Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 119873


Наименование:


Рабочая тетрадь для практических занятий по анатомии и физиологии человека

Информация:

Тип работы: Рабочая тетрадь. Предмет: Медицина. Добавлен: 02.03.2020. Год: 2019. Страниц: 195. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Рабочая тетрадь
для практических занятий
по анатомии и физиологии человека


ПРЕДИСЛОВИЕ

Рабочая тетрадь является пособием, предназначенным для практических занятий по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов медицинского училища, соответствует ФГОС и содержанию Рабочей программы.
В тетради представлены методические указания к практическим занятиям по всем основным разделам дисциплины. Все указания имеют единую структуру: номер занятия, тему, цели, оснащение, перечень необходимых знаний и умений студентов, план и ход проведения практической работы, вопросы для самоподготовки, которые могут быть использованы как для самостоятельной работы студентов, так и в качестве контрольных на занятиях. За-
дания по изучению макро- и микроскопической структуры органов требуют от студентов тщательной проработки материалов учебника, атласа, изучения наглядных пособий. При выполнении практической работы студентам предлагается сделать выводы, зарисовки, обозначения к рисункам, объяснить механизм физиологических процессов, заполнить таблицы. Система заданий подкреплена тестами для контроля, морфофункциональными и ситуационными задачами, что способствует более глубокому и детальному изучению материала.
Все задания соответствуют современным требованиям педагогики по созданию учебных пособий обучающего типа.
Работая с данным пособием, студенты получают целевую установку на самостоятельное изучение учебной и дополнительной литературы, их внимание акцентируется на вопросах, имеющих важное прикладное значение для последующего обучения.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п Тема практической работы Дата
1 Изучение строения и функций всех видов тканей
2 Изучение состава и реологических свойств крови
3 Изучение групп крови и процессов свертывания и переливания крови
4 Изучение по костным препаратам и муляжам виды соединения костей и скелета туловища
5 Изучение скелета головы
6 Изучение скелета конечностей
7 Изучение по муляжам строения мышц головы, шеи и туловища
8 Изучение по муляжам строения мышц верхних конечностей
9 Изучение по муляжам строения мышц нижних конечностей
10 Изучение по муляжам строения органов дыхательной системы
11 Формулирование физиологических принципов дыхания
12 Изучение по муляжам строения и функций органов желудочнокишечного тракта: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка
13 Изучение по муляжам строения и функций органов желудочнокишечного тракта: тонкого и толстого кишечника, брюшины
14 Изучение строения и функций пищеварительных желез
15 Формулирование физиологических процессов пищеварения на разных уровнях пищеварительного канала
16 Изучение по муляжам строения органов мочевыделительной сис- темы. Формулирование принципов мочеобразования
17 Изучение по муляжам строения и функций мужских половых органов
18 Изучение по муляжам строения и функций женских половых органов
19 Изучение по муляжам строения сердца
20 Изучение физиологических особенностей деятельности сердца


п/п Тема практической работы Дата
21 Изучение по муляжам строения восходящей части и дуги аорты
22 Изучение строения нисходящей части аорты
23 Изучение по муляжам строения венозной системы
24 Изучение строения и функций лимфатической системы
25 Изучение строения и функций органов иммунной системы
26 Изучение по муляжам строения и функций спинного мозга
27 Изучение по муляжам строения и функций отделов головного мозга: продолговатого, заднего и среднего
28 Изучение по муляжам строения и функций отделов головного мозга: промежуточного и конечного
29 Изучение строения спинномозговых нервов
30 Изучение строения черепномозговых нервов
31 Изучение строения и функций вегетативной нервной системы
32 Изучение строения и функций желёз внутренней секреции:
гипофиза, эпифиза, щитовидной и паращитовидной желёз
33 Изучение строения и функций желёз внутренней секреции: тимуса, надпочечников, половых желёз и поджелудочной железы
34 Изучение по муляжам строения органа зрения
35 Изучение строения органа слуха и кожи


ОСНОВНЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Анатомия и физиология человека — основные предметы теоретической и практической подготовки медицинских работников.
Анатомия — это наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Основным методом анатомических исследований было рассечение трупов (отсюда название anatemne — рассечение).
Физиология — наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма, его систем и органов. Она изучает функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология — это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными методами — наблюдением и экспериментом.
В анатомии принята латинская терминология, которой пользуются во всем мире. Органы, системы и части органов имеют латинские обозначения. Совокупность терминов называется анатомической номенклатурой (nomina anatomica).
В теле человека условно проводят линии и плоскости, по отношению к которым можно охарактеризовать положение органа:
— горизонтальная плоскость — проходит параллельно линии горизонта и делит вертикально тело стоящего человека на верхнюю и нижнюю части (3);
— фронтальная плоскость — идет параллельно плоскости лба и делит тело на переднюю и заднюю части (1);
— сагиттальная плоскость — проходит спереди назад (как бы по направлению полета стрелы; sagitta —
стрела) — делит тело на левую и правую части (2). Если сагиттальная плоскость проходит точно через середину тела, то ее называют медианной или срединной. Она делит тело на две подобные половины, так что говорят о двусторонней (билатеральной) симметрии человеческого тела.

Латинские термины, характеризующие положение органов по отношению к плоскостям и осям

medialis — медиальный, лежащий ближе к срединной плоскости lateralis — латеральный, лежащий дальше от срединной плоскости, боковой internus — внутренний externus — наружный dexter — правый sinister — левый cranialis — краниальный, черепной, лежащий ближе к голове caudalis — каудальный, хвостовой, лежащий ближе к тазу proximalis — проксимальный, лежащий ближе к сердцу distalis — дистальный, лежащий дальше от сердца profundus — глубокий superficialis — поверхностный ventralis — вентральный, брюшной, передний dorsalis — дорсальный, спинной, тыльный.


Практическое занятие №1
«ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ВСЕХ ВИДОВ ТКАНЕЙ»

Цель: ознакомиться с устройством микроскопа и правилами работы с ним; изучить месторасположение, строение и значение эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Оснащение: микроскопы, микропрепараты, таблицы по теме «Ткани».

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— провести анализ гистологического строения каждого вида ткани; должен знать:
— строение и месторасположение эпителиальной, соединительной ткани, развитие и регенерация;
— строение и месторасположение мышечной и нервной ткани.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Что называется тканями?
2. Перечислите основные виды тканей.
3. На какие виды делятся эпителиальная ткань? Месторасположение.
4. Каковы особенности строения соединительной ткани?
5. Перечислите основные виды соединительной ткани, укажите их месторасположение в организме.
6. Перечислите виды мышечной ткани.
7. Значение мышечной ткани.
8. Месторасположение поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани.
9. Что такое миофибриллы? Из чего они состоят?
10. Каковы особенности строения сердечной мышечной ткани?
11. Перечислите виды нейронов в зависимости от выполняемой функции.

II. Инструктаж к практической работе
Используя дополнительную литературу, таблицы, закрепите знания о топографии, строению и значению эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
III. Самостоятельная работа студентов
1. Изучите свойства микроскопа, составьте графическую схему.

Микроскоп

Механическая часть









2. Изучите правила работы с микроскопом.
1. Протрите окуляр, объектив и зеркало марлевой салфеткой.
2. Приведите микроскоп в удобное положение.
3. Поставьте малый объектив.
4. Поймайте свет вогнутой стороной зеркала на малом увеличении.
5. Поместите препарат на предметный столик.
6. Вращая макровинт, опустите тубус до микропрепарата (при этом нужно смотреть сбоку на предметный столик).
7. Глядя в окуляр одним глазом, медленно поднимайте тубус до получения четкого и ясного изображения рассматриваемого объектива.

3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных видов эпителиальной ткани. Сделайте обозначения к предложенным рисункам.



4. Заполните таблицу.
Классификация эпителиальной ткани
Вид ткани Местоположение Функция
Однослойный плоский
Однослойный кубический
Однослойный призматический
Реснитчатый
Многослойный ороговевающий
Многослойный неороговевающий
Переходный
Вид ткани Местоположение Функция
Железистый эндокринный
Железистый экзокринный

5. Рассмотрите под микроскопом различные виды соединительной тка- ни. Сделайте обозначения к предложенным рисункам.



6. Заполните таблицу.
Классификация соединительной ткани
Вид ткани Местоположение Функция
Рыхлая волокнистая
Плотная волокнистая
Жировая
Слизистая
Пигментная
Скелетная: хрящевая
Скелетная: костная
7. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты гладкой и исчерченной мышечных тканей. Сделайте к предложенным рисункам обозначения.


8. Заполните таблицу.
Классификация мышечной ткани
Вид ткани Местоположение. Структурная единица Функция
Гладкая мышечная ткань
Поперечно-полосатая мышечная ткань
Сердечная мышечная ткань

9. Рассмотрите рисунок «Строение нейрона», обозначьте части нейрона.



10. Вставьте в предложения пропущенные слова.
Отростки, по которым возбуждение передается к телу нейрона, называются ______________________.
Отростки, по которым возбуждение передается от тела нейрона к рабочему органу, называются ______________________.
Большинство нейронов имеют много отростков и называются __________ ____________________.
Тела нейронов образуют _______________ вещество головного и спинного мозга.

IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ __________

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.

Практическое занятие №2
«ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА И РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КРОВИ»

Цель: закрепить теоретический материал по морфологии, функциям, физикохимическим свойствам крови, ее составным частям.
Оснащение: таблицы по теме, микропрепараты крови, микроскопы.
После выполнения практической работы студент должен уметь:
— объяснить свойства плазмы;
— объяснить строение и функции форменных элементов крови; должен знать:
— физико-химические свойства плазмы и форменных элементов крови.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание. V. Выводы. Оценка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Каковы основные функции крови?
2. Состав крови?
3. Состав плазмы?
4. Эритроциты, их морфологическая характеристика.
5. Каковы функции эритроцитов?
6. Лейкоциты, их морфологическая характеристика.
7. Функции лейкоцитов?
8. Тромбоциты, их морфологическая характеристика.
9. Функции тромбоцитов?

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, таблицы, микропрепараты, изучите состав, свойства и функции крови.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Рассмотрите под микроскопом клетки крови человека. Заполните таблицу.
Признак Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Количество
Форма
Место образования
Продолжительность жизни
Функции


2. Изучите форменные элементы крови человека и сделайте обозначения к рисунку.


3. Составьте графологическую схему «Состав крови»:
КРОВЬ






4. Заполните таблицу «Гемолиз».
Виды гемолиза Причины гемолиза





5. Дайте определение СОЭ и сделайте подписи к рисунку.

СОЭ __________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

__________________________________________________.







IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________.

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.


Практическое занятие №3
«ИЗУЧЕНИЕ ГРУПП КРОВИ И ПРОЦЕССОВ СВЕРТЫВАНИЯ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ»

Цель: закрепить теоретический материал по группам крови, процессу свертывания крови и роли тромбоцитов в этом процессе.
Оснащение: таблицы по теме, микропрепараты крови, микроскопы.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— объяснить группы крови;
— объяснить понятие «резус-фактор»;
— объяснить переливание крови; — объяснить фазы свертывания крови; должен знать:
— группы крови человека, переливание крови и процесс свертывания.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Каковы основные функции крови?
2. Состав крови?
3. Состав плазмы?
4. Сколько групп крови различают у человека?
5. Где находятся агглютиногены и агглютинины и их виды?
6. Что такое резус-фактор?
7. Что такое донор?
8. Что такое реципиент?
9. Что такое свертывание?
10. Сколько различают фаз свертывания крови?
11. Какие элементы крови принимают участие в процессе свертывания?

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, таблицы, микропрепараты, изучите группы крови человека, переливание крови и процесс свертывания крови.


III. Самостоятельная работа студентов
1. Изучите фазы свертывания крови. Заполните таблицу свертывания крови.
Фаза свертывания Изменения в крови




2. Подпишите рисунок.




3. Ответьте на вопросы тестового задания.
1. Сыворотка крови — это плазма, лишенная:
1) протромбина; 2) тромбина; 3) фибриногена; 4) фибрина.

2. Для превращения фибриногена в фибрин необходимы ионы:
1) цинка; 2) натрия; 3) магния; 4) кальция.

3. Основу тромба составляет:
1) фибриноген; 3) тромбин;
2) фибрин; 4) форменные элементы крови.
4. На образование тромба требуется примерно:
1) 60 секунд; 2) 5–8 минут; 3) 15–20 минут; 4) 1–2 часа.

5. Группы крови у людей отличаются друг от друга:
1) солевым составом плазмы;
2) содержанием глюкозы в плазме;
3) содержанием фибриногена в плазме;
4) видами белков, содержащимися в плазме и эритроцитах.

6. В каскаде реакций свертывания крови принимают участие:
1) гепарин; 3) тромбопластин; 5) фибриноген;
2) гемоглобин; 4) тромбин; 6) альбумин.

IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________.

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.







Практическое занятие №4
«ИЗУЧЕНИЕ ПО КОСТНЫМ ПРЕПАРАТАМ И МУЛЯЖАМ ВИДОВ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ И СКЕЛЕТА ТУЛОВИЩА»

Цель: закрепить знания о строении кости как органа, видам соединения костей, строении скелета туловища.
Оснащение: таблица «Кости и их соединения», отдельные кости скелета туловища, презентация по теме.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— называть на костных препаратах составные части костей; должен знать:
— строение и функции костей;
— виды соединения костей;
— строение скелета туловища.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профес- сиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Состав кости как органа.
2. Каковы функции скелета?
3. За счет каких образований осуществляется рост кости в длину и ширину?
4. Перечислите виды костей.
5. Назовите основные виды соединения костей.
6. Перечислите кости, образующие кости туловища.
7. Назовите отделы позвоночника.
8. Вид соединения костей в позвоночном столбе.
9. Каково значение межпозвоночных дисков?
10. Покажите части ребра, назовите виды ребер.
11. Каково строение и значение грудины?

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника и атласа, изучите строение и классификацию костей и соединения костей.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Используя скелет человека, препараты костей, изучите строение кости как органа.
2. На целом скелете найдите длинные кости и их составные части:
диафиз, эпифиз, метафизы.
3. Из списка, предложенного ниже, выберите:
а) длинные трубчатые кости: _______________________________________ ,
б) короткие трубчатые кости: _______________________________________ ,
в) плоские кости: _________________________________________________ ,
г) смешанные кости: ______________________________________________ ,
д) воздухоносные кости: ___________________________________________ ,
е) губчатые кости: ________________________________________________ .
Список: ребра, берцовая кость, лопатка, позвонки, фаланги пальцев, плечевая кость, лобная кость, грудина, кости предплюсны, тазовая кость, верхняя челюсть, кости запястья, лопатка.

4. Изучите виды соединения костей и сделайте подписи к рисунку.






5. Изучите отделы позвоночного столба и заполните таблицу.
Отдел позвоночного столба Количество позвонков Особенности строения позвонков





6. Сделайте подписи к рисункам.
Грудина Позвоночный столб Грудная клетка







Позвонок Крестец Строение ребер


7. Ответьте на вопросы тестового контроля.
1. Полное созревание скелета завершается:
1) на 7–8 году жизни; 3) на 33–35 году жизни; 2) на 21–24 году жизни; 4) после 50 лет.
2. Отверстия в поперечных отростках имеются:
1) у поясничных позвонков; 3) у шейных позвонков;
2) у крестцовых позвонков; 4) у грудных позвонков.
3. Особенностью остистых отростков грудных позвонков является: 1) наличие суставов между ними; 3) косое (снизу вверх) направление; 2) косое (сверху вниз) направление; 4) раздвоение конца отростка.
4. Собственное название имеют позвонки:
1) грудного отдела; 3) шейного отдела;
2) крестцового отдела;
5. Бороздка ребра находится: 4) копчикового отдела.
1) на верхнем крае; 3) в области шейки;
2) на боковой поверхности;
6. К истинным ребрам относятся: 4) на нижнем крае.
1) 8–12; 2) 1–10;
7. Грудина относится: 3) 1–7; 4) 11–12.
1) к трубчатым костям; 3) к смешанным костям;
2) к плоским костям; 4) к губчатым костям.

IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________ .

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.

Практическое занятие №5
«ИЗУЧЕНИЕ СКЕЛЕТА ГОЛОВЫ»

Цель: изучить кости черепа и виды соединения костей черепа.
Оснащение: череп в целом, отдельные кости черепа.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— распознавать кости черепа, виды их соединения; должен знать:
— кости мозгового и лицевого отдела черепа;
— возрастные и половые особенности черепа.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Латинское название черепа.
2. Назовите и покажите на наглядных пособиях кости лицевого отдела че- репа.
3. Назовите и покажите на наглядных пособиях кости мозгового отдела че- репа.
4. Назовите виды соединения костей черепа.
5. Каково значение скелета головы?

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия, изучите строение отделов костей черепа, виды их соединения, череп в целом.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Рассмотрите предложенный рисунок, сделайте необходимые обозначения.


2. Выпишите кости, имеющие воздухоносные пазухи.
1) __________________________________________,
2) __________________________________________,
3) __________________________________________,
4) __________________________________________,
5) __________________________________________.



3. Изучите возрастные и половые особенности скелета головы, краткие сведения запишите в таблицу.
Возрастные особенности черепа Половые особенности черепа


4. Выполните задания тестового контроля.
1. К костям лицевого черепа относится:
1) нёбная кость; 3) теменная кость; 2) лобная кость; 4) клиновидная кость.
2. Роднички черепа полностью зарастают:
1) к 1-му месяцу жизни; 3) к 12-му месяцу;
2) к 6-му месяцу;
3. Глабелла находится: 4) к третьему году.
1) на затылочной кости; 3) на скуловой кости;
2) на теменной кости; 4) на лобной кости.
4. Венечный шов соединяет:
1) височную и теменную кости;
2) затылочную и клиновидную кости;
3) теменную и лобную кости; 4) верхнюю челюсть и носовую кости.
5. Передняя черепная ямка образована:
1) височными костями; 3) сошником и нёбными костями;
2) теменной и затылочной костями; 6. Отдельной костью представлена: 4) лобной и клиновидной костями.
1) верхняя носовая раковина; 3) средняя носовая раковина;
2) нижняя носовая раковина; 7. Скат образуют: 4) носовая перегородка.
1) лобная и решетчатая кости; 3) затылочная и клиновидная кости;
2) височная и скуловая кости; 4) верхняя челюсть и скуловая кости.

5. Разгадайте кроссворд.


1. Парные, наиболее крупные кости лицевого отдела черепа.
2. Непарная кость мозгового отдела черепа.
3. Нижняя подвижная часть черепа.
4. Одна из непарных костей мозгового отдела черепа.
5. Одна из парных наиболее крупных костей лицевого отдела черепа.
6. Парные кости мозгового отдела черепа.
7. Один из отделов черепа.
8. Парные кости мозгового отдела черепа.
9. Отдел черепа.
10. Парные кости лицевого отдела черепа.
11. Парные кости лицевого отдела черепа.
12. Кость, расположенная на шее.
13. Череп.

6. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.
Лобная кость
(вид снаружи) (вид изнутри)


Клиновидная кость



Височная кость
(вид снаружи) (вид изнутри)


Нижняя челюсть
(вид снаружи) (вид изнутри)


Затылочная кость
(вид снаружи) (вид изнутри)





Верхняя челюсть
(вид изнутри) (вид снаружи)



Подъязычная кость



IV. Домашнее задание _____________________________________________
_____________________________________________________ __________ .

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.



Практическое занятие №6
«ИЗУЧЕНИЕ СКЕЛЕТА КОНЕЧНОСТЕЙ»

Цель: изучить строение и функции костей верхних и нижних конечностей, их соединения.
Оснащение: кости плечевого пояса и свободной верхней конечности, кости тазового пояса и свободной нижней конечности.


После выполнения практической работы студент должен уметь:
— находить, называть и показывать на наглядных пособиях кости конеч- ностей; должен знать:
— строение и соединения костей скелета верхних конечностей.
Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Какими костями образован скелет верхних конечностей?
2. Назовите и покажите на скелете части плечевого пояса и свободной верхней конечности.
3. Назовите и покажите виды соединения костей верхней конечности.
4. Какими костями образован скелет нижних конечностей?
5. Назовите и покажите на скелете кости тазового пояса и свободных нижних конечностей.
6. Назовите и покажите виды соединения костей нижних конечностей.
II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия, изучите строение и функции костей верхних и нижних конечностей, виды их соединения.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Изучите строение скелета конечностей, данные занесите в таблицу.
Отдел скелета Название костей Количество

Верхние конечности Плечо ________________________________________ ______________________________________________

Предплечье:
1. _____________________________________________
2. _____________________________________________

Кисть:
1. _____________________________________________ 2. _____________________________________________
3. _____________________________________________







Нижние конечности Бедро _________________________________________
______________________________________________

Голень:
1. _____________________________________________
2. _____________________________________________

Стопа:
1. _____________________________________________ 2. _____________________________________________
3. _____________________________________________






2. Изучите строение скелета поясов верхних и нижних конечностей, данные запишите в таблицу.
Отдел скелета Название костей Количество
Пояс верхних конечностей 1. _________________________________________
2. _________________________________________


Пояс нижних конечностей 1. _________________________________________
2. _________________________________________



3. Отметьте половые различия в строении таза. Заполните таблицу.
Отличительные признаки Женский таз Мужской таз
Общий вид таза



Расположение крыльев
подвздошной кости


Крестец



Подлобковый угол



Форма полости малого
таза


Форма входа в малый таз



4. Выполните задания тестового контроля.
1. Венечная ямка находится:
1) на головке плечевой кости; 3) на дистальном эпифизе спереди;
2) на теле плечевой кости; 4) на дистальном эпифизе сзади.
2. В состав скелета запястья входит:
1) 2 кости; 2) 4 кости; 3) 7 костей; 4) 8 костей.
3. Две фаланги имеются:
1) в 5-м пальце; 3) в 1-м пальце; 2) в 2-4-м пальцах; 4) в 3-м пальце.
4. В состав скелета пояса нижних конечностей входит:
1) седалищная кость; 3) надколенник;
2) бедренная кость; 4) поясничные позвонки.
5. Угол соединения нижних ветвей лобковых костей (подлобковый угол):
1) больше у мужчин, чем у женщин; 3) равен 10–15 градусам; 2) одинаков у мужчин и женщин; 4) больше у женщин, чем у мужчин.
6. Тазобедренный сустав относится:
1) к седловидным; 3) к шаровидным; 2) к плоским; 4) к конусовидным.
7. Медиальная лодыжка — это:
1) углубление на большом вертеле бедренной кости;
2) отросток бедренной кости;
3) ямка на пяточной кости;
4) отросток большеберцовой кости.
8. Надколенник относится:
1) к плоским костям; 3) к сесамовидным костям;
2) к смешанным костям; 4) к трубчатым костям.
5. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.
Лопатка


Плечевая кость

Кости предплечья





Кисть





Тазовая кость









Таз в целом





Бедренная кость Кости голени




Стопа
IV. Домашнее задание _____________________________________________
_____________________________________________________ __________ .

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.



Практическое занятие №7
«ИЗУЧЕНИЕ ПО МУЛЯЖАМ СТРОЕНИЯ МЫШЦ ГОЛОВЫ, ШЕИ И ТУЛОВИЩА»

Цель: изучить названия, расположение, функции основных мышц туловища, шеи и головы.
Оснащение: таблицы по теме «Мышечная система», планшеты, презентация по теме.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— объяснять строение и работу мышц относительно их месторасположения и принадлежность к суставам; должен знать:
— строение мышц как органа;
— краткие сведения о функциональной анатомии мышц туловища, шеи и головы.
Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Охарактеризуйте строение мышцы как органа.
2. Строение вспомогательного аппарата мышцы.
3. Классификация мышц.
4. Каковы общие свойства мышц?
5. Функции мышечного аппарата.
II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, таблицы, наглядные пособия, изучите топографию и функции мышц:
— головы и шеи;
— груди;
— живота;
— спины.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Рассмотрите предложенные виды мышц. Сделайте обозначения к рисункам.



2. Заполните таблицу «Мышцы туловища».
Название мышцы Начало мышцы Прикрепление мышцы Функция мышцы
Мышцы спины







Мышцы груди






Мышцы живота




3. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.
Диафрагма



Мышцы спины Мышцы груди и живота












4. Заполните таблицу «Мышцы шеи».
Название мышцы Начало мышцы Прикрепление мышцы Функция мышцы
Поверхностный слой


Средний слой (надподъязычные)




Средний слой (подподъязычные)




Глубокий слой


5. Сделайте подписи к рисунку.
Мышцы шеи




Жевательные мышцы Мимические мышцы



IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ __________ .
V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.


Практическое занятие №8
«ИЗУЧЕНИЕ ПО МУЛЯЖАМ СТРОЕНИЯ МЫШЦ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ»

Цель: изучить названия, расположение, функции основных мышц верхней конечности.
Оснащение: таблицы по теме «Мышечная система», планшеты, презентация по теме.
После выполнения практической работы студент должен уметь:
— объяснять строение и работу мышц относительно их месторасположения и принадлежность к суставам; должен знать:
— краткие сведения о функциональной анатомии мышц верхней конечности.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.



ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Назовите мышцы плечевого пояса и объясните их начало, прикрепление и функции.
2. Назовите мышцы плеча и объясните их начало, прикрепление и функции.
3. Назовите мышцы предплечья и объясните их начало, прикрепление и функции.
4. Назовите мышцы кисти.

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, таблицы, наглядные пособия, изучите топографию и функции мышц:
— плечевого пояса;
— плеча;
— предплечья;
— кисти.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Заполните таблицу «Мышцы верхней конечности».
Название мышцы Начало мышцы Прикрепление мышцы Функция мышцы
Мышцы плечевого пояса


Название мышцы Начало мышцы Прикрепление мышцы Функция мышцы





Мышцы плеча





Мышцы предплечья










2. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.


Мышцы плечевого пояса и плеча Мышцы плечевого пояса и плеча
(вид спереди) (вид сзади)





Мышцы предплечья Мышцы предплечья (вид спереди) (вид сзади)


Мышцы кисти
А.




В.



С.

IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________.

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.


Практическое занятие №9
«ИЗУЧЕНИЕ ПО МУЛЯЖАМ СТРОЕНИЯ МЫШЦ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ»

Цель: изучить названия, расположение, функции основных мышц нижней конечности.
Оснащение: таблицы по теме «Мышечная система», планшеты, презентация по теме.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— объяснять строение и работу мышц относительно их месторасположения и принадлежность к суставам; должен знать:
— краткие сведения о функциональной анатомии мышц нижней конечности.
Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профес- сиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Назовите мышцы тазового пояса и объясните их начало, прикрепление и функции.
2. Назовите мышцы бедра и объясните их начало, прикрепление и функции.
3. Назовите мышцы голени и объясните их начало, прикрепление и функции.
4. Назовите мышцы стопы.
II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, таблицы, наглядные пособия, изучите топографию и функции мышц:
— тазового пояса;
— бедра;
— голени;
— стопы.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Заполните таблицу «Мышцы нижней конечности».
Название мышцы Начало мышцы Прикрепление мышцы Функция мышцы
Мышцы тазового пояса








Мышцы бедра





Название мышцы Начало мышцы Прикрепление мышцы Функция мышцы
Мышцы голени









2. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.
Мышцы бедра (вид спереди) Мышцы бедра (вид сзади)








Мышцы голени (вид спереди) Мышцы голени (вид сзади)






Мышцы таза Мышцы стопы



IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________.

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.


Практическое занятие №10
«ИЗУЧЕНИЕ ПО МУЛЯЖАМ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Цель: изучить на наглядных пособиях положение и строение органов дыхания; закрепить знания, полученные на теоретическом занятии.
Оснащение: таблицы по теме «Строение органов дыхания», муляж «Бронхиальное дерево», презентация по теме, видеосюжеты по теме.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— разбираться в топографии органов дыхания;
— видеть взаимосвязь между строением органов и выполняемыми функ- циями; должен знать:
— топографию и особенности строения органов дыхания;
— заболевания, связанные с нарушением функций органов дыхания.
Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Перечислите воздухоносные пути.
2. Характерные особенности строения слизистой дыхательных путей.
3. Дайте краткую характеристику органам дыхания:
— носовая полость;
— гортань;
— трахея;
— бронхи; — легкие.
4. Строение ацинуса.
5. Строение и функции плевры.
6. Границы легких.
7. Строение легких.
8. Средостение.

II. Инструктаж к практической работе
Используя учебные наглядные пособия, изучите местоположение и строение органов дыхания.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Рассмотрите строение отделов дыхательной системы, сделайте обозначения.



2. Изучите структурную единицу легкого — ацинус. Сделайте к рисунку обозначения.








3. Заполните таблицу «Органы дыхания».
Отдел дыхательной системы Латинское название Местоположение Функция

Носовая полость


Гортань


Трахея


Бронхи


Легкие



4. Разгадайте кроссворд «Воздухоносные пути».




1. Образование на боковой стенке полости носа.
2. Верхний отдел глотки.
3. Отдел гортани.
4. Мелкое разветвление бронхиального дерева.
5. Хрящ гортани.
6. Отверстия полости носа.
7. Развилка трахеи.
8. Лимфоидное образование в носоглотке.
9. Орган, относящийся к дыхательным путям.

При правильном решении кроссворда в выделенном вертикальном столбце получите название патологического состояния, развивающегося в дыхательных путях.
5. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.
Гортань (вид спереди)

Гортань (вид сзади) Полость гортани






Трахея и бронхи




Разрез носовой полости


Границы легких Строение легких



IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________ .

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ____________
_____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.


Практическое занятие №11
«ФОРМУЛИРОВАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ДЫХАНИЯ»

Цель: закрепить теоретические знания по теме «Физиология дыхания», изучить методику определения ЖЕЛ и процесс газообмена и регуляцию ды- хания.
Оснащение: таблица «Газообмен в легких и тканях», «Регуляция дыхания»,
«Легочные объемы», презентация по теме.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— определять ЖЕЛ, ЧДД и давать им физиологическую оценку; должен знать:
— механизм газообмена в легких, транспорт газов кровью;
— легочные объемы;
— гуморальную и рефлекторную регуляцию дыхания.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Дайте определение понятию «дыхание».
2. Фазы дыхания.
3. В каких соединениях в крови транспортируются кислород и углекислый газ.
4. Легочные объемы.
5. Назовите виды регуляции дыхания.
6. Объясните процесс газообмена в легких и тканях.
7. Объясните механизм вдоха и выдоха.

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, дополнительную литературу, изучите физиологию дыхательной системы.
III. Самостоятельная работа студентов
1. Изучите процесс газообмена по схеме.





2. Выберите из предложенных утверждений верные и отметьте их ?:
o Диафрагма не относится к дыхательным мышцам.
o Сокращение наружных межреберных мышц поднимает грудную клетку при вдохе.
o Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге на дне четвертого желудочка и состоит из экспираторного и инспираторного отделов. o Гуморальная регуляция дыхания связана в основном с изменением количества кислорода в крови.
o ЖЕЛ состоит из дыхательного, резервного и дополнительного объемов.
o Соединение углекислого газа с гемоглобином — это оксигемоглобин. o Газообмен в легких и тканях происходит в результате разности парциальных давлений газов и диффузии вследствие этой разности.
o Пневмоторакс — это нарушение целостности плевральной полости, попадание в нее атмосферного воздуха.
3. Решите ситуационные задачи.
Вследствие ранения грудной клетки у больного образовался открытый пневмоторакс. Возможно ли в этих условиях участие лёгкого в дыхательных движениях? В стационар доставлен пациент, которому в дыхательные пути попало инородное тело. Назовите указанное состояние. В какой главный бронх инородное тело попадет с большей вероятностью? Ответ обосновать

4. Разгадайте кроссворд.


1. Заболевание, при котором в легком развивается воспалительный процесс.
2. Дыхательный пигмент крови, вступающий в соединение с газами.
3. Состояние, означающее повышение содержания углекислого газа в крови.
4. Патологическое состояние, означающее появление крови в плевральной полости.
5. Учащение дыхания.
6. Газ, участвующий в процессе дыхания.
7. Патологическое состояние, развивающееся при недостаточном снабжении клеток кислородом.
8. Форменный элемент крови, отвечающий за транспортировку газов в организме.
9. Патологическое состояние, означающее наличие гноя в плевральной полости.
10. Метод определения величины легочных объемов у человека.

При правильном решении кроссворда в выделенном столбике вы получите название физиологического процесса — составной части процесса дыхания.

IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________.

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ___________ _____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.


Практическое занятие №12
«ИЗУЧЕНИЕ ПО МУЛЯЖАМ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ
ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА: РОТОВОЙ ПОЛОСТИ, ГЛОТКИ, ПИЩЕВОДА, ЖЕЛУДКА»

Цель: закрепить знания о топографии и строении различных отделов пищеварительной системы.
Оснащение: таблицы по теме, электронная презентация, видеосюжеты.
После выполнения практической работы студент должен уметь:
— показывать на таблицах органы пищеварительной системы и структурные единицы этих органов; должен знать:
— топографию и особенности строения отделов пищеварительной системы.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.


ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание. V. Выводы. Оценка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Перечислите отделы пищеварительного канала.
2. Назовите крупные пищеварительные жeлезы.
3. Охарактеризуйте строение стенки пищеварительного канала.
4. Назовите органы, располагающиеся в полости рта.
5. Перечислите отделы желудка.
6. Объясните расположение и строение глотки.
7. Объясните строение пищевода.
8. Объясните топографию и строение желудка.

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия, изучите положение и строение отделов пищеварительной системы: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Рассмотрите предложенный рисунок, сделайте необходимые обозначения.


2. Изучите строение ротовой полости и органов, которые в ней располагаются, и сделайте подписи к соответствующим рисункам.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ротовая полость

Строение языка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15



Строение зуба
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

3. Вставьте в предложения пропущенные слова.
Ротовая полость состоит из двух отделов: ____________ и ________________.
Часть зуба, выступающая над десной, называется _____________________.
Язык состоит из трех частей: __________, ____________ и _____________.
В области корня языка расположена __________________________________.
Мягкая часть зуба называется ______________________.
На поверхности языка различают 4 вида сосочков: _____________________, _____________, ________________ и ______________________.
Глотка состоит из трех отделов: ___________________, __________________ и _____________________.
Окологлоточное кольцо Пирогова-Вальдейера образуют миндалины: ___________________, _____________________, __________________ и _____________________.
Пищевод состоит из трех частей: _______________, ________________ и _______________.
Место перехода пищевода в желудок — это _______________________ часть. Желудок имеет 4 отдела: ______________, _______________, _____________ и _____________.
В пилорическом отделе расположен ________________________.

4. Установите соответствие, соединив слова стрелками.
Ротовая полость
Зубы
Язык
Глотка
Пищевод
Желудок
Печень
Жёлчный пузырь Hepar
Pharynx
Dentes
Ventriculus
Pancreas
Cavitas oris esophagus Linqua
Поджелудочная железa
12-перстная кишка
Тощая кишка
Подвздошная кишка
Толстый кишечник
Прямая кишка
Jejunum
Intestinum crassum
Rectum
Duodenum
Vesica fellea
Ileum
5. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.
Строение глотки Строение пищевода


Строение желудка Строение стенки желудка



IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________.

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ___________ _____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.


Практическое занятие №13
«ИЗУЧЕНИЕ ПО МУЛЯЖАМ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА: ТОНКОГО И ТОЛСТОГО КИШЕЧНИКА, БРЮШИНЫ»

Цель: закрепить знания о топографии и строении тонкого и толстого кишечника и брюшины.
Оснащение: таблицы по теме, электронная презентация, видеосюжеты.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— показывать на таблицах отделы кишечника и объяснять их строение; должен знать:
— топографию и особенности строения тонкого и толстого кишечника.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Назовите отделы тонкого кишечника и объясните их строение.
2. Объясните строение отделов толстого кишечника.
3. Объясните строение и функции кишечных ворсинок.
4. Объясните строение брюшины и положение органов по отношению к ней.
5. Объясните отделы брюшной полости.

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия, изучите положение и строение тонкого и толстого кишечника, а также брюшины.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Изучите строение слизистой оболочки тонкого кишечника. Рассмотрите ворсинку. К рисунку сделайте обозначения.

2. Сравните строение тонкого и толстого кишечника. Заполните таблицу.
Характер Тонкий Толстый


Длина




Отделы




Особенности строения стенки





3. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.
Отделы тонкого кишечника Двенадцатиперстная кишка

Слепая кишка с аппендиксом Отделы толстого кишечника



IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________.

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ___________ _____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.
Практическое занятие №14
«ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫХ ЖЕЛЁЗ»

Цель: закрепить знания о топографии и строении пищеварительных желёз.
Оснащение: таблицы по теме, электронная презентация, видеосюжеты.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— показывать на таблицах пищеварительные жeлезы и структурные единицы этих органов; должен знать:
— топографию и особенности строения пищеварительных желёз.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Назовите крупные пищеварительные жeлезы.
2. Объясните строение и функции слюнных желёз.
3. Объясните строение и функции печени.
4. Строение жёлчного пузыря.
5. Объясните состав и свойства жёлчи.
6. Объясните расположение и строение поджелудочной железы.

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия, изучите положение и строение крупных пищеварительных желёз: печени, поджелудочной железы, больших слюнных желёз.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Изучите строение дольки печени. К рисунку сделайте обозначения.

2. Вставьте в предложения пропущенные слова.
Печень располагается в брюшной полости в _________________ подреберье.
Печень имеет 2 поверхности: _________________ и _____________________.
На _______________ поверхности печени выделяют 2 доли: правую и левую. На висцеральной поверхности различают 4 доли: _______________________, _________________, ___________________ и __________________.
В эмбриональном периоде печень выполняет функцию __________________.
Печеночная клетка называется ___________________________.
На висцеральной поверхности печени расположен ________________ пузырь. Поджелудочная железa состоит из трех отделов: _____________, __________ и _____________.
Эндокринная часть поджелудочной железы представлена ________________. Большие слюнные жeлезы: ____________________, _____________________ и _____________________.

3. Заполните таблицу «Пищеварительные жeлезы».
Железa Пищеварительный сок Состав пищеварительного сока


Печень





Поджелудочная железa





Слюнные жeлезы




3. Сделайте подписи к соответствующим рисункам.
Строение поджелудочной железы Слюнные жeлезы






Печень Печень
(диафрагмальная поверхность) (висцеральная поверхность)

5. Заполните таблицу.
Болезненное состояние Больной орган
Панкреатит
Холецистит
Колит
Перитонит
Гепатит

IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________ .

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ___________ _____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.



Практическое занятие №15
«ФОРМУЛИРОВАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА»

Цель: изучить процессы, происходящие в различных отделах пищеварительного тракта, состав, свойства и механизмы секреции пищеварительных соков.
Оснащение: таблицы по теме, электронная презентация, видеосюжеты по теме.
После выполнения практической работы студент должен уметь:
— оценить состав, свойства и значение пищеварительных соков и ферментов, в них содержащихся;
— объяснить механизмы секреции пищеварительных соков; должны знать:
— пищеварение в различных отделах пищеварительной системы;
— физиологическую сущность всасывания питательных веществ.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание. V. Выводы. Оценка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Перечислите процессы, происходящие в ротовой полости.
2. Состав слюны.
3. Назовите жeлезы желудка.
4. Охарактеризуйте состав и свойства желудочного сока.
5. Каковы механизмы отделения желудочного сока?
6. Состав и функции сока поджелудочной железы.

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, дополнительную литературу, наглядные пособия, изучите процессы, происходящие в различных отделах пищеварительного тракта.

III. Самостоятельная работа студентов
1. Занесите в таблицу сведения о пищеварительных ферментах.


Отдел пищеварительного тракта Реакция среды Пищеварительный сок Ферменты Объект действия Продукты расщепления




















2. Отметьте особенности пищеварения в двенадцатиперстной кишке.
_____________________________________________________ ___________
_____________________________________________________ ___________
_____________________________________________________ ___________ _____________________________________________________ ___________


3. Установите соответствие.
Отдел пищеварительной системы Фермент
1. Ротовая полость

2. Желудок

3. Печень

4. Поджелудочная железa

5. Двенадцатиперстная кишка 1. Не вырабатывает ферменты

2. Трипсин

3. Пепсин

4. Кишечный сок

5. Амилаза


IV. Домашнее задание _____________________________________________________ __________ _____________________________________________________ _________.

V. Выводы: _____________________________________________________
_____________________________________________________ ___________ _____________________________________________________ __________ .

Оценка __________. Подпись преподавателя ____________________.


Практическое занятие №16
«ИЗУЧЕНИЕ ПО МУЛЯЖАМ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ»

Цель: изучить топографию, строение и функции мочевыделительной системы, а также механизм и стадии диуреза.
Оснащение: таблицы «Строение почек», «Мочевой пузырь», «Строение нефрона», презентация по теме, видеосюжеты по теме.

После выполнения практической работы студент должен уметь:
— определять, показать и называть на препаратах детали анатомического строения органов мочевыделительной системы; должен знать:
— анатомо-физиологические особенности органов мочевыделительной сис- темы;
— строение и функцию нефрона;
— фазы диуреза.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
— ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
— ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Входной контроль знаний.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Домашнее задание.
V. Выводы. Оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:
1. Перечислите органы мочевыделительной системы.
2. Каковы их функции?
3. Назовите латинское и греческое название почек.
4. Охарактеризуйте топографию и строение почек.
5. Каково строение и функции нефрона?
6. Опишите строение мочеточников.
7. Объясните строение мочевого пузыря.
8. Объясните отличия в строении и функциях мужского и женского мочеиспускательного канала.
9. Опишите процесс образования мочи.
10. Объясните акт мочеиспускания.

II. Инструктаж к практической работе
Используя материалы учебника, атласа, наглядных пособий, изучите топографию, строение и функции всех отделов мочеполовой системы.
III. Самостоятельная работа студентов
1. Рассмотрите предложенный рисунок и сделайте обозначения.



2. Изучите состав первичной и вторичной мочи. Заполните таблицу.
№ Компоненты Плазма крови Первичная моча Вторичная моча
1 Вода
2 Белки, жиры, гликогены
3 Глюкоза
4 Ионы натрия
5 Мочевина
6 Мочевая кислота
7 Креатинин

4. Изучите нарушения деятельности почек. Дайте определение предложенным терминам.
Анурия — _____________________________________________________ _ .
Полиурия — _____________________________________________________ .
Олигоурия — ____________________________________________________ . Гиперстенурия — _________________________________________________ .
Глюкозурия — ___________________________________________________ .
Гематурия — _____________________________________________________ .
Пиурия — _____________________________________________________ _ . Протеинурия — __________________________________________________ .

5. Разгадайте кроссворд. ...


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основные источники:
1. Атлас анатомии человека. — М.: Рипол-Классик, 2007.
2. Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. — М.: ГОУ «ВУНМЦ» МЗ РФ, 2010.
3. Барышников С.Д. Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии. — М.: ГОУ «ВУНМЦ» МЗ РФ, 2010.
4. Барышников С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии. — М.: ГОУ «ВУНМЦ» МЗ РФ, 2008.
5. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека. — М.: Мир и Образование, Оникс 21 век. — 2009.
6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. — Ростов-на-Дону:
Феникс, 2011.
7. Физиология / Под ред. С.А. Георгиевой. — М.: Медицина, 1981.

Дополнительные источники:
1. Борисович А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.
2. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. — Ростов-на-Дону:
Феникс, 1999.
3. Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия. — М.: Медицина, 1986.
4. Дегтярев В.П. Нормальная физиология. — М.: Медицина, 2006.
5. Николаев В.Т. Анатомия человека. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
6. Сагун В.А. Анатомия и физиология. — М.: ГОУ ВПО «ММА им.
И.М. Сеченова», 2000.
7. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. — М.: Мир и Образование, Оникс 21 век; Минск: Харвест, 2007.
8. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. — УМО, 2008.
9. Сапин М.Р. Анатомия человека для медицинских училищ. — М.: Медицина, 2003.
10. Сапин М.Р. Атлас анатомии человека. В 3-х т. — М.: Медицина, 2007.
11. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. В 3 т. — М.: Медицина, 1967.
12. Топоров Г.Н., Панасенко Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии. — М.: Медицина, 2008.
13. Швырев А.А. Малый анатомический атлас. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. ?
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ..................................................... ............................................... 3
Тематический план практических работ ................................................... 4
Основные анатомические понятия ..................................................... ....... 6
Практическое занятие №1
«Изучение строения и функций всех видов тканей» ..................................... 8
Практическое занятие №2
«Изучение состава и реологических свойств крови» .................................... 14
Практическое занятие №3
«Изучение групп крови и процессов свертывания и переливания
крови» ..................................................... ..................................................... ..... 19
Практическое занятие №4
«Изучение по костным препаратам и муляжам видов соединения костей
и скелета туловища» ..................................................... ................................... 22
Практическое занятие №5
«Изучение скелета головы» ..................................................... ....................... 28
Практическое занятие №6
«Изучение скелета конечностей» ..................................................... .............. 36
Практическое занятие №7
«Изучение по муляжам строения мышц головы, шеи и туловища» ............ 45
Практическое занятие №8
«Изучение по муляжам строения мышц верхней конечности» ................... 52
Практическое занятие №9
«Изучение по муляжам строения мышц нижних конечностей» .................. 58
Практическое занятие №10
«Изучение по муляжам строение органов дыхательной системы» ............. 63
Практическое занятие №11
«Формулирование физиологических принципов дыхания» ......................... 71
Практическое занятие №12
«Изучение по муляжам строения и функций органов желудочно-кишеч-
ного тракта: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка» ....................... 75
Практическое занятие №13
«Изучение по муляжам строения и функций органов желудочно-кишеч-
ного тракта: тонкого и толстого кишечника, брюшины» ............................. 82
Практическое занятие №14
«Изучение строения и функций пищеварительных желёз» .......................... 86
Практическое занятие №15
«Формулирование физиологических процессов пищеварения на разных
уровнях пищеварительного канала» ..................................................... ......... 90
Практическое занятие №16
«Изучение по муляжам строения органов мочевыделительной системы.
Формулирование принципов мочеобразования» ........................................... 94
Практическое занятие №17
«Изучение по муляжам строения и функций мужских половых
органов» ..................................................... ..................................................... .. 100
Практическое занятие №18
«Изучение по муляжам строения и функций женских половых
органов» ..................................................... ..................................................... .. 104
Практическое занятие №19
«Изучение по муляжам строения сердца» ..................................................... 109
Практическое занятие №20
«Изучение физиологических особенностей деятельности сердца» ............. 113
Практическое занятие №21
«Изучение по муляжам строения восходящей части и дуги аорты» ........... 117
Практическое занятие №22
«Изучение строения нисходящей части аорты» ............................................ 123
Практическое занятие №23
«Изучение по муляжам строения венозной системы» .................................. 128
Практическое занятие №24
«Изучение строения и функций лимфатической системы» .......................... 134
Практическое занятие №25
«Изучение по муляжам строения и функций органов иммунной сис-
темы» ..................................................... ..................................................... ...... 138 Практическое занятие №26
«Изучение по муляжам строения и функций спинного мозга» ................... 142
Практическое занятие №27
«Изучение по муляжам строения и функций отделов головного мозга:
продолговатого, заднего и среднего» ..................................................... ........ 148
Практическое занятие №28
«Изучение по муляжам строения и функций отделов головного мозга:
промежуточного и конечного» ..................................................... .................. 153
Практическое занятие №29
«Изучение строения спинномозговых нервов» .............................................. 160
Практическое занятие №30
«Изучение строения черепномозговых нервов» ............................................ 165
Практическое занятие №31
«Изучение строения и функций вегетативной нервной системы» .............. 169
Практическое занятие №32
«Изучение строения и функций желёз внутренней секреции: гипофиза,
эпифиза, щитовидной и паращитовидной желёз» ......................................... 173
Практическое занятие №33
«Изучение строения и функций желёз внутренней секреции: тимуса, надпочечников, половых желёз и поджелудочной железы» ........................ 177
Практическое занятие №34
«Изучение по муляжам строения органа зрения» ......................................... 181
Практическое занятие №35
«Изучение строения органа слуха и кожи» .................................................... 188 Библиографический список ..................................................... .................... 193



Перейти к полному тексту работы