На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки, принципы и условия осуществления. Специфика хозяйственной, экономической и социальной деятельности предприятий, их организационно-правовые формы, особенности создания и прекращения деятельности.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 21.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет радиоэлектроники
Контрольная работа
по дисциплине: «Хозяйственное право»
на тему: «Предпринимательская деятельность в Украине»
План
1. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки и принципы
2. Организационно-правовые формы предприятий
3. Создание предприятия
4. Учредительные документы предприятия
5. Условия осуществления предпринимательской деятельности
6. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятия
7. Прекращение деятельности предприятия
Перечень ссылок
1. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки и принципы
Правовую основу предпринимательства составляют законодательные и другие нормативно-правовые акты, нормы гражданского, финансового, административного, трудового и других отраслей права. Центральное место в этой системе занимают законы о собственности, о предпринимательстве, о предприятиях, о банках и банковской деятельности, об инвестициях, о банкротстве, об антимонопольном законодательстве, о налогообложении и другие.
Государство осуществляет поддержку предпринимательства следующим образом:
путем создания субъектам предпринимательства условий для эффективной внешнеэкономической деятельности;
информационным обеспечением субъектов бизнеса;
путем оказания помощи в материальном обеспечении и сбыте продукции предпринимателей;
путем подготовки кадров для сферы предпринимательства.
Предпринимательство выполняет важную общественную функцию и государство должно содействовать его развитию. Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность за исключением установления налогов, процентов по государственным кредитам, правил ценообразования, валютных курсов, экономических санкций. Если государственный или иной орган издает акт, нарушающий права предпринимателей и противоречащий законодательству, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным.
Предпринимательство стало темой анализа и дискуссий в XVIII столетии и начало привлекать интерес экономистов XIX столетия, тогда в мире стали употребляться такие слова как «предпринимательство», «свободное предпринимательство», «капитализм». Ученые стали признавать, что предприниматели выступают проводниками прогрессивных изменений.
Переход к рыночным отношениям требует новой правовой основы хозяйственной деятельности. В ряде законов, регулирующих рыночные отношения, появились такие термины как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность». Конституция Украины впервые закрепила за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст.42 Конституции). Однако деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, а также по изготовлению ценных бумаг и денежных знаков осуществляется только государственными предприятиями (ст.4 Закона «О предпринимательстве»). Для осуществления некоторых других видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), которое выдается Кабинетом Министров Украины или иным уполномоченным органом. Закон Украины «О предпринимательстве» определяет также правовые, экономические и социальные основы предпринимательской деятельности. Некоторым лицам занятие предпринимательской деятельностью прямо запрещено законом (ст.2 Закона «О предпринимательстве»). К таким лицам относятся: военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым по решению суда запрещено заниматься какой-либо деятельностью, могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей по истечении срока запрета, определенного судом.
Предпринимательство представляет собой самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятием торговлей с целью получения прибыли. Такое содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность отличается признаками, которые позволяют понимать данную деятельность уже, чем хозяйственную. Основные признаки предпринимательской деятельности содержатся в законах «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах».
Выделяют следующие основные признаки предпринимательской деятельности:
инициативность и самостоятельность состоят в том, что предприниматели имеют право самостоятельно принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством права государственных органов по осуществлению контроля над предпринимательской деятельностью;
систематичность означает, что деятельность осуществляется непрерывно, регулярно;
деятельность на собственный риск означает, что предприниматель должен предвидеть неблагоприятные последствия (например, убытки и др.) и принимать меры по их устранению;
получение прибыли является одним из основных признаков. Деятельность не может считаться предпринимательской, если ее целью не является получение прибыли.
Кроме того, к признакам предпринимательской деятельности можно отнести также самостоятельную юридическую ответственность и творческий, инновационный, социально ответственный характер.
Законодательство Украины определяет следующие принципы предпринимательской деятельности:
свободный выбор видов деятельности, привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции;
установление цен в соответствии с законодательством;
свободный наем работников;
привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;
свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;
самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим лицом внешнеэкономической деятельности.
Законом предусмотрены условия осуществления предпринимательской деятельности: государственная регистрация предпринимательства, право найма работников и социальные гарантии при использовании их труда; соблюдение законодательства о предпринимательстве; юридическая ответственность субъектов предпринимательской деятельности; право государства на прекращение предпринимательской деятельности.
2. Организационно-правовые формы предприятий
Законодательство Украины о предприятиях оперирует такими понятиями, как организационные формы, виды и категории предприятий. Каждое из них употребляется для классификации предприятий за определенными признаками. Организационная (организационно-правовая) форма предусматривает классификацию предприятий в зависимости от форм собственности, определенных Конституцией Украины и Законом Украины "О собственности", и способов разграничения в предприятиях отдельных форм собственности и управления имуществом. Юридическое значение это заключается в учете в законодательстве, то есть в Законе Украины "О предприятиях в Украине" и специальных законах, особенностей правового положения предприятий отдельных видов.
В целом организационная форма и вид определяют субъекта, который имеет право присваивать результаты деятельности предприятия. С точки зрения организационной формы ст. 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине" выделяет такие виды предприятий: частные, коллективные, хозяйственные общества, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, коммунальные, государственные (в том числе казенные). Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим на момент создания предприятий законодательством в Украине были созданы и действуют до этого времени и другие виды предприятий: индивидуальные, семейные, совместные (в том числе с иностранными инвестициями) предприятия. Частное предприятие - это организационно-правовая форма предприятия, основанного на собственности физического лица. Определение частное, кроме формы собственности, выражает главную особенность правового положения предприятий этой организационной формы. Согласно законодательству Украины владелец в данном случае в то же время является и предпринимателем, то есть собственность и управление имуществом в частном предприятии не разграничиваются.
Коллективное предприятие (точнее его можно было бы назвать "предприятие коллективной собственности") - это организационно-правовая форма предприятия, основанного на собственности трудового коллектива предприятия. Определение коллективное значит, что предприятие принадлежит коллективу совладельцев (основателей, участников), которые действуют как один субъект права коллективной собственности. Правосубъективность владельца (в данном случае коллектива или группы владельцев, организованных в коллективное предприятие с правами юридической личности) реализуется через юридическое лицо - предприятие, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии со своим уставом (статье 6, 20 и 21 Закону Украины "О собственности"). Это вид негосударственного юридического лица. Право коллективной собственности в коллективном предприятии непосредственно осуществляют его органы управления - высший орган управления (общие собрания или конференция) и правления. Следовательно, коллективное предприятие, пока оно действует, - это объект права собственности соответствующего юридического лица. Его основатели и участники являются владельцами частиц (паев, вкладов) в имуществе предприятия. Иначе определяет понятие коллективного предприятия Закон Украины "О собственности", согласно которому видов коллективных предприятий столько же, сколько субъектов права коллективной собственности названо в ст. 20 Закона Украины "О собственности": коллективные предприятия (например, предприятие, приватизированное трудовым коллективом государственного предприятия и не преобразовано на другой вид; коллективное сельскохозяйственное предприятие); акционерное или другое уставное хозяйственное общество (статье 25 и 26 Закону); производственный кооператив (ст. 24 Закона; предприятие, какое основанное на собственности объединение граждан (например, профсоюзное - ст. 28 Закона); предприятие религиозной организации (ст. 29 Закона); предприятие, созданное хозяйственным объединением (ст. 27 Закона). Специфическим видом коллективного предприятия является также арендное предприятие (ст. 22 Закона Украины "О собственности"). Государственное предприятие являет собой организационно-правовую форму предприятия, основанного на государственной собственности. Определение государственное указывает, что данное предприятие имеет особенности правового положения сравнительно с негосударственными предприятиями. Эти особенности обусловлены способом отграничения функций владельца от функций управления имуществом в государственном предприятии. Само государственное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности. Предприятию как субъекту права это имущество принадлежит на праве полного хозяйственного владения. Объем его зависит от целевого назначения соответствующего имущества. Государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом "по своему усмотрению, совершая относительно него любые действия, которые не противоречат действующему законодательству и уставу предприятия". Поскольку государственное предприятие является субъектом права полного хозяйственного ведения имуществом, а не субъектом права собственности, относительно государственных предприятий действует специальная категория - правовой режим имущества государственных предприятий (ст. 37 Закона Украины "О собственности"). Она значит, что государственные предприятия руководствуются специальными правилами основания, образования их имущества при основании, определение целей и предмета деятельности (уставы государственных предприятий разрабатываются на основании Типичного устава государственного предприятия, утвержденного 22-28 апреля в 1993 г. Минэкономики, Минтруда, Минфином и Фондом государственного имущества Украины), управления имуществом, распределения прибыли и тому подобное. Государственные предприятия как субъекты одной формы собственности (организационной формы) разделяются на виды:
государственные предприятия, основанные на государственной собственности;
государственные предприятия, основанные на республиканской (Автономной Республики Крым) собственности;
казенные предприятия. Все эти предприятия - государственные юридические лица.
Особенным видом предприятия, основанного на государственной собственности, является казенное предприятие. Имущество, которое есть в государственной собственности и закреплено за казенным предприятием, принадлежит ему не на праве полного хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления. Осуществляя право оперативного управления, казенное предприятие владеет и пользуется отмеченным имуществом. Распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления государственным имуществом, которое принадлежит к основным фондам предприятия, казенное предприятие может лишь с разрешения органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом. Особенности распоряжения другим имуществом казенного предприятия определяются в его уставе.
Важно значение для правовой регуляции деятельности казенных предприятий имеют постановления Кабинета Министров Украины "О превращении государственных предприятий в казенных" от 30 июня в 1998г. № 987, которой определенно перечень государственных предприятий, которые должны быть преобразованы на казенных; "О типичном уставе казенного предприятия" от 16 июня в 1998 г. № 914, которой утвержден Типичный устав казенного предприятия, и "О некоторых вопросах управления казенными предприятиями" от 22 июля в 1998 г. № 1129, которой, в частности, утверждено Положение о составлении плана развития казенного предприятия и Положения о составлении финансового плана казенного предприятия.
Совместное предприятие - это организационная форма предприятия, основанного за законами Украины на базе объединения имущества разных форм собственности (так называемая смешанная форма собственности). Совместные предприятия, как правило, имеют форму хозяйственных обществ, то есть является субъектами права коллективной собственности.
Основателями совместных предприятий могут быть юридические лица и граждане Украины, других государств. В зависимости от этого есть два вида совместных предприятий: обычные (национальные) совместные предприятия и совместные предприятия с иностранными инвестициями. Совместное предприятие с иностранными инвестициями - это предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 процентов.
Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Правовое положение и деятельность таких предприятий, кроме Закона Украины "О предприятиях в Украине", регулируется законами Украины "О режиме иностранного инвестирования" от 19 марта в 1996г. и "О внешнеэкономической деятельности" от 16 апреля в 1991г.
Иностранное предприятие - это организационно-правовая форма предприятия с местонахождением в Украине, созданного как субъект права согласно законодательству иностранного государства, имущество которого полностью находится в собственности иностранных граждан, юридических лиц или государства. Определение иностранное (иностранная собственность) значит, что предприятие подчиняется разным юрисдикциям. Порядок создания и внутренней деятельности иностранного предприятия регулируется законодательством страны, которой оно принадлежит. Законодательство Украины не регулирует этих отношений. Вместе с тем условия регистрации деятельности иностранного предприятия в Украине регулируются украинским законодательством, то есть на иностранные предприятия в целом распространяется национальный правовой режим хозяйственной деятельности. Кроме форм и видов законодатель применяет для классификации предприятий понятие категории (ст. 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Категория означает технико-экономическую (не юридическую) классификацию предприятий (независимо от форм собственности) в соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников. По этому признаку различают малые и другие (средние, большие) предприятия. Количество работающих, за которым предприятие относят к категории малых, дифференцировано в зависимости от отраслей народного хозяйства:
в промышленности и строительстве - до 200 человек;
в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;
в науке и научном обслуживании - до 100 человек;
в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;
в розничной торговле - до 15 человек.
Малые предприятия выделены в самостоятельную категорию с целью развития малого бизнеса путем предоставления им определенных льгот, преимуществ и тому подобное. С юридической стороны, важным является то, что особенности их создания и деятельности устанавливаются как общим законодательством Украины о предприятиях, так и специальным законодательством Украины о предприятиях этой категории.
3. Создание предприятия
Срок "создания" - это правовое понятие хозяйственного права, которое включает урегулированные правом условия фактического возникновения и легитимации предприятия в статусе правового хозяйничающего субъекта, субъекта права. Исходя из того, что в экономике Украины создаются и функционируют предприятия разных организационно-правовых форм, хозяйственное законодательство определяет общие и специальные условия их создания. Общие условия распространяются на все формы предприятий.
Они определены законами Украины "О предприятиях в Украине" (ст. 5), "О предпринимательстве" (ст. 6) и Гражданским кодексом, который регулирует общие условия создания юридического лица, в том числе и предприятия. Специальные условия создания предприятий определены законами об их отдельных видах. Как правовое понятие создания включает определение основателей, их учредительной компетенции, порядку деятельности относительно создания предприятия. Основателем является лицо, которое имеет право создать в установленном порядке предприятие (организацию) как юридическое лицо. За законами Украины "О собственности" (статье 6 и 33) и "О предприятиях в Украине" (ст. 5) таким правом наделены непосредственно владельцы средств производства и другого имущества и уполномочены владельцем (владельцами) органы, то есть физические и юридические лица, которые имеют учредительную право- и дееспособность. Следовательно, здесь действует общий принцип, согласно которому основателями (соучредителями) могут быть "физические и юридические лица, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Украины". Уполномоченные органы, которые могут быть основателями предприятий, определяет владелец. Относительно предприятий общегосударственной собственности - это подведомственны Кабинету Министров Украины органы государственной исполнительной власти: министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства. Они принимают решение о создании предприятий государственной собственности, утверждают уставы, заключают и разрывают контракты с руководителями предприятий, контролируют эффективность использования закрепленного за предприятиями имущества, его сохранения (Декрет Кабинета Министров Украины "Об управлении имуществом, которое есть в общегосударственной собственности" от 15 декабря в 1993г.). Это общее правило. В некоторых случаях (например, относительно предприятий строительного комплекса) отмечены функции и полномочия Кабинет Министров Украины делегирует хозяйственным объединением: корпорациям, концернам и тому подобное. Относительно предприятий коммунальной собственности уполномоченными органами с учредительными правами являются сельские, поселковые и городские советы (п. 30 ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая в 1997 г.), а также местные государственные администрации (п. 1 ст. 19 Закона Украины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля в 1999г.). Основатели реализуют учредительные права путем: избрание организационной формы предприятия; определение целей и предмета его деятельности; принятие решения о его создании; утверждение в установленном порядке устава; передачи безвозмездно на баланс предприятия основных фондов и оборотных средств; формирование органов управления, определения в уставе пределов их полномочий и тому подобное. Создание предприятия в юридическом понимании - это утверждение и получение предусмотренных законом документов: решения владельца (владельцев) или уполномоченного органа о создании предприятия, устава (если этого требует организационная форма), свидетельства о государственной регистрации. При необходимости для вновь создаваемого предприятия земельного участка сюда входят также документы на землепользования (землевладение), определенные земельным законодательством Украины. Разрешение на пользование создаваемым предприятием земельным участком, а также другими природными ресурсами кажется по решению местного совета за местонахождением предприятия в порядке, установленном Земельным кодексом Украины (статье 19, 21, 23, 32, 34 и др.). Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в установленном законом порядке.
Хозяйственное законодательство регулирует также способы создания предприятий. Да, предприятие может быть создано согласно решению одного или несколько владельцев или уполномоченного им органу. Предприятие может создаваться в результате принудительного деления другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины. Принудительное деление предприятия осуществляется согласно решению Антимонопольного комитета Украины, его территориальных управлений. Решение о делении предприятия-монополиста является обязательным для владельца (владельцев) или уполномоченного органа. Решение о принудительном делении определяет срок создания новых предприятий, который не может быть менее шести месяцев. Предприятие может создаваться путем реорганизации действующего предприятия, то есть в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов, если на это есть согласие владельца или уполномоченного им органу. Аналогично может создаваться предприятие на базе структурной единицы действующего объединения. Относительно таких предприятий действует правило о сохранении за ними взаимных обязательств и заключенных договоров с другими предприятиями. Предприятия имеют право создавать на территории Украины и за ее пределами субъекты хозяйственного права без прав юридической личности - свои отделены подразделы: филиалы, представительства, отделения и тому подобное с правом открытия текущих и других счетов. Отделенные подразделы действуют на основании положений о них, которые утверждаются предприятием. Открытие отмеченных подразделов не нуждается в их регистрации. Предприятие лишь сообщает об этом регистрационный орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.
Аналогично создаются дочерние предприятия. По законодательству Украины, правом создавать дочерние предприятия наделены хозяйственные общества (ст. 9 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Дочерние предприятия должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для регистрации предприятий.
4. Учредительные документы предприятия
Учредительными документами предприятия называется комплект документов установленной законом формы, согласно которым предприятие возникает и действует как субъект права. С точки зрения правовой природы, учредительные документы являются локальными нормативными актами, то есть актами, которые приобретают юридическую силу в результате утверждения их одним или несколькими основателями предприятия. Форму и содержание учредительных документов определяют в зависимости от видов предприятий общие законы о предприятиях и законах об отдельных видах предприятий. Статья 8 Закона Украины "О предпринимательстве" содержит перечень актов, которые принадлежат к учредительным документам. Во-первых, это решения одного или нескольких владельцев или уполномоченного им (ими) органу о создании предприятия. Если владельцев или органов два и больше, таким решением определенно учредительный договор. Во-вторых, это устав предприятия. Статья 9 Закона Украины" О предприятиях в Украине" дает перечень обязательных сведений, которые необходимо включать в устав предприятия как одного из его основных учредительных актов. Содержание учредительных документов (уставов, учредительных договоров) хозяйственных обществ регулируется статьями 4, 37, 51, 65, 67 и 76 Закону Украины "О хозяйственных обществах". Эти статьи определяют перечни основных данных, которые подлежат включению к учредительным документам обществ отдельных видов. При разработке проектов учредительных документов предприятий необходимо руководствоваться также типичными нормативными актами. Относительно предприятий отдельных видов законодатель применяет типичные формы учредительных документов (например, Типичный устав государственного предприятия, Типичный устав казенного предприятия, Типичный устав закрытого акционерного общества, Типичный устав открытого акционерного общества, созданного путем корпоратизации государственного предприятия). Учредительные документы должны содержать обязательные данные о предприятии, без которых они считаются такими, которые не отвечают требованиям законодательства. Это такие данные:
наименование (завод, фабрика, мастерская и тому подобное) и вид предприятия;
об указание владельца (состав основателей, участников) и местонахождение предприятия;
предмет и и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.