На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Проблема возникновения преступлений в сфере безопасности производства, а также причины и условия этому способствующие. Анализ существующих методов борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства и их эффективность.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.02.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


36

МВД УКРАИНИ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Кафедра уголовного права

КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме“Преступления в сфере безопасности производства”
Выполнил:
студент _____ группы ___ курса
_____________ формы обучения
зачетная книжка: №___________
____________________________
Проверил: __________________
____________________________

Донецк 2001 р.

План.

Введение.

Общая характеристика преступлений в сфере безопасности производства.
Проблема возникновения преступлений в сфере безопасности производства, а также причины и условия этому способствующие.
Классификация преступлений в сфере безопасности производства.
3.1. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности и требований охраны труда.
3.2. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью.
3.3. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах.
3.4. Преступления, которые направлены на нарушение правил ядерной или радиационной безопасности.
3.5. Преступления, которые посягают на безопасность использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и соотужений.
Анализ существующих методов борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства и их эффективность.
Заключение.
Литература.
Введение.
Характеризуя общие положения экономической, политической и социальной ситуации на Украине нельзя не отметить увеличение роста преступности. За последние годы Госкомстатом было отмечено увеличение числа преступлений именно в сфере безопасности производства. Таким образом, остро встала необходимость качественного правового урегулирования отношений, которые складываются на производстве при нарушении определеных правил.
С принятием нового Уголовного Кодекса Украина вступила в новый этап своего развития как правовое государство. Для любой страны принятие такого основополагающего нормативно-правового акта как Уголовный Кодекс является большим событием и указывает на достижение определённого согласия в обществе по вопросам государственной охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и государства в целом.
Целью данной курсовой работы является выявление причин и условий, способствовавших возникновению преступлений в сфере безопасности производства, определение проблематики возникновения данных преступлений, для чего в начале будут определены основные преступления, которые происходят на производстве, а потом будет дано определение конкретных составов преступлений с тем, чтобы можно было указать на конкретные причины возникновения каждого преступления. В свете принятия Уголовного Кодекса необходимо провести сравнительный анализ статей старого УК с новым УК для определения расширения или уменьшения степени государственного регулирования и государственного воздействия на отношения, складывающиеся при соблюдении правил безопасности производства. Пока еще не ясно, как будет действовать Уголовный Кодекс на практике, так как еще нет уголовных дел, возбужденных по новому уголовному законодательству и доведенных до логического завершения - либо до закрытия уголовного дела по различным обстоятельствам, либо до направления материалов дела в судебную инстанцию. Отсюда следует, что на данный период нет уголовной и судебной практики, нет постановлений Пленума Верховного Суда, нет разъяснений соответствующих органов для оптимального изучения статей Уголовного Кодекса. Следовательно, для определения реального применения новых положений уголовного законодательства и детального изучения теоретических понятий, данных в нем, можно воспользоваться лишь материалами подготовки к принятию УК (проектами уголовного кодекса, предложенными различными органами - комиссией Верховной Рады Украины, Кабинетом Министров Украины) и недавно выпущенным комментарием к Уголовному Кодексу. Можно также принимать во внимание работы научных конференций, посвященных данному вопросу, выводы долгих дискуссий парламентских комиссий, предложенных к вниманию населения средствами массовой информации, споры ученых-юристов и юристов-практиков, освещенных во многих издательствах Украины. Однако не следует забывать, что ссылки на вышеназванные источники не являются догматическими, так как они не являются аксиомами до тех пор, пока положения Уголовного Кодекса не будут проверены временем и со стороны практики применения статей УК, и с исторической точки зрения.
Принимая во внимание отсутствие сколь бы то ни было значительных и значимых работ, посвященных данной проблеме в свете нового Уголовного Кодекса, для раскрытия темы курсовой работы необходимо будет воспользоваться комментариями и судебной практикой Уголовного Кодекса, который действовал до принятия Кодекса 2001 года, а также постановлениями и разъяснениями различных органов, которые касались действия старого Уголовного Кодекса. Допустимым также является использование положений международного права и международных конвенций.
Таким образом, данная курсовая работа направлена на выявление детерминантов преступлений в сфере безопасности производства, на определение эффективности современных методов борьбы с преступностью вообще, и конкретно с преступлениями, посягающими на безопасные отношения на производстве, а также является одной из первых попыток оценки качества нового Уголовного Кодекса Украины, в ней предстоит показать на защиту каких интересов направлены статьи УК, будут ли действенными при практическом применении положения нового Кодекса, достаточен ли объем указанных в нем санкций, либо, наоборот, законодателем уменьшен размер ответственности за преступления, по сравнению со старым УК.
1. Общая характеристика преступлений в сфере безопасности производства.
На рассмотрение данной курсовой работы выносится определение круга преступлений в сфере безопасности производства. Для полного раскрытия темы курсовой работы необходимо для начала обозначить те деяния лиц в сфере безопасности производства, которые являясь общественно-опасными, определяются составами конкретных преступлений в Уголовном Кодексе. Надо сказать, что в отличие от старого Уголовного Кодекса, где преступления против безопасности производства были разбросаны по различным главам УК, в новом Уголовном Кодексе перечень уголовно-наказуемых деяний, затрагивающих безопасность производства, выделен в отдельную главу. Такое выделение в первую очередь объясняется построением УК. Разработчики Кодекса изложили в определенной системе конкретные виды преступлений и наказаний, предусмотренных за их совершение. Особенная часть состоит всего из XX разделов. Каждый раздел предусматривает преступления определенной группы, что, по мнению авторов УК, должно способствовать более точному и полному решению вопросов уголовной ответственности конкретного лица.
Характеризуя круг преступлений против безопасности производства, необходимо заметить, что данный перечень деяний в новом Уголовном Кодексе выделен в отдельную часть - раздел X. Данный раздел содержит пять статей, которые объединяет общий объект - отношения в сфере безопасности производства. Надо сказать, что все эти статьи построены по относительно одинаковой структурно-логической схеме. Сейчас не ведётся речь о построении статьи в соответствии с общетеоретическими юридическими правилами построения нормы права по принципу наличия гипотезы, диспозиции и санкции. Нет, структура данных статей рассматривается с точки зрения того, что смысловое и буквенное построение статей во многих случаях тождественно. Можно привести примеры такой тождественности. Во всех статья раздела о преступлениях против безопасности производства диспозиция начинается словами «нарушение» требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда, правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции, правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью и т.д. Таким образом объективная сторона, указанная как действием так и бездействием, связана именно с нарушением установленной модели поведения. В каждой статье указан субъект преступления: должностное лицо, гражданин - субъект предпринимательской деятельности, лицо, «которое обязано соблюдать такие правила»[3]. Заметьте, субъект преступления - виновное лицо указанно даже в тех статьях, где это, казалось бы, лишнее. Например, если в ст.271 УК «Нарушение требований законодательства об охране труда» мы имеем дело со специальным субъектом преступления - должностным лицом, то это, конечно же, должно быть отражено и в статье. Но в статье 272 УК «Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью» ведется речь об общем субъекте - лице, которое обязано было соблюдать определенные правила. В статьях старого Уголовного Кодекса, в основном, общий субъект не указывался в диспозициях уголовных норм, он как бы подразумевался при непосредственном толковании и применении статьи Уголовного Кодекса. Разработчики же нового Кодекса по всей видимости пошли по иному пути построения правовых норм уголовного законодательства, указывая в диспозиции самой статьи все элементы, которые будут интересовать пользователей Кодекса, чтобы как можно меньше возникало вопросов по поводу трактования уголовных норм.
Большое сходство можно наблюдать и в гипотезе уголовных статей. Следует отметить, что законодатель считает возможным применение норм УК только при наступлении следующих условий: 1)если произошло причинение вреда здоровью потерпевшего; 2) если была создана угроз гибели людей; 3) если наступили иные тяжкие последствия. Причем такие условия указываются во всех статьях раздела о преступлениях против безопасности производства, что наталкивает на мысль о шаблонности данного Уголовного Кодекса. Однако, сейчас судить о качестве Уголовного Кодекса ещё рановато, пока нет примеров его длительного применения его на практике. Но на ту же мысль наталкивает и иное толкование статей десятого раздела в соответствии с определениями, данными во второй части каждой статьи этого раздела. Все вторые части статей 271, 272, 273, 274, 275 УК выглядят абсолютно одинаково: «То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия»[3].
Единственно, что отличает гипотезу и диспозицию одной статьи от гипотезы и диспозиции другой статьи, так это определение, при каких условиях, где или в каком месте возможно применение санкций данных статей. В ст. 272 УК - это деятельность при выполнении работ с повышенной опасностью, в ст. 273 УК - это работа на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах.
Теперь следует обратить свое внимание на санкции данных статей, предложенных законодательным органом. Для данного раздела характерны альтернативные санкции, где нашли свое отажений следующие меры государственного принуждения (по возрастающей): штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. Также в некоторых санкциях предусмотрены положения о дополнительном наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применение которых, в определенных законодательством случаях, предоставлено на усмотрение суда. Для наказания в виде штрафной санкции предусмотрен максимальный объем в размере до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Для наказания в виде исправительных работ предусмотрен максимальный срок до двух лет. Для наказания в виде ограничения указан срок максимального наказания до пяти лет. Наконец, лишение свободы може быть назначено с максимальным сроком до двенадцати лет. Что касается дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то там наибольшая предусмотренная законом санкция предполагает срок до трех лет.
Таким образом, можно воотчию убедиться, что статьи нового Уголовного Кодекса построены по иному принципу, чем это было в старом уголовном законодательстве. Для юристов-теоретиков не составляет большого труда сразу сделать вывод о том, что разработчики статей Уголовного Кодекса в своей работе постарались максимально приблизиться к так называемо «идеальной норме», когда норма права содержит и гипотезу, и диспозицию, и санкцию, в которых содержится вся информация, которая возможно понадобится пользователю данной нормы, чтобы он не обращался к иным нормативным актам или не искал пояснений в других источниках.
Ещё одним выводом является то, что при определении причин и условий возникновения преступлений в сфере безопасности производства следует говорить об общих детерминантах, то есть о совокупности социально-негативных экономических, идеологических, психологических, организационно-управленческих явлений, которые обусловливают и порождают данные преступления [21, с.8], способствовавших совершению преступлений, определённых составами Х раздела нового Уголовного Кодекса. А, следовательно, и меры борьбы с ними также будут исходить из одной отправной точки.
2. Проблема возникновения преступлений в сфере безопасности производства, а также причины и условия этому способствующие.

Причины совершения преступлений в сфере безопасности производства носят как объективный, так и субъективный характер. Исследования показывают, что вхождение в рыночную экономику породило серьезное противоречие между складывающимися способом производства и организационно-хозяйственными решениями, реализующими основные направления политики государственного регулирования производственных отношений. Очень трудно выявить действительные причины возникновения преступлений в сфере безопасности производства. Надо начать с того, что такие причины обусловлены экономическими, политическими, личностными факторами человека и общества в целом.
Условно обстоятельства, способствующие относительно распространенности и живучести антисоциального поведения работников на производстве, можно разделить на две группы:
а) организационно-хозяйственные;
б) социально-психологические.
Первая группа обстоятельств охватывает такие наиболее существенные, как издержки государственной политики регулирования производственных правоотношений, недостатки действующей системы контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики др. В непосредственной связи с конкретными деяниями чаще других находятся следующие обстоятельства: недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на работы с повышенными требованиями техники безопасности и др.
Вторая группа обстоятельств связана с недостатками правовоспитательной работы, с интеллектуальным и волевым отношением индивида к осуществляемому им деянию, с социальными факторами жизни общества в целом, с низким прожиточным минимумом на Украине и т.д. Степень влияния обеих групп обстоятельств на уровень и динамику таких преступлений. Обе группы обстоятельств не являются чем-то изолированным. В действительности они переплетаются, создавая общий неблагоприятный фон при правовом освещении проблем, связанных с возникновением преступлений в сфере безопасности производства. Проанализируем некоторые из указанных обстоятельств:
Непоследовательность, фрагментность, запаздывание в принятии неотложных мер по стабилизации производственных связей серьезно сказываются на абсолютном падении производства, нарастании кризисных процессов, существенном снижении жизненного уровня населения.
Бесхозяйственность также оказывает свое влияние на увеличение роста преступлений в сфере производства.
Кроме того, способствуют совершению преступлений и такие обстоятельства, как:
а) ненадлежащая охрана, нарушения внутриобъектного режима;
б) запутанность учета, нарушение порядка и сроков проведения контрольных проверок, определяющих степень безопасности на производстве;
в) ненадлежащее отношение к своим прямым профессиональным обязанностям работников, которые обязаны соблюдать правила техники безопасности на производстве;
г) недостатки правового воспитания в коллективах.
Недостатки в деятельности правоохранительных органов.
Исследования свидетельствуют, что снижается уровень оперативно-розыскной работы аппаратов по борьбе с преступностью.
В связи с демократизацией и гуманизацией положений нового Уголовного Кодекса к осужденным за преступления в сфере безопасности производства применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы. Возможно уменьшение случаев применения дополнительных мер наказания в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью.
Происшедшие в уголовном законодательстве изменения приводят следственную и прокурорскую практику к ошибкам в оценке фактической стороны и юридической квалификации содеянного.
Отмеченные обстоятельства, наряду с непродуманными акциями средств массовой информации по дискредитации правоохранительных органов, понизили престиж профессии следователя, прокурора, способствовали оттоку высококвалифицированных кадров, что сказалось на снижении уровня профессионализма и правовой культуры следствия и правосудия.
Общая неподготовленность населения к восприятию политических, экономических и иных преобразований, недостаточная компетентность работников в вопросах безопасности производства, находящихся в их ведении, оказывают ощутимое влияние на возникновение подобных преступлений.
Как конкретные причины на ум приходят недостаточное финансирование предприятий, учреждений и организаций, занятых производством, которые находятся на обеспечении Государственного бюджета Украины, либо на обеспечении местных бюджетов. Что касается субъектов предпринимательской деятельности, то к причинам, приводящим к нарушению законодательства о труде, требований правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью, можно отнести недостаточно действенное налоговое законодательство, когда для сокрытия денежных средств идут на всевозможные ухищрения, которые приводят к плачевным последствиям, недостаточно защищающее права и законные интересы граждан трудовое законодательство, что приводит к грубому его нарушению.
Наконец, можно сказать и о волевом моменте наших сограждан, когда некоторые работы, требующие повышенного внимания, пускаются на самотек, на наше «авось пронесёт».
Таким образом и возникают те общественные отношения в сфере безопасности производства, которые приходиться регулировать при помощи норм уголовного законодательства.
3. Классификация преступлений в сфере безопасности производства.
Классификацию преступлений в сфере безопасности производства необходимо производить в соответствии с определением составов данных преступлений. Невозможно выявление всех конкретных преступлений, которые произошли при нарушении безопасности производства, поэтому для указания причин и условий появления этих преступлений нужно воспользоваться теми составами преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с новым Уголовным Кодексом
Ранее, как уже было сказано выше, данные статьи были разбросаны по различным разделам Уголовного Кодекса. Кроме того, построены были они совершенно по иному структурно-логическому принципу. В новом УК пять статей, касающихся преступлений в сфере безопасности производства, содержат в себе положения примерно десяти статей старого УК. Например: ст. 271 «Нарушение требований законодательства об охране труда» по новому уголовному законодательству содержит в себе требования ст. 133 «Нарушение законодательства о труде», ст. 134 «Отказ в приеме на работу беременной женщины», ст. 135 «Нарушение требований об охране труда» старого Кодекса; ст. 272 «Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью» включает в себя положения ст. 218 «Нарушение правил безопасности горных работ» и ст. 219 «Нарушение правил при производстве строительных работ»; название ст. 273 УК «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах» полностью повторяет название ст. 220 старого УК, однако, диспозиция данных статей существенно отличается одна от другой. В старом кодексе не содержится статьи, которая бы в полной мере передавала смысл ст. 274 «Нарушение правил ядерной или радиационной безопасности», там есть лишь отдельные статьи, в которых ведется речь о таких же источниках ионизирующего излучения, либо о ядерных материалах, это ст. 228.2 «Незаконное приобретение, хранение, использование, передача или разрушение радиоактивных материалов» и ст. 228.5 «Нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки радиоактивных материалов». Наконец, пятая статья раздела о преступлениях против безопасности производства ст. 275 «Нарушение правил, касающихся безопасности использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений» дает определение понятий, которые затронуты в ст. 147 «Выпуск недоброкачественной промышленной продукции» старого Кодекса.
Анализируя положения составов преступлений перечисленных в данных статьях, нельзя не обратиться к различным нормативным актам, благодаря которым происходит конкретизация объекта и объективной стороны преступлений против безопасности производства. Сюда можно отнести и положения Кодекса Законов о Труде, и положения законов, регулирующих порядок проведения работ на предприятиях с повышенной опасностью, и, разумеется, положения Конституции Украины.
3.1. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности и требований охраны труда.
Перечень деяний, которые входят в понятие «преступления против безопасности производства» определены в ст. 271 нового Уголовного Кодекса. Дословное определение понятий, указанных в данной статье выглядит следующим образом: «1. Нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, --
наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, иди ограничением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия,--
наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового»[3].
Данная статья построена по принципу соответствия конституции Украины. Согласно п.4 ст. 43 Конституции Украины «…кожен має право на належні, безпечні і здорові умови праці…»[1]. Согласно ст.7 Закона Украины от 14 октября 1992 года «Об охране труда» условия труда на рабочем месте, безопасности технологических процессов, работа машин, механизмов, оборудования и иных способов производства, состояние коллективных и индивидуальных средств защиты, которые используются работником, а также санитарно-технические условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда. Однако, говоря о нарушении требований законодательства об охране труда, необходимо уяснить, что входит в это понятие. Согласно ст.1 Закона Украины «Об охране труда»: «охорона праці - це система правових, соціально-економічних, організаційно-технічних, санітарно-гігієнічних і лікувально-профілактичних заходів та засобів, спрямованих на збереження здоров'я і працездатності людини в процесі праці» [6]. Таким образом, можно выделить непосредственный объект данного преступления, как отношения в сфере обеспечения безопасности условий труда, жизни и здоровья граждан во время работы.
Объективная сторона преступления может быть выражена в форме действия и бездействия. Объективная сторона преступления предусматривает наличие нескольких признаков в совокупности: 1) нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда; 2) причинение вреда здоровью потерпевшего; 3) причинная связь между нарушением требований законодательства о труде и причинением вреда здоровью потерпевшего, гибелью людей или иными тяжкими последствиями.
Под нарушением требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда следует понимать нарушение требований Закона «Об охране труда», а также общих правил, которые приняты с целью охраны граждан от производственных травм и профессиональных заболеваний в процессе производственной деятельности. Как уже отмечалось ранее, данная статья построена по принципу буквенного соответствия Конституции Украины. Рассматривая ст. 43 Конституции можно определить, что законодатель подразумевает под нарушением требований законодательства о труде: «Використання праці жінок і неповнолітніх на небезпечних для їхнього здоров'я роботах забороняється» [1]. Подтверждение положения Конституции можно найти в ст. 14-16 Закона Украины «Об охране труда», где говорится о том, что запрещено применение работы женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, либо на подземных работах; запрещено применение труда несовершеннолетних, то есть лиц до восемнадцати лет. Также законодательно закреплено, что предприятия, которые используют труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальных программ реабилитации, внедрять дополнительные меры по безопасности работы, которые отвечают специфическим особенностям этой категории работников.
Кроме этого, к нарушениям требований законодательства о труде следует отнести нарушение положений КЗОТа, таких как установление без согласования работ сверх нормы, увеличение рабочего времени, привлечение к тяжелому труду и работам с вредными и опасными условиями труда беременных женщин, незаконное увольнение с работы и другие нарушения.
Под вредом здоровью потерпевшему следует понимать причинение тяжких, средней тяжести или легких телесных повреждений, которые привели к кратковременному расстройству здоровья или к кратковременной утрате трудоспособности.
Под гибелью людей следует понимать смерть одного или большего количества лиц.
Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжких телесных повреждений одному либо нескольким лицам, средней тяжести телесных повреждений двум или более лицам, значительных материальных убытков государственной, общественной организации или гражданам, а равно и длительный простой предприятий, цехов или производственных участков. Кроме того к иным тяжким последствиям следует отнести нанесение крупного материального ущерба, значительный ущерб окружающей среде и т.д.
Потерпевшим может быть любое лицо -- как работник предприятия, учреждения или организации, так и лицо, деятельность которого связана с данным предприятием, учреждением, организацией (командированное лицо, лицо, проходящее практику или стажировку). Однако не ясно, как быть в том случае, когда вред был причинен здоровью постороннему лицу, которое не имеет постоянных или временных отношений с данным предприятием, учреждение или организацией (например, экскурсия учащихся школы по цеху предприятия). Будут ли происходить квалификация преступления в данном случае по этой статье, либо виновное лицо будет отвечать в зависимости от характера преступных действий по статьям за иные виды преступлений. Пока нет судебной практики по уголовному делу, возбужденному по этой статье, нет разъяснений Пленума Верховного Суда Украины, поэтому невозможно с полной ответственностью говорить о том, как необходимо правильно квалифицировать преступление в данном случае.
Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ч. 1 и ч. 2 последствий, происшедших в результате нарушения законодательства об охране труда. То есть, только тогда, когда действие или бездействие виновного лица привели к тому, что нарушением требований законодательства о труде был причинен вред потерпевшему, произошла гибель людей или выявились иные тяжкие последствия.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью.
Субъект данного преступления специальный. Это может быть должностное лицо предприятия, учреждения, организации (то есть лицо, которое постоянно или временно осуществляет функции представителей власти, а также занимает постоянно или временно на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от формы собственности должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющее такие обязанности по специальному полномочию) или гражданин -- субъект предпринимательской деятельности. Действия иных лиц, которые совершили нарушения требований законодательства о труде, по данной статье квалифицироваться не будут, так как они не являются субъектом данного преступления.
Однако, следует заметить, что не все ещё ясно по толкованию этой статьи. Непонятно, до какой же степени общественной опасности должно быть такое нарушение требований законодательства о труде, чтобы оно стало именно уголовно, а не административно или дисциплинарно наказуемым, то есть должна произойти конкретизация состава преступления. Думается, что в данном вопросе возможно будет разобраться только после появления уголовной и судебной практики. Так как на данном этапе судебная практика, которая опиралась на старое уголовное законодательство выявила неэффективную работу судов по данному вопросу: «Окремі суди недооцінюють суспільну небезпечність даного виду злочинів. Винним у їх вчиненні вони іноді призначають м'які міри покарання без урахування характеру допущених правопорушень і тяжкості їх наслідків» [11].
3.2. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью.
Во время действия старого Уголовного Кодекса Украины суды часто допускали ошибки по поводу квалификации отдельных составов преступлений, при совершении которых виновные лица нарушили специальные правила безопасности горных, строительных работ или работ с повышенной опасностью. Ошибка состояла в том, что суды ранее квалифицировали такие преступления по ст. 135 старого Уголовного Кодекса «Нарушение требований законодательства об охране труда», что было недопустимым, так как по такому основанию виновные лица могли нести ответственность только в том случае, когда ими нарушены общие правила техники безопасности, промышленной санитарии или иные требования законодательства об охране труда, которые не являются специальными для строительного, горного или иного опасного производства. Теперь же новым Кодексом предусмотрен отдельный состав, который регулирует случаи нарушения правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью. Статья 272 УК определяет:
«1.Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве или каком-либо предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей либо наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего, --
наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.