На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные принципы деятельности судебной власти. Президент Республики Беларусь и судебная власть. В задачу суда, по общему мнению, входит не только рассмотрение конкретных, специфических дел, касающихся разделения властей.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Президент Республики Беларусь и
судебная власть




Выполнила
студентка I курса 1 группы
Радионова О.Г.

Научный руководитель
профессор Василевич Г.А.


Минск
2001
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Принятая 15 марта 1994 года Конституция Республики Беларусь впервые закрепила принцип разделения властей в нашей стране. Принцип разделения властей означает, что каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) обладает только ей присущими полномочиями и действует в пределах своих полномочий, не вмешиваясь в деятельность других властей. Так, Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом (ст.90 Конституции). Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство - Совет Министров - центральный орган государственного управления, который обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента (ст.ст. 106 и 107 Конституции). Судебная власть осуществляет правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112 Основного Закона).
Создателем классической теории разделения властей считается французский философ и историк Ш.Монтескье, на взгляды которого значительное влияние оказали его предшественники. В частности, Д.Локк отстаивал необходимость организационного обособления властей: законодательной (осуществляется парламентом, который принимает законы), исполнительной (правительство, претворяющее в жизнь законы), союзная власть (осуществляет внешнеполитическую деятельность). Судебная власть рассматривалась Локком как составная часть исполнительной власти.
Концепция, предложенная Ш.Монтескье, получила большую поддержку. По мнению Монтескье, все погибло бы, если бы в одном и том же лице были соединены все три власти: создавать законы, приводить в исполнение общеобязательные постановления и судить преступления или тяжбы частных лиц Монтескье Ш. О духе законов. - С.Петербург. 1980, с.156-157. Если законодательная и исполнительная власти будут созданы в одном лице или учреждении, то свободы при этом не будет, так как можно опасаться, что тот, кто этой властью обладает, станет издавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять.
Не будет свободы и в том случае, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной, если она соединена с законодательной властью, то судья получает возможность стать угнетателем, Таким образом Ш.Монтескье не допускал верховенства какой-либо ветви власти.
Монтескье отмечал необходимость полного равноправия, равновесия и независимости властей и в то же время их взаимную связанность. Разделение властей необходимо в связи с тем, чтобы исключить концентрацию властных полномочий в руках одного человека или органа. Чтобы исключить возможность злоупотребления властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные ветви власти могли бы сдерживать друг друга. Тем самым были заложены основы для разработки системы “сдержек и противовесов”.
Западно-германский специалист Р.Дарендорф отмечал, что разделение властей не является реальным фактом, так как в обществе они переплетаются и смешиваются, в каждом государстве они имеют своеобразную неповторимую связь.11Dahredorf R. Confusion of Powers: Politics and the Rule of Law. Modern Law Review. - 1977. Vol 40, N 1, p. 1-15
Закрепленное в статье 6 Конституции Республики Беларусь разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную вовсе не означает отсутствие их взаимодействия. В этой связи учреждается пост главы государства, который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Он является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти (ст.79 Конституции). Таким образом, на Президента возлагаются функции арбитра между властями. В этом и заключается особенность его статуса - с одной стороны, он выступает в качестве арбитра, с другой - сам может активно руководить правительством, подчиненными ему органами.
В пределах своих полномочий государственные органы самостоятельны. Их самостоятельность гарантирована Конституцией и другими законами Республики Беларусь прежде всего через определение полномочий, порядка формирования, организации и обеспечения гарантий деятельности этих органов. Оставаясь самостоятельными, государственные органы взаимодействуют между собой, так как они призваны осуществлять функции государства, которые распространяют свою власть на все общество, в необходимых случаях опираясь на средства и меры принуждения.
Система “сдержек и противовесов” обеспечивает возможность взаимного контроля властей и условия для их взаимодействия. Эта идея реализуется в Конституции Республики Беларусь через механизм формирования властей (Национальное собрание и Президент избираются гражданами Республики Беларусь, между Президентом и Советом Республики распределены функции по формированию судебной власти); через механизм принятия законов, через возможность смещения Президента с должности в случаях, предусмотренных статьей 88 Конституции; а также через функционирование Конституционного Суда, который обеспечивает контроль за конституционностью нормативных актов государства.
Судебная власть в Беларуси весьма молода, но уже вполне утвердилась в нашей стране. Об этом заявил президент А.Лукашенко, выступая перед участниками совместного заседания президиума Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции, посвященного анализу работы судов общей юрисдикции в минувшем году и определению путей их деятельности в 2001 году11Судебная власть в Беларуси независима и подчинена только закону// Судовы веснiк, 2001г, №1 с.3.. Президент отметил, что перед судейским корпусом стоит важная задача - сформировать целостную программу практической реализации изменений в республиканском законодательстве. Только за последнее время в силу вступили 18 новых кодексов, отвечающих современным тенденциям развития общества, подчеркнул он. В целом судейский корпус работает стабильно, являясь независимым и подчиненным только закону институтом государства. К одним из основных целей деятельности судей относятся качественное и своевременное рассмотрение дел, соблюдение этических норм поведения судей во время судебного заседания, строгой дисциплины. Несовместимы со статусом судьи коррупция, использование двойных стандартов. Глава государства отметил также необходимость повышения эффективности реализации решений судов. Президент призвал также более активно вводить в практику новые принципы судопроизводства.
Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, что чем выше положение суда в обществе, тем выше уровень законности и демократии в государстве, тем надежнее защищаются права и свободы человека и гражданина. Поэтому расширение компетенции судебной власти - необходимый процесс.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть представляет собой систему независимых судов и судей как носителей судебной власти. Содержанием судебной власти является юрисдикционная правоприменительная деятельность по разрешению правовых споров и конфликтов, а также осуществление иных полномочий, связанных с отправлением правосудия.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Суды обеспечивают осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, действуя на основе единых конституционных принципов правосудия.
Основные задачи судебной власти - защита от посягательств личных прав и свобод граждан, их социально-экономических и политических прав, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, прав юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Статья 109 Конституции закрепляет принципы осуществления судебной власти только судом, определения судоустройства законом; построения системы судов на принципах территориальности и специализации.
Статья 1 закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” от 13 января 1995 года к общим судам относит: Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды (Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды). В соответствии со статьей 2 закона “О хозяйственных судах в Республике Беларусь” от 9 декабря 1998 года в систему хозяйственных судов входят: Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Хозяйственные суды осуществляют в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные и иные.
Осуществление правосудия только судом, установленный порядок образования суда строго регламентируемая процедура рассмотрения дел обеспечивает законность и обоснованность судебных постановлений. Отступление от установленного порядка правосудия, в том числе создание чрезвычайных судов, недопустимо.
Статья 110 Конституции провозглашает принцип независимости судей и подчинения их только закону. В законе “О судоустройстве и статусе судей” закреплены основные гарантии судейской независимости. Судьи разрешают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, без какого-либо постороннего влияния при соблюдении тайны совещательной комнаты. Судебная процедура служит гарантией всестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера и одновременно ограждает суды от какого-либо неправомерного вмешательства в процесс отправления правосудия.
Основные принципы независимости судейских органов, принятые в 1985 году V Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями устанавливают примерный перечень средств обеспечения независимости судей. Отмечается, что каждое государство обязуется предоставлять необходимые средства, позволяющие судьям надлежащим образом выполнять свои обязанности.
Не допускается какое-либо давление на судей со стороны любых государственных органов, должностных лиц, депутатов, средств массовой информации и отдельных граждан. СМИ не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью (ст.64 закона “О судоустройстве и статусе судей”). Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного решения, приговора, определения или постановления влечет за собой уголовную ответственность. Так, Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года предусматривает ответственность за насилие в отношении судьи, заседателя или их близких (ст.388), угрозу в отношении судьи или заседателя (ст.389), вмешательство в разрешение судебных дел (ст.390).
Одной из существенных гарантий независимости судей является их неприкосновенность (ст.65 закона “О судоустройстве и статусе судей”).
В отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не была установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, использованные им.
Статья 111 Конституции закрепляет принцип недопустимости совмещения судебной работы с предпринимательской деятельностью. Судьям не разрешается также выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не связанной с занятием штатной должности, быть депутатом.
Конституцией установлен также принцип деполитизации и департизации судей. По статье 36 судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Подобная норма закреплена и в Российской Федерации, где в Кодексе чести судьи установлено, что судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или иных политических акциях.
Судьи вправе в свободное от основной работы время заниматься научно-исследовательской деятельностью при условии, что она не сопряжена с занятием штатной должности. Судебные работники могут прикрепляться в качестве соискателей к учебным или научным учреждениям для написания диссертаций, готовить к изданию научные статьи, доклады, монографии, учебники, участвовать в разработке научно-исследовательских программ, в том числе на основании трудового договора.
Статья 112 Основного Закона закрепляет принцип законности применительно к судебной деятельности. Правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. В Конституции 1994 года впервые закреплено положение о том, что если при решении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Таким образом, наряду с Конституционным Судом суды осуществляют контроль над конституционностью нормативных актов в государстве.
Одним из основных принципов судебной деятельности является принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел (ст.113 Конституции). Судебное рассмотрение дел, как правило, осуществляется коллегиально (тремя и более судьями). Этим обеспечивается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.
Единоличное рассмотрение обеспечивает соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел, сокращает расходы на судебное производство, повышает эффективность судебных решений, обеспечивает персональную ответственность за вынесенное решение. Такая форма судопроизводства экономична при разрешении мелких, очевидных правовых споров и конфликтов. Отечественный и мировой опыт показывает целесообразность сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел. Этот принцип Концепция судебно-правовой реформы 1992 года предусматривает в качестве одного из принципов модернизации белорусского судоустройства и судопроизводства.
Статья 114 Конституции закрепляет принцип открытого разбирательства дел во всех судах. Рассмотрение дел в судах осуществляется открыто, то есть в присутствии граждан, не являющихся участниками судебного процесса. Открытое судебное заседание предполагает возможность широкого осведомления общественности о ходе и результатах судебной деятельности путем публикации в печатных изданиях, теле и радиотрансляции, использовании иных средств массовой информации. Гласность судебного разбирательства является необходимым условием для осуществления общественного контроля за судебной деятельностью, выполнения судом его предупредительных и воспитательных задач.
ГПК Республики Беларусь (ст.17) устанавливает, что в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебной заседании. Кроме того, гражданский процессуальный закон устанавливает, что любое дело может быть рассмотрено судом в закрытом судебном заседании по просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в деле лиц.
Статьей 23 УПК также установлено, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.
По делам, слушание по которым осуществляется в закрытом судебном заседании, публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.
Конституция также закрепляет принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон (ст.115). Ст.24 УПК Республики Беларусь определяет, что функции обвинения, защиты и осуществления правосудия отделены друг от друга, и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
Обязанность доказывания в судебном разбирательстве предъявленного лицу обвинения возлагается на сторону обвинения. Стороны судебного разбирательства пользуются равными правами по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, участию в судебных прениях. Суд создает необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.
ГПК в ст.19 закрепил правило, согласно которому в споре между собой стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им материальными и процессуальным и правами и исполнять процессуальные обязанности.
Проведение судебного разбирательства на основе состязательности обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.
Принцип общеобязательности судебных постановлений (ч.2 ст.115 Конституции) означает, что вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Обязательность судебных постановлений не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов, спор о которых судом не был рассмотрен и разрешен.
Ст.423 УК устанавливает ответственность должностного лица за неисполнение приговора, решения или иного судебного акта, вступившего в законную силу, либо воспрепятствование их исполнению.
Право сторон на обжалование судебных постановлений предусмотрено ч.3 ст.115 Конституции. Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет, что каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Это неотъемлемое право гражданина, который подвергается мерам уголовного наказания. Если он не согласен с судебным решением, то вправе настоять на пересмотре дела и лично участвовать в судебном заседании. Право обжаловать приговор суда имеют и другие участники процесса, которых он лично касается или которые представляют по делу интересы других лиц.
Ст.399 ГПК устанавливает возможность обжалования не вступившего в законную силу решения суда в суде кассационной инстанции сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.
Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Эта норма, закрепленная в ГПК, дает основание некоторым специалистам в области права сомневаться в ее конституционности, поскольку ст.60 Конституции гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Подобно этому, ст.343 ГПК устанавливает, что решение суда по жалобе на действия избирательных комиссий вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Ст.360 закрепляет, что решение по результатам рассмотрения жалобы на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе не подлежат обжалованию в кассационном порядке.
Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора (ст. 436 ГПК).
Ст.370 УПК устанавливает право кассационного обжалования и опротестования приговора. УПК определяет порядок пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения, определения, постановления суда в порядке надзора.
Часть 5 статьи 365 УПК закрепляет, что если обвиняемый осужден к исключительной мере наказания - смертной казни, председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании после вступления приговора в законную силу. Помилование осужденных в Республике Беларусь осуществляет Президент (п.19 ст.84 Конституции).
Действующее законодательство предусматривает также возможность проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу (производство по вновь открывшимся обстоятельствам).
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

В соответствии с принципами разделения властей и независимости судей Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако Конституция Республики Беларусь закрепляет некоторые основные формы взаимодействия Главы государства и судебной власти.
1. Рекомендация №R(34)12 Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 года, закрепляет, что кроме решений об амнистии, помиловании или по аналогичным вопросам, правительство или администрация не могут принимать решений, которые ретроактивно отменяют судебные постановления.
В соответствии со ст.97 Конституции рассмотрение проектов законов об амнистии входит в компетенцию Палаты Представителей Национального Собрания. П.19 ст.84 Конституции закрепляет право Президента осуществлять помилование осужденных. Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.
Согласно мерам, гарантирующим защиту прав лиц, приговоренных к смертной казни, одобренным Экономическим и Социальным Советом ООН 25 мая 1984 года, каждый приговоренный к смертной казни имеет право на подачу прошения о помиловании или замене приговора; помилование или замена приговора может быть предоставлено во всех случаях вынесения смертного приговора. Смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения прошения о помиловании.11ООН: Права человека и борьба с преступностью. Мн.,1990. С.279-281

Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 03.12.1994г. №250 определяется порядок осуществление помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь. В соответствии с Положением, Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает:
- материалы в отношении лиц, приговоренных к смертной казни, не ходатайствующих о помиловании;
- представления Председателя Верховного Суда либо Генерального прокурора о применении помилования к лицам, осужденным судами республики к смертной казни;
- заявления лиц, отбывших наказания, об освобождении от возмещения материального ущерба, подлежащего взысканию по приговорам судов Республики Беларусь в пользу государства или государственных организаций, находящихся в республиканском и местном подчинении.
Согласно п.2 указанного Положения помилование осужденных осуществляется в виде:
1) замены смертной казни лишением свободы; 2) полного или частичного освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания; 3) замены наказания или его не отбытой части более мягким наказанием; 4) снятия судимости.
Помилование применяется, как правило, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу. Ходатайства о помиловании подаются осужденными через администрацию исправительно-трудового учреждения либо иного органа, исполняющего приговор, и направляется на рассмотрение Президенту Республики Беларусь с приложением копий всех приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнения администрации и мнения наблюдательных комиссий или комиссии по делам несовершеннолетних по существу ходатайства, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотрения вопросов о применении помилования.
В соответствии с п.5 Положения, при рассмотрении ходатайств о помиловании принимается во внимание:
- характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение, отношение к труду, участие в работе самодеятельных организаций в местах лишения свободы, срок отбытого наказания и другие заслуживающие внимания обстоятельства;
- мнение администрации ИТУ или другого органа, исполняющего приговор, наблюдательных комиссий, комиссии по делам несовершеннолетних, общественных объединений и трудовых коллективов, а по заявлениям об освобождении от возмещения материального ущерба по приговорам судов и в иных необходимых случаях также мнение исполнительного комитета районного, городского Советов депутатов, местной администрации.
К особо опасным рецидивистам, а также лицам, к которым ранее были применены амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение от наказания или замена не отбытой части наказания более мягким, условное освобождение из МЛС с обязательным привлечением к труду, если они до погашения или снятия судимости вновь совершили умышленное преступление, помилование применяется только в исключительных случаях.
П.7 Положения определяет сроки обращения с ходатайством о помиловании.
Ходатайство о помиловании осужденных, а также иные материалы до внесения их на рассмотрения Президента предварительно рассматриваются Комиссией по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь. Комиссия образуется Президентом на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество членов Комиссии устанавливается Президентом. Комиссия может приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти и управления, общественных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации. Ходатайства, представления и иные материалы с предложениями Комиссии вносятся на рассмотрение Президента. Ходатайства о помиловании лиц, осужденных к лишению свободы и более мягкому наказанию, а также заявления об освобождении от возмещения материального ущерба вносятся на рассмотрение Президента при наличии предложений Комиссии о применении помилования. Если Комиссия не нашла оснований для вынесения предложений о применении помилования, об этом доводится до сведения Президента, заявителям сообщается об отклонении ходатайств.
Помилование и отклонение ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни, а также помилование осужденных к лишению свободы или другим более мягким мерам наказания производится указами Президента Республики Беларусь.
Указы Президента о помиловании и об отклонении ходатайств о помиловании направляются к исполнению в Верховный Суд либо в МВД РБ.
Сообщения об исполнении указов Президента в отношении лиц, осужденных к смертной казни, направляются Президенту Верховным Судом и Прокуратурой Республики Беларусь, а в отношении лиц, осужденных к другим мерам наказания, - органами, на которые возложено исполнение этих указов.
В случаях отмены или изменения приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам либо в порядке надзора в отношении осужденных, к которым Президентом Республики Беларусь ранее было применено помилование, судьи информируют о принятых решениях Президента Республики Беларусь.
Контроль за своевременным исполнением указов Президента возлагается на отдел по вопросам гражданства и помилования Администрации Президента Республики Беларусь.
2.Декретом Президента от 21 октября 1997 года №20 было установлено, что высшим органом самоуправления судей Республики Беларусь является съезд судей. Съезд осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь. Этим же Декретом закреплялась компетенция съезда судей, определялся порядок его созыва, а также иные вопросы деятельности съезда судей, в том числе материально-технического обеспечения его деятельности Советом Министров. В последующем в Закон “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” в соответствии с названным декретом были внесены изменения. Декрет постановил провести первый съезд судей Республики Беларусь 5 декабря 1997 года.
Президент принимает участие в формировании органов судебной власти. Конституция Республики Беларусь 1994 года предусматривала избрание судейского корпуса Конституционного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда Верховным Советом, а кандидатуры на должности Председателей высших судов представлялись Президентом (п.7 ст.83 и п.5 ст.100 Конституции 1994 года). Назначение судей Республики Беларусь кроме тех, избрание которых было отнесено к компетенции Верховного Совета (п.10 ст.100 Конституции).
В Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме в 1996 году, компетенция Президента в области формирования судейского корпуса несколько изменилась. Так, в настоящее время Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики. Указанные лица избираются из числа судей этих судов (п.8 ст.84 Конституции). Регламент Совета Республики определяет порядок дачи согласия на назначение Председателей высших судов. Кандидатуры на указанные должности представляются Президентом или уполномоченным им должностным лицом. После представления этих кандидатур Совет Республики не позднее 10 дней с момента представления Президентом в период проведения сессии Совета Республики и не позднее 10 дней с момента начала ближайшей сессии Совета Республики, если соответствующее представление получено в период перерыва между сессиями.
При отклонении Советом Республики кандидатуры, представленной Президентом для назначения на вышеуказанные должности, Совет Республики принимает постановление, которое направляется Президенту. В случае, если и повторная кандидатура на вышеуказанные должности будет отклонена, Совет Республики может обратиться к Президенту с предложением о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий.
По вопросам дачи согласия на назначение Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда проводится открытое или тайное голосование Совета Республики. Постановление принимается большинством голосов.
Аналогичная процедура проводится и при назначении на должность судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.
В соответствии с законом “О судоустройстве и статусе судей” Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и судебной коллегии по патентным делам, Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда. Декретом от 21 января 1999 года №1 “О численном составе судей Верховного Суда” устанавливается, что численный состав судей Верховного Суда определяется Президентом. Указ от 25 января 1999 года №54 “О некоторых вопросах деятельности Верховного Суда” ( и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.