На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Механизм правового регулирования в российском праве, его цели и средства, основные стадии и структура. Характеристика системы регулятивного воздействия. Предмет и метод гражданского права, этапы его становления и развития в российском законодательстве.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 08.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Предмет гражданского права

Содержание
1. Механизм правового регулирования
2. Предмет и метод гражданского права
1. Механизм правового регулирования

Под механизмом правового регулирования понимают «совокупность правовых средств (норм права, правоотношений и правоприменительных актов) при помощи которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения…» Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. - 1999. - №5. - С. 106..
Цель механизма правового регулирования - обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения.
Существенное значение для понимания сущности правового регулирования тех или иных общественных отношений имеет его предмет или сфера правового регулирования.
Определение предмета правового регулирования любой из отраслей права вызывает известные трудности и, как правило, является дискуссионным. Необходимость исследования этого вопроса обусловлена тем, что предмет правового регулирования является наиболее надежным и «…единственным материальным внеправовым основанием дифференциации советского права по отраслям» Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. - М., 1961. - С. 10..
Обусловлено это тем, что сфера правового регулирования постоянно изменяется, причем, с различной скоростью. Зависит этот процесс от стабильности общества и его институтов, интенсивности преобразований в экономике, социальной и иных сферах нашего общества.
Условно можно выделить следующие стадии правового регулирования: стадия «осознания необходимости правового регулирования»; стадия «внедрения» правовых норм, регулирующих общественные отношения; стадия «воздействия» и реализации правовых норм.
В первой стадии государство и общество приходят к выводу о необходимости изменения, запрета и / или контроля развивающихся правоотношений, в связи с чем, наступает энергичный процесс создания правовых норм.
Для второй стадии характерно осуществление очерченных правовыми нормами правомочий в установленных пределах.
Последней стадией достигается цель правового регулирования.
Соответственно этим стадиям выделяют и элементы правового регулирования: нормы права, возникающие на основе действующих норм правоотношения, акты реализации юридических прав и обязанностей Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. - 1999. - №5. - С. 108..
Эффективность правового регулирования общественных отношений оценивают по результатам воздействия норм на складывающиеся общественные отношения (результаты практического воплощения норм в жизнь).
Цели и задачи общества и государства для их успешной реализации с помощью правового регулирования получают, по общему правилу, конкретизацию и детализацию в отраслях права. Так, такая цель как восстановление законности, наказание виновного за совершение общественно-опасного деяния, предупреждение совершения преступлений, решается в рамках уголовного права.
Право как явление обладает довольно жесткой многоуровневой, иерархической структурой. Для права каждой страны, особенно романо-германского типа, к которым принадлежит и российское право, характерны дифференциация на относительно автономные, устойчивые части - институты, образующие, в свою очередь, ассоциации, группы и объединения.
Центральным звеном структуры права являются отрасли. Коренной вопрос при делении права на отрасли - выделение факторов, от которых и зависит то или иное деление права.
В советской юридической литературе в свое время за основу был принят предмет правового регулирования - те общественные отношения, которые право регулирует. Существуют административные отношения, значит необходимо административное право, есть сфера трудовых отношений и тут - трудовое право, победил колхозный способ производства сельскохозяйственной продукции - стало зарождаться колхозное право.
Между тем отрасли права отличаются как раз тем, что для них характерно юридически своеобразное регулирование не с позиций предмета регулирования, а с точки зрения самой их природы.
В настоящее время юридическая наука подошла к выводу о том, что отрасли права - это не просто зоны юридического регулирования, не система норм, объединенных «по предмету», а своеобразные подразделения, реально существующие в самом содержании права. Причем именно юридические особенности или особые режимы регулирования определенных общественных отношений являются сердцевиной рассматриваемого явления.
Под юридическим режимом понимают особую систему регулятивного воздействия, которая характеризуется следующими чертами: особым порядком формирования содержания прав и обязанностей; наличием единых принципов правового регулирования; особым порядком осуществления правомочий; спецификой санкций и способов их реализации Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С. 250-252..
Отраслевой режим характеризуется следующими компонентами: наличием общих принципов и положений, пронизывающих содержание данной отрасли; наличием специфических средств и приемов регулирования.
Отраслевые методы в каждой отрасли права в сочетании со всей совокупностью способов правового воздействия (дозволения, запреты, позитивные обязывания) получают своеобразное выражение. Это также отражается на правовом статусе субъектов рассматриваемых правоотношений - одной из главных черт каждой отрасли с позиций применяемого метода и механизма регулирования.
В связи с этим, отрасли права обычно подразделяют: профилирующие (базовые), специальные, комплексные.
К базовым отраслям относят: конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, уголовное право, а также процессуальные отрасли.
В соответствии с базовыми (профилирующими) отраслями формируются и функционируют специальные отрасли: трудовое право, земельное право, семейное право и некоторые другие.
Следующим «этажом» системы права являются комплексные отрасли.
В генезе комплексных отраслей права - новые реалии экономической и социальной жизни современной эпохи. Они призваны стать основой для решения сложных задач, опосредовать новые пласты, находящиеся на стыке как юридической науки, так и других областей знания. Вместе с тем, следует отметить, что новые реалии вовсе не предполагают того, чтобы «отбросить все старое» и создавать все с «чистого листа». Напротив, плодотворное осмысление накопившихся фактов современной действительности может быть достигнуто на основе достижений мировой правовой культуры, естественнонаучных и гуманитарных ценностей. Данные отрасли, по крайней мере, на первых порах еще не выявили в полной мере свою специфику, хотя, безусловно, она есть. В связи с этим, они представляют из себя комплекс разноотраслевых элементов. Главное, что даже в своей специфике они воплощают правовые начала, характерные для базовых отраслей (гражданского, административного, уголовного), тяготея, по преимуществу, к одной из них.
Необходимо также отметить, что в связи с качественными изменениями законодательства меняется соотношением норм публичного и частного права (блоков правового регулирования), регулирующих те или иные общественные отношения. В последнее десятилетие сфера частных интересов и соответствующий правовой инструментарий получили существенное развитие. При этом не исчезло и не могло исчезнуть публично-правовое регулирование общественных отношений между гражданами и юридическими лицами различных организационно-правовых форм, хотя его содержание и характер претерпели значительные изменения.
Метод правового регулирования - это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 1993. - С. 216. .
Невозможность построения системы права только по предмету правового регулирования, как классификационного признака, который можно делить до бесконечности См. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1961. , навела некоторых авторов на мысль отказаться от него полностью или частично, заменить его принципами права или задачами государства (Л.И. Дембо, В.С. Тадевосян и др.). Многие высказывали точку зрения о необходимости учета в качестве дополнительного классификационного признака метода правового регулирования, так как принципы права свойственны многим отраслям права, а задачи государства едины.
Таким образом, по мнению многих ученых, механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования.
Метод правового регулирования - это весьма емкое понятие, характеризующееся множеством компонентов: порядок установления прав и обязанностей субъектов соответствующих правоотношений, степень определенности их прав, степень автономности действий и т.д.
В зависимости от сочетания указанных характеристик в теории права выделяют несколько методов (типов) правового регулирования: дозволение, предписание, запрет.
Дозволение связывают наиболее часто с гражданско-правовым регулированием.
Предписание выступает как административно-правовой тип регулирования.
Запреты наиболее часто связывают с уголовным правом.
Однако из подобной классификации вовсе не вытекает, что дозволение присуще только гражданскому праву, предписание - административному, а запрет - уголовному. Все эти типы правового регулирования обнаруживаются в различных отраслях права в своих специфических взаимных связях и сочетаниях. Различия, таким образом, между отраслями права «…можно провести по степени и удельному весу практического использования того или иного средства» Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. - М., 1995. - С. 25..
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.
В теории выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами - публичному (административное право, процессуальные отрасли и другие) и частному (гражданское и другие отрасли).
Императивный метод - это метод властных предписаний, он характерен, прежде всего, для властных отношений.
Это, к примеру, правоотношения по поводу выполнения властных предписаний гражданами и организациями, направленными на обеспечение качества, недопущению некомпетентных лиц к занятию отдельными видами деятельности (лицензирование, стандартизация, сертификация) и другие.
Диспозитивный метод предполагает юридическое равенство участников правоотношений.
Данный метод является доминирующим в регламентации гражданских правоотношений.
Гражданское право, таким образом, использует все основные методы правового регулирования, да это и понятно, так как посредством применения различных методов правового регулирования право проявляет (осуществляет) свою социально-политическую роль регулятора общественных отношений. Возможна замена одного метода правового регулирования другим в рамках одной группы общественных отношений. Связана такая замена с целями, которые преследует законодатель в рассматриваемой сфере общественных отношений. Иными словами, метод правового регулирования - это форма, в которую облекается воля законодателя. Форма же определяется целью; конкретное содержание вида общественных отношений определяет и своеобразие способов юридического воздействия.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что исследование и выявление методов правового регулирования важно, но не для решения вопросов «самостоятельности» или «несамостоятельности» деления права на отрасли. Метод правового регулирования не является раз и навсегда данным. Он изменяется в связи с изменением характера отношений и / или целей правового воздействия, определяемых законодателем.
Что же представляет из себя гражданское право в современных условиях? Каково его значение в развитии юридической науки и практики?
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, придется, в первую очередь, обратиться к генезису понятия гражданского права, его предмету и методу.
2. Предмет и метод гражданского права

В тридцатые-сороковые годы двадцатого века предмет гражданского права ограничивали имущественными отношениями, за исключением тех из них, которые возникали в сфере государственного управления. Это мнение было высказано А.Я. Вышинским, выступления которого носили установочный характер и, с которым было не принято спорить. Постепенно, однако, к предмету гражданского права стали относить и личные неимущественные отношения. При этом содержание ни имущественных, ни неимущественных отношений никто толком не определял.
Можно отметить работы таких ученых, посвященных этой проблематике, как: Е.А. Флейшиц, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, Ю.Х. Калмыков, С.Н. Братусь, О.Н. Садиков, Г.А. Свердлык, В.Ф. Яковлев. Перечислить всех, кто стремился раскрыть содержание понятия гражданского права, нет ни малейшей возможности.
Отметим только основные вехи продолжающейся и в настоящее время дискуссии по поводу понятия и предмета гражданского права.
К шестидесятым годам двадцатого века к предмету гражданского права были отнесены имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, складывающиеся между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании. Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, входили в предмет гражданского права лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Попытки сузить предмет гражданского права предпринимались различными учеными. Наиболее известные из них принадлежат классикам цивилистики советского периода В.В. Лаптеву и О.С. Иоффе. Так, В.В. Лаптев, как один из лидеров хозяйственно-правового направления в науке, предложил ограничить предмет гражданского права лишь отношениям с участием граждан.
О.С. Иоффе пришел к выводу, что гражданское право способно регулировать лишь те личные неимущественные отношения, которые связаны с имущественными.
По пути расширения предмета гражданского права пошел О.А. Красавчиков. Им было предложено отнести к предмету гражданско-правового регулирования организационные отношения по горизонтали (административное право, по его мнению, регулирует организационные отношения только по вертикали), а также творческие отношения.
Н.С. Малеин предлагал личные неимущественные отношения как связанные, так и не связанные с имущественными, не только включить в предмет гражданского права, но и поставить личные неимущественные отношения на первое место, а имущественные - на второе.
Часть попыток по сужению или расширению предмета гражданского права вызвала возражения ученых, однако, некоторые из них получили дальнейшее развитие в науке и наложили определенный отпечаток на законодательство. Так, в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. к предмету гражданского права были отнесены: товарно-денежные имущественные отношения; иные имущественные отношения, основанные на равенстве их участников. Представляется важным отметить, что в Основах 1991 г. существенно был расширен круг личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Помимо личных неимущественных отношений, связанных с имущественными, в него были включены личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами, либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения. В Основах также отмечалось, что нормы гражданского законодательства могут применяться к иным правоотношениям, если они отвечают признакам отношений, регулируемых гражданским правом, и не урегулированы в специальных отраслях законодательства.
Что же относит к предмету гражданского права законодатель в настоящее время?
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ: «Гражданское законодательство… регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников». В тоже время, согласно п. 2 ст. 150 ГК РФ такие личные неимущественные права как жизнь, здоровье, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна «…защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами…».
Таким образом, остается открытым вопрос об определении круга имущественных и неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом и нахождении общих признаков, присущих обеим группам отношений. «Непостоянство» и непоследовательность законодателя являются одним из косвенных подтверждений необходимости в этом. Можно полностью согласиться с мнением Ю.К. Толстого, что если общие признаки (признак) отсутствует, то «объединение в предмете одной отрасли права таких, на первый взгляд, далеко отстоящих друг от друга отношений, как имущественные и личные неимущественные отношения, является сугубо искусственной операцией, не имеющей прочного научного обоснования» Толстой Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. - 1998. - №2. - С. 132..
По вопросу о включении в предмет гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, а нас именно они интересуют в первую очередь, так как они стали «камнем преткновения», определились три концепции: радикальная; негативная и позитивная.
Согласно радикальной концепции отношения по поводу благ, неотделимых от личности, образуют самостоятельный предмет правового регулирования.
Эти отношения автономны, обособлены. Для их защиты используется целый арсенал способов защиты, в том числе и гражданско-правовые. Однако в связи с их малым удельным весом, они не получ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.