Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 121829


Наименование:


Курсовик Курсовая работа по дисциплине: «История русской музыки» на тему: Русская поэзия в творчестве Г.В. Свиридова

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.06.2020. Год: 2018. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: 14. *

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


Курсовая работа по дисциплине: «История русской музыки»
на тему: Русская поэзия в творчестве Г.В. Свиридова


Выполнил: студент II курса ОФО
музыкального отделения
факультета искусств
и художественного образования
Проверила: доцент кафедры ТИММИ, к.п.н.


Воронеж 2018


Оглавление
Введение 3
Глава I: Место русской поэзии в творчестве Г.В. Свиридова 4
Глава II: Русская поэзия в творчестве Г.В. Свиридова на примере некоторых произведений 11
1. «Поэма памяти Сергея Есенина» 11
2. «Хоры» a cappella 13
3. Пять хоров на слова русских поэтов 14
Заключение 23
Список литературы 25


?
Введение
Объектом моей курсовой работы является творчество Г.В. Свиридова, предметом – русская поэзия в творчестве Г.В. Свиридова.
Цель курсовой работы – показать, что русская поэзия играет огромную роль в творчестве композитора и является неотъемлемой его частью.
Задача № 1 определить место русской поэзии в творчестве Г.В. Свиридова.
Задача № 2 установить какую роль сыграла русская поэзия в творчестве Г.В. Свиридова.
Георгий Васильевич Свиридов - один из самых ярких и самобытных художников нашей современности. Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни, пейзажам, и в героических образах революции. В связи с этим поэзия играет определенную роль в творчестве Г.В. так как является голосом народа.
Музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой – её образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых звуков. Эта музыка проста и интересна. Но эта простота – следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, и умения сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной.
Творчество Г.В. Свиридова тесно связано с образным миром поэзии. Круг поэтов, стихи которых стали литературной основой его музыки - кантат, вокальных циклов, ораторий, отдельных романсов и песен, весьма широк. Здесь А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, поэты-декабристы и Н. Некрасов, Р. Бернс и В. Шекспир, А. Блок и В. Маяковский, С. Есенин и А. Исаакян и многие другие. Это характеризует Г. В. Свиридова, как музыканта высокой культуры, которому доступны поэтические шедевры всех времен и народов. Обращаясь к произведениям лучших поэтов мира, Г.В. отдает предпочтение русским, советским, особенно любимому им С. Есенину. Из двухсот с небольшим песен, более пятидесяти на стихи Есенина. Именно Г. В. Свиридову принадлежит честь «открытия» для серьезной академической музыки С. Есенина и В. Маяковского.
Творчество Свиридова - тема, требующая серьезных исследований, которые будут проводиться всегда. Сегодня Свиридов - композитор интересен и востребован. Он удивительно тонко и точно чувствовал музыку. ?
I. Место русской поэзии в творчестве Г.В. Свиридова.
Музыка Свиридова являет в себе духовную мощь и философскую глубину поэзии, выражающуюся в мелодиях пронзительной и кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует интонационно-ладовые элементы древнего знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А. А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»). Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в неё вложен глубокий этический смысл.
В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, в которых композитор в музее-квартире Блока останавливается перед картиной, с которой сам поэт практически никогда не расставался. Это репродукция с картины голландского художника К. Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы царя Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк - это символ поэта, его судьбы!» - утверждал Свиридов. Эта параллель не случайна - Блок поразительно предчувствовал огненную, порывистую и трагическую будущность XX столетия. «...Многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна, но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным гулом...» - писал А. Блок в преддверии революции. Призывая слушать «грозный и оглушительный гул революции», поэт замечает, что «гул этот, все равно, всегда о великом». Именно с таким «блоковским» ключом подошел Свиридов к теме Великого Октября, но текст он взял у другого поэта. Композитор выбрал путь наибольшего сопротивления, обратившись к Маяковскому. Именно это обращение - первое в истории музыки мелодическое освоение его стихов. Об этом говорит, вдохновенная мелодия «Пойдем, поэт, взорлим, вспоем» в финале «Патетической оратории», где преображен сам образный строй известных стихов, а также широкий, радостный напев «Я знаю, город будет». Поистине, глубокие мелодические возможности раскрыл Свиридов в Маяковском. На слова грозного блоковского пророчества Г.В. создал один из своих шедевров «Голос из хора» (1963)...

?
III. Заключение
Творчество Свиридова – выдающееся явление духовной культуры нашего народа. Его музыка, простая и мудрая, как народная песня, призывная и возвышенная занимает особое место в русском искусстве.
Свиридов умеет увидеть и показать нам вечное в новом и новое в вечном. Его творчество – живое воплощение бессмертия традиций русской культуры и неисчерпаемой способности этого могучего древа наливаться свежим соком, плодоносить, давать новые побеги и ветви.
И вряд ли требуется лучшее подтверждение творческого, современного подхода Свиридова к традициям национального искусства, чем тот общепризнанный факт, что он (подобно другим крупнейшим советским композиторам) уже создал свою традицию в русской музыке. Она знаменует новый шаг на пути прогресса отечественной культуры и играет важную роль в духовной жизни общества, в его движении вперед. Этой свиридовской традиции – жить и развиваться многие, многие годы, обогащая новыми достижениями драгоценный вековой опыт русской культуры.
Решая задачу №1, мы определили, что поэзия занимает обширное место в творчестве композитора и является неотъемлемой его частью.
Свиридов обращается, как правило, к вершинам мировой поэзии, и зачастую впервые в истории, открывает для музыки то или иное имя, те или иные стихи [7, с.71]. Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся стихам. Композитор умел «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям авторов [4, c.390]. Бережно воссоздавая индивидуальные черты разных поэтов, композитор вместе с тем сближает их уже в процессе отбора, контролируемого пристрастием к определенному кругу образов, тем, сюжетов. Окончательное превращение каждого из них в «единомышленника» совершается под воздействием музыки, властно вторгающегося в поэтический материал и преобразующей его в новое художественное произведение [7, с.71].
Решая задачу №2, мы определили, что поэзия сыграла огромную роль в творчестве Г.В., являясь как основой многих его произведений, так и наиболее ярким средством выразительности для более глубокой и точной передачи образов и идей композитора.
В музыке Свиридова счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясностью, богатстве оркестровых красок, оригинальной ладовой структуре [5]. Свиридов – поэт в музыке, поэтому поэтическое слово – постоянный источник его вдохновения [3, c.397].?
IV. Список литературы
1. Биографии. Истории жизни великих людей [Электронный ресурс] – Режим доступа: ?l=gzl&uid=854.
2. Ладвинская «А.А. 70 знаменитых композиторов: судьба и творчество» [Текст] / авт.-сост. Ладвинская А.А. – Ростов н/Д.: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. - 414 с.
3. Леденев Р. «Музыка Свиридова в малом театре» // Георгий Свиридов: сборник статей и исследований. – М.: Музыка, 1979.
4. Самин Д.К. 100 великих композиторов [Текст] / авт.-сост. Д.К. Самин - М.: Вече 2007. – 432 с.
5. Свиридов Георгий Васильевич [Электронный ресурс] / Музыкальный словарь. – Режим доступа: dic.nsf/dic_music/436/%D0%A1%D0%92%D0%98%D0%A0%D0%98%D0%94%D0%9E%D0%92.
6. Чтобы помнили [Электронный ресурс] / Биография. История жизни великих людей. – Режим доступа: page.php?id=3033.
7. Элик М. «Свиридов и поэзия» // Георгий Свиридов: сборник статей и исследований. – М.: Музыка, 1979.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.