На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Хозяйственные суды Республики Беларусь. Рассмотрение дел с участием иностранных лиц. Процессуальные права, обязанности иностранных лиц. Неподсудность дела хозяйственному суду. Возникновение, прекращение права собственности. Исполнение судебных поручений.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 16.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


9
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Раздел V ХПК о порядке рассмотрения дел с участием иностранных лиц регулирует:
- процессуальные права и обязанности иностранных лиц (иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность), равные с организациями и гражданами Республики Беларусь (ст. 306), т.е. права и обязанности иностранных лиц в хозяйственном процессе определены по принципу национального режима. Распространение на иностранных лиц национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только истцами и ответчиками, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, выступать по делам о банкротстве и об установлении фактов, имеющих юридическое значение, вести дела через представителей.
Возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут установлены ограничения процессуальных прав белорусских предпринимателей. В таких случаях Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные огра-ничения процессуальных прав организаций и граждан Республики Беларусь;
- судопроизводство по делам с участием иностранных лиц осуществляется по общим правилам судопроизводства, предусмотренным ХПК, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Кроме того, в ХПК подчеркивается также, что наряду с общими принципами судопроизводства хозяйственные суды руководствуются принципами приоритета международных договоров, соблюдения юрисдикции иностранных судов и других правоприменительных органов, а также принципом взаимности (ст. 307). В нем содержится также норма о порядке определения процессуальной правоспособности иностранных лиц и международных организаций (ст. 309). По общему правилу процессуальная правоспособность иностранной организации определяется по закону иностранного государства, в котором она учреждена. Если иностранная организация не обладает по указанному закону процессуальной правоспособностью, то она может быть признана правоспособной в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или международным договором Республики Беларусь;
- подсудность дел с участием иностранных лиц определяется по общему правилу - если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Республики Беларусь. Исключения из него сделаны для споров о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки и т.д., а также для споров по искам к перевозчикам, вытекающих из договора перевозки (ст. 310). Дело, принятое хозяйственным судом к рассмотрению с соблюдением установленных правил, разрешается им по существу, хотя бы в ходе производства в связи с изменением места нахождения лиц, участвующих в деле, или иными обстоятельствами оно стало подсудно суду другого государства.
В ХПК не оговаривается форма соглашения сторон о подсудности дел. По общему правилу такое соглашение должно иметь письменную форму. Но конкретное выражение письменной формы соглашения может быть различным. Соглашение сторон о передаче на разрешение хозяйственного суда разногласий или об изменении подсудности может быть выражено в различных формах, свидетельствующих о молчаливом согласии участников экономических отношений на рассмотрение спора в государственном суде. Такое соглашение может быть выражено и в форме конкретных действий: подача искового заявления или возражения на иск, представление доказательств и т.п.
Кроме того, в ст. 310 ХПК установлены следующие принципиальные особенности:
1) если дело по правилам, изложенным в ХПК, подсудно только хозяйственному суду Республики Беларусь, он рассматривает дело и выносит решение даже в тех случаях, когда тождественное дело находится в производстве суда другого государства или уже рассмотрено этим судом;
при двойной подсудности спора дело в хозяйственном суде подлежит прекращению, если тождественное дело в суде другого государства было возбуждено ранее;
если при наличии соглашения о подсудности дела суду другого государства производство по делу в соответствии с общими правилами подсудности было возбуждено в хозяйственном суде, он прекращает производство по делу в случае заявления ответчиком соответствующего хода-тайства до изложения возражений против иска;
исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон;
неподсудность дела хозяйственному суду является основанием для отказа в принятии заявления;
хозяйственный суд обязан прекратить производство по делу по своей инициативе на любой стадии процесса, если обнаружит, что дело подсудно суду другого государства и если иное не установлено ХПК, международным договором Республики Беларусь или соглашением сторон.
Законодательство иностранных государств по вопросу определения подсудности дел с участием иностранных лиц предусматривает различные критерии. В основном подсудность определяется на основе гражданства ответчика (Франция, Италия) или домициля (место нахождения или проживания) ответчика (Германия). В странах общего права вопрос о международной подсудности решается на основе формального принципа - фактической возможности вручения ответчику приказа о вызове в суд (Англия)1. Была сделана попытка унифицировать с помощью международных договоров столь разные подходы к определению международной подсудности. Наиболее известный международно-правовой документ по этому вопросу - Брюссельская конвенция 1968 года о юрисдикции и принудительном исполнении иностранных судебных решений по гражданским и коммерческим делам в качестве критерия определения юрисдикции называет один признак- ответчика. В международно-правовой литературе отмечалось, что введение только одного критерия домицилирования в качестве общего правила юрисдикции привело к неоднозначности, запутанности европейской судебной практики по этому вопросу1.
Различные международные договоры предусматривают разные критерии судебной юрисдикции договаривающихся государств. Например, в соответствии с Конвенцией между Союзом ССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г. суд договаривающегося государства считается компетентным рассмотреть спор не только в том случае, если на его территории ответчик имеет постоянное местожительство или местопребывание, но также в ряде случаев независимо от местонахождения ответчика при наличии следующих условий:
спор касается деятельности предприятия (филиала) торгового, промышленного или иного характера, которое ответчик имеет на территории данного государства;
обязательство по договору, являющееся предметом спора, было или должно быть исполнено на территории данного государства;
на территории данного государства имел место факт, явившийся основанием для деликтной ответственности2.
По делам с участием иностранных лиц имеются проблемные вопросы, требующие дальнейшего регулирования.
В частности, еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству у суда возникает необходимость установить, действительно ли иностранное лицо участвует в деле, т.е. провести идентификацию иностранного лица.
Такую обязанность суда следует закрепить в процессуальном законе. «Доказательствами, подтверждающими отношение данного лица к числу иностранных, может служить выписка из торгового реестра страны происхождения лица или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства»1.
Все документы, представляемые иностранным лицом в суд, должны быть легализованы, если международным договором не предусмотрены иные правила. Такая норма также должна быть в процессуальных кодексах. Легализация документов означает, что на них должна быть проставлена отметка ведомства, осуществляющего установление и засвидетельствование подлинности подписей на этих документах, и соответствие их законам государства пребывания. Отмена требования легализации процессуальных документов может быть предусмотрена в международных договорах. Это могут быть как двусторонние, так и многосторонние межгосударственные договоры (например, Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, подписанная в Гааге 5 октября 1961 г.2, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная государствами - членами СНГ 22 января 1993 г. в городе Минске3. Поскольку иностранные лица, обращающиеся за судебной защитой, могут представлять государства, не подписавшие соответствующих международных договоров об отмене легализации документов, то суд должен проверить этот вопрос также на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
На этой же стадии или при вынесении решения хозяйственный суд должен определить источник материального права, которым он будет руководствоваться при разрешении возникшего между сторонами спора. Исходя из приоритета международных договоров над национальным законодательством, суд обязан проверить, относится ли предлагаемый сторонами правовой акт к числу международных договоров. Такая оценка производится с учетом требований норм международного права1 и применяемого национального закона.
Какое право надлежит применять к спорным правоотношениям, суд определяет в соответствии с коллизионными нормами международных договоров, а также национальным гражданским законодательством соответствующего государства.
Примером международного договора в этом смысле может служить Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 1992 г.)2. Норма ст. И данного Соглашения предусматривает, что гражданское законодательство одного договаривающегося государства применяется на территории другого государства при соблюдении следующих правил:
а) гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяется по законодательству государства - участника СНГ, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель;
б) к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется законодательство места нахождения имущества. Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству государства, где транспортное средство внесено в реестр;
в) возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству государства, на территории которого имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием возникновения или прекращения такого права. Возникновение или прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
г) форма сделки определяется по законодательству места ее совершения. Форма сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству места нахождения такого имущества;
д) форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность;
е) права и обязанности сторон по сделке определяются по законодательству места совершения, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
ж) права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по законодательству государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Это законодательство не применяется, если действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, по законодательству места рассмотрения спора не является противоправным;
з) вопросы исковой давности разрешаются по законодательству государства, применяемому для регулирования соответствующего отношения.
Если в международном договоре нет соответствующей коллизионной нормы, применяемой к спорному правоотношению, суд должен обратиться к коллизионным нормам внутреннего гражданского законодательства.
Например, ГК Республики Беларусь устанавливает, что:
гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, определяется по праву страны, где организация учреждена (ст. 1110);
внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме (ст. 1116);
право собственности и другие вещные права на движимое имущество, находящееся в пути по сделке, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не установлено соглашением сторон (ст. 1122).
Учитывая важность этой категории дел, Президиум Высшего Хозяйственного Суда утвердил Методические рекомендации по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров с участием иностранных лиц. В названном документе высказаны рекомендации для хозяйственных судов Республики Беларусь по важным для судебной практики вопросам, каким образом должна производиться оценка подсудности спора с участием иностранного лица, в чем заключается специфика оценки доказательств по таким делам, порядок установления статуса иностранного лица и определения применимого права, в том числе международных соглашений.
Вопрос об оказании правовой помощи возникает, когда суд, рассматривающий экономические споры в одном государстве, встречается с необходимостью выполнения каких-либо процессуальных действий на территории другого государства. Из-за того, что властные полномочия хозяйственного суда ограничены рамками своего государства, а необходимость совершения отдельных процессуальных действий существует, хозяйственный суд обращается с поручением к иностранному суду, используя специальную процедуру.
В ст. 313 ХПК регулируется порядок направления и исполнения судебных поручений. Так, хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательством, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.).
При этом специально оговаривается, что поручение не подлежит исполнению, если:
это действие противоречит суверенитету Республики Беларусь или угрожает безопасности Республики Бела-русь;
исполнение не входит в компетенцию хозяйственного суда;
международным договором Республики Беларусь установлен иной порядок исполнения поручений. Отказаться исполнить поручение иностранного суда по непредусмотренным законодательством основаниям недопустимо. Это противоречит практике международного общения, предполагающей соблюдение взаимной вежливости, уважения и осуждающей акты недружелюбия.
Исполнение судебных поручений производится по нормам процессуального законодательства страны, где находится запрашиваемый суд, если иное не установлено международным договором.
Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. Важное значение приобретает точное соблюдение порядка движения поручения к исполни-телю.
Постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 6 февраля 2003 г. № 4 утверждены Методические рекомендации в целях объяснения проблемных вопросов при оказании правовой помощи и исполнении судебных решений с участием иностранных лиц. В них, в частности, разъясняется, какие из международных соглашений имеют:
всеобщий характер (Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.: Конвенция, отменяющая легализацию официальных иностранных документов от 5 октября 1961 г.; Конвенция о получении доказательств за границей по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г. и др.);
региональный характер (Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г., и др.);
межгосударственный двусторонний характер (Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 20 октября 1992 г.; Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 20 октября 1992 г. и др.). Дается также толкование, в каких случаях применяется конкретный вид международного соглашения.
Хозяйственные суды Республики Беларусь оказывают правовую помощь в объеме, который вытекает из полномочий, установленных международным договором и хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь. Если для оказания правовой помощи требуется совершение отдельных процессуальных действий, которые находятся в пределах подведомственности споров хозяйственных судов Республики Беларусь, но в силу закона их выполнение не входит в компетенцию хозяйственного суда, хозяйственный суд принимает на себя исполнение в части, которая может быть им исполнена. Невыполненная часть обращения об оказании правовой помощи в установленном законодательством Республики Беларусь порядке направляется хозяйственным судом для исполнения в компетентный орган. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению части обращения об оказании правовой помощи и о компетентном органе, которому передается выполнение отдельных процессуальных действий, хозяйственный суд Республики Беларусь должен известить запрашивающий компетентный иностранный орган в порядке, установленном международным договором, законодательством Республики Беларусь и названными выше Методическими рекомендациями.
При обращении за оказанием правовой помощи, при оказании правовой помощи сношения с компетентными органами государств, с которыми Республика Беларусь состоит в договорно-правовых отношениях, осуществляются в порядке, установленном международным договором. На основании Конвенции по вопросам гражданского процесса (1954 г.), Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (1965 г.), Конвенции о получении доказа-тельств за границей по гражданским или торговым делам (1970 г.), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г., старая редакция) сношения осуществляются через центральные органы, определенные государством для этих целей (как правило, это министерство юстиции иностранного государства).
На основании двусторонних договоров сношения осуществляются также через центральные органы, установленные государством и указанные в международном договоре (сношение с Финляндской Республикой осуществляется через Министерство иностранных дел Финляндии).
По вопросам, вытекающим из экономических правоотношений, центральным органом Республики Беларусь является Высший Хозяйственный Суд (за исключением Договора между Республикой Беларусь и Китайской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголов-ным делам от 20 октября 1992 г., в котором центральным органом установлено Министерство юстиции Республики Беларусь).
Международным договором может быть предусмотрена возможность осуществления непосредственных сношений. Такой порядок установлен, в частности, Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.), Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г., новая редакция).
При оказании правовой помощи (признание и принудительное исполнение решений) и при обращении за оказанием таковой сношения с компетентными органами государств, с которыми Республика Беларусь не состоит в договорных отношениях по вопросам оказания правовой помощи, осуществляются Высшим Хозяйственным Судом по дипломатическим каналам при содействии Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
При обращении о правовой помощи, состоящей в выполнении отдельных процессуальных действий либо вручении судебных документов, судья выносит определение, которое направляет в компетентный орган в пятидневный срок согласно ст. 170 ХПК. Документы оформляются в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Респ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.