На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Краткая предыстория Российской прокуратуры. История следственного органа в советский период. Проблема сохранения института прокуратуры после распада СССР, и его место в системе государственного управления. Прокуратура на современном этапе развития России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
Дисциплина: ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РФ
Курсовая работа на тему:
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ».
Выполнила: студентка группы 05Ю1
Мураева Д.Ю.
Проверила: ст. советник юстиции, ст. помощник прокурора области по связям со СМИ и общественностью
Островская Т.Н.
Пенза 2006
План:
Й. Введение.
ЙЙ. Основная часть.
1. Краткая предыстория Российской прокуратуры.
2. Прокуратура в советский период.
3. Проблема сохранения института прокуратуры после распада СССР.
4. Место прокуратуры в системе государственного управления.
5. Прокуратура на современном этапе.
ЙЙЙ. Заключение.
Й. Введение
Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.
Пройдя долгий путь становления, к концу 20-го века прокуратура стала одним из важнейших органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Но каков был этот путь?
Заключительное десятилетие XX века характеризуется глобальными реформами в различных государственных сферах: политике, экономике, управлении. Все это не могло не коснуться и прокуратуры. Считается, что с момента распада СССР прокуратура вступила в очередной этап своего развития. События развивались бурно и непредсказуемо. Законодательство еле поспевало за быстрым развитием событий и изменениями, происходящими в обществе и государстве. Естественно, в таких условиях был необходим строгий надзор за состоянием законности в стране, надзор за строгим исполнением законов и соблюдением требований Конституции. Эта функция целиком лежала на органах прокуратуры и очевидна была ее необходимость. Однако и здесь были сомнения и шли дискуссии по поводу того, нужна ли России прокуратура, оставить ли ее, уделить ли ей место в новой Конституции.
Эта проблема очень заинтересовала меня и поэтому темой для написания курсовой работы я выбрала именно эту - «Проблема сохранения института прокуратуры после распада СССР и ее деятельность». В своей работе я постараюсь раскрыть все положение дел того времени и аспекты, которые подняли проблему сохранения прокуратуры.
ЙЙ. Основная часть

1. Краткая предыстория Российской прокуратуры

История Российской прокуратуры начинает свой отсчет с первой половины XVIII века.12 января 1722 г. оказалось знаменательной датой в истории государства Российского. В этот день Петр Великий подписал Указ, направленный на улучшение деятельности всех государственных органов, где впервые вводится понятие нового для России органа - прокуратуры. Издав такой указ, Петр Великий первым в нашем Отечестве нашел ключ к решению многих государственных проблем, в частности путем создания прокуратуры. В ней он узрел именно тот, независимый от других инструмент власти, который в борьбе с взяточничеством, местничеством, ведомственностью и другими порочными для страны явлениями, способен был укрепить власть монарха, поддерживать порядок и законность в стране. Царь понимал, что нужно было такое учреждение, которое стояло бы над Сенатом и всеми другими государственными учреждениями. Таким учреждением и стала прокуратура.
Екатерина II - преемница Петра I сознавала, что в такой империи, как Россия, управлять надо путем усиления роли прокуратуры, независимой от местных органов власти и управления. Известный исследователь истории прокуратуры Н.В. Муравьев в книге "Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности" писал об этом периоде прокуратуры: "Значение генерал-прокурора постоянно возрастало, сфера деятельности его постоянно расширялась включением в нее все новых и новых обязанностей и дел, так что к концу царствования Екатерины II генерал-прокурор уже стал во главе всей внутренней администрации и управлял разнообразнейшими ее отраслями, получая на свое имя большую часть высочайших указов и повелений, которые лишь для соблюдения формы объявлялись через Сенат".
К концу XVIII в. теория прокурорского надзора еще отсутствовала, поэтому полномочия и функции генерал-прокурора не были четко обозначены. Поле его деятельности было очень широким: от осуществления надзора за действиями и
решениями Сената и других органов государства до выполнения разного рода личных поручений монарха, зачастую не имеющих никакого отношения к прокурорскому надзору.
Таким образом, следует уточнить, что Российская прокуратура, возникшая позже прокуратур в некоторых странах Западной Европы, коренным образом отличалась от них своими функциями. Если на Западе прокурор преимущественно был участником уголовного судопроизводства, поддерживая государственное обвинение, то в России эта роль прокурора не была основной. Целью создания прокуратуры в России было, говоря современным языком, осуществление прокурорами надзора за исполнением законов. Почему возникла необходимость в осуществлении надзора? Прежде всего потому, что в России существовал свой менталитет. Он складывался из нескольких основных моментов: огромные размеры страны, суровый климат на 2/3 территории, бездорожье, склонность чиновников к взяточничеству, многонациональность российского общества при наличии у составляющих его народов совершенно разных традиций и обычаев.
Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и изменялись, особенно в период реформы 1864 г. Высоко оценивая судебную реформу, выдающийся русский юрист А.Ф. Кони писал, что упразднение ею прокурорского надзора за ходом несудебных дел следует признать большой ошибкой составителей судебных уставов. Совершенное изменение в характере деятельности прокуроров, придавая ему "обвинительную" обособленность, быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, но противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними потребностями нашего губернского устройства. В торопливом осуществлении страстного желания поскорее расчистить для новых насаждений место, поросшее бурьяном и полусгнившими деревьями, был срублен дуб, стоявший на страже леса Свод Установлений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50. Советская прокуратура. Очерки истории. М, 1993. См.: История советской прокуратуры в важнейших документах/ под ред. К.А. Мокичева. М, 1952.
. Этим "дубом" была надзорная функция прокуратуры, которая ликвидировалась Судебной реформой.
2. Прокуратура в советский период

После Октябрьской революции 1917 г. прокуратура была упразднена. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. по этому поводу отмечалось: "Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжных и частной адвокатуры". В литературе не содержится объяснения подобного подхода к судьбе прокуратуры и судов. Представляется, что Совнарком рассматривал прокуратуру именно как рутинный угнетательский орган, функции которого могли выполняться новым государственным аппаратом и без нее. Опыт ближайших лет доказал несостоятельность подобных представлений о судьбе государства после революции". Восстановление прокуратуры в системе российского государственного механизма становится очевидным. В 1921 г. этот вопрос встает со всей остротой.
Проект Положения об учреждении прокурорского надзора, внесенного Наркомюстом 13 мая 1922 г. на III сессию ВЦИК девятого созыва подвергся резкой критике. Особенно острые прения вызвала ст. 5, в которой устанавливалось, что прокуроры на местах подчинены только прокурору республики, минуя исполкомы. Назначение, увольнение, перемещение и отстранение прокуроров должны производиться также только прокурором республики. Сущность разногласий состояла в том, что большинство комиссии, выбранной ВЦИК, требовало так называемого "двойного" подчинения, которое устанавливалось вообще для всех местных работников, т.е. подчинения их, с одной стороны, центру, в лице соответствующего наркомата, а с другой - местному губисполкому 1 Свод Установлений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50. Советская прокуратура. Очерки истории. М, 1993. См.: История советской прокуратуры в важнейших документах/ под ред. К.А. Мокичева. М, 1952.
. Подчинение прокуратуры губернским исполнительным комитетам превращало ее в орган исполнительной власти, что напрочь исключало возможность осуществления ею прокурорского надзора, особенно за законностью действий и решений самих исполкомов и других исполнительных органов. В итоге победила ленинская концепция. Прокуратуры, учрежденные в РСФСР и других союзных республиках, действовали в составе народных комиссариатов юстиции, но изначально не были органами исполнительной власти 2 Впервые напечатано 23 апреля 1925 г. в "Правде", № 91. См.: Советская прокуратура. Очерки истории. Известия ВЦИК. 1922. № 132.
.
Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г., когда М.И. Калинин, как председатель ВЦИК, подписал принятое этим органом Положение о прокурорском надзоре. В нем говорилось: «В целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной политики борьбы с преступностью ВЦИК постановляет: "Учредить в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру"». В 1928 г. следственный аппарат был передан в подчинение прокуратуре в административном и оперативном отношениях, чем завершилось полное превращение прокуратуры в орган уголовного преследования.
В период СССР прокуратура сохраняла неизменными функцию высшего надзора за правильным и единообразным исполнением законов на всей территории СССР и систему органов, призванных осуществлять такой надзор. Конституция СССР 1977 года в основном воспроизвела прежние конституционные принципы организации и деятельности Прокуратуры СССР. Был лишь сокращен срок полномочий Генерального прокурора с семи до пяти лет, а также предусматривалось принятие специального закона о Прокуратуре СССР. Ранее действовавшее Положение о прокурорском надзоре в СССР было утверждено Указом ПВС СССР 24 мая 1955 г.
Закон о прокуратуре СССР, принятый Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г., уточнял и конкретизировал порядок осуществления высшего надзора за законностью в условиях развитого социализма. В числе наиболее важных нововведений можно отметить следующее:
1. Закон впервые систематизировал и закрепил основные принципы организации и деятельности прокуратуры. Согласно этим принципам органы прокуратуры: а) должны были действовать на основе социалистической законности в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик и советскими законами; б) осуществлять надзор за правильным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям; в) принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и др.
2. Закон возложил на прокуратуру координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Проблемы согласованности действий органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции и суда в процессе охраны правопорядка и укрепления законности рассматривались в постановлении ЦК КПСС от 2 августа 1979 г. Законодатель сразу отреагировал на партийный документ и закрепил за Прокуратурой СССР право координировать деятельность правоохранительных органов и тем самым значительно расширил ее компетенцию. Из органа надзора Прокуратура превращалась в орган управления, поскольку координация есть один из важнейших методов управленческой деятельности. Однако эта благая мера не привела к позитивным результатам. Возложение на Прокуратуру несвойственных ей обязанностей привело к тому, что ее главная функция по надзору за законностью в значительной степени была отодвинута на второй план. Не получилось и надлежащей координации, поскольку для этих целей у Прокуратуры не было ни конкретных властных полномочий, ни соответствующих кадров.
3. Закон предусмотрел образование коллегий в прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов, что позволило привлечь компетентных специалистов к обсуждению актуальных вопросов прокурорского надзора, разработке и принятию действенных мер борьбы с преступлениями и иными нарушениями законности. Решения коллегий носили рекомендательный характер и не нарушали принципа единоначалия в органах прокуратуры.
4. Закон расширил полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокуратура наделялась правом осуществлять меры, способствующие точному и единообразному применению уголовного и уголовно-процессуального законодательства всеми следователями, независимо от их ведомственной подчиненности. Указания Генерального прокурора СССР по вопросам следственной работы были общеобязательными для исполнения всеми следственными органами.
5. Закон предоставлял прокурорам союзных республик дополнительные права в сфере надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных и гражданских дел судами. Прокурорам союзных республик предоставлялось право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда союзной республики представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, а также принимать меры по отмене постановлений Пленума Верховного Суда союзной республики, которые не соответствуют действующему законодательству.
Названные и иные нововведения носили по преимуществу косметический характер и не оказывали заметного влияния на деятельность прокуратуры по укреплению законности и правопорядка. Прокуратура, как и иные правоохранительные органы, не обеспечивала действенной борьбы с преступностью, не сумела защитить интересы общества и государства от преступных посягательств и со стороны высокопоставленных должностных лиц, и со стороны населения. Тем не менее, эти нововведения во многом положили основу нынешним функциям органов прокуратуры.
3. Проблема сохранения института прокуратуры после распада СССР

Предельная напряженность социально-экономической обстановки в стране породила негативные тенденции не только в сфере экономики. Не снижались темпы роста преступности, уже не в ближайшем зарубежье, а кое-где и на российской земле вооруженным путем разрешались межнациональные конфликты. В то же время нельзя было не видеть, что положение в краях, областях и республиках во многом усугублялось из-за административного субъективизма, прожектерства, политических и личных амбиций. В связи с этим можно со всей определенностью сказать: реформы могут быть успешными только в том случае, если они будут основываться на прочном правовом фундаменте, на неуклонном соблюдении законности во всех сферах общественной жизни общества, незыблемости прав граждан.
Вот каково мнение тогдашнего Генерального Прокурора РФ В.Степанкова об этой проблеме: «Мы убеждены, что на данном этапе развития истории без мощного прокурорского надзора, обеспечивающего исполнение законов, проведение в жизнь намеченных реформ будет значительно затруднено, если не обречено на неудачу. И то ли сейчас время, чтобы разрушать еще одну институцию, цементирующую правовые основы государства, служащую интересам законности и правопорядка в обществе? Поэтому по меньшей мере странно выглядит желание кое-кого уже сегодня свести функции прокуратуры только к поддержанию государственного обвинения в суде. И об этом всерьез говорят сейчас, когда ослаблены правозащитные функции Советов, когда налицо противостояние во многих регионах исполнительных и представительных органов и огромная масса несогласующихся между собой и противоречащих закону правовых актов.
Сегодня ситуация такова, что подавляющее большинство незаконных актов отменяется по протестам прокуроров. За полтора года благодаря усилиям прокуроров их выявлено и отменено почти 200 тысяч. Эти акты нарушали права и интересы миллионов граждан, многих предприятий и организаций. Думается, устранение прокурорского надзора из этой сферы не принесет пользы делу укрепления законности. Попытка решить таким образом судьбу прокуратуры на руку только тем, кто хочет избавиться от последнего препятствия для безнаказанного нарушения закона.
Хочу еще раз подчеркнуть: необходимо противостоять любым отступлениям от конституционного порядка и законности, любым проявлениям административного произвола, какими бы целями они ни мотивировались и от кого бы они не исходили. Для нас это стержень всей работы. Надо иметь в виду, что, отстаивая закон, мы боремся не с Советом, мэром, главой администрации или представителем президента, как это порой пытаются представить, а боремся за Совет и главу администрации, за их авторитет с тем, чтобы каждый шаг в решении практических задач реформ основывался на законе. Поэтому всегда будут иметь поддержку со стороны Генеральной прокуратуры, а если нужно - и защиту, те прокуроры, которые на деле утверждают верховенство права и единство российской законности». Степанков В. Предназначение прокуратуры - стоять на страже закона // Законность. 1993. № 3.
В начале октября 1993 г. на должность Генерального прокурора РФ Указом Президента РФ был назначен А.И. Казанник. Примерно в это же время была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции РФ, которую возглавлял бывший в то время глава администрации Президента РФ С.А. Филатов.
В комиссии было два основных предложения по вопросу о дальнейшей судьбе прокуратуры. Инициатором первого был тогдашний министр юстиции РФ, а затем президент Чувашии - Н.В. Федоров. Его предложение сводилось к тому, что прокуратура должна являться структурным подразделением Министерства юстиции, ее функции должны быть сужены до поддержания государственного обвинения в суде, а потому прокуратуру и не следует включать в Конституцию РФ. Второе предложение выдвигалось группой ученых-правоведов и было направлено на дальнейшее усиление роли прокуратуры в государственном механизме России. Большинство членов комиссии поддерживали первое предложение, оставалась лишь надежда, что все можно поправить.
Поскольку Конституция должна быть принята путем референдума, заранее опубликовали несколько ее проектов. В первом таком проекте упоминания о прокуратуре не было, вопрос о ней еще не был решен окончательно. Учитывая важность событий, происходивших при разработке ныне действующей Конституции, и с целью получения информации, что называется "из первых рук", я хочу привести интервью начальника управления по надзору за исполнением законов в органах внутренних дел прокуратуры г. Москвы И.В. Бобровского. В 1993 г. он был помощником Генерального прокурора РФ. В один из дней конца ноября 1993 г. он оказался по служебным делам в Кремле, где узнал о том, что в этот день будет последнее голосование по вопросу о прокуратуре. И.В. Бобровский решил лично присутствовать при решении этого вопроса. Большинство членов комиссии проголосовали за предложение Н.В. Федорова, и прокуратура как государственный орган, осуществляющий повсеместный надзор за исполнением законов, в Конституцию РФ не попадала. О позиции комиссии И.В. Бобровский доложил Генеральному прокурору А.И. Казаннику, который мнение Генеральной прокуратуры о включении института Генеральной Прокуратуры в Основной Закон страны доложил Президенту страны. Б.Н. Ельцин обещал рассмотреть складывавшуюся ситуацию. Через три дня был опубликован новый проект Конституции РФ, в который была включена ст. 129, предложенная группой ученых-правоведов. Однако положение о том, что прокуратуре в Конституции должна быть отведена отдельная глава, было упущено. В принятой 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования Конституции Российской Федерации ст. 129 о прокуратуре была включена в главу "Судебная власть". Позднее, в ноябре 1995 г., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые уже более детально определяли функции и задачи прокуратуры. На сегодняшний день Конституция РФ (1993 г.) и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" (с изменениями и дополнениями 1995 г.) являются основными законодательными актами, регламентирующими работу прокуратуры.
Прошло уже достаточно времени, чтобы увидеть на практике пробелы и недостатки действующего законодательства о прокуратуре. Фактически в Конституции РФ 1993 г. допущено "двойное" подчинение, которого не допустил В.И. Ленин в 1922 г. Часть 3 ст. 129 Конституции РФ гласит: "Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами". Норма данной статьи при применении ее на практике способствует усилению существующих объективных противоречий между некоторыми региональными и федеральными интересами, что тесно связано с одним из коренных вопросов в сфере организации деятельности прокуратуры - назначением на должность прокуроров субъектов РФ.
Конституция РФ ввела процедуру согласования Генеральным прокурором РФ с субъектами РФ при назначении им на должность прокурора субъекта РФ. Закон "О прокуратуре РФ" развивает это положение указанием о согласовании с органами государственной власти субъектов РФ. Более подробная конкретизация этих вопросов определяется конституциями, уставами субъектов РФ.
4. Место прокуратуры в системе государственной власти

Хотя в Конституции РФ ст. 129 и находится в главе "Судебная власть", фактически, как известно, прокуратура не входит в систему судебных органов. Об этом свидетельствуют ч. 1 ст. 129 Конституции РФ: "Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации", а также ч. 1 ст. 1 Федерального Закона "О прокуратуре РФ", которая гласит: "Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов". Из текста вышеуказанных статей следует, что прокуратура представляет собой независимую от других систему государственных органов - она не входит в систему органов ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властей, по существу являясь самостоятельной (четвертой) ветвью государственной власти.
В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей, основоположником которого является Ш.-Л. Монтескье, как и в конституциях некоторых стран Западной Европы. Сущность данного принципа заключается в том, что законодательная, исполнительная и судебная деятельность государства рассматриваются как три самостоятельные власти, которые должны находиться в руках независимых органов государства, с тем чтобы они взаимно сдерживали и уравновешивали друг друга, что необходимо для ограждения граждан от произвола, источником которого является сосредоточение всех властей в одном органе. Монтескье развивал идею закономерного развития всего в мире, в том числе человеческих действий, и требовал от законодателя считаться с "общим духом своего народа". Он призывал даже при проведении реформ не стесняться без нужды и нравов и привычек народа, не стремиться непременно исправить все. Законы одного народа не подходят другому, живущему в иных условиях. Об этом он писал в своем труде "О духе законов".
Советские ученые С.Г. Новиков и М.Ю. Рагинский представляли "сущность прокуратуры и ее отличие от других органов государства так, что, во-первых, она не имеет ни законодательных, ни административных, ни судебных функций, во-вторых, не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.