Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 121498


Наименование:


Курсовик Развитие лексической стороны речи у дошкольников с ОНР с использованием мультипликационных фильмов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 27.05.2020. Год: 2011. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Факультет психологии и специального образования
Кафедра логопедии, специальной педагогики и специальной психологии


Курсовая работа по Логопедии
Развитие лексической стороны речи у дошкольников с ОНР с использованием мультипликационных фильмов

Выполнила:
студентка 2 курса направления
подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,
профиль «Логопедия»,
очная форма обучения,
учебная группа № ФПСО-б18Ло,


Самара, 2020
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический подход к изучению речи дошкольников с ОНР и ее формировании 5
1.1. Общие представления об ОНР 5
1.2. Особенности лексической стороны речи у дошкольников 11
1.3. Особенности лексики у дошкольников с ОНР 15
1.4. Возможности использования мультипликационных фильмов в логопедической работе 22
1.5. Обзор приема использования мультипликационных фильмов при формировании лексического компонента речи дошкольнико 27
Заключение 36
Список литературы 38

?
Введение

ОНР – это комплекс речевых нарушений, который включает лексическую, грамматическую, семантическую и звуковую стороны речи. Это нарушение довольно нередко встречается среди дошкольников, если сравнивать с другими речевыми нарушениями.
Лексика, как и остальные компоненты речи, имеет большое значение в коммуникации людей. Поэтому любые речевые нарушения необходимо корректировать сразу же, как только они возникли в детстве. В том числе обогащение и уточнение словарного запаса.
Для коррекции лексических нарушений существуют немало различных методик, однако среди них очень мало тех, в которых используются мультипликационные фильмы. Мультфильмы сегодня – часть детской культуры. Не существует ребенка, который ни разу не смотрел их и которому они не нравятся. Они сопровождают ребенка с раннего детства до подросткового возраста.
Несмотря на то, что каждый день родители включают своим детям мультипликационные фильмы, существует мнение, что они негативно влияют на развитие детей, в том числе и на речь. Но в этой работе я хочу доказать обратное. При правильном и грамотном использовании мультипликационных фильмов можно извлечь большую пользу. Мультфильмы интересуют детей, а значит, если связать их с нужной для нас задачей (развитие лексики), то можно привлечь ребенка к коррекционному процессу. Если ребенку будет интересно работать с логопедом, то результат будет более эффективен. Актуальность темы заключается в том, что мультфильмы не часто используются дефектологами в развитии речи детей.
Изучением общего недоразвития речи занимались такие ученые, как Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, С.Н. Сазонова, Н.С. Жукова, С.Н. Шаховская, Е. Ф. Соботович, А. Ровенская. Лексику нормально развивавшихся дошкольников изучали В.П. Глухов, Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В., А.А. Пашкова, Р.И. Лалаева. Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, А.А. Жерздева, И.В. Ластовкина, Трофимова В. А., Андреева А. В., Китаева Н. Н. изучали в своих работах лексический компонент речи дошкольников с ОНР. Использование мультфильмов при работе с дошкольниками с недоразвитием речи изучали Е.А. Панина, Е.А. Гаваза, Н.М. Шайхудинова, Н.Д. Абакарова, Е.В. Чурилова, О.С. Бишаева, В.А. Грошенкова, А.А. Гуськова, А.В. Сидоренко, Н.В. Юрьева, И. А. Бучилова, А. А. Миронова, Т.А. Борзенкова, А.Ф. Лалетина.
Цель данной работы: провести теоретический анализ литературы по проблеме развития лексики с использованием мультфильмов.
Объект: процесс коррекции лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Предмет: мультфильмы – как средство развития лексической стороны речи дошкольников с ОНР.
Гипотеза: Эффективность развития лексической стороны речи повысится у дошкольников с ОНР, если использовать в логопедической работе мультфильмы.
Задачи исследования: изучить теоретические аспекты по проблеме развития лексики с использование мультфильмов, на основе которого определить:
1. Понятие ОНР;
2. Особенности лексической стороны речи дошкольников в норме;
3. Особенности лексической стороны речи дошкольников с ОНР;
4. Возможности использования мультипликационных фильмов в логопедической работе;
5. Прием использования мультфильмов в развитии лексики дошкольников с ОНР.
?
Глава 1. Теоретический подход к изучению речи дошкольников с ОНР и ее формировании

1.1. Общие представления об ОНР

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Так утверждает в своих работах Т.Б. Филичева. [24]
С.Н. Сазонова пишет в своих работах, что общее недоразвитие речи – системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. [20]
Также под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Такое определение дает Левина. [7]
ОНР у дошкольников может проявляться как полное отсутствия у них общеупотребительной речи, как отсутствие общеупотребительной речи или как развернутая речь с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В связи с этим принято выделять три уровня ОНР. Выделенные уровни не выходят за рамки обычного пути речевого развития, т.е. от простых к сложным формам. Специфичным для отклоняющегося развития является позднее начало этого пути.
Общими проявлениями всех трех уровней ОНР являются я значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Различные уровни обуславливаются различной степенью выраженности этих отклонений. [24]
ОНР I уровня характеризуется нарушениями всех компонентов языковой системы и грубым несоблюдением языковых норм. Дети с ОНР 1 уровня нарушают правила фонетики, грамматики, лексики, фонематики. У них несвязная речь, похожая на лепет, или она почти отсутствует. При этом они имеют сохранный слух и нормальный интеллект. [21]
Левина отмечает, что I уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием речевого общения в возрасте, когда в норме речь в основном сформирована. Дети от 5-ти лет имеют бедный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами и непонятные для окружающих, образуют сами дети. Речь наполнена лепетными словами, жестами и общеупотребительными словами. [7]
Жукова также пишет в своих работах, что I уровень ОНР характеризуется отсутствием общеупотребительных словесных средств общения. Она отмечает, что этот уровень соотносится с первым периодом усвоения языка, названным А.Н. Гвоздевым "Однословное предложение. Предложение из двух слов-корней". [13]...
?
Заключение

ОНР – это система речевых нарушений, которая характеризуется недостаточной сформированностью грамматического, фонетического и лексического компонентов речи. Кроме речевых нарушений наблюдаются и некоторые психические и физиологические особенности детей с нарушенным развитием речи: недостаточное развитие внимания, памяти, мышления, поведенческих реакций, координации движений. Выделяют 3 уровня ОНР: I уровень – полное отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – отсутствие общеупотребительной речи, но с наличием обыденного словарного запаса; III уровень – развернутая речь с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Речь дошкольников с ОНР сильно отличается от речи дошкольников с нормальным развитием: объем словаря сильно ограничен, в особенности активный словарь. Дети затрудняются в использовании всех частей речи, даже тех, которые в норме используются детьми чаще всего (существительные, прилагательные, глаголы). Отмечается нарушения в ассоциативных реакциях. Так, например, если в норме в 5-6 лет преобладают синтагматические реакции, а в 7—8 лет – парадигматические, то при недоразвитии речи в 7 лет у детей наблюдаются преимущественно парадигматические реакции. Отмечаются и нарушения в антонимии и синонимии.
Для занятий необходимо тщательно подбирать материал, чтобы он не травмировал психику ребенка и его умственные способности. При создании программы развития лексики должны учитываться общедидактические и логопедические принципы, например, принцип реалистичности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип развития, принцип учета вида и характера речевого нарушения, воспитывающий характер обучения и другие. Всем этим принципам должны соответствовать подобранные мультфильмы. Также требованиями к подбору мультфильмов являются:
• длительность мультфильма должна составлять не больше 8-10 минут;
• сюжет должен быть для детей доступным для понимания;
• мультфильмы должны быть озвучены профессионалами;
• демонстрация должна осуществляться в свободное от занятий время;
• работа над мультфильмом должна осуществляться в течении недели.
Также стоит отметить, что преимущественно логопедами использовались советские отечественные мультфильмы. Например, "Осторожно, обезьянки!" из Сборника мультфильмов для малышей (1983-1995), «Шайбу-шайбу!» и «Матч-реванш» (Союзмультфильм, сборник «Любимые сказки»), – "Тайна Игрушек" (Экран, 1987), «Зима в Простоквашино» (1984), «Как котенку построили дом» (Союзмультфильм, сборник «Любимые сказки»), "Веселый огород" (Союзмультфильм, 1947), "Ситцевая улица" (Союзмультфильм) и многие другие, которые перечислены выше.
Занятие по развитию лексики дошкольников с ОНР рассмотренными авторами проводились по следующему плану. Сначала проводиться беседа по лексической теме; после происходит демонстрация мультфильма; беседа о просмотренном мультфильме, дидактические игры и различная творческая деятельность. В заключении некоторые педагоги давали задание пересказать сюжет мультфильма, либо пересматривали мультфильм.
Педагоги, использовавшие в своей работе с детьми мультипликационные фильмы, отмечали положительные результаты, что говорит об эффективности подобного приема коррекции речи. Этого можно добиться при грамотном построении логопедической работы для преодоления ОНР с использованием мультфильмов.?
Список литературы

1. Абакарова Н.Д. Чурилова Е.В. Мультфильм как один из эффективных способов в коррекционной работе с детьми // Дошкольник.РФ: сетевое издание. 2020. URL: defectologiya/24677-multfilm-kak-odin-iz-effektivnyh-sposobov-v-korrekcionnoiy-rabote-s-detmi.html (Дата обращения: 28.04.2020);
2. Бишаева О.С. Развитие связной речи дошкольников посредством мультипликации с использованием документ-камеры // Институт непрерывного профессионального образования СВФУ. 2019. URL: news/wp-content/uploads/sites/2/2019/01/Bishaeva-Oksana-Sergeevna.pdf (Дата обращения: 28.04.2020);
3. Борзенкова Т.А. Формирование речевых навыков дошкольников с онр путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов // Nsportal: сетевой журн. 2019. URL: sites/default/files/2019/11/04/tehnologiya._multfilmy_po_leksicheskim_temam.pdf (Дата обращения: 29.04.2020);
4. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития. Русский журнал детской неврологии. 2017;12(1):41-46. [Электронный ресурс]. URL: article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (Дата обращения: 25.04.2020);
5. Бучилова И. А., Миронова А. А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2876–2880. – URL: 2013/53580.htm (Дата обращения: 29.04.2020);
6. Гаваза Е.А. Использование мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками // Открытый урок: сетевой журн. 2009. URL: статьи/531677/ (Дата обращения: 28.04.2020);
7. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. [Электронный ресурс]. URL: Books/4/0286/index.shtml?from_page=53 (Дата обращения: 23.04.2020);
8. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа). [Электронный ресурс]. URL: Books/4/0356/index.shtml?from_page=269 (Дата обращения: 25.04.2020);
9. Грошенкова В. А., Рыжова Н. В. Формирование связного речевого высказывания у дошкольников 5–6 лет с нарушениями речи // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т. II, №4. – с.145-148 [Электронный ресурс]. URL: releases/2014_4pp/32.pdf (Дата обращения: 28.04.2020);
10. Грошенкова В.А. Мультипликационные фильмы как средство развития связной речи дошкольников с ОНР // Специальное образование. – 201. – Т. I. – с. 40-43. [Электронный ресурс]. URL: article/n/multiplikatsionnye-filmy-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-s-onr/viewer (Дата обращения: 29.04.2020);
11. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ "Сфера"2010 год. – 176 стр. (Развитие речи шаг за шагом);
12. Жерздева А. А. Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Специальное образование. – 2017. – Т. II. – с. 42-44. [Электронный ресурс]. URL: article/n/osobennosti-leksiki-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr (Дата обращения: 27.04.2020);
13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. – метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с. [Электронный ресурс]. URL: Books/2/0028/2_0028-2.shtml (Дата обращения: 23.04.2020) ;
14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с. [Электронный ресурс]. URL: Books/5/0231/index.shtml?from_page=8 (Дата обращения: 25.04.2020);
15. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов. // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №8. – С. 20-25. [Электронный ресурс]. URL: upload/iblock/b3e/b3e76b4e4c8069e3414f8e49b4e5e388.pdf (Дата обращения: 28.04.2020);
16. Ластовкина И. В. Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2016. – Т. 2. – с. 87-90. [Электронный ресурс]. URL: article/n/rezultaty-issledovaniya-glagolnogo-slovarya-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (Дата обращения: 27.04.2020);
17. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011. [Электронный ресурс]. URL: books/K6/M2/file/9.pdf (Дата обращения: 23.04.2020);
18. Панина Е.А. Использование мультипликационных фильмов в работе с детьми дошкольного возраста // Инфоурок: сетевой журн. 2018. URL: ispolzovanie-multiplikacionnih-filmov-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-3468464.html (Дата обращения: 28.04.2020);
19. Пашкова А.А. Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева // Nsportal: сетевой журн. 2020. URL: sites/default/files/2020/01/27/etapy_formirovaniya_rechi_u_detey._periodizatsiya_razvitiya_rechi_detey_a.n._leonteva.pdf (Дата обращения: 25.04.2020);
20. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Сазонова. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 144 с.;
21. Ровенская А. ОНР 1 уровня: симптомы, диагностика, характеристика, коррекционная работа // О речи: сетевой журн. 2019. URL: narusheniya-rechi/onr-1-urovnya-harakteristika (Дата обращения: 23.04.2020);
22. Сидоренко А.В., Юрьева Н.В. Обзор методик формирования и развития лексической стороны речи у детей с ОНР // Журнал педагог: сетевой журн. 2017. URL: servisy/publik/publ?id=5547 (Дата обращения: 29.04.2020);
23. Трофимова В. А., Андреева А. В., Китаева Н. Н. К вопросу об особенностях словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Специальное образование. – 2016. – Т. 2. – с. 140-143. [Электронный ресурс]. URL: article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-slovarya-suschestvitelnyh-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (Дата обращения: 27.04.2020);
24. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика);
25. Шайхудинова Н.М. Использование анимационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда // Nsportal: сетевой журнал. 2016. URL: detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/09/27/ispolzovanie-animatsionnyh-tehnologiy-v (Дата обращения: 28.04.2020).



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.