Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 124012


Наименование:


Курсовик Методические основы и формирование ЗОЖ учащихся на уроке биологии

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.01.2021. Год: 2019. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: 58. *

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..5
1 Теоретические основы формирования понятий о здоровом образе жизни на уроках биологии….…………………………………………………………...…..5
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «формирование знаний о здоровом образе жизни» ………………..……………………………..5
1.2 Формирование у учащихся личностно-значимого отношения к здоровому образу жизни при обучении биологии…………………………………………..7
1.3 Роль школы и учителя биологии в формировании понятий о здоровом образе жизни……………………………………………………………………..10
2 Особенности формирования понятий здорового образа жизни у школьников на уроке биологии……………………………………………...…15
2.1 Принципы, которым необходимо придерживаться учителю биологии при подготовке уроков с материалами, пропагандирующими ведение здорового образа жизни……………………………………………………………………..15
2.2 Методические приемы формирования здорового образа жизни на уроках биологии………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ А Темы уроков биологии, в которые могут быть интегрированы вопросы по ведению здорового образа жизни.……………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока биологии на тему «Режим дня.
Динамика работоспособности» с элементами ЗОЖ..…………………………33


ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это одна из важнейших ценностей в жизни каждого человека. Оно дается каждому с рождения, а наша задача состоит в том, чтобы поддерживать его на высоком уровне посредством ведения здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни нужно начинать с малых лет и продолжать в процессе школьного обучения.
Перед современной школой стоит задача – обеспечение подрастающего поколения полезными медико-гигиеническими знаниями, создание условий для формирования полезных привычек здорового образа жизни (регулярные физические упражнения, правильное питание, профилактика вредных привычек).
Биология является тем школьным предметом, в рамках которого целесообразно развивать знания о здоровом образе жизни человека, ведь именно в ее курсе школьник получает необходимый объем знаний об организме человека, анатомо-физиологических особенностях, закономерностях его развития и роста, влиянии на организм окружающей среды, медико-гигиенических аспектах и пр. [1].
Исходя из вышеизложенного цель курсовой работы – выявить методические основы и методику формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся на уроках биологии.
В связи с поставленной целью ставились и решались следующие задачи:
1) путём проведения анализа научной, педагогической и методической литературы раскрыть сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «формирование знаний о здоровом образе жизни»;
2) изучить особенности формирования у учащихся личностно-значимого отношения к здоровому образу жизни при обучении биологии;
3) рассмотреть роль школы и учителя биологии в формировании понятий о здоровом образе жизни;
4) определить основные методические приемы формирования понятий о здоровом образе жизни на уроках биологии;
5) разработать уроки биологии по формированию здорового образа жизни учащихся разного возраста.


1 Теоретические основы формирования понятий о ЗОЖ на уроках биологии

1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «формирование знаний о здоровом образе жизни»
Глобальной проблемой человечества является задача по улучшению состояния здоровья нового поколения и предупреждению его заболеваемости. В решении такой задачи непосредственное участие принимают общеобразовательные учреждения. Для того чтобы дети оканчивали школу здоровыми, на учителей возложена ответственность по созданию такого учебно-образовательного климата, который будет способствовать формированию привычек здорового образа жизни школьников [1].
Для реализации такой задачи, прежде всего, сами педагоги должны хорошо разбираться в таких понятиях, как: «здоровье», «здоровый образ жизни», «формирование знаний о здоровом образе жизни». При этом стоит отметить, что до настоящего времени в научной среде не было выработано единого мнения в отношении понятия «здоровье» [2].
Амосов Н.М., например, раскрывает его следующим образом: «естественное состояние живого организма, при котором он отличается уравновешенностью взаимоотношений с окружающей средой и отсутствием болезненных проявлений». А Г.И. Царегородцев утверждает, что «здоровье – это гармоничное состояние между окружающей средой и организмом, результатом которого выступает хороший обмен веществ внутри самого организма».
В этом случае здоровье человека рассматривается как естественное гармоническое состояние организма в условиях оптимального течения обменных процессов, исключающих болезненные явления.
С экологической и эволюционной точки зрения, здоровье – динамическое равновесие организма с социальной и окружающей природной средами, при котором все жизненно важные подсистемы человеческого организма правильно работают, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального соотношении при условии умения быстро адаптироваться к непрерывно изменяющейся социальной и природной среде.
В целом приходится констатировать, что в материалах научной литературы имеет место широкое разнообразие понятия «здоровье». В обобщенном виде это емкая система, предусматривающая совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.
По нашему мнению, здоровье – это состояние человеческого организма, при котором выполняется полноценная и эффективная работа его психических, биологических, социальных, духовных функций.
Следует отметить, что понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», последнее раскрывается как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизни людей, проявляющийся в их досуге, труде, удовлетворении духовных и материальных потребностей, нормах поведения и общения [3].
От того образа жизни, который нашел наиболее подходящим для себя тот или иной человек, зависят эффективность работы систем и функций организма, механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, возможность полноценного выполнения социальных функций, продолжительность жизни.
Образ жизни также во многом зависит от уровня культуры человека, он является результатом его свободного и самостоятельного выбора. Понятие образа жизни крайне сложное. Оно зависит от ценностных ориентаций людей, их стиля жизнедеятельности и пр. Образ жизни имеет прямое отношение к состоянию здоровья...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно Закону РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям госполитики в сфере образования. Это становится все более актуальным в связи с тем, что на территории нашей страны только 14% детей здоровы, свыше 50% детей школьного возраста имеют различные проблемы со здоровьем, у 40% детей имеют место хронические заболевания. У многих школьников отмечается дис-гармоничное физическое развитие (снижение показателей мышечной силы, дефицит массы тела), что ухудшает работоспособностью подрастающего поколения.
Свыше 7,5 млн. российских детей страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Подростковый возраст опасен тем, что именно в это время дети впервые пробуют алкоголь, табак, наркотики.
Здоровье человека, как известно, прямо зависит от образа жизни человека.
Здоровый образ жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его динамическое и системное состояние, обусловленное уровнем физической культуры, специальных знаний, социально-духовных ценностей, приобретенных в ходе самовоспитания и воспитания, образования.
Забота о физическом состоянии школьников приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической и социально-экономической точки зрения время.
Школьный курс биологии – та дисциплина, которая имеет особые возможности для формирования у школьников понятий о здоровом образе жизни. Внимание учащихся акцентируется на приоритетные факторы риска и условия образа жизни, влияющих на здоровье и на общее благополучие человека.
Основная цель учителя биологии – формирование направленности и приверженности школьника на ведение здорового образа жизни, понимание важности сохранения своего здоровья. Для этого достижения учителя биологии должны организовать учебно-познавательную деятельность учащихся так, чтобы она была направлена на овладение умениями и навыками, усвоение знаний, возможность реализации своих потенциальных возможностей, развитие положительных личностных качеств учащегося.
На уроках биологии, предусматривающих обучение учащихся понятию ЗОЖ, целесообразно говорить не только о разрушителях здоровья, а также и о его созидателях: физическом воспитании, личной гигиене, оптимизации режима сна и бодрствования, труда и отдыха и т.д.
Для формирования у школьников на уроках биологии понятий о ЗОЖ используются следующие методические приёмы:
- рассказы и беседы учителя;
- заучивание стихотворений;
- моделирование различных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры-тренинги;
- физкультминутки.
Материал, собранный по теме ЗОЖ, должен органично сочетаться с содержанием основного урока, не противоречить его задачам и целям. Вносимые в него элементы по ЗОЖ (дополнительная информация, задания для самостоятельной работы, упражнения, решение проблемных ситуаций) должны быть компактными по объему, доступными для понимания и запоминания, соответствовать основному содержанию урока, изучаемой темы и раздела.
Содержание информации по ЗОЖ должно соответствовать возрастной категории школьников, их психофизиологическим особенностям. Только в таком случае будет обеспечен действенный воспитательный эффект.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Агронина, Н. И. Особенности отношения к ЗОЖ в сельской и городской школах /Н. И. Агронина // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития. – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 89-93.
2 Алешина, Л. И. Формирование у подростков ценностного отношения к здоровью в процессе изучения дисциплин биологического цикла /Л. И. Алешина // Актуальные вопросы теории и практики биологического образования. – М.: Издательство «Планета», 2014. – С. 38-40.
3 Арутюнова, Н. Н. Кабинет здоровья – центр здоровьесберегающей среды школы /Н. Н. Арутюнова // Актуальные вопросы модернизации российского образования. – М.: Издательство «Перо», 2015. – С. 98-101.
4 Зайцев, Г. К. Проблемы организации здоровьесберегающего школьного образования / Г. К. Зайцев //Академия профессионального образования. – 2015. – № 8. – С. 33-42.
5 Мезинова, Е. Н. Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии / Е. Н. Мезинова // Актуальные проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве (школа-вуз). – Ростов: Издательство «АкадемЛит», 2018. – С. 158-163.
6 Митченкова, Ю. В. Формирование ЗОЖ на уроках биологии и химии / Ю. В. Митченкова //Вопросы педагогики. – 2019. – № 6-2. – С. 101-103.
7 Бурцева, И.С. Здоровьесбережение на уроках биологии в сельской школе /И.С. Бурцева // Вестник научных конференций. – М.: Издательство: «ООО «Консалтинговая компания Юком»»(Тамбов) – 2017. – № 4-2 (20). – С. 24-25.
8 Катюшина, М.И. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования ценностного отношения к здоровью школьников в условиях экологического неблагополучия / М.И. Катюшина // Актуальные проблемы охраны здоровья человека в экологически неблагополучных условиях сборник. – М.: Издательство: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2016.С. 390-394.
9 Косинова, А.Г. Современные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни / А.Г. Косинова // Теория и практика современного научного знания. Проблемы. Прогнозы. – М.: «КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС», 2017. С. 39-40.
10 Лизунова, Е.В. Педагогическое условия формирования здорового образа жизни учащихся в процессе изучения биологии /Е.В.Лизунова // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. – М.: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. С. 157-162.
11 Лобанова, А.Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся на уроках биологии при изучении раздела «Человек и здоровье» /А.Н. Лобанова // Наука, образование, инновации. – М.: «Наука и просвещение», 2020. С. 129-131.
12 Макарова, Л.П. Гигиенические основы формирования культуры здорового образа жизни школьников / Л.П. Макарова //Гигиена и санитария. - Москва: Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2017. Т. 96,- № 5. С. 463-466.
13Соловьева, Г.Г. Педагогические аспекты валеологического воспитания на уроках биологии и физической культуры в современной школе /Г.Г. Соловьева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации.- Пенза: Издательство «Наука и просвещение», 2019. С. 19-21.
14 Цымбаленко, Е.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в современной школе / Е.Г. Цымбаленко //Тенденции развития науки и образования. 2017. № 22-3. С. 12-14.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А1 - Темы уроков биологии, в которые могут быть интегрированы вопросы по ведению здорового образа жизни...



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.