Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 123749


Наименование:


Курсовик ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 21.12.2020. Год: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт управления и территориального развития

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ И ИСТОРИИ


КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. МОНОПОЛИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ…………………………………...5
1.1. Формы и виды…………….…………………………………………......5
1.2. Предложение в условиях монополии …………………………………9
1.3. Показатели монопольной власти……………………………………..14
1.4. Антимонопольное регулирование…………………………………....16
1.5. Экономические последствия монополизации рынка…………….…22
1.6. Причины возникновения монополий………………………………...24
ГЛАВА II. МОНОПОЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РОССИИ ……..25
2.1. Уровень монополизации в отраслях экономики России…………....25
2.2. Крупнейшие фирмы естественные монополисты России…………..27
2.3. Федеральной антимонопольная служба России………………….….29
2.4. Исторические предпосылки монополизации экономики России…………………………………………………………………….…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………….……….35


ВВЕДЕНИЕ
В современной экономике есть склонность относиться к фирмам-монополистам отрицательно, прибегая ко всякого рода ограничениям их экономической свободы. Правительства многих развитых стран мира принимают антимонопольное законодательство, тем самым осуществляя жёсткий контроль над деятельностью монополистических образований, в некоторых странах и вовсе существуют законы, запрещающие монопольную деятельность.
Однако нельзя забывать об основном принципе, на котором и основывается деятельность всех рыночных фирм и предприятий – получение максимальной прибыли. Достижение данной цели обуславливается стремлением любого экономического субъекта заполучить как можно большую часть рынка, устранив потенциальных конкурентов, возможностью самостоятельно определять цену на свою продукцию и объем производства. Таким образом, теоретически любую фирму можно назвать потенциальным монополистом, следовательно, степень монополизации рынка определяется субъективно. В этом и состоит актуальность выбранной мною темы: как избежать проникновения монополистических начал на рынок, в котором стремление предприятий быть успешными является естественным.
Предметом исследования данной работы выступает монополия как модель рынка и как следствие нарушения среды свободной конкуренции. Такой тип рынка как монополия основан на функционировании единственной фирмы, прежде всего за счёт существования входных барьеров, таких как собственность на редкие ресурсы, патенты и научные исследования, эффект масштаба, нечестная конкуренция (нелегальные способы расправы с конкурентами). Входные барьеры помогают понять причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество самостоятельных фирм.
Под понятием конкуренция можно понимать соперничество, которое вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, однако следует учитывать, что на любом конкурентном рынке действуют определенные правила, регулирующие рыночные отношения. Следствием этого выступает тот факт, что субъекты рынка не способны установить свою цену на продукцию, так как это может лишить их покупателей. В монополии же функционирует одно предприятие, которое может удовлетворить весь объем спроса на определенный тип продукта, что объясняет радикальные методы борьбы с фирмами конкурентами, в число которых входит изменение цен:
демпинг - преднамеренная продажа товаров по искусственно заниженным ценам, целью которой выступает разорение конкурента.
ограничение условий сделок купли-продажи продукции самостоятельным фирмам.
регулирование цен: монополисты повышают цены на продукты, которые продаются мелким собственникам, при этом снижая их для владельцев крупных предприятий.
Целью работы является поиск решения проблемы монополизации мирового рынка. Для достижения данной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1)определить причины возникновения монополий
2) выяснить последствия появления монополистических структур в современной экономике
3)выявить методы борьбы с монополизацией рынка в странах Европы и Запада
4)ликвидировать проблемы отрицательного воздействия монополий на мировом рынке.

ГЛАВА I. МОНОПОЛИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ
1.1.Формы и виды монополи
У термина «монополия» существует несколько определений. Наиболее распространённым среди них является характеристика монополии как рыночной структуры, в которой присутствует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополию так же можно охарактеризовать как крупнейшeе прeдприятие или объединeние такoвых, котoрые концeнтрируют в своих рукaх производствo и cбыт знaчительной дoли прoдукции в интерeсах устaновления высoких цен и пoлучения монопольно высoкой прибыли.
Доступ новых фирм в монопольную отрасль закрыт входными барьерами, такими как эффект масштаба, собственность на патенты и научные исследования, владение или контроль над весьма важным сырьём, нечестная конкуренция.
Выделяют несколько основных видов монополий: чистая, естественная, монопсония.
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, а так же для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Такой тип рынка характерен для экономической ситуации, в которой отсутствуют реальные альтернативы, близкие заменители и производимый продукт уникален. Данную ситуацию так же можно отнести к естественной монополии, для которой свойственно при увеличении числа фирм повышение уровня средних издержек. Довольно яркими примерами чистой монополии являются муниципальные коммунальные службы, электрические сети, трубопроводный транспорт (например, природного газа, нефти), проводная телефонная связь. В этих условиях монополист обладает реальной властью на рынке , а значит способен контролировать цену и влиять на неё, осуществляя контроль за выпуском продукции. Таким образом, фирму можно считать чистым монополистом, если она является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов (субститутов) на конкретном рынке, диктует и контролирует цену, контролирует все предложения.
Поскольку в отрасли одна фирма, то кривая спроса на продукцию монополиста будет и кривой рыночного спроса. Объём производства продукции, обеспечивающий максимальную прибыль монополиста, определяется исходя из равенства предельных издержек предельному доходу: MR=MC...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы мы выяснили, что монополия как рыночная структура с одной стороны представляет собой ситуацию полного господства на существующем рынке единственного продавца, но с другой стороны - отражает сложный механизм борьбы монополиста за возможность сохранить за собой это положение. Нельзя однозначно ответить на вопрос о влиянии монополии на рынок, однако отрицательные стороны этого экономического явления очевидны: 1)потребитель лишается естественного права выбора, так как способен приобрести лишь продукцию захватившего рынок монополиста, 2)развитие внутреннего рынка напрямую зависит от успешности монополистической деятельности, 3)наблюдается завышение цен, которые всегда выше цен конкурентного рынка , 4) сокращение общественного благосостояния в связи с неэффективным использованием ресурсов вследствие слаборазвитой конкуренции, 5) высокий уровень коррупции, 6) отсутствие стимула к повышению эффективности труда.
Угроза потери влияния монополии на конкретном рынке связана, прежде всего, с проводимой правительством страны антимонопольной политикой. Она может быть направлена на сокращение роли монополистических объединений в рамках сформированного отраслевого рынка или вовсе нацеливаться на их ликвидацию.
Между тем, можно заметить, что в монополии сочетание положительного и отрицательного начал имеют противоположную тенденцию. Возьмем, к примеру, ценовую дискриминацию. Она оказывается определенное влияние на людей, объясняемое их социальным положением или возрастными особенностями: скидки за проезд инвалидам и детям, безусловно, характеризуются положительной тенденцией, но для обычных людей, например, тот же билет на поезд окажется во много раз дороже.
Государственное регулирование монополистической деятельности может осуществляться посредством стимулирования конкуренции, на основе контролировании государством ценообразования и применения прямых административных методов.
Среди методов борьбы с предприятиями-монополистами так же можно выделить принципы, приводящие к понижению степени монополизации, к которым относятся прямое разъединение монопольных институтов; иностранная конкуренция; формирование новых предприятий и фирм.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема монополизма в мировой экономике является актуальной, так как выступает барьером равномерного развития рыночных структур. Монополистические фирмы имеют значительные рыночные преимуществами перед другими предприятиями, получая при этом дополнительный доход благодаря другим экономическим агентам.
Из проделанной нами работы следует замечание: поставленная перед государством цель формирования конкурентного рынка не может быть решена самими рыночными субъектами, потому что наличие власти ведет к обратному эффекту – монополизации, именно поэтому борьбу с монополизмом осуществляют государственные антимонопольные органы.
Результатом изученной нами курсовой работы можно считать достижение главной цели – нахождение методов решения проблемы монополизации мирового рынка, а так же решение поставленных перед нами в начале работы основных задач: 1)определение причин возникновения монополий, 2)выяснение последствий появления монополистических структур в современной экономике, 3)выявление методов борьбы с монополизацией рынка в странах Европы и Запада, 4)ликвидация проблем отрицательного воздействия монополий на мировом рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники и учебные пособия
1. Антонова Л.В., Липсиц И.В., Любимов Л.Л. Раскрывая тайны экономики. - М.: «Вита-Пресс», 2010. - 320с.
2. Бордунова С.А. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов Ч.1 Микроэкономика. / Ефимова Е.Г., Заславская М.Д. и др.; под ред. Е.Г. Ефимовой МГИУ, 2006 – 237 c.
3. Борисов Е.Ф., Экономическая теория. - М: ЮРИСТ, 2001 Воронеж: издательство Борисова, 2005г. – 918 с.
4. Горфинкель В.Я., Экономика предприятия : 4-е издание. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 608 с.
5. Камаев В.Д., Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 2009. - 384с.
6. Киселкина О.В., Микроэкономика: учебное пособие – Казань: Казанский государственный университет им.В.И. Ульянова-Ленина, 2004. – 100 с.
7. Козлова М.Ю., Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 84 с.
8. Максимова В.Ф., Учебное пособие: Рыночная экономика - М.: «Соминтек », 2008 - 359 с.
9. Нуреев Р.М., Курс микроэкономики : учебники / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2009. – 576 с.
10. Чепурин М.Н., проф. Киселева Е.А Курс экономической теории: учебник – 5-ое дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г. – 832 с.

Электронные ресурсы
11. Вечканов Г.С. Микроэкономика [Электронный ресурс] - Режим доступа: ekonomika/e006u/toc.htm, свободный.
12. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: wiki/Монополия, свободный.
13. Краткий экономический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: , свободный.
14. Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России [Электронный ресурс] - Режим доступа: >


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.