На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие прокурора как участника уголовного процесса. Полномочия по надзору за законностью приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях, в стадии предварительного расследования. Поддержание государственного обвинения в суде.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 19.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Академия МВД Республики Беларусь
Кафедра уголовного процесса
Вариант № 5


КУРСОВАЯ РАБОТА
Прокурор в уголовном процессе


Курсант 44 учебной группы
следственно-экспертного факультета
Академии МВД Республики Беларусь
рядовой милиции
Казеев А.В.
Минск, 2009
План

Введение
Глава 1. Понятие прокурора как участника уголовного процесса
Глава 2. Полномочия прокурора по надзору за законностью приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях
Глава 3. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования
Глава 4. Прокурор как государственный обвинитель
Заключение
Библиографический список
Введение

Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением нормативных правых актов изданных государственными органами. Прокуратура имеет широкие полномочия по надзору за законностью во многих отраслях законодательства. В ряде стран мира наряду с традиционными ветвями власти (законодательной, судебной и исполнительной) выделяют также и контрольно-надзорную, например, в Бразилии. Это ещё раз подтверждает важность функции государства по надзору за должным исполнением законов. На протяжении истории своего развития и становления прокуратура претерпевала значительные изменения своих задач, функций, полномочий, круг которых был обусловлен конкретными историческими условиями, складывающимися в стране. В курсовой работе мы кратко затронем исторический аспект генезиса прокурорского надзора, с момента вхождения территории Беларуси в состав Российской Империи, в результате III раздела Речи Посполитой в 1775 г. В этот период прокуратура в Российской Империи имела круг полномочий определённый ещё в 1772 году Петром I. Осуществляла она надзор за деятельностью государственных органов, в том числе и судов, однако имела место тенденция усиления роли прокуратуры в расследовании преступлений.
В результате судебной реформы 1864 года, прокуратура балы лишена надзорной функции за деятельностью государственных органов и судов. На неё была возложена функция руководства при предварительном расследовании и поддержание государственного обвинения. После упразднения 24 ноября 1917 года (Декрет советской власти № 1), прокуратура была воссоздана в 1922 г. и имела широкие полномочия, как в уголовном преследовании, так и в общем надзоре [7, C. 15]. Однако вопросы о месте прокуратуры в государственном механизме, актуальны и в настоящее время. Действующее законодательство, регламентирующее институт прокурорского надзора в Республике Беларусь, не в полной мере согласуется с концепцией судебно-правовой реформы [8, C. 9].
В научной литературе нет единства мнений, по вопросам понятия функций прокурора их системы и содержания. В большинстве своём исследуются уголовно-процессуальные функции прокурора. Существует мнение о возможности замены прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования, судебным контролем. В соответствии с судебной концепцией предполагается самодостаточная функция прокурора в уголовном процессе при осуществлении уголовного преследования и надзора за деятельностью органов предварительного расследования, однако, при ограничении надзорных функций прокурора в суде.
Проблемами совершенствования института прокурорского надзора в Республике Беларусь занимаютя: Шостак М.А., Кукреш Л.И., Данько И.В., Юбко Ю.М., Кеник А.А. и другие.
Необходимо также обратить внимание на российских учёных, занимающихся исследованием прокурорского надзора и путей его совершенствования: Корнуков В.М., Ляхов Ю.А., Малахов Л.И., Мельников В.Н., Михайлова Т.С., Чувилев А.А. и западноевропейских учёных, например Миллер И.Г. (Miller I.G.) и другие.
Целью исследования является систематизация и углубления знаний о месте прокурора при реализации контрольно-надзорной функции государства, о функциях и полномочиях прокурора в уголовном процессе, исследование их структуры и содержания. Задачами данной работы являются:
1. исследование института прокурорского надзора в уголовном процессе,
2. уяснение уголовно-правовых категорий, связанных с прокурорским надзором в уголовном процессе,
3. определение функций прокурора их структуры и содержания в уголовном процессе,
4. уяснение места и роли прокурора на различных стадиях уголовного процесса,
5. сравнительно-правовой анализ некоторых аспектов прокурорского надзора с законодательством Российской Федерации,
6. выработка выводов и рекомендаций по совершенствованию института прокурорского надзора в Республике Беларусь.
Глава 1. Понятие прокурора как участника уголовного процесса
С точки зрения диалектики - форма познаётся через содержание, для изучения вопроса о понятии прокурора, как участника уголовного процесса, необходимо исследовать содержание данного правового явления. Содержанием, в данном случае будет выступать компетенция органов прокуратуры в уголовном процессе, их организация и порядок деятельности.
В соответствии со ст. 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах [1].
В соответствии со ст.128 Конституции Республики Беларусь компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяется законодательством. Основным нормативным правовым источником определяющим понятие прокурора в уголовном процессе выступает Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее УПК) и закон о прокуратуре Республики Беларусь (закон о прокуратуре). УПК определяет прокурора как действующих в пределах своей компетенции Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, начальников управлений (отделов) и их заместителей, прокуроров управлений и отделов, если иное не оговорено в соответствующих статьях УПК [2].
Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания и процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:
истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;
изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;
участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу;
поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;
отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;
давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;
применять, изменять или отменять меры пресечения;
прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;
разрешать отводы и самоотводы;
разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;
отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;
обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;
санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продление и установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК; возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;
направлять уголовное дело в суд;
использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.
Помимо этого прокурор в уголовном процессе может выступать в роли государственного обвинителя, а именно прокурора, поддерживающего государственное обвинение и осуществляющего иную процессуальную деятельность при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. Согласно ч.1 ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. Однако, необходимо обратить внимание на то, что прокурор на всех стадиях уголовного процесса осуществляет прокурорский надзор и обладает в связи с этим широкой компетенцией [2].
И так, прокурора в уголовном процессе можно определить как должностное лицо наделённое совокупностью прав и обязанностей по осуществлению уголовного преследования, совокупностью прав и обязанностей, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений законности на всех стадиях уголовного процесса, а также обладающее специальной компетенцией при поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции [8, C.89].
Глава 2. Полномочия прокурора по надзору за законностью приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях

В соответствии со ст. 172 УПК РБ орган уголовного преследования обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием должностного лица, принявшего заявление или сообщение, и времени их регистрации. Необоснованный отказ в приеме заявления или сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору в порядке, установленном статьями 139, 141 и 143 УПК. Заявление или сообщение о преступлении, поступившие в суд, за исключением поданных в соответствии с частью первой статьи 426 настоящего Кодекса, направляются прокурору, о чем должен быть уведомлен заявитель [2].
Институт рассмотрения информации поступившей в орган уголовного преследования, до возбуждения уголовного дела способствует не только полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования, но помимо этого выступает гарантом прав и свобод от необоснованного возбуждения уголовного и дела и, безусловно, несёт функцию процессуальной экономии.
Однако на данном этапе может иметь место сокрытие преступлений путём отказа в принятии заявления или сообщения или непринятия мер к его раскрытию, это является нарушением как конституционных, так и уголовно-процессуальных принципов. Основным средством борьбы с подобным явлением выступает прокурорский надзор. Сокрытием преступлений преследуется чаще всего создание видимости благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение таким способом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступлений, представляющих большую сложность [18, C. 512].
Непосредственно регламентирует деятельность прокурора на данном этапе приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания». В соответствии с этим н.п.а. прокуроры должны обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях. А именно не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использовать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обеспечивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генеральным прокурором Республики Беларусь 12 декабря 2000 г., а также принятие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним. Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершённых или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.
Приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, которые содержат информацию об уголовно наказуемых деяниях. Не законным является отказ в их приеме по мотивам незначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно подследственное [4].
В ходе проверки прокурор выясняет следующие вопросы:
полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях;
соблюдение установленных законом сроков их проверки;
законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений, в соответствии со ст. 174 УПК.
При проведении проверки в органе дознания, прокурор знакомится с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу и т.д., корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении, книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений, например «102», корешками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу, книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д. [3].
Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в различных госорганах.
В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия, по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя розыскные и следственные действия [16, C. 9].
Надзорная деятельность прокурора на этапе рассмотрения заявлений и сообщений является гарантом защиты и реализации прав и свобод граждан, общества и государства, а также соответствия деятельности органов уголовного преследования принципам уголовного процесса.
Глава 3. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования

Уголовно процессуальный кодекс один из основных нормативных правовых актов регламентирующих порядок реализации уголовной политики государства, наиболее резкой реакции на нарушение правовых предписаний, выраженной в ограничении важнейших прав человека. Всё это обусловливает жёсткий порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности, рамок которого неукоснительно должен придерживаться орган уголовного преследования. Основные правовые гарантии уголовно-процессуальной деятельности в пределах УПК, закреплены в Основном законе государства, в ст. 7, в ст. 27 Конституции. Наиболее важными гарантиями является принцип законности и принцип не допустимости доказательств полученных с нарушением закона. Непосредственно, надзор за деятельностью органов уголовного преследования на стадии предварительного расследования осуществляет прокурор. На него возлагаются широкие полномочия, которые дают возможность осуществлять полный и всесторонний надзор, однако при этом должна обеспечиваться процессуальная независимость органа уголовного преследования и в особенности следователя [20, C. 284].
Следует отметить, что на стадии предварительного расследования сбор доказательственной информации может осуществляться не только посредствам уголовно-процессуальной деятельности, но и посредствам оперативно-розыскной деятельности надзор, за которой также осуществляет прокурор, однако мы ограничимся рассмотрением полномочий по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органа уголовного преследования.
Основными нормативными правовыми актами регламентирующими полномочия прокурора на стадии предварительного расследования выступают УПК, Закон о прокуратуре, приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» [15, C. 25]. В соответствии с данными н.п.а. можно выделить следующие полномочия:
истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;
изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;
участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу;
поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;
отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;
давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;
применять, изменять или отменять меры пресечения;
прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;
разрешать отводы и самоотвод;
разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;
отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;
обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;
санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продление и установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК; возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;
направлять уголовное дело в суд;
использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.
По мнению Кеника А.А. полномочия прокуроров, содержащиеся в УПК, можно разд и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.