Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 124106


Наименование:


Курсовик Проблема адаптации детей в школе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 22.01.2021. Год: 2018. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики и психологии начального и дошкольного образования


КУРСОВАЯ РАБОТА
«Проблема адаптации ребенка к школьной жизни»


Выполнила:
студентка 2 курса
направление:
«Педагогическое образование»
профиль:
«Начальное образование

Псков
2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I. Теоретические основы психолого - педагогической адаптации к школьному обучению……………………………………………….....…..6
1.1 Понятие адаптации в психолого – педагогической литературе….………...6
1.2 Характеристика адаптации младших школьников к обучению в школе. …………………………………………………………………………..….10
1.3 Понятие, причины и типы дезадаптации у младших школьников……...14
Глава II. Экспериментальное исследование адаптации младших школьников. ………………………………………………………………………...……21
2.1. Организации и методики исследования. Анализ результатов первичного исследования……………………………………………………..………..21
2.2. Рекомендации родителям по адаптации младшего школьника к школе………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………


Введение
Актуальность темы нашего исследования, обусловлена тем, что каждый ребенок проходит процесс адаптации к школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.
Проблемами исследования адаптации детей к школьной жизни, занимались такие ученые как Войнов В.Б. [5], Венгер Л. А. [4], Герц Е. Н. [7]. Школьная адаптация - это процесс привыкания к новым условиям, в которых младший школьник обладает необходимыми умениями и оказывается в необходимости отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения. Адаптация к школе является важной и серьезной проблемой, так как ситуация неопределенности всегда волнует. Перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение, он вступает в новую жизнь, по сравнению с детским садом. В период адаптации ребенку необходимо обрести самого себя, научиться отвечать за свои поступки. Положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе. В период адаптации он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых. Чем большую помощь они окажут в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития. Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
Маркович Д.Н. [16] в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» представила вниманию критерии готовности ребёнка к обучению в школе, причины школьной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптации первоклассников. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Несмотря на достаточную изученность данной проблемы, она сохраняет свою актуальность, так как процесс адаптации к обучению в школе является переломным моментом в жизни ребенка. Это помогло определить параметры нашего исследования.
Цель нашего исследования: выявить психофизиологические аспекты адаптации младших школьников, используя различные стратегии взаимодействия педагога и ребенка, в период адаптации к школе.
Объект нашего исследования: процесс адаптации ребенка к школе.
Предмет нашего исследования: стратегии взаимодействия педагогов и ребенка в период адаптации первоклассника в школе.
Гипотеза исследования: адаптация первоклассника в школе будет протекать успешнее при соблюдении следующих условий, а именно:
- создание в группе обучающихся эмоционально-положительного отношения к школе, развитие познавательной мотивации;
- организация специальных занятий с использованием различных видов деятельности: игровая, коллективная, творческая, досуговая, спортивно-оздоровительная, исследовательская, рассказывание и сочинение сказок.
Задачи:
1. Анализ психолого – педагогической литературы.
2. Рассмотреть понятия «адаптация» и «дезадаптация»
3. Проанализировать формы и уровни адаптации.
4. Исследовать особенности школьной адаптации детей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения , двух глав, шести параграфов , выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.


Глава I. Теоретические основы психолого – педагогической адаптации к школьному обучению
1.1 Понятие адаптации в психолого – педагогической литературе
Адаптация - приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования. Адаптацию можно рассматривать как процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы при изменении условий внешней и внутренней среды.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном, педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Для детей это напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил...

Заключение.
Адаптация ребенка к школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Различают три уровня адаптации ребёнка к школе : высокий, средний, низкий.
Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. Для этого необходимо обследование ребенка на трудности адаптации к школе.
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам. Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.
Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Но к сожалению, требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:
- провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению;
- определить факторы риска школьной дезадаптации;
- получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости - психолога.


Список литературы
1. Безруких М. М. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? / М.М. Безруких. - М.: 2006.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. — СПб.: 2008. — 398 с.
3. Вайзер Г. А. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / З. И. Калмыковой, И. Ю.Кулагиной. - М.: 2008.
4. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / А.Л.Венгера. – М.: 2007. – 192 с.
5. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям//Мир психологии. 2011, №4 с134-136.
6. Вроно, Е. С. Трудные родители, несчастные дети / Е. С. Вроно // Семья и школа. – 2009. - № 4. – С.12-16.
7. Герц, Е.Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов // Завуч начальной школы. – 2011. – № 4. – С. 59-66.
8. Запорожец, А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовке к школе старших дошкольников / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание.— 2010.— №4.— С. 37—42.
9. Иовчук Н. М. Депрессия у детей и подростков // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». 2005.
10. Истратова,О.Н.Справочник психолога начальной школы: Справочник для практических психологов, педагогов и студентов психологических и педагогических специальностей/О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. - Изд.3-е- Ростов н/Дону:Феникс, 2007,- 442с.
11. Коджаспирова Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева. – М.: 2009. – 272 с.
12. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Педагогическая психология / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: 2008.
13. Кушнир, Н.Я. Введение в школьную жизнь: Учеб.пособие. -2-е изд., перераб./ Н.Я.Кушнир, Н.Н. Максимук.- М.: 2007. -199с.
14. Кушнир, Н.Я. Детский сад-школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Я. Кушнир.- М.: 2007.-152 с.
15. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика,2009. - 165 с.
16. Маркович Д. Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе / Д.Н. Маркович. – М.: 2009. – № 7. – С. 18-22.
17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Г. Панова.- М.: Пресс,2009. 607 с.
18. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова.- М.: 2011.
19. Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
20. Хрипкова А.Г, Антропова М.В. Адаптация организма учащихся к учебной и физиологической нагрузкам / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова.- М.: Педагогика, 2010.- 240с.
21. Чуткина, Г. М Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы / Г.М. Чуткина. –Минск : 2009.
22. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с.
23. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 2009.- 139 с


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.