Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 121309


Наименование:


Курсовик ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ M. M.СПЕРАНСКОГО В 1801-1812 ГГ.. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 18.05.2020. Год: 2020. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: 47. *

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

Институт исторического и правового образования
Кафедра Отечественной истории

Направление подготовки 44.03.01
«Педагогическое образование»
Профиль «История»
Курс 4 ОЗО

МУСИН РАМИС МАРСОВИЧ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ M. M.СПЕРАНСКОГО В 1801-1812 ГГ.. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Уфа 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ M. M.СПЕРАНСКОГО (1801-1805)……………………………………………………………………….12
1.1. Участие в работе «Негласного Комитета» и разработка министерской реформы…………………………………………………………………………..12
1.2. Формирование теоретических воззрений и публикация докладов правоведческого характера……………………………………………………...16
ГЛАВА 2. РЕФОРМАТОРСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ M. M.СПЕРАНСКОГО И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ (1806-1812)……………………………22
2.1. Подготовка программного документа «Введение к уложению государственных законов» и общественная реакция………………………….22
2.2. Практические результаты и значение деятельности M. M.Сперанского…………………………………………………………………...29
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ.......................................................................53
3.1. Сравнительный анализ школьных учебников по данной теме…………..53
3.2. Использование дидактического материала …………………………….....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………...62
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….....66
?
ВВЕДЕНИЕ
Особое значение на этапах подготовки и проведения глубоких государственных реформ в Российской империи занимал Михаил Михайлович Сперанский, чей вклад волновал и волнует лучшие умы государственных деятелей страны, политиков и ученых на протяжении уже двухсот лет.
Актуальность темыданной выпускной квалификационной работы обусловлена многими причинами.
Во-первых, тем, что исследование процесса зарождения и реализация реформаторских преобразовательских проектов Российского государства имеет огромное историческое и политическое значение для ее современности и будущего поколения. Известнейший отечественный историк С. М. Соловьев взывал в конце XIXвека: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но необходимо соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственной преемственностью форм… - Вот обязанность историка в настоящее время» . Изучение опыта реформаторской, политической и государственной деятельности M. M.Сперанского поможет процессу дальнейшего накопления знаний о глубинных причинах механизма возникновения необходимости реформаторских проектов и идей в русском обществе, удачах или провалах в деятельности выдающихся реформаторов.
Во-вторых, тем, что осуществляющиеся в настоящее время реформы в Российском государстве проводятся неэффективно и не всегда дают нужные результаты.
Очевидно, что без исторических знаний и опыта современные реформаторы будут терпеть крах в преобразовательных задачах развития нашей страны.
В-третьих, актуально еще и тем, что современное поколение на уроках истории Российского государства, изучая политическую жизнь своей Родины, должно знать о значении деятельности и вкладе российских реформаторов в развитие страны. Исследование политической и государственной деятельности M. M.Сперанского дает прекрасный шанс осуществлять эту учебную задачу.
Целью исследования является получение целостного представления о государственной деятельности M. M.Сперанского в 1801-1812 гг. и изучение методических приемов раскрытия данной темы в школьном курсе истории.
Задачами исследования являются:
- изучить влияние деятельности M. M.Сперанского на политические и реформаторские случаи в жизни страны;
- проанализировать участие M. M.Сперанского в разработках и осуществлении государственных реформ;
- осуществить сравнительный анализ школьных учебников по изучению данной темы;
- разработать и апробировать дидактический материал по данной теме на уроках истории.
Объект исследования: государственная и реформаторская деятельность М. М. Сперанского в 1801- 1812 годах.
Предмет исследования: основные принципы государственной деятельности M. M.Сперанского.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1801 по 1812 гг. Данный временной отрезок обусловлен ярко выраженной реформаторской деятельностью M. M.Сперанского и его активным участием в государственных делах.
Территориальные рамки исследования: рассматривается территория Российской империи в границах того времени.
Методологические основы исследования: В выпускной квалификационной работе используются: структурный, структурно – функциональный, концептуальный и поведенческие методологические подходы. Они позволили узнать личность M. M.Сперанского как великого государственного деятеля. Мы руководствовались такими основными методами исторической науки, как проблемно-хронологический, ретроспективный, метод исторической объективности, метод историзма для целенаправленного отбора подтвержденных фактов, метод анализа событий и их исторических последствий. Так же были использованы следующие общенаучные методы исследования: классификация, статистический метод, метод контент-анализа.
Степень изученности проблемы. Специфика реформаторской деятельности M. M.Сперанского часто затрагивается в трудах отечественных историографов разных исторических периодов. Основные принципы его учения о праве и государстве, а также проекты предложенных реформаторских преобразований государства изложены в монографиях таких авторов, как С. A.Чибиряева, В.A.Томсинова, В.A.Федорова, Л.Л. Ермолинского, а также использован пятитомный курс истории политических и правовых учений под редакцией В.С. Нерсесянца.
Наиболее ощутимый вклад в раскрытие темы привнес титанический исследовательский труд В.A.Томсинова «Светило русской бюрократии» , являющийся документальным повествованием о деятельности M. M.Сперанского, как государственного реформатора, стоящего в центре политических событий Российской империи первой трети XIX века.Главным украшением фундаментального труда В. A.Томсинова является то, что он впервые попытался показать необходимые детали биографии M. M.Сперанского, что обычно не делают многие историки. Однако, автор труда «Светило русской бюрократии» не ссылается на использованные в работе документальные источники, чем ухудшает дальнейшие интерпретации данного труда последующими поколениями историков.
Книга В. A. Федорова «M. M. Сперанский и А. A. Аракчеев» интересует нас тем, что здесь произведен сравнительный анализ личностей и их деятельности -M. M.Сперанского и А. A. Аракчеева. Рассматриваются в ней также взаимоотношения между ними, их симпатии и антипатии, взаимосвязь M. M. Сперанского с декабристами – все это передается на широком фоне жизни России начала XIXвека.
Основа данной работы состоит из фундаментальных архивных документов и мемуаров.
Необходимую сущность преобразовательских проектов M. M. Сперанского стремится показать А. Н. Сахаров в труде «Александр I». В этой книге Александр I отображен как первейший реформатор на троне новой России, как либеральный самодержец, который, как и некоторые его соратники, в частности М. М. Сперанский, опередил российское время, что стало, наряду с участием в убийстве отца — Павла I, его личной и общественной драмой. Элементом этой драмы, возможно, и является версия покидания царем трона и его уход в пилигримы.
Реформаторский план преобразований М. М. Сперанского был частично проанализирован в монографии «Развитие русского права в первой половине XIX века» под редакцией Е. A. Скрипилёва , а также в коллективной стaтье Л. Е. Лаптевой, В. С. Нерсесянца, Н. Б. Пахоленко и Е. A. Скрипилёва в 1996 году . А также в исторических трудах по государственному управлению и судебному праву Н. Н. Ефремовой.
Интерес к деятельности M. M. Сперанского находит отклик среди специалистов отечественной истории. Например, в монографиях В. И. Морозова в историческом аспекте рассмотрены жизнь и государственная деятельность M. M. Сперанского, изучены отдельные проекты его государственных реформ и проанализированы его политические воззрения .
Также нас заинтересовали труды Ф. М. Дмитриева, М. Н. Лонгинова, В. Г. Новаковского, A. В. Романовича-Словатинского, в которыхраскрыты в достаточной мере биографические сведения о жизни M. M. Сперанского. Особый интерес заслуживает книга, созданная бароном М. A. Корфом на основе многообразия собранных им материалов. Данный труд можно назвать первой всеобъемлющей биографией великого государственного реформатора, содержащий в себе множество интереснейших событий.
Деятельность Сперанского позднее стали изучать А. Н. Фатеев, И. И. Мещерский, A. В. Никитенко, С. М. Середонин, Д. Н. Сеславин, С. Н. Южаков и многие другие. Данные авторы погружают нас в историческую атмосферу конца ХVIII – начала XIX веков. Они описывают основные черты характера Сперанского, дают представление о некоторых сторонах его политико-правовых взглядов. В. И. Вагин впервые раскрывает сведения о деятельности в период жизни в Сибири.
Важные исторические и научные сведения предоставляют нам исследования таких авторов как М. В. Довнар-Запольского и В. A. Калягина, в которых они рассматривают реформаторскую деятельность Сперанского с помощью анализа его политических идеалов и взглядов.
Дореволюционные исследования под авторством В. Н. Латкина информируют о систематизации законодательства Российской империи в годы службы Сперанского. Описана и охарактеризована деятельность всех кодификационных комиссий, действующих в период с XVIII по первую половину ХIХ вв. Собранный материал автора В. Н. Латкина раскрывает сущность и причины неудач действий кодификационных комиссий, а также необходимость и политическую значимость работ комиссии, возглавляемой самим Сперанским. Также стоит отметить, что в исследовании В. Н. Латкина есть уточнения об истории кодификации российского гражданского права.
Во времена советской эпохи творчество М. М. Сперанского, по известным причинам, слабо интересовало специалистов – историков. Можно лишь указать то, что в первые годы советской власти внимание исследователей поглощали лишь отношение M. M. Сперанского к декабристам, например, подробно описана тема его участия в суде над декабристами.
Очень важно и необходимо =выделить работу над архивами М. Я. Стецкевич, которая составила каталог фонда M. M. Сперанского, занявший свое место в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова Щедрина.
В 1961 г.был опубликован труд С. Н. Валки «Различные проекты и записки великого реформатора», создавший солидный фонд исторических источников о реформаторской и правовой деятельности M. M. Сперанского .
Пожалуй, наиболее объективной работой советского периода, исследовавшей деятельность M. M. Сперанского, можно по праву считать труд С.В. Мироненко: «Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале ХIХ века» . В данном труде содержится новейшее жизнеописание M. M.Сперанского.
Источниковая база. Выпускная квалификационная работа базируется на широком спектре источников, среди которых можно выделить записки самого М. М. Сперанского, мемуары людей лично знавших его при жизни, а также публикации его документов в период ХIХ и ХХ веков.
Первый оценивший его преобразовательскую деятельность был Н. М. Карамзин. В его всеми известной «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н. М. Карамзин выступил с резкой критикой по отношению проводившихся М. М. Сперанским реформам.
Но стоит отметить про «период затишья» на протяжении 1839 – 1861 гг.На этом временном отрезке о М. М. Сперанском писали крайне мало. Исключением будет разве что труды Н. И. Тургенева . Особенностью этой работы является то, что впервые помещены выдержки из проектов и идей M. M. Сперанского.
Труд М. A. Корфа «Жизнь графа Сперанского», увидевший свет в 1861 году, содержит в себе широкие биографические сведения о M. M.Сперанском. С 1825 года M. A. Корф стал работать под руководством M. M. Сперанского, и считал его своим учителем. Его книга составлена из писем самого Сперанского, оставшиеся у его дочери после смерти отца. Особо стоит выдeлить то, что Корф осветил основные направления реформаторских преобразований в необходимый для нас период с 1801 по 1812 годы, а именно: организационные, финансовые, законодательные и другие действия . Но содержание главных проектов 1809 -1811 годов донесено с малой информативностью.
Приверженцы либеральных и консервативных направлений считали, что M. M. Сперанский смог опередить свое время..В частности, по мнению Ф. M. Дмитриева, при составлении нового гражданского Уложения M. M. Сперанский использовал опыт французского законодательства .
Большое количество источников, раскрывающих сущность социально - политических процессов начала XIX века, ввел в научный оборот официальный историограф – генерал М. И. Богданович. В частности, имбыли опубликованы протоколы заседаний Негласного комитета. По крестьянскому вопросу обширный документальный материал содержится в работах историка B. И. Семевского . Кроме того, ряд документов фрагментарно и полностью был опубликован Н. М. Коркуновым, среди них проекты М. М. Сперанского о преобразовании Сената .
Свой вклад в расширение источниковой базы по проблеме преобразовательной деятельности М. М. Сперанского внес советский учёный С. Н. Валк. В 1961 году увидел свет сборник М. М. Сперанского «Проекты и записки», который на сегодняшний день является единственным наиболее доступным изданием для широкого круга исследователей. Выдержки из ряда записок М. М. Сперанского были опубликованы в статье C. M. Казанцева.В данной работе речь идет о манифесте, который стал основой для разработанного M. M. Сперанским «Общего учреждения министерств», в котором более четко были определены механизм и функции министерств .
Весомый вклад внесла каталогизация фонда M. M. Сперанского в публичной библиотеке им. M. E. Салтыкова-Щедрина под руководством М. Я. Стецкевич .
Что касается воспоминаний и мемуаров, то следует выделить таких авторов как A. B. Никитенко и П. T. Баснин. В воспоминаниях академика A. B. Никитенко M. M. Сперанский обладал гениальностью.Автор считал его выдающимся реформатором.
П. T. Баснин же в своих очерках видел образ Сперанского «с самой лучшей стороны, как человека и как чуткого администратора, желавшего принести добро, пользу огромному краю, в котором чиновничий произвол и насилие свили прочное гнездо».
Можно сделать вывод о том, что историки и юристы проделали огромную работу по выявлению, анализу и публикации новых документов. Например, столетний юбилей со дня рождения М. М. Сперанского был отмечен выходом серии статей и сборников документации, посвященных его взглядам и деятельности, которые заложили основы для современного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что, во-первых, нами сделана попытка комплексного анализа исторических источников государственной деятельности M. M. Сперанского. Во-вторых, структурирован и систематизирован опыт отечественных ученых по заявленной проблеме. В-третьих, собранная нами информация может стать полезной для изучения темы будущими исследователями.
Апробация. Подготовлены апробированные в девятых классах и одобренные экспертами МАОУ СОШ с. ЦУП им. Максим Горького методические рекомендации для учителей предметников.
Практическая значимость работы состоит в том, чтособранныенами материалы изучены и систематизированы и могут использоваться в преподавательской и педагогической деятельностях, при подготовки лекций и семинаров, а также при подготовке исследований по Отечественной истории.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
?
ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ M. M.СПЕРАНСКОГО (1801-1805гг)

1.1. Участие в работе «Негласного Комитета» и разработка министерской реформы

XIX век отмечен целой плеядой выдающихся лиц в сфере Российского государственного управления. П. A. Валуев, А. М. Горчаков, П. Д. Киселёв, М. Т. Лорис-Меликов, братья Н. A. Д. A.Милютины, Н. С. Мордвинов, П. В. Чичагов, M. M. Сперанский, Н. Н. Новосильцев – эти и другие крупные русские чиновники теперь полузабыты и значительно уступают в известности своим современникам литераторам, художникам и композиторам. Однако, их деятельность в общественной жизни России и свершения в истории российской, заслуживают того, чтобы россияне помнили о них, знали их судьбы и изучали их работы.
Годы царствования Екатерины II считаются благоприятным периодом для России. Присоединение областей Северного Причерноморья, Крыма и Предкавказья способствовало значительному расширению территории государства; на ? возросло количество населения, продолжали интенсивно развиваться промышленность и торговля. Могущество России в сфере международных отношений было признано всеми ведущими европейскими державами....
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
М.М. Сперанский продолжал трудиться до последних дней своей жизни. В апреле 1838 г. он был назначен Председателем Департамента законов Государственного совета, много сил по-прежнему отнимала работа во II Отделении. Особой строкой следует отметить его занятия с наследником престола, будущим императором Александром II. Главным воспитателем был назначен знаменитый поэт В.A.Жуковский, разработавший весьма обширный, проникнутый просветительско-либеральным духом план воспитания. Когда наследнику исполнилось 16 лет, в качестве главного преподавателя правовых дисциплин был приглашен М.М. Сперанский. Они занимались 12 часов в неделю. Это был обширный теоретико-практический курс, охватывавший все отрасли правоведения и государствоведения.
Здоровье Сперанского ухудшалось, но онне давал себе пощады, ежедневно просиживая за столом за письменными занятиями, требовавшими максимального напряжения не только умственных, но и физических сил. Он перерабатывал текст своих «бесед»-лекций с цесаревичем в учебник «Руководство к познанию законов», который, по мысли автора, должен был стать основным пособием по теории права для юридических факультетов университетов, но успел написать лишь 8 глав. А последней работой Сперанского стало эссе «О влиянии разума и совести на желания и намерения» - своеобразное философское завещание мыслителя, обращенное к потомкам. 7 февраля 1839 г. он вышел из дома в промозглую погоду и простудился. Через несколько дней у него случился «удар в голову и внутренности» (диагноз лейб-медика Н.И. Арендта). 11 февраля 1839 г. Сперанский скончался.
Итог нашей исследовательской работы состоит в следующем: каждая проведенная реформа сыграла свою роль и имела огромное значение для исторического и политического процесса в целом; реформы коснулись практически как всех сфер общественной жизни, так и государственного устройства и в области образования; уделив вниманию каждой реформе, можно четко сформулировать сложившуюся политическую обстановку в России. Определить значение каждого политического шага для развития и дальнейшего процветания российского государства; мы выявили цели исследования и решили все поставленные задачи, тем самым закончив работу с определенными выводами.
Какое идейное наследство оставил потомкам великий реформатор? К сожалению, большинство проектов Сперанского или вообще остались на бумаге или воплотились в жизнь со значительными изменениями. Из масштабного плана преобразований, задуманного им, была реализована лишь небольшая его часть.
И все же нельзя не отметить, что влияние идей Сперанского на современников было несравненно большим, чем возможное влияние его конкретных проектов на государственное устройство империи.
М.М. Сперанский одним из первых заговорил о разделении властей, о гражданских правах и свободах, о привлечении населения к управлению страной, о расширении круга лиц, пользующихся избирательным правом. Некоторые из предложенных Сперанским идей, например, об ограничении прав дворянства и о постепенной отмене крепостного права, были настолько революционны, что общество того времени оказалось просто не готово воспринять их. Частично идеи Сперанского осуществил Александр II, по инициативе которого было отменено крепостное право и проведена судебная реформа 1864 г.
По масштабам своих преобразований М.М. Сперанский входит в плеяду великих реформаторов наряду с С.Ю. Витте и П.A.Столыпиным. Методы, которыми Сперанский и Витте проводили финансовые преобразования, очень похожи. Для защиты российской экономики и повышения покупательской способности рубля Сперанский в свое время ввел высокий таможенный тариф и прекратил практику покрывать дефицит бюджета за счет выпуска ничем не обеспеченных ассигнаций. Витте в экономической сфере также придерживался протекционной политики, краеугольным камнем которой считал создание собственной промышленности, для чего привлекались иностранные капиталы и был введен золотой стандарт. Ограничение верховной власти "непременном законом", как того хотел Сперанский, произошло почти век спустя: при Николае II, в манифесте 17 октября 1905 года.
Они понимали, что естественное развитие неизбежно приведет Россию к конституционному устройству и предупреждали, что постоянно откладывать мирные преобразования фактически означает ждать, пока они произойдут снизу уже в революционном порядке.
Если обратиться к современности, то мы увидим. что сейчас предпринимаются попытки ввести суд присяжных как гарантию независимого и объективного вердикта.Устройство государственного управления во многом напоминает план преобразований, предложенный Сперанским: разделение властей, двухпалатный парламент, всеобщее избирательное право, соответствие подзаконных нормативных актов и регионального законодательства Конституции и федеральным законам, единая организация управления на местном, региональном и общефедеральном уровне; суды разной юрисдикции и т.д. Также в Конституции (словно вслед за Сперанским) Россия провозглашается правовым государством, что должно означать господство права и верховенство закона, а права и свободы человека и гражданина объявляются высшей ценностью. Насколько все вышеперечисленное работает реально - это отдельный разговор, но суть от этого не меняется: идеи, заявленные почти два века назад живы и поныне.
Изучая данную тему, мы обратились к школьным учебникам по истории и выяснили, что тема освещена недостаточно. Дается лишь общая информация. И в связи с этим мы разработали ряд методических рекомендаций по изучению данной темы в школьном курсе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Источники
1. Вагин В. И. Исторические сведения о деятельности графа М. М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 г./ В. И.Вагин. СПб. 1872. Т. 1-2. 801 с.
2. Дмитриев Ф. М. О заслугах графа Сперанского русскому законоведению/ Ф. М. Дмитриев М.: 1852. 247 с.
3. Дмитриев Ф.М. Сперанский и его государственная деятельность/ Ф. М. Дмитриев. М.: 1868. 190 с.
4. КарамзинН.М. Записка о древней и новой России / Н.М.Карамзин. Санкт-Петербург,1914. 763 с.
5. Корф М. A.Жизнь графа Сперанского/ М. A.Корф. СПб.:1861. Т. 1—2. 388 с.
6. Сперанский С.И. Практика регионального управления М.М. Сперанского (1816-1821гг.)/С.И.Сперанский.M.:Государство и право, 2003, №5, 76-84 с.
7. Сперанский М. М. Проекты и записки / М. М. Сперанский. Под ред. С. Н. Валка. Л.: 1961. 736 с.
8. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / М. М. Сперанский. Спб.: 1845. 170 с.
9. Стецкевич М. Я. Каталог фонда М. М. Сперанского / M. Я Стецкевич. Л.: 1962. 422 с.
Мемуары
10. Баснин П. П. Воспоминания о Сперанском/ БаснинП. T. М.: 1994. 21 с.
11. Никитенко A.В. Воспоминания о М. М. Сперанском/ НикитенкоA.В. СПб.: 1872. 24 с.

Литература

1. Амонашвили Ш. А.Основания педагогики сотрудничества/Ш. A.АмонашвилиНовое педагогическое мышление; Под ред.A.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. 177 с
2. Арсеньев Н.М.История России. 9кл. учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/H.M. Арсентьев; под ред. А.В. Торкуновa. М.: Просвящение, 2016. 160 с.
3. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и Россия в его время /М.И. Богданович. Т. 1-6. СПб.: 1869-1871. 838 c.
4. Георгиев. В. A., Орлов А.С. История России / В. А. Георгиев, А. С. Орлов. М.: ПРОСПЕКТ, 1997. 544 с.
5. Бачило И. Л. Михаил Сперанский и наука управления в России / И. Л. Бачило;Рус. арх. М.: 1992. Вып. 2. 234 с.
6. Бердникова С.А., Подосенов О.П. Русская Правда и Псковская Судная грамота: Материалы к изучению истории государства и права России / С.А.Бердникова, О.П. Подосенов. Красноярск, 2002. 457 с.
7. Березкин С. Ф. Сперанский как кодификатор / C. Ф.Березкин. Одесса, 1889. 242 с.
8. Бонташ П. К. Государственно-правовые взгляды М. М. Сперанского / П. К. Бонташ. Дисс. канд. юр. наук. М.: 1954. 123 с.
9. Буганов В.И, Зырянов П. Н «История России: конец XVII-XIX век»/ В.И. Буганов, П. Н. Зырянов. М.: «Просвещение». 1995. 305 c.
10. Деревянко А.П., Шабельникова Н.A.История России с древнейших времен до конца XX века/ А.П. Деревянко, Н.A.Шабельникова. М.: Право и закон, 2001.856 с.
11. Довнар-Запольский М.В. Зарождение министерств в России и указ о правах Сената 8 сентября 1802 года / М.В. Довнар-Запольский. М.: 1906. 307 с.
12. Довнар-Запольский М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского / М. В. Довнар-Запольский. М.: 1905. 168 с.
13. Исаев И.A.История государства и права России. Полный курс лекций. М.: Юрист, 1994. 378 с.
14. Казанцев С.М. Манифест 8 сентября 1802 года об учреждении министерств в России / С. М. Казанцев // Вестник Лен. ун-та. 1985. № 20. Вып.З. С. 73-80.
15. Калягин В. A.Политические взгляды М. М. Сперанского / В. A.Калягин. Саратов, 1973. 398 с.
16. Ключевский В.О. Русская история / В. О. Ключевский. М.: Мысль. 1993. 687 с.
11. Коркунов Н.М. Четыре проекта Сперанского о преобразовании Сената/ КоркуновН.М. // Вестник всемирной истории.- 1900.-№ 12. C. 52 - 82
12. Латкин В. Н.О наших промышленных делах /В.Н.Латкин.Санкт-Петербург. 1866. 98 с
13. Лаптева Л. Е.История сектора истории государства, права и политических учений / Л. Е. Лаптева. М.: 1997. 103 с.
14. Лонгинов М. Н. Граф Сперанский (1772 — 1839). М. 1859. 342 c.
15. Ляшенко Л.М. История России:XIX- начало XXв. 9кл.: учебник / Л.М. ЛяшенкоМ. : Дрофа, 2016 - 216с.
16. Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении / Л. С. Мамут. М.: 1998. 503 с.
17. Мещерский И. И. Граф М. М. Сперанский: Краткий очерк его жизни и государственной деятельности / Мещерский И. И. СПб.: 1911. 182 с.
18. Милов Л.В., Зырянов П.Н., Боханов А.Н. История Россия с начала XVII до конца XIX века / Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов. М.: АСТ, 1996. 347 с.
19. Мироненко С.В. «Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века».- М.: «Наука», 1989. 240 с.
20. Морозов В.И. Государственно-правовые взгляды М.М.Сперанского. СПб., 1999. 236 с.
21. Новаковский В. И. Михаил Михайлович Сперанский / Новаковский В. И. 2-е изд. СПб.: 1868. 306 с.
22. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / В. С. Нерсесянц. Издательская группа НОРМА–ИНФРАМ, М.: 1998. 944 с.
23. Пивоваров Ю. А. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX - первой трети XX столетия / Ю. А. Пивоваров. М.: 1997. С. 39.
24. ПлатоновС.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов М.: Мысль. 1983. 736 с.
25. Татюкин С. В. Интеллект, побежденный властью: Александр 1 и М.М. Сперанский / С. В. Татюкин // Отечественная история № 4. 2005. С. 29 - 38
26. Тимошина Е. В. Рукописное наследие М. М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения / Е. В. Татюкин // Правоведение. 2001. № 3. С. 220-224
27. Томсинов В.A.Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского / В.A.Томсинов. М.: Молодая гвардия, 1991. 255 с.
28. Тургенев Н.И. Россия и русские / Н. И Тургенев. М., 1907. 759 с.
29. Романович-Славатинский Л. В. Государственная деятельность графа М. М. Сперанского / Л. В. Романович-Славатинский // Отрывок из университетских известий. Киев. 1873. С. 39
30. Сахаров А. Н. Александр I / А. Н. Сахаров. М. 1998. 456 с.
31. Семевский В. И. Крестьянский вопрос в XVII и первой четверти XIX века / В. И. Семевский. Типография товарищества Общественная польза. 1888. 517 с
32. Скрипилев Е.А. Развитие русского права в первой половине XIX в / Е. А. Скрипилев. М.: 1994. 314 с.
33. Соловьев С. М. Сочинения в 18 тт. Кн. 1. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. М.: 1988.Т. 1-2. 693 с.
34. Федоров В. А. М. М. Сперанский и A.A.Аракчеев: Учебное пособие.В. А. Федоров. М.: 1997. 237 с.
Электронные ресурсы
1. История России. [Электронный ресурс] Режим доступа: >2. Проекты М.М. Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. [Электронный ресурс] Режим доступа: >3. Русская история в зеркале изобразительного искусствA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата обращения: 10.12.2019.
4. Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: documents/56987-federalnyy-perechen-uchebnikov-na-2018-2019-uchebnyy-god.html.
Дата обращения: 12.11.2019.?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Отрывок из документа «Введение к уложению государственных законов, 1809г.»...



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.