125 "Об особом праве ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами" (далее - Указ) без обоснования экономических интересов государства.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение исполкома принято на основании Указа.
Пунктом 1 Указа установлено, что особое право ("золотая акция") государства на участие в управлении хозяйственными обществами может вводиться в хозяйственных обществах, созданных в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.