Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 121116


Наименование:


Курсовик Историческая карта как средство формирования пространственных представлений, учащихся на уроках истории Древнего мира (5 класс)

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 07.05.2020. Год: 2014. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра всеобщей истории, методики преподавания истории и обществознания


«Историческая карта как средство формирования пространственных представлений, учащихся на уроках истории Древнего мира (5 класс)»
КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки 4-го курса,
402 группы
по учебной дисциплине: «Методика обучения и воспитания (история)»




Оренбург – 2014 г.

Содержание:
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Историческая карта как средство формирования пространственных представлений…………………………………………….8
1.1. Общая характеристика исторических карт……………………………..8
2.1 Методика работы с учебными картами на уроках истории………….10
Глава 2: Использование исторических карт на уроках истории………...15
2.1 Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой……………………………………………………..........15
2.2. Использование карт на уроках истории Древнего мира……………..16
Список литературы…………………………………………………………….33
Приложение……………………………………………………………………..35

Введение.
Формирование представлений учащихся об историческом пространстве осуществляется в основном с помощью исторических карт. Парадоксально, но столь понятное методическое явление все больше игнорируется учителями. Многие из них уповают на то, что в школах нет достаточного количества карт, либо они есть, но в плохом состоянии. Хотя на самом деле, как показывает анализ, причина заключена в методической псевдосвободе и технологической неразберихе, царящей сегодня в историческом образовании. В результате — массовая картографическая безграмотность учителей и учащихся. Для того чтобы хоть как-то восполнить образовавшийся «вакуум», напомним наиболее известные основные содержательные характеристики исторических карт, а также взгляд на работу с картами с позиции технологии.
С картами иметь дело труднее, чем со многими другими учебными пособиями. Они (карты), в отличие от картины или рассказа на -историческую тему, не дают конкретизированного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов. Расшифровка этого языка невозможна без умения мыслить инструментально; работа с картами требует сосредоточенности, настойчивости, напряжения сил. С картами работать сложно, как с диаграммами и схемами.
Объект: методика обучения истории в школе.
Предмет: методика работы с картографическим материалом на уроках истории.
Цель работы: изучение роли и значения исторической и контурной карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. дать общую характеристику исторических карт;
2. показать роль карты в формировании исторических умений и навыков;
3. исследовать значение контурных карт в развитии навыков работы с исторической картой;
4. изучить методику работы с контурной картой, типичные ошибки и пути их преодоления.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что для того, чтобы прочувствовать сам ход исторического процесса, необходимо овладеть навыками пространственной локализации исторических событий, чему и способствует работа с исторической картой, формирование умения разумно использовать её при изучении различных тем.
Большую роль в изучении истории в школе играет знание учащимися исторической карты, овладение умением свободно использовать настенные и настольные карты при изучении различных тем.
Методика преподавания истории предполагает работу с картой строить по следующей схеме: учитель показывает на настенной карте—ученики следят за ним по атласам и картам учебника. Таким образом, настенная карта считается основой основ, учитель постоянно обращается к ней при изложении нового материала, при опросе учащихся и на этапе закрепления изложенного материала.
Знание истории предполагает не только свободное оперирование историческими фактами, но и владение исторической картой. Прежде чем приступить к её изучению, нужно убедить учащихся, что, не пользуясь картой вообще, нельзя изучить историю, потому что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определённом месте и в определённое время, поэтому географическая среда оказывает своё влияние на развитие исторического процесса.
Чтобы правильно организовать работу по ознакомлению и постепенному постижению исторической карты, преподаватель должен исходить из того факта, что карта является необходимым средством наглядного раскрытия связей исторического процесса. Знать карту—это не только знать её символику, города, границы, реки, но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» -- вот та задача, которой должен руководствоваться учитель истории, приступая к работе над исторической картой.
О значении карты на уроках истории написано немало статей, авторы которых обращают внимание на различные аспекты использования карты в процессе преподавания, на роль настенной карты, контурных карт, меловых рисунков и карт-схем в более глубоком усвоении учащимися различных тем.
Достаточно полно данный вопрос раскрыт в статье А.И.Стражева «Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома». Данная работа содержит интересные рекомендации по работе с картой, которые сохранили своё значение и сегодня. Автор акцентирует внимание на том, что учитель должен чётко показывать на карте все необходимые ориентиры, побуждая учащихся отыскивать их в своих атласах и зрительно запоминать место нахождения различных объектов.
Для всех, кто писал об особенностях работы с картой позднее, данная статья стала основополагающей. Её цитировали, на неё ссылались, её рекомендации повторяли и развивали. Даже в изданиях последних лет, когда большое внимание стало уделяться развитию навыков самостоятельной работы учащихся, методические рекомендации по работе с картой не претерпели значительных изменений.
Методике работы с исторической картой посвящена статья О.Д.Петровой «О работе с картой в 5 классе». Автор полагает, что основная задача преподавателя истории—подвести учащихся к посильному для их возраста пониманию законов развития общества. В 5 классе, по утверждению О.Д.Петровой, ребятам приходится говорить о географическом положении, о природных условиях и их влиянии на жизнь людей. В данном случае карта—это незаменимый помощник, основное средство для изучения вопросов исторической географии. В статье подробно описывается процесс использования настенной карты при изучении различных тем в 5 классе.
В пособии М.Т.Студеникина «Методика преподавания истории в школе» представлена общая характеристика исторических карт, большое внимание уделено применению учебных, контурных карт и картосхем на уроках истории. Автор подчёркивает огромную роль исторической географии в процессе овладения историческими знаниями.
Полезные советы по работе с контурной картой даёт Г.И.Годер. Он акцентирует внимание на том, что обучение в данном случае проходит в несколько этапов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем—настенной, и, наконец, по памяти. При этом большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем. Автор подчёркивает ценность использования контурной карты при формировании навыков работы с исторической картой, предлагает рекомендации по обучению ребят заполнять карты, даёт характеристику ошибок при работе с контурными картами и предлагает пути их преодоления.
Краткую характеристика исторических карт дана в книге В.В.Шогана. В его понимании историческая карта—это условно-графическое пособие, которое позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в условиях географически определённого места, устанавливать влияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.
В книге «Уроки истории в классе» А.Н.Хмелев исследует особенности структуры урока истории и место исторической карты на этом уроке. Он подчёркивает, что учителю 5 класса приходится преодолевать огромную трудность, вызванную тем, что ему нужно приучить учащихся работать с исторической картой. Автор считает, что эту работу нужно начинать с того урока, когда ученики переходят от истории первобытного общества к изучению первого рабовладельческого государства—египетского.
Д.Н.Никифоров полагает, что большое значение в изучении истории должно отводится использованию схематических рисунков на доске. Особое внимание отводится и работе с картой, при этом автором подчёркивается, что рисунок на доске не заменяет и не исключает наглядного пособия, а лишь дополняет его.
В статье «Искусство классной доски на уроках истории в школе» В.С.Мурзаев обращает внимание на то, что многие учителя не умеют пользоваться исторической картой. Он вводит понятие «немая карта». Автор считает, что просто карта с названиями ещё не «говорит», говорящую же карту может создать лишь тот, кто знает приёмы педагогического рисования. Карта, по мнению автора, заговорит лишь тогда, когда она будет дана не в статистике, а в движении, в развитии.
Таким образом, данной проблеме посвящён ряд работ, в которых нашли отражение различные методики работы с историческими и контурными картами, а также многочисленные рекомендации и советы начинающим учителям истории.
?
Глава 1. Историческая карта как средство формирования пространственных представлений.
1.1. Общая характеристика исторических карт.
Исторические карты создаются на основе географических и представляют собой уменьшенные обобщённые изображения исторических событий или процессов.
Несмотря на возможное сходство, существует ряд отличий между исторической и географической картой:
1. на исторической карте зелёным цветом обозначены не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства;
2. другая особенность исторических карт—раскрытие динамики событий и процессов: на географической карте всё статично, на исторической же легко увидеть возникновение государств и изменение их территории, пути движения войск и торговых караванов. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки, военные удары—стрелки с более коротким древком и широким основанием, места сражений—скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших—точки.
Сами исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств), по содержанию (обобщающие или основные, обзорные и тематические), по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). Обзорные карты отражают все основные исторические явления и события данного времени в определённых природных условиях, тематические -- охватывают более узкий круг событий. На практике основные и тематические карты используются в тесной связи, так как взаимодополняют друг друга.
По мнению В.В.Шогана, исторические карты, схемы, исторические рисунки относятся к аналитическим средствам наглядности, так как они способствуют созданию образа-представления между субъектами истории в историческом явлении.
Автор считает, что в преподавании истории используются следующие виды карт:
1. Настенная историческая карта, на которой изображается относительно большое пространство, содержатся сведения о достаточно длительных исторических периодах и о различных аспектах исторического процесса. С дидактической точки зрения основное назначение данной карты—способствовать созданию целостного представления об историческом явлении. Настенные карты могут содержать и дополнительные карты (карты-врезки), посвящённые отдельным темам или каким-нибудь подробностям.
2. Карта в историческом атласе. Исторический атлас—это собрание расположенных по хронологическому принципу карт и карт-врезок, как обзорных, так и детализированных. В некоторых исторических атласах наряду с картами содержатся картинки, таблицы, диаграммы, текстовая и хронологическая информация.
3. Карта в учебнике является дополнением к тексту учебника, поэтому она содержит обычно не слишком обильную информацию и призвана иллюстрировать текст.
4. Карта-диапозитив, представленная на экране, может заменить настенную карту. Если учитель демонстрирует карты в определённой последовательности, то возникает своеобразный динамичный «картофильм». Такой способ демонстрации часто применяется в музеях и на выставках.
5. Самодельная карта, или карта-схема, призвана восполнить пробелы в наборе картографических пособий и соответствует способностям и знаниям отдельных учеников.
Таким образом, существует большое разнообразие исторических карт, которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение этих карт—залог более глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.
1.2. Методика работы с учебными картами на уроках истории....

Заключение.
Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период, умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния па карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.
Существует большое разнообразие исторических карт, которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение этих карт—залог более глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.
Чтобы научиться читать историческую карту, необходимо проделать огромную работу, направленную на усвоение учащимися понимания того, что без карты невозможно не только осознать, но и проанализировать ход исторических событий. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.
Огромное значение имеет правильная работа с контурной картой, так как контурная карта не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой. Вместе с тем, виды использования контурных карт определяются конкретными условиями преподавания. Заполнение каждой контурной карты осуществляется учащимися по указанию учителя в один, два и более приёмов, причём целесообразно оценивать в отдельности каждый этап работы. В результате работы с контурными картами у учащихся заметно возрастает интерес к исторической карте. Они всё чаще обращаются к ней при ответах, значительно продвигаются в использовании её легенды.
Цели, структура и содержание школьной картографической подготовки, в процессе которой осуществляется формирование картографической грамотности учащихся, зависят от общих целевых установок всей системы образования. В период становления школьной истории цели картографической подготовки сводились, преимущественно, к освоению учащимися исторической номенклатуры. В первой половине ХХ века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками исторической информации. Во второй половине ХХ века разработанная система картографических знаний и умений должна была обеспечить углубление научности школьной истории, а в методике обучения истории была усилена роль карты как объекта изучения.
Современная школьная картография не в полной мере удовлетворяет современным целям среднего исторического образования и еще меньше – перспективным идеям модернизации системы школьного образования. Требования школы ХХI века к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни.
?
Список литературы:
1. Бахтина, О.И. Формирование умений на уоках // Преподавание истории в школе, 1985. - №3.
2. Вагин, А.А.Схематические планы и карты на уроках истории // Преподавание истории в школе, 1946. - №4.
3. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова. – М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 2001. – 175с.
4. Годер, Г.И. Оптимизация процесса обучения истории древнего мира в средней общеобразовательной школе / Г.И. Годер . Моск. гос. пед. ин-т имени В.И. Ленина, Специализир. совет. – М., 1986. – 16 с.
5. Горбовская, О.И. Методика преподавания истории и обществоведения в средней школе / Сарат. гос. ун-т имени Н.Г. Чернышевского. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. – 28 с.
6. История Древнего мира. Учебное пособие для 5 класса общ. учр. с русск. яз. обучения / под ред. В.С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2001. – 22 с.
7. Мурзаев, В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории / В.С. Мурзаев. – М.: Учпедгиз, 1946. – 116 с.
8. Наглядность в преподавании истории / А.А. Вагин, - М.:Учпедгиз, 1952. – 120 с.
9. Никифоров, Д.Н. Доска и мел на уроках истории // Преподавание истории в школе, 1946. - №2.
10. Петрова, О.Д. Методика использования графических наглядных пособий в процессе преподавания истории СССР в 9-м и 10-м классах / О.Д. Петрова. Моск. гор. пед. ин-т имени В.П. Потёмкина. – М., 1954. – 16 с.
11. Петрова, О.Д. Работа с исторической картой в 5 классе // Преподавание истории в школе, 1964. - №6.
12. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый. – 2-е изд. – М.: Пед. о-во России, 1999. – 210 с.
13. Стражев, А.И. Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома // Преподавание истории в школе, 1946. - №2.
14. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.
15. Текенбаум, М.И. Формирование навыков работы с исторической картой// Преподавание истории в школе. 1966. - №6.
16. Хмелев, А.Н. Уроки истории в классе / А.Н. Хмелев. – М.: Учпедгиз, 1953. – 84 с.
17. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 475 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.