На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Правовые основы принципов государственного управления охраной государственной границы Российской Федерации. Основные нормативные акты. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации принципов государственного управления в пограничной сфере.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


9
Оглавление
    Введение
      Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в пограничной сфере
      1.1 Понятие и содержание государственного управления в пограничной сфере
      1.2 Правовые основы государственного управления в пограничной сфере
      Глава 2. Правовые основы принципов государственного управления охраной государственной границы Российской Федерации
      2.1 Принципы государственного управления в пограничной сфере
      2.2 Правовое регулирование государственного управления в пограничной сфере
      Заключение
      Список нормативных правовых актов и литературы

Введение

В настоящее время приходится признавать сложность существующих реалий, в которых осуществляются политические, экономические, социальные, а соответственно и правовые преобразования. Проводимая реформа государственного аппарата, необходимость решения задач по развитию страны, обеспечению ее безопасности во всех сферах, противодействию негативному влиянию сил, незаинтересованных в существовании сильной России, стремление к построению правового государства - те факторы, существование которых обусловливает важность понимания сущности и закономерностей управленческого процесса, его правовой составляющей.

Охрана государственной границы и защита интересов Российской Федерации в ее пограничных пространствах есть неотъемлемая часть системы обеспечения безопасности России, в которой должны быть заинтересованы и обязаны принимать участие все государственные органы власти. В данном случае речь идет о государственной границе как важном элементе национальной безопасности России, защиты ее суверенитета и территории. Как и другие элементы национальной безопасности, жизнедеятельность государственной границы, ее нормативно-правовая основа скоординирована на развитие мирных, добрососедских взаимоотношений между странами и народами, при которых все проблемы и противоречия между сторонами решаются на основе соблюдения международных договоров и соглашений.

Актуальность курсовой работы обусловлена рядом объективных факторов, среди которых:

существенные изменения основных тенденций развития военно-политических процессов и возникновение новых геополитических реалий, влияющих на состояние национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в пограничной сфере;

формирование широкого спектра угроз безопасности России в пограничной сфере, а также неадекватность мер по их нейтрализации;

необходимость совершенствования нормативного правового регулирования государственного управления в пограничной сфере.

Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа теоретико-правовых вопросов принципов государственного управления выявить их реализацию в пограничной сфере.

Цель предполагает решение следующих задач:

раскрыть понятие и содержание государственного управления в пограничной сфере;

обозначить правовые основы государственного управления в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (далее государственной границы);

определить принципы государственного управления в пограничной сфере;

выявить правовое регулирование реализации принципов государственного управления в пограничной сфере.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации принципов государственного управления в пограничной сфере.

Предметом исследования является теория правового регулирования и нормативные правовые акты реализации принципов государственного управления в пограничной сфере.

Юридической основой работы явились Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, по два параграфа, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в пограничной сфере

1.1 Понятие и содержание государственного управления в пограничной сфере

Все особенности административно-правового регулирования, так или иначе связаны со спецификой такого социального явления, как государственное управление. Сущность этого явления лежит вне плоскости правовой, поскольку управление - это свойство всех сложно организованных систем, каковые существуют не только в государственной и социальной сферах, но также и в технике, биологии и т.п. областях.

Государственное управление - это специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений, а также от управленческих негосударственных формирований. Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права См.: Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. -- М., 2008.

Ю.М. Козлов указывает, что в самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо) См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. -- М., 2008. - С. 17

Государственное управление - центральный, но не единственный вид социального управления. Помимо государственного, социальное управление может осуществляться в виде управления семейного - на уровне каждой отдельной семьи, группового (коллективного) - на уровне трудового коллектива, коммерческой организации, общественного объединения и т.д., наконец, местного самоуправления - на уровне каждого муниципального образования.

Среди всех видов управления государственное управление занимает, как уже можно было понять, особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими тремя свойствами.

Прежде всего, определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект государство. Почти все и единодушно выделяют заложенную в нем мощную властную силу. К примеру, М. Вебер писал: “Государство... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство" См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646.. Суждение о государстве - структуре, способной властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения, стало практически классическим. В современной "Краткой философской энциклопедии", аккумулировавшей лучшее в мировой мысли, государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области" См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 112..

Действительно, государство потому и является государством и тем самым отличается от иных общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе - по отношению к людям - государственная власть.

Государственное управление неразрывно связано с функциями и признаками государства. Так, государственное управление характеризуется территориальностью, т.е. признаком правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или в связи с ней. Кроме того, государственное управление связано с единственно допустимой в любом обществе возможностью применения принуждения (в том числе насилия) по отношению к управляемым объектам. Посредством государственного управления реализуются внутренние и внешние функции государства: экономическая, социальная, экологическая, охраны прав и свобод граждан, охрана правопорядка, культурная, оборонительная, интеграционная и т.д.

В различных источниках можно обнаружить множество определений понятия "государственное управление". Так, Г.В. Атаманчук определяет государственное управление как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу См.: Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-Функциональные вопросы): Учебн. пособие. -- М., 2000. -- С. 253. Ю.А. Тихомиров считает, что управление государством, государственными делами - целенаправленное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики См.: Тихомиров ЮЛ. Курс административного права и процесса.-- С. 44--45.. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский определяют государственное управление как осуществление от имени, по поручению и уполномочию государства управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности в сферах и областях (отраслях) экономического и социального развития гражданского общества, охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократического и правового государства См.: Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации: Учебник для вузов в 3 ч. -- М., 2003. -- С. 23.

Государственное управление - властное воздействие на поведение людей, находящихся в юрисдикции государства, в целях воплощения основных направлений и целей государственной политики, осуществляемое в форме исполнительной и распорядительной деятельности специально образованных управляющих органов государства.

Таким образом, можно констатировать, что в современной нормативной и научной литературе термин "государственное управление" на равных используется в двух основных значениях: широком и узком.

В широком смысле государственное управление - это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами. В узком смысле государственное управление - это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента России, Правительства Российской Федерации, Прокуратуры Российской Федерации, других властных субъектов).

С этой точки зрения государственное управление соотносимо с понятием "исполнительная власть", являющимся ключевым в действующем административном законодательстве.

Следует иметь в виду, что понятие государственного управления в настоящее время практически отсутствует в законодательстве в контексте его организационной составляющей и соотношения с другими конституционно закрепленными понятиями: государственная власть, органы исполнительной власти и т.д.

Учитывая это, можно определить государственное управление в пограничной сфере как целенаправленное воздействие государственных органов и их должностных лиц, в пределах возложенных полномочий, на систему органов исполнительной власти в целях организации эффективной исполнительно-распорядительной деятельности в области защиты государственной границы.

В нормативных актах по пограничным вопросам подчеркивается важная роль границы в осуществлении государством своей функции обеспечения безопасности общества от внешних и внутренних угроз.

Под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Конкретными объектами защиты от преступной деятельности вероятного, а также неперсонифицированного противника выступают:

сухопутная (включая недра) граница с ясно видимыми пограничными знаками (пограничные столбы, пирамиды, курганы);

граница на море, включая недра морского дна (с территориальными водами шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, кроме Каспийского моря, режим границы которого регулируется особо);

граница воздушного пространства (воображаемая вертикальная поверхность, проходящая по линии, определяющей пределы сухопутной и водной территории Российской Федерации);

исключительная экономическая зона в прилегающих к Российской Федерации районах шириной в 200 морских миль, установленная законодательством России;

континентальные шельфы, примыкающие к внешней границе территориального моря Российской Федерации;

пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (территории железнодорожного, автомобильного вокзалов, станции морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международного сообщения, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля и пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, иных предметов и животных);

режим государственной границы, включающий правила ее содержания, пересечения лицами и транспортными средствами, перемещение через нее товаров, животных и иных предметов, ведение хозяйственной и иной деятельности, связанной с пересечением границы или затрагивающей интересы России и других государств, а также порядок разрешения с иностранными государствами инцидентов, возникающих в связи с нарушением указанных правил;

пограничный режим, устанавливаемый в пограничной зоне (полоса местности вдоль государственной границы на суше, морском побережье, российских берегах пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах, кроме территорий населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, а также объектов культуры, памятников, мест массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иных мест традиционного массового пребывания граждан).

1.2 Правовые основы государственного управления в пограничной сфере

В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.

Правовой основой защиты Государственной границы Российской Федерации и осуществление государственного управления в данной области являются Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Конституция наделяет полномочиями в сфере охраны государственной границы:

= Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и директора Федеральной службы безопасности;

= Федеральное Собрание определяет статус и защиту государственной границы Российской Федерации;

= Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, Государственная Дума принимает, Совет Федерации утверждает, а Президент подписывает Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", в котором, исполнительные органы, принимающие участие в охране государственной границы наделяются соответствующими полномочиями.

Президент Российской Федерации Указом "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации" См.: Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 предоставляет право директору Федеральной службы безопасности издавать на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации в пределах компетенции Федеральной службы безопасности приказы, директивы, указания и распоряжения.

Правительство Российской Федерации реализует свои полномочия по руководству деятельностью пограничными представителями и др.

Конкретное законодательное воплощение полномочия органов государственной власти в сфере охраны государственной границы нашли в Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" См.: Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" N 4730-1 от 1 апреля 1993 года . Статья 27 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" гласит: органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере охраны государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом.

Головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны государственной границы является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Статья 28 часть 1.1 определяет, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пограничной сфере наделена следующими полномочиями:

совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации координацию пограничными органами деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы;

участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;

участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;

осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;

осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами;

взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы и др.

В Положении "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации" См.: Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960, очерчено правовое поле деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации и дан перечень основных ее функций.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. См.: там же.

Одной из основных функций ФСБ России является разработка концепции охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, определение приоритетных направлений деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности, подготовка целевых комплексных программ совершенствования их деятельности и разработка правового, организационного, экономического и других механизмов реализации этих программ.

В пограничной сфере ФСБ России организует деятельность органов безопасности по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений.

Кроме того, организует деятельность органов безопасности по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.

В настоящее время функции по управлению пограничными органами федеральной службы безопасности осуществляет директор Федеральной службы безопасности на основании Положения о ФСБ России утв. Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960.

Статья 30 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" устанавливает следующие полномочия пограничных органов:

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Пограничные представители в своей деятельности руководствуются Законом "О Государственной границе Российской Федерации", другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации,

Вопросы и и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.