На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность, виды и способы расчетов, особенности их правового регулирования. Субъекты расчетных правоотношений. Понятие средства платежа. Кассовые операции и операции инкассации. Правовые принципы осуществления расчетов безналичных и наличными деньгами.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
КУРСОВАЯ РАБОТА

Расчёты в банковской сфере и их правовое регулирование

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения о расчётах
1.1 Понятие и виды расчетов
1.2 Способы расчетов
1.3 Расчетные правоотношения
1.4 Субъекты (участники) расчетных правоотношений
1.5 Понятие средства платежа (денег)
1.6 Особенности правового регулирования расчетов
1.7 Выводы
Глава 2. Операции с наличными деньгами
2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами
2.2 Кассовые операции и операции инкассации
2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
2.4 Выводы
Глава 3. Общие положения о безналичных расчётах
3.1 Правовые принципы осуществления безналичных расчетов
3.2 Сроки исполнения обязательств кредитными организациями при безналичных расчетах
3.3 Способы межбанковских расчетов
3.4 Порядок безналичных расчетов
3.5 Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение: Договор банковского счета
Введение

В данной курсовой работе рассматривается понятие и основные виды расчётов. Расчёты в Российском законодательстве регулируются различными нормативными актами. Основными в этой сфере являются Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ.
В первой части курсовой работы рассматриваются способы расчётов, расчётные правоотношения, складывающиеся при осуществлении расчётов, понятие средств платежа и особенности регулирования расчётов.
Вторая глава посвящена операциям с наличными деньгами, правовому регулированию данных операции, ответственности за нарушение порядка работы с деньгами.
Об общих положениях о безналичных расчётах рассказывает глава третья работы. В ней говорится о правовых принципах осуществления безналичных расчётов, порядке данных расчётов, и о способах межбанковских расчётов.
Актуальность выбранной темы заключатся в несомненной важности расчётных отношений в современном обществе. Во всех сферах нашей жизни почти каждый день мы сталкиваемся с расчётными отношениями.
Цель работы - раскрыть понятие расчётов, охарактеризовать виды расчётов, а также показать структуру и основные моменты наличных и безналичных расчётов, применяемых в финансовой сфере.
Задачами курсовой работы являются:
1. рассмотреть понятие и виды расчетов;
2. рассмотреть формы расчётов с наличными деньгами;
3. рассмотреть положения о формах безналичных расчётов.
Глава 1. Общие положения о расчётах

1.1 Понятие и виды расчетов

Легального определения понятия "расчеты" действующее российское законодательство не содержит.
Если проанализировать случаи употребления данного понятия в различных нормативных актах, то можно сделать вывод, что под расчетами понимается передача (перечисление) денежных средств во исполнение частноправовых или публично-правовых обязательств, а также перечисление денежных средств их "владельцами" на другие свои счета.
При этом в данном случае понятие "обязательство" употребляется в значении любого (а не только гражданско-правового) правоотношения, предметом которого являются денежные средства. В таком значении это понятие используется и в Бюджетном кодексе РФ, и в Налоговом кодексе РФ.
Действия по передаче (перечислению) денежных средств могут обозначаться терминами "осуществление расчетов" или "осуществление платежа".
В зависимости от вида обязательств, во исполнение которых осуществляются расчеты, можно выделить расчеты по гражданско-правовым обязательствам, расчеты по налогам и сборам, расчеты с бюджетом по неналоговым платежам, расчеты, связанные с исполнением бюджета, расчеты по оплате труда и некоторые другие.
По субъектам выделяются расчеты юридических лиц, физических лиц, а в некоторых случаях и расчеты индивидуальных предпринимателей. Кроме того, выделяются расчеты с участием резидентов и нерезидентов, а также межбанковские расчеты.
По валюте платежа выделяются рублевые расчеты и расчеты в иностранной валюте.
По использованию особого инструмента расчетов также можно выделить расчеты с использованием банковских (платежных) карт.
1.2 Способы расчетов

Расчеты могут осуществляться двумя способами.
Во-первых, путем передачи наличных денег (банкнот и монет) в виде личного вручения гражданину или внесения в кассу юридического лица, что является расчетами наличными деньгами.
Во-вторых, путем перечисления денежных средств с одного счета на другой в кредитных организациях, что составляет суть безналичных расчетов.
Следует учитывать, что для физических лиц существует возможность внесения наличных денег в кредитную организацию без открытия в ней банковского счета для перечисления (зачисления) этих денег на банковский счет получателя. Осуществление расчетов таким образом является одной из особенностей расчетов с участием физических лиц и признается специальной банковской операцией см. подпункт 9 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" , на которую распространяются правила о расчетах платежными поручениями см.п. 2 ст. 863 Гражданского кодекса РФ. По мнению Банка России, такой способ расчетов является безналичными расчетами см.письмо Банка России от 4 января 2003 г. N 17-44/1 "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов".
Исходя из этого можно сделать вывод, что общим критерием разграничения наличных и безналичных расчетов является участие в расчетах кредитной организации.
1.3 Расчетные правоотношения

Возникновение расчетных правоотношений, т.е. правоотношений, складывающихся при осуществлении расчетов, связано с совершением действий, направленных на исполнение основного обязательства.
Однако в дальнейшем расчетные правоотношения становятся независимыми (обособленными) от основного обязательства, во исполнение которого производятся расчеты.
В частности, это обусловлено следующим:
- на кредитную организацию как субъекта расчетных правоотношений не распространяются условия основного обязательства между плательщиком и получателем;
- прекращение или признание недействительным основного обязательства не влечет автоматического прекращения уже возникших расчетных правоотношений;
- плательщик и получатель денежных средств как участники расчетных правоотношений могут не совпадать со сторонами в основном обязательстве (например, при погашении задолженности третьим лицом или при осуществлении платежа по поручению должника в пользу третьего лица);
- момент исполнения обязательств перед плательщиком обслуживающей его кредитной организацией не совпадает с моментом исполнения основного обязательства и т.д.
Причем такой подход подтвержден и законодателем, выделившим нормы, регулирующие расчеты, в отдельную главу ГК РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, что, хотя обязательства кредитной организации перед клиентом связаны с оказанием особого рода услуг, они в большинстве случаев выражены в конкретной денежной сумме (не просто перечислить, выдать, зачислить, а перечислить, выдать, зачислить конкретную сумму).
В связи с этим проблема с определением правовой природы этих обязательств ("особые расчетные" или денежные) должна решаться в пользу того, что обязательства кредитных организаций перед своими клиентами носят денежный характер.
Это подтверждается и законодательно закрепленной возможностью взыскания с кредитных организаций процентов за пользование чужими денежными средствами см. ст. ст. 866, 872, 874 Гражданского кодекса РФ .
Исключение составляют некоторые обязанности кредитных организаций, связанные с передачей документов, например, обязанности банка-эмитента передать инкассовое поручение в исполняющий банк.
1.4 Субъекты (участники) расчетных правоотношений

При расчетах наличными деньгами субъектами этих отношений прежде всего являются плательщик и получатель. В качестве плательщиков и получателей денег в различных сочетаниях могут выступать как физические, так и юридические лица.
Причем при погашении задолженности третьим лицом или передаче денег по поручению должника третьему лицу субъекты расчетных отношений не совпадают с субъектами основного обязательства. Однако необходимо учитывать, что это возможно только при расчетах по гражданско-правовым обязательствам. Основаниями для таких действий будут являться соответственно, ст. 313 ГК РФ "Исполнение обязательства третьим лицом" и ст. 971 ГК РФ "Договор поручения".
При безналичных расчетах субъектами расчетных отношений являются плательщик и получатель денежных средств, которыми могут быть и граждане и юридические лица, а также кредитные организации, через которые проходит платеж.
Причем при расчетах по гражданско-правовым обязательствам здесь также возможны ситуации, когда субъекты расчетных отношений не совпадают с субъектами основного обязательства.
Также следует учитывать, что выдача кредитов юридическим лицам, в том числе при предоставлении средств на оплату платежных документов и на выплату заработной платы, должна обязательно сопровождаться перечислением денежных средств на банковский счет юридического лица как заемщика.
1.5 Понятие средства платежа (денег)

Денежное обязательство может прекращаться целым рядом способов.
Например, чтобы погасить денежное обязательство гражданско-правового характера за счет передачи кредитору какого-либо иного имущества, необходимо заключить соглашение об отступном см. ст. 409 Гражданского Кодекса РФ, чтобы переоформить это обязательство в другое, предусматривающее иной предмет или способ исполнения, необходимо соглашение о новации см. ст. 414 Гражданского Кодекса РФ и т.д. При использовании для погашения данного обязательства предусмотренных законодательством средств платежа получение согласия кредитора на это не требуется.
Виды имущества, которые могут использоваться в обороте в качестве средства платежа, признаются деньгами.
Однако здесь следует отметить несовпадение понятия "денег" с экономической и юридической точек зрения.
Экономисты считают деньгами любые виды ликвидных активов (например, ценные бумаги), которые используются в качестве средства обращения.
С юридической точки зрения ценные бумаги являются самостоятельным объектом прав и не могут рассматриваться в качестве средства платежа. Это обусловлено двумя объективными факторами:
- во-первых, использование для погашения обязательства денежного характера ценных бумаг допустимо только с согласия кредитора, для чего при расчетах по гражданско-правовым обязательствам требуется достижение соглашения сторон, а по публичным - прямое указание в законодательстве;
- во-вторых, получение ценных бумаг кредитором не означает автоматического прекращения обязательства денежного характера. Вместе с тем получение денежных средств кредитором (получателем) означает прекращение денежного обязательства, а при расчетах по публичным обязательствам в безналичном порядке таким моментом по общему правилу признается момент списания средств со счета должника.
Проявление этих двух факторов также хорошо видно на следующих примерах.
Получение одних ценных бумаг против предоставления других является сделкой мены, а не купли-продажи.
Передача в качестве погашения обязательства векселя требует заключения соглашения об этом между сторонами этого обязательства. К такому соглашению применяются правила об отступном (если это вексель третьего лица) или о новации (если это вексель должника). В противном случае первоначальное обязательство и вексельное обязательство между собой связаны не будут.
Поэтому с юридической точки зрения понятие "деньги" более узкое.
В соответствии с действующим законодательством РФ в качестве средств платежа (денег) может выступать следующее имущество:
- рубли в наличной форме, т.е. в виде банкнот и монет Банка России, или в безналичной форме, т.е. в виде записи на банковском счете см. ст. ст. 29 и 80 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)";
- в установленных законом случаях иностранная валюта в безналичной форме см. ст. 82 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ см. ст. 29 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются см. ст. 27 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Наличная иностранная валюта выступает в обороте в качестве предмета сделки (товара).
Даже в отношении рублей в наличной или безналичной форме необходимое условие их использования в качестве средства платежа (денег) заключается в том, чтобы это допускалось законодательством применительно к конкретной ситуации. В связи с этим необходимо различать понятия "валюта обязательства" и "валюта платежа". "Валюта обязательства" является более широким понятием, поскольку любое обязательство может быть выражено не только в рублях, но и в иностранной валюте и в условных единицах. Однако это не означает, что в этих же единицах могут производится расчеты.
Причем следует отметить, что тенденцией развития современного законодательства о расчетах является сужение сферы использования наличных денег.
Не являются средством платежа (деньгами) банковские (платежные) карты. Такие карты рассматриваются как инструмент безналичных расчетов.
1.6 Особенности правового регулирования расчетов

Основополагающее значение при правовом регулировании расчетов на законодательном уровне имеют нормы, содержащиеся в главах 45 и 46 ГК РФ.
Исходя из этого, необходимо учитывать следующие особенности правового регулирования расчетов:
1) при правовом регулировании расчетов объективно преобладает публично-правовое регулирование.
Это связано с тем, что основные обязанности участников расчетов являются публично-правовыми, поскольку возникают перед государством в целом, охраняющим интересы всех субъектов расчетных отношений (т.е. с точки зрения критерия охраняемого интереса), и вне зависимости от воли и усмотрения участников расчетов (т.е. с точки зрения метода правового регулирования).
Соответственно, большинство норм, регулирующих расчеты, в том числе норм ГК РФ, являются нормами публичного права см., Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов - основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. N 6. С. 88..
Например, обязанности кредитных организаций в части соблюдения очередности платежей при осуществлении расчетно-кассового обслуживания счетов своих клиентов, предусмотренные ст. 855 ГК РФ, возникают перед государством в целом и не зависят от воли и усмотрения кредитной организации. Эти обязанности она несет вне зависимости от субъектного состава участников расчетов. Именно поэтому исполнение данных обязанностей кредитных организаций применительно к конкретным платежам обеспечивается мерами ответственности административного характера см., ст. 15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Это, в свою очередь, означает, что правовое регулирование расчетных отношений не строится в полном объеме на принципах профилирующих отраслей права (т.е. выделяемых с использованием критерия метода правового регулирования). Например, к сфере гражданско-правового регулирования относится только выбор клиентом, не являющимся государственным органом, банка для обслуживания, при расчетах по гражданско-правовым обязательствам - выбор способа, при расчетах по гражданско-правовым обязательствам в безналичным порядке - выбор формы расчетов. Кроме того, возможна вариативность при применении некоторых диспозитивных норм ГК РФ, а также некоторых положений банковских правил, которые отсылают к договорам. По остальным вопросам стороны подчиняются публично-правовому регулированию;
2) другие федеральные законы могут устанавливать особенности осуществления безналичных расчетов по сравнению с положениями ГК РФ применительно к отдельным видам отношений.
Эти федеральные законы, устанавливающие особенности осуществления расчетов применительно к отдельным видам отношений, имеют приоритет перед положениями ГК РФ как специальные.
Так, к отношениям органов федерального казначейства с Банком России или иными уполномоченными кредитными организациями по поводу счетов по учету средств и доходов федерального бюджета могут применяться нормы ГК РФ только в части не урегулированной нормами публичного права см. ст. 244 Бюджетного кодекса РФ;
3) правовое регулирование безналичных расчетов на подзаконном уровне осуществляется Банком России, который при осуществлении этой деятельности независим и подчиняется только закону.
В соответствии со ст. ст. 4, 29 и 80 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России осуществляет такие функции, как организация обращения наличных денег и установление правил расчетов. Необходимо также учитывать, что согласно п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, а также осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам относятся к банковским операциям. Соответственно, на основании ст. 57 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России может устанавливать обязательные для банков правила осуществления этих банковских операций. Естественно, при этом акты Банка России должны соответствовать федеральным законам как актам более высокой юридической силы.
Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 1 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С точки зрения правового регулирования расчетов это означает, что вопросы их осуществления актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств напрямую регулироваться не могут, а изданные акты не могут применяться без одобрения Банка России.
Однако в отношении Президента РФ не следует забывать о его конституционных полномочиях. Конституционный Суд РФ исходит из того, что при отсутствии соответствующих законодательных актов, Президент РФ в силу своих конституционных полномочий может осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов. Например, до 1 июля 2002 г., т.е. до тех пор, пока не вступила в силу ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций определялась п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
Если же какой-либо вопрос урегулирован на законодательном уровне, то Указы Президента РФ, противоречащие этому регулированию, применению не подлежат см. ч. 3 ст. 90 Конституции РФ.
По смежным вопросам правового регулирования могут либо издаваться совместные акты (например, акты Банка России и Государственного таможенного комитета РФ) либо осуществляться издание Банком России порядка применения конкретных актов (например, указов Президента РФ).
Акты Банка России обозначаются в ГК РФ как банковские правила.
1.7 Выводы

Завершая рассмотрение вопросов правового регулирования расчетных отношений, хотелось бы предложить следующее определение. Расчетные правоотношения - это отношения, включающие в себя фактические и юридически значимые действия, как правило, в виде сделок, направленные на исполнение денежного обязательства (погашение денежного долга) в наличной и безналичной формах, которые регулируются частно - правовыми и публично-правовыми нормами, содержащимися в национальном законодательстве, международных договорах и обычаях.
Глава 2. Операции с наличными деньгами

2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами

В соответствии с п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. А вот применительно к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает введение ограничений.
На основании ст. ст. 4 и 29 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России установил следующие ограничения для расчетов наличными между юридическими лицами:
1) по размеру - в виде предельного размера расчетов по одному договору в сумме 60 тыс. руб.
При этом применительно к некоторым конкретным ситуациям расчеты наличными запрещаются полностью, например, при выдаче банками кредитов юридическим лицам, при осуществлении выплат по аккредитиву;
2) по порядку расчетов - в виде обязательности внесения наличных средств в кассу юридического лица - получателя, а не в обслуживающий его банк для зачисления на банковский счет.
В отличие от юридических лиц физические лица могут осуществлять переводы денежных средств через банки без открытия в них банковских счетов, т.е. банки вправе принимать от них наличные деньги для зачисление (перечисления) на счет получателя, что является самостоятельной банковской операцией см. пп. 9 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Что касается граждан-предпринимателей, то, хотя п. 2 ст. 861 ГК РФ предусматривает возможность введения подобных ограничений и в отношении них, Банк России таких ограничений не устанавливает. Это связано с тем, что имущество граждан-предпринимателей не разграничивается на то, которое они используют для осуществления предпринимательской деятельности, и на то, которое они используют для личного потребления. Соответственно, юридически разграничить их платежи на личные и предпринимательские в большинстве случаев невозможно.
Пункт 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ о коммерческих организациях, в данном случае неприменим, поскольку речь идет не о нормах ГК РФ, а о публично-правовом регулировании, осуществляемом Банком России.
Перечисление налогов и сборов через банки без открытия в них банковских счетов могут производить только физические лица. Юридические лица такой операции производить не вправе см. письмо Банка России и Министерства РФ по налогам и сборам от 12 ноября 2002 г. N 151-Т, ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов" .
Уплату налогов и сборов наличными деньгами, т.е. в кассу уполномоченного органа или через организацию почтовой связи, по действующему НК РФ могут производить только физические лица и только при отсутствии в данной местности банка (п. 3 ст. 58). Однако применительно к конкретным региональным и местным налогам и сборам существует возможность закрепления такой возможности соответственно, в законах субъектов РФ или в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 58).
2.2 Кассовые операции и операции инкассации

Помимо собственно расчетов наличными деньгами, к вопросам организации наличного денежного обращения в соответствии со ст. 34 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" относятся такие вопросы, как определение порядка ведения кассовых операций, т.е. работы с денежной наличностью, а также порядка осуществления инкассации, т.е. приема, доставки и сдачи в кредитную организацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.
Правовое регулирование по данным вопросам осуществляется Банком России.
По первому вопросу в отношении юридических лиц, не являющимися кредитными организациями, действуют Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и Положение Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации", а в отношении кредитных организаций - Положение Банка России от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".
При этом кредитные организации, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, при совершении кассовых операций руководствуются актами для обычных юридических лиц.
Основные правила ведения кассовых операций заключаются в следующем.
Все юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства на банковских счетах в кредитных организациях.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое юридическое лицо (в том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег - вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача - по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежаще оформленным другим документам. В частности, оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
Каждое юридическое лицо может иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающей его кредитной организацией по согласованию с руководством этого юридического лица (для кредитных организаций такой лимит устанавливается Банком России). Денежная наличность сверх установленных пределов подлежит сдаче в кредитную организацию для зачисления на счет юридического лица. В этом случае деньги вносятся в кассу кредитной организации.
Лимит остатка наличных денег в кассе, а также сроки сдачи наличных денег в кредитную организацию устанавливаются ежегодно на основании расчета по установленной форме, представляемого юридическим лицом в кредитную организацию см. приложение N 1 к Положению Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации".
При наличии у юридического лица нескольких счетов в различных кредитных организациях оно обращается в одну из них по своему выбору. По юридическим лицам, не представившим расчета на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одну из обслуживающих их кредитную организацию, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в кредитную организацию наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по мотивированному ходатайству юридического лица.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Разрешается хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не свыше трех дней (для районов Крайнего Севера - пяти дней, предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.
Кроме того, юридическим лицам, не имеющим задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с обслуживающими их банками расходовать поступающую в их кассы денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, а также принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. В частности, такими целями являются выдача заработной платы и выплаты социального характера, закупка сельскохозяйственной продукции у населения, оплата командировочных расходов и т.п..
Предусмотрена также возможность выдачи наличных денег работникам под отчет (например, для оплаты командировочных расходов, горючесмазочных материалов и т.п.). Такая выдача не подпадает под понятие расчетов, поскольку в этом случае речь идет не о выплате доходов работнику, а о предоставлении ему права оплатить определенные расходы самого юридического лица. По израсходованным суммам работник должен будет отчитаться перед бухгалтерией, а неизрасходованные суммы сдать обратно в кассу.
Получать наличные деньги со своих счетов в кредитных организациях (через кассы этих кредитных организаций) юридические лица также могут только на цели, установленные нормативными актами (в частности, это касается выдачи заработной платы и выплат социального характера и стипендий и т.п.). Выдача денег кредитной организацией в таких случаях осуществляется на основании чека.
Получение наличных денег может производится и с использованием банковских карт.
Осуществление приема и выдачи наличных денег кредитными организациями в качестве предоставления услуг своим клиентам называется кассовым обслуживанием.
Осуществление кассового обслуживания является банковской операцией см. пп. 5 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности", в рамках которой совершаются расчетные сделки. В результате совершения этих сделок осуществляется исполнение публично-правовых обязанностей организаций по хранению средств в кредитных организациях и гражданско-правовых обязанностей кредитных организаций по обслуживанию этих организаций, а также трансформация вещных прав в обязательственные и наоборот. Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что кассовые операции являются разновидностью расчетных операций со специальным порядком правового регулирования.
Инкассация также является банковской операцией. Данные операции могут осуществлять банки и расчетные небанковские кредитные организации, а также небанковские кредитные организации инкассации, зарегистрированные и получившие лицензию до 2 марта 2004 г. (с этой даты утратили силу указания Банка России от 1 июня 1998 г. N 244-У "О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности").
2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Проверки соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации не реже одного раза в два года.
За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций на должностных лиц кредитных организаций нал и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.