На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сущность деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении. Подготовка на этой основе предложений по совершенствованию их нормативного регулирования и практики проведения. Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 14.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Дипломная работа
На тему:
«Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)»
План

Введение
Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.
Глава 2. Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях.
2.1. Порядок приема сообщений о преступлениях.
2.2. Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.
Заключение
Список литературы
Введение

Человек, его права и свободы провозглашены в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российское Государство взяло под свою охрану от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации (ст. 2 УК РФ). Для выполнения этой задачи уголовное законодательство Российской Федерации определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
В случае совершения преступления, специально уполномоченные на то органы и должностные лица обязаны быстро и полно раскрыть его, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Проводимая в современный период в России судебно-правовая реформа одной из основных целей имеет повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе органов уголовного судопроизводства, задачами которых является не только быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, но и защита прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности.
Указанные задачи в той или иной мере решаются на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе, и на стадии возбуждения уголовного дела.
Наиболее остро ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и, как следствие, единообразия в ходе ее проведения.
Данная деятельность является первой ступенью уголовно-процессуального вмешательства государства в сферу личных прав и законных интересов граждан. Между тем, статистика свидетельствует о стабильном на протяжении последних лет увеличении числа нарушений прав и свобод граждан в ходе проведения указанной деятельности. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности ОВД И ВВ в 2007 году: Аналитические материалы. М: МВД России Вестник МВД России.
Не случайно каждое пятое представление, направленное прокурорами в 2007 году в органы внутренних дел, было связано с выявленными нарушениями законности на стадии возбуждения уголовного дела. Количество таких представлений увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти на 40 %.
Причин тому несколько: отсутствие детальной законодательной регламентации порядка ее проведения, неэффективность и недостаточность предусмотренных законом средств установления фактических обстоятельств, несвоевременное реагирование на первичную информацию о преступлениях, слабый уровень организации и качества проводимой по ним предварительной проверки, недостаточный уровень профессиональной подготовки должностных лиц правоохранительных органов.
Неполнота правовой регламентации дает возможность для трактовки отдельных положений закона по усмотрению правоприменителя, что является благоприятной почвой для нарушений прав лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Камышников А. П., Махинин В. И. Основы управления в правоохранительных органах. Щит-М. 2001.
Актуальностью темы исследования заключается в том, что на пути от выявления преступления до привлечения лица к уголовной ответственности и наказания органы дознания и предварительного следствия проделывают большую работу по установлению обстоятельств совершенного преступления, изобличению лица, его совершившего, собиранию доказательств его вины. Успех этой работы во многом определяется на начальном этапе. Первоначальные действия, предпринимаемые при получении сведений о преступлении, нередко позволяют предотвратить либо своевременно пресечь преступление, раскрыть его по «горячим» следам, захватить преступников с поличным, получить и зафиксировать ценную в доказательственном отношении информацию. Промедление либо неквалифицированное проведение первоначальных действий может привести к сокрытию преступника, утрате важных доказательств и создает дополнительные, порой непреодолимые трудности в изобличении виновного. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что среди нераскрытых уголовных дел наибольшую долю составляют те, по которым были допущены ошибки при производстве первоначальных действий.
Одной из наиболее дискуссионных проблем в настоящее время, является вопрос о необходимости расширения круга средств предварительной проверки за счет следственных действий. Назрела необходимость отдать приоритет одной из существующих в теории тенденций: либо разрешение проведения до возбуждения уголовного дела комплекса следственных действий (кроме осмотра места происшествия), либо совершенствование существующих средств предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и разработка новых, присущих только стадии возбуждения уголовного дела средств доказывания. Камышников А. П., Махинин В. И. Основы управления в правоохранительных органах. Щит-М. 2001.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере деятельности должностного лица органа дознания, следователя, прокурора и суда по предварительной проверке первичных материалов о преступлениях, а также в связи с осуществлением контроля и надзора за законностью указанной деятельности.
Предмет исследования составляют конституционные, уголовно-процессуальные, уголовно-правовые и ведомственные нормы, регламентирующие и влияющие на порядок предварительной проверки первичных анализ и других материалов о преступлениях, а также практика применения соответствующих правовых норм.
Степень изученности проблемы представлена в исследованиях общетеоретических проблем обнаружения и расследования преступлений в трудах Н.С. Алексеева, Г.А. Абдумаджидова, Р.С. Белкина, Ю.Н. Бел Озерова, В.П. Божьева, И.Е. Быховского, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, В.Н. Григорьева, А.П. Гуляева, В.Г. Даева, А.Я. Дубинского, С.П. Ефимичева, Л.М. Карнеевой, Л.Д. Кокорева, Н.И. Кулагина, В.П. Лаврова, А.М. Ларина, В.Д. Ломовского, И.М. Лузгина, П.А. Лупинской, Г.М. Миньковского, В.А. Михайлова, И.Л. Петрухина, В.М. Савицкого, А.Б. Соловьева, В.Т. Томина, Г.П. Химичевой, С.И. Цветкова, А.А. Чувилева, С.А. Шейфера, Н.Г. Шурухнова, П.С. Элькинд, Н.П. Яблокова, Н.А. Якубович и других.
В этих работах рассматриваются главным образом действия, предпринимаемые после возбуждения уголовного дела, на стадии предварительного расследования, среди которых основное внимание уделяется следственным. В юридической литературе недостаточно исследованы административные действия милиции, предпринимаемые при получении сведений о преступлении. Требуют дальнейшего изучения в этом плане и оперативно-розыскные мероприятия.
Цели исследования - выработка единой комплексной теории первоначальных действий при получении сведений о преступлении и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию их нормативного регулирования и практики проведения.
Для достижения указанных целей перед исследованием ставятся следующие основные задачи:
1. Обосновать сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.
2. Выяснить порядок приема сообщений о преступлениях.
3. Разъяснить порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.
Методологической основой исследования явились положения диалектического метода познания. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях рассматривалась во взаимосвязи с общими уголовно-процессуальными проблемами, в том числе с проблемами доказательственного права, исчисления сроков, обеспечения эффективности и законности уголовного судопроизводства, с учетом тенденции и перспектив развития данной деятельности.
Нормативная база исследования базируются на положениях Конституции РФ, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, административной и оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, в результате отмеченных и многих других организационно-правовых мероприятий на практике сложилась определенная система первоначальных действий, предпринимаемых при получении сведений о преступлении. Эта система объединяет усилия различных служб милиции, налоговой полиции, следственных и прокурорских органов, экспертных и других подразделений. В целом она обеспечивает надлежащее реагирование на факты преступных проявлений. Однако не везде эта работа ведется на уровне современных достижений науки и правоохранительной практики. В связи с этим возникает потребность в изучении и обобщении передового опыта, его теоретическом осмыслении, выявлении перспективных тенденций и закономерностей, их нормативном отображении.
Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении

Информация об обнаружении событий с признаками преступления поступает в правоохранительные органы различными путями, из различных источников, различными способами. Независимо от того, какой бы убедительной или, наоборот, сомнительной она не представлялась, откуда и по каким каналам поступила, передана устно или в письменном виде, персонифицирован или анонимен ее источник, во всех случаях эта информация должна быть зарегистрирована и поставлена на учет. Затем она изучается, оценивается и проверяется. Такого рода проверки получили название предварительных (доследственных). Предварительные проверки могут быть кратковременными (экспресс-проверки) и более или менее длительными, но в пределах срока, установленного уголовно-процессуальным законом. Гаврилин Ю. В., Григорьев В. Н., Победкин А. В., Яшин В. Н. Справочник следователя. М.:Эксмо. 2005.
Значение доследственной проверки трудно переоценить. Именно на данной стадии, возможно, отделить преступное поведение от непреступного, исключить необоснованное возбуждение уголовного дела, а иногда и незаконное привлечение лица к уголовной ответственности.
На важность рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства указывает и Генеральный прокурор РФ в Приказе от 05.07.2002 № 39, требуя возбуждать уголовное дело в строгом соответствии с УПК РФ только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При поступлении от следователя (дознавателя) постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки прокурорам предписано проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, устанавливать обстоятельства, исключающие возможность уголовного преследования. В случаях, когда все признаки преступления налицо (например, при обнаружении трупа с признаками насильственной смерти), уголовное дело следует возбуждать немедленно.
Между тем, как показывает практика, подавляющее большинство сообщений о преступлении требует проведения так называемой доследственной проверки. Это вполне объяснимо. В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Как правило, даже при подробном изложении заявителем известных ему обстоятельств содеянного получить информацию в объеме, необходимом для возбуждения дела, основываясь только на данном сообщении, невозможно. Косых В.Г. Расширение перечня оснований для продления срока проверки заявлений и сообщений о преступлениях. «Уголовный процесс», № 4 (2007).
К сожалению, и в УПК РСФСР, и в УПК РФ стадии доследственной проверки уделено недостаточно внимания. Так, ст. 109 УПК РСФСР допускала истребовать в ходе проверки необходимые материалы и получать объяснения. В свою очередь, УПК РФ вместо подробной регламентации доследственной проверки в первоначальной редакции ст. 144 содержал указание лишь на обязанность должностного лица принять и проверить сообщение о любом преступлении. Вопросы о процедуре проверки, компетенции лиц, ее осуществляющих, процессуальных формах реализации таких полномочий, способах документального оформления полученных сведений, их доказательственном (либо ином) значении оставались открытыми. На практике это, как и в период действия УПК РСФСР, порождает правовую неопределенность, что, разумеется, не способствует точному и единообразному применению закона.
Правоохранительные органы были вынуждены предпринимать попытки урегулировать возникающие правоотношения путем издания подзаконных нормативно-правовых актов. Так, п. 4.2 Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях, утвержденной Приказом Генерального прокуратура РФ от 21.10.2003 № 45, предусматривалось, что должностными лицами, осуществляющими проверку по зарегистрированным сообщениям о преступлениях, в соответствии с УПК РФ могут быть получены объяснения, истребованы и изучены необходимые документы и материалы, назначено исследование с участием специалистов. Заметим, что ссылка на УПК РФ здесь весьма условна, поскольку первоначальная редакция Кодекса никаких указаний на способы проведения проверки не содержала. Аналогичная норма вводилась п. 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД России от 13.03.2003 № 158. К достоинствам данной Инструкции можно отнести положение о возможности привлечения к проверке специалистов.
В пришедшем на смену Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях Приказе Генерального прокурора РФ от 16.03.2006 № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации» в числе так называемых проверочных мероприятий назначение исследований уже не упоминается. Представляется, что игнорирование законодателем такой важной стадии уголовного судопроизводства, как проверка на предмет установления достаточных данных о признаках преступления, а также передача этого вопроса (не прямая, путем указания в законе, а косвенная -- по умолчанию) на разрешение конкретным ведомствам свидетельствует далеко не в пользу УПК РФ.
Первая попытка восполнить этот пробел была предпринята в Федеральном законе от 04.07.2003 № 92-ФЗ, которым в ст. 144 УПК РФ включены институты ревизии и документальной проверки. При этом, на взгляд автора, уровень юридической техники при формулировании данной нормы оставляет желать лучшего. Наряду с изменением ч. 1 ст. 144 УПК РФ Федеральным законом № 92-ФЗ были внесены дополнения в ч. 3 данной статьи, разрешавшие при необходимости производства документальных проверок и ревизий продлевать срок проверки до 30 суток.
Как представляется, внесенные изменения в целом следует оценить положительно. Вместе с тем их объем явно недостаточен. По большинству материалов проверок, поступающих в прокуратуру с постановлениями о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, осуществлялись различного рода исследования: товароведческие, автотехнические, трасологические, почерковедческие, бухгалтерско-экономические. Без их проведения очень сложно, а иногда -- невозможно сделать вывод о наличии либо отсутствии достаточных данных о преступлении. К необходимым относятся и судебно-медицинские исследования. Косых В.Г. Расширение перечня оснований для продления срока проверки заявлений и сообщений о преступлениях. «Уголовный процесс», № 4 (2007). В Омской области около 30% заявлений о преступлениях, поступивших в 2007 г. в органы внутренних дел, связаны с фактами причинения вреда здоровью граждан. Без проведения соответствующего исследования должностное лицо, не обладающее специальными знаниями в области судебной медицины, не может принять законное и обоснованное решение. К примеру, для установления причины и обстоятельств смерти при неочевидном ее характере, обстоятельств получения телесных повреждений, при проверке доводов заявителя об избиении или самоповреждении, возраста предполагаемого подозреваемого в случае наличия сомнений относительно даты его рождения, наконец, для определения характера и степени вреда, причиненного здоровью, привлечение специалиста в области медицины -- насущная потребность. Причем использование специальных знаний здесь необходимо не для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания, как при производстве расследования, а для решения вопроса о наличии самих признаков преступления. Обязательность производства судебно-медицинского исследования в ряде случаев обусловлена обстоятельствами не только фактического (разграничение криминального и некриминального происхождения повреждений), но и юридического характера (когда от степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, зависит правовая оценка деяния). Такой вывод следует из конструкций составов преступлений против здоровья человека: ст. 111, 112, 115 УК РФ и др. Данные деяния разграничиваются только по степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, причем установить таковую необходимо именно до возбуждения уголовного дела, в противном случае невозможно разделить уголовные дела частного и публичного обвинения. В составах преступлений, в которых здоровье человека выступает как дополнительный объект, условием уголовной наказуемости является наступление указанных в диспозиции статьи Особенной части УК РФ последствий, например тяжкого вреда здоровью человека. Косых В.Г. Расширение перечня оснований для продления срока проверки заявлений и сообщений о преступлениях. «Уголовный процесс», № 4 (2007).
Подобных преступлений достаточно много. Наиболее часто на практике регистрируются сообщения о признаках таких преступлений, как:
· нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 143 УК РФ);
· нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 219);
· нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 264 Кодекса).
В этих случаях от степени тяжести вреда здоровью потерпевшего зависит уже не вид уголовного преследования, а наличие либо отсутствие преступления вообще (отграничение общественно опасного деяния от административного правонарушения или дисциплинарного проступка). Проведение судебно-медицинского исследования по сообщениям здесь является необходимым условием возбуждения уголовного дела.
Приведенные доводы подтверждают важность судебно-медицинских исследований на стадии доследственной проверки. Проведение исследования любого вида требует определенных, нередко значительных временных затрат. В результате установленный ч. 3 ст. 144 УПК РФ максимальный срок проверки в 10 суток становится непреодолимым препятствием для дознавателей и следователей. Косых В.Г. Расширение перечня оснований для продления срока проверки заявлений и сообщений о преступлениях. «Уголовный процесс», № 4 (2007). Как специфическая разновидность поисково-познавательной деятельности, предварительная проверка проводится с целью выяснения, действительно ли совершено общественно опасное деяние и если совершено, содержит ли содеянное признаки преступления. Делается это по следующей схеме. Должностное лицо, в распоряжении которого находится первичная (сигнальная) информация, на основе ее анализа выделяет в ней две группы сведений:
1. об обстоятельствах содеянного (его месте, времени, участниках и т. д.);
2. об источниках и носителях информации. В круг последних включаются: лицо (лица в случае группового заявления), от которого поступила первичная информация, другие лица, на которые имеются прямые указания как на людей, могущих подтвердить изложенные факты или сделать по ним дополнительные сообщения; документы, иные предметы, информативные с рассматриваемой точки зрения.
К должностным лицам, уполномоченными принимать и разрешать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении относятся органы дознания, дознаватель, следователь. УПК РФ, ст. 144.
Из приведенной ниже схемы, можно увидеть, какие именно структуры относятся к органам дознания.
Схема № 1
Система органов дознания в РФ
Кроме того, полученная информация, а также знания типовых характеристик такого рода событий и образующихся в связи с ними следов используются для построения мысленной модели события, о котором идет речь, и модели обстановки, в которой оно произошло. В результате изучения этих моделей выводятся вытекающие из них следствия о возможном существовании той или иной номенклатуры других носителей информации, на которые в первоисточнике отсутствуют прямые указания. Вагин О. А., Блинов Ю. С., Вандышев А. С. Теория оперативно - розыскной деятельности. Инфра-М.2005.
На этой базе формулируются версии (о природе события, его видовой принадлежности, об отдельных обстоятельствах и т д) и разрабатывается план их проверки. В нем отражаются вопросы, которые
необходимо выяснить (о месте, времени, участниках исследуемого события, его последствиях и т. д.), указывается, каким образом это должно быть сделано, кем и в какие сроки. Намеченные в плане проверки вопросы исследуются путем производства реально-практических действий. В их круг обычно входят:
1. Выход на место происшествия и его осмотр (если это возможно и целесообразно). Если результаты осмотра места происшествия не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь может направить материал в органы дознания для дополнительной проверки. Порядок производства осмотра места происшествия предусмотрен в ст. 176-177 УПК РФ.
В ходе осмотра места происшествия может быть получена достаточная информация для принятия законного и обоснованного решения.
2. Получение объяснений лиц, от которых поступила сигнальная информация, других лиц, которые могут подтвердить или опровергнуть, дополнить, углубить, уточнить исходные данные, как основное средство проверки информации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
У правонарушителей объяснения следует получать только тогда, когда нет опасений, что они могут скрыться или воспрепятствовать установлению истины. До получения объяснения необходимо наметить вопросы, чтобы получить необходимую для проверки заявления и сообщения информацию. Объяснения должны содержать самую необходимую и достоверную информацию. Лица, дающие объяснения, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний не предупреждаются. Это возможно только после возбуждения уголовного дела. Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М.1981.
3. Изучение необходимых документов по месту их нахождения, это запросы в организации, учреждения и предприятия о направлении в орган дознания справок, актов, копий или оригиналов документов.
Материалы могут быть получены в копиях и оригиналах. Если интересующие материалы получены быть не могут, лицо, производящее проверку, знакомится с ними по месту нахождения. При производстве предварительной проверки чаще всего приходится сталкиваться с истребованием документов. Однако возникает необходимость и в истребовании различных предметов и образцов (одежды, орудий преступления, продукции и т.п.). Давлетов А.А. Возбуждение уголовного дела. Образцы процессуальных документов. Комментарии. Екатеринбург. 1994.
4. Дача поручения специалистам провести в необходимых случаях документальные проверки, лабораторные исследования, обследование каких-либо объектов (цехов, баз, жилых помещений и т. д.).
5. Получение разъяснений, консультаций у специалистов, при этом специалист может составить самостоятельную справку (акт) о проведенной работе.
6. Изучение специальной, справочной, методической и иной литературы, нормативных актов (законов, инструкций, приказов и т. д.), регулирующих отношения, правила поведения и деятельность в той сфере, которая входит в предмет проверки. Проведение ОРМ.
При этом срок проверки поступившего сообщения о преступлении не должен превышать трех суток со дня регистрации указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. УПК РФ, ст. 144.
В качестве основных причин нарушения установленного законом срока предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях являются: невозможность в течении предусмотренного законом срока установить признаки преступления, большой объем проверок, попытка в указанные сроки установить лиц, совершивших преступление, волокита непосредственного исполнителя, отсутствие контроля и руководства за рассмотрением заявления и сообщения со стороны начальника. Белозеров Ю.Н., Марфицин П.Г. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. М.1994.
Раздельный и сравнительный анализ данных, полученных таким путем из различных источников, позволят составить представление об их содержании, степени полноты, достоверности, относимости к исследуемым обстоятельствам и сделать на этой основе один из трех выводов, согласно ст. 145 УПК РФ:
· О необходимости направлении для расследования другому органу по подследственности (при возбуждении уголовного дела определяется, под признаки какого преступления или категории преступлений подпадает исследуемое деяние).
Если орган дознания, принявший заявление (сообщение) о преступлении, некомпетентен возбуждать уголовное дело, он должен направить полученное заявление или сообщение в надлежащий орган, руководствуясь нормами закона о подследственности или подсудности. В этом случае орган дознания обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления, о чем сообщается органу, которому передается заявление (сообщение).
· Об отказе возбуждения уголовного дела по основаниям, предусмотренным в ст. 24 УПК РФ в случае отсутствия события преступления и по другим законным основаниям, при этом решение об отказе в возбуждении уголовного дела имеет важное юридическое значение: им завершается первая стадия уголовного процесса.
В данном решении констатируется, что расследования по поводу конкретного заявления или сообщения о преступлении не будет, следовательно, судопроизводство завершено, т.к. не было преступления. Мотивировать отказ в возбуждении уголовного дела - значит указать в постановлении как обстоятельства, установленные в результате рассмотрения поступившего заявления (сообщения) о преступлении и явившиеся основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, так и конкретные данные, подтверждающие названные обстоятельства, со ссылкой на их источники.
· о возбуждении уголовного дела, принятии его к своему производству.
После возбуждения уголовного дела поисково-познавательная деятельность приобретает новый правовой статус. С этого момента начинается предварительное расследование. Вагин О. А., Блинов Ю. С., Вандышев А. С. Теория оперативно - розыскной деятельности. Инфра-М.2005.
Схематично основные способы проверки должностным лицом информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела можно представить следующим образом:
Схема № 2.
Основные способы проверки должностным лицом информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Филиппов А.Г. Криминалистика. Учебное пособие в схемах. М.1998.

Являясь развитием доследственной деятельности, предварительное расследование осуществляется в режиме процессуального доказывания. Оно проводится в целях установления истины по уголовному делу, создания необходимых условий для правильного применения закона и его реализации на основе раскрытия содержания исследуемого события, полного, объективного, всестороннего установления всех его обстоятельств. Предварительное расследование отличается по ряду параметров от предварительной проверки (по правовому режиму, функциям, конечным целям, средствам познания, по продолжительности, масштабу, тактическому потенциалу и возможностям его реализации). Одной из существенных особенностей предварительного расследования является то, что оно осуществляется в двух формах в форме дознания и предварительного следствия.
Различаясь по продолжительности, направленности и содержанию, поисково-познавательная деятельность на каждом из этих этапов, тем не менее, исходит из необходимости осуществления следующих процедур:
· изучения имеющихся данных, построения мысленной модели, анализа и оценки сложившейся ситуации;
· определения основной, ключевой проблемы (проблем) и обусловленного ею направления расследования;
· построения и изучения версий и других мысленных моделей объектов поиска и познания, включая модель обстановки на месте происшествия;
· разработки программы или корректировки программы предыдущего этапа (определения номенклатуры задач, подлежащих решению, последовательности их решения, построения моделей систем, выступающих в качестве средств и условий решения намеченных задач);
· решения вопроса о кадровом, технико-криминалистическом, оперативном и ином обеспечении предстоящей работы;
· реализации намеченной программы
· оценки хода и результатов реализации программы и принятия на этой основе соответствующих правовых и криминалистических решений.
Вопрос о направленности и содержательной стороне реализации данной схемы зависит от того, на каком этапе она реализуется, к какой категории относится исследуемое по делу деяние, а также от характера и содержания исходной (входной) для данного этапа ситуации.
Поступающая к лицу, производящему проверку или предварительное расследование, информация используется при реализации самых различных функций этой деятельности и решении конкретных задач в рамках каждой функции. Так, в рамках поисково-познавательной функции она необходима для:
1. выявления данного и других преступлений обвиняемого, которые могли им быть совершены, но остались безнаказанными;
2. определения характера, круга обстоятельств, подлежащих установлению, оптимальной последовательности решения этой задачи;
3. построения и изучения версий, других мысленных моделей познаваемого события, его отдельных элементов, криминальных и следственных ситуаций и иных мысленных моделей систем, выступающих в качестве средств познания (программ расследования, планов производства отдельных действий и т. д.).
4. обеспечения проверок, расследования необходимыми кадровыми, техническими, иными ресурсами и возможностями, специалистами;
5. определения круга, "Местонахождения и обеспечения поиска носителей информации, получения содержащихся в них данных;
6. оценки собранной по делу информации;
7. опровержения лжесвидетельства, разоблачения иного противодействия установлению истины, изобличения виновных лиц, устранения имеющихся в собранных материалах противоречий относительно познаваемых фактов.
Использование информации осуществляется в различных формах и различными методами в режиме процессуального доказывания и за его пределами, в мыслительных процессах и физических действиях, в процессе подготовки и при производстве следственных действий, в целях установления истины по делу и принятия обоснованных криминалистических и правовых решений, в интересах правосудия и конкретных физических и юридических лиц, как средство разоблачения в чем-либо и оправдания и т. д. Хапаев А. О. Правоохранительные органы: правовые аспекты деятельности. Флинта МПСИ. 2007
Стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе принадлежит особое место. Однако до сих пор остаются нерешенными многие теоретические проблемы правовой природы, сущности, значения этой стадии.
Среди процессуалистов существует мнение, что суть первоначальной стадии процесса состоит лишь в вынесении постановления о возбуждении уголовного дела. Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. М., 1962.; Балашов А. Действительно ли возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного процесса?// Соц. законность. 1989. № 8.
Такая точка зрения вызывает целый ряд возражений.
Во-первых, в этой стадии можно принять решение не только о возбуждении, но и об отказе в возбуждении уголовного дела, а также о направлении материалов по подследственности или подсудности.
Во-вторых, анализ действующего законодательства свидетельствует, что рассматриваемая стадия по своему содержанию представляет собой деятельность по приему информации о преступлении; ее оформлению и регистрации; рассмотрению этой информации; проведению, в случае необходимости, проверки для уточнения оснований к возбуждению уголовного дела.
В-третьих, для принятия законного и обоснованного решения в стадии возбуждения уголовного дела должен быть разрешен целый ряд вопросов:
· является ли сообщение о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела;
· содержатся ли в поводе сведения о признаках преступления;
· нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу;
· по какой статье Уголовного кодекса может быть квалифицировано преступление;
· какие меры следует принять для сохранения и закрепления следов преступления;
· есть ли необходимость проведения предварительной проверки и какие при этом необходимо произвести действия;
· вправе ли данный орган или должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела;
· подлежат ли материалы передаче по подследственности или подсудности.
В-четвертых, до принятия конкретного решения в стадии возбуждения уголовного дела составляется целый ряд документов: протокол устного заявления, протокол явки с повинной; протокол осмотра места происшествия; объяснения; акты документальных проверок и др.
В-пятых, законом установлен определенный временной срок для производства действий и разрешения вопросов, предшествующих принятию решения в стадии возбуждения уголовного дела.
Отмеченное заблуждение в некоторой степени связано с тем, что название стадии - «возбуждение уголовного дела» - не совсем верно отражает ее содержание. Это несоответствие давно замечено учеными, поэтому в юридической литературе предлагаются иные названия данной стадии: «рассмотрение (проверка) заявлений и сообщений о преступлениях» Васильев А.Н. Рассмотрение сообщений о совершенных преступлениях. М., 1954; Махов В.Законодательство о возбуждении уголовного дела// Законность. 1997. № 1., «стадия разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела» Бородин С.В. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела - стадия советского уголовного процесса// Тр. Всесоюзного науч.-исследоват. института МВД СССР. 1972. № 23; Пидюков П.П. Отказ в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Автореф. дисс....канд. юрид. наук. Киев. 1990. и др.
Любая неточность в праве, а особенно в уголовном процессе, может привести к существенным нарушениям законности. Наименование уголовно-процессуальной деятельности должно точно отражать ее содержание. Представляется, что сущности первоначальной стадии процесса наиболее полно соответствовало бы название «рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях».
Основной задачей первоначальной стадии уголовного процесса является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Однако ни теорией, ни практикой не выработано единого мнения о том, что необходимо понимать под такими основаниями.
По действующему законодательству возбудить уголовное дело можно только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Некоторые процессуалисты считают, что признаки преступления есть ни что иное, как признаки состава преступления, и для возбуждения уголовного дела необходимо наличие каждого из элементов, характеризующих общественно опасное деяние как преступление Павлов Н.Е. Обнаружение преступлений (уголовно-процессуальный аспект). М., 1995.. Такое же мнение широко распространено и среди практических работников. Более 70% опрошенных следователей и сотрудников органов дознания под достаточными данными, указывающими на признаки преступления, понимают информацию, которая достоверно свидетельствует обо всех элементах состава преступления. Это приводит к попыткам решить в начальной стадии задачи, перед ней не стоящие. Подобное толкование оправдывает в отдельных случаях несвоевременное возбуждение уголовных дел.
Другие авторы считают, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо установить только признаки, относящиеся к объективной стороне преступления; признаки деяния и наступивших последствий; общественную опасность, объект, объективную сторону, а для некоторых преступлений - специальный субъект.
В стадии возбуждения уголовного дела нельзя требовать установления всех признаков состава преступления: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, поскольку они должны быть установлены в стадии предварительного расследования. Отсутствие каких-либо сведений о субъекте неочевидного преступления (и, соответственно, о виновности) не только не исключает возбуждения уголовного дела, но скорее предполагает необходимость этого.
Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны быть получены данные об общественной опасности, противоправности и наказуемости деяния, о котором поступило сообщение. В литературе высказано мнение, что наказуемость лица также должна устанавливаться на стадии расследования Химичева Г.П. Рассмотрение милицией заявлений и сообщений о преступлении. М., 1997.. Однако признаком преступления является предусмотренное в уголовном законе наказание за конкретное деяние, а не наказуемость лица. Определить же, подлежит ли лицо уголовному наказанию или нет, может только суд, а не орган расследования.
В законе необходимо четко закрепить, о каких признаках преступления должны быть достаточные данные на момент возбуждения уголовного дела. Как представляется, такими признаками являются общественная опасность, противоправность и наказуемость деяния. Если обязательным признаком состава преступления является специальный субъект, то при его отсутствии исключается и противоправность деяния. Поэтому нет необходимости включать его в перечень признаков, подлежащих установлению в стадии рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях.
Закон не требует к моменту возбуждения уголовного дела достоверного и полного установления вышеназванных признаков. Вопрос о достаточности фактических данных в каждом конкретном случае должен решаться должностным лицом по своему внутреннему убеждению. Однако, если имеются сомнения, он обязан произвести предварительную проверку поступивших сведений.
В связи с этим на протяжении многих лет спорным остается вопрос о юридической природе действий, производимых в ходе предварительной проверки, разрешение которого имеет важное теоретическое и практическое значение.
Закон называет в качестве методов предварительной проверки: получение объяснений; истребование необходимых предметов и документов и представление их любыми гражданами; производство ревизий; документальных проверок. На практике в стадии возбуждения уголовного дела проводятся инвентаризации, контрольные закупки, а также специальные исследования.
По мнению ряда ученых, деятельность до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не является процессуальной. Сторонники этой точки зрения считают, что уголовно-процессуальные отношения возникают только после возбуждения уголовного дела, а в уголовно-процессуальные формы могут облекаться только следственные действия Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968. Т. 1.; Гальперин И.М. Взаимодействие государственных органов и общественности по борьбе с преступностью. М., 1972..
Если возбуждение уголовного дела есть стадия уголовного процесса, то деятельность, производимая на этой стадии, не может не быть процессуальной. Недопустимо также сводить процессуальные действия только к следственным. Последние производятся исключительно в целях обнаружения, закрепления и проверки доказательств. Их круг четко определен и регламентирован законом. Понятие же процессуальных действий гораздо шире. Они включают в себя как следственные, так и иные действия, с помощью которых не только получают доказательства, но решают и другие задачи уголовного процесса. Например, такие действия, как получение объяснений и производство ревизий, направлены на то, чтобы иметь доказательственную информацию, а привод обвиняемого или получение образцов для сравнительного исследования - на подготовку и создание условий для производства следственных действий. Прав В.М.Савицкий, полагавший, что отрицание процессуального характера действий, производимых до возбуждения уголовного дела, «проистекает, вероятно, из-за терминологического отождествления процессуальных действий со следственными, в то время как отношение между первыми и вторыми суть отношения рода и вида» Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975.. В то же время С.Бажанов считает, что «всякое следственное действие всегда, строго говоря, процессуально, а всякое процессуальное, в широком смысле слова, есть действие следственное» Бажанов С. Оправдана ли так называемая доследственная проверка //Законность. 1995. № 1.. Такое же неправомерное, отождествление процессуальных и следственных действий допускает и И.Л. Петрухин, который пишет, что в случае признания действий, совершаемых до возбуждения уголовного дела, процессуальными «стирается грань между получением показаний (процессуальные действия) и объяснений (непроцессуальные действия), проведением экспертизы (процессуальное действие) и получением ведомственных заключений (непроцессуальные действия) и т.д.» Петрухин И.Л. Право на защиту и проблема упрощения судопроизводства //Адвокатура и современность. М., 1987.. Однако запрещение производить следственные действия до возбуждения уголовного дела вовсе не исключает уголовно-процессуального характера тех действий, которые разрешены законом и проводятся на первоначальной стадии уголовного процесса - получение объяснений, истребование необходимых материалов, представление предметов и документов любыми гражданами; производство ревизий, документальных проверок.
Нельзя также согласиться с мнением, что деятельность до возбуждения уголовного дела является по своей природе административной Петрухин И.Л. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.. Вряд ли верно мнение о том, что при однородности применяемых способов должен быть обязательно одинаковым и характер деятельности. При помощи одних и тех же методов могут выполняться различные функции. Ведь ни у кого не возникает мысль, что деятельность, осуществляемая, например, на таких стадиях уголовного процесса, как кассационное или надзорное производство, по своей природе является административной. Хотя в этих стадиях никаких следственных действий не производится, а так же, как и в стадии возбуждения уголовного дела, получают объяснения, истребуют и принимают представленные гражданами дополнительные материалы. С помощью таких действий, как получение объяснений, истребование необходимых предметов и документов, могут осуществляться и прокурорский надзор, и административная деятельность правоохранительных органов, и ведомственное расследование. Однако очевидно, что характер этих видов деятельности совершенно различен. Точно также не может быть административной деятельность по проверке заявлений и сообщений о преступлениях.
Даже в тех случаях, когда в результате проверки выясняется, что событие или состав преступления отсутствует, а имеет место, например, административный проступок, способы установления этого факта, как и решение об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотрены уголовно-процессуальным законом, составляют содержание первой стадии уголовного процесса и, следовательно, являются процессуальными Усков Р.Г. О некоторых вопросах предварительной проверки в стадии возбуждения уголовного дела //Следователь. 1998. № 9..
Наконец, еще одна позиция авторов, отрицающих уголовно-процессуальный характер предварительной проверки, заключается в обосновании мнения, что «по своей природе деятельность по обнаружению признаков преступления является розыскной деятельностью» 3ажицкий В.И. Правовая регламентация деятельности по обнаружению признаков преступления //Правоведение. 1992.. Сторонники данной точки зрения разделяют оперативно-розыскную деятельность на оперативную (негласную) и розыскную (гласную) деятельность. К последней они относят такие способы проверки заявлений и сообщений о преступлении, как истребование необходимых материалов и получение объяснений.
Однако оперативно-розыскные меры регламентированы законом «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляются оперативными работниками и направлены, прежде всего, на раскрытие преступлений. Предварительная же проверка регламентирована, хотя и недостаточно четко, уголовно-процессуальным законодательством, проводится, как правило, лицами, осуществляющими процессуальную деятельность, и направлена на установление признаков преступления.
Тем не менее, существует мнение, что получение объяснений и истребование материалов не могут быть процессуальными, так как закон не устанавливает их подробной регламентации, а лишь называет их. Масленникова Л.Н. Правовая природа проверочных действий и совершенствование их производства органами внутренних дел //Совершенствование правовой основы расследования преступлений органами внутренних дел. Сб. науч. тр. Академии МВД СССР. М., 1991. Но различие между процессуальными и непроцессуальными (оперативно-розыскными) действиями состоит в том, что первые производятся гласно, открыто и отсутствие в законе детальной регламентации получения объяснений, истребования материалов и проведения специальных исследований является пробелом, который может и должен быть восполнен, а вторые осуществляются негласным путем, когда разглашение источника информации недопустимо. Именно поэтому процессуальный закон, не раскрывая содержания, только называет оперативно-розыскные меры, регламентация же их возможна лишь в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и специальных нормативных актах.
Следует отметить, что многие авторы, рассуждающие о характере деятельности до возбуждения уголовного дела, непоследовательны в своих суждениях.
Например, П.Г.Марфицин сообщение о происшествии рассматривает в качестве основания для начала непроцессуальной проверки, производимой, по его же определению, на «... этом отрезке уголовно-процессуальной деятельности» Белозеров Ю.Н., Марфицин П.Г. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. Учебное пособие. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994. .
Л.Н.Масленникова в вышеуказанной работе на с.39 пишет: «Деятельность в стадии возбуждения уголовного дела,... по нашему мнению, является процессуальной, ибо она урегулирована нормами УПК», а на с.40 - «Получение в стадии возбуждения уголовного дела...вне процессуальной формы практически той же информации и из тех же источников, что и в процессе расследования, порождает в стадии возбуждения уголовного дела не регламентированные законом фактические отношения, которые процессуальными не являются».
Подобные противоречия, на наш взгляд, объясняются отсутствием логики в рассуждениях авторов, пытающихся уголовно-процессуальную деятельность и возникающие при этом отношения вывести за рамки уголовного процесса.
Принимая заявление, разъясняя заявителю его права и обязанности, решая вопрос о предварительной проверке, получая объяснения и необходимые документы, должностные лица действуют на основе норм уголовно-процессуального права, и поэтому их деятельность не может не считаться уголовно-процессуальной.
Процессуальная сущность предварительной проверки состоит в рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлении и производстве, в необходимых случаях, процессуальных действий (получение объяснений, истребование необходимых материалов, производство ревизий, документальных проверок и др.), направленных на установление признаков преступления с тем, чтобы принять законное и обоснованное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. При этом необходимо отметить, что проверка заявлений и сообщений о преступлениях не является обязательным элементом процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Ее следует проводить только в исключительных случаях, когда в самом заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Если же такие признаки налицо, компетентные органы и должностные лица в соответствии с законом обязаны возбудить уголовное дело немедленно.
Место стадии возбуждения уголовного дела среди других стадий определяется следующим образом:
1. Стадия возбуждения уголовного дела составляет важную часть уголовно-процессуальной системы, являясь неотъемлемым и обязательным ее этапом.
2. В стадии возбуждения уголовного дела возникают специфические процессуальные отношения, не такие как в стадии предварительного расследования: прием и регистрация заявления (сообщения) о преступлении; анализ и оценка информации, содержащейся в заявлении (сообщении); проверка заявлений (сообщений) 3. Стадия возбуждения уголовного дела имеет свои непосредственные задачи: установить законные поводы и достаточные основания к возбуждению уголовного дела; проверить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу; принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
4. Стадии возбуждения уголовного дела присуща специфическая процессуальная форма (порядок) совершения отдельных процессуальных действий. Уголовно-процессуальная деятельность начинается не с момента возбуждения уголовного дела, а с момента появления повода к его возбуждению.
Возбуждение уголовного дела является обязательной стадией уголовного процесса и обязательным этапом движения конкретного уголовного дела. Она служит правовым основанием для всех дальнейших процессуальных действий при расследовании и разрешении уголовного дела. Еремян А.В. Основания возбуждения уголовного дела. Дис.кан.юрид.наук. М.1990.
Таким образом, при всем различии предварительной проверки и предварительного расследования у них имеется много сходных с криминалистической точки зрения черт. И это не случайно. По своей гносеологической и логической сущности и структуре предварительная проверка и предварительное расследование ничем не отличаются друг от друга, так как познание опирается на общие законы и положения формальной логики, теории познания и человеческой деятельности, интерпретированные соответствующим образом для целей конкретного вида поисково-познавательной деятельности. Не менее важно и другое. И та, и другая деятельность строятся на базе обширного комплекса общих принципов.
Глава 2. Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях

2.1 Порядок приема сообщений о преступлениях

Заявления (сообщения) о преступлении - частный повод к возбуждению уголовного дела, и именно поэтому организационная сторона порядка их регистрации и учета в органах дознания заслуживает самого пристального внимания.
Информация о преступлениях и происшествиях подразделена в зависимости от формы поступления и порядка рассмотрения на две группы:
1. Заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы внутренних дел и являющиеся в соответствии с уголовно-процессуальным законом поводами к возбуждению уголовного дела;
2. Другая информация о преступлениях и происшествиях.
Информация о преступлениях и происшествиях, вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными, их помощниками или работниками, назначенными на дежурство в установленном порядке.
Заявления (сообщения) о преступлениях и происшествиях, поступившие в канцелярию (секретариат) ОВД по почте, телеграфу, нарочным и т.п., регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику ОВД или лицу его заменяющему, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления или сообщения в ДЧ и принимает решение о порядке его проверки.
Более того, при получении заявления или сообщения о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении «протокола устного заявления» дежурный по ОВД обязан немедленно выдать заявителю талон-уведомление. Талон-уведомление состоит из двух частей - отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Отрывной листок, содержащий сведения о дате приема заявления (сообщения) о преступлении, получившем его должностном лице и заявителе, вручается заявителю. Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое содержание заявления и дата его приема, а также номер и дата регистрации такового, остается у работника. Заявитель при этом расписывается на корешке талона-уведомления и проставляет время и дату. Хапаев А. О. Правоохранительные органы: Правовые аспекты деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: МПСИ.2007.
Заявления и сообщения о преступлениях незамедлительно регистрируются в Книге № 1 (КУЗ).
Требования к соблюдению установленной формы, при принятии заявлений (сообщений) имеет два значения:
1. с одной стороны, информация о преступлении является поводом к возбуждению уголовного дела, если заявитель - конкретное лицо, обращающееся за восстановлением его личных прав или законных интересов, интересов третьих лиц, либо государства;
2. с другой стороны, простота соблюдения требований к оформлению информации о преступлениях предоставляет широкие возможности для активного обращения населения с заявлениями (письмами) к правоохранительным органам.
Изучение статистических данных по Омской области, показало, что в 53% случаев поводами к возбуждению уголовного дела стали заявления и письма граждан; в 41 % - сообщения, исходящие от различных юридических лиц ил государственных органов; в 6 % - явка с повинной; не удалось обнаружить ни одного факта возбуждения уголовного дела по поводу опубликованных в печати статей, заметок, писем. По данным ИЦ УВД по Омской области.
Принятие заявления и сообщения состоит из двух взаимосвязанных элементов: приема и регистрации.
Своевременная и полная регистрация информации о преступлениях, оперативная проверка такой информации и правильность ее разрешения во многом зависят от надлежащей организации в органах внутренних дел ведомственного контроля за первоначальным этапом уголовного судопроизводств.
Такой контроль основывается на положениях уголовно-процессуального закона, но в основном регламентирован нормативными актами МВД. Осуществление ведомственного контроля возлагается как на начальника органа внутренних дел, так и на руководителей следственных аппаратов, подразделений уголовного розыска, ГАИ и др. Здесь реализуется в административно-правовых и иных формах организационное воздействие субъекта управления на подчиненных ему лиц.
Однако, несмотря на детально разработанную и регламентированную методику контроля, количество нарушений, связанных с приемом и регистрацией информации о преступлениях, не снижается.
Следует отметить, что нарушения, связанные с приемом и регистрацией заявлений и сообщений о преступлениях, являются узловой проблемой в обеспечении прав личности не только в нашем государстве. Так, в США полиция оставляет без рассмотрения 23% заявлений и сообщений о преступлениях и не принимает решений в каждом четвертом случае обращения к ним пострадавших от преступлений Ennis P.H. "Criminal Vutimiration in United States: A Report of a National Surveg" in Presidents Commission on Lau Enforcemeht and Administation of Justige. Tield Survtjs 2: Washingt in D.S.: gowrnment Printing Office. 1967.- P. 49.. Но в то же время, у них эта проблема включена в национальную программу исследования, а у нас, же такие исследования проводятся разрознено.
Немалую роль в реализации положений ведомственного контроля играет правильная оценка поступившей информации о преступлении, принятие обоснованного решения о необходимости производства предварительной проверки, а также определение границ этой проверки. Следственная практика показывает, что от правильного определения направления и объема проверочных действий во многом зависит обоснованность и законность возбуждения уголовного дела.
Уголовно-процессуальное законодательство России обязывает органы предварительного расследования не только объективно и обоснованно разрешать информацию о преступлении, но и принимать меры по предотвращению или пресечению преступлений.
Это, также должно являться предметом ведомственного контроля. Однако, законодатель связывает принятие этих мер только с актом возбуждения уголовного дела либо направлением заявления (сообщения) по подследственности или подсудности. Подобным образом это требование сформулировано и в Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Представляется, что такой подход является не достаточно обоснованным. Меры к предотвращению или пресечению противоправного деяния, а равно к закреплению следов преступления должны приниматься с момента получения правоохранительным органом информации о преступлении. Именно так эта обязанность сформулирована в Законе Российской Федерации "О милиции" (п.п. 1 и 3 ст.10).
Однако обязанность принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления должна возникать с момента получения заявления (сообщения) о преступлении не только у работников системы органов внутренних дел, а и у всех государственных органов, наделенных правом разрешать информацию о преступлении.
Согласно ст.ст.146, 148 УПК Российской Федерации о принятом в стадии возбуждения уголовного дела решении сообщается заявителю, а при отказе в возбуждении уголовного дела дополнительно ему разъясняется право на обжалование данного решения. Осуществление ведомственного контроля за соблюдением этого права субъекта уголовного процесса не сложно и не должно вызывать каких-либо затруднений. Тем не менее, проведенный анализ показывает, что контроль в этой части организован явно недостаточно. По 19,0% отказных материалов заявителю не было сообщено о принятом решении и не разъяснены его права. В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела инициатор сообщения о преступлении практически не уведомлялся об этом.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства подаваемые гражданами письменные заявления о преступлении должны быть ими подписаны, а устные -- оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. Сообщения о преступлении от общественных формирований, учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц принимаются в письменном виде. Смирнова Н. Н. Правоохранительные органы Российской Федерации СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2004.
Органы внутренних дел не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных. Вместе с тем эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений. Отказ в приеме заявления или сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору в порядке статей 124, 125 УПК РФ.
Подавать заявления и другую информацию о преступлениях и иных происшествиях наряду с гражданами России могут иностранные граждане и лица без гражданства.
Заявитель имеет право: излагать заявление на языке, на котором ведется делопроизводство в органе внутренних дел, или на другом языке, которым он владеет; получить сообщение о решении органов внутренних дел, связанном с принятием и рассмотрением заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и иных происшествиях, обратиться к начальнику органа внутренних дел, а также в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру, соответствующие исполнительные органы или в другие компетентные учреждения и организации по своему усмотрению. Там же.
Заявления и письма граждан -- наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю или другим лицам и организациям.
Законом определен перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения.
Заявления граждан могут облекаться как в уставную, так и в письменную форму. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем дела ставится отметка в протоколе -- заявлении (ч. 6 ст. 141 УПК).
Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых реквизитов заявителя.
Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о противоправных фактах путем оперативно-розыскной деятельности или иным непроцессуальным способом пункт 16 ст. 1 Закона РСФСР «О милиции» // ВСН/ДНД РСФСР и ВС ФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать полученные в результате такой проверки данные. Вместе с тем закон устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся особо опасном для общества преступлении -- акте терроризма (ст. 207 УК).
Сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о совершенном или готовящемся преступлении.
Например, выявлены признаки (следы), позволяющие с наибольшей вероятностью предположить о совершении хищения в организации, и принято решение сообщить о преступлении в ОВД. В данном случае руководитель (или представитель организации) должен достаточно четко представлять (и иметь соответствующие информацию и документы, подтверждающие убежденность в совершении хищения) обстоятельства происшедшего, наименование (описание характеристик) похищенного имущества.
При этом необходимо знать, что независимо от характера и тяжести совершенного хищения, уголовное преследование, включая обвинение в суде, будет осуществляться в публичном порядке, так как уголовные дела о хищениях признаются делами публичного обвинения (части 1 и 5 статьи 20 УПК РФ). По словарному определению «публичное обвинение», как юридическая категория, - форма производства по уголовным делам, не подлежащим прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым или даже отказа от жалобы.
Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.
Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и. восполнению полученных сведений.
Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. В случае явки повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление (ст. 142 УПК). Если в заявлении указаны конкретные факты преступления, совершенного явившимся с повинной, то это служит поводом к возбуждению уголовного дела. Заявитель в данном случае ответственность за ложный донос не несет.
Явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого преступлением, являются обстоятельствами, смягчающими наказание (п. «и» ст. 61 УК), или даже, при определенных условиях, освобождающими от уголовной ответственности (ст. 75 УК), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку она может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной.
Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе выполняемой правоохранительной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.
Так, органу дознания при осуществлении служебных функций становятся известны факты преступных действий. Прокурор, проводя проверку соблюдения законов в учреждении, организации, вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится известно о совершении другими лицами преступных деяний, не связанных с расследуемым им делом.
Согласно ст. 143 УПК РФ, получив такое сообщение, должностное лицо обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления.
Приведенный перечень поводов к возбуждению уголовного дела является исчерпывающим, и каждый из них именуется законным поводом. Но одного законного повода для возбуждения уголовного дела еще недостаточно. Необходимо, чтобы было также основание, под которым закон понимает наличие фактических данных, указывающих на признаки преступления. Галустьян О. А., Кизлык А. П., Ендольцева А. В., ред. Правоохранительные органы: Учебник для юридич. вузов. Изд. 5 М.: Юнити-Дана.2006.
Согласно ст. 140 УПК «дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления». При этом, как правило, не требуется полного знания о преступлении. Обычно бывает достаточно указания на объект и объективную сторону преступления.
В этих случаях уголовное дело возбуждается по факту события преступления (in rem), а не в отношении конкретного лица (in personam), что, однако, при известных условиях, не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении определенного лица, например при задержании преступника на месте преступления либо в силу специфики преступления (например, при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов или от содержания детей). Но тогда лицо, в отношении действий которого возбуждено дело, должно получить процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого в установленном порядке.
Вывод о наличии признаков преступления хотя и должен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположительный характер и побуждает к проведению всестороннего расследования в следующей стадии процесса.
Когда полномочное лицо не имеет в своем распоряжении достаточной информации для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказать в нем, оно производит проверку и принимает решение в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях -- в срок не более десяти суток. В этих случаях могут быть истребованы необходимые материалы, к которым относятся акты ревизий, инвентаризаций, материалы ведомственного расследования несчастного случая на производстве, аварии на транспорте. В случае причинения телесных повреждений гражданину истребуются материалы судебно-медицинского освидетельствования, выписки из истории болезни. Могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой соответствующими органами, получены- объяснения от лица, обратившегося с заявлением, жалобой.
Но при этом должно быть строжайше соблюдено условие: сбор указанных материалов осуществляется без производства следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Следует при этом иметь в виду, что названные материалы, полученные в ходе проверки, равно как и результаты оперативно-розыскной деятельности, явившись основанием для возбуждения уголовного дела, впоследствии могут быть использованы в качестве доказательств только после признания их таковыми в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Багаутдинов Ф. Возбуждение уголовного дела по УПК РФ // Законность. 2002. № 7.
Дела о преступлениях против чужой собственности могут возбуждаться, а предварительное расследование и судебное разбирательство проводиться и без согласия собственника или иного владельца имущества, ставшего объектом преступного посягательства (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года №5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности»).
В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений, с 1 января 2006 года в Российской Федерации введено в действие «Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», утвержденное Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации №39, МВД Российской Федерации №1070, МЧС Российской Федерации №1021, Минюста Российской Федерации №253, ФСБ Российской Федерации №780, Минэкономразвития Российской Федерации №353, ФСКН Российской Федерации №399 от 29 декабря 2005 года «О едином учете преступлений» ( Приказ № 39).
Приказ № 39 с учетом УПК РФ и иных федеральных законов устанавливает единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а его действие распространяется на следующие органы и должностных лиц в части, их касающейся: органы предварительного следствия; органы дознания; прокуроров; следователей; дознавателей; сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом, возложенных на него полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях влечет за собой ответственность, установленную законом.
Проводя сравнение данного нормативного акта с действующим УПК РФ, можно выделить следующие, что в Приказе № 39 отражены такие основные положения:
1. «сообщение о преступлении»: - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. К ним относятся процессуальные и иные документы, предусмотренные статьями 141 - 143 УПК РФ.
2. письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;
3. протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к статье 476 УПК РФ);
4. протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;
5. протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;
6. заявление о явке с повинной;
7. протокол явки с повинной (приложение 3 к статье 476 УПК РФ);
8. рапорт об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к статье 476 УПК РФ);
9. «принятие (прием)» - получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;
10. «регистрация сообщения о преступлении» - внесение в книгу регистрации сообщений, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера;
11. «проверка» - действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 144 и частью 4 статьи 146 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении.
Аналогичным по содержанию документом, но предназначенным непосредственно для подразделений органов внутренних дел, является Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (утверждена Приказом МВД Российской Федерации от 1 декабря 2005 года № 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях») (Инструкция МВД № 985).
Обеспечив наличие документов, содержащих информацию (сведения) о следах (признаках), свидетельствующих о хищении имущества, например: о принадлежности похищенного имущества (с описанием характеристик предметов и указанием стоимости), об источнике поступления имущества и его внутрихозяйственном движении, договоры, платежные документы отчеты и учетные документы, о местах и условиях хранения, эксплуатации, материалы инвентаризаций, сличительные ведомости, акты обнаружения следов несанкционированного проникновения в помещения, письменные пояснения работников организации, докладные записки, официальная переписка иные, имеющие значение, руководитель (или представитель) (далее заявитель) организации может сообщить о преступлении в территориальный ОВД по месту нахождения организации заказным почтовым отправлением официального письменного заявления с уведомлением о вручении или обратиться в подразделение ОВД лично и сообщить о преступлении в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении может быть составлено заявителем в произвольной форме (примерный образец письменного Заявления о преступлении приведен в приложении №2 к Инструкции МВД № 985. Понятно, что письменное заявление должно быть подписано заявителем, так как анонимные заявления о преступлениях не являются поводом для возбуждения уголовного дела (часть 7 статьи 141 УПК РФ).
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности (пункт 13 Инструкции МВД № 985).
При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия ОВД сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть ОВД для незамедлительной регистрации, докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении (пункт 14 Инструкции МВД № 985).
Устное заявление заносится в протокол принятия устного сообщения о преступлении, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Перед началом составления протокола заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Протокол также должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя (части 3 и 6 статьи 141 УК РФ).
Прием сообщений о преступлениях осуществляется дознавателями, следователями, прокурорами, а также судьями (в отношении устных сообщений о преступлениях, сделанных в ходе судебного разбирательства).
При наличии в органах дознания дежурных частей (смен, нарядов) прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление осуществляется должностными лицами круглосуточно.
Кроме должностных лиц, сообщения о преступлениях обязаны принимать начальники органов дознания и их заместители, начальники следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.
Приняв сообщение о преступлении, должностное лицо обязано незамедлительно принять меры к его регистрации в книге регистрации сообщений.
В книге регистрации учета сообщений о преступлениях отражаются: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время принятия; должностное лицо, принявшее заявление; номер талона-уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя или должностного лица по сообщению; подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для проверки (рассмотрения), указание даты принятия; сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего, и даты; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и так далее).
Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении (если такое сообщение поступило при личном обращении заявителя) обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ - «талон-уведомление» (форма талона-уведомления приведена в приложении к Положению о порядке приема сообщений о преступлениях) о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия и присвоенного данному сообщению регистрационного номера, зафиксированного в книге регистрации сообщений. Талон-уведомление о приеме сообщения о преступлении (документ строгой отчетности), является важным документом, подтверждающим начало процессуальных действий по расследованию преступления. От даты выдачи талона-уведомления начинается определение истечения сроков, предусмотренных законодательством для осуществления процессуальных действий по расследованию преступления.
Отказ в принятии сообщения о преступлении или невыдача талона-уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении, а равно непринятие мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы (пункты 14 и 24 Положения о порядке приема сообщений о преступлениях). Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору в порядке, установленном статьей 124 УПК РФ (часть 5 статьи 144 УПК РФ). Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
Пункт 15 Приказа №39 содержит предписание соответствующим органам - в помещениях своих административных зданий размещать на стендах или в иных общедоступных местах: выписки из положений УПК РФ, межведомственных и (или) ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц, правомочных и уполномоченных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; сведения о руководителях и иных должностных лицах органов (должность, Ф.И.О., адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или неприемом) сообщений о преступлениях.
В статье 141 УПК РФ приведены общая характеристика и требования к порядку оформления заявления о преступлении. Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ заявление о преступлении - это повод для возбуждения уголовного дела. Будучи поводом к возбуждению уголовного дела, в самом общем виде заявление о преступлении может быть охарактеризовано как адресованное органам, правомочным возбуждать уголовные дела, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.
Заявление о преступлении одновременно является поводом для начала уголовного процесса. Но не все ученые согласны с этим утверждением. В литературе встречаются рассуждения, из которых следует, что не заявление о преступлении - повод для начала уголовного процесса, а «сообщение о преступлении, содержащееся в заявлении о преступлении». Шевчук А.Н. Глава 19. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. Указанным определением автор ставит знак равенства, между поводом для возбуждения уголовного дела и основанием для начала уголовного процесса. Что не может быть признано правильным. Повод - это форма, а основание - это содержание явления, именуемого «юридический факт». В одном случае юридический факт, порождающий начало уголовного процесса, в другом - возбуждение уголовного дела.
Заявление о преступлении (а не содержащаяся в нем информация) должно признаваться поводом для возбуждения уголовного дела. Толкование же статей 140, 144 и некоторых других статей УПК РФ позволяет утверждать, что заявление о преступлении одновременно является поводом для начала уголовного процесса. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., исп. и доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002.
Заявлением о преступлении признается лишь такое сообщение гражданина, которое содержит в себе инфо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.